Актер Андрей Смоляков на рижской премьере фильма Завод

"Завод" Быкова в Риге, или И дольше века длится ночь

417
(обновлено 13:22 05.04.2019)
Название последней кинокартины российского режиссера Юрия Быкова на редкость многозначно - "Завод": здесь завод - это и предприятие, и завод часового механизма или даже часовой мины, того и гляди - рванет

РИГА, 5 апр — Sputnik, Александр Малнач. В рамках цикла "Московская премьера в Риге" Дом Москвы показал новый фильм Юрия Быкова "Завод". Картину зрителям представил народный артист Российской Федерации Андрей Смоляков, исполнитель одной из трех главных ролей.

От уже посмотревших картину слышал, что "Завод" — тяжелый фильм. Смоляков тоже назвал картину "очень хорошей, но очень тяжелой". Он вообще неплохо говорил, но еще красноречивее показалось мне его умолчание. Так, перечисляя лучшие фильмы Быкова, актер почему-то не назвал сериал "Спящие", предшествовавший "Заводу".

Актер Андрей Смоляков на рижской премьере фильма Завод
пресс-фото/Дом Москвы
Актер Андрей Смоляков на рижской премьере фильма "Завод"

За сериал "Спящие" Быков подвергся суровой критике "либеральной общественности". Обоснованность этой критики будто бы подтверждалась демаршем самого Быкова. Режиссер расписался в "предательстве всего прогрессивного поколения, которое что-то хотело изменить".

Быков обвинил сам себя в "недостаточной точности".

"Желание внести свой вклад против "оранжевой революции" в стране, основанное на патриотизме, — цель похвальная, но напрочь архаичная. Люди все-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен", — написал он.

Многие, я знаю, переживали за режиссера, боялись, что тот не выдержит давления, сломается, уйдет в запой и из кино. А Быков ушел в работу и снял "Завод", в котором продолжил развивать тему... "Спящих". Для меня внутренняя связь, преемственность этих работ очевидна. И обеим, если хотите, можно предъявить претензии сценарного порядка, но пусть этим занимаются кинокритики. Я принимаю правила игры, предложенные автором, и буду исходить из того, что увидел, а не должен был бы увидеть, по мнению киноведов.

"Люди все-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен", — сказал Быков. И сделал картину про "протест" и "требование справедливости" на панельном заводе.

По сценарию, завод действует в области N и находится на огромном пустыре в шести километрах от города, где все другие предприятия уже встали или сокращают производство. Однако интерьерные съемки велись в Москве, в арматурном и панельном цехах одного из настоящих московских заводов, где производятся панели аэродромного покрытия. Их делают по технологии, не менявшейся по крайней мере с середины 80-х годов прошлого века, когда я там работал: те же самые станки, те же закладные детали и арматура, те же формы, тот же конвейер и те же далекие от курортных, казавшиеся мне нечеловеческими, условия труда. Помню, как этим тогда козыряли пропагандисты капитализма с человеческим лицом.

Но лицо у капитализма оказалось еще более далеким от человеческого, чем условия труда на том заводе от курортных. Выяснилось, что капитализм не хочет предложить людям даже элементарного, чего-то посущественнее, чем достойные условия труда, — самой работы.

Вот и "Завод" Быкова начинается с того, что одним осенним, ненастным утром на завод приезжает хозяин — Константин Дмитриевич Калугин (Андрей Смоляков), крупнейший бизнесмен в области, чтобы сообщить рабочим, а их на предприятии триста человек, что завод закрывается за нерентабельностью и что зарплаты не будет — денег нет.

"А забастовки не боитесь?" — звучит в тишине одинокий голос протеста. "Не боюсь", — отрезает Калугин.

Так бы и разошлись ни с чем эти люди, как разошелся за последние двадцать восемь лет не один трудовой коллектив на просторах бывшего СССР, если бы не Седой (Денис Шведов), работник арматурного цеха, подговоривший пятерых товарищей похитить Калугина и взять за него выкуп.

