Газовоз везет первый СПГ груз из США в Литву

Торговля СПГ: как Клайпедский терминал трубопроводы "Газпрома" побеждал

6343
(обновлено 17:24 10.10.2017)
Литва фактически субсидировала латвийскому предприятию покупку американского СПГ в надежде заполучить для своего плавучего терминала "Независимость" статус регионального, а следовательно, дотации Евросоюза

РИГА, 9 окт — Sputnik, Людмила Прибыльская. Приобретение по дешевке американского сжиженного природного газа (СПГ) было предъявлено недавно как победа над газпромовским трубопроводным газом. Является ли эта победа полной и окончательной или все-таки пирровой?

Обратимся к фабуле: Lietuvos duju tiekimas (LDT) приобрела у американской Cheniere Energy 140 тысяч кубометров СПГ в августе, а месяц спустя закрепила успех, найдя покупателя-земляка в Латвии – владельца птицефабрики Linas Agro Group.

Подземное газовое хранилище в Инчукалнсе
© Sputnik / Людмила Прибыльская

В комментарии для прессы заместитель гендиректора Linas Agro Group Андрюс Пранцкявичюс заявил, что "первый СПГ почти весь был перекачан в Латвию для наших потребностей. Последующие грузы также пойдут в Латвию".

В этом видится уже первая нестыковка, так как птицеводы обрисовали свою годовую потребность в 7 миллионов кубометров, а 140 тысяч кубометров СПГ соответствуют 90 миллионам кубометров трубопроводного газа. Либо Linas Agro Group закупил в 12 раз больше, чем нужно, либо все-таки не вся партия была предназначена для Латвии, а ее маленькая часть.

Далее Пранцкявичюс сообщил, что "на сегодня СПГ дешевле, и терминал СПГ предложил нам более выгодные условия, чем "Газпром".

Этот тезис тоже весьма неоднозначный: терминал – всего лишь перекачивающая станция, у которой нет своего ресурса, в отличие от вертикально интегрированного "Газпрома". Но в чем-то выгода покупки американского СПГ все же была. Так в чем?

За "выгоду" платят литовцы

Как известно, аренда плавучего терминала СПГ в Клайпеде обходится Литве в 160 тысяч долларов в день.

"При проектной загрузке (10 миллионов кубометров регазифицированного газа в сутки) себестоимость тысячи кубометров, полученных через терминал, увеличивается на 16 долларов только за счет аренды, — поясняет доктор технических наук Адриан Давис. — Реальная загрузка литовского терминала СПГ Independence ("Независимость") составляет не более 40%, таким образом арендные затраты на тысячу кубов надо удвоить, получится не менее 30 долларов. Плюс издержки на регазификацию, администрацию и так далее".

Нетто-цена СПГ летом действительно может быть ниже, чем трубопроводного газа для Прибалтики, признает Давис. Но к ней надо добавить издержки терминала и транспортировки, которые съедят выгоду. Почему же господин Пранцкявичюс рапортует о невероятно удачной сделке с американским СПГ?

Все дело в том, что Литва вопреки всем европейским регулирующим нормам, запрещающим перекрестные субсидии, дотирует свою "Независимость", распределяя издержки терминала на тарифы магистральных и распределительных трубопроводов. Литовская Linas Agro Group, закупая американский газ для своей латвийской птицефабрики, не платит за доставку ничего. Это же для "Независимости" экспорт и заявка на региональный масштаб!

Да, поставки эти микроскопические. Даже если бы птицеводы решили взять целый корабль американского СПГ, 90 миллионов кубометров – это недельное потребление города Риги зимой. Однако громко рекламируемые поставки "на экспорт", оплаченные литовскими потребителями, позволяют Вильнюсу настаивать на региональном характере терминала. Если эта заявка будет принята в Брюсселе, затраты на "Независимость" "честно" поделят между Литвой, Латвией и Эстонией. Литовский оператор магистральных трубопроводов Amber Grid откровенно заявляет, что хотел бы получать от ЕС на терминал в Клайпеде до 150 миллионов евро в год, то есть втрое больше годовой арендной платы.

