Северный морской путь. Ледокол 50 лет Победы

Россия сделает Севморпуть Шелковым: Латвии достанутся "крохи" грузов

3706
(обновлено 12:23 02.02.2018)
Китай повезет большие объемы грузов, скорее всего, морем - через Северный морской путь или через Суэцкий канал, гнать поезда через весь континент, чтобы потом перегрузить их на корабль в Балтийском море, - нецелесообразно, считает аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

РИГА, 2 фев — Sputnik. Полный уход российских грузов из Латвии означает потерю 200-250 миллионов евро ежегодно, которые Латвия пока не нашла чем восполнить. Надеяться на то, что транзитную отрасль спасет какая-то экзотическая страна, не приходится, заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, мнение которого приводит RuBaltic.

По данным парламентского секретаря латвийского министерства экономики Эдгарса Таварса, полный уход российских товаров означает потерю 200–250 миллионов евро ежегодно, а также это может сказаться на 20–30 тысячах работников. Чтобы восполнить потери в транзитной отрасли, Латвия пыталась встроиться в китайский проект "Новый шелковый путь". Однако за весь 2017 год Латвия получила лишь один китайский поезд, контейнеры с которого были перегружены на судно и направились по морю в Германию.

В направлении Скандинавии инициативу перехватила Финляндия, которая договорилась с Китаем о запуске маршрута Коувола — Сиань.

Скептически оценил планы латвийского руководства относительно проекта "Новый шелковый путь" аналитик Игорь Юшков. По его словам, если грузы из Индии и Китая в больших масштабах будут идти в Европу, то сразу морским транспортом — через Суэц или по Северному морскому пути (кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, законодательством РФ определен как "истори­чески сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике" — ред.).

"Но гнать через весь континент по железной дороге, чтобы потом перегрузить в Балтийском море на корабль… Я думаю, что это вряд ли произойдет", — отметил Юшков.

О перспективах объединения Северного морского пути и Нового шелкового пути говорил и президент РФ Владимир Путин.

В начале декабря глава российского государства в ходе общения с представителями Китая на церемонии первой погрузки сжиженного газа на заводе "Ямал СПГ" отметил, что Шелковый путь дотянулся до Севера. "Шелковый путь дотянулся до самого Севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно, и Северный морской путь сделаем Шелковым", — сказал Путин.

Надежда опять на Беларусь

По мнению Юшкова, возможно, есть грузы, которые Китаю интересно поставлять через Балтию. Например, будут что-то в больших объемах производить в промышленном центре "Великий камень" в Беларуси.

"Но по объемам это несопоставимо с теми масштабами перевалки, которые шли из России, особенно в ", — подчеркнул эксперт.

Юшков отметил, что латвийскому не стоит рассчитывать на спасение со стороны "какой-то дальней экзотической страны".

"У них была синица в руках, и они ее намеренно потеряли, идя к этому долгие годы", — добавил он.

"Великий камень" — особая экономическая зона в Минской области Беларуси, созданная согласно межправительственному соглашению с Китаем.

В общей сложности индустриальный парк будет занимать площадь около 8 гектаров. На этой территории вводится специальный правовой режим сроком действия на 50 лет.

В парке планируется построить высокотехнологичные и экспортно-ориентированные производства. По заявлению Александра Лукашенко, на территории будут сосредоточены высокотехнологичные предприятия со всего мира и производства "завтрашнего дня".

Срок строительства парка — 30 лет, численность работающих — 120 тысяч человек. Приоритетные направления, намечаемые к развитию в парке, — электроника, биомедицина, тонкая химия, машиностроение и новые материалы. Планируемые рынки — страны СНГ и Евросоюза.

На создание инфраструктуры парка Беларусь планирует выделить более 0,5 миллиарда долларов, Госбанк развития Китая — 1,5 миллиарда долларов. Предполагаемый объем прямых инвестиций в проект составит около 2 миллиардов долларов, а по прогнозам посольства КНР, может быть увеличен до 5,5 миллиарда долларов. К проекту также привлекаются российские и сингапурские инвесторы. По заявлению Александра Лукашенко, реализация этого проекта позволит получать от экспорта дополнительно до 50 миллиардов долларов ежегодно.

