Музей живого серебра в Риге

Серебряное царство Старого города: как создаются шедевры

457
(обновлено 16:18 27.03.2019)
Музей, мастерская и школа знаменитого ювелира Олега Аузера переехали из Лимбажи в Старую Ригу, где множество людей желают познать тайну серебра

РИГА, 27 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. Лимбажский "Музей живого серебра" только что переселился в здание в Вецриге на Екаба, 3/5 – совсем рядом с Домской площадью. В минувшие выходные его основатель Олег Аузер устроил дни открытых дверей и с утра до вечера читал лекции для всех желающих – о мистике серебра, о традициях и секретах работы с этим металлов.

Произведения искусства, созданные Олегом Аузером, украшают наряды и покои королевы Англии Елизаветы II, другие можно увидеть в коллекции Ватикана и лично у Папы Римского, есть работы латвийского мастера и у императора Японии Акихито, и в доме президента России. К слову, для Владимира Путина наш мастер когда-то сделал серебряную "Ветвь дуба", символизирующую силу, мощь и долголетие.

В "Музее живого серебра" представлены не просто ювелирные изделия, а удивительной красоты скульптурные композиции, которым мастер в общей сложности отдал сорок лет жизни.

Музей живого серебра в Риге
© Sputnik / Sergey Melkonov
Музей живого серебра в Риге

Олег Аузер в прошлом работал в Риге, но в 2012 перебрался в Лимбажи, где и основал "Музей живого серебра". В этом году музей переехал в Ригу. На третьем этаже здания располагается зал, где Олег Аузер читает лекции, на втором – уникальный музей, равного которому нет в Прибалтике, а на первом – мастерская и ювелирная школа.

Олег Аузер встретился в музее и с корреспондентами Sputnik – и даже предложил им поучиться ювелирному искусству.

Лимбажи - дорогой сердцу городок

"Я от многих уже успел услышать, что этот музей намного логичнее смотрится здесь, чем в Лимбажи. Согласен на все сто процентов. Но случайностей ведь не происходит, и если мне суждено было оказаться в Лимбажи, значит – все правильно. Я там учился. У природы учился. Никто не может быть лучшим учителем, чем она, поскольку в ней все – самое правильное сочетание цветов и тонов, пропорции и композиции. Настоящая гармония именно в природе.

И серебро, в зависимости от того, где с ним работаешь, ведет себя по-разному. Конечно, оно чувствует и человека. Вообще, для того, чтобы серебро превратилось в произведение искусства, ему нужна энергия человека. Поэтому мой музей и называется "Музей живого серебра", - говорит Sputnik Олег Аузер.

Художник и серебряных дел мастер Олег Аузер
© Sputnik / Sergey Melkonov
Художник и серебряных дел мастер Олег Аузер

Лимбажи для мастера - очень дорогое сердцу место. В этом городке прошло его детство. Там он учился в школе ремесел, а в шесть лет построил деревянный парусник. Потом Аузер с семьей переехал в Ригу, где учился работать с глиной, писать маслом картины, освоил ювелирное искусство – начал с золота и, наконец, переключился на серебро.

Хоть Олег Аузер и жил в Риге, но в Лимбажи бывал регулярно, например, на каждый День города обязательно привозил на выставки свои работы. В какой-то момент его дочь сказала, что хочет в Лимбажи ходить в школу, а еще и записаться на курсы игры на аккордеоне. Так все снова переселились в Лимбажи, куда Олег перевез свои работы, мастерскую – и открыл музей. Кстати, в Лимбажи у Олега родился и сын. А если говорить о серебряных работах, то в Лимбажи родились большие произведения - "Каин и Авель", "Алчность", "Ноев ковчег", "Божий промысел" и еще некоторые.

"По правде говоря, если бы знакомые не уговорили перебраться из Лимбажи в Ригу, то не покидал бы сельскую зону комфорта: озеро, тишина – ну что еще надо для творческого человека, чья работа не терпит суеты и торопливости. Тем не менее, я рад, что переехал в Вецригу. Это место больше привлекает и учеников, которые ко мне еще в Лимбажи на занятия записывались не только со всей Прибалтики, но из России, из Германии", - рассказывает Олег Аузер.

