Перевалка угля в Рижском порту

Объем транзита в Латвии катастрофически упал, посол отправился в РЖД

28584
(обновлено 12:42 15.03.2018)
В январе грузооборот и портов, и железной дороги Латвии заметно снизился

РИГА, 14 фев — Sputnik. Грузооборот портов Латвии за январь 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года упал на 22,1%, объем грузоперевозок по железной дороге — на 15,9%. Посол Латвии в России Марис Риекстиньш провел встречу с вице-президентом РЖД Вячеславом Павловским по поводу перспектив сотрудничества.

Порты

Всего в портах Латвии в январе 2018 года было перевалено чуть более пяти миллионов тонн грузов, свидетельствует статистика, представленная на сайтах портов.

Больше всего в январе перевалено сыпучих грузов — 2,577 миллиона тонн (-23,1%), в том числе 1,143 миллиона тонн (-40,1%) угля, 230,8 тысячи тонн (+8,5%) химических сыпучих грузов и 111,9 тысячи тонн (-26,5%) древесной щепы.

Наливных грузов перевалено 1,435 миллиона тонн (-35,8%), в том числе нефтепродуктов — 1,362 миллиона тонн (-36,9%).

Генеральных грузов перевалено 1,008 миллиона тонн (+17,2%), в том числе контейнерных — 396,2 тысячи тонн (+4,5%), лесоматериалов — 276,1 тысячи тонн (+35,7%), грузов roll on/roll off — 283,6 тысячи тонн (+18,8%).

Лидером по грузообороту остается Рижский порт, в январе переваливший 2,77 миллиона тонн грузов (-13,5%). Грузооборот Вентспилсского порта составил 1,477 миллиона тонн (-42%), Лиепайского порта — 643 тысячи тонн (+9,6%).

Среди малых портов больше всего грузов в январе было перевалено в Скултском порту — 66,6 тысячи тонн (19,1%), далее по грузообороту следуют Салацгривский порт с 26,7 тысячи тонн (+32,8%) и Мерсрагский порт с 25,4 тысячи тонн (-7,3%).

В 2017 году грузооборот латвийских портов составил 61,877 миллиона тонн — всего на 2% меньше, чем в 2016 году (63,116 миллиона тонн).

Железная дорога

В январе текущего года по железной дороге в Латвии перевезено 4,062 миллиона тонн грузов, что на 15,9% меньше, чем в январе 2017 года, сообщает РЖД-партнер.

Объем международных перевозок за год упал на 16,4% — до 3,958 миллиона тонн, внутренних — вырос на 7,6%, до 103,5 тысячи тонн.

Объем транзитных грузов уменьшился на 16,2% — до 3,686 миллиона тонн, импортных грузов — на 19,1%, до 241,3 тысячи тонн, экспортных — на 17,5%, до 30,6 тысячи тонн.

Объем транзитных грузов, перевезенных по железной дороге через латвийские порты, упал на 21,1% — до 3,24 миллиона тонн, сухопутный транзит через территорию Латвии вырос на 51,6%, до 445,7 тысячи тонн.

В 2017 году объем грузоперевозок по железной дороге составил 43,792 миллиона тонн, что на 8,4% меньше, чем в 2016 году. Транзитные грузоперевозки в прошлом году составили 38,719 миллиона тонн — на 6,5% меньше, чем в 2016 году.

Порты Латвии лишились значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области.

Представители латвийского сектора транзита и власти страны ведут диалог с Россией по вопросу развития сотрудничества в сфере грузоперевозок. Так, летом 2017 года состоялось первое с 2013 года заседание межправительственной комиссии Латвии и России, на котором эта тема была одной из основных.

Ведет работу по этому направлению и посол Латвии в России Марис Риекстиньш. Латвийский дипломат 13 февраля провел встречу с вице-президентом РЖД Вячеславом Павловским. По словам Риекстиньша, главной темой встречи стало сотрудничество в области перевозки грузов и пассажирского сообщения.

28584
Теги:
грузооборот, грузоперевозки, Вентспилсский порт, Рижский порт, Лиепайский порт, Марис Риекстиньш, Латвия
Тема:
Российский транзит через Латвию (171)
По теме
Лембергс: транзит - заложник геополитики, а у Латвии своей нет
Эксперт: с такой политикой Латвии странно рассчитывать на транзит из РФ
Аналитик: китайские грузы не заменят Латвии российский транзит
Ковалев: с потерей российского транзита Прибалтика лишилась больших денег
Электрическая подстанция

Латвия и Литва в этом году останутся главными покупателями электроэнергии из РФ

145
(обновлено 16:35 02.03.2021)
Из-за суровых морозов поставки российской электроэнергии в страны ЕС в начале года оказались рекордными

РИГА, 2 мар — Sputnik. Поставки российской электроэнергии в ЕС в этом году существенно выросли из-за морозной погоды, средний объем месячной поставки в страны Прибалтики из европейской части РФ и с Урала поставили 418 миллионов киловатт-часов, в 2019 году этот показатель был на уровне 303 миллионов киловатт-часов, пишет газета "Коммерсантъ".

