Инчукалнское газохранилище

В Латвии размышляют, кому зимой отключить газ: на всех может не хватить

2285
(обновлено 14:10 11.10.2018)
У оператора латвийской ГТС есть сложности с обеспечением резерва газа; участники рынка спорят: у кого будет приоритет в поставках, если в Инчукалнсе к концу зимы останется мало газа, ведь этим ПХГ пользуются не только латвийские торговцы, но и иностранные компании, в том числе "Газпром" - для обеспечения Пскова

РИГА, 11 окт — Sputnik. Латвия, учтя прошлогодние морозы, обязала оператора своей газотранспортной системы (ГТС) обеспечить хранение определенного объема газа. Однако торговцы, среди которых есть иностранные, неохотно закачивают в Инчукалнс свой газ - за хранение надо платить. В результате Conexus вынужден давать им скидку, а свои затраты компенсировать за счет тарифов для латвийских потребителей. И тут встал вопрос: если газа в ПХГ остается мало, кому в приоритетном порядке его поставлять – латвийским клиентам, за счет которых стимулируется закачка, или у иностранцев такие же права?

Создать резерв

Прошлой зимой из-за установившихся на длительное время морозов возник риск, что объема газа, который хранится в Инчукалнском ПХГ, может оказаться недостаточно для создания нужного для выкачивания давления, и потребители могут остаться без топлива. Правительство Латвии учло эти проблемы, и в мае этого года кабмин поддержал поправки в Порядок обслуживания потребителей энергии и продажи топлива во время энергетического кризиса или в случае угрозы государству. Согласно этим правилам, чтобы во время энергетического кризиса обеспечить необходимую мощность изъятия природного газа из Инчукалнского подземного газохранилища, с конца сезона закачки газа до 1 марта следующего календарного года в нем должен находиться конкретный объем, который предназначен для обеспечения газоснабжения Латвии.

Чтобы сократить риски, связанные с газоснабжением, и избежать энергетического кризиса, в этом отопительном сезоне в Инчукалнсе планируется хранить по меньшей мере 300 миллионов кубометров активного природного газа, пишет газета Dienas Bizness.

Особенности ПХГ и аукционы

Способность Инчукалнского ПХГ обеспечить необходимое для поступления в систему давление напрямую зависит от остатка природного газа в хранилище. Изъятие природного газа из хранилища происходит благодаря разнице в давлении, поэтому, когда уменьшается общий объем, снижается и техническая мощность откачки.

Чтобы обеспечить достаточный для создания давления объем газа, оператор Инчукалнского газохранилища компания Conexus Baltic Grid проводит аукционы по продаже права на хранение определенного объема голубого топлива. Но учитывая, что его владелец какое-то время не сможет воспользоваться закачанным в Инчукалнс газом, оператору приходится предоставлять торговцам доступ к хранилищу по более низкой цене – иначе у продавцов нет стимула закачивать туда свой газ. Разницу в ценах вынуждены компенсировать все потребители газа — Conexus заложил ее в общий тариф.

Председатель правления Conexus Baltic Grid Зане Котане рассказала, что благодаря вовлечению торговцев в аукцион, организованный оператором хранилища, на данный момент необходимый резерв уже накоплен практически в полном объеме.

"В прошлом году спрос клиентов можно было удовлетворить только благодаря аукциону, который Conexus провел летом 2017 года. Это был первый год, когда мы это сделали, поэтому конкретного регулирования не было – заморозить известный объем природного газа, чтобы в системе можно было обеспечить необходимое давление, была инициатива Conexus. Как известно, по поводу этой деятельности еще идет судебный процесс, потому что Комиссия по регулированию общественных услуг считает, что был заморожен слишком большой объем природного газа", - рассказала Котане, напомнив, что в этом году правила кабмина изменены и предусмотрен конкретный объем природного газа, который надо "заморозить".

"С начала августа до нынешнего момента мы работали, чтобы достичь этого обязательного необходимого минимального объема. Сейчас можно сказать, что мы его практически полностью обеспечили, чтобы поддерживать резервы в хранилище до 1 марта. На этой неделе был объявлен четвертый аукцион на хранение и обеспечение доступности в хранилище активного газа в объеме 56 тысяч мегаватт-час (около 5,3 миллиона кубометров)", - рассказала Котане. По ее словам, договоры об обязательствах по хранению заключила большая часть торговцев, которые используют хранилище, в том числе и крупнейший потребитель природного газа в Латвии - Latvenergo.

