Раймонд Паулс

Главное - выдержка и характер: Паулс рассказал о планах на будущее

422
(обновлено 16:14 12.01.2021)
Маэстро, отмечая сегодня юбилей, настроен продолжать плодотворно работать, впереди грандиозные планы, а всем своим поклонникам в это непростое время он желает "держаться и не кашлять"

РИГА, 12 янв — Sputnik. Взять интервью у маэстро крайне трудно. Прежде всего — этих интервью на его веку было уже столько, что юбиляр не перестает шутить: "Если бы каждый, кто взял у меня интервью, дал мне евро, я бы давно был миллионером!"

Во–вторых, несмотря ни на что, весь пандемийный 2020 год расписан у Паулса буквально по дням — он выступает без остановки, объездил с концертами всю Латвию, пишет BВ.lv со ссылкой на журнал "Телеграф". Он строго помнит свой собственный завет, что "надо крутиться как белка в колесе, а если остановишься, то это уже все, особенно в моем возрасте".

По счастью, у маэстро есть друзья. Это и директор третьего канала Латвийского радио Гунда Вайводе, и исполнительный директор Латвийского национального театра Оярс Рубенис, которые помогают классику с организацией концертов и которые, так сложилась судьба, еще и соседи по его дому. Они понимают, что Паулс и фортепиано — две вещи неразделимые. И сам юбиляр это понимает. Если четверть века назад он шутил, что "после шестидесяти возраст такой, что дни рождения стоит отмечать ежегодно", то в 80 лет он уже говорил вполне серьезно, по–настоящему нервно потирая руки перед юбилейным концертом: "Счет угрожающий!" Сейчас, кажется, на эту тему уже не шутит — просто работает. И результат потрясающий — моторика пальцев по–прежнему невероятная, а уж энергетика, исходящая от личности Паулса, действительно грандиозная.

Все это время журнал "Телеграф" изредка перезванивался с маэстро, стараясь не отвлекать от насыщенного графика. То у него внучка Моника в Америке замуж выйдет за армянского сценариста, то орденом наградят. А личная встреча состоялась совершенно случайно — в Музыкальном доме Daile, что на рижской улице Кр. Барона и где часто выступает маэстро.

— Раймонд Волдемарович, как настроение?

— (После паузы, из–под маски только глаза моргнули.) Колосса–а–а–а–а–ально! (Опять же легкая пауза.) Но, в принципе, работаю понемногу. А что еще остается делать?

Хотя многое непонятно, конечно. Вот, например, еще в начале года я записал альбом "Три Раймонда" с моими коллегами: скрипачом Раймондом Озолсом и клавишником Раймондом Мацатсом. Премьера программы должна была состояться в апреле в Splendid Palace, но тогда ввели режим чрезвычайной ситуации и все отменилось, перенеслось на осень. А теперь стало известно, что "Три Раймонда" переносятся и вовсе на апрель 2021–го. И что делать?

— Рассказывают, что латышская публика вам все–таки ближе, потому что родная. А чем она отличается от публики русской?

— Вообще–то я не делю публику по национальностям, для моей семьи это вообще нехарактерно. Но это правда, что латыши, конечно, более сдержанны в эмоциях. Северяне, так скажем! Впрочем, это и плохо — в этом смысле Рига долгое время вообще была как–то зажата эмоционально. С русскими, конечно, все проще: хорошая мелодия — и сразу все проходит на ура, зовут в ресторан после концерта, готовы на руках носить. И всегда так было, и до сих пор так. Я–то это знаю по себе — выступал с серией концертов не только в Москве, но и в Санкт–Петербурге, и в Киеве. Славяне! Даже если говорить о публике в нашем Рижском русском театре, с которым я сотрудничаю с удовольствием, — там публика более эмоциональная. Но, думаю, и латышская публика очень интересна…

— Маэстро, благодаря вам я выучил новое латышское слово — draņķis! То есть "зараза"! Вы в рекламе, призывающей беречь себя от инфекции, его произнесли. Что можете пожелать всем в это трудное время?

