Фотохудожник Ольга Кулль

Латвийский фотограф Ольга Кулль: по национальности я художник

192
(обновлено 14:22 19.03.2018)
Фотохудожница Ольга Кулль родилась в Эстонии и переехала в Ригу вслед за мужем-латышом, после сорока лет увлеклась фотографией и сейчас работает в жанре макросъемки

РИГА, 19 мар — Sputnik. В художественной галерее Евроакадемии Таллина при поддержке Балтийской международной академии (БМА) состоялось открытие выставки фотографии "Солнце на воде" уроженки Эстонии, художницы из Латвии Ольги Кулль, пишет Sputnik Эстония.

Между таллинской Евроакадемией и рижской БМА налажено сотрудничество в различных областях учебного процесса. Одним из моментов совместной деятельности является обмен выставками живописи, фотографий и студенческих дизайнерских проектов.

В 2015 году Ольга Кулль стала лауреатом галереи BiАrt в номинации "Современная фотография". Ее представляют собой зарисовки живой природы, выполненные в технике макросъемки. Это, казалось бы, неприметные, но отмеченные внимательным взглядом художника и зафиксированные фототехникой фрагменты земных стихий — воды, огня — и растений в неожиданном ракурсе и масштабе.

"В фотографиях Ольги мы не видим мир, мы видим только крошечные фрагменты природы с ее личной точки съемки и с ее определенной эмоцией", — рассказал рижский искусствовед и куратор выставок Валентин Даниленко.

Искусствовед Валентин Даниленко
© Sputnik / Вадим Анцупов
Искусствовед Валентин Даниленко

"Ольга родилась в Эстонии, и нам тем более приятно привезти сюда латвийского художника. У нас в Латвии она уникальна. Ее стилистика интересна не только фотографам, которые задают ей чисто технические вопросы, но и художникам: они более чувствительны, им понятны стилизованные изображения и абстрактные композиции. Ее работы современны и концептуальны. Эстонцы, как мне кажется, должны гордиться тем, что в Риге живет прекрасный художник, родившийся в Эстонии, — Ольга Кулль. Она уже перешагнула границы Эстонии не потому, что переехала жить в Латвию, — она продвинулась за пределы республик благодаря своему творчеству", — заключил Даниленко.

Фотохудожница согласилась ответить на несколько вопросов Sputnik Эстония.

— Вы родились в Эстонии. Как оказались в Латвии?

— Верно, я родилась в Таллине. Когда мне был год, а это был еще Советский Союз, наша семья переехала в одну из зарубежных стран. Потом мы вернулись в Эстонию, в город Пярну, где я окончила последние классы средней школы и работала по ее окончании в нескольких эстонских организациях. Затем я вышла замуж за латыша, и в 1984 году муж привез меня в Латвию.

— Не мучает ли вас ностальгия по Эстонии?

— Эстонию я очень люблю и многое помню: помню улочку в Пяэскюла, по которой ходила в детский сад. В Таллине не была лет шесть и заметила, что город очень изменился. Здесь, к сожалению, не сохранился старинный дом XVI века, в котором моя семья жила до отъезда.

— Следовательно, ваши предки — коренные жители Эстонии?

— У меня до сих пор очень много родственников, которые жили здесь во времена Первой Эстонской Республики и носили фамилию Кулль.

— Как потом складывалась ваша судьба?

— Когда я со всей семьей, с мужем и маленьким ребенком, переезжала в Ригу, то переживала, что не знаю латышского языка. Но оказалось, что все окружение говорило по-русски. Это меня несколько удивило, но это особенность Риги.

Еще до обретения независимости Латвией я прошла массу курсов по латышскому языку, на которые ходила с радостью. Скрывать не буду, это влияние Эстонии: ведь в Эстонии меня с удовольствием брали на работу, поскольку я говорила на двух языках и без акцента.

Живя в Эстонии, я была в какой-то степени националисткой. Мы были очень против того, что здесь стоят русские войска, летают самолеты: такой самолет, говорили тогда, стоит как один город Пярну. А когда сейчас на тех же военных базах стоят другие самолеты, я себя спрашиваю: о чем я думала в юности? Что было с моими идеалами? Позднее также поняла, что те русские туристы, которые приезжали в Пярну отдыхать и тратили там деньги, давали нам возможность хорошо зарабатывать. Так я теперь смотрю на ту нашу жизнь.

