Шанс произнести реплику в новой постановке предоставлен почти каждому зрителю

Миллион причин жить: в Рижском русском театре состоялась премьера необычного спектакля

375
(обновлено 11:16 14.03.2020)
Режиссер Резия Калниня выпустила в Русском театре им. Чехова интерактивную постановку, участником которой может стать каждый зритель

РИГА, 14 мар - Sputnik, Cимона Алексеева. На малой сцене Русского театра им. Михаила Чехова состоялась премьера спектакля "Драгоценные камушки жизни". В основу необычной постановки Резии Калнини легла пьеса современного британского драматурга Дункана Макмиллана Every Brilliant Thing (ее название можно перевести как "Все самое замечательное"), литературные труды которого обласканы несколькими премиями.

Резия Калниня впервые поставила спектакль в Русском театре
© Photo Инесе Калныня
Резия Калниня впервые поставила спектакль в Русском театре

Резия также подошла к своему первому детищу в Русском театре с внушительной коллекцией наград (неоднократно признавалась лучшей актрисой на церемонии "Ночь лицедеев", обладательница главной отечественной кинопремии "Большой Кристап") и режиссерским опытом в Новосибирском театре оперы и балета, Латвийской опере и балете, театре "Дайлес" и др.

"Когда тебе семь лет, легко видеть, что жизнь прекрасна, а мир полон замечательных вещей. Гораздо труднее убедить в этом взрослых… в том числе и самого себя, когда тебе уже не 7", - говорится в аннотации спектакля.

В центре повествования – история мальчика, мама которого страдает депрессией и склонна к суициду. Первоклассник берется составлять для мамы список всего самого лучшего, ради чего стоит жить. Логично, что под номером 1 у мальчика идет мороженое… Под следующими – желтый цвет, тюльпаны, папины виниловые пластинки.

Роль матери главного героя исполняет художница Кристине Кутепова, она же - соавтор сценографии
© Photo Инесе Калныня
Роль матери главного героя исполняет художница Кристине Кутепова, она же - соавтор сценографии

По мере взросления героя список растет, пополняясь все новыми пунктами: пИсать в море, чтобы никто не заметил, вино. И так – до 1 000 000.

Режиссер Резия Калниня подошла к делу новаторски, превратив спектакль в настоящую "лабораторию чувств". В интерактивную постановку на малой сцене оказываются вовлечены чуть ли ни все зрители.

На входе перед спектаклем зрителям вручают картонные карточки с номерами и репликами – это те самые "драгоценные камушки жизни" из списка главного героя, которые им предстоит озвучить. Может, вам попадется "купаться голышом", а может, "когда из-за облаков выглядывает солнце".

У каждой из двух версий спектакля свои приметы времени
© Photo Инесе Калныня
У каждой из двух версий спектакля свои приметы времени

Есть шанс, что присутствие на этом спектакле неожиданно обернется для вас целым актерским бенефисом – вы примерите на себя роль папы главного героя, его первой любви или психолога.

Более того – у режиссера получились две разные версии спектакля. В одной играет Анатолий Фечин, в другой – его молодой коллега Иван Стрельцов. По этой причине действие (с согласия автора пьесы) разворачивается в Латвии в разных десятилетиях. Ведь детство артиста Фечина пришлось на 80-е, а Стрельцова – на 90-е. У каждого спектакля свой контекст эпохи, элементы сценографии и эмоциональная окраска. Так что если вы увидели одну версию постановки – не менее интересно будет сходить и на другую.

На роль первой любви своего героя актер Иван Стрельцов  выбрал зрительницу из первого ряда
© Photo Инесе Калныня
На роль первой любви своего героя актер Иван Стрельцов выбрал зрительницу из первого ряда

Соавтор сценографии – художница Кристине Кутепова, она же исполняет в постановке роль мамы главного героя и, кстати, очень неплохо поет.

После спектакля было очень любопытно прочесть программку – в нее вошли персональные "драгоценные камушки жизни" создателей. Так, режиссер Резия Калниня среди самого важного отметила "знать, что меня любят", "умение прощать, в том числе себя", "запах моего мужа" и "счастливые мордочки моих карликовых шпицев, когда я вечером открываю дверь".

Актер Анатолий Фечин вписал в список "улыбку ребенка", "гордость за успех родного человека" и "громко подпевать любимой песне", а Иван Стрельцов – "хорошее кино", "рассвет или закат на берегу моря".