— Держаться! Надо держаться. Стараться что–то делать. И не кашлять.

— А вы помните самое тяжелое для вас время? Наверное, Вторая мировая война, которую вы пережили?

— Да, была история осенью 1944 года, когда из Риги уходили фашисты, а мне было тогда девять лет. Я жил с отцом, мамой и своей сестрой Эдитой в Ильгюциемсе. И постоянно были бомбежки, там же рядом находился аэропорт Спилве, важный стратегический объект.

Теперь можно сказать, что это советские самолеты бомбили аэродром, но и нам доставалось. Как только начинался налет, мы всей семьей изо всех сил драпали в вырытую во дворе дома землянку, даже если ночью это было — моментально, в нижнем белье бежали, кто в чем. О да, это было так страшно…

И все–таки самое страшное лично для меня время было, когда водку пил. Не хочу вспоминать даже. Это было очень темное время… И только ты сам можешь себя из этого омута вытащить. Ну и супруга Лана мне помогла. А ты еще выпиваешь, кстати?

— Ну, раз в неделю, здоровье еще позволяет.

— А я вот сегодня с утра выпил. (Пауза). Ну, две таблетки выпил — и пошел к фортепиано.

— Как вы отнеслись к идее, что, когда построят в Риге концертный зал, ему стоит присвоить ваше имя?

— Упаси боже, я еще жив, еще работать мне надо!

— Тем не менее ваши заслуги отмечены в ноябре высшей наградой далекой Японии — орденом Восходящего солнца с золотыми лучами и ожерельем…

— Приятно, конечно. Но вообще–то у меня орденов уже столько было… Латвийский орден Трех звезд давно уже дали, и уже несколько степеней. В прошлом году грузинский орден вручили… А вообще–то у меня есть еще "Знак Почета", с советских времен. Между прочим, очень тяжелый орден такой — много весит. И на костюм его просто так не повесишь.

Кстати, у меня еще и звание "Народный артист СССР" есть, значок и диплом, который подписан генеральным секретарем ЦК КПСС Константином Устиновичем Черненко! Это, кажется, вообще последний подписанный им документ — как раз в начале 1985 года он умер.

— У вас есть фотография при всех регалиях?

— Вообще–то я не собираюсь все свои ордена надевать и выходить на сцену. Сцена вообще не для наград. Хотя действительно был такой случай, когда лет двадцать назад в дни юбилея на моих оперных афишах была фотография, где я при полном параде и с орденом от датской королевы.

Я тогда был советником по культуре президента Улманиса, съездили с визитом в Копенгаген. А там по протоколу, сами понимаете, необходимо фрак сперва надеть. Это, помнишь, у писателя Михаила Шолохова были проблемы, какой именно фрак нужен, когда он за Нобелевской премией поехал в Стокгольм. Ну, у нас такой проблемы уже не было — нам заранее звонили, спрашивали размер. Ну вот, и после этого г–ну Улманису вручили орден — так протокол требовал. И мне орден небольшой такой достался, видимо, я чем–то понравился в Дании.

— Помню, вы играли для королевы, после чего появился заголовок в одной газете: "Он играл всем королям!"

— Не всем. Всего лишь двум — еще шведский был. А насчет Японии — у меня, кстати, интересный случай был. Несколько лет назад проходил мимо гостиницы "Рига", а из нее вдруг вышла группа туристов из Японии, и гид сказал: "А вот это тот самый композитор, который "Миллион алых роз" написал". В Японии это же тоже хит был, не только у нас и в России. И вот тогда я действительно поразился: все эти японцы выстроились в ряд передо мной и, поклонившись, стали щебетать: "Аригато!" То есть "спасибо" по–японски. Что и говорить, приятно.

— Что пожелаете нашим читателям?

— Сейчас надо желать всем здоровья и помнить: надо держаться! Главное, как говорится, выдержка и характер!

