Художник Рахмет

Две тысячи котиков художника Рахмета в Латвии

752
(обновлено 12:28 21.05.2018)
Любовь к котикам, воплощенная в картинах: почему латвийский туркменский художник Рахмет предпочитает рисовать сначала кошек и только потом уже их хозяев

РИГА, 20 мая — Sputnik, Евгений Лешковский. Даже пейзажи и портреты людей у самого знаменитого латвийского туркменского художника рождались, вдохновленные наблюдениями за котиками.

Рахмет (а фамилия его — тайна) родился в Туркмении, потом много лет жил в Москве, но вот уже лет двадцать как живет в Риге. Хотя именно в Москве Рахмет раскрыл в себе величайший талант мастера рисовать котиков. Нет, конечно, у художника много и великолепных пейзажей, и не оставляющих никого равнодушным обнаженных дам, и ярких натюрмортов, и еще много чего. Но главное все же – это они: котики!

Художник Рахмет
© Sputnik / Sergey Melkonov
Художник Рахмет

Рахмет навскидку говорит, что нарисовал их за тридцать лет около двух тысяч, хотя, зная его любовь к мурлыкающим созданиям, смеем предположить: на самом-то деле он их нарисовал раза в три больше. Да, такое возможно!

А вы видели котиков Рахмета?

Рахмет шутит, что он один единственный туркмен-художник в Латвии.  Хотя, возможно, еще есть варианты. Но одно можно сказать точно, такой художник — певец котиков в живописи Рахмет один такой не только в Латвии, но вообще во всей Прибалтике.

Если в Латвии кого-то из ценителей высокого искусства спрашиваешь, знает ли он Рахмета, то в ответ можно получить взгляд, буквально втаптывающий тебя в пол. Кто же не знает величайшего из великих художников, рисующего котиков?! Рахмет сам давно привык, что его, в первую очень, ассоциируют именно с этой пушистой домашней живностью.

Художник Рахмет
© Sputnik / Sergey Melkonov
Художник Рахмет

Но почему котики, а не собаки или, например, хомяки? Рахмет на это отвечает, что красной линией через всю его жизнь проходили именно котики, а не собаки. Хотя, был бы свой дом и большой двор, то завел бы собаку. И тогда Рахмет, скорее всего, стал бы рисовать собак, которых тоже сильно уважает. Но котиков-то обожает! Первый в его жизни кот появился еще в детстве. Звали достойного представителями мира кошачьих – Мичик, и он очень любил сметану.

После него в жизни Рахмета было еще примерно семь котиков, а пока временно нет никого, но, скорее всего, скоро появится. Последним был кот Рамсес. Он служил не просто украшением, но, можно сказать, выступал символом небольшой галереи, которая в то время была у Рахмета в Вецриге на улице Грециниеку.

Недавно у Рахмета была выставка картин – на кошачьей выставке в Риге, что, конечно, логично. И там ему очень понравился котенок породы девон-рекс. Рахмет уже фактически договорился с хозяином поменять котенка на картину, но как-то не получилось: заводчик модной теперь породы вдруг затерялся на многотысячной выставке. В итоге Рахмет вернулся домой к дочери, неся в коробочке крысу! Грызуны тоже были на той выставке, и Рахмет с горя, что девон-рекса не будет, поменял одну совсем крошечную свою картину на молодую крыску. Дочь Анна Мария назвала ее Хлоя.

Первым делом – котики, а остальное подождет

"На котах я разогреваюсь. Например, мне нужно выполнить какой-то заказ, скажем, большую картину – пейзаж или портрет человека в интерьере. И перед тем, как приступить к этой работе, я обязательно возьму лист бумаги и сделаю хотя бы набросок портрета котика. Впрочем, иногда вначале делаю законченную картину с усато-хвостатым, а потом уже, вдохновленный, приступаю к выполнению заказа", — раскрывает свою главную творческую тайну Рахмет.

Художник Рахмет
© Sputnik / Sergey Melkonov
Художник Рахмет

Первый портрет кота художник нарисовал лет тридцать назад, когда жил в Москве. Одна женщина году в 1987 году заказала портрет своего домашнего любимца, причем, по фотографии. Рахмет в то время писал много портретов людей, поэтому к идее изобразить на холсте кота сначала отнесся с сомнением. Но все же за работу взялся, и в итоге кот удался на триста процентов из ста, превзойдя любые ожидания.