А что если энергетический кризис

Хотя со времен возобновления независимости в Латвии не было случаев объявления энергетического кризиса, который был бы связан с газоснабжением, в государстве существует регулирование на этот счет.

"Так же, как в случае с резервами топлива, создаются и резервы газа, чтобы в случае энергетического кризиса и перебоев с поставками обеспечить потребителям доступ к этому ресурсу. Условия создания и сохранения газового резерва на случай энергетического кризиса в Латвии определяются правилами кабинета министров, обеспечение и сохранение газовых резервов осуществляет Conexus", - сообщили в Минэкономики.

Зане Котане подтверждает, что выработан конкретный порядок определения кризиса, который предусматривает, что на третьем кризисном уровне – при национальном кризисе – происходит ограничение потребления газа.

"Защищаемые группы клиентов получат газ, независимо от кризисного уровня. В этих случаях в сотрудничестве с оператором распределительной системы Gaso осуществляется отключение конкретных потребителей, однако домохозяйства, больницы и школы по-прежнему обеспечиваются", - пояснила она.

В момент, когда в государстве объявляется энергетический кризис, все системное управление перенимает Центр кризисного управления, и снабжение идет только при посредничестве Центра, добавила Котане.

"Все происходит централизованно, и ресурс, которого не хватает, направляется на приоритетные нужды", - пояснила она.

В обычных условиях оператор системы газопровода не имеет право дискриминировать системных потребителей по их регистрации и характеру сделок.

Приоритет - латвийским потребителям

Чтобы избежать энергетического кризиса, Conexus предлагает ввести в Латвии обязательный резерв хранения природного газа.

"Специалисты, которые проводят исследования о хранении и безопасности газоснабжения, предлагают два решения. Первым мог бы стать государственный стратегический резерв, который бы поддерживался для обеспечения давления, вторым – введение обязательных газовых резервов для участников рынка. (…) Есть и другие решения. Мы хотим предложить определить, какое из них больше всего подходило бы для Латвии", - заявила Котане, подчеркнув, что необходимо будет пересмотреть и закон об энергетике.

"Мы предлагаем вернуться к этой дискуссии в следующем году – нужно будет понять, как должны выглядеть эти решения по обеспечению безопасности поставок. 22 ноября мы проведем публичную конференцию, на которую пригласим представителей многих европейских стран рассказать о регулировании в них. Мы также актуализировали и пересмотрели план действий в чрезвычайных ситуациях, определив, как именно нужно работать в случае кризиса. В то же время нужно добавить, что газ в хранилище не предназначен для конкретного рынка – как только он покидает хранилище, он доступен для свободного оборота, и торговцы могут сами решать, в какое государство его направить. Это рыночные механизмы, которые нужно осознавать и которые в обычных условиях Conexus не имеет права ограничивать", - признала она.

В свою очередь, бывший производственный директор Latvenergo, эксперт по энергетике Марис Куницкис считает, что в вопросе газоснабжения следует более четко расставить приоритеты.

"Если из Инчукалнса одновременно хочет извлечь газ латвийский потребитель и представитель другого государства, прежде всего, этот ресурс нужно обеспечить местным рыночным игрокам. Затраты, связанные с аукционами на обеспечение газа в Инчукалнсе, оплачивают латвийские потребители, поэтому для них в этом случае нужно обеспечить приоритетное изъятие газа. Другое дело, если бы хранилище естественным путем наполнялось само, тогда все были бы в равном положении, но сейчас наполнение стимулируется с помощью платежей латвийских потребителей (за счет включения в тарифы за газ – ред.), поэтому они должны получить преимущество в снабжении", - объяснил Куницкис.

Иностранные торговцы подстраховываются

Иностранные торговцы газом считают определенным риском ограничение деятельности Инчукалнского ПХГ кризисным регулированием. В этой связи некоторые хотят подстраховаться и, если имеют возможность, диверсифицировать источники поставок.