422
Теги:
интервью, Латвия, Раймонд Паулс
По теме
"Листья желтые" на русском и латышском: Паулс оценил современное исполнение своего хита
Паулс отчитал Гобземса за желание сделать его миллионером за счет латвийцев
"А во Франции и Германии не бьют?" Паулс прокомментировал ситуацию в Беларуси
Режиссер Алвис Херманис

"Так победим": Богомолов присоединился к театральным правилам Херманиса

214
(обновлено 14:16 02.03.2021)
Российский режиссер и поэт Константин Богомолов с восторгом оценил текст латвийского режиссера Алвиса Херманиса и поделился списком новых правил Театра на Малой Бронной

РИГА, 2 мар — Sputnik. Резонансный пост латвийского режиссера Алвиса Херманиса о новом кодексе Нового Рижского театра взбудоражил не только местный бомонд, но и московскую публику, среди которой оказался и известный режиссер и поэт Константин Богомолов.

Напомним, что правила этичного поведения Нового Рижского театра, написанные худруком Алвисом Херманисом, состоят из семи пунктов. Режиссер их опубликовал в Facebook несколько дней назад, чем вызвал мощную волну споров. Отметим, что правила относятся не только к работникам, но и зрителям.

"1. В нашем театре свобода слова разрешена без каких-либо ограничений.

2. Наш театр и политкорректность несовместимы.

Потому что объектом внимания театра является изучение человека во всех его проявлениях. Если мы позволим проявляться только красивой и порядочной стороне человеческой натуры, мы никогда абсолютно ничего не узнаем о секретах и бездонности человека, а это именно то, что нас в этой работе и жизни интересует. Потому, что остальное – просто скучно и неправда.

Если в театр приходит политкорректность, то театр надо закрывать, а нам всем идти по домам.

3. В нашем театре разрешено шутить обо всем и без каких-либо ограничений.

Разрешено рассказывать оскорбительные анекдоты без каких-либо ограничений.

Если человек работает в театре или приходит в театр как зритель – ему нужно учиться самому справляться с ситуацией, в которой кто-то его задел словом или оскорбил его чувства. Потому, что это только его личная проблема восприятия и никак иначе. Это часть жизни и это нормально жить среди людей, которые не такие как ты.

Если человек с этим не справляется или слишком нежный – очень рекомендуем воздержаться от посещения театра.

4. В нашем театре разрешено флиртовать и начинать романы как между актерами, так и между зрителями, а также во всех других комбинациях.

5. В нашем театре разрешено работать людям с самыми разнообразными политическими взглядами. Чем различнее, тем лучше и интереснее.

6. В нашем театре разрешено не только не прятать и не стыдиться, но и не бояться говорить и открыто ссориться из-за своих политических убеждений.

7. В нашем театре каждому позволено верить в то, что его взгляды самые правильные.

И да поможет вам Бог.

Алвис Херманис, художественный руководитель НРТ", - написал латвийский режиссер.

Константин Богомолов назвал "блистательным" текст Херманиса и заявил, что с разрешения латвийского драматурга перенимает правила для театра в Москве. Об этом российский артист сообщил на своей странице в Instagram.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Konstantin Bogomolov (@konbog75)

Надо сказать, что представители латышской интеллигенции уже заметили пост Константина Богомолова и теперь спорят о том, кто кого вдохновил.

"Новый Рижский театр стал примером", - написала латышская поэтесса Лиана Ланга Бокша на своей странице в Twitter.

Однако ей парировали, что, возможно, толчком для написания правил НРТ Херманиса стал манифест Константина Богомолова, который он написал еще раньше.

"Манифест Богомолова вышел до Херманиса, скорее Херманис тут вдохновился (не НРТ, так как некоторые актеры под ним не подписывались; будем надеяться, у них есть на это право и их не заканцелят (от англ. cancel culture))", - отметила Лолита Томсоне.

