Инчукалнское газохранилище

Открытие газового рынка. Кто в проигрыше?

310
(обновлено 21:24 08.04.2017)
На первом этапе изменения коснутся индустриальных пользователей, однако в будущем расходы частных потребителей могут вырасти на 50 евро в год

РИГА, 7 апр — Sputnik, Владимир Дорофеев. У латвийского рынка газа есть интересная специфика: более 90% клиентов Latvijas Gāze — домашние хозяйства. Потребляют они 10% от всего объема поставок в страну. Каким-то образом объединиться для отстаивания своих интересов они не способны — слишком их много, чтобы суметь договориться. К тому же большинство из них и вовсе не интересуется такого рода проблемами.

Иначе ситуация с предприятиями. Да, их мало и с каждым годом все меньше, но за их интересы бьются и бухгалтеры, и юристы. Однако даже большинство предприятий с точки зрения газового рынка — игроки незначительные. Другое дело — предприятия, занимающиеся энергетикой, которые потребляют 70% всего газа, хотя и составляют всего 0,5% от общего числа клиентов Latvijas Gāze.

Даже в системе Latvijas Gāze крупные клиенты получали огромные скидки. Именно эта группа потребителей всегда ищет способ уменьшить свои расходы. Оценивая открытые рынки газа в других странах, они понимали, что могут платить за голубое топливо еще меньше.

Самый крупный потребитель газа в Латвии — Latvenergo. Еще недавно это акционерное общество покупало треть от объема газа, поступаемого в Латвию, а сейчас некоторые эксперты говорят о половине общего потребления. Именно Latvenergo и начало первым искать газ на стороне. После нескольких лет борьбы добилось своего, и теперь оно выразило желание не только покупать, но и продавать топливо.

Большинство предприятий Латвии недостаточно крупные для того, чтобы самостоятельно закупать на стороне газ в таких объемах, которые позволят получить лучшую цену, чем у Latvijas Gāze. Таким образом, выгоду от изменений получат несколько самых крупных игроков, все остальные — проиграют.

Чем мы заплатим за свободный рынок?

Есть версии, что открытие рынка газа приведет к повышению цен для большинства потребителей. И объяснение убедительное: до сих пор инфраструктуру доставки газа поддерживал в рабочем состоянии продавец-монополист, а теперь эта забота ложится на потребителя. Не на сообщество потребителей, а на каждого в отдельности.

Ровно так случилось после открытия рынка электричества — каждый из нас платит не только за энергию, но и покрывает все расходы по его доставке, включая оплату за аварии на линии и за профилактические ремонты. Так будет и с газом. Газовые трубы тоже надо чинить. Причем гораздо оперативнее и только высокооплачиваемыми специалистами. Поскольку при утечках газ может взорваться, содержание инфраструктуры в порядке — объективная необходимость.

Торговля газом на открытом рынке простых потребителей не коснется. Ни 2 куба газа, ни 200 на оптовых рынках не продают. Простому пользователю газовой плиты за всю жизнь не истратить того объема газа, который тратит Latvenergo за час работы.

Соответственно, Latvenergo сможет работать с газовыми компаниями напрямую, а обычный потребитель — только через фирму перекупщика, которой при всем желании не достичь объемов крупных потребителей, а значит, и не получить выгодную цену.

Помимо Latvijas Gāze и Latvenergo сегодня уже полтора десятка фирм оформляют документы для работы на латвийском рынке газа. Что характерно, пока даже гигант латвийского рынка газа Latvenergo не смог выйти на прямые поставки. В числе причин называют и весьма скромные по мировым масштабом объемы, недостаточные для получения статуса выгодного партнера.

Однако такие договора уже есть у двух литовских компаний: Lietuvos Duju Tiekimas и LITGAS, которые зарегистрировались в Комиссии по регулированию общественных услуг как торговцы газом и выходят на латвийский рынок забирать клиентов у Latvijas Gāze.

Чей газ будем жечь?

Источников газа у Латвии всего два: российский газ по трубопроводу и сжиженный газ из Клайпеды. Российский продается исторически, имеет ясную ценовую политику, а вся система хранения и распределения газа сделана под российский газ.

Рынок пока открыт только для индустриальных потребителей — это около пяти тысяч из более 450 тысяч всех латвийских пользователей газа. Они смогут заключать сделки, выбирая LNG газ или природный газ из российского трубопровода.

Еще два года переходного периода домашние хозяйства смогут пользоваться только российским газом, распределяемым Latvijas Gāze. Но теоретически им ничто не мешает расторгнуть прежний договор и заключить новый с другим поставщиком. Впрочем, как домашние хозяйства вообще смогут перейти на другой газ — загадка. Противоречия между продавцами и хранителями газа полностью не устранены, а минимальный объем продажи топлива через терминал сжиженного газа во много раз больше, чем годовое потребление большинства пользователей кухонных плит.