Почему Прибалтика – не Европа?

Почему же нетто-цена СПГ из далекой Америки может быть летом ниже, чем трубопроводный газ из соседней России? Дело в том, что магистральные сети Прибалтики исторически были тупиковым ответвлением экспортной сети, которое зимой переключалось на подпитку из Инчукалнского подземного хранилища газа (ПХГ). Летом, когда спрос на газ в Европе низкий, в Инчукалнс закачивали топливо, а зимой забирали, что гарантировало региону (в том числе Северо-Западу России) бесперебойное снабжение в любые холода. Прямые поставки "по потребности" в Прибалтику, минуя ПХГ, в зимний период сейчас невозможны из-за недостаточной мощности газопроводов. Поэтому для нее "Газпром" применяет другие условия поставок, нежели для основных экспортных рынков Западной Европы.

Для них при "пологом" графике (регулярные выровненные поставки круглый год) цена может быть на 20% ниже, чем при "зубчатом" графике (поставки по потребности). Это позволяет потребителю выбрать: платить авансом за определенный объем по низкой цене (сопоставимой со случайными спотовыми поставками СПГ) или не создавать запаса, понадеявшись на теплую зиму и то, что цены "зубчатого" графика не будут слишком кусаться.

На практике при внезапном наступлении холодов цены не только могут подскочить втрое, но может также создаться острый дефицит топлива, когда быстро опустошаются европейские ПХГ и газопроводы работают с максимальной нагрузкой. Прибалтика лишена соблазна купить трубопроводный газ по дешевке, но она не переплачивает при пиковых нагрузках и никогда не испытывала дефицита топлива.

Запас карман не тянет. Или тянет?

В апреле нынешнего года Латвия открыла газовый рынок, а от интегрированной компании Latvijas Gāze был отделен оператор ПХГ и магистральных газопроводов Conexus Baltic Grid. При этом двум десяткам новоявленных игроков рынка не вменили в обязанность обеспечить свою лицензию запасом газа на зиму (storage obligation).

Обычно закачка зимнего запаса в Инчукалнс начиналась в апреле. В 2017-м до июля не было закачано ничего. Забеспокоившись, что в холода оказавшееся на свободном газовом рынке население останется без отопления и электроэнергии, Комиссия по регулированию общественных услуг заложила в тариф на передачу газа средства на хранение 700 миллионов кубометров газа (это треть обычного объема Инчукалнского ПХГ). На 6 октября в хранилище было закачано 1,2 миллиарда кубометров газа.

"В этом году мы не замерзнем, — заверяет руководитель ПХГ, доктор инженерных наук Иварс Щербицкис. — Через литовскую границу к нам поступило около 130 миллионов кубометров газа, что на 100 миллионов кубометров превышает обычный литовский запас. Откуда это топливо — из труб "Газпрома" или с терминала в Клайпеде — нам неизвестно, однако использовать ПХГ в большем объеме литовцам мешает отсутствие договоренности о едином рынке без пограничных барьеров. Прогнозируется, что документы могут быть подписаны к 2022 году, но я считаю такой план чересчур оптимистичным".

В диспетчерской Latvijas Gāze
© Sputnik / Людмила Прибыльская

Латвия могла бы активничать так же, как Литва, настаивая на региональном характере ПХГ. Она может использовать возможности внутреннего рынка, хотя бы требуя storage obligation с новоявленных торговцев газом. Ведь сохранение Инчукалнса — гарантия не только доступности физических объемов топлива, но и стабильных цен для потребителей.

"Газпром" вряд ли смирится с тем, что на его "домашнем" рынке станут хозяйничать американские флибустьеры, поэтому наращивает трубопроводную инфраструктуру в направлении Прибалтики. 3-5 лет — и клиентам Латвии, Литвы и Эстонии могут тоже предложить "пологий" или "зубчатый" график. Привилегия покупать газ дешево будет у компаний, имеющих большие оборотные средства. Что снова обернется монополией, на сей раз не технической и хозяйственной, как было у Latvijas Gāze, а финансовой. Вложив деньги, новый монополист не преминет получить их с процентами, и его аппетиты ни один регулятор уже сдерживать не сможет. Свободный рынок!