Ранее, 10 февраля, Богомолов опубликовал в "Новой газете" и своем блоге на сайте радио "Эхо Москвы" манифест "Похищение Европы 2.0", в котором сравнил идеологию современного западного общества с нацизмом. По его мнению, в Европе и США формируется "Новый этический рейх", который покушается не только на свободу мысли, но и на свободу эмоций.

214
Теги:
режиссер, Алвис Херманис, Константин Богомолов, театр, Латвия, Россия
По теме
Национальная опера: Гаранча будет в декабре, а Херманис — после ремонта
Горбачев с симпатией отозвался о спектакле Херманиса "Горбачев"
Есть шанс встретить личность: Херманис о переезде в российскую глубинку

"РаZoomные встречи" в Латвии: учим русский язык и поднимаем интеллект в виртуале

354
(обновлено 16:56 24.02.2021)
Всевозможные трансляции уже успели изрядно поднадоесть истосковавшимся по живой культурной жизни латвийцам, однако появилось что-то новое

РИГА, 24 фев — Sputnik, Симона Алексеева. К радости потребителей культурного контента, он пополнился самыми обсуждаемыми фильмами и модными сериалами, выдвинутыми на престижную кинопремию минувшего года. Появились и образовательные проекты, позволяющие улучшить языковые навыки и расширить мировоззрение.

Уроки русского

В феврале Рижский русский театр им. Михаила Чехова запустил новый образовательный проект "РаZoomные встречи". Школьники, студенты и все желающие получили возможность оттачивать разговорный русский в компании с одним из актером труппы. Онлайн-занятия проводят Яна Хербста, Вероника Плотникова, Наталья Живец, Татьяна Лукашенкова, Игорь Назаренко, Вадим Гроссман и Евгений Черкес.

Начинание имело грандиозный успех – билеты на первые занятия были сметены всего за неделю. "РаZoomные встречи" было решено продлить – они продолжатся в марте, апреле и мае.

Проект в первую очередь задумывался для латышских школьников и студентов, которым не хватает живого общения на великом и могучем. Большой отклик занятия нашли и у аудитории постарше – среди слушателей хватает и взрослых латышей. География проекта не ограничивается одной Латвией – недавно навыки оттачивала подзабывшая родной язык слушательница из США. Впечатлениями об общении со своими визави артисты театра делятся на страничке театра в Facebook.

Из-за огромного спроса РаZoomные занятия с актерами театра решено продлить на три месяца
© Photo Рижский русский театр им. М. Чехова
Из-за огромного спроса "РаZoomные занятия" с актерами театра решено продлить на три месяца

Формат 40-минутных встреч, которые проходят онлайн один на один, максимально креативен. Перед занятием актер предлагает слушателю на выбор несколько тем для обсуждения.

"Артисты охотно расскажут, как они гримируются или готовятся к роли, как черпать вдохновение во время прогулок по лесу или как испечь самые вкусные блины", - интригует администрация театра.

Так, Вероника Плотникова во время занятий занималась вокалом со своей визави, Игорь Назаренко рассказывал о своем пути в профессию, а Татьяна Лукашенкова проводила для своей взрослой слушательницы и пламенной театралки онлайн-экскурсию по театру.

Стоимость одного занятия 21 евро, билеты продаются на bezrindas.lv.

Политика и искусство

Латвийская академия художеств и престижнейший Центральный лондонский колледж искусства и дизайна Сент-Мартин в рамках совместного проекта запустили серию публичных бесед, рассматривающих историю и ее контекст с разных точек зрения.

Необходимо отметить, что английский вуз – одна из старейших в мире кузниц кадров дизайна и модной индустрии. Именно Сент-Мартин в свое время заканчивали главные имена мировой моды Стелла Маккартни, Джон Гальяно и Александр МакКуин.