Ту картину Рахмет продал по хорошей цене. И тогда он понял, что котики на картинах нравятся не только ему, но и другим, причем, они могут приносить в своих мягких лапках прибыль, что, конечно, художнику всегда важно, поскольку миллионеров в мире живописи на нашем пространстве найдется немного.

VIP-персоны и их питомцы

Сейчас картины Рахмета в Латвии можно найти в самых неожиданных местах. Бывает, придешь к кому-то в гости или заглянешь в какое-нибудь тихое кафе в подвальчике, а на тебя смотрит кот кисти Рахмета. На картинах коты и кошечки всех возможных пород, любой шерстистости и окраса. Посмотришь на такого вот котика, например, с кружкой пива, трубкой в лапке, на лодке или мурлыкающего с любимой дамой при свете Луны, и поднимаешь, что люди им не конкуренты!

"Только вот совсем уж черных котов не люблю рисовать, поскольку это очень трудно технически — не за что зацепиться. Хотя один весьма известный человек в Латвии лет пятнадцать назад заказал мне портрет своего кота, как назло, черного, как смоль! Что же, нарисовал его, правда, добавил немного необычных оттенков. Тот благородный кот роскошно лежал на богатом туркменском ковре, за ним – камин, а далеко в глубине – кабинет и стол, за которым сидит хозяин достойного зверя", — вспоминает Рахмет.

Нередко к Рахмету обращаются всевозможные vip-персоны – заказывают портреты своих котиков. Были среди них и политики высшего звена. Справедливости ради заметим, что и свои портреты они Рахмету тоже заказывают, но котиков он рисовать любит больше раз эдак в сто.

Рамсес и его культ

Рахмет – полистилист. Он пишет и кистью, и лопаточкой-мастихином, предпочитает акриловые краски, поскольку они особенно красиво ложатся на холст густыми фактурными мазками и прекрасно передают объем шерсти котика, хотя может использовать и масло, и акварель, и тушь, и все, что придумано человеческим гением.

  • Латвийские котики художника Рахмета
    Латвийские котики художника Рахмета
    Рахмет
  • Латвийские котики художника Рахмета
    Латвийские котики художника Рахмета
    Рахмет
  • Латвийские котики художника Рахмета
    Латвийские котики художника Рахмета
    Рахмет
  • Латвийские котики художника Рахмета
    Латвийские котики художника Рахмета
    Рахмет
  • Латвийские котики художника Рахмета
    Латвийские котики художника Рахмета
    Рахмет
  • Латвийские котики художника Рахмета
    Латвийские котики художника Рахмета
    Рахмет
  • Латвийские котики художника Рахмета
    Латвийские котики художника Рахмета
    Рахмет
  • Латвийские котики художника Рахмета
    Латвийские котики художника Рахмета
    Рахмет
  • Латвийские котики художника Рахмета
    Латвийские котики художника Рахмета
    Рахмет
1 / 9
Рахмет
Латвийские котики художника Рахмета

И котики всегда помогают в творческой жизни мастера. Вспомним упомянутого Рамсеса. Был верный знак: если Рамсес пройдет своими мягкими лапками по холсту, который Рахмет раскладывал на полу перед тем, как натянуть на подрамник, то будущая картина, во-первых, удастся, а во-вторых, будет быстро продана.

Рамсес любил отдыхать на подоконнике, где вначале прохожие видели его, а потом уже и картины в помещении. Около Рамсеса стояла копилка, куда посетители бросали "сколько не жалко". Так вот, за один год Рамсес просто за то, что он есть такой на этом свете, заработал для Рахмета более двух сотен латов. Они потом были благополучно пропиты: черный "Рижский бальзам" шел за здоровье Рамсеса легко и мягко – словно пробежка котика среди картин в галерее.

Словом, именно котики создают в нашем мире уют, благополучие и способствуют процветанию. И даже не сомневайтесь в этом!