В Эстонии я себя чувствовала ущемленной со стороны русских, а когда я приехала в Латвию в статусе жены гражданина Латвии, то тоже почувствовала дискомфорт, и взгляды на жизнь у меня очень изменились. Дискомфорт испытываешь, когда посещаешь госучреждения.

Искусствовед Валентин Даниленко и фотохудожник Ольга Кулль
© Sputnik / Владимир Барсегян
Искусствовед Валентин Даниленко и фотохудожник Ольга Кулль

— Вас в Латвии считают эстонкой?

— Да, они считают, что я по-другому мыслю. Но моя дочь родилась в Латвии и перфектно говорит на латышском. У меня четверо внуков, и они настоящие латыши.

—Так как же вы себя чувствуете в результате такой замысловатой жизненной комбинации?

— Проблемы есть, когда читаешь прессу, но в жизни мы дружны: все подруги у меня — латышки, и мы не делим никого по национальности. Люди делятся не на латышей, китайцев или русских, а на порядочных и непорядочных. У меня есть в Риге, где я живу уже тридцать лет, настоящие, верные друзья, которые мне ни разу не сказали: "У ты какая, эстонская девушка…"

Я теперь смотрю на многое в прошлом по-другому, предпочитаю заниматься фотографией, желательно макросъемкой: снять очки и видеть только на метр вокруг. А в фотографии что объяснять?! Смотри! В любой стране мира она понятна, как живопись или музыка. "Битлз" поют в одной своей песне: представьте, что уберут границы, что мы все говорим на одном языке. Ведь что сделал Бог?! Чтобы всех нас рассорить, он каждой нации дал свой язык, а на самом деле нужно говорить на одном.

Фрагмент выставки Солнце на воде
© Sputnik / Владимир Барсегян
Фрагмент выставки "Солнце на воде"

— Как случилось, что вы пришли в фотографию?

— Я увлеклась фотографией после сорока лет. Меня поддерживают в этом и муж, и дети. Я села за учебники, чтобы углубить свои знания в технике фотографии и научиться делать то, что я хочу.

— Как вы выбираете сюжеты для съемки?

— Положа руку на сердце скажу: я делаю то, что мне нравится. У каждой фотографии есть история. Иногда я делаю работы по заданной организаторами выставки теме. У меня есть время, и я довольно долго обдумываю, как могу раскрыть ту или иную тему. Выставка, которую мы привезли в Евроакадемию, называется "Солнце на воде", для нее отобрана двадцать одна работа. Здесь представлены разные мотивы, но даже если это фото огня, все равно это солнце на воде.

— Совершенно очевидно, что в своей работе вы используете макросъемку.

— Да, действительно, у меня зрение минус пять, поэтому я все рассматриваю в хорошем приближении и увеличении и показываю это зрителю. Сразу, когда приняла решение заняться фотографией, выбрала макрообъектив. Я, бывает, делаю и репортажные снимки, но не считаю это художественным произведением. Я ставлю перед собой задачу сделать такую фотографию, которую можно было бы рассматривать, условно говоря, целый год. У моих работ нет ни верха, ни низа — делаю горизонт там, где мне нужно. В моих фотографиях можно увидеть все что угодно, даже то, что я сама там не вижу, и самому сделать много открытий.

Фрагмент выставки Солнце на воде
© Sputnik / Владимир Барсегян
Фрагмент выставки "Солнце на воде"

— Вы снимаете природные мотивы. А города и архитектуру?

— Я не фотографирую то, что сделано человеком. Архитектор уже гениально что-то сделал, и это с моей стороны был бы плагиат. Что же я буду повторяться? Я фотографирую то, что случайно сделала природа.

— Востребована ли в Латвии фотография как коммерческий продукт?

— Их используют дизайнеры, работающие над организацией интерьеров в стиле хай-тек, там много металла, пластика и много свободного пространства, и нужно сделать цветовые акценты.

— Как находятся сюжеты?

— Вот например, на столе стоял стакан с вермутом и ваза с герберами. Я встала утром, солнце как-то по особому упало на всю композицию, и я подумала: какая красота — пьяные герберы!.. И сделала кадр. Эти работы можно вращать и зеркально переворачивать — композиция не ухудшится.

