В Большом зале Музея «Рижская биржа» проводится выставка, посвящённая столетию Государственного художественного музея

Музей "Рижская биржа" отмечает 100-летие своего прародителя выставкой

492
(обновлено 17:29 07.09.2020)
С 5 октября по 13 декабря в Большом зале Музея "Рижская биржа" проводится выставка, посвященная столетию Государственного художественного музея (ГХМ), второго по времени возникновения крупнейшего собрания художественных ценностей в Латвии

РИГА, 7 сен - Sputnik, Александр Малнач. Столетний юбилей Латвийского государства, отмеченный в 2018 году, означает ползучее столетие различных государственных учреждений, которые возникли и стали развиваться в рамках новой государственности. К их числу принадлежит и Государственный художественный музей, созданный в марте 1920 года параллельно и немного в пику Рижскому городскому художественному музею. Этому событию посвящена выставка "Наш музей. Государственному художественному музею — 100", которая разместилась на первом этаже Художественного музея "Рижская биржа" (ХМРБ).

В Большом зале Музея «Рижская биржа» проводится выставка, посвящённая столетию Государственного художественного музея
© Photo Владимир Старков
В Большом зале Музея «Рижская биржа» проводится выставка, посвящённая столетию Государственного художественного музея

"Эта выставка — мост между поколением основателей музея и нынешним поколением музейных работников. Это мост и к тем поколениям, что не представлены на этой выставке, но которые сохранили для нас эту коллекцию. Это мост к посетителям, каждый из которых, как мы надеемся, придя на выставку, скажет: "Наш музей", — сказала руководитель ХМРБ Дайга Упениеце журналистам, предваряя её открытие 5 сентября.

Она представила журналистам создателей экспозиции: руководителя проекта Виту Бирзаку, Айю Браслиню и Байбу Убурге. Поскольку со временем коллекция Государственного художественного музея влилась в состав Латвийского Национального художественного музея (ЛНХМ) и ныне разделена между различными его подразделениями, формированием выставки занимались сотрудники разных хранилищ искусства. Оформителем экспозиции выступил известный латвийский сценограф Рейнис Суханов.

Слева направо: Вита Бирзака, Айя Браслыня, Мара Лаце
© Photo Александр Малнач
Слева направо: Вита Бирзака, Айя Браслыня, Мара Лаце

С краткой предысторией Государственного художественного музея журналистов познакомила директор ЛНХМ Мара Лаце. В 1773 году, рассказала она, на базе коллекции Николая фон Химзеля в Риге возник первый публичный музей. В числе экспонатов было несколько картин, часть которых вошла в состав собрания ЛНХМ. В 1816 году в Риге был создан Кабинет изящных искусств, куда поступили картины из коллекции Химзеля. В 1868 году основана, а в следующем году открылась для посетителей Рижская городская картинная галерея, которая помещалась в здании Реальной гимназии (ныне — 1-я гимназия). В 1905 году под руководством архитектора Вильгельма Неймана возведено здание Рижского городского художественного музея (ныне — главное здание ЛНХМ). Нейман стал его директором и оставался им до своей смерти в 1919 году, после чего музей возглавил художник Вильгельм Пурвит. Вскоре, 15 марта 1920 года, решением правительства был создан Государственный художественный музей, руководство которым доверили скульптору Буркарду Дзенису.

В Большом зале Музея «Рижская биржа» проводится выставка, посвящённая столетию Государственного художественного музея
© Photo Владимир Старков
В Большом зале Музея «Рижская биржа» проводится выставка, посвящённая столетию Государственного художественного музея

"Зачем было создавать еще один художественный музей? Затем, что Рижский художественный музей находился в собственности города, удовлетворяя запросам рижского общества. А основанный в 1920 году Государственный художественный музей, наряду с основанным тогда же Государственным историческим музеем, отражал культурную политику этого государства. Важно, что музей основало новое государство, создавая культурные учреждения, без которых немыслима серьезная государственная культурная политика", — подчеркнула г-жа Лаце.

Сегодня собрания этих двух музеев — более раннего городского и более позднего государственного — объединены под крышей ЛНХМ, что не мешает нам изучать и отмечать отдельные этапы большого пути. Ведь каждый истинный любитель искусства понимает, какое значение имеет процесс формирования коллекции и как сильно он зависит от того, кто и в каких условиях ее формирует. На самом деле, это захватывающе интересно.

В Большом зале Музея «Рижская биржа» проводится выставка, посвящённая столетию Государственного художественного музея
© Photo Владимир Старков
В Большом зале Музея «Рижская биржа» проводится выставка, посвящённая столетию Государственного художественного музея

"Зачем нужен музей? Раньше говорили: чтобы собрать и сохранить художественные ценности для общества. Теперь мы говорим, что еще важнее то, что мы называем интерпретацией. Но если бы наши предшественники не собрали то, что считали достойным собирания и сохранения, нам сегодня нечего было бы интерпретировать. На практике это должно гармонично сочетаться. В ХХI веке мы ждем от музея чего-то совсем другого, но всегда музейные работники реализовывали это свое видение", — поделилась г-жа Лаце современным взглядом на идеологию музейного дела.

