Инчукалнское газохранилище

В Latvijas gāze оценили риски газового коллапса в Латвии этой зимой

582
(обновлено 16:40 27.12.2018)
Latvijas gāze закачала в Инчукалнс столько газа, сколько было продано в прошлом году, если этого не хватит, компания ответственности не несет - теперь в Латвии свободный рынок

РИГА, 27 дек — Sputnik. Инчукалнское подземное хранилище газа (ПХГ) второй год стоит полупустым. В прошлом году в морозы в течение двух дней давления в ПХГ не хватало, чтобы покрыть все потребности в газе, в случае продолжительных морозов этой зимой не исключено повторение этой ситуации, заявил председатель правления компании Latvijas gāze Айгарс Калвитис в программе Латвийского радио 4 "Домская площадь".

"Раньше система газоснабжения была построена так, чтобы обеспечить энергетическую безопасность. Каждое лето мы закачивали полное подземное хранилище и зимой пользовались этим газом. Сейчас хранилище функционирует по решению правительства, на рыночных условиях. А рыночные условия означают для торговцев газом зависимость от колебаний цен. И, конечно, Инчукалнс второй сезон – полупустой, потому что хранить газ очень дорого и никто не хочет брать на себя экономические риски", - заявил Калвитис.

Именно поэтому в прошлом году, когда в марте в течение двух недель в Латвии стояли морозы с температурой около минус 20 градусов, сложилась рискованная ситуация: в течение двух дней Инчукалнс не мог выдать необходимые для потребления объемы газа, потому что было недостаточно давления, пояснил председатель правления компании Latvijas gāze.

"Слава богу, таких было только два дня, и мы их пережили, а жители даже ничего не почувствовали", - добавил он.

В этом году в конце осени и в декабре стояла теплая погода, но если в январе, феврале и марте температура воздуха упадет до минус 10-20 градусов, Калнитис не берется прогнозировать, что будет, потому что газа в Инчукалнсе мало – всего 55-60% от мощности ПХГ.

Он отметил, что компания Latvijas gāze – единственный большой клиент Инчукалнского ПХГ - закачала столько газа, сколько было продано (вероятно, в прошлом году – ред.).

"Но если потребуются дополнительные объемы газа – из-за очень холодной погоды, то надо будет как-то эту проблему решать, - сказал Калвитис, не пояснив, что в этой ситуации можно предпринять. - Мы (Latvijas gāze – ред.) уже не ответственные за энергобезопасность страны.

Касаясь вопроса об открытии латвийского рынка газа, Калнитис заявил, что сейчас в регионе Балтики есть пять компаний, у которых есть прямые контракты на поставки с российским "Газпромом", они и продают газ на этом рынке, все остальные 30 с лишним зарегистрировавшихся как торговцы газом компаний работают в качестве перекупщиков.

"Таким образом рынок работает, пять основных компаний, которые покупают газ напрямую, они так и остались", - заключил Калвитис.

Ранее Sputnik Латвия сообщал, что техническая схема газоснабжения Латвии такова, что в зимний период из-за недостаточной мощности трубопроводов для прокачки топлива с востока на запад питать потребителей можно только из подземного газового хранилища. Оно же выполняет функцию компрессорной станции для всей системы труб Северо-Запада вплоть до Литвы. Таким образом, если иссякнет запас в Инчукалнсе, давление в системе упадет до уровня, при котором поступление газа потребителям будет невозможным.

До открытия газового рынка Латвии хранилище ежегодно заполнял бывший монополист Latvijas gāze. Газа закачивалось столько, чтобы зимой потребители получали его под неизменным давлением. После открытия рынка закачивать газ в хранилище должны сами торговцы. Учитывая, что за хранение надо платить, интерес со стороны торговцев к этому невысокий.

Чтобы обеспечить достаточный для создания давления объем газа, Conexus проводит аукционы по продаже права на хранение определенного объема голубого топлива. Но учитывая, что его владелец какое-то время не сможет воспользоваться закачанным в Инчукалнс газом, оператору приходится предоставлять торговцам доступ к хранилищу по более низкой цене – иначе у продавцов нет стимула закачивать туда свой газ. Разницу в ценах вынуждены компенсировать все потребители газа — Conexus заложил ее в общий тариф.