"Чтобы обеспечивать непрерывное снабжение клиентов, одновременно сохраняя конкурентоспособную цену, AJ Power Gas максимально диверсифицирует источники природного газа. Это сделано с той целью, чтобы не сложилось ситуации, когда поставки возможны только с Инчукалнского ПХГ, деятельность которого ограничена кризисным регулированием", - рассказал председатель совета AJ Power Gas Кришьянис Байдекалнс.

Он добавил, что проблемная ситуация предотвращается на системном уровне с помощью аукционов Conexus, в которых в этом году участвует и AJ Power Gas.

"Системное решение, проистекающее из лицензии оператора газопроводной системы, было бы самым успешным решением для обеспечения безопасности газовых поставок. Совершенно точно нельзя было бы поддержать такие решения, когда ответственность за стабильность транспортной системы была бы возложена на плечи торговца и, соответственно, потребителя, что привело бы к повышению цен на природный газ и снижению конкуренции между торговцами", - отмечает Байдекалнс.

Введение обязательных резервов для торговцев не поддерживают и другие участники рынка.

"Инчукалнс должен работать, основываясь на экономический принципах, и привлекать торговцев соответствующим ценовым предложением. Если бы хранение в Инчукалнсе было более выгодным, росло бы и предложение. Везде в мире принято, что издержки хранения должны быть меньше, чем разница между ценой зимой и летом. Вопросы безопасности снабжения нужно решать оператору транспортировки и хранения природного газа, поэтому возлагать это бремя на плечи торговцев не было бы правильным. Это не обязанность торговцев, эту проблему должен решать сам Conexus, изменяя тарифы или увеличивая стратегические резервы", - считает Куницкис.

Говоря о кризисе газоснабжения, председатель правления энергетической компании Enefit Янис Бетхерс предлагает разделить и оценивать отдельно возможности Инчукалнского хранилища обеспечивать латвийских потребителей и обязательства перед нелатвийскими торговцами, использующими хранилище.

"Исторически во время отопительного сезона из Инчукалнса ведется снабжение как латвийских потребителей, так и клиентов в соседних государствах. Здесь нужно принимать во внимание технические возможности работы хранилища, в соответствии с которыми с приближением окончания отопительного сезона и сокращением объемов хранимого газа постепенно сокращается давление в хранилище. Это может осложнить снабжение из хранилища даже в том случае, если газ там есть. Одновременно нужно понимать, что природный газ всегда доступен из многих источников, в том числе по трубопроводу", - напоминает Бетхерс.

Не забыть про литовский СПГ

Об этом же говорит и исполнительный директор Geton Energy (дочернее предприятие,принадлежащее группе Lietuvos energija Energijos tiekimas) Кристапс Музикантс. Он напоминает, что Латвии доступны различные источники поставок газа. Природный газ можно доставлять не только из РФ и выкачивать из Инчукалнса, но и доставлять из Литвы и Эстонии.

"До нынешнего момента в основном использовались два источника – Россия и Инчукалнс. Если не будет использоваться Инчукалнское ПХГ, при большом спросе на биржах обеспечить необходимый объем природного газа из России невозможно. Однако важно понимать, что есть две альтернативы, которые из-за разных обстоятельств не всегда упоминаются со стороны других поставщиков и не используются или используются в очень маленьких объемах", - подчеркивает Музикантс.

По его мнению, для латвийских потребителей, которые в итоге через тарифы платят за хранение газовых резервов в Инчукалнсе, возможно уменьшить это финансовое бремя.

"Возможно, нам действительно необходим резерв в Инчукалнском ПХГ, но действительно ли в таком объеме? На этот счет есть сомнения. К примеру, в прошлом году, когда говорилось о близости энергетического кризиса, 30% от объема газа, который выкачивался из Инчукалнского хранилища, отправлялось обратно в Россию ("Газпром" использует газ из Инчукалнсского ПХГ для обеспечения потребителей в Псковской области - ред.). Чтобы избежать таких ситуаций в будущем, источники поставок газа надо диверсифицировать, на что указывают Основные положения энергетического развития на 2016-2020 год, утвержденные министерством экономики. Я считаю, что в дальнейшем не следует в такой большой мере полагаться на доставки из России, а также нужно внимательно следить за прогнозами, а оператор транспортной системы, который заведует работой Инчукалнского ПХГ, должен заботиться об обеспечении необходимого резерва", - заявил Музикантс.

