Вентспилсский свободный порт

Куда уходят грузы: Рига теряет, Вентспилс находит

676
(обновлено 14:57 13.08.2019)
Латвия и Эстония продолжают терять грузы с восточного направления; ситуация в Клайпеде более стабильная, но она может конкурировать по грузообороту только с Рижским портом, до совокупного объема латвийских портов ей не дотянуться

РИГА, 13 авг — Sputnik. Транзитная отрасль Латвии подводит промежуточные итоги — уже известны результаты по грузообороту за первое полугодие. Радоваться нечему. Но паниковать тоже не стоит, считают участники отрасли. Газета "Бизнес Сегодня" попыталась выяснить, с какими цифрами важнейшая сфера экономики подойдет к концу года.

Минус. Пока небольшой

Грузооборот портов Латвии по итогам января — июня 2019 года составил 32,37 миллиона тонн, что остается на уровне аналогичного периода прошлого года (-0,2%). По данным Центрального статистического управления (ЦСУ), обслуживание навалочных грузов в наших гаванях выросло на 5%, до 18,49 миллиона тонн. В том числе перевалка угля достигла 9,8 миллиона тонн (+3,8%), зерна — 2,33 миллиона тонн (-11,7%), удобрений — 1,16 миллиона тонн (-15,9%).

Обслуживание наливных грузов сократилось на 11,2%, до 7,2 миллиона тонн. Нефтепродуктов перевалено 6,76 миллиона тонн (-11,6%).

Генеральных грузов портами Латвии обслужено 6,68 миллиона тонн, что остается практически на уровне января — июня прошлого года (-0,5%).

Перевалка грузов в контейнерах выросла на 1,1%, до 2,45 миллиона тонн. В TEU контейнерооборот достиг 240,1 тысячи единиц (+4,6%).

Рига в негативе

Грузооборот Рижского свободного порта за январь — июнь 2019 года снизился на 8,3% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года — до 16,15 миллиона тонн. В администрации гавани сообщают, что в том числе сократился объем перевалки угля на 25,5% — до 5,18 миллиона тонн, нефтепродуктов — на 10,9%, до 1,88 миллиона тонн.

Уменьшилось и число перевезенных пассажиров — на 1,6%, до 389 тысяч человек. Коснулось это и гостей, прибывших в столицу на круизных лайнерах, — почти 28 тысяч человек (-0,4%).

Тем не менее были позиции, продемонстрировавшие рост. Например, перевалка древесных гранул увеличилась на 15% — до 523,1 тысячи тонн, обработка руды выросла на 19,3% — до 242,1 тысячи тонн. Увеличился и контейнерооборот Рижского порта — на 5,6%, до 238,23 тысячи TEU.

Грузооборот порта Рига за весь 2018 год составил 36 млн 431,9 тысячи тонн.

Из Лиепаи уходит зерно

Лиепайская гавань также не порадовала. Грузооборот порта за январь — июнь 2019 года сократился на 5,5% — до 3,65 миллиона тонн. Администрация порта указывает, что больше всего "просела" перевалка зерновых — на 23,9% (до 1,306 миллиона тонн).  Именно спад перевалки зерна "загнал" порт в отрицательную статистику. Остальные позиции оставались либо в плюсе, либо не сильно изменились, по сравнению с январем — июнем прошлого года.

Например, перевалка угля выросла на 16,8% — до 772 тысяч тонн, стройматериалов — на 12%, до 450,5 тысячи тонн, нефтепродуктов — на 5%, до 192,7 тысячи тонн. Обслуживание Ro-Ro грузов выросло на 10% — до почти 22 тысяч единиц.

Количество заходов судов увеличилось на 12% — до 856 раз.

Вентспилс оттолкнулся от дна

Добиться замедления спада объема грузооборота латвийских портов позволили результаты Вентспилса. Они без ложной скромности впечатляют. На фоне неблагоприятной политической обстановки и учитывая "нефтяную" специализацию Вентспилса, гавань умудряется демонстрировать значительный прирост грузооборота — на 15,4%, до 11,54 миллиона тонн.

Опубликованные администрацией данные свидетельствуют, что самый значительный прирост наблюдается в перевалке сыпучих грузов — почти 5 миллионов тонн за отчетный период. Это на 87% больше, чем за шесть месяцев прошлого года.

Тем временем в порту продолжает сокращаться объем обслуженных наливных грузов. Впрочем, как во всех гаванях стран Балтии. За январь — июнь здесь было перевалено 4,5 миллиона тонн наливных грузов (-7,5%) и 1,1 миллиона тонн генеральных грузов (-6,6%). По грузообороту Вентспилсский порт является вторым по величине портом Латвии.

На севере спад

Эстонии не удается переломить тенденцию сокращения грузооборота. Первое полугодие это ярко продемонстрировало — спад составил 3,6%, то есть за полгода было обслужено около 14 миллионов тонн грузов, сообщает Департамент статистики Эстонии.