Все работы автобиографичны. Они так или иначе мне напоминают события моей жизни.

— А портреты людей?

— Меня не интересуют гламурные портреты. Вот что бы я хотела сделать, так это серию "Глаза": глаза медсестер в больнице, которые лечат тебя, смотрят на тебя внимательно, когда ты оказываешься в ситуации между жизнью и смертью.

192
Теги:
Евроакадемия, Балтийская международная академия, Валентин Даниленко, Ольга Кулль, Эстония, Латвия
Тема:
Арт-салон (58)
По теме
Уникальные кадры: такие разные глаза
"Подводный фотограф года": неожиданные снимки из океанских глубин
Финалисты конкурса Sony World Photography Awards 2018
Travel Photographer of the Year: лучшие фотографии из путешествий

"РаZoomные встречи" в Латвии: учим русский язык и поднимаем интеллект в виртуале

307
(обновлено 16:56 24.02.2021)
Всевозможные трансляции уже успели изрядно поднадоесть истосковавшимся по живой культурной жизни латвийцам, однако появилось что-то новое

РИГА, 24 фев — Sputnik, Симона Алексеева. К радости потребителей культурного контента, он пополнился самыми обсуждаемыми фильмами и модными сериалами, выдвинутыми на престижную кинопремию минувшего года. Появились и образовательные проекты, позволяющие улучшить языковые навыки и расширить мировоззрение.

Уроки русского

В феврале Рижский русский театр им. Михаила Чехова запустил новый образовательный проект "РаZoomные встречи". Школьники, студенты и все желающие получили возможность оттачивать разговорный русский в компании с одним из актером труппы. Онлайн-занятия проводят Яна Хербста, Вероника Плотникова, Наталья Живец, Татьяна Лукашенкова, Игорь Назаренко, Вадим Гроссман и Евгений Черкес.

Начинание имело грандиозный успех – билеты на первые занятия были сметены всего за неделю. "РаZoomные встречи" было решено продлить – они продолжатся в марте, апреле и мае.

Проект в первую очередь задумывался для латышских школьников и студентов, которым не хватает живого общения на великом и могучем. Большой отклик занятия нашли и у аудитории постарше – среди слушателей хватает и взрослых латышей. География проекта не ограничивается одной Латвией – недавно навыки оттачивала подзабывшая родной язык слушательница из США. Впечатлениями об общении со своими визави артисты театра делятся на страничке театра в Facebook.

Из-за огромного спроса РаZoomные занятия с актерами театра решено продлить на три месяца
© Photo Рижский русский театр им. М. Чехова
Из-за огромного спроса "РаZoomные занятия" с актерами театра решено продлить на три месяца

Формат 40-минутных встреч, которые проходят онлайн один на один, максимально креативен. Перед занятием актер предлагает слушателю на выбор несколько тем для обсуждения.

"Артисты охотно расскажут, как они гримируются или готовятся к роли, как черпать вдохновение во время прогулок по лесу или как испечь самые вкусные блины", - интригует администрация театра.

Так, Вероника Плотникова во время занятий занималась вокалом со своей визави, Игорь Назаренко рассказывал о своем пути в профессию, а Татьяна Лукашенкова проводила для своей взрослой слушательницы и пламенной театралки онлайн-экскурсию по театру.

Стоимость одного занятия 21 евро, билеты продаются на bezrindas.lv.

Политика и искусство

Латвийская академия художеств и престижнейший Центральный лондонский колледж искусства и дизайна Сент-Мартин в рамках совместного проекта запустили серию публичных бесед, рассматривающих историю и ее контекст с разных точек зрения.

Необходимо отметить, что английский вуз – одна из старейших в мире кузниц кадров дизайна и модной индустрии. Именно Сент-Мартин в свое время заканчивали главные имена мировой моды Стелла Маккартни, Джон Гальяно и Александр МакКуин.

Тема новой дискуссии художников - политика и искусство
© Photo Пресс-фото
Тема новой дискуссии художников - политика и искусство

Что происходит на встречах в Zoom? Приглашенные лекторы из Великобритании и Латвии обсуждают с позиций культурных отличий стран какую-то одну тему – например, уничтожение памятников или финансирование публичного искусства. В четверг 25 февраля в 16.00 по латвийскому времени на платформе Zoom обсудят не менее животрепещущий вопрос: "Активизм: сила политического искусства".