3706
Теги:
Северный морской путь, Новый Шелковый путь, грузопоток, грузооборот, транзит, "Великий камень", Латвия
Тема:
Российский транзит через Латвию (162)
По теме
Лембергс: транзит - заложник геополитики, а у Латвии своей нет
Эксперт: с такой политикой Латвии странно рассчитывать на транзит из РФ
Латвийский сектор транзита жалуется на отношение со стороны России
В Белоруссии рассказали, какие порты для ее транзита будут основными
Флаг Латвии на здании Сейма

Чрезвычайный режим распределения денег: кабмин перенимает власть у Сейма

247
(обновлено 11:20 05.06.2020)
Оппозиция считает, что законопроект о расширении полномочий кабмина после отмены режима ЧС приведет к тому, что Сейм потеряет часть своих функций, а министры смогут чуть ли не единолично принимать решения; особые опасения вызывает вопрос займов и распределения средств

РИГА, 5 июн – Sputnik. Дмитрий Олейников. Сейм Латвии в первом чтении утвердил законопроект "О предотвращении последствий, вызванных распространением COVID-19". В парламенте прозвучало немало заявлений о том, что законопроект направлен не столько на поддержку экономики, сколько на перенятие власти правительством у парламента.

И для подобных заявлений есть ряд оснований. В частности, в срочном порядке введенная электронная система голосования в Сейме, которая позволяет депутатам принимать участие в работе парламента, не находясь в здании. Впрочем, главная ее "особенность" даже не в этом, а в том, что парламентские дебаты, по сути, теряют свое значение. Большинством Сейма принято решение проводить заседания парламента именно через эту систему, в результате депутаты - даже те, которые находятся в зале парламента, - не имеют права подниматься на трибуну, а вынуждены выступать каждый перед собственным компьютером. Так что, система идеально подходит для того, чтобы нажать на кнопку при голосовании из любой точки мира и Латвии, но совсем не способствует проведению дискуссий.

Правительство уже и раньше демонстрировало свое желание взять на себя "дополнительные полномочия" - через возвращение 81-й статьи в Сатверсме. Нынешний законопроект, похоже, преследует те же цели, но другим путем. Принять закон Сейм может большинством голосов, а для изменения Сатверсме нужно все же большее количество депутатов.

На прошедших в э-парламенте дебатах почти не говорили о мерах по поддержке жителей или предпринимателей. На кону стояли вопросы более глобальные – что намерено делать правительство с требуемыми для себя полномочиями. Так, министр финансов, согласно законопроекту, получает право практически в единоличном порядке определять величину госдолга страны.

Вот что заявил по этому поводу депутат от "Согласия" Вячеслав Домбровский:

"Кажется, эти коалиционные депутаты находятся сейчас в состоянии фискальной эйфории. После долгих лет строгой фискальной дисциплины, вдруг открылись фискальные двери, и все стало доступно. У нас теперь так много денег, как никогда не было… И готовятся планы, как освоить эти деньги, потратить на какие-нибудь особенные партийные интересы… Я хочу напомнить, что эти деньги – заемные! Это не манна небесная, это одолженные деньги. После последнего кризиса долг Латвии составляет почти 10 миллиардов. И теперь к нему добавят еще несколько миллиардов, которые придется отдавать".

В своем выступлении политик отмечает, что, с одной стороны, правительство объявляет о завершении режима чрезвычайной ситуации. С другой – через этот законопроект – старается "де-факто" продолжать ЧС, особенно в вопросах привлечения и распределения денег. Сохранить "чрезвычайный режим" принятия решений.

