Картины Атиса Якобсонса

Искусство пустоты: выставка латвийских художников в Нижнем Новгороде

294
(обновлено 22:19 24.01.2018)
Мир латвийских художников — покинутый всеми, с незаметными приметами бывших человеческих жизней, и чернотой космоса над ним

РИГА, 24 янв — Sputnik, Тимур Селиванов. Латвийские художники "поселились" в Нижнем Новгороде на четыре месяца. Выставка современного искусства из Риги и окрестностей "Extension. LV: Встреча с самим собой" проходит в государственном центре современного искусства "Арсенал".

Корреспондент Sputnik прошел по выставке один и вместе с сотрудником "Арсенала" и сравнил свои впечатления с комментарием культуролога.

Геометричное, абстрактное

Полутемный зал, освещены только экспонаты. Белые и черные стенды расставлены так, что кажется — это тоже арт-объект.

Напротив зрителя первый объект выставки: картина с сумрачным пейзажем, в центре которого — прямоугольный параллелепипед. В памяти всплывают кадры из фильма "Космическая одиссея 2001 года", в котором на Землю прибывает инопланетный монолит.

Картина Атиса Якобсонса
© Сергей Ловырев / Волго-Вятский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО
Картина Атиса Якобсонса

На "обороте" стенда висят еще несколько работ художника Атиса Якобсонса — прямоугольные формы на фоне выцветшего неба и земли. По задумке автора, это "сакральная геометрия", гармония темной космической материи и бездны внутри человека.

Две небольшие картины рядом ярче, но абстрактнее. Плавные, "бесшовные" переходы цвета от нежно-персикового к голубоватому, ранний закат. Художник — Андрис Эглитис. На соседнем стенде — работы того же автора: на них изображены неопознанные сиротливые объекты, как будто сшитые из ветоши.

Маленькое искусство

Общее чувство неприкаянности усиливается от стенда к стенду. Вот маленькие фрагменты фотографий аккуратно вырезаны и вставлены в фоторамки. Разрозненные кусочки памяти художницы Дианы Тамане рассыпаны по стенду.

Работы Дианы Тамане
© Сергей Ловырев / Волго-Вятский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО
Работы Дианы Тамане

Из-за стенда раздается негромкий металлический звон. Звон издают квадратные и прямоугольные черные пластины, которые образуют композицию в духе супрематизма. От пластин идут провода, через которые им и подаются приказы звенеть. Это — работа Волдемарса Йохансонса.

Арт-объект Волдемарса Йохансонса
© Сергей Ловырев / Волго-Вятский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО
Арт-объект Волдемарса Йохансонса

Нарочито грубые мазки, серые, коричневые, грязно-белые краски поздней зимы. На небольших картинах Романа Коровина изображены небольшие вещи: сушилка для белья, комок пластилина на стене, силуэт человека с пакетами на дороге.

Картины Романа Коровина
© Сергей Ловырев / Волго-Вятский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО
Картины Романа Коровина

Побег в никуда

За стеклом на трех выставочных столиках — объемные бежево-белые панорамы леса, озерца и поля. На поле стоит мальчик с велосипедом по руль в траве.

"Это не выставочный объект, а декорации для него. Сама работа — это видеоролик, который крутится на экране рядом. Его автор — Лиена Мацкус. Она изначально не планировала выставлять декорации, но позже решила их добавить" — поясняет главный специалист научно-просветительского отдела "Арсенала" Алексей Старков.

Декорация к видеоработе Лиены Мацкус
© Сергей Ловырев / Волго-Вятский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО
Декорация к видеоработе Лиены Мацкус

Ролик и декорации, комментирует специалист, рассказывают истории о личном побеге человека без имени. Он убегает буквально — в поле, в лес, на берег водоема.

Выглядит, будто человечек не сможет никуда убежать — в декорациях очень мало места. Алексей несогласен: "Это всего лишь небольшой видимый нами отрезок — как и любая картина. То, что находится за рамой или за гранью стенда, мы увидеть не можем, но мы можем это дофантазировать.