От Латвии выступит режиссер Криста Буране, театральные и киноработы которой отмечены национальными премиями, Англию представит Иси Эшун - художница широкого профиля. Вместе со студентами магистратур они выяснят, какие решения найдены для того, чтобы публичное искусство и активизм могли выступать в тандеме? И с какими препонами сталкивается искусство на политическую повестку?

Участие в дискуссии бесплатное, беседа ведется на английском языке (без перевода). Присоединяйтесь и слушайте! Чтобы войти в беседу, используйте линк Zoom, ID: 894 4468 8667, пароль: 301143.

Разминка перед "Оскаром"

Церемония вручения премии Голливудской ассоциации иностранной прессы "Золотой глобус", которую называют репетицией "Оскара", пройдет 28 февраля. Хотите увидеть фильмы, номинированные на эту кинопремию пока все наши кинотеатры закрыты? Splendid Palace предложил такую возможность. Два ближайших уикэнда - 26-28 февраля и 5-7 марта - будут посвящены кинопремии, которую называют репетицией "Оскара".

Выдвинутый на Золотой глобус фильм «Еще по одной» уже удостоился «ЕвроОскара»
© Photo Пресс-фото
Выдвинутый на "Золотой глобус" фильм «Еще по одной» уже удостоился «ЕвроОскара»

Приобретайте билеты (стоимость 5 евро) по ссылке и смотрите из дома самые обсуждаемые фильмы недолгого проката 2020 года, и те, которые даже не успели в него войти в Латвии: драмедию "Еще по одной" Томаса Винтенберга (между прочим, этот фильм уже выиграл "ЕвроОскар" по итогам прошлого года) с Мадсом Микельсеном в главной роли и драму "Отец" Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом и Оливией Колман в главных ролях!

Кадр из фильма «Отец»
© Photo SEAN GLEASON / Пресс-фото
Кадр из фильма «Отец»

Открывший в этом месяце эстафету по отключению российских каналов оператор Tet также не остался в стороне. На развлекательной платформе Shortcut появился тематический спецраздел Golden Globe с номинантами 2021 года и фильмами-победителями премии прошлых лет.

Блокбастер «Довод» Кристофера Нолана стал самым дорогостоящим проектом 2020 года
© Photo Пресс-фото
Блокбастер «Довод» Кристофера Нолана стал самым дорогостоящим проектом 2020 года

Для платного просмотра без рекламы выложены: блокбастер "Довод" Кристофера Нолана (просмотр 3.99 евро), британская костюмная романтическая комедия "Эмма", а также целый отряд нашумевших сериалов стриминговых платформ. Например, криминальная драма "Отыграть назад" с Николь Кидман и Хью Грантом в главных ролях, сага о подростковой любви "Обычные люди" по одноименному бестселлеру-роману ирландской писательницы Салли Руни и комедийный триллер "Бортпроводница".

Те, кто не успел посмотреть «Джокер», смогут сделать это совершенно легально дома
© Photo Пресс-фото
Те, кто не успел посмотреть «Джокер», смогут сделать это совершенно легально дома

Из триумфаторов прошлых лет есть бенефис Хоакина Феникса "Джокер", драма "Звезда родилась" с Леди Гагой и Брэдли Купером, сериал "Чернобыль", а также уже ставшие классикой "Мисс Саншайн", "Шоколад" и др. Маленькие зрители тоже не забыты – для них выложены удостоенные американской кинопремии анимационные фильмы "Кунг-фу панда", "Семейка Крудс" и др.

Жемчужины оперы

Латвийская Национальная опера в марте порадует записями трех культовых оперных спектаклей в концертном исполнении с участием выдающихся солистов и дирижеров. Это – жемчужины, которые редко можно увидеть на сцене нашего театра.

С 5 марта можно увидеть "Норму" Винченцо Беллини (запись 2017 года), где главные партии исполняют оперные певцы Марина Ребека и Александр Антоненко. С 12 марта доступна опера "Эрнани" Джузеппе Верди (2018 года) – у дирижерского пульта Даниэль Орен, всемирно известный интерпретатор музыки итальянского композитора, а в главных ролях солистка Большого театра Диана Алиева и немецкий бас Андреас Бауэр Канабас.