Что они за люди? Бывший зэк, брошенный женой импотент, обремененный семейством отец трех дочерей-неудачниц, одинокий пенсионер и молодой парень, привязанный к матери-наркоманке. Все как на подбор аутсайдеры. Другой работы в городе для них нет. Терять им, как говорится, нечего, "кроме своих цепей" и жизни, кому она дорога. Им, похоже, не очень.

Кто такой Седой? Следы пулевых ранений на спине и изуродованный глаз говорят о военном опыте. На работу ходит пешком, все шесть километров, летом и зимой, в жару и холод, заводским автобусом не пользуется ("Не люблю шума"), к станку становится первым. Ответственный? Передовой? Живет один, ночами страдает от диких болей — контузия. Больной? Озлобленный?

Он сотни раз проходил эти шесть километров от дома до проходной и обратно. Он знает эту дорогу. И, да, он вынашивал, буквально вышагивал план мести, сотни раз прокручивая его в голове. Поэтому поначалу предложенный им и поддержанный подельниками план срабатывает почти без осечек. Калугина взяли на дороге, привезли в цех, заперли в подсобке, он покорно позвонил помощнику Антону (Владислав Абашин), приказал привезти деньги, Антон взял из сейфа требуемую сумму (деньги-то есть!), сложил в рюкзак и приехал выкупать шефа.

Парадокс. Калугин готов шестерым бандитам отдать деньги, которых, по-видимому, хватило бы для того, чтобы расплатиться с рабочими завода. Такого рода отношения его вполне устраивают. Честный расчет — ни в какую.

Но Антон приехал не один, а вместе с группой хорошо экипированных и вооруженных охранников, которыми командует, но, похоже, без намерения устроить бойню. Да и Седой — парень не промах, крепкий орешек, видно — не шутит, к экспериментам не располагает. Но оказалось, что Седому нужны не деньги. Деньгами ("Все взять и поделить") он вовлек в дело своих товарищей по несчастью. Оказалось, что Седому нужна справедливость ("революция"), и он требует прокурора и телевидение, чтобы поведать городу и миру о преступлениях Калугина.

Я внимательно смотрел "Завод" и все ждал, когда же мне станет тяжело, когда я почувствую обещанную тяжесть фильма? Ждал, а тяжести не было. То есть были ночь, темень, проливной дождь, люди в масках и с оружием внутри, люди в бронежилетах и с оружием снаружи, тонны металла и скрежет зубовный; была стрельба, был огонь, но не было тяжести. Ее не было, пока длилось противостояние. Противоборство жестокое, может быть, заведомо неравное, но с переменным успехом и открытым финалом.

Твердость Седого, его злость, которые иные примут за бездушность, меня не смущали. Я следил за ходом его мысли, ловил каждое веское слово (в "Заводе" вообще едва ли не весь экшн и саспенс в словах, и едва не каждое слово — на вес золота) и вспоминал знаменитое путинское: "Да, для человечества это будет глобальная катастрофа, для мира будет глобальная катастрофа. Но я все-таки как гражданин России и глава российского государства тогда хочу задаться вопросом: а зачем нам такой мир, если там не будет России?"

Я знаю, что без твердости, жесткости, доходящей порой до циничной жестокости, нельзя выстоять в борьбе с Белым движением, Третьим рейхом и таким его метастазом, как Калугин. И до тех пор, пока Седой был тверд, у него оставался шанс на победу. Даже когда он остался один. Если не на победу справедливости вообще, то хотя бы над Калугиным. Но Седой дрогнул. У его механизма кончился завод. Быть может, даже совсем сломался.

Вот тогда, когда противостояние кончилось, меня накрыла непомерная тяжесть. Когда оказалось, что русские люди ("работяги") готовы пойти на насилие и убийство, нарушить закон и рискнуть жизнью ради грабежа, но не ради социального протеста в защиту своих индивидуальных и коллективных прав. Ответить грабежом на грабеж (а Калугин их грабит, оставляя без зарплаты) — это можно; протестом на грабеж — нет; проявить солидарность — нет. Парадокс.

