Газовая плита

За отмену монополии на газ заплатят все латвийцы

2293
(обновлено 21:12 30.11.2017)
Уже весной потребители ощутят последствия открытия газового рынка - тарифы на газ вырастут как минимум на 60-70%, а следом подорожает и отопление, считает эксперт

РИГА, 30 ноя — Sputnik. Компания Conexus Baltic Grid (CBG) предложила с апреля увеличить тарифы на хранение газа на 38%. Это означает, что газ, а за ним и теплоэнергия весной подорожают, сообщил эксперт газете "Сегодня".

CBG, созданная в 2016 году в ходе разделения монополиста Latvijas Gāze (LG), проявила инициативу и самостоятельно разработала проект новых тарифов, который и был на днях подан в комиссию по регулированию общественных услуг (КРОУ).

Было рубль — стало два

Оператор системы передач и хранения природного газа АS "CBG" в середине октября отчитался о том, что закончил цикл закачки природного газа в Инчукалнское подземное хранилище.

В целом в нынешнем году участники газового рынка закачали в Инчукалнское хранилище 11,36 тераватт–часа природного газа. Общее накопление активного природного газа по окончании сезона закачки составляет 15,02 тераватт–часа. Это 62% общего возможного объема голубого топлива, которое может обслуживать хранилище.

Сейчас хранение в Инчукалнсе производится по тарифу 1,504 евро без НДС за мегаватт–час. Новый проект предусматривает повышение тарифа до 2,08 евро без НДС за мегаватт–час, то есть на 38% выше.

По информации КРОУ, новые цены могут узаконить уже 1 апреля 2018 года. Причем они будут обязательны для всех, кто пользуется Инчукалнским подземным газохранилищем.

Как пояснили в CBG, ничего неожиданного тут нет. "Тарифные изменения предусмотрены законом "Об энергетике". Латвия обязана с 3 апреля 2017 года выполнять постановление Европарламента о развитии сетей передачи и хранения природного газа", — отметили в компании.

Трое из ларца

Но специалисты говорят, что это только начало. Тарифы будут повышаться на все: на хранение газа, его доставку, распределение и т. п. Еще в прошлом году глава LG Айгарс Калвитис предупреждал, что на газовом рынке Латвии все будет происходить по "электрическому" сценарию.

"На газовом рынке Латвии может сложиться такая же ситуация, как после открытия рынка электроэнергии, то есть за поставку газа потребителям придется платить намного больше, чем сейчас. Такой маленькой стране, как Латвия, было бы гораздо выгоднее сохранить работу регулируемой монополии на рынке газа", — сказал тогда бывший премьер.

С ним полностью согласен и собеседник газеты "Сегодня" — эксперт по энергетике Вилнис Дукште, бывший сотрудник Latvenergo и инженер–проектировщик электросетей с почти полувековым опытом. По его мнению, ничего хорошего латвийцев в плане газовых тарифов не ждет.

"В 2016 году была создана Соnеxus Baltic Grid, которой, в соответствии с требованиями ЕС и законом "Об энергетике", от LG перешли функции по хранению голубого топлива и его распределению. В этом году появилась компания АS "Gaso", которой от LG перешли функции оператора газораспределительной системы. То есть вместо одного игрока мы получили трех", — рассказал Дукште.

Готовьтесь к росту цен

По его словам, короткая цепочка "производитель — потребитель" прекратила свое существование. Она превратилась в длинную цепь.

"С увеличением количества компаний, через которые газ будет поступать к окончательному потребителю, значительно увеличиваются расходы. Эти предприятия надо содержать, платить сотрудникам зарплату, обеспечивать работу инфраструктуры и т. п. Из чьего кармана будут браться деньги на все это? Конечно, газ сильно подорожает. Думаю, на 60–70% минимум. Разговоры о подорожании лишь на 40% — наглая ложь", — подчеркнул Дукште.

Более того, он считает, что повышение газовых тарифов спровоцирует увеличение стоимости теплоэнергии для конечных потребителей.

"Для производства тепла в Латвии в основном используется газ. Если он станет дороже, то, соответственно, поползет вверх и стоимость теплоэнергии", — сделал неутешительный вывод эксперт.

