Подземное газовое хранилище в Инчукалнсе

Оператор ГТС Латвии решает, с кого брать деньги за хранение газа

233
(обновлено 17:02 26.11.2018)
Conexus Baltic Grid ищет варианты обеспечения закачки достаточных для прохождения зимы объемов газа в Инчукалнское ПХГ

РИГА, 27 ноя — Sputnik. Оператор ГТС Латвии - компания Conexus Baltic Grid – настаивает на необходимости разработки новой модели работы Инчукалнского подземного газового хранилища. В противном случае существует угроза энергетической безопасности страны, передает BNN.

На прошлой неделе компания Conexus Baltic Grid организовала дискуссию по вопросу создания устойчивой модели деятельности Инчукалнского ПХГ. Если не принять новое регулирование, существует риск, что в будущем Инчукалнское ПХГ не сможет выполнить возложенные на него функции по обеспечению энергетической безопасности и независимости Латвии, указал оператор ГТС.

В конференции "Вклад подземного газохранилища в решение проблемы безопасности поставок" приняли участие как эксперты отрасли, так и лица, ответственные за принятие соответствующих решений. Эксперты обсудили текущую ситуацию на латвийском рынке, также рассматривался имеющийся в этой сфере опыт Франции, Венгрии и Польши. Во всех этих странах операторы газохранилищ столкнулись с проблемами, которые схожи с латвийскими.

"Закономерно, что дискуссию мы проводим именно сейчас, потому что мы сделали первые выводы после открытия рынка природного газа весной 2017 года. Хотя в Латвии регулируется деятельность хранилища, в государстве не установлена обязанность использовать хранилище, и его наполнение оставлено на усмотрение рынка. В результате хранилище загружено на 60%, что не покрывает расходы на поддержание инфраструктуры", - указала глава правления Conexus Зане Котане.

Она объяснила, что спрос на услуги хранилища растет, когда на рынке имеется разница между зимними и летними ценами, которая в последнее время заметно уменьшилась. К примеру, разница между зимними и летними ценами в 2018 году была в среднем 0,5 евро/мегаватт-час, что при нынешнем уровне заполнения ПХГ покрывает только 30% издержек хранилища.

"Это серьезные сигналы, которые побуждают принять ответственные и решительные меры, четко ответить на вопрос, хотим ли мы, чтобы Инчукалнское ПХГ и дальше было ресурсом, который обеспечивает энергетическую безопасность и независимость Латвии и всего балтийского региона", - сказала Котане.

Она отметила, что Латвия в своем выборе не находится в уникальной ситуации. Другие государства также стояли перед выбором, как обеспечить необходимые объемы закачки газа торговцами в условиях свободного рынка. Разные страны по-разному подошли к решению вопроса. Так, Венгрия ввела государственный стратегический газовый резерв; в Польше ввели обязанность торговцев обеспечивать поставки газа из хранилища, за исключением поставок из терминала СПГ, а во Франции приняли комплексное решение, признав хранилища неотъемлемой частью транспортной системы и обеспечив покрытие издержек хранилищ из тарифов за транспортировку.

"Нужно подчеркнуть, что конференция обозначила позитивную тенденцию – участники рынка заинтересованы в продолжении переговоров и поиске лучшего для Латвии решения, потому что такие преимущества хранилища, как безопасность поставок, способность реагировать на колебания цен и пиковые часы, балансирование продуктов, предлагаемых торговцами, невосполнимы", - заявила Котане.

Предполагается, что Conexus с учетом опыта других государств продолжит дискуссии с экспертами отрасли и участниками рынка, чтобы выработать лучшее для Латвии решение в области обеспечения стабильности работы ПХГ. Если потребуется, будут разработаны и соответствующие поправки в закон об энергетике.