"Вы не люди, вы — рабы!" — кинул в лицо покидающим его товарищам (и зрителям заодно) Седой.

Но не их отступничество его сломило. Не тогда завод у него кончился, когда он остался один. И не тогда, когда осознал, что система под него не прогнется ради спасения калугинской шкуры, что вся эта надстроечная махина, весь этот заводище отстроен для того, чтобы давить рабочего человека, сживать его со света за нерентабельностью.

Весь ужас положения, как его понимает и показывает Быков, в том, что пойти до конца Седому помешала человечность. Человечность русского и советского человека помешала ему пристрелить Калугина так же, как и герою климовского "Иди и смотри" сделать последний выстрел в портрет Гитлера, представшего перед его мысленным взором в образе маленького ребенка.

Вот Калугин не дрогнул бы и не дрогнул. Это очень интересный образ. Живой труп, он не боится смерти, хотя и не торопится умирать. Попав в переделку, не суетится, не лебезит и не гоношится, не нарывается. Он выжидает и прощупывает. Он знает, что время, как прежде эти люди, работает на него. Получив отпор, он не настаивает, отступает, а обнаружив слабое место, бьет без колебаний и без промаха. Ведь это не первый подобный опыт в его карьере.

Но нет ли слабого места у системы? По ходу фильма Быков заставляет зрителя не только сочувствовать работягам-бандитам (поднимите руку, сочувствующие Калугину), но и надеяться на внезапную помощь им извне или изнутри. Камера то и дело всматривается в лица представителей системы, кто из них отважится на поступок? Журналисты? Кишка тонка. Прокуратура? Нет, конечно. Менты? Тоже нет. Все схвачено и перехвачено.

Может, все же Калугин? Кудеяр ведь раскаялся. Может, и Калугин раскается, простит похитителей, проникнется их болью, вернет людей на завод, завод людям? Нет, не раскается, не вернет. Нет у него слабых мест. Выйдя сухим из воды, он говорит о человеке, которому только что влез в душу и вывернул ее наизнанку, одно только слово: "Дурачок".

И вот она сила слова. Брошенное невзначай, оно приводит к необратимым последствиям для человека, который его услышал — Антона. Надо видеть, с каким лицом тот вышел вместе с Калугиным из цеха с рюкзаком денег в руке и ошеломлением в глазах: Седой отпустил их живыми и без всякого выкупа. Его потрясло мужество и благородство этого отчаявшегося человека. Четверо остались лежать в цеху, еще один на подходе. А Калугин сказал: "Дурачок"...

Что тут случилось с Антоном? Кончился ли у него завод или, наоборот, завелся, застучал его часовой механизм, "пепел Клааса в его сердце", мы не знаем. Ведь и позывной у него соответствующий — "Туман".

Но одно мы знаем наверняка, в одностороннем порядке Антон разорвал контракт с дьяволом и выпал из числа его слуг. С завода он не уехал вместе с Калугиным, а ушел пешком, так же, как пришел на завод Седой. И как встречала Седого собака сторожа, так же проводила она Антона, восставшего раба, Герасима наших дней.

Куда приведет Антона эта дорога, мы тоже не знаем. Но едва ли он пойдет по стопам Седого. Скорее всего, Антон пойдет другим путем. По крайней мере, туман его жизни рассеялся — седой туман рассосался. И это единственное пока, что хоть как-то умаляет ощущение гнетущей тяжести от просмотра последней картины Юрия Быкова.

Жанр "Завода" обозначен как криминальная драма. Нетрудно заметить, что история России последних трех десятилетий не что иное, как большая криминальная драма. И с заводом миллионов человеческих механизмов не все в порядке. Люди выходят из строя, разрушаются раньше срока, не заводят детей, а иные из них превращаются в мины замедленного действия — того и гляди, рванет. Что делать?

Надо противостоять "оранжевой революции в стране", враждебному давлению извне под видом давления изнутри, говорит Быков своим сериалом "Спящие". "Люди все-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен", - говорит он в "Заводе". И давайте подождем, что еще скажет один из крупнейших российских режиссеров современности своим следующим фильмом под названием "Сторож"?