Чтобы снизить риски, Lietuvos Duju Tiekimas уже поставляет газ из трех различных источников газа – России, терминала СПГ и Инчукалнского хранилища.

"Из Литвы можно поставить шесть миллионов кубических метров природного газа, и этого более чем достаточно, чтобы мы могли обеспечить своих клиентов необходимым объемом газа. В кризисной ситуации можно будет увеличить этот объем до десяти миллионов кубометров в день", - отмечает исполнительный директор Geton Energy.

Стимулировать закачку нелегко

Глава департамента оптовой торговли и развития продуктов Latvijas Gāze Янис Калейс считает, что латвийское правительство, реагируя на проблемы хранилища в прошлом сезоне и очевидные риски, предприняло шаги в правильном направлении и приняло поправки в правила кабмина, установив, что в хранилище необходимо поддерживать определенный объем газа, чтобы не возникало проблем с давлением.

Однако, отметил Калейс, на данный момент видно, что у оператора транспортной системы существуют известные проблемы с обеспечением резерва, определенного правилами кабмина, в хранилище. Предприятие организовало несколько аукционов, но необходимый объем в хранилище, который должен быть там до 1 марта 2019 года, еще не обеспечен. Поэтому риск зимой еще сохраняется, потому что сезон закачки газа заканчивается 14 октября, а значит, времени остается все меньше и меньше.

Возможно, в планах Conexus есть и другие механизмы решения этой проблемы, но у Latvijas Gāze такой информации нет, добавил он.

2285
Теги:
СПГ, Инчукалнское газохранилище, газ
По теме
Vitol: с таким судом Латвия рискует остаться без газа в Инчукалнсе
"Газпром" сократил поставки газа в Латвию в 10 раз
В Инчукалнсе кончается газ: латвийцам могут ограничить потребление
Кучинскис: государству следует купить газохранилище в Инчукалнсе
Флаг Латвии на здании Сейма

Чрезвычайный режим распределения денег: кабмин перенимает власть у Сейма

253
(обновлено 11:20 05.06.2020)
Оппозиция считает, что законопроект о расширении полномочий кабмина после отмены режима ЧС приведет к тому, что Сейм потеряет часть своих функций, а министры смогут чуть ли не единолично принимать решения; особые опасения вызывает вопрос займов и распределения средств

РИГА, 5 июн – Sputnik. Дмитрий Олейников. Сейм Латвии в первом чтении утвердил законопроект "О предотвращении последствий, вызванных распространением COVID-19". В парламенте прозвучало немало заявлений о том, что законопроект направлен не столько на поддержку экономики, сколько на перенятие власти правительством у парламента.

И для подобных заявлений есть ряд оснований. В частности, в срочном порядке введенная электронная система голосования в Сейме, которая позволяет депутатам принимать участие в работе парламента, не находясь в здании. Впрочем, главная ее "особенность" даже не в этом, а в том, что парламентские дебаты, по сути, теряют свое значение. Большинством Сейма принято решение проводить заседания парламента именно через эту систему, в результате депутаты - даже те, которые находятся в зале парламента, - не имеют права подниматься на трибуну, а вынуждены выступать каждый перед собственным компьютером. Так что, система идеально подходит для того, чтобы нажать на кнопку при голосовании из любой точки мира и Латвии, но совсем не способствует проведению дискуссий.

Правительство уже и раньше демонстрировало свое желание взять на себя "дополнительные полномочия" - через возвращение 81-й статьи в Сатверсме. Нынешний законопроект, похоже, преследует те же цели, но другим путем. Принять закон Сейм может большинством голосов, а для изменения Сатверсме нужно все же большее количество депутатов.

На прошедших в э-парламенте дебатах почти не говорили о мерах по поддержке жителей или предпринимателей. На кону стояли вопросы более глобальные – что намерено делать правительство с требуемыми для себя полномочиями. Так, министр финансов, согласно законопроекту, получает право практически в единоличном порядке определять величину госдолга страны.

Вот что заявил по этому поводу депутат от "Согласия" Вячеслав Домбровский:

"Кажется, эти коалиционные депутаты находятся сейчас в состоянии фискальной эйфории. После долгих лет строгой фискальной дисциплины, вдруг открылись фискальные двери, и все стало доступно. У нас теперь так много денег, как никогда не было… И готовятся планы, как освоить эти деньги, потратить на какие-нибудь особенные партийные интересы… Я хочу напомнить, что эти деньги – заемные! Это не манна небесная, это одолженные деньги. После последнего кризиса долг Латвии составляет почти 10 миллиардов. И теперь к нему добавят еще несколько миллиардов, которые придется отдавать".