Однако регулятор не согласился с такими расчетами. Комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ) указала, что, согласно исследованию Еврокомиссии, в хранилище на начало сезона должно быть примерно 700 миллионов кубометров газа. Фактически же в 2017 году, на момент окончания сезона закачки, в нем было 1,5 миллиарда кубометров.

В свою очередь, в Conexus Baltic Grid указывают, что на момент объявления аукциона не было единых правил о том, какой объем необходимо закачать.

Разногласия по поводу необходимого для стабильной работы ПХГ объема газа и правомерности включения в тариф расходов на стимулирование закачки Conexus Baltic Grid и КРОУ до сих пор выясняют в суде.

582
Теги:
Инчукалнское газохранилище, газ, Айгарс Калвитис, Latvijas Gāze, Латвия
Тема:
На голубом газу (300)
По теме
В Литве объяснили, почему газовый рынок Балтии создается без нее
Бухгалтерский итог русофобии: газ в Литве впятеро дороже, чем в Калининграде
Латвия закачала в ПХГ газа даже меньше, чем в прошлом году
Оператор ГТС Латвии решает, с кого брать деньги за хранение газа
И это только начало: объем откачки газа из Инчукалнса вырос в три раза
Рижский порт

Грузооборот Рижского порта упал на 15%: российского угля нет, несмотря на рост цен

301
(обновлено 17:26 12.04.2021)
Больше всего в Рижском порту в январе - марте сократилась перевалка угля – на 83,3%, до 171,8 тысячи тонн

РИГА, 12 апр — Sputnik. Грузооборот Рижского порта в январе - марте текущего года сократился на 15,3%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 5,393 миллиона тонн, сообщается на сайте порта.

Перевалка насыпных грузов сократилась на 18,5% - до 3,026 миллиона тонн. Больше всего упал оборот угля – на 83,3%, до 171,8 тысячи тонн, хотя поставки российского топлива в направлении портов Северо-Запада в последнее время выросли из-за увеличения цен. При этом выросла перевалка зерна и зернопродуктов – на 42,6%, до 832,7 тысячи тонн, древесных пеллет – на 9,3%, до 588,7 тысячи тонн. Древесной щепы обработано на 36,6% меньше, чем в первые три месяца прошлого года, – 236,1 тысячи тонн. Перевалка химических грузов сократилась на 10,7% – до 338,7 тысячи тонн.

Генеральных грузов перевалено на 9,7% меньше, чем в январе – марте 2020 года, – 1,721 миллиона тонн. Из них 1,013 миллиона тонн составили грузы в контейнерах, что на 8,2% меньше, чем в прошлом году. Лесоматериалов перевалено 577 тысяч тонн, что на 7,9% больше, чем за три месяца 2020 года.

Спад в перевалке наливных грузов в Рижском порту составил 13,3%, обработано 621,5 тысячи тонн нефтепродуктов, сжиженного газа и других наливных грузов.

Ранее председатель правления порта Виестурс Зепс рассказал, что порт ведет подготовительную работу, чтобы в будущем привлечь другие грузы вместо российских, а также инвесторов. Управление определило ряд приоритетных мер. "Во-первых, что касается нашего собственного "домашнего задания", мы готовим фундамент для цифровой трансформации, упорядочиваем системы, работаем с таможней и другими вовлеченными структурами, чтобы поток грузов можно было организовать в электронной форме. То есть, чтобы информационные системы были взаимосвязаны и в каждой точке остановки груза не требовались бумажные документы, на которых надо поставить подпись и так далее.

Следующий шаг – это прогнозирование: например, насколько каждый терминал, способен в конкретный момент времени принять груз, чтобы фуры не стояли в очереди и не создавали в городе пробки. Это позволит перевозчикам следить за трафиком и не ехать в порт в загруженный период, чтобы не стоять в очереди на 100 машин. Такой подход способствует созданию более современной и ориентированной на клиента экосистемы порта", – сказал Зепс.