Доминирующий поставщик газа по-прежнему "Газпром", и нет никаких оснований предполагать, что ситуация изменится. Для этого просто нет технических предпосылок.

За минувший год потребление газа Латвией сократилось, Европой в целом — выросло. Мы, как страна покупатель, стали еще менее интересны "Газпрому". После отделения индустриальных покупателей от бытовых, эта тенденция только увеличится.

310
Теги:
Latvenergo, Latvijas Gāze, Латвия
Тема:
На голубом газу (300)
По теме
СМИ: Европа нужна "Газпрому" не меньше, чем он нужен Европе
Латвия, Литва, Польша и Украина объединились против "Газпрома"
El País: дилемма Латвии - больше независимости от России или низкая цена на газ
"Газпром" назвал цену на газ для Евросоюза

Минимальная зарплата в странах ЕС в 2021 году

4639
(обновлено 14:21 26.02.2021)
Минимальную зарплату в Латвии в этом году повысили до 500 евро, но она по-прежнему остается одной из самых низких в Евросоюзе; правда, в некоторых странах ЕС порога для минималки нет вовсе
© Sputnik

Самый высокий порог минимальной зарплаты среди стран ЕС в Люксембурге - это внушительные 2202 евро. В Латвии в четыре раза меньше - 500 евро.

Но есть страны, где минималка еще меньше - это Болгария (332 евро), Венгрия (442 евро) и Румыния (458 евро).

В Эстонии и Литве этот порог выше, чем в Латвии, - 584 евро и 642 евро соответственно.

В целом в странах Восточной Европы минимальная зарплата не превышает 700 евро.

Интересен и другой показатель - сколько минимальная зарплата составляет от медианной. Здесь Латвия тоже в конце списка -минималка составляет менее половины медианной зарплаты. А вот во Франции - 62%.

При этом в шести странах вообще нет минимального порога зарплат.

Подробнее в инфографике.

Минималка о двух концах: ее повысили, но она безобразно мала>>

4639
По теме
В Латвии пятая часть населения подвержена риску бедности
Накинуть пару евро - это не борьба с бедностью: омбудсмен подсказал кабмину, с чего начать
Оценили доверие людей в 40 евро: Митрофанов о зарплате депутатов Риги
У бедности в Латвии женское лицо - о чем говорят цифры
Банковская карта на клавиатуре

ЕС покушается на интернет-торговлю: 7 млрд евро "состригут" с потребителей

3113
(обновлено 10:31 26.02.2021)
Рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" уже превратился в издевку, а с 1 июля этого года ситуация с интернет-покупками еще больше усложнится: в ЕС облагаться НДС будут все посылки

РИГА, 26 фев — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Евросоюз решил положить конец налоговой вольнице в интернет-торговле: с 1 января 2021 года налог на добавленную стоимость (НДС) применяется для коммерческих отправлений из третьих стран, начиная с суммы 22 евро, а с 1 июля все отправления будут тотально облагаться налогом на добавленную стоимость. Таким образом Еврокомиссия рассчитывает получить дополнительно 7 миллиардов евро, но как с новыми правилами будут справляться почтовые службы, перевозчики, а самое главное – крупные платформы интернет-торговли, остается неясным. Эксперты предсказывают посылочный коллапс.

В данный момент латвийская таможенная система обрабатывает 1,5 миллиона деклараций в год. Латвийская почта в 2020 году провезла 10 миллионов посылок, посылочная система Omniva (родом из Эстонии) - 3 миллиона, не считая мелких игроков типа DPD, у которых тоже появились свои пакоматы. Таким образом, можно прогнозировать добавление минимум 13 миллионов деклараций к таможенной системе, которая уже с января начала заметно тормозить. На реконструкцию "электронных мозгов" таможни правительство Латвии выделило 1,2 миллиона евро. Деньги освоили, а проблему не решили. Азбука управления подсказывает, что нарастить объемы любого товарного потока в 10 раз за один год нереально.

Логично было Еврокомиссии, заставляя страны-участницы облагать налогами интернет-торговлю, предложить какое-то единое решение и единую программную оболочку? Не тут-то было. До сих пор таможенные системы стран действуют автономно. Брокеру из Латвии нужно потратить год-полтора, чтобы "прописаться" в Литве или в Польше. Сейчас возник спрос на "прописку" в Великобритании. Запросы на брокерскую помощь сыплются каждый день, потому что британцы буквально зашиваются с оформлением импорта в ЕС.

С импортом в Соединенное Королевство проще: ввозишь товар по декларации – и в течение полугода должен заплатить налог. Налоговая администрация одна, контролировать достаточно просто. А в Евросоюзе налоговых администраций 27, и бюджетов 27, каждый хочет получить свое. Если НДС будет уплачиваться при ввозе товара в одну из стран, а затем товар будет свободно циркулировать внутри ЕС, поток устремится в страны с меньшей ставкой налога. Перекос возникнет объективно, а потом к этому могут примешаться субъективные факторы, как в "алкогольной войне" между Латвией и Эстонией.

