Завод по очистке газа

Латвия, Эстония и Финляндия договариваются о рынке газа без Литвы

7036
(обновлено 11:14 15.10.2018)
Литва пока что не присоединилась к меморандуму о намерении создать в Балтии и Финляндии единый газовый рынок

РИГА, 15 окт — Sputnik. Операторы газотранспортных и газораспределительных сетей Эстонии, Латвии и Финляндии - Elering, Conexus Baltic Grid, Gasum - подписали протокол о намерениях создать функционирующий по единым правилам газовый рынок с 2020 года, сообщается на сайте Elering.

Операторы ГТС подписали меморандум, продемонстрировав тем самым их нацеленность продолжать кооперацию в будущем, чтобы улучшить функционирование их национальных газовых рынков и обеспечить конкуренцию между продавцами газа. С 2020 года, когда будет построен газопровод между Финляндией и Эстонией Balticconnector (газопровод должен позволить передавать между распределительными сетями Эстонии и Финляндии до 7,2 миллиона кубометров газа в сутки), три государства гармонизируют правила импорта, транзита и тарификации природного газа, а к 2022 году создадут единую газовую зону, что повысит прозрачность рынка, говорится в сообщении.

В новых условиях участники рынка в Финляндии, Латвии и Эстонии будут иметь равный доступ ко всей газотранспортной инфраструктуре в пределах единого рынка, свободно перекачивая газ через государственные границы без дополнительных расходов и бюрократии. В частности, Эстония и Латвия смогут хранить резервные объемы в подземном хранилище газа в Латвии (Инчукалнском), используя их в случае повышения рыночных цен и смягчая ценовые колебания на рынке, отмечает Elering.

Меморандум о создании единого газового рынка предполагает, что на последующих этапах к обсуждению могут присоединиться и другие стороны.

В начале октября сообщалось, что литовское правительство утвердило изменения в законе о природном газе, которые позволят установить принципы формирования регионального рынка газа и его функционирования. "Законопроектом предлагается, во-первых, установить принципы формирования регионального рынка газа и юридические основания для этого. И, во-вторых, перенести положения законодательства ЕС, которыми защищаются уязвимые группы потребителей газа, а небытовым потребителям предоставляется больше гибкости в плане накопления запасов", — сказал на заседании правительства министр энергетики Жигимантас Вайчюнас.

Однако в настоящее время Литва к договору Латвии, Эстонии и Финляндии не присоединилась.

Напомним, обсуждение региональной газовой инфраструктуры началось еще в 2006 году, когда страны Балтии договорились оценить идею строительства регионального терминала СПГ, однако страны не достигли консенсуса, и Литва построила в Клайпеде свой терминал. За аренду судна-газохранилища контролируемое государством предприятие Klaipedos nafta платит ежегодно примерно по 60 миллионов евро. Чтобы иметь возможность претендовать на финансовую помощь ЕС для выкупа судна-газохранилища у норвежского предприятия Hoegh LNG, Литва пыталась добиться признания клайпедского терминала Independence региональным. Однако договориться с двумя другими странами Балтии по этому вопросу не удалось.

После этого Литва предложила Латвии и Эстонии заключить соглашение, охватывающее объекты во всех трех странах — плавучий терминал СПГ в Клайпеде, будущий эстонский терминал для перевалки сжиженного газа и газохранилище в Инчукалнсе, — и совместно добиваться финансирования от Евросоюза.

Однако в конце лета 2017 года правительство Латвии решило запросить дополнительные данные по соглашению, что в Литве расценили как негативную реакцию и затягивание процесса. Советник премьера Литвы по внешней политике Дейвидас Матуленис после этого заявил, что Литва попробует договориться только с Эстонией по соглашению об общем рынке СПГ. Однако эстонский премьер Юри Ратас еще в июне заявлял, что арендованный Литвой для порта Клайпеда плавучий терминал — это "быстрое решение", которое было принято для диверсификации поставок газа, и напомнил, что согласно заказанному Еврокомиссией исследованию наилучшим местом расположения регионального терминала СПГ является побережье Финского залива. Финляндия отказалась от его строительства, поэтому альтернативой являются эстонские Мууга или Палдиски.

В итоге ни Латвия, ни Литва, ни Эстония не получили денег от Евросоюза на проекты, связанные с инфраструктурой СПГ.