Напомним, сейчас, чтобы обеспечить достаточный для создания давления объем газа в Инчукалнском ПХГ, Conexus проводит аукционы по продаже права на хранение определенного объема голубого топлива, в этом году было проведено четыре таких аукциона. Но, учитывая, что его владелец какое-то время не сможет воспользоваться закачанным в Инчукалнс газом, оператору приходится предоставлять торговцам доступ к хранилищу по более низкой цене – иначе у продавцов нет стимула закачивать туда свой газ. Разницу в ценах вынуждены компенсировать все потребители газа — Conexus закладывает ее в общий тариф. Из-за этого у оператора возникли разногласия с Комиссией по регулированию общественных услуг (КРОУ), которая не согласилась с расчетами Conexus и отказалась включать в тариф для населения часть издержек на проведение аукционов. Спор рассматривается в суде.

233
Теги:
Conexus Baltic Grid, Латвия
Тема:
На голубом газу (295)
По теме
Иначе замерзнем: Латвия просит денег на выкачивание остатков газа
Латвия закачала в ПХГ газа даже меньше, чем в прошлом году
В Латвии размышляют, кому зимой отключить газ: на всех может не хватить
Оператор ГТС Латвии судится за право работать с "Газпромом"
Древесная щепа

Аппетит приходит во время беды. Как Латвия стала зависимой от белорусской щепы

42
(обновлено 15:08 02.07.2020)
Латвийские лесопромышленники не справились с конкуренцией со стороны белорусов - в ход пошли не очень честные методы борьбы, вплоть до накрученной статистики в обращении к премьеру Кариньшу и скандалов с "радиоактивным пеплом"

РИГА, 2 июл –Sputnik, Юлия Грант. Объявленный Латвией курс на "зеленую" энергетику, целью которого в основном было снижение потребления российского природного газа, обернулся новой зависимостью - теперь от белорусской щепы, которая по цене "кладет на лопатки" латвийские древесные отходы. Громкие разоблачения "радиоактивного характера" этого топлива на деле прикрывают главное: желание местных лесопромышленников административно ограничить конкуренцию со стороны белорусов и всех остальных игроков, готовых снабжать латвийские когенерационные станции и теплоцентрали своим товаром.

До отопительного сезона 2017-2018 года все с латвийской щепой было хорошо: ее исправно закупали плодящиеся "зеленые" станции. Предпринятое Советом по конкуренции исследование 2019 года показывает, что в стране имеется около 60 крупных лесопилок, на продукцию которых в связи с развитием "зеленой" энергетики существовал стабильный спрос, превышавший предложение, практически во всех регионах, кроме Видземе и Латгалии.

Однако теплая и дождливая зима спутала все карты: лесозаготовители просто не могли проехать на деляны, в результате возник дефицит побочного продукта отрасли - щепы - а на деле представляющего собой все древесные отходы. Цены топлива начали расти: на 20, 45 и порой даже на 70%. И тогда нашлась белорусская выручалочка: в 2018 году импорт малоценного древесного топлива вырос в четыре раза.

Лесопромышленникам это не понравилось, и они попытались отыграть свои рынки. Тогда возник скандал с "радиоактивным пеплом" на "Ригас силтумс". Предполагая, что шум поднят неспроста, рижское предприятие теплоснабжения обзавелось воротами для дозиметрического контроля ввозимой щепы, заверив, что Чернобыля в своем хозяйстве не допустит.

Такой расклад не устроил лесопромышленников: они написали заявление в Совет по конкуренции, чтобы уличить своих покупателей во вредительстве. Изучив спрос и предложение, Совет в отчете, уже упоминавшемся выше, пришел к выводу: конкуренция в данном секторе существует, злого умысла в действиях участников нет.

Тем временем в 2019 году импорт щепы из Беларуси перевалил за 1,2 миллиона тонн, увеличившись еще на 50%, в сравнении с предыдущим годом. Муниципальные предприятия, экономя деньги граждан, увеличивали закупки ввозного топлива. На это лесопромышленники ответили челобитной на самый верх, премьеру Кришьянису Кариньшу.

"Цель закона "Об энергетике" - развивать использование местного возобновляемого топлива, а также способствовать энергетической независимости страны, - указали заявители. – И если рост числа станций на щепе отвечает этим целям, то ввоз щепы из Беларуси – отнюдь нет. Отсутствие поддержки местных производителей вредит экономике Латвии. И такой крупнейший покупатель щепы, как АО "Ригас силтумс", половина акций которого принадлежит государству, никоим образом не поддерживает местных производителей! В конкурсе 2018 года на поставку щепы "Ригас силтумс" победил коммерсант, торгующий только белорусским сырьем".

