Валюта евро

Бой с тенью: что стоит за капитальным ремонтом финансовой системы Латвии

1221
(обновлено 12:45 05.09.2019)
Латвия "контролируемо" избавилась от 10 миллиардов евро нерезидентов и сдала позиции финансового лидера Балтии

РИГА, 16 июл — Sputnik, Дмитрий Олейников. Латвия за последние полтора года лишилась почти 10 миллиардов евро так называемых нерезидентских денег. Таковы промежуточные результаты гонки за следование рекомендациям Moneyval, под флагом которой полным ходом идет, выражаясь словами премьер-министра Кришьяниса Кариньша, капитальный ремонт финансовой системы Латвии. Цели и, главное, последствия этого "ремонта" еще предстоит оценить.

Слово КРФК

"С того момента, когда Латвия начала активно бороться с легализацией преступно нажитых средств, из банков страны ушли около 10 миллиардов евро так называемых нерезидентских денег", - заявила Кристине Черная-Межмале, временный руководитель Комиссии рынка финансов и капитала (КРФК).

Она отметила, что такой большой отток средств заставил банки, связанные с бизнесом нерезидентов, пересматривать модель своей работы. По словам Черной-Межмале, сейчас трудно прогнозировать, сколько финансово-кредитных учреждений смогут выдержать конкуренцию и работать в новых условиях.

Ну и как тут без Moneyval: "Главная задача на посту временной главы КРФК — продолжать начатую работу, в том числе реализовывать данные экспертами Moneyval рекомендации в сфере борьбы с отмыванием денег и с финансированием терроризма", - заявила Черная-Межмале.

Риски отмывания

Из цитирования того, что Moneyval рекомендует сделать Латвии, можно сделать вывод, что количество "грязных" денег в стране буквально зашкаливает. Однако, согласно данным Базельского индекса противодействия отмыванию денег за 2018 год, Латвия является с этой точки зрения более надежной страной, чем, например, Германия, Польша, Австрия, Великобритания, Норвегия, Франция и Дания.

Базельский индекс противодействия отмыванию денег
© Sputnik /
Базельский индекс противодействия отмыванию денег

В 2017-м году Латвия вообще входила в ТОП-10 стран мира с наиболее совершенным законодательством в вопросах борьбы с отмыванием денег. Однако, в 2018-м году немного сдала позиции, находясь на 117-м из 129 мест в рейтинге (здесь чем ниже место, тем лучше). Соседние Литва и Эстония немного опередили Латвию, располагаясь на 127 и 128 месте соответственно.

Спешное переписывание законов

Следование рекомендациям Moneyval позволило правительству и парламенту Латвии разработать рекордное количество решений и поправок к законам, регулирующих финансовую сферу. Их перечисляет в своей статье, опубликованной в журнале "Открытый город", депутат Сейма, член бюджетно-финансовой комиссии парламента Латвии Любовь Швецова.

Поправки к закону о КРФК вносят изменения в модель руководства комиссией. Обозначена цель деятельности КРФК — способствовать предотвращению легализации полученных преступным путем средств и финансирования терроризма.

Поправки к закону о кредитных учреждениях расширяют полномочия КРФК в надзоре за соответствием процесса ликвидации (самоликвидации) требованиям закона о предотвращении легализации средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и пролиферации, а также ответственность ликвидатора кредитного учреждения за разработку методологии ликвидируемого субъекта и ее соответствие вышеупомянутым требованиям, а также дают право КРФК назначить своего уполномоченного, констатировав нарушения в процессе самоликвидации.

В законе об уголовном процессе предусматривается регулирование сокращенного порядка доказательств о легальности происхождения денег по отношению к стандарту доказательств или так называемые презумпированные предписания по конфискации преступно приобретенного имущества.

В Уголовном законе планируется установить, что суд не может применять условное наказание за легализацию средств, полученных преступным путем, совершенную в составе группы по предварительному сговору, или в большом объеме, или в организованной группе.