Запись концертного исполнения оперы «Ласточка» можно увидеть в марте
© Photo Латвийская Национальная опера
Запись концертного исполнения оперы «Ласточка» можно увидеть в марте

Начиная с 19 марта в виртуале будет выложена концертная запись "Ласточки" Джакомо Пучини (2018 года), где партию Магды исполняет сопрано Динара Алиева, а ее возлюбленного Руджеро - американский тенор Джон Эрвин.

Все спектакли можно посмотреть в удобное для себя время до 31 марта с субтитрами на латышский язык. Цена билета на просмотр одной записи 7 евро, комбинированного билета для просмотра всех трех спектаклей – 17 евро. Билеты на bilesuparadize.lv.

307
Теги:
образование, Латвия, культура, русский язык
По теме
Латвийцы скоро будут жить ради колбасы: писательница о плачевном состоянии культуры
Культура в заморозке: как и где развлечься в условиях ЧС в Латвии
Огонь остановился: министр культуры рассказал о рождественском чуде

Памяти Жагарса: "Геликон-опера" представляет премьеру "Тоски"

373
(обновлено 09:56 10.02.2021)
Премьеру "Тоски" московский театр "Геликон-опера" посвящает памяти выдающегося латвийского режиссера Андрейса Жагарса

РИГА, 10 фев – Sputnik. Сегодня в московском театре "Геликон-оперы" состоится премьера - в репертуаре театра впервые появится опера Пуччини "Тоска", сообщается на сайте "Музыкальная жизнь".

Премьеру "Тоски" главный режиссер "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман посвящает памяти выдающегося режиссера друга театра  - Андрейса Жагарса. В 2004 году по приглашению Жагарса, директора Латвийской национальной оперы, Бертман поставил "Тоску" в Риге вместе с известным дирижером Андрисом Нелсонсом.

"В Риге в одной команде со мной работал художник Андрис Фрейбергс, из когорты великих сценографов, который в Советском Союзе уже был звездой и ставил очень много спектаклей и в Ленкоме, и на Таганке. Дирижером-постановщиком был тогда молодой главный дирижер Латвийской национальной оперы Андрис Нелсонс (сейчас он входит в пятерку лучших дирижеров мира), а художником по костюмам – легендарная Кристине Пастернака.

В спектакле участвовал изумительный состав исполнителей: молодой Александр Антоненко, который феноменально сделал Каварадосси, Самсон Изюмов, потрясающий баритон (он до сих пор поет Скарпиа). Эгилс Силиньш, который сейчас является директором Латвийской национальной оперы, тоже пел в моем спектакле Скарпиа. И, конечно, Тоски: великолепная Инесса Лина Бургитта (она была ведущей меццо-сопрано в Литве, пела Амнерис, Кармен, и ради Тоски пошла на эксперимент), позже в спектакль вошла талантливейшая Кристине Ополайс, это была одна из ее первых ролей в театре. Сейчас Тоску поет превосходная Лиене Кинча.

Этот спектакль я очень любил, потому что мне было позволено полностью сделать свою авторскую версию, и я пытался ответить на вопросы, которые занимали меня с детства и казались какой-то нелогичностью. Прежде всего я старался найти для себя что-то неизведанное в этом хорошо знакомом мне материале, который я знал наизусть", - рассказал Бертман в интервью.

"Тоска" в постановке Бертмана идет на сцене Латвийской национальной оперы до сих пор.

По словам режиссера, ему очень хотелось, чтобы своя "Тоска" была в "Геликон-опере", и он решился на постановку именно в этот сложный для театров год.

Действие в "Тоске" развивается стремительно в течение 24 часов в охваченном революционными настроениями Риме. В пьесе точно прописано время – "день, вечер и раннее утро 17 и 18 июня 1800 года". Первый и единственный раз Пуччини создал оперу на исторический сюжет – все события происходят на фоне знаменитой битвы Наполеона при Маренго 14 июня 1880 года.

В опере живут конкретные персонажи, многоликие и изменчивые и интересные зрителю в любые времена. Реальность происходящего подчеркнута музыкальными деталями: известно, что в прелюдии к последнему действию Пуччини воспроизводит звучание утренних колоколов в соборе Святого Петра в Риме, а в уста мальчика-пастуха вкладывает текст старинной итальянской песни, которую действительно пели пастухи в окрестностях Рима.