Ну а на последней обложке программки в качестве эпиграфа красуются жизнеутверждающие слова латышского поэта, журналиста и переводчика Кнута Скуениекса "Когда с души свалился камень, то можно на него присесть" и телефон доверия кризисного и консультационного центра Skalbes, цель которого – оказывать эмоциональную поддержку представителям групп риска.

Режиссер и исполнитель главной роли Анатолий Фечин
© Photo Инесе Калныня
Режиссер и исполнитель главной роли Анатолий Фечин

История доброты в новейшей истории началась в 2001 году с французской романтической комедии "Амели". Очаровательная девушка с Монмартра до сих пор остается для многих рекордсменом по выискиванию маленьких радостей в совершенно прозаичных повседневных делах.

В 2017 году в России вышел составленный радиоведущим и писателем Алексом Дубасом альманах "Моменты счастья". Книга, в которой самыми прекрасными и трогательными эпизодами из своей жизни делятся совершенно разные люди, от рядовых радиослушателей до певицы Земфиры и режиссера Владимира Меньшова, первое время продавалась на полке антидепрессантов сети российских аптек и пережила с тех пор массу переизданий.

Человеку свойственно становиться жертвой синдрома ослика Иа и впадать в уныние, порой совершенно необъяснимое. Жизнеутверждающие "Драгоценные камушки жизни" Резии Калнини могут стать если не лекарством, то щедрой дозой витаминов от хандры и депрессии. А это уже много!

Во время спектакля ты невольно начинаешь дополнять список героя своими маленькими радостями. Эпизоды из жизни героя извлекают из памяти наши собственные взлеты и падения, иллюзии и разочарования, поднимают целый эмоциональный пласт. Хорошего, конечно, в итоге оказывается гораздо больше. Число твоих персональных камушков жизни за 1 час и 20 минут спектакля вырастает в геометрической прогрессии, и в итоге ты ходишь из зала совершенно окрыленным. Сходите – попробуйте!

375
Теги:
спектакль, Рижский русский театр
По теме
В Риге отметят юбилей Бунина спектаклем в Доме Москвы
Пророчество "Славы": БДТ покажет спектакль Константина Богомолова в Риге
"Нет планов на Латвию": Хазанов предупредил латвийцев о фейковых спектаклях в Риге
Выставка белорусской художницы Марии Гвардейцевой ''NO HUGS and KISSES в Риге

Без поцелуев: в Риге открылась инсталляция-рефлексия на новую коронавирусную реальность

148
Инсталляцию, рассказывающую о "невидимых эмоциональных шрамах", которые оставила в душах людей самоизоляция, представила в Риге художница из Беларуси

РИГА, 2 июл — Sputnik, Симона Алексеева. Выставка белорусской художницы Марии Гвардейцевой называется NO HUGS and KISSES. В переводе с английского - "Никаких объятий и поцелуев".

Это актуальное высказывание художницы об изменениях, которые внесла в привычный уклад нашей жизни пандемия коронавируса.

"Эта инсталляция о невидимых эмоциональных шрамах, которыми, увы, обзавелись все мы - даже в условиях мягчайшей латвийской изоляции", - сформулировала художница свой посыл.

Мария Гвардейцева
© Photo Марис Морканс
Мария Гвардейцева

Из-за пандемии нам пришлось отказаться от многого: путешествий, далеко идущих планов, встреч с друзьями, привычки жить активной жизнью и тем более удовольствия совершать спонтанные поступки. Все эти трансформации художница отобразила в столичной галерее современного искусства Happy Art Museum на улице Спорта, 2, к.2.

"Произошли невидимые эмоциональные изменения — спустя три месяца изоляции мы стали другими. Но какими? Какие переживания мы открыли в себе, а какие прошли незамеченными, незафиксированными умом? Мне важно было заякорить эмоции и новые привычки поведения. Эта инсталляция появилась как рефлексия, отражение стремительных социальных сдвигов", - поясняет художница.

Четыре комнаты

Работа Марии раскинулась в четырех тематических комнатах. Первая - посвящена радикальной смене наших социальных привычек. В центре комнаты накрыт стол для ставшего традицией ежевечернего ужина в кругу семьи - в условиях пандемии друзей и близких можно было пригласить на него лишь виртуально.