В своем выступлении политик отмечает, что, с одной стороны, правительство объявляет о завершении режима чрезвычайной ситуации. С другой – через этот законопроект – старается "де-факто" продолжать ЧС, особенно в вопросах привлечения и распределения денег. Сохранить "чрезвычайный режим" принятия решений.

Его коллега по партии, Игорь Пименов, заметил на дебатах, что суммы, к которым получают доступ министры, сравнимы с бюджетом страны: "26 мая глава правительства Кришьянис Кариньш после заседания кабинета министров заявил, что для преодоления кризиса COVID-19 в общей сложности мобилизовано 4,5 миллиарда евро. Они составляют 15% ВВП страны, или 45% государственного годового бюджета. Это огромная сумма. И то, как правительство намерено потратить эти деньги, поясняет именно этот рассматриваемый законопроект".

Краткую экскурсию по написанному законопроекту, как он выразился, "простыми словами", провел Марис Кучинскис, экс-премьер, а ныне – депутат от Союза зеленых и крестьян: "25-я статья. Мы поменяем, сократим, увеличим и переделим распределение средств между министерствами так, как сами хотим, и об этом (потом) проинформируем Сейм и общество. 26-я - чтобы проще было перераспределять, не нужно лишней бюрократии. Мы заложим нужные нам суммы в "непредвиденные расходы". И потом проинформируем Сейм и общество. 27-я - министр финансов, если сочтет нужным, возьмет займы, увеличит госдолг, поднимет расходы на управление госдолгом и так далее… Потом, опять же, мы проинформируем Сейм и общественность… 56-я статья вызывает самое большое удивление: если мы сочтем, что есть риск COVID, то данный закон останется в силе столько, сколько мы посчитаем нужным. Поскольку в законе нет никаких ссылок на то, на какой срок он принимается…"

Социальную составляющую законопроекта отметила в своем выступлении депутат от "Согласия" Регина Лочмеле-Лунева: "Этот законопроект можно назвать так – вершки и корешки. Вершки – для правящей коалиции и группировок из поддерживаемых отраслей. Корешки – для малого, среднего бизнеса и простых работников. 18-я статья, пункт 2, закрепляет право на неопределенное время увольнять любого работника только за то, что он не согласен со снижением своей зарплаты. 19-я статья предусматривает, что за предоставление ложной информации, безо всяких ссылок на объем и содержание этой информации, Служба госдоходов в рамках начисления пособия по простою может оштрафовать физическое лицо или члена правления, лишив его права занимать должности в коммерческих предприятиях. Решение будет принимать Служба госдоходов и никто иной…"

Своего рода юридическую оценку принимаемому законопроекту дал независимый депутат Алдис Гобземс: "Этот законопроект антиконституционен. Он противоречит Сатверсме Латвийской Республики, так же, как противоречит Сатверсме данное заседание Сейма и все прочие заседания Сейма, которые проходят в так называемом удаленном режиме… Фактически в данном законопроекте закрепляется, что нам Сейм больше не нужен. Это такой современный госпереворот 21-го века. Через э-парламент мы отдаем все функции исполнительной власти – в неограниченном объеме решать вопросы, которые Сейм может абсолютно спокойно решать сам в нынешних условиях".

В своем выступлении депутат сделал прогноз: "Осталось сказать, куда это все приведет? Все это приведет, по сути, к государственному краху. И этот крах начнется ближе к осени. Почему? Потому что мы видим: все прежние решения, которые принимало правительство или парламентская коалиция – они, по сути, не были в интересах общества Латвии. Они были приняты (политиками) лишь в интересах своих друзей, спонсоров и так далее… Все это возможно сегодня, и коалиция это очень хорошо знает. Возможно потому, что наше общество привыкло страдать. Оно страдает годами. Не верит больше никому, и равнодушно допускает, что в Латвии происходит демонтаж Сатверсме и фактически парламента".

