Страховка дорожает: в Латвии создают штаб защиты автомобилистов

© Sputnik / Евгений ЛешковскийЮрий Васильев принимает бланки с подписями автовладельцев
Юрий Васильев принимает бланки с подписями автовладельцев - Sputnik Латвия
Подписаться
Латвийские водители выступают против чрезмерных аппетитов страховщиков и требуют вернуть цены на ОСТА на уровень 2015 года и не давать им расти

РИГА, 4 сен – Sputnik, Евгений Лешковский. Все мощнее волна протеста из-за резкого и необоснованного повышения цен на полис обязательного страхования ОСТА. Летом цена поднялась на 130% — и это, скорее всего, не предел.

Недавно в Риге и Даугавпилсе прошли митинги против чрезмерных аппетитов страховщиков. Их организовал известный латвийский активист-общественник, в прошлом депутат думы в Стопини Юрий Васильев.

В Латвии его поддерживают не просто очень многие: вы не найдет ни одного водителя, который бы не помянул крепким словом страховые компании, вдруг повысившие цену на ОСТА. Первое видеообращение Юрия к другим водителям набрало в Facebook более 300 тысяч просмотров, каждое последующее — примерно по 80 тысяч, да еще и с тысячами перепостов.

Автомобилиста обдирают как липку

Сейчас Васильев и его единомышленники собирают по всей стране подписи под обращением с требованиями к правительству и Сейму.

Во-первых, водители требуют вернуть цены на ОСТА на уровень 2015 года. Например, сам Юрий Васильев (его водительский стаж уже 21 год, bonus malus на уровне 16-13, и за все годы по его вине случилась лишь одна небольшая авария без жертв и серьезных ремонтов транспорта) тогда платил в год за ОСТА 60 евро. А в 2017-м он вынужден был заплатить 200.

Автомобиль - Sputnik Латвия
Страховщики предостерегают от системы Keyless Go
Во-вторых, водители настаивают, чтобы государство контролировало цены на ОСТА, ведь это обязательная страховка, и от нее нельзя отказаться, выбрав другую услугу. Мнение водителей такое: государство не должно делать нас заложниками частных страховых компаний, чьи аппетиты теперь стали уже по-настоящему зверскими.

Водителей обдирают, а они ничего поделать не могут. Раньше многие водители регистрировали машины в соседней Литве, где и техосмотр надо раз в два года проходить, и страховки стоят существенно меньше. Но больше года назад правительство Латвии запретило так поступать.

— На том самом митинге в Риге я собрал 71 подпись. Хотелось бы, конечно, больше, но и это неплохо — для первой-то акции. Зато теперь я каждый день собираю десятки подписей. Многие водители по всей стране откликнулись, желая меня поддержать, сами собирают подписи в разных городах. Были случаи, когда мне один человек привозил бланки с собранными за раз сотнями подписей водителей. И это, подчеркну, лишь начало, — говорит Юрий Васильев.      

Мелким шрифтом

Напомним, с чего началась история. В конце июля Юрий Васильев решил традиционно оформить ОСТА на год, зашел на сайт страховой компании, стал заполнять анкету и — увидел, что цена составляет 200 евро.

Автомобиль - Sputnik Латвия
Из России в Латвию на автомобиле: особенности передвижения
Летом далеко не один Юрий Васильев вздрогнул, обнаружив, насколько подскочили цены. Все, кому надо было продлевать ОСТА, буквально проклинали страховщиков, особенно жители провинции, где общественного транспорта вообще нет и без машины никак нельзя. Многие звонили в страховые компании и интересовались: из-за чего цены подняли на 120-130%?! В ответ ничего вразумительного не слышали: все в Латвии дорожает…

Известно, что цена на ОСТА зависит от стажа водителя, возраста машины, числа аварий и степени их тяжести. При новых ценах обязательная страховка для молодого водителя с неплохой машиной и несколькими авариями (даже несущественными) может стоить 700-800 евро. Но есть все основания утверждать, что страховщики хотят еще большего.

Некоторое время назад на сайте manabalss.lv некий Райвис Наглис объявил о сборе подписей под петицией "Установить потолок цен на полисы OCTA!". Звучит, на первый взгляд, хорошо. Но посмотрите присоединенный к петиции pdf-документ — там раскрывается суть инициативы, который, как подозревают многие, представляет интересы именно страховщиков.

Приборная панель Volkswagen Golf 7 - Sputnik Латвия
Латвийцы меняют автомобили раз в пять лет
Он (вернее те, кто стоит за ним) предлагает привязать цену ОСТА к рыночной стоимости автомобиля. Тогда, если вы молодой водитель и у вас новая машина из салона стоимостью около 15 тысяч евро, в первый год за ОСТА заплатите 2 тысячи 700 евро.

— Когда только появилась эта инициатива на manabalss.lv, я тоже начал ее поддерживать в социальных сетях. Но потом мне подсказали повнимательнее изучить документ — и я схватился за голову. Теперь я искренне раскаиваюсь, что вначале поддержал Наглиса, и в итоге его петиция собрала более 5 тысяч подписей. Досадно, что некоторые связывают мою инициативу и сбор подписей с тем, что заявлено Наглисом. Я никак с ним не связан и не поддерживаю его инициативу, ведь понимаю, для чего все затеяно, — подчеркивает Юрий Васильев.

Игры страховщиков за наш счет

По его словам, важно понимать, что фактически весь страховой бизнес в стране — давно не латвийский. Его чуть ли не полностью скупили два мировых холдинга — из Австрии и США.

Гипермаркет Rimi - Sputnik Латвия
Слишком много Rimi: Совет по конкуренции ограничил сеть супермаркетов
— Я решил купить страховку для принадлежащего мне такси, зашел на сайт, ввел номер машины и увидел, что цена у компании Gjensidige — 662 евро, а у IF — 7 166. Странно? Как такое может быть, если у нас конкурентный рынок, где подобных колебаний цен не бывает по определению? Или началась откровенная война среди бизнесменов? Вовсе нет.

Крупные бизнесмены прекрасно знают такой маневр, когда две фирмы одного владельца назначают разные цены на одну услугу. Вначале так подстегивают людей поскорее покупать более дешевый товар. Потом цена товара у первой фирмы вдруг становится значительно больше, а услуги второй начинают уверенно дешеветь — и тогда клиенты бегут к ней. В итоге дело предпринимателя идет в гору, и он обходится без опасных колебаний: одна фирма компенсирует потери другой, и общий бизнес довольно ровный, — говорит активист.  

Большой обман

Страховщики говорят, что цены на ОСТА должны быть еще выше, поскольку, по их мнению, на дорогах случается все больше тяжелых аварий. Потом страховщики вынуждены платить больше за ремонт машины, в которой детали тоже дорожают. Но Юрий Васильев на это отвечает: 

— Странно, по статистике ДБДД количество аварий с каждым годом сокращается, а по словам полицейских, среди которых у меня немало знакомых, тяжелых аварий все меньше. 95% аварий — всякая ерунда: царапины на машинах, сбитые бамперы и зеркала. Кажется, страховщики лукавят. И кто точно не понимает, за что с них берут огромные деньги за ОСТА, — это водители с огромным стажем, ездящие вообще без аварий. Разве они должны страдать из-за новичков на дорогах? Словом, вопросов полно. И мы, водители, требуем ответов! — настаивает Юрий Васильев.

Лента новостей
0