2293
Теги:
АS CBG, Gaso, Conexus Baltic Grid, Latvijas Gāze, Латвия
Тема:
На голубом газу (300)
По теме
Газ из США все ближе к Латвии – население готовится платить
В Латвии газ дешевле, а электричество дороже, чем в ЕС
Latvijas Gāze обзавелась новой "дочкой"
Проще и эффективнее: страны Балтии модернизируют торговлю газом
Министерство финансов

Латвия составила план вложения пандемийных денег: Брюссель остался недоволен

777
(обновлено 12:58 07.03.2021)
Недавно Министерство финансов радостно сообщило, что Латвия одной из первых в ЕС начала обсуждать с Еврокомиссией план по распределению "внеплановых денег". Однако это как раз тот случай, когда "поспешишь — людей насмешишь"

РИГА, 7 мар — Sputnik. Во всяком случае, план Латвии если и не рассмешил еврочиновников, то по крайней мере их озадачил, пишет Эдуард Эльдаров для Bb.lv. Но обо всем по порядку.

На все про все два миллиарда

Напомним, что Брюссель в свете пандемии и вызванного ею экономического кризиса решил срочно запустить печатный станок — создать специальный фонд помощи всем странам ЕС для поддержки экономики. В фонд было решено закачать на эту самую финансовую поддержку аж 672,5 миллиарда евро. Латвии из этой астрономической суммы может достаться в лучшем случае 2 миллиарда евро. Пока же нам гарантировано 1,6 миллиарда.

Исходя из этой суммы минфин и подготовил проект плана по распределению этих средств в рамках так называемого фонда оздоровления и устойчивости экономики. Отметим, что аж 57 процентов из этой суммы Латвия, равно как и все остальные страны ЕС, обязана направить на дигитализацию (20 процентов) и на защиту климата от неблагоприятных перемен (37 процентов). Таким образом, на все остальное страна сможет потратить оставшие 43 процента в данном случае от 1,6 миллиарда.

Подготовленный клерками минфина проект не устроил не только Брюссель, но еще и раньше и социальных партнеров — Конфедерацию работодателей и Торгово–промышленную палату. Что и понятно: во–первых, львиная доля средств, согласно этому плану, должна уйти на освоение государственными и муниципальными структурами. Причем и эти средства едва ли будут способствовать развитию экономики, поскольку, к примеру, Рижская дума хочет потратить десятки миллионов на закупку экологически чистого общественного транспорта.

На электробусе в светлое будущее

Нет, электробусы — это, конечно, замечательно, но какое они имеют отношения к целям программы поддержки экономики? Ведь от этого не будут созданы продукты с добавленной стоимостью, к тому же мы сами никакие электробусы не производим, и, стало быть, значительная часть грантовых денег уйдет за границу. Уже подсчитано, что из 1,6 миллиарда евро на реальную экономику, то есть в частный сектор, пойдет не более 13–15 процентов.

Во–вторых, социальным партнерам правительства на ознакомление с планом дали менее 48 часов. В итоге социальные партнеры успели только принять к сведению документ и выразить свое недовольство. Впрочем, это недовольство никак на решение правительства не повлияло — проект был одобрен и отправлен в Брюссель. Социальным партнерам, правда, обещали, что после согласования с Еврокомиссией в план можно будет внести коррективы.

Что за план такой?

Сперва только коррективы придется вносить уже по указанию Брюсселя. Еврочиновники остались недовольны многими пунктами плана. Например, Еврокомиссия сомневается в целесообразности трат на строительство дорог. На дороги государственного и местного значения из данного фонда минсообщения планирует потратить 102,3 миллиона евро. С одной стороны, можно сказать, что качественные дороги — это тоже важный аспект для развития экономики. Нет дорог — нет и новых предприятий, новых рабочих мест в провинции и т. п. Однако все–таки нужно понимать, что цель этих грантов — помочь странам ЕС преодолеть экономические последствия пандемии. Строительство же и ремонт дорог — это сугубо локальная задача страны, которую нужно решать за счет госбюджета и привлекая средства многолетнего фонда ЕС.