После рассмотрения в бюджетно-финансовой комиссии (которая, как заверил ее председатель Мартиньш Бондарс, будет заседать столько, сколько потребуется) законопроект в срочном порядке поступит в парламент на окончательное чтение. Вскоре после этого и станет понятно, кто же из депутатов был прав – коалиция, считающая, что законопроект позволит оперативно принимать нужные для экономики страны решения, или оппозиция – с вышеперечисленными комментариями.

253
Теги:
Сейм, Латвия
По теме
Крах экономики страшнее эпидемии: Латвия готовит пакет мер поддержки
Кому и сколько: как Латвия распределила средства на борьбу с коронавирусным кризисом
Налоговые каникулы и кредитные гарантии: как будут лечить экономику Латвии
Госуправление в Латвии заболело коронавирусом? Откуда системный кризис
Пожилая женщина

Несправедливо, затратно, отменить нельзя: в комиссии обсудили пенсии за выслугу лет

676
(обновлено 19:47 04.06.2020)
Все ведомства отстаивают пенсии за выслугу лет в своей сфере, и только министерство образования отказалось от идеи ввести такую форму поддержки для педагогов детсадов; кто в Латвии может уйти на пенсию раньше и почему это вызывает вопросы у Госконтроля

РИГА, 4 июн — Sputnik. Ни одно отраслевое министерство на данный момент не готово отказаться от пенсий за выслугу лет, но ведомства допускают возможность пересмотреть правила их назначения, сообщает nra.lv. Исключение составляет министерство образования и науки, которое не будет выдвигать на утверждение законопроект о пенсиях за выслугу лет учителям спортивных и специальных школ, а также дошкольным педагогам.

По заключению Госконтроля, пенсии за выслугу лет составляют очень большую нагрузку на бюджет — в последующие годы на их выплаты будет необходимо по меньшей мере 4,5 миллиарда евро, поэтому комиссия Сейма по социальным и трудовым вопросам решила направить в правительство письмо с призывом пересмотреть систему назначения пенсии за выслугу лет.

Европа постепенно отказывается

Госконтроль много раз обращал внимание министерств на тот факт, что в Латвии нет четкой стратегии в отношении пенсий за выслугу лет. На заседании парламентской комиссии член совета Госконтроля Инга Варава вновь напомнила, что пенсия за выслугу не зависит от социальных взносов, сделанных в течение жизни, поэтому возникает вопрос, насколько это справедливо по отношению к другим пенсионерам.

"Получатели пенсии за выслугу лет могут выйти на пенсию в сравнительно более хороших условиях и получить сравнительно более хорошую пенсию", - заявила Варава.

Это подтверждают данные исследования Госконтроля, согласно которым пенсия за выслугу лет в полтора раза выше, чем по возрасту (здесь сравнивается пенсия конкретного человека — та сумма, которая назначена ему за выслугу, и та, которая назначена по возрасту). Самое большое различие у дипломатов — до двух раз, а также у судей и прокуроров.

"Мы не выступаем ни против кого, кто сейчас получает пенсию за выслугу лет, но указывает, что система непрозрачна и, возможно, несправедлива к другим пенсионерам, и что это большая нагрузка на госбюджет", - заявила Варава.

Данные контроля противоречат убеждению, что пенсия за выслугу лет необходима, так как человек больше не сможет продолжить тяжелую службу после многих лет — это справедливо лишь в меньшем числе случаев, а семеро из десяти таких пенсионеров продолжают работу, нередко даже в той же профессии.

Варава указала на то, что другие страны Европы также проводят реформы, чтобы отказаться от пенсий за выслугу лет или изменить эту систему, к примеру, вводя укороченный рабочий день и предлагая перепрофилирование, если на конкретном месте работать больше нельзя. От пенсий за выслугу решили отказаться и в Эстонии — вместо этого в определенных профессиях вводятся компенсационные механизмы, к примеру, предписывающие обязательное участие в системе третьего пенсионного уровня, куда взносы делает работодатель.

Сложно найти общий знаменатель

Госсекретарь министерства благосостояния Ингус Алликс признал, что проблема пересмотра системы пенсий за выслугу лет актуальна, министерство и само много о ней говорило и два раза готовило концептуальные доклады в правительство.

"Но учитывая, что это касается интересов слишком многих ведомств, достичь единого мнения никогда не получалось", - отметил Алликс.