7036
Теги:
СПГ, Balticconnector, Балтия
Тема:
На голубом газу (292)
По теме
Медведев прокомментировал методы Литвы в борьбе против российского газа
Мелко плавают. В США придумали, как убедить Европу обойтись без газа из РФ
Иначе замерзнем: Латвия просит денег на выкачивание остатков газа
В Латвии размышляют, кому зимой отключить газ: на всех может не хватить
Флаг Латвии на здании Сейма

Чрезвычайный режим распределения денег: кабмин перенимает власть у Сейма

287
(обновлено 11:20 05.06.2020)
Оппозиция считает, что законопроект о расширении полномочий кабмина после отмены режима ЧС приведет к тому, что Сейм потеряет часть своих функций, а министры смогут чуть ли не единолично принимать решения; особые опасения вызывает вопрос займов и распределения средств

РИГА, 5 июн – Sputnik. Дмитрий Олейников. Сейм Латвии в первом чтении утвердил законопроект "О предотвращении последствий, вызванных распространением COVID-19". В парламенте прозвучало немало заявлений о том, что законопроект направлен не столько на поддержку экономики, сколько на перенятие власти правительством у парламента.

И для подобных заявлений есть ряд оснований. В частности, в срочном порядке введенная электронная система голосования в Сейме, которая позволяет депутатам принимать участие в работе парламента, не находясь в здании. Впрочем, главная ее "особенность" даже не в этом, а в том, что парламентские дебаты, по сути, теряют свое значение. Большинством Сейма принято решение проводить заседания парламента именно через эту систему, в результате депутаты - даже те, которые находятся в зале парламента, - не имеют права подниматься на трибуну, а вынуждены выступать каждый перед собственным компьютером. Так что, система идеально подходит для того, чтобы нажать на кнопку при голосовании из любой точки мира и Латвии, но совсем не способствует проведению дискуссий.

Правительство уже и раньше демонстрировало свое желание взять на себя "дополнительные полномочия" - через возвращение 81-й статьи в Сатверсме. Нынешний законопроект, похоже, преследует те же цели, но другим путем. Принять закон Сейм может большинством голосов, а для изменения Сатверсме нужно все же большее количество депутатов.

На прошедших в э-парламенте дебатах почти не говорили о мерах по поддержке жителей или предпринимателей. На кону стояли вопросы более глобальные – что намерено делать правительство с требуемыми для себя полномочиями. Так, министр финансов, согласно законопроекту, получает право практически в единоличном порядке определять величину госдолга страны.

Вот что заявил по этому поводу депутат от "Согласия" Вячеслав Домбровский:

"Кажется, эти коалиционные депутаты находятся сейчас в состоянии фискальной эйфории. После долгих лет строгой фискальной дисциплины, вдруг открылись фискальные двери, и все стало доступно. У нас теперь так много денег, как никогда не было… И готовятся планы, как освоить эти деньги, потратить на какие-нибудь особенные партийные интересы… Я хочу напомнить, что эти деньги – заемные! Это не манна небесная, это одолженные деньги. После последнего кризиса долг Латвии составляет почти 10 миллиардов. И теперь к нему добавят еще несколько миллиардов, которые придется отдавать".

В своем выступлении политик отмечает, что, с одной стороны, правительство объявляет о завершении режима чрезвычайной ситуации. С другой – через этот законопроект – старается "де-факто" продолжать ЧС, особенно в вопросах привлечения и распределения денег. Сохранить "чрезвычайный режим" принятия решений.

Его коллега по партии, Игорь Пименов, заметил на дебатах, что суммы, к которым получают доступ министры, сравнимы с бюджетом страны: "26 мая глава правительства Кришьянис Кариньш после заседания кабинета министров заявил, что для преодоления кризиса COVID-19 в общей сложности мобилизовано 4,5 миллиарда евро. Они составляют 15% ВВП страны, или 45% государственного годового бюджета. Это огромная сумма. И то, как правительство намерено потратить эти деньги, поясняет именно этот рассматриваемый законопроект".

Краткую экскурсию по написанному законопроекту, как он выразился, "простыми словами", провел Марис Кучинскис, экс-премьер, а ныне – депутат от Союза зеленых и крестьян: "25-я статья. Мы поменяем, сократим, увеличим и переделим распределение средств между министерствами так, как сами хотим, и об этом (потом) проинформируем Сейм и общество. 26-я - чтобы проще было перераспределять, не нужно лишней бюрократии. Мы заложим нужные нам суммы в "непредвиденные расходы". И потом проинформируем Сейм и общество. 27-я - министр финансов, если сочтет нужным, возьмет займы, увеличит госдолг, поднимет расходы на управление госдолгом и так далее… Потом, опять же, мы проинформируем Сейм и общественность… 56-я статья вызывает самое большое удивление: если мы сочтем, что есть риск COVID, то данный закон останется в силе столько, сколько мы посчитаем нужным. Поскольку в законе нет никаких ссылок на то, на какой срок он принимается…"

