На выставке представлены работы в разных жанрах

Леопарды, балет и Петр I: расписание выставок в Латвии, которые нужно посетить

533
(обновлено 18:44 27.07.2020)
Пандемия не смогла помешать проведению трех крупных и амбициозных разножарновых выставок в Риге, к созданию каждой из которых устроители подходили очень обстоятельно. Без преувеличений – эти свежие и очень масштабные экспозиции обязательны к посещению

РИГА, 27 июл — Sputnik, Симона Алексеева. В Латвийском Национальном художественном музее до 25 октября проходит масштабная выставка "Рихард Зариньш: отец пятилатовика".

Рихард Зариньш (1869–1939) был культовой фигурой в латвийском искусстве, он - глыба и революционер, обладатель ордена Трех звезд 1926 года.

Окончив Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге и отточив мастерство в Европе, художник основал школу латвийской национальной графики в Латвийской академии художеств и руководил Латвийской типографией государственных бумаг с 1919 по 1933 год.

Рихард Зариньш основал школу латвийской графики
© Sputnik / Sergey Melkonov
Рихард Зариньш основал школу латвийской графики

Зариньш разрабатывал денежные знаки и для Российской империи, и для Латвийской Республики. Полюбоваться филигранно выписанными банкнотами его работы на выставке можно в увеличенном виде на экране. В 1929 году Зариньш придумал дизайн серебряной 5-латовой монеты, украсив ее девушкой в национальном костюме – это считается вершиной его творчества. По словам латвийского академика Яниса Страдыньша, "пятилатовик Рихарда Зариньша – это наш гимн в мире монет". Теперь эта же девушка украшает уже латвийские евро.

В денежных знаках Зариньш обыгрывал крепко связанные с Латвией понятия - дубы, аграрный труд, кокле... В 1921 году совместно с графиком Вильгельмом Круминьшем художник разработал государственный герб Латвии, в который, наряду с фигурами льва и грифона, включил также национальные мотивы.

Девушка в национальном костюме с серебряного пятилатовика теперь украшает евро
© Sputnik / Sergey Melkonov
Девушка в национальном костюме с серебряного пятилатовика теперь украшает евро

Любопытен и стенд с почтовыми марками его работы, напоминающий доску почета российских императоров. Здесь выставлены марки с портретами Петра I и Павла I, Николая I I и др. – для удобства посетителей есть и увеличительное стекло, позволяющее рассмотреть государей во всех подробностях. Выставлена и открытка, отправленная в советские времена в Москву воздушной почтой адресату Куинджи – с тремя марками работы Зариньша.

Зариньш разрабатывал экслибрисы и иллюстрировал книги, создавал плакаты для праздников песни и агитпродукцию для метивших в думу и Сейм в 30-х годах политических партий. Два колоритных сельских персонажа со снопом сена в руках призывают голосовать за Крестьянский союз Латвии под лозунгом "Наша работа и цели едины", а в плакате Женской национальной лиги "Женщина голосует за женщину на выборах в Сейм" ощущаются нотки набирающего в те годы силу феминизма. В общем, творческой продуктивности Зариньша можно было только позавидовать!

Агитплакаты политических партий 30-х гг.
© Sputnik / Sergey Melkonov
Агитплакаты политических партий 30-х гг

Кроме того, Зариньш был пламенным краеведом и проделал гигантскую работу по коллекционированию орнаментов из разных уголков Латвии – не случайно отдельное место в экспозиции отведено национальным костюмам. Сам художник считал издание трехтомника "Латышские орнаменты" своим главным творческим достижением.

Ну а эпицентр выставки – возведенный специально для масштабной ретроспективы, охватывающей 40 лет творчества классика, Овальный зеленый зал. Его стены украшают знаменитые офорты в стиле национального романтизма с героями латышских легенд и сказаний, подарившие название всей выставке - "О чем шумят латвийские леса". Имя Рихарда Зариньша вписано в историю искусства как одного из главных символистов рубежа XIX–XX веков.

