Вспоминая Смутное время: по пьесе Далии Трускиновской поставили спектакль в Москве

© Фото из архива Далии ТрускиновскойСцена из спектакля "Дитя и корона"
Сцена из спектакля Дитя и корона - Sputnik Латвия
Подписаться
Московский театр "ТеНер" поставил спектакль по пьесе рижской писательницы Далии Трускиновской, которая, работая в Латвии, открывает малоизвестные страницы истории любимой страны-соседки

РИГА, 12 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. Книги рижанки Далии Трускиновской всегда выходили только в России — за крайне небольшим исключением. И основные читатели, поклонники ее таланта, тоже там, за границей, куда Далия Мейеровна ездит регулярно: то на презентацию очередного историко-авантюрного романа, то провести мастер-класс для молодых писателей или выступить на литературном семинаре.

А теперь вот ждет с нетерпением премьеры спектакля по своей повести "Монах и кошка". Это будет вторая работа московского музыкального театра-студии "ТеНер", а первый спектакль по пьесе Далии Трускиновской — "Дитя и корона" в постановке режиссера Александры Нероновой — на сцене прошел недавно.

История и фантастика переплетаются в реальном мире

Далия Трускиновская многим известна, как автор фантастических и фэнтезийных произведений, которых она создала немало. Но уже много лет, как она пишет историко-авантюрные и приключенческие романы, например, о событиях в Москве XVII века, Петербурга XVIII века, наконец, о происходившем в эпоху Курляндского герцогства. О себе Далия Мейеровна говорит: всегда хотела писать "как Дюма". Кстати, первая ее книга, которая вышла в конце 1970-х, была, в общем-то, исторической. И спустя годы писательница вернулась к исторической тематике. Какие-то романы она подписывала своими именем и фамилией, другие выходят под псевдонимом Дарья Плещеева.

© Фото из архива Далии ТрускиновскойСцена из спектакля "Дитя и корона"
Сцена из спектакля Дитя и корона - Sputnik Латвия
Сцена из спектакля "Дитя и корона"

"И с театром у меня жизнь была связана давно. Вообще, я человек по натуре театральный. В советские годы чуть ли не все свободное время проводила в Рижском театре юного зрителя, который уничтожила независимая Латвия. Я то и дело пробовала писать что-то для театра, но, например, в Риге потом это отдавать было просто некому, а в России не знала нужных людей – кому и что предложить. А некоторое время назад познакомилась через общих друзей с режиссером Александрой Нероновой, которая мне сразу понравилась, и я поняла: сработаемся. И вот первая ласточка – "Дитя и корона", — рассказывает Далия Трускиновская.

О том, как пишутся пьесы, Далия Трускиновская может рассказывать долго. К примеру, писатель может найти интересный сюжет "в дебрях истории", возникнет какая-то идея – и литератор начинает ее развивать. Например, история русского царя Федора Алексеевича и его жены Агафьи. Прекрасная романтическая история. Но не писать же было женский роман. Так появилась пьеса "Псица".

© Фото из архива Далии ТрускиновскойСцена из спектакля "Дитя и корона"
Сцена из спектакля Дитя и корона - Sputnik Латвия
Сцена из спектакля "Дитя и корона"

Хотя бывает и иначе. Некоторое время назад Далия Трускиновская написала удивительную повесть "Ксения", хотя оно по жанру — сакральная фантастика, но основа историческая и, более того, православная. В произведении рассказывается удивительная и "реально фантастическая" история блаженной Ксении Петербуржской. Спустя годы писательница переработала повесть в пьесу для театра. В свою очередь, пьеса "Дитя и корона" появилась иначе.