752
Теги:
котики, картины, художник Рахмет, Латвия
Тема:
Арт-салон (58)
По теме
От египетских мао до курильских бобтейлов: в Риге показали экзотических кошек
Хвостатый хит сезона в Риге: наследница богини и добродушный великан
От эльфов до сфинксов: в Риге прошла выставка "Мир животных"

"РаZoomные встречи" в Латвии: учим русский язык и поднимаем интеллект в виртуале

307
(обновлено 16:56 24.02.2021)
Всевозможные трансляции уже успели изрядно поднадоесть истосковавшимся по живой культурной жизни латвийцам, однако появилось что-то новое

РИГА, 24 фев — Sputnik, Симона Алексеева. К радости потребителей культурного контента, он пополнился самыми обсуждаемыми фильмами и модными сериалами, выдвинутыми на престижную кинопремию минувшего года. Появились и образовательные проекты, позволяющие улучшить языковые навыки и расширить мировоззрение.

Уроки русского

В феврале Рижский русский театр им. Михаила Чехова запустил новый образовательный проект "РаZoomные встречи". Школьники, студенты и все желающие получили возможность оттачивать разговорный русский в компании с одним из актером труппы. Онлайн-занятия проводят Яна Хербста, Вероника Плотникова, Наталья Живец, Татьяна Лукашенкова, Игорь Назаренко, Вадим Гроссман и Евгений Черкес.

Начинание имело грандиозный успех – билеты на первые занятия были сметены всего за неделю. "РаZoomные встречи" было решено продлить – они продолжатся в марте, апреле и мае.

Проект в первую очередь задумывался для латышских школьников и студентов, которым не хватает живого общения на великом и могучем. Большой отклик занятия нашли и у аудитории постарше – среди слушателей хватает и взрослых латышей. География проекта не ограничивается одной Латвией – недавно навыки оттачивала подзабывшая родной язык слушательница из США. Впечатлениями об общении со своими визави артисты театра делятся на страничке театра в Facebook.

Из-за огромного спроса РаZoomные занятия с актерами театра решено продлить на три месяца
© Photo Рижский русский театр им. М. Чехова
Из-за огромного спроса "РаZoomные занятия" с актерами театра решено продлить на три месяца

Формат 40-минутных встреч, которые проходят онлайн один на один, максимально креативен. Перед занятием актер предлагает слушателю на выбор несколько тем для обсуждения.

"Артисты охотно расскажут, как они гримируются или готовятся к роли, как черпать вдохновение во время прогулок по лесу или как испечь самые вкусные блины", - интригует администрация театра.

Так, Вероника Плотникова во время занятий занималась вокалом со своей визави, Игорь Назаренко рассказывал о своем пути в профессию, а Татьяна Лукашенкова проводила для своей взрослой слушательницы и пламенной театралки онлайн-экскурсию по театру.

Стоимость одного занятия 21 евро, билеты продаются на bezrindas.lv.

Политика и искусство

Латвийская академия художеств и престижнейший Центральный лондонский колледж искусства и дизайна Сент-Мартин в рамках совместного проекта запустили серию публичных бесед, рассматривающих историю и ее контекст с разных точек зрения.

Необходимо отметить, что английский вуз – одна из старейших в мире кузниц кадров дизайна и модной индустрии. Именно Сент-Мартин в свое время заканчивали главные имена мировой моды Стелла Маккартни, Джон Гальяно и Александр МакКуин.

Тема новой дискуссии художников - политика и искусство
© Photo Пресс-фото
Тема новой дискуссии художников - политика и искусство

Что происходит на встречах в Zoom? Приглашенные лекторы из Великобритании и Латвии обсуждают с позиций культурных отличий стран какую-то одну тему – например, уничтожение памятников или финансирование публичного искусства. В четверг 25 февраля в 16.00 по латвийскому времени на платформе Zoom обсудят не менее животрепещущий вопрос: "Активизм: сила политического искусства".

От Латвии выступит режиссер Криста Буране, театральные и киноработы которой отмечены национальными премиями, Англию представит Иси Эшун - художница широкого профиля. Вместе со студентами магистратур они выяснят, какие решения найдены для того, чтобы публичное искусство и активизм могли выступать в тандеме? И с какими препонами сталкивается искусство на политическую повестку?