"Интер РАО" (оператор экспорта-импорта электроэнергии из РФ) в 2021 году ожидает рост экспорта электроэнергии за рубеж, по сравнению с 2020 годом, когда на результаты деятельности компании повлияло сокращение спроса из-за теплой зимы и ограничений из-за пандемии коронавируса, а также рост выработки ВИЭ и ГЭС и последовавшее снижение цен на бирже Nord Pool (Северная Европа).

В 2020 году поставки "Интер РАО" за рубеж оказались самыми низкими за последние годы, снизившись на 39,5%, до 11,7 миллиарда киловатт-часов. Крупнейшим покупателем стала Литва (27% от общего объема поставок), Китай — 26%, Финляндия — 22%, Казахстан — 11%. Выручка от экспорта упала примерно на треть — до 52,5 миллиарда рублей.

В 2021 году компания рассчитывает поставить за рубеж 15 миллиардов киловатт-часов электроэнергии, что на 28% больше показателя 2020 года. Основными покупателями в этом году, рассчитывает компания, станут Латвия и Литва, на которые придется 33% поставок. Еще 27% объема может уйти в Финляндию, 21% в Китай, 8% в Казахстан, 6% в Грузию, еще 5% — в другие страны.

Росту экспорта электроэнергии будут способствовать принятие климатической стратегии в РФ и введение зеленых сертификатов для снижения углеродного следа поставок, открытие поставок через Латвию, возобновление экспорта на Украину и другие, сообщила врио руководителя блока трейдинга "Интер РАО" Александра Панина.

145
Теги:
электроэнергия, Россия
По теме
Литва поняла: энергия в РФ и Латвии ей неподвластна
Юшков: Литва не замерзнет, если не разберет ЛЭП из России
Украина отрывает свою энергосистему от России: перспективы - огромные
Будет как в Техасе: Латвии предрекли энергетический коллапс

Предстоит приспособиться: чиновники Латвии обсудили жизнь после Brexit

243
(обновлено 15:33 02.03.2021)
На прошедшем заседании Сейма чиновники обсудили проблемные моменты для Латвии, связанные с выходом Великобритании из ЕС, но в целом считают, что все под контролем

РИГА, 2 мар — Sputnik. На совместном заседании комиссий Сейма по иностранным делам и по делам Европы рассматривались все аспекты Brexit в контексте Латвии, передает источник портала BВ.lv в латвийском парламенте.

Парламентский секретарь МИД ЛР Занда Калниня-Лукашевица пояснила, что договор с Лондоном "предварительно применяется" до 30 апреля, но пока не готов к ратификации – его надо перевести на 24 официальных языка ЕС. Впрочем, на портале Eurolex уже выпущен неофициальный перевод на латышский, и министерства приглашены вносить в него свои поправки.

"Сегодня у министерства иностранных дел нет информации о проблемных моментах, - сказала дипломат о договорной базе. - В Брюсселе сформирован специальный Объединенный комитет, надзирающий за процессом выхода Туманного Альбиона и последующее взаимодействие с британцами".

Тем временем Соединенное Королевство уже предложило Латвии заключить двухстороннее соглашение в области авиации, его оценивает Минсообщения. Министерству финансов предстоит разобраться с возможностью урегулировать с Лондоном двойное налогообложение.

"Предприятиям предстоит приспособиться к новой ситуации, - предупредила З. Калниня-Лукашевица. - Таможенная процедура требует дополнительного времени".

Лесная отрасль стучит по дереву

Замдиректора департамента министерства экономики Янис Заковицс назвал ситуацию латвийского бизнеса в контексте Brexit "очень хорошей". "Спрос остается стабильным", - отозвался он об основе латвийского экспорта за Ла-Манш, а именно продукции деревообработки и электротехники.

А вот импортеры более ощутимо почуяли негативный эффект – им приходится тратить долгое время на получение заказов. Впрочем, сейчас так со всеми из-за коронавируса. "К примеру, для получения косметики необходимо так называемое ответственное лицо в Великобритании", - привел пример экономический чиновник.