Он отметил, порт контактирует со стивидорами, анализирует их действия и потребности, а также прогнозы, формируя бюджет на год. По его словам, есть те, кто видит новые ниши, смогли привлечь новые грузы и включиться в цепи поставок, а есть и те, у кого трансформация идет медленно. "Мы, несомненно, хотели бы, чтобы это произошло быстрее, но надо понимать, что это достаточно тяжелый и глобальный бизнес, и в один день грузы угля не заменить на контейнеры", – сказал Зепс.

301
Теги:
грузоперевозки, Рижский порт, Латвия
По теме
Рижский порт сделал все, чтобы очередей из грузов не было
Грузооборот Рижского порта упал еще на 15%: от обвала спасли зерно и лес
Рижский порт в отсутствие российского угля приготовил "подушку безопасности"
Может ли россиянин управлять Рижским портом: министр о переделе сфер влияния
Международная выставка транспортно-логистических услуг «ТрансРоссия»

TransRussia без Рижского порта: стратегией транзита в Латвии больше никто не занимается

670
(обновлено 13:43 12.04.2021)
Сегодня, 12 апреля, делегация латвийского транзитного бизнеса во главе с Минсообщения вновь презентует свои предложения на выставке TransRussia в московском "Крокус Экспо"

РИГА, 12 апр — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Пандемия заметно уменьшила число участников выставки: после двухлетнего перерыва делегация состоит из 11 компаний, в том числе 6 частных - это минимум вдвое меньше, чем ранее. На выставке впервые не представлен Рижский свободный порт, который до этого был основным спонсором латвийского стенда наравне с Латвийской железной дорогой.

Подготовка к форуму началась в разгар ковидных ограничений, когда еще было непонятно, как энтузиастов латвийского транзита пропустят через границу. Однако буквально за пару недель до даты открытия выставки возобновилось авиасообщение Риги с Москвой, и, пройдя необходимое тестирование на коронавирус, небольшая делегация отправилась напоминать многочисленным клиентам в России и СНГ о том, что географическое положение Латвии не изменилось и она по-прежнему обеспечивает выход к Балтике через железную дорогу колеи 1520, обработку и хранение грузов в портах и на таможенных складах, брокерские услуги (в том числе и в Великобританию, которая вышла из таможенного пространства ЕС).

"Особенностью нынешней выставки наверняка будет изменение транспортных потоков с переносом центра внимания на сухопутный маршрут по железной дороге из Китая. Если ранее он считался быстрой, но более дорогой альтернативой морскому фрахту, то сегодня ситуация в корне изменилась: 40-футовый контейнер от Шанхая до Риги морем стоит не менее 11 тысяч долларов и идет 45 дней, тогда как по железной дороге его доставка обойдется в 7 тысяч долларов, а времени уйдет втрое меньше - 14 дней", - сообщил менеджер проектов A&A Logistic Дмитрий Трунов.

Причина резкого подорожания морского фрахта – в отсутствии порожних контейнеров на китайской стороне, пояснил эксперт. Контейнеры, отправленные с товарами в Китай, не получили обратной загрузки и пылятся по другую сторону Тихого океана. Что тому причиной: спад потребления в результате магазинных локаутов или торговые войны США и Китая, сказать трудно, однако впервые с момента запуска экспресс-поездов из Китая в Европу этот маршрут стал опцией не только для дорогостоящих грузов, но и для всех остальных. Надо заметить, что в абсолютных величинах цены стандартной доставки подпрыгнули минимум вдвое, что не замедлит сказаться на ценах для потребителей.

Латвия как транзитный центр привлекательна тем, что хранение товаров на таможенных складах здесь обходится в 2-3 раза дешевле, чем в Московском регионе, а подборку ассортимента можно заказать даже для конкретного покупателя, а не для промежуточного склада. Как страна с большой долей русскоязычного населения, Латвия также успешно работает как дистрибьюторский центр для товаров, произведенных в России и СНГ, обеспечивая растаможку для европейского рынка с 500 миллионами потребителей и развоз заказанных партий "от двери до двери" и по круговым маршрутам, что заметно снижает себестоимость услуги для заказчика. Прогнозируется, что специализированные фирмы с 1 июля возьмут на себя часть посылочного бизнеса и обеспечения интернет-торговли: согласно регуле ЕС, с этого времени все отправления из третьих стран в ЕС будут облагаться таможенными налогами и пошлинами.