Поправки к закону "О декларировании наличных денег на границе государства" утверждают обязанность декларировать наличные при пересечении не только внешних границ стран ЕС, но и внутренних, при наличии суммы наличных денег в размере 10 тысяч евро или больше, по запросу чиновника компетентного учреждения, если есть подозрения о возможной незаконной деятельности лица.

Поправки к закону о предотвращении легализации средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма вводят терминологию пролиферации, уточняют определение банка-"оболочки", расширяют требования к субъектам закона, особенно представителям свободных профессий, утверждают субъектами закона администраторов процесса неплатежеспособности, чтобы обеспечить снижение риска легализации средств, полученных незаконным путем, улучшает регулирование информационного обмена между кредитными и финансовыми учреждениями.

Служба контроля меняет название на Службу финансовой разведки. В законе будут уточнены ее обязанности и права, сотрудничество с субъектами оперативной деятельности, следственными учреждениями, прокуратурой, судом, СГД и информационный обмен в рамках Консультационного совета.

(Уместно напомнить о полной замене ключевых лиц в системе надзора – глава Банка Латвии, по всей видимости, оставит свой пост осенью этого года; руководитель КРФК и его заместитель уже ушли со своих должностей; ранее пост покинул многолетний директор Службы контроля).

Литва и Эстония тихо отсиделись

Итого, латвийские банки потеряли 10 миллиардов евро в виде вкладов. В еще совсем недавнем прошлом отток таких средств означал бы, что банки страны остались вовсе без вкладов. И не стоит недооценивать масштабы проблемы. Депозит – это главный и самый дешевый ресурс для финансирования банковской деятельности (то есть, последующей "перепродажи" этих денег в качестве кредита). На разницу в процентах банк и существует.

Сегодня депозитная база уменьшилась, а значит, банковские ресурсы подорожали. Разницу компенсируют клиенты. Те, у кого есть возможность, уходят к другим банкам, где деньги "дешевле". Вот так выглядит динамика изменений объема вкладов в коммерческих банках Латвии, по данным Ассоциации финансовой отрасли.

Вклады в банках Латвии 2000 - первый квартал 2019 гг.
© Sputnik /
Вклады в банках Латвии 2000 - первый квартал 2019 гг.

Наверное, другие балтийские страны тоже ведут тяжелую борьбу со вкладами нерезидентов? Наверное, и их банки страдают, лишившись, как в данном случае, за полтора года примерно трети суммарного объема средств на депозитах? Если такое и есть, то статистика этого не подтверждает.

По данным Банка Литвы на конец первого квартала 2019 года, только вклады частных лиц в банках страны составили 13,8 миллиарда евро.

Вклады частных лиц — резидентов в банках Литвы
© Sputnik /
Вклады частных лиц — резидентов в банках Литвы

Вклады предприятий-резидентов - более 6 миллиардов евро.

Вклады предприятий-резидентов в банках Литвы
© Sputnik /
Вклады предприятий-резидентов в банках Литвы

По данным Центробанка Эстонии на конец апреля 2019 года, общая сумма вкладов превысила 18 миллиардов евро.

Динамика изменений объема вкладов в банках Эстонии
© Sputnik /
Динамика изменений объема вкладов в банках Эстонии

То есть, Латвия, некогда бывшая лидером финансовой отрасли Балтии, свои позиции сдала обеим соседкам. Ни в одной из соседних стран графики не показывают столь стремительного снижения объема вкладов за последние несколько лет. Хотя проблемами борьбы с отмыванием денег там, безусловно, занимались активно, стоит вспомнить хотя бы данные Базельского рейтинга.

Можно сделать вывод: столь рьяная борьба с отмыванием денег наносит ущерб именно латвийским банкам, тогда как в соседних странах законодатели более успешно, с точки зрения финансовой статистики, исполняют рекомендации мировых надзорных организаций.

