Управление Рижского порта и Башня управления движения судов

Министры спешат назначить на "теплые местечки" в правлении портов "своих"

411
(обновлено 09:53 17.02.2019)
Правление портов формируется, как лавина, и когда возникают убытки, каждая снежинка чувствует себя комфортно и вроде как ни в чем не виновата, отмечает эксперт Андрис Графс

РИГА, 17 фев — Sputnik. Новое правительство обязалось реформировать управление крупными портами в соответствии с принципами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Одновременно министры спешат воспользоваться старой практикой и назначить на хорошо оплачиваемые посты в правлении портов "своих людей", сообщает skaties.lv.

В правление больших портов Латвии входят представители от министерств финансов, экономики, транспорта, а также охраны окружающей среды и регионального развития. Исторически сложилось так, что при смене правительства новый министр назначает нового представителя в правлении порта, так сказать, из своих.

Этот порядок подвергался ожесточенной критике каждый раз, когда это происходило. Были случаи, когда министры в правление назначали профессионалов отрасли, но чаще туда попадали просто члены партии, работники бюро министра или другие приближенные персоны.

Новый министр транспорта Талис Линкайтс (Новая консервативная партия) твердо намерен реформировать управление портами в соответствии со стандартами ОЭСР, поэтому утверждает, что эта положит конец этой практике.

Сам Линкайтс в правление портов собирается выдвинуть чиновников министерства транспорта. А вот, например, новый министр охраны среды и регионального развития Юрис Пуце ("Для развития/За!") видит на этом месте своего однопартийца Виестурса Зепса и главу своего бюро, члена правления баскетбольного клуба VEF Rīga Лайлу Спалиню.

На вопрос о том, насколько Спалиня компетентна в вопросах работы портов, Пуце ответил: "Она была также советницей министра и советницей председателя Рижской думы. То, что в перерывах она также работала с баскетбольным клубом, только расширяет ее кругозор".

Министр финансов Янис Рейрс ("Новое Единство") собирается назначит в правление Вентспилсского порта члена партии, депутата местного самоуправления Гиртса Валдиса Кристовскиса. Рейрс не видит противоречий между стандартами ОЭСР и выдвижением члена партии на хорошо оплачиваемое место.

"Здесь речь идет не о выдвижении на хорошо или плохо оплачиваемую работу. Это шаг, который позволяет получить по возможности наиболее объективную информацию и обеспечить проведение по возможности более объективной реформы портов", - говорит Рейрс.

Новый министр экономики Ралфс Немиро (KPV LV) для работы в правлении порта выбрал Рудолфса Неретса и бывшего коллегу, адвоката Павла Ребенока. Немиро подчеркивает, что не хотел следовать сложившейся практике с членами партии в правлении портов, поэтому выдвинул двух человек, которые оба получили образование, связанное с мореплаванием.

"Именно по причине этого образования я выдвинул этих людей. Ребенок ранее также работал в свободном порте, у него есть хороший опыт в этих вопросах", - считает Немиро.

Министр транспорта предпочитает не критиковать коллег, которые выдвинули в правление портов однопартийцев, но отметил, что правление порта меняется.

"Люди, которых выдвинули сейчас, будут там временно. Когда у нас будет четкая модель управления, все члены правления будут избраны на основе конкурса", - указал Линкайтс.

Более жестко оценивает эту ситуацию эксперт по корпоративному управлению Андрис Графс. Он подчеркнул, что нынешний закон не дает попасть в правление портов профессионалам. Эта ситуация показывает то, как в правительстве понимают принципы ОЭСР, и в конце концов здесь весь вопрос в ответственности.

"В случае с Рижским портом — дело буксиров принесло убытки в размере 1,35 миллионов евро. Никто не был призван к ответственности. Управление портами формируется, как огромная лавина, где каждая снежинка чувствует себя комфортно и ни в чем не виновата. Этот вопрос ответственности очень важен", - подчеркнул Графс.

Новый министр транспорта собирается ввести новую модель управления портами уже в этом году. Предполагается сократить зарплату членов правления, которая сейчас, например, в Рижском свободном порту составляет в среднем 3800 евро в месяц.