Его коллега по партии, Игорь Пименов, заметил на дебатах, что суммы, к которым получают доступ министры, сравнимы с бюджетом страны: "26 мая глава правительства Кришьянис Кариньш после заседания кабинета министров заявил, что для преодоления кризиса COVID-19 в общей сложности мобилизовано 4,5 миллиарда евро. Они составляют 15% ВВП страны, или 45% государственного годового бюджета. Это огромная сумма. И то, как правительство намерено потратить эти деньги, поясняет именно этот рассматриваемый законопроект".

Краткую экскурсию по написанному законопроекту, как он выразился, "простыми словами", провел Марис Кучинскис, экс-премьер, а ныне – депутат от Союза зеленых и крестьян: "25-я статья. Мы поменяем, сократим, увеличим и переделим распределение средств между министерствами так, как сами хотим, и об этом (потом) проинформируем Сейм и общество. 26-я - чтобы проще было перераспределять, не нужно лишней бюрократии. Мы заложим нужные нам суммы в "непредвиденные расходы". И потом проинформируем Сейм и общество. 27-я - министр финансов, если сочтет нужным, возьмет займы, увеличит госдолг, поднимет расходы на управление госдолгом и так далее… Потом, опять же, мы проинформируем Сейм и общественность… 56-я статья вызывает самое большое удивление: если мы сочтем, что есть риск COVID, то данный закон останется в силе столько, сколько мы посчитаем нужным. Поскольку в законе нет никаких ссылок на то, на какой срок он принимается…"

Социальную составляющую законопроекта отметила в своем выступлении депутат от "Согласия" Регина Лочмеле-Лунева: "Этот законопроект можно назвать так – вершки и корешки. Вершки – для правящей коалиции и группировок из поддерживаемых отраслей. Корешки – для малого, среднего бизнеса и простых работников. 18-я статья, пункт 2, закрепляет право на неопределенное время увольнять любого работника только за то, что он не согласен со снижением своей зарплаты. 19-я статья предусматривает, что за предоставление ложной информации, безо всяких ссылок на объем и содержание этой информации, Служба госдоходов в рамках начисления пособия по простою может оштрафовать физическое лицо или члена правления, лишив его права занимать должности в коммерческих предприятиях. Решение будет принимать Служба госдоходов и никто иной…"

Своего рода юридическую оценку принимаемому законопроекту дал независимый депутат Алдис Гобземс: "Этот законопроект антиконституционен. Он противоречит Сатверсме Латвийской Республики, так же, как противоречит Сатверсме данное заседание Сейма и все прочие заседания Сейма, которые проходят в так называемом удаленном режиме… Фактически в данном законопроекте закрепляется, что нам Сейм больше не нужен. Это такой современный госпереворот 21-го века. Через э-парламент мы отдаем все функции исполнительной власти – в неограниченном объеме решать вопросы, которые Сейм может абсолютно спокойно решать сам в нынешних условиях".

В своем выступлении депутат сделал прогноз: "Осталось сказать, куда это все приведет? Все это приведет, по сути, к государственному краху. И этот крах начнется ближе к осени. Почему? Потому что мы видим: все прежние решения, которые принимало правительство или парламентская коалиция – они, по сути, не были в интересах общества Латвии. Они были приняты (политиками) лишь в интересах своих друзей, спонсоров и так далее… Все это возможно сегодня, и коалиция это очень хорошо знает. Возможно потому, что наше общество привыкло страдать. Оно страдает годами. Не верит больше никому, и равнодушно допускает, что в Латвии происходит демонтаж Сатверсме и фактически парламента".

После рассмотрения в бюджетно-финансовой комиссии (которая, как заверил ее председатель Мартиньш Бондарс, будет заседать столько, сколько потребуется) законопроект в срочном порядке поступит в парламент на окончательное чтение. Вскоре после этого и станет понятно, кто же из депутатов был прав – коалиция, считающая, что законопроект позволит оперативно принимать нужные для экономики страны решения, или оппозиция – с вышеперечисленными комментариями.