Своей главной заслугой художник считал систематизацию латышских орнаментов
© Sputnik / Sergey Melkonov
Своей главной заслугой художник считал систематизацию латышских орнаментов

Кстати, в музее на выставке Зариньша проводят уроки рисования для взрослых и творческие мастерские для детей. Следите за новостями и расписанием на сайте музея.

Латвийский балет: па-де-де с искусством

Где: в галерее Museum.lv

Когда: до 29 августа

Пандемия спутала планы Международного балетного фестиваля, но не помешала проведению арт-выставки #4сцены. Масштабная экспозиция в честь юбилея события, которое 25 лет подряд организует прима Лита Бейрис, раскинулась на двух этажах художественной галереи MuseumLV в "аристократическом" районе Риги.

Славная история латвийского балета показана через призму искусства – классического и современного. Главный зал напоминает репетиционный – вдоль стены установлен станок для разминки, под ним художественно сложены многочисленные пуанты. Ведь за эфемерной красотой балета стоят адский труд, бешеные нагрузки, строгая дисциплина, жесткая диета и даже кровавые мозоли.

Работы позволяют проследить историю латвийского балета
© Sputnik / Sergey Melkonov
Работы позволяют проследить историю латвийского балета

Среди экспонатов – портреты прим и архивные видеоуроки, невероятной красоты эскизы костюмов и наряды из целого ряда постановок Латвийского театра оперы и балета: "Болеро", "Спящей красавицы", "Лебединого озера". Живопись разных периодов позволяет взглянуть на искусство в историческом разрезе.

Тут представлены: портрет латвийской балерины и впоследствии преподавательницы Рижской балетной школы Сиры Юргенсе, написанный в 1926-28 годах художницей Валентиной Даукшис, парный портрет балерин Тани Суты (дочери известных художников Романа Суты и Александры Бельцовой, которая и превратила их рижскую квартиру на ул. Элизабетес в музей) и Инты Каруле, для которого танцовщицы позировали Лидии Аузе в 1959 году, а также увековеченные в Шведском парке (1999 г.) Майей Норой Табакой юные танцовщицы. Есть и несколько портретов самой устроительницы Международного балетного фестиваля Литы Бейрис.

Портрет устроительницы фестиваля - примы Литы Беирис
© Sputnik / Sergey Melkonov
Портрет устроительницы фестиваля - примы Литы Беирис

Среди авторов работ - мастодонты латвийской живописи Иварс Хейнрихсонс, Джемма Скулме, Алексей Наумов, современные художники Дита Лусе, Иева Царука, Илзе Преиса, а также молодые авторы – например, Эдуард Дубровскис. Балетное оборудование, аксессуары и костюмы из своей частной коллекции предоставила руководитель балетной студии Baleta klase Иева Иммертреи, балерина и художник по костюмам.

Итальянская мода: долой скромность!

Где: в Музее моды

Когда: до 17 января

Затянувшийся режим самоизоляции, который мы провели в халатах и пижамах, обострил тоску по красивой одежде. Ее легко утолить на новой выставке в рижском Музее моды. Фонд Александра Васильева открыл свою восьмую по счету и последнюю в этом году экспозицию "От Фортуни до Версаче. 100 лет итальянской моды". Это праздник для тех, кто любит яркие цвета, броские принты, причудливый декор и роскошные ткани.

Итальянскую моду любят за ее максимализм
© Sputnik / Sergey Melkonov
Итальянскую моду любят за ее максимализм

В экспозиции представлены наряды от самых топовых итальянских домов моды: Dolce&Gabbana, Moschino, Versace. Есть и Emilio Pucci - основатель последнего маркиз Эмилио Пуччи (1914–1992) в одном интервью признался, что стал первым представителем своего знатного рода за тысячу лет, работавшим за деньги.

Италия правила модой в эпоху Возрождения - тогда знатные правители и вельможи носили одеяния из роскошных итальянских тканей. Затем славу законодательницы моды у нее отобрали Франция и Англия. Италия вновь составила им конкуренцию уже в ХХ веке, открыв многочисленные мануфактуры и доведя до совершенства качество производства. Всемирно известные дома моды Gucci, Prada, Trussardi и Fendi начинали когда-то свою историю в качестве мастерских кожаных изделий.