Своеобразной точкой отсчета и ключом к экспозиции явился фотоальбом, который сотрудники ГХМ преподнесли основателю и бессменному на протяжении двух десятилетий директору музея Буркарду Дзенису 5 марта 1941 года, когда новая советская власть уволила его с этой должности. Ценнейший артефакт, в котором с фотографической точностью отображается состав и порядок музейной экспозиции в помещениях Рижского замка.

В Большом зале Музея «Рижская биржа» проводится выставка, посвящённая столетию Государственного художественного музея
© Photo Владимир Старков
В Большом зале Музея «Рижская биржа» проводится выставка, посвящённая столетию Государственного художественного музея

Рассказывая об этом, куратор выставки Вита Бирзака употребила набившее оскомину обозначение "советская оккупация", вступив тем самым в область сугубой интерпретации исторического прошлого. Замечу в скобках, что в постоянной экспозиции ХМРБ находятся две работы, поступившие в собрание музея из Эрмитажа в 1952 году, что как-то не вяжется с манерами настоящих оккупантов, которые имеют обыкновение грабить, а не обогащать оккупированные страны. Но конъюнктура момента требует жертв, впрочем, не слишком жестоких в случае с кураторами выставки "Наш музей...".

"Формируя выставку, мы пытались представить эпизоды деятельности музея с помощью произведений искусства, архивных документов и фотографий. Конечно, это всегда выбор, но мы старались не интерпретировать. Мы хотим сохранить документальный нейтралитет, фиксируя направления музейной работы, актуальные и вчера, и сегодня, и завтра", — отметила г-жа Бирзака.

В Большом зале Музея «Рижская биржа» проводится выставка, посвящённая столетию Государственного художественного музея
© Photo Владимир Старков
В Большом зале Музея «Рижская биржа» проводится выставка, посвящённая столетию Государственного художественного музея

Экспозиция охватывает период с 1920 по 1941 год, когда произведения латышских, русских и западноевропейских мастеров были выставлены в соседних помещениях, не будучи еще распределены по собраниям Государственного музея латышского и русского искусства Латвийской ССР и Музея западноевропейского искусства (позднее — зарубежного) искусства Латвийской ССР, что произошло уже после войны. Шедевры из собрания бывшего ГХМ представлены не только на выставке. По особым указателям оранжевого цвета их можно будет найти в залах постоянных экспозиций в главном здании ЛНХМ, ХМРБ и Музея декоративного искусства и дизайна.

Выставка "Наш музей..." выстроена не линейно. Она отражает важнейшие моменты и аспекты формирования коллекции ГХМ, руководство которого собирало прежде всего работы латышских авторов, но не игнорировало и зарубежное искусство, произведения которого в неразберихе революционного, военного и послевоенного времени всевозможными путями попадали в состав собрания музея.

Стенд русского искусства
© Photo Александр Малнач
Стенд русского искусства

Так, в основу зарубежной коллекции ГХМ легли более двух тысяч предметов искусства, конфискованных в 1919 году советским правительством Петра Стучки у частных владельцев и оставшихся после его изгнания в собственности государства. Коллекция современного латышского искусства формировалась руководством музея путем целенаправленных закупок, тогда как основу коллекции старых латышских мастеров (вторая половина XIX — начало ХХ века) составило собрание Общества поощрения латышского искусства, эвакуированное в годы Первой мировой войны вглубь России и вернувшееся в Ригу в 1923 году стараниями латвийских дипломатов.

К возникновению коллекции азиатского искусства приложили руку латвийские дипломаты и просвещенные беженцы, которых судьба забросила на Дальний Восток, в Японию и Китай, прежде чем они смогли вернуться на родину. Еще один раздел выставки посвящен коллекции бельгийского искусства, обязанной своим возникновением подвижнической деятельности посла Латвии в Бельгии и Люксембурге, скрипача Яниса Лаздиньша. Не забыто и русское искусство, произведения которого регулярно пополняли собрание музея то в виде невыкупленных закладов (на выставке представлены холсты Крамского и Саврасова), то как приобретения с выставок (работы академиков Виноградова и Богданова-Бельского), то как поступления из антиквариатов (майолика Врубеля).

Самурайский меч (Япония, вторая половина XIX века)
© Photo Александр Малнач
"Самурайский" меч (Япония, вторая половина XIX века)

Один из самых заметных и любопытных экспонатов выставки — огромный самурайский меч с рукояткой и ножнами из резной слоновой кости. Тут же расположилась цифровая копия изготовленного во второй половине XIX века для экспорта в Европу артефакта, что позволяет всесторонне и в деталях рассмотреть резьбу.

Как-то руководитель ХМРБ Дайга Упениеце поделилась в узком кругу своим детским воспоминанием. Посещая еще ребенком Музей зарубежного искусства в Рижском замке, она не могла налюбоваться на это произведение японского искусства и все думала: "Как, наверное, хорошо работать в таком месте, где есть такой меч". Ее мечта сбылась.