247
Теги:
Сейм, Латвия
По теме
Крах экономики страшнее эпидемии: Латвия готовит пакет мер поддержки
Кому и сколько: как Латвия распределила средства на борьбу с коронавирусным кризисом
Налоговые каникулы и кредитные гарантии: как будут лечить экономику Латвии
Госуправление в Латвии заболело коронавирусом? Откуда системный кризис
Пожилая женщина

Несправедливо, затратно, отменить нельзя: в комиссии обсудили пенсии за выслугу лет

664
(обновлено 19:47 04.06.2020)
Все ведомства отстаивают пенсии за выслугу лет в своей сфере, и только министерство образования отказалось от идеи ввести такую форму поддержки для педагогов детсадов; кто в Латвии может уйти на пенсию раньше и почему это вызывает вопросы у Госконтроля

РИГА, 4 июн — Sputnik. Ни одно отраслевое министерство на данный момент не готово отказаться от пенсий за выслугу лет, но ведомства допускают возможность пересмотреть правила их назначения, сообщает nra.lv. Исключение составляет министерство образования и науки, которое не будет выдвигать на утверждение законопроект о пенсиях за выслугу лет учителям спортивных и специальных школ, а также дошкольным педагогам.

По заключению Госконтроля, пенсии за выслугу лет составляют очень большую нагрузку на бюджет — в последующие годы на их выплаты будет необходимо по меньшей мере 4,5 миллиарда евро, поэтому комиссия Сейма по социальным и трудовым вопросам решила направить в правительство письмо с призывом пересмотреть систему назначения пенсии за выслугу лет.

Европа постепенно отказывается

Госконтроль много раз обращал внимание министерств на тот факт, что в Латвии нет четкой стратегии в отношении пенсий за выслугу лет. На заседании парламентской комиссии член совета Госконтроля Инга Варава вновь напомнила, что пенсия за выслугу не зависит от социальных взносов, сделанных в течение жизни, поэтому возникает вопрос, насколько это справедливо по отношению к другим пенсионерам.

"Получатели пенсии за выслугу лет могут выйти на пенсию в сравнительно более хороших условиях и получить сравнительно более хорошую пенсию", - заявила Варава.

Это подтверждают данные исследования Госконтроля, согласно которым пенсия за выслугу лет в полтора раза выше, чем по возрасту (здесь сравнивается пенсия конкретного человека — та сумма, которая назначена ему за выслугу, и та, которая назначена по возрасту). Самое большое различие у дипломатов — до двух раз, а также у судей и прокуроров.

"Мы не выступаем ни против кого, кто сейчас получает пенсию за выслугу лет, но указывает, что система непрозрачна и, возможно, несправедлива к другим пенсионерам, и что это большая нагрузка на госбюджет", - заявила Варава.

Данные контроля противоречат убеждению, что пенсия за выслугу лет необходима, так как человек больше не сможет продолжить тяжелую службу после многих лет — это справедливо лишь в меньшем числе случаев, а семеро из десяти таких пенсионеров продолжают работу, нередко даже в той же профессии.

Варава указала на то, что другие страны Европы также проводят реформы, чтобы отказаться от пенсий за выслугу лет или изменить эту систему, к примеру, вводя укороченный рабочий день и предлагая перепрофилирование, если на конкретном месте работать больше нельзя. От пенсий за выслугу решили отказаться и в Эстонии — вместо этого в определенных профессиях вводятся компенсационные механизмы, к примеру, предписывающие обязательное участие в системе третьего пенсионного уровня, куда взносы делает работодатель.

Сложно найти общий знаменатель

Госсекретарь министерства благосостояния Ингус Алликс признал, что проблема пересмотра системы пенсий за выслугу лет актуальна, министерство и само много о ней говорило и два раза готовило концептуальные доклады в правительство.

"Но учитывая, что это касается интересов слишком многих ведомств, достичь единого мнения никогда не получалось", - отметил Алликс.

Он также считает, что в будущем пенсии за выслугу лет будут создавать значительную дополнительную нагрузку на бюджет (а они выплачиваются и из бюджета социального страхования, и их основного бюджета), тем более в условиях, когда происходит старение населения, то есть становится меньше работающих и больше пенсионеров. И в этих условиях одни жители будут работать до 65 и дольше, а другие выйдут на пенсию на десять лет раньше.