Такая беспринципность не по душе местным поставщикам. Тем более что за "Силтумсом" потянулись другие крупные производители теплоэнергии, закупая дешевую белорусскую щепу.

"Можно сделать вывод, что КОЗ, за счет которой оплачивается "зеленая" энергия, в случае производства на основе импортной щепы уходит мимо цели", - витийствуют лесопромышленники. Разумеется, они ссылаются на чернобыльский след в Беларуси, а заодно пеняют на концентрацию производства гранул, которое того и гляди монополизирует эстонская группа Graanul Invest.

"Мы платим налоги! У нас работают 327 человек!" - а из этого следуют меры, которые должно "целенаправленно и независимо от чрезвычайной ситуации в стране" принять правительство.

Лесопромышленники ни много ни мало требуют изменений в законе, согласно которым КОЗ должны получать только энергопроизводства на местной щепе. "Ригас силтумс" следует заставить закупать местное топливо и обязать поддерживать местных производителей.

Мало того, они протягивают руки к суверенной Беларуси, предлагая изучить ситуацию в ее лесном хозяйстве и "при необходимости" на уровне Евросоюза "способствовать его долговечности", ограничив импорт щепы из этой страны. А для начала запретить импорт из Беларуси хотя бы на время, пока не кончится эпидемия COVID-19.

Эта позитивная программа не стыкуется ни с принципами свободной конкуренции, ни с интересами конечных потребителей тепла, за счет которых предлагается поддерживать местных лесопромышленников, которые уже показали в сезон 2017-2018 года, как свято они чтят рынок, взвинтив цены на свой товар. Теперь они хотят это делать по закону.

Попутно используются методы совсем уж пиратские. Например, цифры в письме лесопромышленников Кариньшу отличаются от данных официальной статистики: в 2018 году импортировано из всех стран 757 тысяч кубометров щепы, а не 800 тысяч тонн только из Беларуси. Масса кубометра полусырых древесных отходов составляет не более 900 килограммов, значит, в тоннаже в Латвию было ввезено максимум 680 тысяч тонн. При этом экспорт такого сырья составил 1,8 миллиона кубометров, а потребление – почти 11 миллионов кубометров. Беларусь, таким образом, дает в энергобаланс древесного топлива менее 10%.

Но сам факт появления импортной "зеленой компоненты", конечно, обидный. Почему-то свободно-рыночная Латвия не может конкурировать с немножко командно-административной Беларусью без подлогов и попыток использовать собственных агентов влияния для того, чтобы устранить нежелательных соперников. Даже в отрасли, которая уже 20 лет считается однозначно "удавшейся" и конкурентоспособной – переработке леса.

42
Теги:
Латвия
Рыбоконсервный завод Kaija/Karavela

Лучше жить на пособие, чем сортировать рыбу за 680 евро: чем плох план спасения экономики

506
(обновлено 13:03 02.07.2020)
Безработным в Латвии выгоднее получать пособия, чем идти, например, на рыбную фабрику на зарплату в 680 евро на руки

РИГА, 2 июл — Sputnik. У безработных в Латвии нет мотивации искать работу, поскольку они получают государственные пособия, такое мнение в эфире телеканала RigaTV24 высказал совладелец рыбоперерабатывающего предприятия Karavela Андрис Бите.

Предприниматель отметил, что сейчас в Латвии насчитывается около 95 тысяч зарегистрированных официально безработных, при этом к нему на предприятие желающих устроиться почти нет. "У нас, например, постоянно имеются вакансии на производстве – и в Риге, и в Вентспилсе. За неделю к нам пришли всего два человека, из которых ни один в итоге не остался работать", – рассказал Бите.

Он считает, что в Латвии хотят жить как в Швеции, а работать – как в Африке.