Дотации урезать, транзит под контроль: Минсообщения Латвии берется за дело>>

411
Теги:
Талис Линкайтс, Лиепайский порт, Вентспилсский порт, Лиепая, Вентспилс, Рижский порт, порт, Рига

Минимальная зарплата в странах ЕС в 2021 году

2184
(обновлено 14:21 26.02.2021)
Минимальную зарплату в Латвии в этом году повысили до 500 евро, но она по-прежнему остается одной из самых низких в Евросоюзе; правда, в некоторых странах ЕС порога для минималки нет вовсе
© Sputnik

Самый высокий порог минимальной зарплаты среди стран ЕС в Люксембурге - это внушительные 2202 евро. В Латвии в четыре раза меньше - 500 евро.

Но есть страны, где минималка еще меньше - это Болгария (332 евро), Венгрия (442 евро) и Румыния (458 евро).

В Эстонии и Литве этот порог выше, чем в Латвии, - 584 евро и 642 евро соответственно.

В целом в странах Восточной Европы минимальная зарплата не превышает 700 евро.

Интересен и другой показатель - сколько минимальная зарплата составляет от медианной. Здесь Латвия тоже в конце списка -минималка составляет менее половины медианной зарплаты. А вот во Франции - 62%.

При этом в шести странах вообще нет минимального порога зарплат.

Подробнее в инфографике.

Минималка о двух концах: ее повысили, но она безобразно мала>>

2184
По теме
В Латвии пятая часть населения подвержена риску бедности
Накинуть пару евро - это не борьба с бедностью: омбудсмен подсказал кабмину, с чего начать
Оценили доверие людей в 40 евро: Митрофанов о зарплате депутатов Риги
У бедности в Латвии женское лицо - о чем говорят цифры
Банковская карта на клавиатуре

ЕС покушается на интернет-торговлю: 7 млрд евро "состригут" с потребителей

3078
(обновлено 10:31 26.02.2021)
Рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" уже превратился в издевку, а с 1 июля этого года ситуация с интернет-покупками еще больше усложнится: в ЕС облагаться НДС будут все посылки

РИГА, 26 фев — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Евросоюз решил положить конец налоговой вольнице в интернет-торговле: с 1 января 2021 года налог на добавленную стоимость (НДС) применяется для коммерческих отправлений из третьих стран, начиная с суммы 22 евро, а с 1 июля все отправления будут тотально облагаться налогом на добавленную стоимость. Таким образом Еврокомиссия рассчитывает получить дополнительно 7 миллиардов евро, но как с новыми правилами будут справляться почтовые службы, перевозчики, а самое главное – крупные платформы интернет-торговли, остается неясным. Эксперты предсказывают посылочный коллапс.

В данный момент латвийская таможенная система обрабатывает 1,5 миллиона деклараций в год. Латвийская почта в 2020 году провезла 10 миллионов посылок, посылочная система Omniva (родом из Эстонии) - 3 миллиона, не считая мелких игроков типа DPD, у которых тоже появились свои пакоматы. Таким образом, можно прогнозировать добавление минимум 13 миллионов деклараций к таможенной системе, которая уже с января начала заметно тормозить. На реконструкцию "электронных мозгов" таможни правительство Латвии выделило 1,2 миллиона евро. Деньги освоили, а проблему не решили. Азбука управления подсказывает, что нарастить объемы любого товарного потока в 10 раз за один год нереально.

Логично было Еврокомиссии, заставляя страны-участницы облагать налогами интернет-торговлю, предложить какое-то единое решение и единую программную оболочку? Не тут-то было. До сих пор таможенные системы стран действуют автономно. Брокеру из Латвии нужно потратить год-полтора, чтобы "прописаться" в Литве или в Польше. Сейчас возник спрос на "прописку" в Великобритании. Запросы на брокерскую помощь сыплются каждый день, потому что британцы буквально зашиваются с оформлением импорта в ЕС.

С импортом в Соединенное Королевство проще: ввозишь товар по декларации – и в течение полугода должен заплатить налог. Налоговая администрация одна, контролировать достаточно просто. А в Евросоюзе налоговых администраций 27, и бюджетов 27, каждый хочет получить свое. Если НДС будет уплачиваться при ввозе товара в одну из стран, а затем товар будет свободно циркулировать внутри ЕС, поток устремится в страны с меньшей ставкой налога. Перекос возникнет объективно, а потом к этому могут примешаться субъективные факторы, как в "алкогольной войне" между Латвией и Эстонией.