417
Теги:
Дом Москвы, "Московская премьера в Риге", премьера, Рига, завод
Тема:
Киноклуб (113)

Отшельник на маяке: международные кинофестивали ищут новые форматы

445
(обновлено 18:15 15.01.2021)
Пандемия COVID-19 капитально подкосила киноиндустрию. Большинство релизов потенциальных блокбастеров, включая 25-ю серию Бондианы "Не время умирать", студии перенесли на 2021 год

РИГА, 15 янв — Sputnik, Симона Алексеева. Домашний образ жизни приблизил к народу стриминговые платформы. Компания Warner Bros анонсировала выпуск 17-ти самых ожидаемых проектов одновременно на экранах кинотеатров и HBO ( среди них "Дюна", "Годзилла против Конга", "Чудо-женщина" и продолжение "Матрицы"). Кинофестивали, еще недавно казавшиеся немыслимыми без толп профессионалов, публики и звезд на красных дорожках, потихоньку перекочевывают онлайн.

У нас на носу – три ярких международных кинособытия, и в каждом из них можно поучаствовать удаленно!

Разыскивается затворник

Целую неделю подряд жить на изолированном от всего мира маяке в бушующем Северном море, с утра до вечера смотреть кино и делиться впечатлениями от просмотренных фильмов со всем миром в видеодневнике – ноу-хау Гётеборгского международного кинофестиваля.

© Photo Goterborg Film Festival
Маяк в бушующем Северном море

Организаторы объявили кастинг для смельчаков, готовоых провести 8 дней в полной самоизоляции. Стать участником социально-культурного эксперимента мог любой желающий, прислав заявку. Имя счастливчика станет известно 19 января.

Маяк находится в труднодоступном месте - на острове Хамншер архипелага Патер Ностершерен у западного берега Швеции - и обдувается всеми ветрами. В свое время эти места слыли зловещими. Вот почему архипелагу дали название молитвы Pater Noster ("Отче наш"). У единственного зрителя "Изолированного кинотеатра" на маяке не будет ни семьи, ни друзей, ни даже телефона - только бушующее море и 60 фильмов на экране.

Остальные зрители смогут приобщиться к программе кинофестиваля онлайн, купив билет за 295 шведских крон (неполные 30 евро в пересчете). В программе не только фильмы, но и семинары, творческие встречи.

Крупнейший в Северной Европе Гётеборгский кинофестиваль проходит с 1979 года. Ежегодно на нем демонстрировали около 400 фильмов из 80 стран мира и проводили огромное количество семинаров и мастерских. В общей сложности на киносеансы ежегодно продавали 160 тысяч билетов. В этом году программу пришлось кардинально ужать - теперь кинофестиваль приходит к зрителям, сидящим дома на диванах.

В фокусе – авторское европейское кино и скандинавские фильмы. В программе байоптик о жизни и творчестве шведской писательницы Туве Янссон "Туве", автора книг о муми-троллях, немецкая драма "Ундина", исполнительница главной женской роли в которой только что удостоилась приза Европейской киноакадемии как лучшая актриса, драма "Конференция" российского режиссера Ивана И. Твердовского о захвате Норд-Оста, и другие.

Трейлер к фильму о писательнице Туве Янссон "Туве".

Трейлер к фильму "Конференция" Ивана И. Твердовского.

Даты проведения фестиваля: 29 января – 8 февраля

Cтоимость: 295 шведских крон (примерно 30 евро) за 11 дней.

Сайт фестиваля: goteborgfilmfestival.se.

Месяц франкофилов

Всемирный онлайн-фестиваль французского кино MyFrenchFilmFestival проходит уже 11 год подряд, но, пожалуй, именно в пандемические времена его формат станет таким востребованным. В программе – работы нового поколения кинематографистов франкоязычных стран, а цель – показать все многообразие кино на французском языке.