Алхимия металла

Иногда на занятия к Олегу Аузеру приходят люди, ранее окончившие Латвийскую художественную академию, но им по сути надо всему учиться заново. В здешнем вузе ничему подобному – столь тонкой и аккуратной работе с серебром - даже близко не учат. Занятия длятся для всех по-разному: как говорит Олег Аузер, все зависит от интеллекта человека. Минимальный курс - это два месяца, а потом – даже несколько лет.

Музей живого серебра в Риге
© Sputnik / Sergey Melkonov
Музей живого серебра в Риге

"Нередко ко мне приходят люди и не осознают, что серебро для работы намного более сложный материал по сравнению с тем же золотом. Серебро очень хорошо проводит тепло. И чтобы припаять какую-то даже самую небольшую часть к сложной ювелирной композиции, необходимо нагреть значительную площадь всего изделия. А последнее грозит нарушить целостность уже созданного. Огромные работы, где полно крошечных деталек, я вам как мастер скажу, в реальности невозможно сделать.

То, что вы видите в музее, этого не может быть. Нарушены все законы серебра, сути металла. Такая вот алхимия", - говорит мастер.

Впрочем, Олег Аузер тут же добавил: "Это я вам сейчас сказал так красиво, а в реальности все бывает крайне прозаично".

Можно месяцами работать над чем-то очень сложным с массой крошечных деталек, но в какой-то момент все просто начинает осыпаться, не припаивается. Мастер "на нервах" хватает молоток и все сминает в комок серебра. Например, так было с одной серебряной шкатулкой, над которой Аузер работал не один месяц, а от нее отваливались то ножки, то разные тончайшие украшения по краям.

"Хотя, если что-то не получается, тогда тебе просто не позволяют пока двигаться дальше в данном направлении, поскольку, скорее всего, еще не готов к этому. Если ты решил сделать нечто действительно серьезное, тогда надо просчитать все наперед не на десять шагов, но на сотню – понимать, что за чем последует, какой алгоритм действий.

В среднем одна работа занимает пятнадцать лет. Конечно, это не означает, что все годы ты занимаешься только ею одной, иногда параллельно идет десять работ. И все время ты в голове "держишь замысел" каждой из них. И до последнего не знаешь: сколько времени займет процесс создания каждого произведения: может быть, через пару дней все будет готово, а может, и через пять лет точку поставить не удастся", - рассказывает Олег Аузер.

457
Теги:
ювелир, серебро, Рига, музей
По теме
Золото Бактрии: что нашли и передали Афганистану советские археологи
Российский бриллиант "Династия" удивил даже специалистов
Колечко на память: ювелирам позволят ставить особые клейма на свои изделия
Семья ювелиров: инь и ян "Потерянного рая"
Режиссер Алвис Херманис

"Так победим": Богомолов присоединился к театральным правилам Херманиса

149
(обновлено 14:16 02.03.2021)
Российский режиссер и поэт Константин Богомолов с восторгом оценил текст латвийского режиссера Алвиса Херманиса и поделился списком новых правил Театра на Малой Бронной

РИГА, 2 мар — Sputnik. Резонансный пост латвийского режиссера Алвиса Херманиса о новом кодексе Нового Рижского театра взбудоражил не только местный бомонд, но и московскую публику, среди которой оказался и известный режиссер и поэт Константин Богомолов.

Напомним, что правила этичного поведения Нового Рижского театра, написанные худруком Алвисом Херманисом, состоят из семи пунктов. Режиссер их опубликовал в Facebook несколько дней назад, чем вызвал мощную волну споров. Отметим, что правила относятся не только к работникам, но и зрителям.

"1. В нашем театре свобода слова разрешена без каких-либо ограничений.

2. Наш театр и политкорректность несовместимы.

Потому что объектом внимания театра является изучение человека во всех его проявлениях. Если мы позволим проявляться только красивой и порядочной стороне человеческой натуры, мы никогда абсолютно ничего не узнаем о секретах и бездонности человека, а это именно то, что нас в этой работе и жизни интересует. Потому, что остальное – просто скучно и неправда.

Если в театр приходит политкорректность, то театр надо закрывать, а нам всем идти по домам.

3. В нашем театре разрешено шутить обо всем и без каких-либо ограничений.

Разрешено рассказывать оскорбительные анекдоты без каких-либо ограничений.

Если человек работает в театре или приходит в театр как зритель – ему нужно учиться самому справляться с ситуацией, в которой кто-то его задел словом или оскорбил его чувства. Потому, что это только его личная проблема восприятия и никак иначе. Это часть жизни и это нормально жить среди людей, которые не такие как ты.