Директор департамента координации по европейским вопросам министерства сообщений Элина Шиминя-Неверовская высказалась по теме признания водительских удостоверений, которые были выданы в Соединенном Королевстве. Права будут признавать в ЛР наравне с другими странами ЕС, и пересдавать экзамены не потребуется. Тот же самый порядок распространяется на проживающих в Великобритании латвийцев.

Latvijas Pasts констатирует, что объем посылок из Великобритании уменьшился на 15 процентов, в свою очередь, из Латвии увеличился на 10 процентов.

Арвидс Озолс, директор лесного департамента министерства земледелия, сказал, что, "постучав по дереву" - никаких специальных трудностей у отрасли в связи с Brexit не возникло. Даже небольшой прирост экспорта деревообработки в Великобританию в 2020 году зафиксирован! Разумеется, есть рабочие вопросы, к примеру, на таможне: "Мы используем различные единицы меры". Но – "никаких сюрпризов".

По количеству товаров, экспортируемых из Латвии, Великобритания занимает 1-е место, по стоимости - 2-е (уступая только России). Импорт из Соединенного Королевства – 15 процентов от общего.

Даешь репатриацию?

"До сих пор не было официальных цифр, сколько там осталось латвийских подданных", - сказала З. Калниня-Лукашевица. Последние сведения — за 30 сентября 2020 года, тогда на статус постоянного жителя Великобритании подали 108 тысяч граждан ЛР, а потом дополнительно еще около 10 процентов.

"Это легитимное требование от Соединенного Королевства, - ответила парламентский секретарь на вопрос, как относиться к требованиям для въезжающих в Британию (негативный тест при въезде, два теста по прибытию за 250 фунтов стерлингов каждый плюс 5 дней минимального карантина в отеле — итого около 1000 фунтов (1115 евро)!)

"Абсолютно кривой целью" назвал депутат Янис Домбрава (Национальное объединение) восприятие латвийцев, едущих строить экономику в Соединенном Королевстве.

"Вместо того, чтобы снимать жилье, они могли бы жить комфортабельно в Латвии, построив свой дом!"  - Домбрава предложил репатриировать латвийцев за счет национального перевозчика, тем паче, что airBaltic получила огромное госфинансирование.

Госпожа Калниня-Лукашевица на это ответила, что считает актуальным принятие в Латвии документов о профессиональной квалификации, полученных в Великобритании, — "это позволит нашему народному хозяйству получить компетентных специалистов".

243
Теги:
почта Латвии, Сейм, Великобритания, Латвия, Brexit
По теме
Как будет жить Латвия после выхода Великобритании из ЕС: основные минусы
"Почта Латвии" получила первые посылки из Великобритании, которые придется растаможить
Посол Великобритании рассказал, чему Латвии следует поучиться на британском опыте
Строительство газопровода Северный поток - 2, архивное фото

Война за "Северный поток - 2" подходит к концу. В проигравших Польша?

0
(обновлено 16:06 02.03.2021)
Джо Байдену не до "Северного потока - 2", новых санкций не будет, уверены западные журналисты. Значит, противостояние близко к развязке, и проигравшей из него, судя по всему, выходит Польша

Германия давно дала понять, что за "Северный поток - 2" она будет стоять горой. Каждое новое заявление только подтверждает это намерение, отмечает автор радио Sputnik Мила Журавлева. Основательно мешал в реализации этого проекта, по большому счету, только Дональд Трамп. Теперь он ушел, а новому американскому президенту надо налаживать контакты с обиженной на Штаты Европой. Соответственно, Вашингтон, видимо, сделает-таки реверанс в сторону Берлина, даст достроить и запустить газопровод.

Казалось бы, причем здесь Варшава? Ответ дает журналист еженедельника Myśl Polska Станислав Левицкий. Польша два с лишним десятилетия боролась с российским газом, и эта война вот-вот будет ей проиграна. Был международный договор от 1994 года о согласовании строительства через польскую территорию части газопровода "Ямал - Европа". В этом же документе шла речь, что будут первая и вторая нитки. На вторую Варшава не согласилась, и тогда Москва задумала проложить "Северный поток" по дну Балтийского моря.

Когда будет достроен "Северный поток - 2", и Польша, и Украина потеряют возможность хоть сколь-нибудь ставить палки в колеса Москве. Российские газопроводы будут нести топливо с Востока на Запад, независимо от этих стран.

Сейчас Варшава может только размышлять в стиле: "А если бы мы дали тогда построить вторую нитку Ямальского газопровода, тогда могли бы заработать на транзите и выглядеть солидно и лице всех партнеров". Но история, как известно, сослагательного наклонения не терпит.

0
Теги:
газопровод, газ, строительство, США, Россия, Польша, Северный поток - 2
Тема:
"Северный поток - 2" - труба раздора