Что происходит на рынке? Мнения экспертов

Эксперты задаются вопросом – не связаны ли последние события в постепенной замене скандинавского капитала на банковском рынке на американский? Усиление Сitadele banka (c американским капиталом), уход с рынка Svenska Handelsbanken и DanskeBank. Предстоящее возможное объединение PNB (бывшего Norvik) и Privatbank.

Без средств нерезидентов банки будут поставлены в условия жесткой конкуренции за местных клиентов. А их количество совсем невелико. Кроме того, цена compliance - дополнительные процедуры стоят денег, и платить их придется клиентам. Речь идет о практически неизбежном увеличении тарифов.

Есть еще одно следствие, коль уж руководство надзором сосредотачивается на интересах крупных международных структур, то и процедуры будут такими, которые приемлемы именно им, а не местным, "локальным" игрокам. С соответствующими последствиями для последних…

И, наконец, две цитаты экспертов-практиков. Виктор Красовицкий, экс-владелец Parex banka, оценил вынужденную самоликвидацию банка ABLV и вывод миллиардов евро вкладчиков-нерезидентов так: "Думаю, что в свете начавшейся борьбы властей США за прозрачность финансовых потоков и вступления Латвии в OECD логично, что подобную модель бизнеса с нерезидентами надо было менять. Мы, кстати, это постепенно делали".

Петр Авен, президент Альфа-Банк в комментарии по поводу процессов в латвийской банковской системе заявил: "Я хорошо понимаю обеспокоенность европейцев, кого угодно еще по поводу комплаенса, по поводу чистоты банковской системы — она должна быть чистой. Я это поддерживаю, мы сами сталкиваемся с необходимостью более тщательной проверки клиентов, закрытия ряда счетов и так далее. Но очень не хотелось бы, чтобы в результате этой чистки в стране не осталось национальных банковских институтов. Это большая беда".

1221
Теги:
комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег Moneyval, Комиссия по рынку финансов и капитала (КРФК), Латвия
По теме
США открестились от заявлений КРФК по методике проверки счетов в ABLV
США разрешили Латвии отбирать деньги подозрительных нерезидентов
NYT: США требуют от Латвии решительных реформ
Кариньш про отмывание денег: мы наведем порядок в своем доме
Латвийская железная дорога

Непонятно, почему Латвия сама отказывается от транзита: положение LDz обсудили в Сейме

8524
(обновлено 12:54 03.07.2020)
Положение дел в Latvijas dzelzceļš обсудили на заседании комиссии Сейма по публичным расходам и ревизиям

РИГА, 3 июл – Sputnik. Крупные проекты модернизации железнодорожной инфраструктуры Латвии, в которые планировалось инвестировать не менее 534 миллионов евро, не будут реализованы в назначенные сроки и в запланированном объеме. С таким докладом выступил Госконтроль на заседании комиссии Сейма по публичным расходам и ревизиям, сообщает Латвийское радио 4.

Директор Первого ревизионного департамента Госконтроля Инесе Калване заявила, что, несмотря на то, что объем грузоперевозок по LDz неуклонно снижался, компания парадоксально оптимистично планировала свои доходы и расходы.

"Предприятие Latvijas dzelzceļš спланировало механизм финансового равновесия необъяснимым образом, учитывая противоположное развитие рыночной ситуации. А именно, оно сочло, что объемы грузоперевозок не будут уменьшаться и что Латвийская железная дорога будет работать с прибылью. И будут приниматься решения об использовании дивидендов для нужд предприятия", - сказала она.

Калване отметила, что Госконтроль уже во время проверки усматривал значительные риски для такого оптимистичного сценария, считая, что для обеспечения финансового равновесия компании уже в ближайшее время может потребоваться государственное финансирование.

Так оно и произошло, так как Латвийская железная дорога запросила дополнительное финансирование у государства в размере 41 миллиона евро. Деньги пока не выделены, но с течением времени стало ясно, что сумма, необходимая LDz, может измениться, заявила госсекретарь Минсообщения Илонда Степанова.