Три судьбы, которые могли изменить историю России

"История России знает Смутное время, когда судьба целого государства зависела во многом от трех женщин – от того, какие решения те примут. Первая женщина — Аксинья Романова (в иночестве — великая старица Марфа), мать царя Михаила Федоровича. Вторая – Марья Нагая – жена Ивана Грозного, которая родила царевича Дмитрия. Тот, как известно, погиб — "напоролся на ножичек". И потом вдруг Дмитрий объявился в Польше. Этот тот самый Лжедмитрий. От того, как к нему отнеслась бы Марья – признала бы его своим сыном или нет, – зависела судьба России. Ведь могла и не признать…

© Фото из архива Далии ТрускиновскойТри главные героини и наследник
Три главные героини и наследник - Sputnik Латвия
Три главные героини и наследник

Наконец, третья женщина – всем известная Мария Мнишек, у которой тоже был сын – Иван (так называемый "воренок"). Если бы она не воевала за престол для него, то тоже еще неизвестно, как сложилась бы судьба России. Поскольку ей очень хотелось быть царицей и чтобы на троне был ее царевич, она много чего натворила. Но это уже вопрос к историкам. А в пьесе и на сцене переплетают три судьбы, три монолога. Три женщины — матери и жены — рассказали об ужасах Смутного Времени. Поведали историю своих детей — претендентов на российский престол. И заставили задуматься о жизни и людях, которые мало изменились за пять столетий. В итоге получилась пьеса. А Александра Неронова по ней поставила замечательный спектакль", — говорит Далия Трускиновская.

Душа театра, спрятавшегося в подвале большого дома

Московский музыкальный театр-студия "ТеНер" — из молодых (появился в 2014 году), но уже любимых многими в столице. Его создательница и художественный руководитель — выпускница РАМ имени Гнесиных, талантливый композитор Александра Неронова. Спектакли театра: "Тень" по мотивам пьесы Шварца, шекспировская "Двенадцатая ночь", "Кошель ума" по мотивам средневекового фарса, "Матушка метелица" — по мотивам польских народных сказок, и много других ярких работ. В труппе около 40 человек, многие – воспитанники самой же театральной студии, где они обучались (иногда целыми семьями) буквально всему – от сценографии до вокального мастерства.

Театр находится в подвале жилого дома. И все в нем сделано своими руками – от декораций до костюмов. Кстати, костюмы для "Дитя и корона" шили Александра Неронова, Татьяна Рябинина и Анастасия Евсеева, которые и играют главных героинь.

© Фото из архива Далии ТрускиновскойВсе герои спектакля и Далия Трускиновская (в центре) вместе с Александрой Нероновой
Все герои спектакля и Далия Трускиновская (в центре) вместе с Александрой Нероновой - Sputnik Латвия
Все герои спектакля и Далия Трускиновская (в центре) вместе с Александрой Нероновой

"Костюмы должны были быть одновременно и яркими, и лаконичными, и в одном стиле. Мы выбрали три цвета – черный у моей героини Аксиньи, белый — у Марьи, красный у Марии Мнишек. И весь спектакль получился как бы в трех цветах – черно-бело-красный. Характер героинь должен был отражаться в их костюмах", — рассказывает Александра Неронова, которая сама и выбирает какое произведение интересно поставить и что для этого потребуется.

С творчеством Далии Трускиновской она знакома давно – начиная с книги "Люс-а-Гард" и повести "Монах и кошка". Александра Неронова вспоминает, как чуть ли не с подросткового возраста зачитывалась книгами любимого автора. И наконец, она лично познакомилась с писательницей – и почти сразу взялась за работу над пьесой "Дитя и корона".

"Мне давно хотелось поставить какое-нибудь ее произведение, а это так просто находка для режиссера: прекрасные образы, точно передано настроение эпохи. Работали над пьесой довольно долго, поскольку она потребовала серьезного "психологического погружения" в образы героинь. А уже собственно постановка на сцене шла легко и быстро. И мы теперь фактически приступили к работе над пьесой по повести "Монах и кошка" — планировали ее поставить в прошлом году, но перенесли на этот. Так что, скоро все покажем в "ТеНер", чего сами очень ждем", — говорит Александра Неронова.

Лента новостей
0