Тема новой дискуссии художников - политика и искусство
© Photo Пресс-фото
Тема новой дискуссии художников - политика и искусство

Что происходит на встречах в Zoom? Приглашенные лекторы из Великобритании и Латвии обсуждают с позиций культурных отличий стран какую-то одну тему – например, уничтожение памятников или финансирование публичного искусства. В четверг 25 февраля в 16.00 по латвийскому времени на платформе Zoom обсудят не менее животрепещущий вопрос: "Активизм: сила политического искусства".

От Латвии выступит режиссер Криста Буране, театральные и киноработы которой отмечены национальными премиями, Англию представит Иси Эшун - художница широкого профиля. Вместе со студентами магистратур они выяснят, какие решения найдены для того, чтобы публичное искусство и активизм могли выступать в тандеме? И с какими препонами сталкивается искусство на политическую повестку?

Участие в дискуссии бесплатное, беседа ведется на английском языке (без перевода). Присоединяйтесь и слушайте! Чтобы войти в беседу, используйте линк Zoom, ID: 894 4468 8667, пароль: 301143.

Разминка перед "Оскаром"

Церемония вручения премии Голливудской ассоциации иностранной прессы "Золотой глобус", которую называют репетицией "Оскара", пройдет 28 февраля. Хотите увидеть фильмы, номинированные на эту кинопремию пока все наши кинотеатры закрыты? Splendid Palace предложил такую возможность. Два ближайших уикэнда - 26-28 февраля и 5-7 марта - будут посвящены кинопремии, которую называют репетицией "Оскара".

Выдвинутый на Золотой глобус фильм «Еще по одной» уже удостоился «ЕвроОскара»
© Photo Пресс-фото
Выдвинутый на "Золотой глобус" фильм «Еще по одной» уже удостоился «ЕвроОскара»

Приобретайте билеты (стоимость 5 евро) по ссылке и смотрите из дома самые обсуждаемые фильмы недолгого проката 2020 года, и те, которые даже не успели в него войти в Латвии: драмедию "Еще по одной" Томаса Винтенберга (между прочим, этот фильм уже выиграл "ЕвроОскар" по итогам прошлого года) с Мадсом Микельсеном в главной роли и драму "Отец" Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом и Оливией Колман в главных ролях!

Кадр из фильма «Отец»
© Photo SEAN GLEASON / Пресс-фото
Кадр из фильма «Отец»

Открывший в этом месяце эстафету по отключению российских каналов оператор Tet также не остался в стороне. На развлекательной платформе Shortcut появился тематический спецраздел Golden Globe с номинантами 2021 года и фильмами-победителями премии прошлых лет.

Блокбастер «Довод» Кристофера Нолана стал самым дорогостоящим проектом 2020 года
© Photo Пресс-фото
Блокбастер «Довод» Кристофера Нолана стал самым дорогостоящим проектом 2020 года

Для платного просмотра без рекламы выложены: блокбастер "Довод" Кристофера Нолана (просмотр 3.99 евро), британская костюмная романтическая комедия "Эмма", а также целый отряд нашумевших сериалов стриминговых платформ. Например, криминальная драма "Отыграть назад" с Николь Кидман и Хью Грантом в главных ролях, сага о подростковой любви "Обычные люди" по одноименному бестселлеру-роману ирландской писательницы Салли Руни и комедийный триллер "Бортпроводница".

Те, кто не успел посмотреть «Джокер», смогут сделать это совершенно легально дома
© Photo Пресс-фото
Те, кто не успел посмотреть «Джокер», смогут сделать это совершенно легально дома

Из триумфаторов прошлых лет есть бенефис Хоакина Феникса "Джокер", драма "Звезда родилась" с Леди Гагой и Брэдли Купером, сериал "Чернобыль", а также уже ставшие классикой "Мисс Саншайн", "Шоколад" и др. Маленькие зрители тоже не забыты – для них выложены удостоенные американской кинопремии анимационные фильмы "Кунг-фу панда", "Семейка Крудс" и др.