"Пока еще финансирование не выделено. Только принято концептуальное постановление о 66 миллионах евро, которые могли бы быть направлены Минсообщения на решение этих актуальных вопросов. Что касается финансирования, необходимого Латвийской железной дороге, то в настоящее время еще идет работа над проектами постановлений правительства", - сказала она.

По результатам ревизии Госконтроля также выяснилось, что крупные инвестиционные проекты на сумму более полумиллиарда евро не могут быть реализованы в назначенные сроки и в запланированном объеме. При этом подчеркивается, что 454 миллиона евро — это средства из европейского Фонда выравнивания. Таким образом, есть риск потерять эти деньги. Госконтроль указывает, что провал с инвестпроектами связан именно с недостатками в планировании развития железнодорожного сектора и отсутствием активных действий со стороны заинтересованных сторон, в частности Минсообщения и LDz.

Latvijas dzelzceļš уже отказалась от самого крупного инвестпроекта "Электрификация сети железных дорог", подготовка и согласование которого заняли пять лет. Стоимость проекта оценивалась в 440 миллионов евро. Это решение вызвало критику, вновь она прозвучала и на заседании комиссии.

"Проект электрификации очень важный проект, если мы смотрим, как впредь будет происходить перевозка грузов по транзитным путям не только в Латвии, но и с учетом конкуренции в Европе. И если в такой ситуации мы отказались от этого проекта, это означает, что мы отказываемся и от транзитного бизнеса как такового. На данный момент мне абсолютно непонятно, как может министр транспорта сказать, что это "новая реальность"! По моему мнению, нам следует бороться — так же, как сейчас работают литовцы, которые доказывают, что у них не падает, а поднимается объем грузоперевозок по железной дороге и в их портах", - заявил депутат Сейма Виктор Валайнис.

Госконтроль же отмечает, что нынешняя ситуация усугубляется экономическим кризисом, вызванным пандемией, и дальнейшие шаги по будущему развитию Latvijas dzelzceļš будут продиктованы чисто политическими решениями.

Проблемы LDz

Ранее Sputnik Латвия писал, что оборот Латвийской железной дороги в прошлом году снизился на 7,5%, по сравнению с 2018 годом, составив 337,645 миллиона евро. Убытки концерна были равны 9,328 миллиона евро, по сравнению с прибылью 14,408 миллиона евро годом ранее.

В прошлом году по железной дороге было перевезено 41,49 миллиона тонн грузов, что на 7,77 миллиона тонн, или 15,8% меньше, чем в 2018 году. 79,4% этого объема составили импортные перевозки (32,949 миллиона тонн), что на 18,6% меньше, чем в 2018 году. Основную часть грузопотока по латвийской железной дороге формируют партнеры из России - 70,4% всех перевозок.

Доходы Латвийской железной дороги в этом году снизились настолько, что не покрывают расходы. Поэтому предприятие для обеспечения финансового равновесия требует выделить из госбюджета 25 миллионов евро. Еще 15,8 миллиона евро необходимо для компенсации расходов на обеспечение услуг общественного транспорта, заявили в LDz.

Латвийская железная дорога также пересмотрела возможности реализации планируемых и начатых проектов, финансируемых из структурных фондов ЕС. Компания решила отказаться от реализации проекта электрификации железной дороги. Его планировалось осуществить в связке с проектом развития парка приема станции Даугавпилс и подъездных путей к нему.

Также Латвийская железная дорога до конца этого года будет вынуждена уволить 1500 сотрудников, что составляет примерно 24% всех работников. К настоящему моменту уволены уже около тысячи сотрудников.

Кроме того, LDz избавляется от ненужной недвижимости. Так, в начале июля были объявлены торги, с которых планировалось продать 46 автомобилей. А в середине мая был объявлен аукцион по продаже дома отдыха бригад Елгавского цеха.