Евросоюз предлагает крупным платформам интернет-торговли (Amazon, Aliexpress, Ebay) зарегистрироваться в европейской таможенной системе OSS, чтобы при оформлении покупки автоматически вычислялись налоги и пошлины страны, где живет конечный покупатель, а налоговые службы получали бы свой гонорар ежемесячно и централизованно путем автоматического перерасчета. Но пока инструментов для принуждения китайских игроков не придумано, а значит, они всеми силами будут пытаться избежать лишних хлопот для себя.

Ударит это в конце концов по покупателям. Уже сейчас рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" превратился в издевку, по крайней мере в Латвии. Если ты заказал несколько вещей через интернет через пакомат, возвращать их придется на латвийской почте. А значит, при существующих ограничениях выстоять в очереди на улице не менее двух часов, да еще и заплатить за обратную пересылку товара, который "легко вернуть", несколько десятков евро.

"С европейскими поставщиками возврат еще проходит более или менее гладко, а вот случаи возврата товара в Китай, когда возвращенные вещи ушли, а денег за них покупатель не получил, фиксируются все чаще, - говорит эксперт в области логистики Дмитрий Трунов. – Индивидуальный потребитель вряд ли сможет постоять за себя в подобном конфликте, а все системы защиты его прав на государственном уровне "по удаленке" не работают".

"Люди привыкли к сервису, и никто не захочет заполнять декларации в индивидуальном порядке при получении посылок, которые с 1 июля будут тотально облагаться налогами. Логично было бы предложить потребителю делать покупки так же, как раньше, "одним кликом", добавив НДС и необходимые пошлины в цену при оплате через интернет, – считает Трунов. – Однако интернет-платформы пока не хотят брать эти хлопоты на себя. Каждая из них стремится решать проблему по-своему. Например, обсуждается возможность переложить взыскание платы за пересылку и налогов с получателя на перевозчиков. Но если западный потребитель и согласится доплатить 10, 15, 20 евро при получении товара, то в Восточной Европе пойдет вал отказов".

"Единого решения для всех стран нет, поэтому не исключено, что Еврокомиссия начнет давить на интернет-торговцев, чтобы они подключались к OSS в обязательном порядке и взяли взыскание налогов с потребителей на себя. Но для этого нужно законодательное решение Европарламента, а мы видим, с какой задержкой евробюрократы продвигают решения", – заключает эксперт.

3113
По теме
Посылки из Англии: как не сломать голову, получая подарки от родных и близких
В Латвии меняется порядок получения посылок из третьих стран
Как будет жить Латвия после выхода Великобритании из ЕС: основные минусы
После Brexit: плата за посылки и заморочки от Latvijas Pasts
Коньяк в бокалах

Население Латвии спивается: эксперт о затянувшемся "коронакризисе"

0
(обновлено 16:11 28.02.2021)
Постоянный стресс из-за постоянных ограничений и негативных новостей ударил как по эмоциональному, так и по физическому состоянию людей, подчеркивает специалист по психологии Елена Колесникова из университета Страдыня

РИГА, 28 фев — Sputnik. По мнению руководителя лаборатории психологии Рижского университета Страдыня Елены Колесниковой, коронакризис сильно повлиял на эмоциональное и физическое состояние людей, как и любой другой длительный стресс, пишет Bb.lv.

По ее словам, самыми распространенными проблемами в этот период стали: недостаток энергии, головные боли, проблемы со сном и аппетитом.

"Растут возбуждение, страх, печаль, охватывают апатия или истощение, депрессивное настроение. Люди чаще конфликтуют с близкими или другими людьми. Часть усиленно употребляет алкоголь и наркотики. Если есть тяга к восприятию алкоголя или других вызывающих зависимость веществ, то эти признаки со временем становятся все более выражены. В стрессовой ситуации есть больший риск обострения проблем со здоровьем", - рассказала Колесникова.

Ранее проводился опрос среди молодежи Латвии, призванный выявить уровень стресса у подростков в связи с пандемией коронавируса. Выяснилось, что около 63 процентов молодого населения страны страдает от психологических проблем.

Напоминаем, что в Латвии можно получить психологическую помощь, обратившись к специалистам, чьи координаты размещены на странице Департамента благосостояния Рижской думы. Министерство здоровья выделило дополнительно более семи миллионов евро на оказание психологической помощи населению на текущий год.

0
Теги:
население, Латвия, здоровье, коронавирус, Рижский университет имени Паула Страдыня
По теме
Водку купить проще, чем книги: отношения латвийцев с алкоголем в режиме ЧС
Основной экспорт в Россию: куда "уехал" латвийский алкоголь
Алкоголь, побег и нападение: отчет полицейских по "комендантскому часу" в Латвии