Выставка белорусской художницы Марии Гвардейцевой ''NO HUGS and KISSES в Риге
© Photo Марис Морканс
Выставка белорусской художницы Марии Гвардейцевой ''NO HUGS and KISSES" в Риге

На стенах установлены экраны с записями таких посиделок во всевозможных мессенджерах, а неполноценность общения посредством экранов лаптопов и смартфонов иллюстрируют пластмассовые продукты на сервированном столе.

Второе помещение увековечило подвиг настоящих героев нашего времени - медиков. В углу комнаты - фигура экипированного в антивирусный скафандр врача с защитным щитком на лице, а на экране вертятся документальные съемки, сделанные сотрудником одной из московских больниц. Доктор документировал атмосферу в больницах и общался с тяжелобольными коронавирусом.

Выставка белорусской художницы Марии Гвардейцевой ''NO HUGS and KISSES в Риге
© Photo Марис Морканс
Выставка белорусской художницы Марии Гвардейцевой ''NO HUGS and KISSES" в Риге

Это довольно шокирующая часть инсталляции окончательно сметает устои так называемых ковиддисседентов. Даже если в вашем окружении никто эту инфекцию не подцепил, это еще не значит, что ее не существует. И ответ на вопрос, как протекает заболевание, разворачивается на экране в пугающих подробностях.

Третье помещение передает тему путешествий на паузе - видеоряд Марии составлен из опустевших аэропортов в разных странах мира. Удивительное зрелище – несмотря на то, что подобные кадры мы уже неоднократно видели в новостях.

Ну а четвертая комната – реквием по близости, которой нам пришлось пожертвовать. Стены украшают сотни белых латексных перчаток, без которых еще недавно не мыслили поход в магазин самые сознательные граждане, а одну их них венчают красные светящиеся надписи на разных языках: "Близость", Tuvība, Closeness.

Выставка белорусской художницы Марии Гвардейцевой ''NO HUGS and KISSES в Риге
© Photo Марис Морканс
Выставка белорусской художницы Марии Гвардейцевой ''NO HUGS and KISSES" в Риге

Да здравствует близость

Какое же счастье сегодня встречаться с друзьями и знакомыми, жать им руки или расцеловывать при встрече! Мы так долго были лишены этого из-за пандемии, что стало окончательно понятно: близость и человеческое общение и есть наша самая главная ценность. И никакие трансляции и вебинары не в состоянии их заменить.

Мария Гвардейцева не первый раз создает инсталляции на остросоциальные темы, преуспев в мультимедийном искусстве. Выставка "Без объятий и поцелуев" продлится в галерее Happy Art Museum до 27 июля.

Напомним, что первым в Латвии на тему COVID-19 высказался скульптор Айгар Бикше.

Профессор Латвийской академии художеств создал 6-метровое изваяние "Медики - миру", установленное у главного входа в Национальный художественный музей.

148
Теги:
коронавирус, Беларусь, художник, Рига
По теме
Джоконда на кухне: чем развлечь себя в самоизоляции
Лето без фестивалей? Какая судьба ждет главные мероприятия этого сезона
Андрейсала Тарковского: бывший промышленный порт Риги станет съемочной площадкой
Главный редактор телеканала RT и МИА Россия сегодня Маргарита Симоньян

Симоньян высмеяла разведку Латвии после запрета телеканала RT

1799
(обновлено 21:16 30.06.2020)
Пресс-служба телеканала RT, в свою очередь, выступила с "поздравлением" в адрес спецслужб и Национального совета по электронным СМИ Латвии

РИГА, 30 июн - Sputnik. Главный редактор RT и МИА "Россия сегодня" Маргарита Симоньян с иронией похвалила разведку Латвии после решения запретить в балтийской республике вещание RT.

Национальный совет по электронным СМИ Латвии объявил сегодня о запрете на распространение в Латвии семи телеканалов RT в связи с тем, что они якобы принадлежат генеральному директору МИА "Россия сегодня" Дмитрию Киселеву, который пребывает под санкциями Евросоюз. В число запрещенных вошли телеканалы RT, RT HD, RT Arabic, RT Spanish, RT Documentary HD, RT Documentary, RT TV.

"Латвийская разведка считает, что RT возглавляет Дмитрий Киселев. Американская разведка считает, что программа на Рен-ТВ, которую я вела в 2011-м году, повлияла на американские выборы. Британская разведка считает, что Скрипалей отравили Боширов и Петров. И это хорошая новость. С такими разведками нам не страшен серый волк", - написала Симоньян в своем канале Telegram.