Часть экспозиции составляют аксессуары
© Sputnik / Sergey Melkonov
Часть экспозиции составляют аксессуары

На выставке представлены наряды, созданные легендарным итальянским дизайнером Мариано Фортуни (1871–1949), которого называли "волшебником из Венеции". Он прославился платьями-туниками в античном духе с уникальным методом плиссировки шелка, который до сих пор так и не удалось разгадать.

В первой половине ХХ века наряды художника носили первые красавицы, включая музу Сергея Есенина – танцовщицу Айседору Дункан. Представлена на выставке и обувь от великого Сальваторе Феррагамо (1898–1960), обувавшего в 20-е годы голливудских звезд и создававшего модели для разных домов моды.

Роберто Кавалли всю жизнь копирует в принтах совершенство природы
© Sputnik / Sergey Melkonov
Роберто Кавалли всю жизнь копирует в принтах совершенство природы

Ну и конечно, невозможно было обойти вниманием творчество креативного директора дома Roberto Cavalli, одержимого анималистичными принтами. Сегодня мы дождались нового витка в истории моды, когда считавшиеся еще недавно дурновкусием "леопардики" снова стали трендом. Мастер экзотической элегантности Роберто Кавалли так комментирует свой узнаваемый почерк: "Я просто копирую Божьи творения, потому что не может быть более совершенных созданий, чем змея, леопард и так далее. Анималистичные принты - способ передать первозданную красоту женщин".

533
Теги:
Латвийский Национальный художественный музей, Рижский музей моды, выставка костюмов, Латвия
По теме
Рестарт туризма в Риге: трансляции в парках, пешеходная Тербатас и кафе на террасах
Без поцелуев: в Риге открылась инсталляция-рефлексия на новую коронавирусную реальность
Культурная жизнь в Латвии ожила: долгожданное летнее расписание событий
Театр Дайлес в Риге

Спектакль "Пиковая дама" в конце сентября покажут в Риге

207
(обновлено 16:32 20.09.2020)
После недавнего ошеломительного успеха "Пиковой дамы" в стенах дачного театра в Юрмале, его решено поставить в Малом зале театра Dailes в Риге

РИГА, 20 сен — Sputnik. Спектакль "Пиковая дама" по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина международного творческого проекта Teatro Fabrica будет показан в Малом зале театра Dailes (Brīvības 75, Рига) 28 и 29 сентября. Несколько премьерных показов постановки состоялись этим летом в Юрмале в помещениях дачной резиденции проекта. Все спектакли прошли с аншлагом, поэтому организаторы и режиссер приняли решение "выпустить" постановку на одну из площадок крупнейшего латвийского театра, сохранив камерность и идею максимального вовлечения зрителя в происходящее на сцене. Начало в 19.00 без антракта.

"Сейчас, работая над режиссерским переосмыслением спектакля, главное для нас - это не потерять то ощущение домашнего театрального действа, которое мы долго искали, - рассказывает режиссер и исполнительница роли Графини в спектакле "Пиковая дама" Мария де Валюкофф. - Мы уменьшаем глубину сцены Малого зала, чтобы создать необходимый уют и компактность, ставим новые декорации, свет, перерабатываем общую концепцию с учетом нового сценического пространства. Думаю, что новая версия спектакля будет интересна и тем, кто уже успел посмотреть ее в дачном формате и всем театралам неравнодушным к новым формам".

Творческий коллектив, работающий над проектом, представлен высокими профессионалами и талантливыми творцами из Латвии и России. Главным куратором и режиссером является Мария де Валюкофф - театральный деятель, актриса, режиссер театра и кино, кандидат искусствоведческих наук. Большинство членов команды имеют огромный опыт работы на масштабных мероприятиях в театре, кино, телевидении, сцене и объединены совместными постановками.