За многие годы постановок история любовного треугольника Каварадосси – Тоска – Скарпиа обросла традициями. Бертман в новом спектакле предлагает свою версию известного сюжета, исследуя иные мотивации поступков героев. Именно они окажутся в фокусе внимания режиссера, а "Тоска" превратится в детектив.

373
Теги:
Андрей Жагарс, Латвия, Россия
По теме
Национальная опера: Гаранча будет в декабре, а Херманис — после ремонта
Дмитрий Бертман: работники культуры сделали больше, чем политики
Алексей Навальный в зале суда

В Amnesty International обещали "штабу Навального" молчать про аресты журналистов в Латвии

73
Российские пранкеры позвонили в Amnesty International от лица руководителя сети региональных штабов Алексея Навального и заодно спросили, собираются ли там вступиться за журналистов, на которых оказывают давление в Латвии

РИГА, 27 фев — Sputnik. Amnesty International - это основанная в Великобритании международная неправительственная организация, которая заявляет, что ее цель - "предпринимать исследования и действия, направленные на предупреждение и прекращение нарушений прав на физическую и психологическую неприкосновенность, на свободу совести и самовыражения, на свободу от дискриминации в контексте своей работы по продвижению прав человека".

Ранее своим долгом организация посчитала вступиться за российского блогера Алексея Навального, которому по возвращении из Германии условный срок за растрату и хищение заменили на реальный из-за злостных нарушений режима условного заключения.

В Amnesty International, видимо, сути дела не поняли и присвоили Навальному статус "узника совести". Правда, после этого организации пришлось столкнуться с суровой реальностью, которая показала, что из него такой себе "узник совести". Гораздо более качественно он успел проявиться как "ксенофоб" - своими крайне резкими высказываниями о мигрантах. А эти два понятия в Amnesty International, как выяснилось, не вяжутся. Речь пошла о том, чтобы "узником совести" Навального больше не называть.

На этом фоне российские пранкеры Владимир Кузнецов и Алексей Столяров сумели устроить видеоконференцию в Amnesty International с участием, как они утверждают, генсека организации Джулии Верхаар, директора Amnesty Internationa по Восточной Европе и Центральной Азии Мари Стразерс и замдиректора по Европе и Центральной Азии Дениса Кривошеева. Один из пранкеров представился руководителем сети региональных штабов Алексея Навального Леонидом Волковым.

Об этом звонке пранкеры рассказали РИА Новости.

Говорили они в основном про Навального и перипетии присвоения и лишения статуса "узника совести". Но поскольку Amnesty International все же позиционирует себя как международная правозащитная организация, которая привлекает внимание к нарушениям прав человека и выступает за соблюдение международных стандартов, пранкеры спросили заодно и о том, собираются ли там как-то вступаться за журналистов, которых в Латвии "травят" за сотрудничество с российским медиахолдингом, или хотя бы как-то реагировать на их аресты.

Удивительно, но права русских латвийцев Amnesty International, видимо, не волнуют. По крайней мере на журналистов в Латвии организация очевидно не готова тратить столько времени, сколько готова уделить вопросам, связанным с Навальным.

Там руководителя региональных штабов российского блогера заверили в том, что на это обращать внимание пока не планируют и вообще никак реагировать не собираются.

"Мы не реагируем на это и не планируем обращать внимание как минимум сейчас. Вам не нужно переживать, что мы что-либо скажем по этому поводу", — ответил представитель организации.

Вот такие вот двойные стандарты. Но самое интересное состоит в том, что когда генеральный секретарь Amnesty International любезно поблагодарила в Twitter главу штабов Навального "за прямой разговор", Волков, вместо которого в видеоконференции участвовал пранкер, написал в ответ, что никогда с ней не разговаривал.

Что касается выяснений по поводу статуса "узника совести", то в этом отношении Amnesty International планирует проводить внутреннее расследование.

73
Теги:
Латвия
По теме
Свобода слова в Латвии: политолог заявил о разнузданном нарушении
"Все ближе к тоталитаризму": журналисты Латвии в шоке от инициативы Минюста
Боррель: суд Латвии разберется в ситуации с журналистами Sputnik