Алликс также указал, что во многих странах пенсии за выслугу лет больше не считаются элементом социального страхования — вместо этого происходит переход к программам поддержки после прекращения работы в определенных профессиях.

"Правительство рассматривало этот вопрос, но решения нет. От разных отраслей всегда была готовность пойти навстречу и обсудить этот вопрос, но на рабочей группе мы обычно приходим к тому, что каждая эта отрасль начинает обосновывать, насколько она специфична, и доказывать, что пенсии за выслугу лет в будущем обязательно надо сохранить", — рассказал Алликс.

Полицейские без сапог

То же самое случилось на заседании комиссии по социальным и трудовым вопросам — представители различных сфер объясняли, почему пенсии за выслугу лет фактически надо сохранить.

Наиболее остро высказался министр внутренних дел Сандис Гиргенс.

"Давайте взглянем на реальность — я понимаю Госконтроль и ценю его работу, дискуссии ценны, как и поиск наилучших решений, и я также выступаю за экономию средств", но в этом случае нужно смотреть на ситуацию комплексно — если мы говорим об отказе от пенсий за выслугу, давайте говорить прямо и открыто, каковы цены в других европейских странах, к примеру, для полицейских и пожарных? Им не приходится полагаться на пенсию за выслугу, в отличие от полицейских в Латвии", — заявил глава МВД.

Фактически речь Гиргенса касалась не столько пенсий за выслугу лет, сколько критической ситуации в системе МВД — в полиции, погранохране. Он говорил о том, что полицейским не хватает сапог, что те, кому приходится ездить на работу из отдаленных регионов, сами платят за электричество. Из 10 тысяч работников системы внутренних дел у 7 тысяч зарплата меньше 800 евро".

"Эти люди рискуют своей жизнью, но получают зарплату на границе бедности. Если бы не было пенсии за выслугу, у нас бы в принципе не было полицейских и спасателей", — с горечью сказал министр.

Он считает, что от пенсии за выслугу лет можно было бы отказаться, только предложив адекватную систему социального обеспечения для работников системы МВД.

Госсекретарь Минобороны Янис Гарисонс добавил: если здоровье человека позволяет, что оборонные структуры оставляют его на службе как можно дольше, но нужно понимать, что в определенном возрасте работник больше не может выполнять свои обязанности, как раньше, из-за различных проблем со здоровьем.

"Мы готовы дискутировать о совершенствовании системы, но я не хотел бы, чтобы эта система каким-то образом была уничтожена и мы потеряли своих работников", — говорит Гарисонс.

Для педагогов пенсии за выслугу не будет

Представитель министерства образования Байба Башкере признала, что министерство не будет продвигать подготовленный законопроект о пенсиях за выслугу лет для педагогов спортивных и специальных школ, а также детсадов. Ведомство отказалось от этой идеи, потому что "это дискриминация остальных педагогов".

"Скорее, мы бы предложили больше поддерживать педагогов в сфере оплаты труда и возможностей для переквалификации", - заявила Башкере.

По словам парламентского секретаря МИД Латвии Занды Калныни-Лукашевицы, дипломатов тоже будет сложно удержать на службе, если пенсии за выслугу лет отменят. Дело в том, что в случае дипломатов социальные выплаты, которые в будущем дают возможность получить пенсию по возрасту, платятся только с основной зарплаты, а не со всего заработка, который дополнен различными надбавками.

В сфере культуры пенсии за выслугу лет получают люди, которые в определенном возрасте больше не могут выполнять свои трудовые обязанности, потому что их рабочий инструмент — это их тело, рассказала Илута Трейя из министерства культуры.

"В среднем в год в сфере культуры такие пенсии назначаются где-то около десяти человек, это немного, тем более что эти люди продолжают работать в других сферах и платят налоги", - отметила Трейя.