Транзит до сих пор обеспечивал Латвии от 10 до 20% ВВП и базировался на умениях и профессионализме тысяч транспортников. И несмотря на то, что поездку на TransRussia 2021 инициировало Минсообщения, недавнее заявление премьер-министра Кришьяниса Кариньша: "Транзит нам не нужен" в очередной раз показало специалистам: стратегией в развитии транзитного бизнеса больше никто не занимается. Поэтому и Рижский свободный порт вместо процветающей организации стал ареной склок, теряя оборот и привлекательность. Его гордость – автоматизированный комплекс перевалки минеральных удобрений Riga Fertilizer Terminal, где на обработку одного железнодорожного вагона уходит 1,5 минуты, - скоро покинет Рижскую гавань и перебазируется в Россию.

670
Теги:
выставка TransRussia, грузоперевозки, транзит, Россия
По теме
"Не говорите глупостей": экс-министр напомнил правительству о важности транзита
Транзит через РФ стоит денег: почему терминал в Вентспилсе неинтересен Казахстану
Угля из РФ уже никогда не будет: Линкайтс рассказал, за какие грузы теперь борется Латвия
Что будет с транзитом грузов через Латвию, станет ясно через полгода
Марко Михкельсон

Дурман и "противосила". Как эстонский политик собрался сдерживать РФ

0
(обновлено 19:07 12.04.2021)
Заставить Россию "заниматься своими делами" вознамерился эстонский парламентарий Марко Михкельсон - повсюду видит он происки коварной Москвы

Крайне интересно узнать, что втайне от общественности попивает и покуривает на террасе своего дома глава комитета парламента Эстонии по иностранным делам Марко Михкельсон, отмечает автор радио Sputnik Николай Николаев. Потому как складывается впечатление, что упомянутый господин достиг такой раскрепощенности сознания, которой в обычных условиях добиться трудно.

Повсюду видит он происки коварной России ‒ куда ни глянет, там и увидит. И потом противостоит ‒ твердо и решительно. Натягивает на себя военный мундир с эполетами, завалявшийся после празднования Нового года, позванивая шпорами, идет к обеденному столу. А там расстелена большая карта Эстонии и прилегающих к ней территорий.

Упирается Михкельсон рукою в бок, а затем после короткого раздумья достает из картонной коробки оловянных солдатиков и выстраивает их красивыми рядами вдоль границы с Россией. "Сегодня воюем с русскими!" – произносит он громко и раскатисто, затем слегка икает и отстраняется от стола, чтобы оглядеть картину грядущей баталии целиком.

Переходит на другую сторону стола, чтобы солдаты видели его пылающее вдохновением лицо, и произносит речь о том, что, мол, вперед, друзья. На врага! Ура! И все тонет в облаке дыма, в котором ему мерещатся новые сражения, и он на белом коне на поле брани...

Подобные мысли вызывает недавнее выступление господина Марко Михкельсона в программе "Субъективно с Яникой Мерило". Там он заявил, что у Эстонии есть возможность противостоять России в военном плане, главное – построить некую "противосилу". Что это за "противосила" такая, он, конечно, умолчал, вероятно, это какое-то секретное эстонское оружие на велосипедной тяге.

Затем парламентарий многозначительно подмигнул журналистке, а она подмигнула ему в ответ: мол, понимаю тебя и одобряю, мой герой! И тогда, разгоряченный этими действиями представительницы прекрасного пола, наш храбрый Марко добавил, что надо поработать на международном уровне, чтобы эта Россия "занималась своими делами". И, как говорится, бог и НАТО нам в помощь! И еще добавил какое-то количество воинственных слов для поддержания произведенного эффекта.

Ну, что тут сказать, что возразить эстонскому герою, как достучаться до его затуманенного разума? А может, не стоит тратить на него силы? Узнать почтовый адрес домовладения сего политика и послать ему бандерольку с книжкой басен Крылова, в которой закладкой выделить одну: "Слон и Моська".

0
Теги:
политики, Россия, Эстония