Евросоюз предлагает крупным платформам интернет-торговли (Amazon, Aliexpress, Ebay) зарегистрироваться в европейской таможенной системе OSS, чтобы при оформлении покупки автоматически вычислялись налоги и пошлины страны, где живет конечный покупатель, а налоговые службы получали бы свой гонорар ежемесячно и централизованно путем автоматического перерасчета. Но пока инструментов для принуждения китайских игроков не придумано, а значит, они всеми силами будут пытаться избежать лишних хлопот для себя.

Ударит это в конце концов по покупателям. Уже сейчас рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" превратился в издевку, по крайней мере в Латвии. Если ты заказал несколько вещей через интернет через пакомат, возвращать их придется на латвийской почте. А значит, при существующих ограничениях выстоять в очереди на улице не менее двух часов, да еще и заплатить за обратную пересылку товара, который "легко вернуть", несколько десятков евро.

"С европейскими поставщиками возврат еще проходит более или менее гладко, а вот случаи возврата товара в Китай, когда возвращенные вещи ушли, а денег за них покупатель не получил, фиксируются все чаще, - говорит эксперт в области логистики Дмитрий Трунов. – Индивидуальный потребитель вряд ли сможет постоять за себя в подобном конфликте, а все системы защиты его прав на государственном уровне "по удаленке" не работают".

"Люди привыкли к сервису, и никто не захочет заполнять декларации в индивидуальном порядке при получении посылок, которые с 1 июля будут тотально облагаться налогами. Логично было бы предложить потребителю делать покупки так же, как раньше, "одним кликом", добавив НДС и необходимые пошлины в цену при оплате через интернет, – считает Трунов. – Однако интернет-платформы пока не хотят брать эти хлопоты на себя. Каждая из них стремится решать проблему по-своему. Например, обсуждается возможность переложить взыскание платы за пересылку и налогов с получателя на перевозчиков. Но если западный потребитель и согласится доплатить 10, 15, 20 евро при получении товара, то в Восточной Европе пойдет вал отказов".

"Единого решения для всех стран нет, поэтому не исключено, что Еврокомиссия начнет давить на интернет-торговцев, чтобы они подключались к OSS в обязательном порядке и взяли взыскание налогов с потребителей на себя. Но для этого нужно законодательное решение Европарламента, а мы видим, с какой задержкой евробюрократы продвигают решения", – заключает эксперт.

3078
По теме
Посылки из Англии: как не сломать голову, получая подарки от родных и близких
В Латвии меняется порядок получения посылок из третьих стран
Как будет жить Латвия после выхода Великобритании из ЕС: основные минусы
После Brexit: плата за посылки и заморочки от Latvijas Pasts
Горение сухой травы

В Айнажи произошел первый пожар из-за старника в этом году

17
(обновлено 10:31 28.02.2021)
Возгорание произошло на территории в 30 квадратных метров, на данный момент пожар потушен, никто не пострадал

РИГА, 28 фев — Sputnik. В субботу, 27 февраля, был зарегистрирован первый в этом году пожар из-за сжигания прошлогодней травы, пишет jauns.lv со ссылкой на Государственную пожарно-спасательную службу.

Возгорание произошло в Айнажи, старник горел на площади около 30 квадратных метров.

Всего за сутки произошло 17 пожаров. На пульт дежурного поступило 44 вызова, 20 из них на спасательные работы, еще 7 оказались ложными.

Напомним, в 2020 году первый пожар из-за возгорания старника произошел в январе. Причиной, как считают специалисты, стала аномально теплая зима. Тогда средняя температура воздуха в январе 2020 года примерно на один градус была выше рекордно теплой зимы 1989 года, когда синоптики фиксировали +1,8 градуса.

Напоминаем, что пожар старника невозможно контролировать, он убивает насекомых и уничтожает птичьи гнезда, а также привычные места гнездовий. Вопреки распространенным мифам, он не улучшает плодородность почвы и не помогает бороться с клещами.

17
Теги:
Латвия, Айнажи, ГПСС, пожарные
По теме
Виноваты фейерверки: крупный пожар произошел в Старой Риге
Пожар в магазине Depo в Резекне тушили неделю
Пожар в Северном районе Риги: погиб один человек