Он также считает, что в будущем пенсии за выслугу лет будут создавать значительную дополнительную нагрузку на бюджет (а они выплачиваются и из бюджета социального страхования, и их основного бюджета), тем более в условиях, когда происходит старение населения, то есть становится меньше работающих и больше пенсионеров. И в этих условиях одни жители будут работать до 65 и дольше, а другие выйдут на пенсию на десять лет раньше.

Алликс также указал, что во многих странах пенсии за выслугу лет больше не считаются элементом социального страхования — вместо этого происходит переход к программам поддержки после прекращения работы в определенных профессиях.

"Правительство рассматривало этот вопрос, но решения нет. От разных отраслей всегда была готовность пойти навстречу и обсудить этот вопрос, но на рабочей группе мы обычно приходим к тому, что каждая эта отрасль начинает обосновывать, насколько она специфична, и доказывать, что пенсии за выслугу лет в будущем обязательно надо сохранить", — рассказал Алликс.

Полицейские без сапог

То же самое случилось на заседании комиссии по социальным и трудовым вопросам — представители различных сфер объясняли, почему пенсии за выслугу лет фактически надо сохранить.

Наиболее остро высказался министр внутренних дел Сандис Гиргенс.

"Давайте взглянем на реальность — я понимаю Госконтроль и ценю его работу, дискуссии ценны, как и поиск наилучших решений, и я также выступаю за экономию средств", но в этом случае нужно смотреть на ситуацию комплексно — если мы говорим об отказе от пенсий за выслугу, давайте говорить прямо и открыто, каковы цены в других европейских странах, к примеру, для полицейских и пожарных? Им не приходится полагаться на пенсию за выслугу, в отличие от полицейских в Латвии", — заявил глава МВД.

Фактически речь Гиргенса касалась не столько пенсий за выслугу лет, сколько критической ситуации в системе МВД — в полиции, погранохране. Он говорил о том, что полицейским не хватает сапог, что те, кому приходится ездить на работу из отдаленных регионов, сами платят за электричество. Из 10 тысяч работников системы внутренних дел у 7 тысяч зарплата меньше 800 евро".

"Эти люди рискуют своей жизнью, но получают зарплату на границе бедности. Если бы не было пенсии за выслугу, у нас бы в принципе не было полицейских и спасателей", — с горечью сказал министр.

Он считает, что от пенсии за выслугу лет можно было бы отказаться, только предложив адекватную систему социального обеспечения для работников системы МВД.

Госсекретарь Минобороны Янис Гарисонс добавил: если здоровье человека позволяет, что оборонные структуры оставляют его на службе как можно дольше, но нужно понимать, что в определенном возрасте работник больше не может выполнять свои обязанности, как раньше, из-за различных проблем со здоровьем.

"Мы готовы дискутировать о совершенствовании системы, но я не хотел бы, чтобы эта система каким-то образом была уничтожена и мы потеряли своих работников", — говорит Гарисонс.

Для педагогов пенсии за выслугу не будет

Представитель министерства образования Байба Башкере признала, что министерство не будет продвигать подготовленный законопроект о пенсиях за выслугу лет для педагогов спортивных и специальных школ, а также детсадов. Ведомство отказалось от этой идеи, потому что "это дискриминация остальных педагогов".

"Скорее, мы бы предложили больше поддерживать педагогов в сфере оплаты труда и возможностей для переквалификации", - заявила Башкере.

По словам парламентского секретаря МИД Латвии Занды Калныни-Лукашевицы, дипломатов тоже будет сложно удержать на службе, если пенсии за выслугу лет отменят. Дело в том, что в случае дипломатов социальные выплаты, которые в будущем дают возможность получить пенсию по возрасту, платятся только с основной зарплаты, а не со всего заработка, который дополнен различными надбавками.

В сфере культуры пенсии за выслугу лет получают люди, которые в определенном возрасте больше не могут выполнять свои трудовые обязанности, потому что их рабочий инструмент — это их тело, рассказала Илута Трейя из министерства культуры.

"В среднем в год в сфере культуры такие пенсии назначаются где-то около десяти человек, это немного, тем более что эти люди продолжают работать в других сферах и платят налоги", - отметила Трейя.

Эксперт по социальным вопросам Петерис Лейшкалнс призывает оценивать всю пенсионную систему в целом, потому что фактически у всех людей после 55 лет возникают различные проблемы со здоровьем, которые усложняют осуществление рабочих обязанностей в обычном объеме.