Еврокомиссия все–таки хочет, чтобы предоставленные средства пошли на развитие экономики, на инновации и на реформы, которые в итоге и позволят обеспечить устойчивость экономики. А вот с идеями реформ у Латвии пока совсем глухо. Этих идей практически нет. Впрочем, у правительства еще есть время для работы над ошибками. По крайней мере до конца апреля. Если план все–таки удастся согласовать, то еще в этом году ближе к осени мы сможем получить первые 13 процентов от этих 1,6 миллиарда евро. Эти деньги будут весьма кстати, учитывая, что деньги из главного еврофонда — на следующий семилетний период — хорошо, если появятся под занавес 2022 года.

777
Теги:
деньги, Министерство финансов Латвии, Брюссель, Латвия
По теме
Переход на летнее время в Латвии неизбежен: ЕС пока не может разобраться с этим вопросом
Латвийская железная дорога "проела" все государственные деньги и уволила тысячу человек
Европарламент одобрил новый семилетний бюджет ЕС

Главные грузы в портах Латвии: динамика за десять лет

585
(обновлено 12:58 07.03.2021)
Прошлый год отметился не только резким сокращением грузооборота портов Латвии, но и изменением соотношения разных видов грузов; уголь по объемам перевалки переместился с первого места на четвертое
© Sputnik

Долгие годы по объемам перевалки в портах Латвии лидировали нефтепродукты, но в 2017 году на первое место вышел уголь. 

В прошлом году на фоне решительного курса России на отправку своих грузов в собственные порты латвийские гавани лишились львиной доли российского угля, и на первое место в структуре перевалки снова вышли нефтепродукты.

По данным портала о логистике Via Latvia, уголь уступил не только этой группе грузов, но и зерну, и контейнерам.

Подробнее о главных грузах в портах Латвии в последние десять лет в инфографике.

 

585
Теги:
Латвия, порт
Тема:
Российский транзит через Латвию
По теме
Угля из РФ нет, нужно "интеллектуальное" производство: Рижский порт ищет инвестиции
Обвал грузооборота железной дороги Латвии в 2020 году
Грузооборот портов Латвии: Вентспилс "отскочил" от дна, Лиепая в минусе
Латвия потеряла большой кусок "транзитного пирога": в Рижском порту знают, что делать
Футбольный мяч

Армянская сторона выходит из проекта "Ноа Юрмала": какая судьба ждет латвийский клуб

0
(обновлено 16:52 07.03.2021)
Главный тренер футбольного клуба "Ноа Юрмала" Виктор Булатов отметил, что причины ухода из клуба являются "нефутбольными"

РИГА, 7 мар — Sputnik. Известный в прошлом игрок сборной России и московского "Спартака", а также бывший главный тренер московских "Торпедо" и "Спартака-2" Виктор Булатов покинул расположение дебютанта высшей лиги чемпионата Латвии "Ноа Юрмала", пишет sport24.ru.

Этой зимой холдинг "Ноа" приобрел латвийский клуб "Локомотив" (Даугавпилс), завоевавший право выступить в высшей лиге чемпионата Латвии, став победителем турнира первой лиги в прошлом сезоне. Холдинг "Ноа", президентом которого является Роман Геворкян, владеет одноименным армянским клубом, а также итальянской "Сиеной", выступающей в Серии D, и которую с недавних пор тренирует известный латвийский футболист и тренер Марьян Пахарь.

По словам Булатова, все первоначально шло очень хорошо, подбирался крепкий коллектив, команда провела сбор в Турции и с оптимизмом смотрела вперед. Однако потом в дело вмешались нефутбольные причины.

"Не знаю всех юридических нюансов, но на каком-то этапе холдинг "Ноа" не договорился с бывшим хозяином "Локомотива" Александром Якубовским и было принято решение покинуть проект, к большому нашему сожалению", - отметил Булатов.

0
Теги:
футбол, Юрмала
По теме
Легенда латвийского футбола Марьян Пахарь возглавит итальянский клуб
Латвия узнала соперников в квалификации ЧМ по футболу - 2022
Лучший игрок в истории латвийского футбола Георгий Смирнов празднует юбилей