Сценографию постановки осуществляет Евгений Райцес - член Академии Российского телевидения, главный дизайнер ОАО "Первый канал", победитель премии "ТЭФИ". Важное место в постановке отведено музыке и современной хореографии, которые воплощают российский композитор, аранжировщик, лауреат международных конкурсов, пианист Владимир Белунцов и латвийский молодой хореограф Лаура Городко. Автором афиши спектакля стал Игорь Гурович – один из ведущих графических дизайнеров мира, лауреат профессиональных премий "Родченко", Design Innovation Award, Golden Bee Award и других.

207
Теги:
Рига, Александр Пушкин, театр
По теме
В дачном театре Юрмалы покажут "Пиковую даму"
Рижский русский театр порадует зрителей любимой постановкой в новом формате
"Поспособствовала пандемия": латвийская звезда театра и кино выпустил клип о любви
Латвийская пресса

Интересно детям и взрослым: в Латвии возродили детский журнал "Мурзилка"

271
(обновлено 16:34 21.09.2020)
Рига – город, в котором объединяют и обучают начинающих детских писателей со всего бывшего СССР. И делают это, можно смело сказать, под эгидой бессмертного творчества Эдуарда Успенского

РИГА, 20 сен — Sputnik, Евгений Лешковский. Раскрыться литературным талантам помогает прекрасный детский художник и писатель Владимир Новиков — создатель нового детского журнала "Матроскин" (эхо "Веселых картинок" и "Мурзилки").

Это первый русский детский журнал в Латвии за последние четверть века, что уже само по себе уникально, причем не только для крошечной Латвии, где в последние годы все русское только убивается, но и для огромного постсоветского пространства, где новые детские журналы как-то не появляются, а дети уверенно переходят от живого печатного слова в журнале или книге в мир виртуальный, где другие образы и обитают иные герои.

Эхо "Веселых картинок"

Важно сказать, что Владимир Новиков долгие годы представлял в Прибалтике Эдуарда Успенского, например, выступал издателем перевода его книги на латышский язык, а также оформлял ее. И закономерно, что именно с его легкой руки появился новый детский журнал, называющийся "Матроскин".

Владимир Новиков и не скрывает, что создать его решил, вспоминая теперь уже культовые "Веселые картинки" и "Мурзилку". Причем даже альбомный (горизонтальный) формат "Матроскина" — такой же, как и первые номера "Веселых картинок", чтобы ни у кого точно не возникало сомнений, под впечатлением от чего Новиков решил его издавать. Он смелый и решительный человек, ведь сейчас заинтересовать ребенка печатным словом и картинкой на бумаге — труд почти неподъемный, поскольку молодые больше предпочитают мир компьютерных игр и более агрессивные образы, обитающие в гаджетах, где "страницы" не листают, но "кликают".

Владимир Новиков, который учит Матроскина управлять Парусником
Игорь Мейден
Владимир Новиков, который учит "Матроскина" управлять "Парусником"

И тем не менее журнал напечатали, он состоялся и становится все популярнее, как, кстати, и другое детище Владимира Новикова - Латвийская ассоциация русских  детских писателей "Парусник", при которой есть литературная студия, где самым разным людям помогают оттачивать свой талант — в лучших традициях российского литературного семинара братьев Стругацких, который в свое время подарил миру немало великолепных литераторов.

Попасть в команду "Парусника" можно во время его швартовки - каждую вторую субботу каждого месяца, в 14:00 на 7-м этаже Рижской центральной библиотеки, что на Бривибас, 49/53. Посещение клуба, разумеется, совершенно бесплатно. И если вы чувствуете в себе талант детского писателя, но его следует отточить, то можете смело обращаться за помощью к Владимиру Новикову (его телефон —26706048). К тому же в команде "Парусника" таланты не только из Прибалтики, но и из других регионов бывшего СССР и Евросоюза. География наших друзей-авторов: Германия, Великобритания, Эстония, российские Санкт-Петербург, Ярославль, Нижний Новгород.    

Первый номер "Матроскина" Владимир Новиков отвез в Музей российской литературы им. В. И. Даля на открытие выставки, посвященной Эдуарду Николаевичу Успенскому. Журнал получили и А. С. Ливенбук, и В. А. Чижиков, и А. И. Семенов, и барды из "Гавани", и многие другие друзья и родственники Эдуарда Успенского.