Прошлой теплой зимой Россия впервые не забрала из Инчукалнского ПХГ ни одной тысячи кубометров для своих нужд. Это значит, что потребности своего Северо-Запада "Газпром" уже обеспечивает прямой прокачкой. Отделяя ПХГ от Latvijas Gāze, законодатель и правительство Латвии расценивали его как козырь в игре, актив, без которого потребители не смогут обойтись. На управление такими активами принято усаживать хороших людей, обеспечивая им стабильную ренту на вечные времена. Примерно так же было с совместным предприятием Latrostrans, управлявшим некогда нефтепроводами на Вентспилс. Обеспечив себе "стратегические высоты" в этом СП, латвийская сторона праздновала победу. Однако победа оказалась пирровой: трубопроводные поставки на Вентспилс иссякли.

Аналогичный сценарий возможен и с газом, "демонополизированным" назло "Газпрому".

6343
Теги:
трубопроводный газ, СПГ, сжиженный природный газ, Linas Agro Group, Газпром, Latvijas Gāze, Литва
Тема:
На голубом газу (300)
По теме
Аналитик: пустующий терминал СПГ в Латвии — худшее, что можно придумать
Латвия думает слишком медленно: страны Балтии не договорились по СПГ
Эксперт: СПГ из США не сможет конкурировать с российским газом
Латвии грозит рост тарифов после раздела Latvijas Gāze
Презентация плана строительства Центрального рижского узла новой железной дороги Rail Baltica

Компанию airBaltic не бросят: Линкайтс пообещал транспортному сектору помощь

111
(обновлено 15:17 10.05.2021)
Пока нет оснований говорить о сокращении государственной поддержки транспортной отрасли, заявил министр сообщения Талис Линкайтс

РИГА, 10 мая — Sputnik. Транспортная отрасль Латвии продолжит получать господдержку, данные статистики указывают на то, что кризис, вызванный пандемией, в этом секторе не закончился, его влияние все еще очень велико, заявил министр сообщения Талис Линкайтс, передает tvnet.lv.

По его словам, в первом квартале этого года количество пассажиров в поездах и автобусах, по сравнению с 2019 годом, уменьшилось на 55%, а количество пассажиров, обслуженных в международном аэропорту Рига, упало более чем на 91%, поэтому преждевременно говорить об уменьшении поддержки в транспортной отрасли.

Напомним, в прошлом году самую большую помощь от государства получила национальная авиакомпания airBaltic - на сумму в 250 миллионов евро, также ей списали 37 миллионов евро долгов.

В конце апреля премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил, что сейчас в Латвии уже снят ряд ограничений, поэтому пришло время подумать, как долго и кому продолжать оказывать господдержку. Кариньш указал на "анекдотические случаи", что предприятия с господдержкой скорее увеличили свои доходы.

"Одно дело войти в систему, предприятия начинают привыкать к этой системе и планировать работу вокруг нее. Однако надо думать о том, как выйти из поддержки – постепенно или моментально. Государство не сможет неограниченно субсидировать нашу предпринимательскую деятельность", – сказал Кариньш.

Неделей позже Минэкономики подготовило поправки к правилам о поддержке затронутых кризисом предприятий, согласно которым с мая 2021 года государственная поддержка по обеспечению потока оборотных средств свыше 50 отраслей может прекратиться. Транспортного сектора среди них как такового нет.

111
Теги:
коронавирус, Талис Линкайтс, Латвия
По теме
Споры вместо хаба: почему рижский аэропорт утерял лидерство в транзитных перевозках
Солонников: балтийские автоперевозчики не дождутся понимания в ЕС - лишних денег нет
"Границы - не беда, нам возить нечего": коронавирус добивает автоперевозчиков Латвии
От 100 миллионов до семи миллиардов евро: как страны Европы поддержали свои авиакомпании
Игровые автоматы в казино

Экономика Латвии получает колоссальную поддержку от игрового бизнеса: надолго ли

625
(обновлено 14:37 09.05.2021)
Азартные игры разрешены в Латвии более 30 лет. С момента выхода страны из состава СССР в законодательство Латвии были включены нормы, позволяющие казино официально работать

РИГА, 9 мая — Sputnik. С появлением онлайн-казино начался новый виток развития рынка азартных игр в Латвии, и к 2000 году в стране насчитывалось около 10 тысяч казино и игровых автоматов, пишет Bb.lv.