Эксперт по социальным вопросам Петерис Лейшкалнс призывает оценивать всю пенсионную систему в целом, потому что фактически у всех людей после 55 лет возникают различные проблемы со здоровьем, которые усложняют осуществление рабочих обязанностей в обычном объеме.

По итогам заседания комиссия решила подготовить письмо в кабмин с призывом пересмотреть возраст и страховой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, договориться о единых критериев для всех таких пенсий и оценить возможность расширения компенсационных механизмов.

664
Теги:
пенсии, Латвия
Тема:
Пенсии в Латвии: ни шанса на достойную старость
По теме
Колташов: ради "зеленой" энергии Латвия привычно пожертвует пенсиями
Рассчитывать только на себя: Латвия в будущем не сможет платить пенсии
"Растащили" страну, пенсий не будет, коронавирус погубит всех. О чем писали латышские СМИ
Армия безработных, пустая казна и старики без пенсий: к чему готовиться Латвии

За углем из Прибалтики уведут удобрения: новый терминал в Усть-Луге заработает в июне

38
(обновлено 16:08 05.06.2020)
Новый терминал "Ультрамар" уже в этом году планирует перевалить 3-4 миллиона тонн сыпучих грузов, с весны 2021-го пропускная его способность вырастет до 12 миллионов тонн в год

РИГА, 5 июн – Sputnik. Новый промышленно–логистический комплекс "Ультрамар" в конце июня примет первые составы с удобрениями, в июле ожидается погрузка первого судна, рассказал директор по развитию компании Виктор Гешеле порталу dp.ru.

"Золотой рельс” к системе РЖД проложили в мае. С 26 по 29 июня придут первые составы с удобрениями. (…) Проект в активной фазе реализации: продолжается строительство складов для накопления судовых партий минеральных удобрений. Также ждем партию контейнеров из Китая, в которых будут накапливаться сыпучие грузы", – рассказал Гешеле.

По его словам, отгрузка первой партии груза на судно запланирована на июль. "Рассчитываем за год отправить 3–4 миллиона тонн сыпучих грузов. В полную силу терминал заработает с весны 2021–го, пропускная способность вырастет до 12 миллионов тонн в год", – сообщил о планах Гешеле.

Он отметил, что пандемия внесла корректировки в строительство, но не изменила его сроки. "Теплая зима повлияла сильнее: из–за отсутствия льда сместились сроки строительства причальной стенки. Сейчас стройка вернулась в график", – сказал он.

Общие инвестиции оценивают более чем в 30 миллиардов рублей. Из них 80% — кредитные вложения Сбербанка, остальные 20% — собственные средства учредителей ООО "Ультрамар".

Контракты с будущими грузоотправителями "Ультрамар" подписал в этом году на Петербургском экономическом форуме. В их числе "ФосАгро" с объемом перевалки 5–6 миллионов тонн в год, "Уралхим" – 2–2,5 миллиона тонн, "Акрон" – 1,2–1,5 миллиона тонн. С "Уралкалием" подписан меморандум на 3 миллиона тонн.

Помимо удобрений, в Вистинском планируется переваливать и другие виды грузов, "Ультрамар" подписал соглашение с горно-металлургическим холдингом "Металлоинвест" о строительстве специализированного терминала по перевалке железорудных окатышей и горячебрикетированного железа. Это те объемы, которые компания переводит из Клайпеды и украинского порта Южный.

По оценкам компании "Ультрамар", вложения в проект окупятся в течение пяти-шести лет.

Будущий тариф на перевалку для грузовладельцев в компании "Ультрамар" не называют, но обещают, что он окажется ниже, чем в портах Прибалтики.

38
Теги:
грузоперевозки, Россия
По теме
В РФ готовятся изменить закон: "Уралхиму" и "Уралкалию" будет удобнее уйти из Латвии
Тарифы ниже, чем в Прибалтике: Усть-Луга готовится забрать 5 млн тонн удобрений
Удобрения разрешат хранить у моря: на российской Балтике хотят грузы из Латвии
У РФ была задача вести жесткую борьбу с Прибалтикой: как изменились грузопотоки