Тематическая палитра поражает богатством – в программе фильмы о переходе от молодости к взрослой жизни, непростой семейной жизни, ярких женщинах, проблемах миграции и даже привидениях на французский лад. Есть также роуд-муви, о животных и анимационные фильмы для детей, раздел виртуальной реальности и подборка классики.

Всего в программе кинофестиваля – 33 фильма. 20 конкурсных работ будут оценивать профессиональное жюри и жюри международной прессы. Но и зрителей приглашают принять активное участие, дав оценки фильмам и оставив свои комментарии.

MyFrenchFilmFestival - настоящий праздник для любителей французского кино во всем мире, за ходом которого можно следить на сайте кинофестиваля ,партнерских платформах и онлайн-кинотеатрах Apple TV, Google Play и др. (в зависимости от географических зон). Фильмы демонстрируются с субтитрами на 10 языках мира, включая русский).

Даты проведения: 15 января – 15 февраля.

Стоимость: полнометражные фильмы по отдельности 1,99 евро (или 7,99 евро за пакет).

Сайт фестиваля: en.unifrance.org

Трейлер к фильму "Пылкий призрак".

Трейлер к фильму "Жрицы любви".

Трейлер к фильму "Феличита".

Гендерно-нейтральный Берлинале

Из-за второй волны коронавируса даты проведения 71-го Берлинского международного кинофестиваля передвинуты с февраля на март, а формат изменен. В этом году Берлинале пройдет в два этапа. С 1 по 5 марта состоятся онлайн-смотры для аккредитованных деятелей киноиндустрии, а в июне фильмы покажут берлинцам в кинотеатрах – в том числе на открытом воздухе.

Пандемия шарахнула и по наполнению Берлинале – в программы будет отобрано меньше кинолент. Состав жюри и список конкурсных фильмов огласят в феврале 2021 года.

И еще одно новшество: организаторы решили отказаться от традиционного чествования исполнителей лучшей мужской и женской роли. Вместо этого в модном сегодня гендерно-нейтральном духе времени присудят двух "Серебряных медведей" за лучшую главную роль и роль второго плана.

Так что прошлогодние триумфаторы Берлинале – немецкая актриса Паула Бер ("Ундина") и итальянский актер Элио Джермано ("Я хотел спрятаться") – завершили привычную нам эпоху, когда наградами чествовали представителей обоих полов.

Даты проведения: 1- 5 марта

Cайт фестиваля: www.berlinale.

445
Теги:
Кино
По теме
"Поспособствовала пандемия": латвийская звезда театра и кино выпустил клип о любви
"Оскар" по новым правилам: как теперь снимать кино, чтобы получить эту премию
Не верю! Ди Каприо в роли Ленина и другие фейки в кино
Грандиозный концерт Раймонда Паулса с Биг-бендом Латвийского радио и струнной группой оркестра Sinfonietta Rīga в Юрмале

Паулсу передали поздравления от Путина "со всеми предосторожностями"

14260
(обновлено 14:57 13.01.2021)
Латвийскому композитору Раймонду Паулсу сегодня исполняется 85 лет, свои поздравления ему направил президент РФ Владимир Путин

РИГА, 12 янв — Sputnik. Президент РФ Владимир Путин и посол России в Латвии Евгений Лукьянов поздравили композитора Раймонда Паулса с днем рождения. Поздравления юбиляру передали сотрудники российской дипмиссии с соблюдением всех необходимых мер предосторожности.

"12 января 2021 года народному артисту СССР Р. В. Паулсу исполняется 85 лет. Сотрудники посольства России с соблюдением всех необходимых предосторожностей и мер социального дистанцирования передали юбиляру поздравления от имени президента Российской Федерации В. В. Путина и посла Российской Федерации в Латвийской Республике Е. В. Лукьянова", - говорится в сообщении посольства РФ в Facebook.

Раймонд Паулс, который хорошо известен и любим в России, благодаря его сотрудничеству со многими звездами советской и российской эстрады, продолжает работать над созданием новых композиций. Несмотря на пандемию, Паулс выступал и в прошлом году, хотя многие программы, в том числе юбилейные, пришлось отменить.