Участие в дискуссии бесплатное, беседа ведется на английском языке (без перевода). Присоединяйтесь и слушайте! Чтобы войти в беседу, используйте линк Zoom, ID: 894 4468 8667, пароль: 301143.

Разминка перед "Оскаром"

Церемония вручения премии Голливудской ассоциации иностранной прессы "Золотой глобус", которую называют репетицией "Оскара", пройдет 28 февраля. Хотите увидеть фильмы, номинированные на эту кинопремию пока все наши кинотеатры закрыты? Splendid Palace предложил такую возможность. Два ближайших уикэнда - 26-28 февраля и 5-7 марта - будут посвящены кинопремии, которую называют репетицией "Оскара".

Выдвинутый на Золотой глобус фильм «Еще по одной» уже удостоился «ЕвроОскара»
© Photo Пресс-фото
Выдвинутый на "Золотой глобус" фильм «Еще по одной» уже удостоился «ЕвроОскара»

Приобретайте билеты (стоимость 5 евро) по ссылке и смотрите из дома самые обсуждаемые фильмы недолгого проката 2020 года, и те, которые даже не успели в него войти в Латвии: драмедию "Еще по одной" Томаса Винтенберга (между прочим, этот фильм уже выиграл "ЕвроОскар" по итогам прошлого года) с Мадсом Микельсеном в главной роли и драму "Отец" Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом и Оливией Колман в главных ролях!

Кадр из фильма «Отец»
© Photo SEAN GLEASON / Пресс-фото
Кадр из фильма «Отец»

Открывший в этом месяце эстафету по отключению российских каналов оператор Tet также не остался в стороне. На развлекательной платформе Shortcut появился тематический спецраздел Golden Globe с номинантами 2021 года и фильмами-победителями премии прошлых лет.

Блокбастер «Довод» Кристофера Нолана стал самым дорогостоящим проектом 2020 года
© Photo Пресс-фото
Блокбастер «Довод» Кристофера Нолана стал самым дорогостоящим проектом 2020 года

Для платного просмотра без рекламы выложены: блокбастер "Довод" Кристофера Нолана (просмотр 3.99 евро), британская костюмная романтическая комедия "Эмма", а также целый отряд нашумевших сериалов стриминговых платформ. Например, криминальная драма "Отыграть назад" с Николь Кидман и Хью Грантом в главных ролях, сага о подростковой любви "Обычные люди" по одноименному бестселлеру-роману ирландской писательницы Салли Руни и комедийный триллер "Бортпроводница".

Те, кто не успел посмотреть «Джокер», смогут сделать это совершенно легально дома
© Photo Пресс-фото
Те, кто не успел посмотреть «Джокер», смогут сделать это совершенно легально дома

Из триумфаторов прошлых лет есть бенефис Хоакина Феникса "Джокер", драма "Звезда родилась" с Леди Гагой и Брэдли Купером, сериал "Чернобыль", а также уже ставшие классикой "Мисс Саншайн", "Шоколад" и др. Маленькие зрители тоже не забыты – для них выложены удостоенные американской кинопремии анимационные фильмы "Кунг-фу панда", "Семейка Крудс" и др.

Жемчужины оперы

Латвийская Национальная опера в марте порадует записями трех культовых оперных спектаклей в концертном исполнении с участием выдающихся солистов и дирижеров. Это – жемчужины, которые редко можно увидеть на сцене нашего театра.

С 5 марта можно увидеть "Норму" Винченцо Беллини (запись 2017 года), где главные партии исполняют оперные певцы Марина Ребека и Александр Антоненко. С 12 марта доступна опера "Эрнани" Джузеппе Верди (2018 года) – у дирижерского пульта Даниэль Орен, всемирно известный интерпретатор музыки итальянского композитора, а в главных ролях солистка Большого театра Диана Алиева и немецкий бас Андреас Бауэр Канабас.