Если человек с этим не справляется или слишком нежный – очень рекомендуем воздержаться от посещения театра.

4. В нашем театре разрешено флиртовать и начинать романы как между актерами, так и между зрителями, а также во всех других комбинациях.

5. В нашем театре разрешено работать людям с самыми разнообразными политическими взглядами. Чем различнее, тем лучше и интереснее.

6. В нашем театре разрешено не только не прятать и не стыдиться, но и не бояться говорить и открыто ссориться из-за своих политических убеждений.

7. В нашем театре каждому позволено верить в то, что его взгляды самые правильные.

И да поможет вам Бог.

Алвис Херманис, художественный руководитель НРТ", - написал латвийский режиссер.

Константин Богомолов назвал "блистательным" текст Херманиса и заявил, что с разрешения латвийского драматурга перенимает правила для театра в Москве. Об этом российский артист сообщил на своей странице в Instagram.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Konstantin Bogomolov (@konbog75)

Надо сказать, что представители латышской интеллигенции уже заметили пост Константина Богомолова и теперь спорят о том, кто кого вдохновил.

"Новый Рижский театр стал примером", - написала латышская поэтесса Лиана Ланга Бокша на своей странице в Twitter.

Однако ей парировали, что, возможно, толчком для написания правил НРТ Херманиса стал манифест Константина Богомолова, который он написал еще раньше.

"Манифест Богомолова вышел до Херманиса, скорее Херманис тут вдохновился (не НРТ, так как некоторые актеры под ним не подписывались; будем надеяться, у них есть на это право и их не заканцелят (от англ. cancel culture))", - отметила Лолита Томсоне.

Ранее, 10 февраля, Богомолов опубликовал в "Новой газете" и своем блоге на сайте радио "Эхо Москвы" манифест "Похищение Европы 2.0", в котором сравнил идеологию современного западного общества с нацизмом. По его мнению, в Европе и США формируется "Новый этический рейх", который покушается не только на свободу мысли, но и на свободу эмоций.

149
Теги:
режиссер, Алвис Херманис, Константин Богомолов, театр, Латвия, Россия
По теме
Национальная опера: Гаранча будет в декабре, а Херманис — после ремонта
Горбачев с симпатией отозвался о спектакле Херманиса "Горбачев"
Есть шанс встретить личность: Херманис о переезде в российскую глубинку

"РаZoomные встречи" в Латвии: учим русский язык и поднимаем интеллект в виртуале

338
(обновлено 16:56 24.02.2021)
Всевозможные трансляции уже успели изрядно поднадоесть истосковавшимся по живой культурной жизни латвийцам, однако появилось что-то новое

РИГА, 24 фев — Sputnik, Симона Алексеева. К радости потребителей культурного контента, он пополнился самыми обсуждаемыми фильмами и модными сериалами, выдвинутыми на престижную кинопремию минувшего года. Появились и образовательные проекты, позволяющие улучшить языковые навыки и расширить мировоззрение.

Уроки русского

В феврале Рижский русский театр им. Михаила Чехова запустил новый образовательный проект "РаZoomные встречи". Школьники, студенты и все желающие получили возможность оттачивать разговорный русский в компании с одним из актером труппы. Онлайн-занятия проводят Яна Хербста, Вероника Плотникова, Наталья Живец, Татьяна Лукашенкова, Игорь Назаренко, Вадим Гроссман и Евгений Черкес.

Начинание имело грандиозный успех – билеты на первые занятия были сметены всего за неделю. "РаZoomные встречи" было решено продлить – они продолжатся в марте, апреле и мае.

Проект в первую очередь задумывался для латышских школьников и студентов, которым не хватает живого общения на великом и могучем. Большой отклик занятия нашли и у аудитории постарше – среди слушателей хватает и взрослых латышей. География проекта не ограничивается одной Латвией – недавно навыки оттачивала подзабывшая родной язык слушательница из США. Впечатлениями об общении со своими визави артисты театра делятся на страничке театра в Facebook.

Из-за огромного спроса РаZoomные занятия с актерами театра решено продлить на три месяца
© Photo Рижский русский театр им. М. Чехова
Из-за огромного спроса "РаZoomные занятия" с актерами театра решено продлить на три месяца

Формат 40-минутных встреч, которые проходят онлайн один на один, максимально креативен. Перед занятием актер предлагает слушателю на выбор несколько тем для обсуждения.