"Сейчас настроение испортило то, что было запланировано много концертов, много идей, и все отпало. Самый ценный подарок для меня - это встреча с публикой и аплодисменты. Я много выступал, несмотря на все, даже в прошлом году", - рассказал Паулс в эфире Латвийского радио.

Тем не менее в день рождения композитора в концертном зале "Дзинтари" состоится праздничный концерт, который будут транслировать по телевидению. В нем примут участие музыканты, с которыми Паулса на протяжении многих лет связывает особенная музыкальная дружба. Под аккомпанемент маэстро на сцене выступят Динара Рудане и Анце Краузе, Интарс Бусулис, Даумантс Калниньш, всемирно известный тенор Александр Антоненко, вокальная группа Framest и биг-бенд Латвийского радио.

14260
Теги:
Владимир Путин, Раймонд Паулс, Латвия
По теме
Главное - выдержка и характер: Паулс рассказал о планах на будущее
Война и алкоголь пострашнее вируса: Раймонд Паулс подвел итоги 2020 года
Марафон маэстро: неделя пройдет под знаком Раймонда Паулса
Юбилей Раймонда Паулса: самые яркие фотографии маэстро на сцене и дома
Троллейбус на зимних улицах Риги

После возмущения в соцсетях в Риге добавят общественного транспорта

42
(обновлено 08:15 20.01.2021)
Rīgas satiksme наступило на те же грабли, что и весной - сокращение количества рейсов общественного транспорта привело к тесноте в автобусах

РИГА, 20 янв — Sputnik. Муниципальное предприятие Rīgas satiksme оценит заполненность общественного транспорта и организует дополнительные рейсы, чтобы предотвратить скопление большого количества людей, сообщает BB.lv.

В период действия действия режима чрезвычайной ситуации количество пассажиров Rīgas satiksme значительно сократилось, поэтому число рейсов общественного транспорта также было уменьшено.

После этого решения в социальных сетях появились записи и фото из общественного транспорта, на которых видно, что в транспорте невозможно соблюдать дистанцию из-за слишком большого количества людей. Рижане выразили возмущение тем, что в одной машине не разрешается ехать представителям даже двух домохозяйств, а в общественном транспорте разрешено "хоть 100".

Недоволен был и министр сообщения Талис Линкайтс. Он заявил, что перевозчики и заказчики этих услуг должны контролировать соблюдение требований эпидемиологической безопасности, экономия за счет здоровья людей недопустима. Министр отметил, что при необходимости нужно организовать дополнительные рейсы общественного транспорта.

​Как заявила представитель Rīgas satiksme Байба Барташевича-Фелдмане, предпритие постоянно следит за заполненностью общественного транспорта и потоками пассажиров. Информацию о заполненности салона предоставляют водители, также рассматриваются заявления клиентов, а на крупнейших остановках для этих целей есть специально обученные люди.

Кроме того, все новые автобусы Rīgas satiksme оснащены системой автоматического подсчета пассажиров, поэтому при заполнении салона более чем на 50% диспетчеры получают сигнал, позволяющий быстро отреагировать и пустить дополнительное транспортное средство.

Первоначальные наблюдения показывают, что на отдельных маршрутах загруженность салона больше, чем должна быть, поэтому там будут внесены соответствующие корректировки. По этим маршрутам будут пущен транспорт большей вместительности или резервный транспорт.

Барташевича-Фелдмане подчеркнула, что такая ситуация сложилась только на отдельных рейсах, она будет оценена и исправлена.

Отметим, что ровно такая же история произошла с Rīgas satiksme в марте - тогда в столице также были отменены некоторые рейсы общественного транспорта, из-за чего оставшийся на маршруте транспорт оказался переполнен. После критики со стороны Центра профилактики и контроля заболеваний рейсы восстановили

42
Теги:
коронавирус, Rīgas satiksme, Рига, Латвия
Тема:
Коронавирус наступает
По теме
Рига сокращает время работы и маршруты общественного транспорта
"Это нормально?" Жители Риги жалуются на давку из-за сокращения числа автобусов