Это модели — условный лес, условное поле, условный водоем, но раскрашиваем их в своей фантазии, мы сами даем персонажу имя и придумываем его историю ".

Здесь пишется история

Главная задача выставки, по словам культуролога, — знакомство зрителей с художественной сценой Латвии

"Художники из Германии, Франции, США известны по всему миру. Они задают общий вектор развития современного искусства. Другие страны, как кажется на первый взгляд, не заявляют о себе так же громко. Они есть, но искусство из этих стран мы не знаем", — говорит Алексей Старков.

Все художники, представленные в "Арсенале" — лауреаты национальной премии "Приз Пурвитиса". Они — "лицо" художественной сцены Латвии.

Картины Андриса Эглитиса
© Сергей Ловырев / Волго-Вятский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО
Картины Андриса Эглитиса

Напоследок Алексей делится тем, за что он любит свою работу: "Совсем недалеко от нас находится художественный музей, в котором висят картины Рериха и Маковского. Это произведения, которые заняли свою нишу в иерархии искусства. О них написаны десятки научных трудов. Но никто не возьмется сказать, останутся ли работы нашей выставки в истории искусства или нет. Если говорить пафосно, мы находимся в том месте, где пишется история искусства. Она будет доступна нашим потомкам, а мы про нее пока мало что знаем".

***

Мир латвийских художников — покинутый всеми, с незаметными приметами бывших человеческих жизней, и чернотой космоса над ним. Промежутки между работами на стендах и проходы между стендами усиливают это ощущение "пустотности".

Название выставки — "Встреча с самим собой", а подзаголовок-эпиграф — цитата Карла Густава Юнга: "Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным". Ощущение от нее не то чтобы неприятное — скорее, потерянное, будто забыл что-то или тебя забыли. Однако искусство и не должно создавать комфорт.

294
Теги:
латышские художники, искусство, живопись, художники, Нижний Новгород
Тема:
Арт-салон (58)
По теме
В "Рижской бирже" открывается выставка картин русских художников
Картины латвийских художников показывают в Туле

"РаZoomные встречи" в Латвии: учим русский язык и поднимаем интеллект в виртуале

307
(обновлено 16:56 24.02.2021)
Всевозможные трансляции уже успели изрядно поднадоесть истосковавшимся по живой культурной жизни латвийцам, однако появилось что-то новое

РИГА, 24 фев — Sputnik, Симона Алексеева. К радости потребителей культурного контента, он пополнился самыми обсуждаемыми фильмами и модными сериалами, выдвинутыми на престижную кинопремию минувшего года. Появились и образовательные проекты, позволяющие улучшить языковые навыки и расширить мировоззрение.

Уроки русского

В феврале Рижский русский театр им. Михаила Чехова запустил новый образовательный проект "РаZoomные встречи". Школьники, студенты и все желающие получили возможность оттачивать разговорный русский в компании с одним из актером труппы. Онлайн-занятия проводят Яна Хербста, Вероника Плотникова, Наталья Живец, Татьяна Лукашенкова, Игорь Назаренко, Вадим Гроссман и Евгений Черкес.

Начинание имело грандиозный успех – билеты на первые занятия были сметены всего за неделю. "РаZoomные встречи" было решено продлить – они продолжатся в марте, апреле и мае.

Проект в первую очередь задумывался для латышских школьников и студентов, которым не хватает живого общения на великом и могучем. Большой отклик занятия нашли и у аудитории постарше – среди слушателей хватает и взрослых латышей. География проекта не ограничивается одной Латвией – недавно навыки оттачивала подзабывшая родной язык слушательница из США. Впечатлениями об общении со своими визави артисты театра делятся на страничке театра в Facebook.