По итогам заседания комиссия решила подготовить письмо в кабмин с призывом пересмотреть возраст и страховой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, договориться о единых критериев для всех таких пенсий и оценить возможность расширения компенсационных механизмов.

676
Теги:
пенсии, Латвия
Тема:
Пенсии в Латвии: ни шанса на достойную старость
По теме
Колташов: ради "зеленой" энергии Латвия привычно пожертвует пенсиями
Рассчитывать только на себя: Латвия в будущем не сможет платить пенсии
"Растащили" страну, пенсий не будет, коронавирус погубит всех. О чем писали латышские СМИ
Армия безработных, пустая казна и старики без пенсий: к чему готовиться Латвии
Аналитик Центра общественно-политических исследований Русская Балтика Александр Носович

Свои порты важнее единства: Носович рассказал, как Латвия обставила Литву

0
(обновлено 16:28 05.06.2020)
Балтийское единство на поверку оказалось красивым мифом: отказ поддержать Литву в бойкоте БелАЭС означает для Латвии не только дешевую электроэнергию, но и шанс возродить транзит за счет белорусских грузов
Единство буксует: Носович рассказал, как Латвия решила обчистить Литву

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс признал присутствие "геополитических усилий" в вопросе бойкота электроэнергии с Белорусской АЭС, пишет Sputnik Литва. По его словам, соглашение стран Балтии об отказе от покупки электроэнергии с БелАЭС является "балансированием между геополитикой и ценами". Министр назвал ошибочным мнение, что из этой ситуации можно выйти победителем с дешевым электричеством. 

За такую честность Линкявичюса стоит поблагодарить - ведь Литва долго прикрывалась экологией и ядерной безопасностью в вопросе Белорусской АЭС, сказал Sputnik Латвия экономист и политический аналитик Александр Носович.

"Линкявичюсу в принципе свойственны своеобразные каминг-ауты, когда он раскрывает подоплеку внешней политики Литвы. Несколько лет назад он назвал геополитической игрой кампанию по ассоциации Украины с Евросоюзом, выступив таким образом вразрез с официальной позицией Брюсселя, который долго убеждал Россию в отсутствии намерений оторвать Киев от Москвы. Сейчас министр проявил такую же честность применительно к Белорусской АЭС", - констатировал Носович.

Эксперт подчеркнул, что вся энергетическая политика Литвы подчинена исключительно геополитическим целям - вопросам сдерживания России, выхода балтийского региона из ее сферы влияния и укрепления позиций США.

"Это относится не только к борьбе с БелАЭС, но и к появлению СПГ-терминала в Клайпеде, и к выходу стран Балтии из энергокольца БРЭЛЛ. Здесь нет ни стремления удешевить электроэнергию, ни намерения сохранить экологию региона - все подчиняется исключительно антироссийской политике. Линкявичюсу нужно сказать большое спасибо за то, что он честно об этом сказал", - отметил Носович.

По его словам, у Латвии и Эстонии нет таких очевидных причин бороться с Белорусской АЭС, какие есть у Литвы.

"У Латвии есть интерес оттянуть от Литвы белорусский транзит и переориентировать его на себя. Порты Латвии сейчас переживают обвальное падение из-за ухода российского транзита и из-за кризиса. Поэтому Рига отказывается подписывать межправительственное соглашение стран Балтии по электроэнергии. Власти рассчитывают, что в благодарность за это Беларусь перебросит часть грузов на Ригу, Лиепаю и Вентспилс. Это тот случай, когда балтийское единство буксует", - пояснил Носович.

Из-за отказа Латвии взять на себя обязательства не закупать электроэнергию с Белорусской АЭС три страны Балтии до сих пор не подписали соглашение о торговле энергией с третьими странами. В Литве заявляют, что из-за этого Рига, Вильнюс и Таллин не смогут получить одобрение и софинансирование Еврокомиссии для выхода из энергокольца БРЭЛЛ и синхронизации своих электросетей с континентальной Европой.

0
Теги:
порт, транзит, энергокольцо БРЭЛЛ, электроэнергия, БелАЭС, Александр Носович, Латвия, Литва
Тема:
Конфликт вокруг БелАЭС