Порт в Риге

Линкайтс обратил внимание на переплаты руководству латвийских портов

119
(обновлено 16:47 18.02.2019)
Министр Талис Линкайтс настаивает на том, что роль государства должна быть усилена в управлении латвийскими портами

РИГА, 18 фев — Sputnik. Новый министр транспорта Латвии Талис Линкайтс настаивает на изменении принципов работы портов, по его словам, после пары лет "борьбы внутри и снаружи коалиции" изменится и организационно-правовая форма, и порядок отчета и надзора, передает BNN.

По словам Линкайтса, существующая с начала 90-х система работы портов практически не имеет аналогов в Европе. Организационно-правовая форма латвийских портов называется "производное публичное лицо". Когда ее вводили, ссылались на опыт Роттердамского порта, но и этот порт, и многие другие в ЕС теперь являются публичными хозяйственными обществами, подчеркнул министр.

Линкайтс считает, что сложившаяся схема управления латвийскими портами не отвечает интересам государства и бизнеса.

"Ответственности либо нет, либо она очень мала и перекладывается на управляющего свободным портом, а правление, которое принимает самые важные стратегические решения, в принципе вообще ни за что не отвечает. Получается ситуация: отсутствующая ответственность правления", — пояснил министр.

В свою очередь Минсообщения в текущих условиях минимально может повлиять на работу портов – отменить противоправные решения или неработающие решение, этим функционал и ограничивается.

По его мнению, настало время менять организационно-правовую форму портов – преобразовать их в государственные хозяйственные общества. Тогда в законе будет четко указано, что правление предприятия отвечает за свое имущество, за все принятые решения и за свои действия, и бездействие, сказал министр.

"Если посмотрим на стратегическую инфраструктуру, то и аэропорт, и железная дорога, и высоковольтные линии, и оптические кабели, леса, дороги — все это государственные хозяйственные общества, которые работают по общепринятой форме, и нет никаких проблем с этой ОПФ", — сказал Линкайтс.

В настоящее время государство делит управление крупными портами с соответствующими самоуправлениями. В правления Рижского и Вентспилсского свободного портов входят четыре представителя самоуправлений и четыре представителя экономики, финансов, сообщения и охраны окружающей среды и регионального развития. В правление Лиепайской Свободной экономической зоны, к которой относится и порт, входят три представителя министерств, три представителя самоуправления и трое рекомендованных городской думой местных коммерсантов.

Такая система, по словам Линкайтса, позволяет самоуправлениям играть решающую роль при принятии решений. Или же создается патовая ситуация, когда решения не удается согласовать вовсе. Поэтому он рассчитывает усилить роль государства в управлении портами.

"Раздутые" зарплаты

Линкайтс также намерен привести зарплату руководства портов к уровню ленов совета государственного хозяйственного общества. Сегодня, по его словам, расходы портов на выплаты руководству "раздуты".

"Мы видим, что много людей, которые в свободном порту получают вторую зарплату, хотя на заседания собираются в лучшем случае раз в месяц. Это надо менять", — сказал Линкайтс.

По его словам, Минсообщения в течение полугода разработает предложения по вопросу усиления ответственности в портах и порядку надзора с учетом руководящих принципов управления ОЭСР. Предложения будут поданы в кабмин, чтобы добиться поправок к положению о свободных портах.

119
Теги:
порт, Талис Линкайтс, Латвия
По теме
Будущий министр сообщения хочет национализировать порты Латвии
Латвийские стивидоры: мы не можем оторваться от России и уплыть
Дотации урезать, транзит под контроль: Минсообщения Латвии берется за дело

Минимальная зарплата в странах ЕС в 2021 году

2226
(обновлено 14:21 26.02.2021)
Минимальную зарплату в Латвии в этом году повысили до 500 евро, но она по-прежнему остается одной из самых низких в Евросоюзе; правда, в некоторых странах ЕС порога для минималки нет вовсе
© Sputnik

Самый высокий порог минимальной зарплаты среди стран ЕС в Люксембурге - это внушительные 2202 евро. В Латвии в четыре раза меньше - 500 евро.