Симоньян напомнила, что Киселев является гендиректором МИА "Россия сегодня", а она занимает должность главного редактора RT, при этом никакие санкции ЕС на нее не распространяются. Медиаменеджер подчеркнула, что компании представляют собой два отдельных юридических лица, и это давно публично известно.

В свою очередь, пресс-служба телеканала RT выступила с "поздравлением" в адрес спецслужб и совета по СМИ.

"Поздравляем спецслужбы и Нацсовет по СМИ Латвии с тем, что наконец-то смогут защитить все арабоязычное и испаноязычное население страны от "наиболее влиятельного российского пропагандистского канала" RT", - говорится в заявлении пресс-службы.

Киселев ранее назвал решение о запрете вещания RT показателем уровня глупости и неосведомленности латвийских властей, ослепленных русофобией. Он отметил, что указанное ими основание для запрета не имеет никакого юридического смысла, поэтому Латвия должна немедленно вернуть вещание RT в эфир и принести свои извинения.

Глава Союза журналистов России Владимир Соловьев сообщил, что организация уведомит Международную федерацию журналистов о необоснованном запрете вещания RT в Латвии.

"Можно только сожалеть об этом. Это очередной случай нарушения свободы слова и свободы распространения информации. В Прибалтике подобные меры в отношении российских СМИ предпринимаются давно и планомерно. Я думаю, многие зарубежные и всемирные журналистские правозащитные организации должны на это обратить внимание. И мы, конечно, сообщим об этом факте в Международную федерацию журналистов", - сказал Соловьев РИА Новости.

Власти стран Балтии регулярно чинят препятствия работе российских и русскоязычных СМИ. В МИД РФ уже отмечали, что случаи притеснения российских медиа в Балтии "наглядно демонстрируют, чего на практике стоят демагогические заявления о приверженности Вильнюса, Риги и Таллина принципам демократии и свободы слова".

1799
Теги:
телевидение, запрет, Национальный совет по электронным средствам массовой информации (НСЭСМИ), свобода слова, RT, Маргарита Симоньян, Россия, Латвия
Мария Захарова

Захарова оценила позицию Венецианской комиссии по языковой реформе в Латвии

0
(обновлено 19:12 09.07.2020)
Хартия ЕС об основных правах провозглашает запрет всех видов дискриминации, в том числе по критерию принадлежности к национальным меньшинствам, напомнила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова
Захарова оценила позицию Венецианской комиссии по языковой реформе в Латвии

По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, Москва внимательно ознакомилась с заключением Европейской комиссии за демократию через право, известной как Венецианская, относительно поправок, внесенных в законодательство Латвии по вопросу образования на языках национальных меньшинств.

Комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы по равенству и недискриминации в декабре запросил у Венецианской комиссии оценку латвийского законодательства по вопросу образования на языках национальных меньшинств.

"К сожалению, эксперты Венецианской комиссии, в основном представляющие страны - члены ЕС, продемонстрировали ангажированную позицию и фактически поддержали политику Латвии, направленную на насильственную дерусификацию страны, нарушение языковых и образовательных прав проживающей там русскоязычной общины", - заявила Захарова на брифинге.

По ее словам, особое недоумение вызывает попытка членов Венецианской комиссии оправдать дискриминацию русского языка в Латвии по отношению к другим меньшинствам, говорящим на языках стран ЕС.

"Мы убеждены, что членство той или иной страны в ЕС не оправдывает создание так называемого элитарного клуба, в котором гарантируются права определенной группы лиц за счет ущемления других", - подчеркнула Захарова.

Москва настойчиво призывает Ригу придерживаться универсальных и региональных норм и механизмов в области защиты прав национальных меньшинств, которые приняты в рамках ООН, Совета Европы и ОБСЕ.

"Хартия ЕС об основных правах провозглашает запрет всех видов дискриминации, в том числе по критерию принадлежности к национальным меньшинствам", - напомнила дипломат.

Власти Латвии последовательно вытесняют русский язык из образовательной сферы. Реформа предусматривает полный перевод среднего образования на латышский язык обучения. Также введено требование об организации обязательных латышских групп во всех дошкольных учреждениях Латвии. МИД РФ уже отмечал, что ликвидация возможности учиться на родном языке противоречит международным обязательствам Латвии в сфере прав человека.

0
Теги:
Россия, родной язык, русский язык, МИД РФ, Мария Захарова, Латвия