Социальную составляющую законопроекта отметила в своем выступлении депутат от "Согласия" Регина Лочмеле-Лунева: "Этот законопроект можно назвать так – вершки и корешки. Вершки – для правящей коалиции и группировок из поддерживаемых отраслей. Корешки – для малого, среднего бизнеса и простых работников. 18-я статья, пункт 2, закрепляет право на неопределенное время увольнять любого работника только за то, что он не согласен со снижением своей зарплаты. 19-я статья предусматривает, что за предоставление ложной информации, безо всяких ссылок на объем и содержание этой информации, Служба госдоходов в рамках начисления пособия по простою может оштрафовать физическое лицо или члена правления, лишив его права занимать должности в коммерческих предприятиях. Решение будет принимать Служба госдоходов и никто иной…"

Своего рода юридическую оценку принимаемому законопроекту дал независимый депутат Алдис Гобземс: "Этот законопроект антиконституционен. Он противоречит Сатверсме Латвийской Республики, так же, как противоречит Сатверсме данное заседание Сейма и все прочие заседания Сейма, которые проходят в так называемом удаленном режиме… Фактически в данном законопроекте закрепляется, что нам Сейм больше не нужен. Это такой современный госпереворот 21-го века. Через э-парламент мы отдаем все функции исполнительной власти – в неограниченном объеме решать вопросы, которые Сейм может абсолютно спокойно решать сам в нынешних условиях".

В своем выступлении депутат сделал прогноз: "Осталось сказать, куда это все приведет? Все это приведет, по сути, к государственному краху. И этот крах начнется ближе к осени. Почему? Потому что мы видим: все прежние решения, которые принимало правительство или парламентская коалиция – они, по сути, не были в интересах общества Латвии. Они были приняты (политиками) лишь в интересах своих друзей, спонсоров и так далее… Все это возможно сегодня, и коалиция это очень хорошо знает. Возможно потому, что наше общество привыкло страдать. Оно страдает годами. Не верит больше никому, и равнодушно допускает, что в Латвии происходит демонтаж Сатверсме и фактически парламента".

После рассмотрения в бюджетно-финансовой комиссии (которая, как заверил ее председатель Мартиньш Бондарс, будет заседать столько, сколько потребуется) законопроект в срочном порядке поступит в парламент на окончательное чтение. Вскоре после этого и станет понятно, кто же из депутатов был прав – коалиция, считающая, что законопроект позволит оперативно принимать нужные для экономики страны решения, или оппозиция – с вышеперечисленными комментариями.

287
Теги:
Сейм, Латвия
По теме
Крах экономики страшнее эпидемии: Латвия готовит пакет мер поддержки
Кому и сколько: как Латвия распределила средства на борьбу с коронавирусным кризисом
Налоговые каникулы и кредитные гарантии: как будут лечить экономику Латвии
Госуправление в Латвии заболело коронавирусом? Откуда системный кризис
Пожилая женщина

Несправедливо, затратно, отменить нельзя: в комиссии обсудили пенсии за выслугу лет

703
(обновлено 19:47 04.06.2020)
Все ведомства отстаивают пенсии за выслугу лет в своей сфере, и только министерство образования отказалось от идеи ввести такую форму поддержки для педагогов детсадов; кто в Латвии может уйти на пенсию раньше и почему это вызывает вопросы у Госконтроля

РИГА, 4 июн — Sputnik. Ни одно отраслевое министерство на данный момент не готово отказаться от пенсий за выслугу лет, но ведомства допускают возможность пересмотреть правила их назначения, сообщает nra.lv. Исключение составляет министерство образования и науки, которое не будет выдвигать на утверждение законопроект о пенсиях за выслугу лет учителям спортивных и специальных школ, а также дошкольным педагогам.

По заключению Госконтроля, пенсии за выслугу лет составляют очень большую нагрузку на бюджет — в последующие годы на их выплаты будет необходимо по меньшей мере 4,5 миллиарда евро, поэтому комиссия Сейма по социальным и трудовым вопросам решила направить в правительство письмо с призывом пересмотреть систему назначения пенсии за выслугу лет.

Европа постепенно отказывается

Госконтроль много раз обращал внимание министерств на тот факт, что в Латвии нет четкой стратегии в отношении пенсий за выслугу лет. На заседании парламентской комиссии член совета Госконтроля Инга Варава вновь напомнила, что пенсия за выслугу не зависит от социальных взносов, сделанных в течение жизни, поэтому возникает вопрос, насколько это справедливо по отношению к другим пенсионерам.