Но есть страны, где минималка еще меньше - это Болгария (332 евро), Венгрия (442 евро) и Румыния (458 евро).

В Эстонии и Литве этот порог выше, чем в Латвии, - 584 евро и 642 евро соответственно.

В целом в странах Восточной Европы минимальная зарплата не превышает 700 евро.

Интересен и другой показатель - сколько минимальная зарплата составляет от медианной. Здесь Латвия тоже в конце списка -минималка составляет менее половины медианной зарплаты. А вот во Франции - 62%.

При этом в шести странах вообще нет минимального порога зарплат.

Подробнее в инфографике.

Минималка о двух концах: ее повысили, но она безобразно мала>>

2226
По теме
В Латвии пятая часть населения подвержена риску бедности
Накинуть пару евро - это не борьба с бедностью: омбудсмен подсказал кабмину, с чего начать
Оценили доверие людей в 40 евро: Митрофанов о зарплате депутатов Риги
У бедности в Латвии женское лицо - о чем говорят цифры
Банковская карта на клавиатуре

ЕС покушается на интернет-торговлю: 7 млрд евро "состригут" с потребителей

3078
(обновлено 10:31 26.02.2021)
Рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" уже превратился в издевку, а с 1 июля этого года ситуация с интернет-покупками еще больше усложнится: в ЕС облагаться НДС будут все посылки

РИГА, 26 фев — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Евросоюз решил положить конец налоговой вольнице в интернет-торговле: с 1 января 2021 года налог на добавленную стоимость (НДС) применяется для коммерческих отправлений из третьих стран, начиная с суммы 22 евро, а с 1 июля все отправления будут тотально облагаться налогом на добавленную стоимость. Таким образом Еврокомиссия рассчитывает получить дополнительно 7 миллиардов евро, но как с новыми правилами будут справляться почтовые службы, перевозчики, а самое главное – крупные платформы интернет-торговли, остается неясным. Эксперты предсказывают посылочный коллапс.

В данный момент латвийская таможенная система обрабатывает 1,5 миллиона деклараций в год. Латвийская почта в 2020 году провезла 10 миллионов посылок, посылочная система Omniva (родом из Эстонии) - 3 миллиона, не считая мелких игроков типа DPD, у которых тоже появились свои пакоматы. Таким образом, можно прогнозировать добавление минимум 13 миллионов деклараций к таможенной системе, которая уже с января начала заметно тормозить. На реконструкцию "электронных мозгов" таможни правительство Латвии выделило 1,2 миллиона евро. Деньги освоили, а проблему не решили. Азбука управления подсказывает, что нарастить объемы любого товарного потока в 10 раз за один год нереально.

Логично было Еврокомиссии, заставляя страны-участницы облагать налогами интернет-торговлю, предложить какое-то единое решение и единую программную оболочку? Не тут-то было. До сих пор таможенные системы стран действуют автономно. Брокеру из Латвии нужно потратить год-полтора, чтобы "прописаться" в Литве или в Польше. Сейчас возник спрос на "прописку" в Великобритании. Запросы на брокерскую помощь сыплются каждый день, потому что британцы буквально зашиваются с оформлением импорта в ЕС.

С импортом в Соединенное Королевство проще: ввозишь товар по декларации – и в течение полугода должен заплатить налог. Налоговая администрация одна, контролировать достаточно просто. А в Евросоюзе налоговых администраций 27, и бюджетов 27, каждый хочет получить свое. Если НДС будет уплачиваться при ввозе товара в одну из стран, а затем товар будет свободно циркулировать внутри ЕС, поток устремится в страны с меньшей ставкой налога. Перекос возникнет объективно, а потом к этому могут примешаться субъективные факторы, как в "алкогольной войне" между Латвией и Эстонией.