"Это реальность. Пока у человека не будет мотивации идти и работать, пока ему проще будет получать пособие, он будет выбирать этот простой путь", – добавил Бите.

Ранее фабрика Karavela объявила кампанию под лозунгом "Не увольняй, а одолжи". В кризис фабрика предлагала компаниям, оказавшимся в простое, предоставить на время своих работников. Часовая ставка работника цеха составляет 6 евро до налогов. За 160 часов в месяц можно заработать 960 евро до уплаты налогов. Это около 680 евро "чистыми".

SIA "Karavela" — единственное латвийское предприятие, с которого Россельхознадзор разрешил возобновить поставки шпрот в Россию, запрет действовал с июня 2015 года из-за системных нарушений, выявленных ведомством в ходе инспекций, а также в связи с наличием в продукции канцерогенного вещества бензопирена.

506
Теги:
работа, Karavela, Латвия
По теме
Даже в кризис латвийцы не хотят работать в поле за 900 евро: фермеры боятся за урожай
Большая часть получателей пособия по простою на работу не вернется
Клубника сгниет в полях: латвийские фермеры не успели привлечь гастарбайтеров
За три месяца количество безработных в Латвии выросло на 22 тысячи
Мэр Вентспилса Айварс Лембергс

Лембергс: действия властей в отношении порта Вентспилс могут стоить уголовного дела

0
(обновлено 12:12 02.07.2020)
Действия властей Латвии в отношении Вентспилсского порта могут "потянуть" на уголовное дело, а слом налаженной схемы работы, когда порт перешел в управление новой госкомпании, может привести к потере клиентов, заявил экс-председатель правления порта Айварс Лембергс

Лембергс: действия властей в отношении Вентспилсского порта "тянут" на уголовное дело
Созданное правительством для перенятия управления Вентспилсским свободным портом предприятие Ventspils osta будет кредитоваться не в частных банках, а в Государственной кассе, решил кабмин. И в случае невыполнения кредитных обязательств имущество перейдет в руки Госкассы, которой портовая инфраструктура не нужна, поэтому дальнейший сценарий может предусматривать и продажу порта с молотка.

"Что касается Вентспилсского порта, то правящая коалиция ставила политическую задачу – расправиться с оппозицией в парламенте, которую я представляю в том числе, поскольку я руковожу политической партией, представленной в парламенте, - сказал мэр Вентспилса Лембергс в интервью Sputnik Латвия, комментируя ситуацию. - Чтобы расправиться с оппозицией, правящая коалиция "заказала" санкции у США в отношении государственной структуры – свободного порта Вентспилса, который по закону находится не только под юрисдикцией, но и под управлением кабмина. Конечно, то, что по просьбе правительства вводятся санкции со стороны США – это не только настораживает, но и дает красный сигнал коммерческим банкам о том, что давать кредиты экономической структуре, которую хочет уничтожить государство, нельзя. Банки так и поступили", - сказал Лембергс.

Он отметил, что в отсутствие кредитов порту, возможно, придется закладывать активы и есть риск, что он их потеряет.

"Тогда это вопрос – не уголовное ли это дело? Может быть, не сейчас, а спустя время, когда сменится правительство, этот вопрос поднимут", - уверен Лембергс.

Он добавил, что государственное управление портом, сохранится как минимум на ближайшие 2,5 года, и за это время можно растерять всех клиентов и весь бизнес. А чтобы вернуть клиентов, может потребоваться не один год, если вообще это будет возможно после слома налаженной схемы работы.

"Все течет, все изменяется, клиенты найдут другие порты и уже с Вентспилсом работать не будут. Я думаю, этот процесс необратим – в том смысле, что возвратиться к тому, как было, уже невозможно", - заключил Лембергс.

0
Теги:
грузоперевозки, транзит, Вентспилсский порт, Айварс Лембергс, Латвия
По теме
"Обещали своим спонсорам": насколько реальна приватизация Вентспилсского порта
С Вентспилсского порта сняли санкции
"Может начаться паника": Вентспилсский порт стал ужасом для предпринимателей
Нефть для Беларуси не спасла бы Вентспилсский порт: грузооборот упал на 43%