Из-за огромного спроса РаZoomные занятия с актерами театра решено продлить на три месяца
© Photo Рижский русский театр им. М. Чехова
Из-за огромного спроса "РаZoomные занятия" с актерами театра решено продлить на три месяца

Формат 40-минутных встреч, которые проходят онлайн один на один, максимально креативен. Перед занятием актер предлагает слушателю на выбор несколько тем для обсуждения.

"Артисты охотно расскажут, как они гримируются или готовятся к роли, как черпать вдохновение во время прогулок по лесу или как испечь самые вкусные блины", - интригует администрация театра.

Так, Вероника Плотникова во время занятий занималась вокалом со своей визави, Игорь Назаренко рассказывал о своем пути в профессию, а Татьяна Лукашенкова проводила для своей взрослой слушательницы и пламенной театралки онлайн-экскурсию по театру.

Стоимость одного занятия 21 евро, билеты продаются на bezrindas.lv.

Политика и искусство

Латвийская академия художеств и престижнейший Центральный лондонский колледж искусства и дизайна Сент-Мартин в рамках совместного проекта запустили серию публичных бесед, рассматривающих историю и ее контекст с разных точек зрения.

Необходимо отметить, что английский вуз – одна из старейших в мире кузниц кадров дизайна и модной индустрии. Именно Сент-Мартин в свое время заканчивали главные имена мировой моды Стелла Маккартни, Джон Гальяно и Александр МакКуин.

Тема новой дискуссии художников - политика и искусство
© Photo Пресс-фото
Тема новой дискуссии художников - политика и искусство

Что происходит на встречах в Zoom? Приглашенные лекторы из Великобритании и Латвии обсуждают с позиций культурных отличий стран какую-то одну тему – например, уничтожение памятников или финансирование публичного искусства. В четверг 25 февраля в 16.00 по латвийскому времени на платформе Zoom обсудят не менее животрепещущий вопрос: "Активизм: сила политического искусства".

От Латвии выступит режиссер Криста Буране, театральные и киноработы которой отмечены национальными премиями, Англию представит Иси Эшун - художница широкого профиля. Вместе со студентами магистратур они выяснят, какие решения найдены для того, чтобы публичное искусство и активизм могли выступать в тандеме? И с какими препонами сталкивается искусство на политическую повестку?

Участие в дискуссии бесплатное, беседа ведется на английском языке (без перевода). Присоединяйтесь и слушайте! Чтобы войти в беседу, используйте линк Zoom, ID: 894 4468 8667, пароль: 301143.

Разминка перед "Оскаром"

Церемония вручения премии Голливудской ассоциации иностранной прессы "Золотой глобус", которую называют репетицией "Оскара", пройдет 28 февраля. Хотите увидеть фильмы, номинированные на эту кинопремию пока все наши кинотеатры закрыты? Splendid Palace предложил такую возможность. Два ближайших уикэнда - 26-28 февраля и 5-7 марта - будут посвящены кинопремии, которую называют репетицией "Оскара".

Выдвинутый на Золотой глобус фильм «Еще по одной» уже удостоился «ЕвроОскара»
© Photo Пресс-фото
Выдвинутый на "Золотой глобус" фильм «Еще по одной» уже удостоился «ЕвроОскара»

Приобретайте билеты (стоимость 5 евро) по ссылке и смотрите из дома самые обсуждаемые фильмы недолгого проката 2020 года, и те, которые даже не успели в него войти в Латвии: драмедию "Еще по одной" Томаса Винтенберга (между прочим, этот фильм уже выиграл "ЕвроОскар" по итогам прошлого года) с Мадсом Микельсеном в главной роли и драму "Отец" Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом и Оливией Колман в главных ролях!

Кадр из фильма «Отец»
© Photo SEAN GLEASON / Пресс-фото
Кадр из фильма «Отец»

Открывший в этом месяце эстафету по отключению российских каналов оператор Tet также не остался в стороне. На развлекательной платформе Shortcut появился тематический спецраздел Golden Globe с номинантами 2021 года и фильмами-победителями премии прошлых лет.