Евросоюз предлагает крупным платформам интернет-торговли (Amazon, Aliexpress, Ebay) зарегистрироваться в европейской таможенной системе OSS, чтобы при оформлении покупки автоматически вычислялись налоги и пошлины страны, где живет конечный покупатель, а налоговые службы получали бы свой гонорар ежемесячно и централизованно путем автоматического перерасчета. Но пока инструментов для принуждения китайских игроков не придумано, а значит, они всеми силами будут пытаться избежать лишних хлопот для себя.

Ударит это в конце концов по покупателям. Уже сейчас рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" превратился в издевку, по крайней мере в Латвии. Если ты заказал несколько вещей через интернет через пакомат, возвращать их придется на латвийской почте. А значит, при существующих ограничениях выстоять в очереди на улице не менее двух часов, да еще и заплатить за обратную пересылку товара, который "легко вернуть", несколько десятков евро.

"С европейскими поставщиками возврат еще проходит более или менее гладко, а вот случаи возврата товара в Китай, когда возвращенные вещи ушли, а денег за них покупатель не получил, фиксируются все чаще, - говорит эксперт в области логистики Дмитрий Трунов. – Индивидуальный потребитель вряд ли сможет постоять за себя в подобном конфликте, а все системы защиты его прав на государственном уровне "по удаленке" не работают".

"Люди привыкли к сервису, и никто не захочет заполнять декларации в индивидуальном порядке при получении посылок, которые с 1 июля будут тотально облагаться налогами. Логично было бы предложить потребителю делать покупки так же, как раньше, "одним кликом", добавив НДС и необходимые пошлины в цену при оплате через интернет, – считает Трунов. – Однако интернет-платформы пока не хотят брать эти хлопоты на себя. Каждая из них стремится решать проблему по-своему. Например, обсуждается возможность переложить взыскание платы за пересылку и налогов с получателя на перевозчиков. Но если западный потребитель и согласится доплатить 10, 15, 20 евро при получении товара, то в Восточной Европе пойдет вал отказов".

"Единого решения для всех стран нет, поэтому не исключено, что Еврокомиссия начнет давить на интернет-торговцев, чтобы они подключались к OSS в обязательном порядке и взяли взыскание налогов с потребителей на себя. Но для этого нужно законодательное решение Европарламента, а мы видим, с какой задержкой евробюрократы продвигают решения", – заключает эксперт.

3078
По теме
Посылки из Англии: как не сломать голову, получая подарки от родных и близких
В Латвии меняется порядок получения посылок из третьих стран
Как будет жить Латвия после выхода Великобритании из ЕС: основные минусы
После Brexit: плата за посылки и заморочки от Latvijas Pasts
Горение сухой травы

В Айнажи произошел первый пожар из-за старника в этом году

20
(обновлено 10:31 28.02.2021)
Возгорание произошло на территории в 30 квадратных метров, на данный момент пожар потушен, никто не пострадал

РИГА, 28 фев — Sputnik. В субботу, 27 февраля, был зарегистрирован первый в этом году пожар из-за сжигания прошлогодней травы, пишет jauns.lv со ссылкой на Государственную пожарно-спасательную службу.

Возгорание произошло в Айнажи, старник горел на площади около 30 квадратных метров.

Всего за сутки произошло 17 пожаров. На пульт дежурного поступило 44 вызова, 20 из них на спасательные работы, еще 7 оказались ложными.

Напомним, в 2020 году первый пожар из-за возгорания старника произошел в январе. Причиной, как считают специалисты, стала аномально теплая зима. Тогда средняя температура воздуха в январе 2020 года примерно на один градус была выше рекордно теплой зимы 1989 года, когда синоптики фиксировали +1,8 градуса.

Напоминаем, что пожар старника невозможно контролировать, он убивает насекомых и уничтожает птичьи гнезда, а также привычные места гнездовий. Вопреки распространенным мифам, он не улучшает плодородность почвы и не помогает бороться с клещами.

20
Теги:
Латвия, Айнажи, ГПСС, пожарные
По теме
Виноваты фейерверки: крупный пожар произошел в Старой Риге
Пожар в магазине Depo в Резекне тушили неделю
Пожар в Северном районе Риги: погиб один человек