"Артисты охотно расскажут, как они гримируются или готовятся к роли, как черпать вдохновение во время прогулок по лесу или как испечь самые вкусные блины", - интригует администрация театра.

Так, Вероника Плотникова во время занятий занималась вокалом со своей визави, Игорь Назаренко рассказывал о своем пути в профессию, а Татьяна Лукашенкова проводила для своей взрослой слушательницы и пламенной театралки онлайн-экскурсию по театру.

Стоимость одного занятия 21 евро, билеты продаются на bezrindas.lv.

Политика и искусство

Латвийская академия художеств и престижнейший Центральный лондонский колледж искусства и дизайна Сент-Мартин в рамках совместного проекта запустили серию публичных бесед, рассматривающих историю и ее контекст с разных точек зрения.

Необходимо отметить, что английский вуз – одна из старейших в мире кузниц кадров дизайна и модной индустрии. Именно Сент-Мартин в свое время заканчивали главные имена мировой моды Стелла Маккартни, Джон Гальяно и Александр МакКуин.

Тема новой дискуссии художников - политика и искусство
© Photo Пресс-фото
Тема новой дискуссии художников - политика и искусство

Что происходит на встречах в Zoom? Приглашенные лекторы из Великобритании и Латвии обсуждают с позиций культурных отличий стран какую-то одну тему – например, уничтожение памятников или финансирование публичного искусства. В четверг 25 февраля в 16.00 по латвийскому времени на платформе Zoom обсудят не менее животрепещущий вопрос: "Активизм: сила политического искусства".

От Латвии выступит режиссер Криста Буране, театральные и киноработы которой отмечены национальными премиями, Англию представит Иси Эшун - художница широкого профиля. Вместе со студентами магистратур они выяснят, какие решения найдены для того, чтобы публичное искусство и активизм могли выступать в тандеме? И с какими препонами сталкивается искусство на политическую повестку?

Участие в дискуссии бесплатное, беседа ведется на английском языке (без перевода). Присоединяйтесь и слушайте! Чтобы войти в беседу, используйте линк Zoom, ID: 894 4468 8667, пароль: 301143.

Разминка перед "Оскаром"

Церемония вручения премии Голливудской ассоциации иностранной прессы "Золотой глобус", которую называют репетицией "Оскара", пройдет 28 февраля. Хотите увидеть фильмы, номинированные на эту кинопремию пока все наши кинотеатры закрыты? Splendid Palace предложил такую возможность. Два ближайших уикэнда - 26-28 февраля и 5-7 марта - будут посвящены кинопремии, которую называют репетицией "Оскара".

Выдвинутый на Золотой глобус фильм «Еще по одной» уже удостоился «ЕвроОскара»
© Photo Пресс-фото
Выдвинутый на "Золотой глобус" фильм «Еще по одной» уже удостоился «ЕвроОскара»

Приобретайте билеты (стоимость 5 евро) по ссылке и смотрите из дома самые обсуждаемые фильмы недолгого проката 2020 года, и те, которые даже не успели в него войти в Латвии: драмедию "Еще по одной" Томаса Винтенберга (между прочим, этот фильм уже выиграл "ЕвроОскар" по итогам прошлого года) с Мадсом Микельсеном в главной роли и драму "Отец" Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом и Оливией Колман в главных ролях!

Кадр из фильма «Отец»
© Photo SEAN GLEASON / Пресс-фото
Кадр из фильма «Отец»

Открывший в этом месяце эстафету по отключению российских каналов оператор Tet также не остался в стороне. На развлекательной платформе Shortcut появился тематический спецраздел Golden Globe с номинантами 2021 года и фильмами-победителями премии прошлых лет.

Блокбастер «Довод» Кристофера Нолана стал самым дорогостоящим проектом 2020 года
© Photo Пресс-фото
Блокбастер «Довод» Кристофера Нолана стал самым дорогостоящим проектом 2020 года

Для платного просмотра без рекламы выложены: блокбастер "Довод" Кристофера Нолана (просмотр 3.99 евро), британская костюмная романтическая комедия "Эмма", а также целый отряд нашумевших сериалов стриминговых платформ. Например, криминальная драма "Отыграть назад" с Николь Кидман и Хью Грантом в главных ролях, сага о подростковой любви "Обычные люди" по одноименному бестселлеру-роману ирландской писательницы Салли Руни и комедийный триллер "Бортпроводница".