С чего началось развитие сферы азартных игр в Латвии

После объявления независимости в августе 1991 года, в Латвии открылось первое казино "Рига". Вслед за ним по всей стране начали открываться другие казино, и все они получали официальную лицензию на ведение игорного бизнеса.

Однако с лицензиями для казино произошла путаница. Из-за определенной спешки в разработке законодательства для игорного бизнеса лицензии для казино выдавали сразу несколько государственных органов – Министерством финансов, Министерством внутренних дел и органами местной власти. Из-за этого через некоторое время стало непонятно, сколько лицензий всего было выдано и какое точное количество казино и игровых залов работает в Латвии.

В 1998 году в Латвии была создана Инспекция по надзору за лотереями и азартными играми. Этот государственный орган начал контролировать все игорные лицензии в стране, а также следить за общим порядком на рынке азартных игр. В этом же году в Латвии стали появляться первые онлайн-казино, что позитивно отразилось на наполнении бюджета страны. Сейчас в Латвии работает большое количество онлайн-казино.

Влияние казино на экономику Латвии

После усовершенствования латвийского законодательства бюджет страны начал стремительно наполняться за счет налогов, которые платят наземные и онлайн-казино. Прозрачное законодательство способствовало развитию латвийских казино, что, в свою очередь, увеличивало поступления в бюджет. Так, в 2018 году суммарный оборот в секторе азартных игр составил 277 миллионов евро. В среднем, на протяжении последних лет рынок азартных игр Латвии показывал стабильный рост на уровне 10-11%. При этом, онлайн-казино Латвии прекрасно себя зарекомендовали не только среди своих игроков, но и за рубежом. Особенной популярностью сегодня пользуются казино с большой коллекцией игр с лайв дилерами, а также казино, в которых игроки могут использовать криптовалюту для пополнения игрового счета и вывода выигрышей.

В 2020 году доходы участников рынка азартных игр в Латвии сократились. В то же время, согласно информации, полученной от Инспекции по надзору за лотереями и азартными играми, наземные казино и залы игровых автоматов по-прежнему заработали более ста миллионов евро за 2020 год, из которых были уплачены налоги в казну Латвии. При этом, больше всего доходы сократились у игровых столов, более чем на 50%.

Стоит также отметить, что онлайн-казино Латвии сохранили свои позиции в 2020 году. Доходы от азартных игр в Интернете составили 40 миллионов евро за 2020 год. В частности, онлайн-казино Латвии заработали порядка 30 миллионов евро, а остальные 10 миллионов пришлись на доходы от ставок на спорт и игр на тотализаторе, а также от карточных турниров.

Игровые автоматы остаются самым популярным развлечением в казино

Игровые автоматы, в том числе и онлайн-слоты, по-прежнему остаются самым популярным видом развлечений в казино как в Латвии, так и во всем мире. В 2020 году доход от игры на различных слотах составил около 70% от общего дохода рынка азартных игр в Латвии. Феномен игровых автоматов заключается в том, что шансы выигрыша в них самые низкие среди всех многочисленных видов азартных игр, однако игроки больше всего играют именно в слоты. Главное объяснение популярности слотов состоит в том, что при игре в автоматы игрок практически моментально узнает, выиграл он или нет.

Кроме того, стоимость одного вращения достаточно низкая и чаще всего начинается с одного цента. При этом, выиграть в автоматы можно достаточно крупный джекпот.