8524
Теги:
Госконтроль, грузоперевозки, Латвийская железная дорога (LDz), Латвия
По теме
Латвийскому транзиту не достанется российского угля даже при оптимистическом сценарии
Это был "наш" уголь, его забрала Усть-Луга: у Латвии "новая нормальность" в транзите
За год Латвия потеряла половину грузов: в РФ дали совет, как спасти транзит
И белорусскому транзиту будет "крышка": бизнес в Латвии обирают, а потом выгоняют
Самолет Airbus А220-300 авиакомпании airBaltic в аэропорту Рига

Авиакомпания airBaltic вернула на работу одиннадцать человек из семисот

844
Уволенные сотрудники airBaltic начали возвращаться на свои рабочие места; пока рабочие отношения с авиакомпанией восстановили 11 человек

РИГА, 3 июл — Sputnik. Латвийская национальная авиакомпания airBaltic до 1 июля восстановила рабочие отношения с 11 сотрудниками, ранее уволенными из-за кризиса COVID-19, пишет BB.lv.

Как рассказала представитель компании Алисе Бриеде, сейчас в команде airBaltic "более тысячи профессионалов, навыки, знания и работа которых очень важны, чтобы постепенно возобновить полеты с сокращенным флотом, соблюдая безопасность и введя ряд эффективных мероприятий для защиты здоровья".

По ее словам, с учетом того, что восстановление деятельности авиакомпании происходит постепенно и в меньшем объеме, чем ранее, прием на работу бывших и новых сотрудников также ведется медленно и постепенно.

Бриеде пояснила, что первично актуальные вакансии предлагаются внутри компании и бывшим коллегам, и только после этого вакансия сообщается публично. До 1 июля 11 бывших сотрудников восстановили рабочие отношения с airBaltic. По прогнозам компании, это число будет расти каждый месяц.

В марте после объявления режима чрезвычайной ситуации в Латвии и прекращения международного авиасообщения airBaltic начала сокращать сотрудников. Несмотря на протесты профсоюзов, всего работу потеряли около 700 человек. Впрочем, авиакомпания выразила готовность со временем принять своих сотрудников на работу обратно.

В мае этого года правительство приняло решение вложить в уставной капитал airBaltic около 250 миллионов евро - это больше, чем получила любая другая компания.

Регулярные рейсы airBaltic возобновила 18 мая. С тех пор авиакомпания постоянно добавляет новые направления, к примеру, на этой неделе были возобновлены прямые перелеты в Лондон из Таллина и Риги.

844
Теги:
airBaltic, Латвия
Тема:
airBaltic - национальный авиаперевозчик
По теме
Кто следующий? Авиакомпания airBaltic начинает массовые увольнения сотрудников
Авиакомпания airBaltic просит своих сотрудников посидеть год без зарплаты
Дождь

Похолодание и дожди: лето в Латвии дает передышку

8
(обновлено 17:11 04.07.2020)
Ночью в Латвию придет прохлада, ожидаются дожди, солнце будет крайне редко выходить из-за туч; днем до +16..+21, ветер умеренный

РИГА, 4 июл — Sputnik. В ночь с субботы на воскресенье температура в Латвии заметно понизится, ожидаются осадки, будет пасмурно и прохладно, сообщает Латвийский центр окружающей среды, геологии и метеорологии.

С запада ночью придут дожди, ветер умеренный юго-западный. На побережье ожидается южный ветер порывами до 15 метров в секунду. Температура воздуха опустится до +13..+17 градусов.

Днем в воскресенье пасмурная и прохладная погода сохранится, воздух прогреется до +16..+21 градуса.

В столице Латвии в воскресенье в первой половине дня возможны кратковременные дожди. Ветер юго-западный, южный порывами до 14 метров в секунду. Воздух прогреется до +17..+19 градусов.

8
Теги:
Латвия, дождливая погода
Тема:
Погода в Латвии
По теме
Очень сильный дождь: почему затопило улицу Краста
Ночью был сильный дождь: в Риге снова потоп
Специалист: если жара сохранится, то Латвия может остаться без урожая