Блокбастер «Довод» Кристофера Нолана стал самым дорогостоящим проектом 2020 года
© Photo Пресс-фото
Блокбастер «Довод» Кристофера Нолана стал самым дорогостоящим проектом 2020 года

Для платного просмотра без рекламы выложены: блокбастер "Довод" Кристофера Нолана (просмотр 3.99 евро), британская костюмная романтическая комедия "Эмма", а также целый отряд нашумевших сериалов стриминговых платформ. Например, криминальная драма "Отыграть назад" с Николь Кидман и Хью Грантом в главных ролях, сага о подростковой любви "Обычные люди" по одноименному бестселлеру-роману ирландской писательницы Салли Руни и комедийный триллер "Бортпроводница".

Те, кто не успел посмотреть «Джокер», смогут сделать это совершенно легально дома
© Photo Пресс-фото
Те, кто не успел посмотреть «Джокер», смогут сделать это совершенно легально дома

Из триумфаторов прошлых лет есть бенефис Хоакина Феникса "Джокер", драма "Звезда родилась" с Леди Гагой и Брэдли Купером, сериал "Чернобыль", а также уже ставшие классикой "Мисс Саншайн", "Шоколад" и др. Маленькие зрители тоже не забыты – для них выложены удостоенные американской кинопремии анимационные фильмы "Кунг-фу панда", "Семейка Крудс" и др.

Жемчужины оперы

Латвийская Национальная опера в марте порадует записями трех культовых оперных спектаклей в концертном исполнении с участием выдающихся солистов и дирижеров. Это – жемчужины, которые редко можно увидеть на сцене нашего театра.

С 5 марта можно увидеть "Норму" Винченцо Беллини (запись 2017 года), где главные партии исполняют оперные певцы Марина Ребека и Александр Антоненко. С 12 марта доступна опера "Эрнани" Джузеппе Верди (2018 года) – у дирижерского пульта Даниэль Орен, всемирно известный интерпретатор музыки итальянского композитора, а в главных ролях солистка Большого театра Диана Алиева и немецкий бас Андреас Бауэр Канабас.

Запись концертного исполнения оперы «Ласточка» можно увидеть в марте
© Photo Латвийская Национальная опера
Запись концертного исполнения оперы «Ласточка» можно увидеть в марте

Начиная с 19 марта в виртуале будет выложена концертная запись "Ласточки" Джакомо Пучини (2018 года), где партию Магды исполняет сопрано Динара Алиева, а ее возлюбленного Руджеро - американский тенор Джон Эрвин.

Все спектакли можно посмотреть в удобное для себя время до 31 марта с субтитрами на латышский язык. Цена билета на просмотр одной записи 7 евро, комбинированного билета для просмотра всех трех спектаклей – 17 евро. Билеты на bilesuparadize.lv.

307
Теги:
образование, Латвия, культура, русский язык
По теме
Латвийцы скоро будут жить ради колбасы: писательница о плачевном состоянии культуры
Культура в заморозке: как и где развлечься в условиях ЧС в Латвии
Огонь остановился: министр культуры рассказал о рождественском чуде

Памяти Жагарса: "Геликон-опера" представляет премьеру "Тоски"

373
(обновлено 09:56 10.02.2021)
Премьеру "Тоски" московский театр "Геликон-опера" посвящает памяти выдающегося латвийского режиссера Андрейса Жагарса

РИГА, 10 фев – Sputnik. Сегодня в московском театре "Геликон-оперы" состоится премьера - в репертуаре театра впервые появится опера Пуччини "Тоска", сообщается на сайте "Музыкальная жизнь".

Премьеру "Тоски" главный режиссер "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман посвящает памяти выдающегося режиссера друга театра  - Андрейса Жагарса. В 2004 году по приглашению Жагарса, директора Латвийской национальной оперы, Бертман поставил "Тоску" в Риге вместе с известным дирижером Андрисом Нелсонсом.