К примеру, многие слоты с прогрессивным джекпотом обещают игрокам выигрыш в несколько миллионов евро, что, безусловно, подогревает азарт и заставляет испытывать удачу снова и снова. Современные онлайн-слоты с прогрессивным джекпотом обычно объединяются в единую сеть автоматов, расположенных в разных заведениях. Соответственно, каждое вращение на каждом из автоматов всей сети увеличивает общую сумму джекпота, а также приближает тот момент, когда какой-то счастливчик сорвет фантастический джекпот. С другой стороны, игровые автоматы известны давно, они просты и не требуют от игроков каких-либо особых навыков. К тому же, они есть в любом наземном казино и практически на любой онлайн-платформе. Именно из-за своей простоты и повсеместной доступности слоты остаются самой популярной азартной игрой и сегодня.

Согласно прогнозам, в 2021 году рынок азартных игр Латвии не будет так стремительно расти, как на протяжении прошлого десятилетия. Однако, хотя доходы казино и других участников рынка несколько снизились по сравнению с прошлыми периодами, это все равно существенный вклад в экономику Латвии.

625
Теги:
экономика, бизнес, Латвия
По теме
Жители Латвии не смогут развлечься в онлайн-казино в период чрезвычайной ситуации
Пять тысяч игроманов: в Латвии решают, что делать с казино и лотереями
Скандальный спортсмен Камбала стал лицом онлайн-казино
Собравшихся у памятника Освободителям Риги 9 мая просят соблюдать дистанцию

"Согласие" обратится к президенту Латвии из-за ситуации с возложением цветов 9 мая

0
(обновлено 17:10 10.05.2021)
Власти Риги и полиция хотели именно ограничить доступ к памятнику Освободителям, а не организовать возложение цветов безопасным способом, говорится в заявлении партии "Согласие"

РИГА, 10 мая — Sputnik. Партия "Согласие" обратится к руководителю Совета национальной безопасности, президенту Латвии Эгилу Левитсу с призывом оценить решения Рижской думы и действия полиции в ситуации с возложением цветов к памятнику Освободителям Риги 9 мая, сообщила политическая сила в Facebook.

Как ранее сообщал Sputnik Латвия, полиция 9 мая закрыла доступ к памятнику Освободителям. Монумент огородили забором около которого поставили столы, на которые люди могли положить принесенные ими цветы. Потом эти цветы несли к памятнику сотрудники муниципального предприятия Rīgas meži. Из-за этого у памятника выстроилась огромная очередь людей, которые принесли цветы.

"Согласие" считает, что 9 мая у памятника Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков необоснованно ограничивались и нарушались гражданские свободы и права человека на уважение. Используя в качестве предлога правила эпидемиологической безопасности, полиция запретила пришедшим спокойно и не задерживаясь, возложить цветы к подножию памятника. Вместо этого было искусственно создано скопление у людей у "цветочных столов", что не снизило, а увеличило риск распространения инфекции", - говорится в заявлении партии.

В "Согласии" отмечают, что люди 9 мая пришли легитимно выразить свое отношение к событиям Второй мировой войны, в парке Победы не наблюдалось никаких конфликтов, присутствующие подчинялись требованиям полиции.

"Поэтому преувеличенные и нелогичные ограничения, в том числе немотивированный перенос остановок общественного транспорта, оценивается как желание ограничить именно доступ к памятнику, а не организовать его безопасным способом", - говорится в сообщении.

Партия обратится к президенту Эгилсу Левитсу с призывом оценить действия и обоснованность примененных руководством полиции и Рижской думы ограничений.

"Для большей части латвийского общества возложение цветов в этот день – семейная традиция, чувство причастности, часть идентичности. Если власть это не учитывает, то люди чувствуют себя униженными и лично глубоко задетыми. Это углубляет раскол общества и несет угрозу нашему государству", - говорится в заключение заявления.

0
Теги:
Мартиньш Стакис, Сандис Гиргенс, День Победы, памятник Освободителям, Согласие, Рига
По теме
"Кулаки сами сжимаются": праздник 9 Мая снова испортил жизнь нацпатриотам
За ночь из цветов у памятника Освободителям выложили красную звезду
Ветерана ВОВ в инвалидной коляске не пустили к памятнику Освободителям Риги
Госполиция: к памятнику Освободителям Риги 9 мая пришли 20 тысяч человек
Депутат о ситуации 9 мая: людей на праздник унизили президент-чужак и премьер-"бомж"