Запись концертного исполнения оперы «Ласточка» можно увидеть в марте
© Photo Латвийская Национальная опера
Запись концертного исполнения оперы «Ласточка» можно увидеть в марте

Начиная с 19 марта в виртуале будет выложена концертная запись "Ласточки" Джакомо Пучини (2018 года), где партию Магды исполняет сопрано Динара Алиева, а ее возлюбленного Руджеро - американский тенор Джон Эрвин.

Все спектакли можно посмотреть в удобное для себя время до 31 марта с субтитрами на латышский язык. Цена билета на просмотр одной записи 7 евро, комбинированного билета для просмотра всех трех спектаклей – 17 евро. Билеты на bilesuparadize.lv.

307
Теги:
образование, Латвия, культура, русский язык
По теме
Латвийцы скоро будут жить ради колбасы: писательница о плачевном состоянии культуры
Культура в заморозке: как и где развлечься в условиях ЧС в Латвии
Огонь остановился: министр культуры рассказал о рождественском чуде

Памяти Жагарса: "Геликон-опера" представляет премьеру "Тоски"

373
(обновлено 09:56 10.02.2021)
Премьеру "Тоски" московский театр "Геликон-опера" посвящает памяти выдающегося латвийского режиссера Андрейса Жагарса

РИГА, 10 фев – Sputnik. Сегодня в московском театре "Геликон-оперы" состоится премьера - в репертуаре театра впервые появится опера Пуччини "Тоска", сообщается на сайте "Музыкальная жизнь".

Премьеру "Тоски" главный режиссер "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман посвящает памяти выдающегося режиссера друга театра  - Андрейса Жагарса. В 2004 году по приглашению Жагарса, директора Латвийской национальной оперы, Бертман поставил "Тоску" в Риге вместе с известным дирижером Андрисом Нелсонсом.

"В Риге в одной команде со мной работал художник Андрис Фрейбергс, из когорты великих сценографов, который в Советском Союзе уже был звездой и ставил очень много спектаклей и в Ленкоме, и на Таганке. Дирижером-постановщиком был тогда молодой главный дирижер Латвийской национальной оперы Андрис Нелсонс (сейчас он входит в пятерку лучших дирижеров мира), а художником по костюмам – легендарная Кристине Пастернака.

В спектакле участвовал изумительный состав исполнителей: молодой Александр Антоненко, который феноменально сделал Каварадосси, Самсон Изюмов, потрясающий баритон (он до сих пор поет Скарпиа). Эгилс Силиньш, который сейчас является директором Латвийской национальной оперы, тоже пел в моем спектакле Скарпиа. И, конечно, Тоски: великолепная Инесса Лина Бургитта (она была ведущей меццо-сопрано в Литве, пела Амнерис, Кармен, и ради Тоски пошла на эксперимент), позже в спектакль вошла талантливейшая Кристине Ополайс, это была одна из ее первых ролей в театре. Сейчас Тоску поет превосходная Лиене Кинча.

Этот спектакль я очень любил, потому что мне было позволено полностью сделать свою авторскую версию, и я пытался ответить на вопросы, которые занимали меня с детства и казались какой-то нелогичностью. Прежде всего я старался найти для себя что-то неизведанное в этом хорошо знакомом мне материале, который я знал наизусть", - рассказал Бертман в интервью.

"Тоска" в постановке Бертмана идет на сцене Латвийской национальной оперы до сих пор.

По словам режиссера, ему очень хотелось, чтобы своя "Тоска" была в "Геликон-опере", и он решился на постановку именно в этот сложный для театров год.

Действие в "Тоске" развивается стремительно в течение 24 часов в охваченном революционными настроениями Риме. В пьесе точно прописано время – "день, вечер и раннее утро 17 и 18 июня 1800 года". Первый и единственный раз Пуччини создал оперу на исторический сюжет – все события происходят на фоне знаменитой битвы Наполеона при Маренго 14 июня 1880 года.

В опере живут конкретные персонажи, многоликие и изменчивые и интересные зрителю в любые времена. Реальность происходящего подчеркнута музыкальными деталями: известно, что в прелюдии к последнему действию Пуччини воспроизводит звучание утренних колоколов в соборе Святого Петра в Риме, а в уста мальчика-пастуха вкладывает текст старинной итальянской песни, которую действительно пели пастухи в окрестностях Рима.