Студия Новикова уже приносит свои творческие плоды. Вот, к примеру, у ее воспитанника, рижанина Виктора Барабанова, только что вышла книга с двумя детскими повестями "Гномик и его друзья". О Викторе Барабанове в основном в Латвии знают как о специалисте по янтарю – коллекционере и мастере. Кроме того, он в Латвии представляет прославленный калининградский Институт янтаря, а также состоит в Международной ассоциации "Союз дизайнеров" (правопреемник Союза дизайнеров СССР). Но, как известно, талантливый человек талантлив во всем. Вот и на литературной ниве талант Виктора Барабанова прорезался: словно еще один рукав река пробила, и теперь новое русло наполняется свежей водой и течение становится все более стремительным.

Виктор Барабанов, который пронес янтарь из мира реального на страницы детских повестей и вручил его гномам
Игорь Мейден
Виктор Барабанов, который пронес янтарь из мира реального на страницы детских повестей и вручил его гномам

Новую книгу, оформленную рисунками московской художницы Сюзанны Ориордан, Виктор Барабанов передал и корреспонденту Sputnik Латвия, а также рассказал:

"Гномы у меня, конечно, заняты поиском и добычей не драгоценных камней и золота – презренного металла, но благородного янтаря, из которого делают напиток бессмертия "амберлайф". Это две сказочные приключенческие повести, они связаны между собой и рассчитаны на детей от 3 до 13 лет. Я их писал лет десять, переписывал, передумывал: то есть здесь стопроцентные муки творчества, включая небольшие лингвистические исследования – связей русского, английского и ирландского (гэлика) языков, что внукам тоже, думаю, будет интересно. Я книгу посвятил своим внуку и внучке - Кириллу и Полине, которые сейчас живут в Ирландии – их туда увезли мои дети. Уверен, они повести прочтут. Внуки хотя и учатся на английском, погружены в Ирландии в англоязычную среду, но по-русски говорят и читают, о чем заботятся мои дети. Так что эти повести Полина и Кирилл обязательно оценят", — говорит Виктор Барабанов.

Янтарь и бесценные таланты

"Я рассказы пишу уже с детства, помню, в советские годы был литературный кружок при ДК "Зиемельблазма" в Риге, куда я ходил и где учился писать. И, конечно же, я сразу вступил в новую ассоциацию Новикова, где есть и прозаики, и поэты, и даже художники. Не удивляйтесь, что в писательском братстве состоят и художники. Такая специфика детских книжек, что в них текст и картинка, по сути, неотделимы", — говорит Виктор Барабанов.

Владимир Новиков же в свою очередь отметил, что в литературном объединении "Парусник" два десятка ярких творческих личностей.

"Это для современной Латвии совсем немало. А что значит быть детским писателем: в первую очередь надо помнить себя в детстве и свое тогдашнее восприятие мира. Конечно, писатель должен прекрасно ориентироваться в детской литературе, отлично знать, кто такие Маршак, Барто, Бианки, Носов, Чуковский, Успенский. Он должен чувствовать их произведения буквально на подсознательном уровне. Конечно, писателю надо знать и детских иллюстраторов. Еще детский писатель должен обладать чувством юмора, причем доброго – понятного не только детям, но и взрослым. Обратите внимание, когда смотрят мультики о приключениях в Простоквашино или о следователях Колобках, то смешно, хорошо на душе становится и детям, и взрослым. Книги и мультики притягивают как детей, так и их родителей. Причем быть детским писателем – это подразумевает очень большую работу, в том числе и редактора. Например, у Успенского, было дело, некоторые рукописи перепечатывались чуть ли не по двадцать раз. Разумеется, должны быть очень хорошие иллюстраторы детской литературы, ведь дети часто принимают книгу в первую очередь по интересным ярким картинкам, а потом уже воспринимают текст. Мы ведь все помним детские книжки прежде всего по картинкам, например, Владимира Сутеева, Константина Ротова, Ники Гольц, Маргариты Старасте, Павила Шенхофса, Владимира Конашевича. И не только специально приглашенный художник должен рисовать, но и сам автор. Еще Чуковский говорил, что к каждым двум строчкам в детской книжке, а еще лучше к каждой строчке должен быть рисунок (и в советские годы была не только профессиональная литературная редактура, но и художественная). Поэтому на наши встречи мы приглашаем не только писателей-поэтов, но и детских художников. И ваш собеседник, кстати, начинался одновременно и как писатель, и как художник – иллюстрировал свои же произведения, а первые мои опубликованные рисунки – это были веселые карикатуры в журнале "Пионер" и в газете "Советская молодежь", – рассказал Новиков.  