"Получатели пенсии за выслугу лет могут выйти на пенсию в сравнительно более хороших условиях и получить сравнительно более хорошую пенсию", - заявила Варава.

Это подтверждают данные исследования Госконтроля, согласно которым пенсия за выслугу лет в полтора раза выше, чем по возрасту (здесь сравнивается пенсия конкретного человека — та сумма, которая назначена ему за выслугу, и та, которая назначена по возрасту). Самое большое различие у дипломатов — до двух раз, а также у судей и прокуроров.

"Мы не выступаем ни против кого, кто сейчас получает пенсию за выслугу лет, но указывает, что система непрозрачна и, возможно, несправедлива к другим пенсионерам, и что это большая нагрузка на госбюджет", - заявила Варава.

Данные контроля противоречат убеждению, что пенсия за выслугу лет необходима, так как человек больше не сможет продолжить тяжелую службу после многих лет — это справедливо лишь в меньшем числе случаев, а семеро из десяти таких пенсионеров продолжают работу, нередко даже в той же профессии.

Варава указала на то, что другие страны Европы также проводят реформы, чтобы отказаться от пенсий за выслугу лет или изменить эту систему, к примеру, вводя укороченный рабочий день и предлагая перепрофилирование, если на конкретном месте работать больше нельзя. От пенсий за выслугу решили отказаться и в Эстонии — вместо этого в определенных профессиях вводятся компенсационные механизмы, к примеру, предписывающие обязательное участие в системе третьего пенсионного уровня, куда взносы делает работодатель.

Сложно найти общий знаменатель

Госсекретарь министерства благосостояния Ингус Алликс признал, что проблема пересмотра системы пенсий за выслугу лет актуальна, министерство и само много о ней говорило и два раза готовило концептуальные доклады в правительство.

"Но учитывая, что это касается интересов слишком многих ведомств, достичь единого мнения никогда не получалось", - отметил Алликс.

Он также считает, что в будущем пенсии за выслугу лет будут создавать значительную дополнительную нагрузку на бюджет (а они выплачиваются и из бюджета социального страхования, и их основного бюджета), тем более в условиях, когда происходит старение населения, то есть становится меньше работающих и больше пенсионеров. И в этих условиях одни жители будут работать до 65 и дольше, а другие выйдут на пенсию на десять лет раньше.

Алликс также указал, что во многих странах пенсии за выслугу лет больше не считаются элементом социального страхования — вместо этого происходит переход к программам поддержки после прекращения работы в определенных профессиях.

"Правительство рассматривало этот вопрос, но решения нет. От разных отраслей всегда была готовность пойти навстречу и обсудить этот вопрос, но на рабочей группе мы обычно приходим к тому, что каждая эта отрасль начинает обосновывать, насколько она специфична, и доказывать, что пенсии за выслугу лет в будущем обязательно надо сохранить", — рассказал Алликс.

Полицейские без сапог

То же самое случилось на заседании комиссии по социальным и трудовым вопросам — представители различных сфер объясняли, почему пенсии за выслугу лет фактически надо сохранить.

Наиболее остро высказался министр внутренних дел Сандис Гиргенс.

"Давайте взглянем на реальность — я понимаю Госконтроль и ценю его работу, дискуссии ценны, как и поиск наилучших решений, и я также выступаю за экономию средств", но в этом случае нужно смотреть на ситуацию комплексно — если мы говорим об отказе от пенсий за выслугу, давайте говорить прямо и открыто, каковы цены в других европейских странах, к примеру, для полицейских и пожарных? Им не приходится полагаться на пенсию за выслугу, в отличие от полицейских в Латвии", — заявил глава МВД.

Фактически речь Гиргенса касалась не столько пенсий за выслугу лет, сколько критической ситуации в системе МВД — в полиции, погранохране. Он говорил о том, что полицейским не хватает сапог, что те, кому приходится ездить на работу из отдаленных регионов, сами платят за электричество. Из 10 тысяч работников системы внутренних дел у 7 тысяч зарплата меньше 800 евро".

"Эти люди рискуют своей жизнью, но получают зарплату на границе бедности. Если бы не было пенсии за выслугу, у нас бы в принципе не было полицейских и спасателей", — с горечью сказал министр.

Он считает, что от пенсии за выслугу лет можно было бы отказаться, только предложив адекватную систему социального обеспечения для работников системы МВД.

Госсекретарь Минобороны Янис Гарисонс добавил: если здоровье человека позволяет, что оборонные структуры оставляют его на службе как можно дольше, но нужно понимать, что в определенном возрасте работник больше не может выполнять свои обязанности, как раньше, из-за различных проблем со здоровьем.