За многие годы постановок история любовного треугольника Каварадосси – Тоска – Скарпиа обросла традициями. Бертман в новом спектакле предлагает свою версию известного сюжета, исследуя иные мотивации поступков героев. Именно они окажутся в фокусе внимания режиссера, а "Тоска" превратится в детектив.

373
Теги:
Андрей Жагарс, Латвия, Россия
По теме
Национальная опера: Гаранча будет в декабре, а Херманис — после ремонта
Дмитрий Бертман: работники культуры сделали больше, чем политики
Алексей Навальный в зале суда

В Amnesty International обещали "штабу Навального" молчать про аресты журналистов в Латвии

73
Российские пранкеры позвонили в Amnesty International от лица руководителя сети региональных штабов Алексея Навального и заодно спросили, собираются ли там вступиться за журналистов, на которых оказывают давление в Латвии

РИГА, 27 фев — Sputnik. Amnesty International - это основанная в Великобритании международная неправительственная организация, которая заявляет, что ее цель - "предпринимать исследования и действия, направленные на предупреждение и прекращение нарушений прав на физическую и психологическую неприкосновенность, на свободу совести и самовыражения, на свободу от дискриминации в контексте своей работы по продвижению прав человека".

Ранее своим долгом организация посчитала вступиться за российского блогера Алексея Навального, которому по возвращении из Германии условный срок за растрату и хищение заменили на реальный из-за злостных нарушений режима условного заключения.

В Amnesty International, видимо, сути дела не поняли и присвоили Навальному статус "узника совести". Правда, после этого организации пришлось столкнуться с суровой реальностью, которая показала, что из него такой себе "узник совести". Гораздо более качественно он успел проявиться как "ксенофоб" - своими крайне резкими высказываниями о мигрантах. А эти два понятия в Amnesty International, как выяснилось, не вяжутся. Речь пошла о том, чтобы "узником совести" Навального больше не называть.

На этом фоне российские пранкеры Владимир Кузнецов и Алексей Столяров сумели устроить видеоконференцию в Amnesty International с участием, как они утверждают, генсека организации Джулии Верхаар, директора Amnesty Internationa по Восточной Европе и Центральной Азии Мари Стразерс и замдиректора по Европе и Центральной Азии Дениса Кривошеева. Один из пранкеров представился руководителем сети региональных штабов Алексея Навального Леонидом Волковым.

Об этом звонке пранкеры рассказали РИА Новости.

Говорили они в основном про Навального и перипетии присвоения и лишения статуса "узника совести". Но поскольку Amnesty International все же позиционирует себя как международная правозащитная организация, которая привлекает внимание к нарушениям прав человека и выступает за соблюдение международных стандартов, пранкеры спросили заодно и о том, собираются ли там как-то вступаться за журналистов, которых в Латвии "травят" за сотрудничество с российским медиахолдингом, или хотя бы как-то реагировать на их аресты.

Удивительно, но права русских латвийцев Amnesty International, видимо, не волнуют. По крайней мере на журналистов в Латвии организация очевидно не готова тратить столько времени, сколько готова уделить вопросам, связанным с Навальным.

Там руководителя региональных штабов российского блогера заверили в том, что на это обращать внимание пока не планируют и вообще никак реагировать не собираются.

"Мы не реагируем на это и не планируем обращать внимание как минимум сейчас. Вам не нужно переживать, что мы что-либо скажем по этому поводу", — ответил представитель организации.

Вот такие вот двойные стандарты. Но самое интересное состоит в том, что когда генеральный секретарь Amnesty International любезно поблагодарила в Twitter главу штабов Навального "за прямой разговор", Волков, вместо которого в видеоконференции участвовал пранкер, написал в ответ, что никогда с ней не разговаривал.

Что касается выяснений по поводу статуса "узника совести", то в этом отношении Amnesty International планирует проводить внутреннее расследование.

73
Теги:
Латвия
По теме
Свобода слова в Латвии: политолог заявил о разнузданном нарушении
"Все ближе к тоталитаризму": журналисты Латвии в шоке от инициативы Минюста
Боррель: суд Латвии разберется в ситуации с журналистами Sputnik