"В Риге в одной команде со мной работал художник Андрис Фрейбергс, из когорты великих сценографов, который в Советском Союзе уже был звездой и ставил очень много спектаклей и в Ленкоме, и на Таганке. Дирижером-постановщиком был тогда молодой главный дирижер Латвийской национальной оперы Андрис Нелсонс (сейчас он входит в пятерку лучших дирижеров мира), а художником по костюмам – легендарная Кристине Пастернака.

В спектакле участвовал изумительный состав исполнителей: молодой Александр Антоненко, который феноменально сделал Каварадосси, Самсон Изюмов, потрясающий баритон (он до сих пор поет Скарпиа). Эгилс Силиньш, который сейчас является директором Латвийской национальной оперы, тоже пел в моем спектакле Скарпиа. И, конечно, Тоски: великолепная Инесса Лина Бургитта (она была ведущей меццо-сопрано в Литве, пела Амнерис, Кармен, и ради Тоски пошла на эксперимент), позже в спектакль вошла талантливейшая Кристине Ополайс, это была одна из ее первых ролей в театре. Сейчас Тоску поет превосходная Лиене Кинча.

Этот спектакль я очень любил, потому что мне было позволено полностью сделать свою авторскую версию, и я пытался ответить на вопросы, которые занимали меня с детства и казались какой-то нелогичностью. Прежде всего я старался найти для себя что-то неизведанное в этом хорошо знакомом мне материале, который я знал наизусть", - рассказал Бертман в интервью.

"Тоска" в постановке Бертмана идет на сцене Латвийской национальной оперы до сих пор.

По словам режиссера, ему очень хотелось, чтобы своя "Тоска" была в "Геликон-опере", и он решился на постановку именно в этот сложный для театров год.

Действие в "Тоске" развивается стремительно в течение 24 часов в охваченном революционными настроениями Риме. В пьесе точно прописано время – "день, вечер и раннее утро 17 и 18 июня 1800 года". Первый и единственный раз Пуччини создал оперу на исторический сюжет – все события происходят на фоне знаменитой битвы Наполеона при Маренго 14 июня 1880 года.

В опере живут конкретные персонажи, многоликие и изменчивые и интересные зрителю в любые времена. Реальность происходящего подчеркнута музыкальными деталями: известно, что в прелюдии к последнему действию Пуччини воспроизводит звучание утренних колоколов в соборе Святого Петра в Риме, а в уста мальчика-пастуха вкладывает текст старинной итальянской песни, которую действительно пели пастухи в окрестностях Рима.

За многие годы постановок история любовного треугольника Каварадосси – Тоска – Скарпиа обросла традициями. Бертман в новом спектакле предлагает свою версию известного сюжета, исследуя иные мотивации поступков героев. Именно они окажутся в фокусе внимания режиссера, а "Тоска" превратится в детектив.

373
Теги:
Андрей Жагарс, Латвия, Россия
По теме
Национальная опера: Гаранча будет в декабре, а Херманис — после ремонта
Дмитрий Бертман: работники культуры сделали больше, чем политики

Зачем станция, если нет поездов? Как Латвия расправляется с культурным наследием

0
(обновлено 16:52 27.02.2021)
Кардинально разные подходы и отношение Латвии и Эстонии к собственному архитектурному наследию демонстрируются в этом видео

То, что в Эстонии сохраняют как объекты культурного и исторического наследия, в Латвии сносят и переделывают на современный лад.

Как Латвия избавляется от "пережитков прошлого", которые почему-то бережно хранит Эстония, смотрите в этом видео YouTube-канала "ВИДИМО".

0
Теги:
поезд, видео, Эстония, Латвия
По теме
Латвийская железная дорога распродает имущество по сниженным ценам
Латвийская железная дорога избавляется от вагонов: аукцион на миллионы евро
Латвийская железная дорога продает 12 ненужных локомотивов