Мне тоже с детства памятен этот меч, как и многие другие экспонаты музея, с которыми знаком более 40 лет. Теперь они поменяли места своей дислокации. Но это не уменьшает радости от встречи со старыми знакомыми. Как и многим другим рижанам, это дает мне право повторить вслед за сотрудниками ХМРБ: "наш музей". И даже больше — "мой музей".

492
Теги:
Рига, музей, Рижская биржа
По теме
"Как на это выжить?" Пользователи соцсетей "затроллили" музей Рижской биржи
Спасенные из пепла: уникальные русские иконы в музее "Рижская биржа"
Музей "Рижская биржа" отметил свой день рождения двойной презентацией русского искусства
Коллекционная монета Банка Латвии, посвященная заботе об экологии

"Лист липы": Банк Латвии выпустит экологичную монету

5
(обновлено 17:25 30.10.2020)
На аверсе сделанной из переработанного серебра монеты изображен липовый листок, а на реверсе - схема рижских улиц

РИГА, 30 окт — Sputnik. Во вторник, 3 ноября, Банк Латвии выпустит серебряную коллекционную монету "Листы липы", посвященную заботе об окружающей среде, сообщается на сайте банка.

Вопросы экологии в последнее время стали очень важны из-за перемен в окружающей среде. Из-за увеличивающихся темпов урбанизации, одна из задач городского планирования - сделать город как можно более зеленым и живущим в гармонии с природой.

В отличие от большинства других крупных городов, Рига - сравнительно зеленый город, и это качество становится все более важным. Зеленые районы улучшают микроклимат, очищают воду и воздух, и тем самым благотворно влияют на здоровье людей.

Городские улицы, мосты и дороги образуют такую же сеть, как и прожилки листа. Рижские улицы были созданы для того, чтобы помогать людям перемещаться в городе, как прожилки листа помогают ему перемещать питательные вещества.

Липа - одно из самых распространенных и устойчивых деревьев в Риге. Липы поглощают большое количество городской пыли и дают горожанам свежий воздух. За год одно здоровое дерево может обеспечить кислородом десять человек.

Монета не только посвящена экологии, но и произведена таким образом, чтобы не вредить окружающей среде: она сделана из переработанного серебра, а для ее производства и упаковки используется переработанная бумага.

Автор дизайна монеты Марчис Калниньш ранее создал монету "Земля", признанную лучшей инновационной монетой 2015 года.

Монета поступит в продажу в полдень 3 ноября на сайте e-monetas.lv, ее стоимость - 53, в одни руки продается не более 5 монет.

5
Теги:
экология, Рига, коллекционная монета, монета, Банк Латвии, Латвия
Тема:
Дороже номинала
По теме
Банк Латвии выпускает сказочную монету "Кошачья мельница"
Латвийцы выбрали монету 2018 года
Дары леса: Банк Латвии увековечил грибы в серебре
Банк Литвы выпустит коллекционную криптомонету
Бывший военный пирс

Это первое, что видят корабли: историк назвал Мангальсалу позором Риги

649
(обновлено 09:04 28.10.2020)
Первое, что видят корабли, когда заходят в Рижский порт – это полуразрешенный мол в Болдерае и растащенные для строительства дач укрепления Мангальсалы

РИГА, 27 окт — Sputnik. Плачевное состояние полуострова Мангальсала подрывает имидж Риги, заявил военный историк Юрий Мелконов в эфире радио Baltkom.

По его словам, полуостров Мангальсала пришел в упадок, так как Рижская дума не занимается его развитием, а рижане не только не заботятся о сохранении облика полуострова, но и разрушают его.

"Половину царского булыжника растащили на дачи, это уже вопрос к Рижской думе. Если мы с вами, скажем, придем на Мангальсалу, наберем себе камней и повезем куда-то, то через 15 минут там будет муниципальная или государственная полиция со всеми вытекающими последствиями. А тут, получается, можно разворовать, срезать металл без всяких последствий", – сказал Мелконов.

При этом первое, что видят корабли, когда заходят в Рижский порт, – это Болдерая и Мангальсала, и неприглядный вид этих районов может создать негативное впечатление о Риге у моряков и туристов.

"Получается ситуация, что когда корабли входят в Ригу, проходят через Рижские морские ворота, то на правой стороне находится Болдерая – это вообще отдельный разговор, там все разрушено. Разрушен мол, который шел к маяку. А на Мангальсале вообще ничего нет. Я хочу сказать, что Мангальсала – это позор Риги. Там ничего не делается", – добавил он.

Юрий Мелконов давно добивается, чтобы рижские власти придали территории Мангальсалы "исторический статус": отметили место на картах и в туристических путеводителях, а заодно привели бы в достойный вид.

649
Теги:
Юрий Мелконов, Рига, Латвия
По теме
На Мангальсальском моле сфотографировали резвящихся дельфинов
Подходят близко и не боятся выходить из дома: жители Риги гуляют по молу Мангальсалы
А надо ли вам рыбачить: на Мангальсале собрались толпы
Особая зона полуострова Мангальсала