Те, кто не успел посмотреть «Джокер», смогут сделать это совершенно легально дома
© Photo Пресс-фото
Те, кто не успел посмотреть «Джокер», смогут сделать это совершенно легально дома

Из триумфаторов прошлых лет есть бенефис Хоакина Феникса "Джокер", драма "Звезда родилась" с Леди Гагой и Брэдли Купером, сериал "Чернобыль", а также уже ставшие классикой "Мисс Саншайн", "Шоколад" и др. Маленькие зрители тоже не забыты – для них выложены удостоенные американской кинопремии анимационные фильмы "Кунг-фу панда", "Семейка Крудс" и др.

Жемчужины оперы

Латвийская Национальная опера в марте порадует записями трех культовых оперных спектаклей в концертном исполнении с участием выдающихся солистов и дирижеров. Это – жемчужины, которые редко можно увидеть на сцене нашего театра.

С 5 марта можно увидеть "Норму" Винченцо Беллини (запись 2017 года), где главные партии исполняют оперные певцы Марина Ребека и Александр Антоненко. С 12 марта доступна опера "Эрнани" Джузеппе Верди (2018 года) – у дирижерского пульта Даниэль Орен, всемирно известный интерпретатор музыки итальянского композитора, а в главных ролях солистка Большого театра Диана Алиева и немецкий бас Андреас Бауэр Канабас.

Запись концертного исполнения оперы «Ласточка» можно увидеть в марте
© Photo Латвийская Национальная опера
Запись концертного исполнения оперы «Ласточка» можно увидеть в марте

Начиная с 19 марта в виртуале будет выложена концертная запись "Ласточки" Джакомо Пучини (2018 года), где партию Магды исполняет сопрано Динара Алиева, а ее возлюбленного Руджеро - американский тенор Джон Эрвин.

Все спектакли можно посмотреть в удобное для себя время до 31 марта с субтитрами на латышский язык. Цена билета на просмотр одной записи 7 евро, комбинированного билета для просмотра всех трех спектаклей – 17 евро. Билеты на bilesuparadize.lv.

338
Теги:
образование, Латвия, культура, русский язык
По теме
Латвийцы скоро будут жить ради колбасы: писательница о плачевном состоянии культуры
Культура в заморозке: как и где развлечься в условиях ЧС в Латвии
Огонь остановился: министр культуры рассказал о рождественском чуде
Строительство газопровода Северный поток - 2, архивное фото

Война за "Северный поток - 2" подходит к концу. В проигравших Польша?

0
(обновлено 16:06 02.03.2021)
Джо Байдену не до "Северного потока - 2", новых санкций не будет, уверены западные журналисты. Значит, противостояние близко к развязке, и проигравшей из него, судя по всему, выходит Польша

Германия давно дала понять, что за "Северный поток - 2" она будет стоять горой. Каждое новое заявление только подтверждает это намерение, отмечает автор радио Sputnik Мила Журавлева. Основательно мешал в реализации этого проекта, по большому счету, только Дональд Трамп. Теперь он ушел, а новому американскому президенту надо налаживать контакты с обиженной на Штаты Европой. Соответственно, Вашингтон, видимо, сделает-таки реверанс в сторону Берлина, даст достроить и запустить газопровод.

Казалось бы, причем здесь Варшава? Ответ дает журналист еженедельника Myśl Polska Станислав Левицкий. Польша два с лишним десятилетия боролась с российским газом, и эта война вот-вот будет ей проиграна. Был международный договор от 1994 года о согласовании строительства через польскую территорию части газопровода "Ямал - Европа". В этом же документе шла речь, что будут первая и вторая нитки. На вторую Варшава не согласилась, и тогда Москва задумала проложить "Северный поток" по дну Балтийского моря.

Когда будет достроен "Северный поток - 2", и Польша, и Украина потеряют возможность хоть сколь-нибудь ставить палки в колеса Москве. Российские газопроводы будут нести топливо с Востока на Запад, независимо от этих стран.

Сейчас Варшава может только размышлять в стиле: "А если бы мы дали тогда построить вторую нитку Ямальского газопровода, тогда могли бы заработать на транзите и выглядеть солидно и лице всех партнеров". Но история, как известно, сослагательного наклонения не терпит.

0
Теги:
газопровод, газ, строительство, США, Россия, Польша, Северный поток - 2
Тема:
"Северный поток - 2" - труба раздора