Если не можете не писать

"В детской библиотеке мы встречаемся раз в месяц на творческих вечерах, заседаниях клуба "Парусник", где я председатель. Я всех учу: если вы можете описать запомнившиеся события, впечатления своего детства и это будет интересно прочесть современным детям, то считайте – большой шаг в литературный мир сделан. В нашей ассоциации немало сильных авторов, к примеру, выделяется Карен Маркарян, известный журналист, который пишет хорошие стихи для детей и уже выпустил несколько сборников – весьма достойных с литературной точки зрения. А оформляет его книги совершенно выдающийся детский (и не только детский) художник Вадим Солнцев. А Виктория Матисон сама иллюстрирует свои стихи и сказки — как в книгах, так и в журналах. Интересную книгу своих детских воспоминаний написала Ольга Ваганова. Прекрасный детский поэт и прозаик, Евгения Рузина обладает и тонким чувством юмора, искрометной фантазией. Журнал "Матроскин" мы хотим выпускать постоянно – благо теперь ниша совершенно свободна", — говорит Владимир Новиков.

271
Теги:
писатель, Латвия
По теме
Слава Сэ имел в Минске большой успех: "Чувствую себя белорусским писателем!"
Русский писатель из Латвии получил специальный диплом Царскосельской премии
Писатель обрисовал сценарий вхождения Прибалтики в состав Беларуси
Экспресс-тестирование на COVID-19

В Латвии открылся еще один пункт бесплатного тестирования на COVID-19

0
(обновлено 19:03 21.09.2020)
Количество желающих сдать тест на коронавирус в Латвии в сентябре увеличилось в несколько раз, поэтому существующие пункты тестирования не всегда справляются с большим ажиотажем

РИГА, 21 сен — Sputnik. В понедельник, 21 сентября, в Валке открылся пункт для сдачи анализов на коронавирус, пишет Tvnet.lv со ссылкой на представителя по вопросам здравоохранения думы Валкского края Байбу Воробьева. Теперь анализ можно будет сдать в местной поликлинике на улице Руиенас,3В.

Для проведения теста нужно заранее записаться по телефону 8303. В рабочие дни работа пункта происходит по графику с 8 утра до 8 вечера, в субботу и праздничные дни - с 9 утра до 3 часов дня, в воскресенье население будут принимать с 9 утра до 12 дня. Анализы будут проводиться бесплатно.

С начала сентября количество желающих сдать тест на коронавирус стало намного больше, поэтому в Центральной лаборатории предупреждают, что при записи могут возникнуть проблемы, операторы не справляются с обрушившимися на них телефонными звонками. Из-за наплыва желающих, скорее всего, на месте сдачи также придется провести какое-то время в очереди.

Напомним, за прошедшие сутки в Латвии зафиксирован один новый случай коронавируса, проведено 1153 теста. По данным ЦПКЗ, выявленный инфицированный является контактным лицом другого заболевшего COVID-19.

Накануне в Латвии было выявлено десять новых случаев COVID-19, а в субботу, 19 сентября, - 17.

В общей сложности в Латвии за время эпидемии проведено 296 395 исследований на COVID-19, у 1526 человек диагноз подтвердился, 1248 человек выздоровели, 36 умерли.

0
Теги:
тест, Латвия, коронавирус
По теме
В рижском аэропорту и портах тестирование на COVID-19 больше не проводят
Впереди тестирование в разных странах: что ждет российскую вакцину от COVID-19
Правительство Латвии выделит несколько миллионов евро на тестирование населения