Жемчужины оперы

Латвийская Национальная опера в марте порадует записями трех культовых оперных спектаклей в концертном исполнении с участием выдающихся солистов и дирижеров. Это – жемчужины, которые редко можно увидеть на сцене нашего театра.

С 5 марта можно увидеть "Норму" Винченцо Беллини (запись 2017 года), где главные партии исполняют оперные певцы Марина Ребека и Александр Антоненко. С 12 марта доступна опера "Эрнани" Джузеппе Верди (2018 года) – у дирижерского пульта Даниэль Орен, всемирно известный интерпретатор музыки итальянского композитора, а в главных ролях солистка Большого театра Диана Алиева и немецкий бас Андреас Бауэр Канабас.

Запись концертного исполнения оперы «Ласточка» можно увидеть в марте
© Photo Латвийская Национальная опера
Запись концертного исполнения оперы «Ласточка» можно увидеть в марте

Начиная с 19 марта в виртуале будет выложена концертная запись "Ласточки" Джакомо Пучини (2018 года), где партию Магды исполняет сопрано Динара Алиева, а ее возлюбленного Руджеро - американский тенор Джон Эрвин.

Все спектакли можно посмотреть в удобное для себя время до 31 марта с субтитрами на латышский язык. Цена билета на просмотр одной записи 7 евро, комбинированного билета для просмотра всех трех спектаклей – 17 евро. Билеты на bilesuparadize.lv.

354
Теги:
образование, Латвия, культура, русский язык
По теме
Латвийцы скоро будут жить ради колбасы: писательница о плачевном состоянии культуры
Культура в заморозке: как и где развлечься в условиях ЧС в Латвии
Огонь остановился: министр культуры рассказал о рождественском чуде
Президент РФ Владимир Путин и президент Эстонии Керсти Кальюлайд во время встречи, архивное фото

Понять и простить. Президент Эстонии сделала странное заявление о России

0
(обновлено 17:46 04.03.2021)
Эстонский лидер Керсти Кальюлайд будто села в кресло психотерапевта и проводит коллективный сеанс для своих западных партнеров

В последнюю неделю в мировой политике происходит что-то странное, отмечает автор радио Sputnik Мила Журавлева. Сначала Штаты пообещали прекратить свергать режимы и насаждать демократию. Теперь президент Эстонии сказала что-то доброе о России. Или не совсем доброе, но хотя бы относительно эмоционально нейтральное.

Керсти Кальюлайд будто села в кресло психотерапевта и проводит коллективный сеанс для своих западных партнеров: Россию надо принять "такой, какая она есть" – и тогда наступит понимание. Для начала европейцы могли бы с Москвой вместе проверять границы, решать экологические проблемы, обмениваться студентами. Есть только оговорочка. К диалогу Эстония готова, но в разговоре этом надо быть "твердыми и давать четкий посыл".

О границах госпожа Кальюлайд заговорила не просто так. В прошлом году был очередной скандал с эстонско-российским пограничным договором. Между странами нет юридически оформленной границы. И когда уже вроде пришли к согласию, Таллин протащил в документ упоминание о Тартуском мирном договоре 1920 года, который после вхождения Эстонии в состав СССР утратил силу.

В 2014 году достигли новых договоренностей, но их никак не ратифицируют. И в прошлом году спикер парламента Хенн Пыллуаас заявил, что ратификации никакой не будет, обвинил Россию в "аннексии 5%" территории – в Печорах и за Нарвой. После чего вопрос так и завис.

Недавно министр иностранных дел Эва-Мария Лийметс заявила, что Эстония могла бы сделать первый шаг на пути к ратификации эстонско-российского договора. Президент Кальюлайд поддержала эту идею: "Я одна из тех, кто всегда думал, что важно заключить пограничный договор, но и другая сторона должна быть к этому готова".

Только спикер парламента Пыллуаас, похоже, ни о чем таком не думает, и продолжает активно обвинять Москву.

0
Теги:
президент, Керсти Кальюлайд, Россия, Эстония