"Мы готовы дискутировать о совершенствовании системы, но я не хотел бы, чтобы эта система каким-то образом была уничтожена и мы потеряли своих работников", — говорит Гарисонс.

Для педагогов пенсии за выслугу не будет

Представитель министерства образования Байба Башкере признала, что министерство не будет продвигать подготовленный законопроект о пенсиях за выслугу лет для педагогов спортивных и специальных школ, а также детсадов. Ведомство отказалось от этой идеи, потому что "это дискриминация остальных педагогов".

"Скорее, мы бы предложили больше поддерживать педагогов в сфере оплаты труда и возможностей для переквалификации", - заявила Башкере.

По словам парламентского секретаря МИД Латвии Занды Калныни-Лукашевицы, дипломатов тоже будет сложно удержать на службе, если пенсии за выслугу лет отменят. Дело в том, что в случае дипломатов социальные выплаты, которые в будущем дают возможность получить пенсию по возрасту, платятся только с основной зарплаты, а не со всего заработка, который дополнен различными надбавками.

В сфере культуры пенсии за выслугу лет получают люди, которые в определенном возрасте больше не могут выполнять свои трудовые обязанности, потому что их рабочий инструмент — это их тело, рассказала Илута Трейя из министерства культуры.

"В среднем в год в сфере культуры такие пенсии назначаются где-то около десяти человек, это немного, тем более что эти люди продолжают работать в других сферах и платят налоги", - отметила Трейя.

Эксперт по социальным вопросам Петерис Лейшкалнс призывает оценивать всю пенсионную систему в целом, потому что фактически у всех людей после 55 лет возникают различные проблемы со здоровьем, которые усложняют осуществление рабочих обязанностей в обычном объеме.

По итогам заседания комиссия решила подготовить письмо в кабмин с призывом пересмотреть возраст и страховой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, договориться о единых критериев для всех таких пенсий и оценить возможность расширения компенсационных механизмов.

703
Теги:
пенсии, Латвия
Тема:
Пенсии в Латвии: ни шанса на достойную старость
По теме
Колташов: ради "зеленой" энергии Латвия привычно пожертвует пенсиями
Рассчитывать только на себя: Латвия в будущем не сможет платить пенсии
"Растащили" страну, пенсий не будет, коронавирус погубит всех. О чем писали латышские СМИ
Армия безработных, пустая казна и старики без пенсий: к чему готовиться Латвии

Tallink запускает регулярный паром из Риги в Хельсинки

0
(обновлено 16:18 05.06.2020)
Возобновления регулярных паромных рейсом в Стокгольм в ближайшее время ждать не стоит, зато можно отправиться в Хельсинки

РИГА, 5 июн — Sputnik. Эстонский паромный оператор Tallink Grupp с 26 июня по 15 августа будет совершать регулярные паромные рейсы по маршруту – Хельсинки – Рига, сообщается на сайте компании.

По этому маршруту будет курсировать паром Silja Serenade, который ранее обслуживал маршрут Хельсинки – Стокгольм.

Уровень распространения COVID-19 в Швеции, самый высокий в ЕС, пока не позволяет соседним странам открыть с ней границы. Вероятно, в ближайшее время не стоит ждать и возобновления регулярных паромных рейсов между Ригой и Стокгольмом: как сообщается на сайте компании, до конца июня круизы на этом направлении запрещены.

Зато Tallink Grupp решила развивать направление Рига – Хельсинки. Тестовые рейсы на этом направлении пользовались успехом, однако для запуска пробных регулярных рейсов потребовалась пандемия.

С 26 июня каждый второй день паром в 16:00 будет выходить из Olympia terminal в Хельсинки, а в Ригу прибывать в 10:30 следующего дня, после чего он будет отправляться обратно в Хельсинки в 16:30, чтобы быть там в 11:00.

В дополнение к билетам на паром Tallink будет предлагать клиентам туристические комплекты для гостей Риги, включающие проживание в гостинице Tallink Hotel Riga, входные билеты на местные туристические объекты и другие предложения.

На пароме Silja Serenade производится регулярная очистка и дезинфекция поверхностей, установлен лимит на количество посетителей в ресторанах и барах, а также введен ряд других ограничений.

0
Теги:
Tallink Grupp, Хельсинки, Финляндия, Латвия
По теме
Fontanka: как проехать по маршруту Хельсинки - Таллин - Рига за три дня
Российские суда на воздушной подушке соединят Таллин и Хельсинки
Хельсинки - да, Сааремаа - нет: гендиректор Tallink рассказал о планах
Пятьдесят граждан Финляндии отправили обратно из Таллинского порта