Между тем руководство эстонских гаваней делает хорошую мину при плохой игре и указывает, что департамент предоставляет консолидированные данные. А если брать статистику второго квартала только по АО Tallinna Sadam ("Порт Таллина"), то окажется, что грузооборот равнялся 5,3 миллиона тонн, а пассажиропоток достиг 2,9 миллиона человек. Это, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, больше на 4,3% и 0,1% соответственно.

У Таллина есть позитивные периоды, но в целом статистика негативная очень давно — с 2011 года. Катастрофическими для гаваней оказались два года — 2012-й и 2015-й, когда спад составил 19,2% и 21%. Наш северный сосед пытается вылезти из этой ямы. Однако до прежних объемов, которые в лучшие времена составляли 39,5 миллиона тонн (в 2005 году), еще очень далеко.

Вечный конкурент

Сегодня грузовые порты северного соседа Латвии не конкуренты. Другое дело – Клайпеда, которая является лидером по грузообороту в Прибалтике.

В первом полугодии литовский порт перевалил 23,7 миллиона тонн грузов – на 6,7%, или на 1,5 миллиона тонн больше, чем за тот же период прошлого года. Как указывает руководство порта, выросли погрузки всех типов грузов, за исключением нефтепродуктов, которых гавань обслужила на 4% меньше.

Руководство Клайпедского морского порта заявило, что хорошие показатели деятельности за полугодие позволяют надеяться на показатель погрузок, сходный с прошлогодним рекордом. В начале года руководство порта заявляло, что в этом году в Клайпеде планируется перевалить 46,3 миллиона тонн грузов. В прошлом году грузооборот порта составил 46,6 миллиона тонн.

Однако Клайпеда в реальности может конкурировать только с Ригой. Со всеми латвийскими портами ей тягаться пока рано. До наших показателей (32,37 миллиона тонн за полгода) нужно дорасти. И тут актуальным является вопрос привлечения белорусских грузов, за которые между Литвой и Латвией сейчас развернулась настоящая экономическая война.

Восточное влияние

На все балтийские порты продолжает оказывать влияние сокращение грузов восточного происхождения и в первую очередь российских. В РФ заявлена к реализации новая волна проектов, призванных переориентировать на себя оставшийся у иностранных портов грузопоток.

По итогам первого полугодия 2019 года объем перевалки российских грузов через порты Прибалтики, Финляндии, Украины сократился почти на 20% — до 21,35 миллиона тонн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает Министерство транспорта РФ.

Ведомство указывает, что из экспортных грузов, которые обрабатываются в портах сопредельных государств, основная часть приходится на Балтию (преимущественно Латвию), это 16,76 миллиона тонн, или 78,5%. Спад объемов перевалки российских грузов в Прибалтике в первом полугодии 2019 года составил 12,4%.

Основу российского грузопотока, идущего через иностранные порты, составляет уголь (10,2 миллиона тонн), минеральные удобрения (4,88 миллиона тонн) и руда (4,3 миллиона тонн).

Таким образом, Россия сохраняет определенную зависимость по отдельным видам грузов от портов сопредельных государств. Проблема в первую очередь заключается в отсутствии специализированных глубоководных терминалов с удобной логистикой. Именно поэтому в текущем году в России было объявлено о старте новых стивидорных проектов, которые, в случае успешной реализации, будут способны переориентировать на себя большую часть грузопотока, идущего через иностранные (читай: латвийские) порты.

Летальные проекты

Среди российских проектов выделяется строительство сухогрузного перевалочного комплекса в Выборгском районе. Сумма инвестиций — 330 миллионов евро. Проект включает в себя железнодорожный грузовой фронт, выносной причальный комплекс, склады хранения грузов и другие объекты производственной инфраструктуры, необходимые для приема, обработки, складирования и перевалки каменного угля на морской транспорт. Заказчик — компания "СПК Высоцк". Ее гендиректор Павел Тер-Осипов и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко уже подписали договор о реализации проекта. После окончания первого этапа мощность линий погрузки составит 7 миллионов тонн в год к 2021 году. Второй этап будет завершен до 2023 года, и тогда грузооборот можно будет увеличить до 15 миллионов тонн.

Кроме того, на территории порта Высоцк один из крупнейших железнодорожных операторов России, специализирующихся на перевозке зерновых грузов, — "Технотранс" — планирует построить зерновой терминал мощностью до 4 миллионов тонн в год с производственным комплексом переработки пшеницы. Инвестиции оцениваются в 180 миллионов евро.

Также недавно было подписано соглашение о строительстве Приморского универсально-перегрузочного комплекса — в нескольких километрах от действующего порта Приморск. Объем инвестиций в проект оценивается в 1,2 миллиарда евро. Мощность комплекса составит 70 миллионов тонн грузов в год. Номенклатура грузов обширная: зерно, уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы.

Компания "Ультрамар" уже приступает к активной стадии реализации инвестиционного проекта по строительству комплекса для хранения и перевалки удобрений в Кингисеппском районе. К 2022 году будут созданы мощности по обслуживанию 12 миллионов тонн грузов в год. Полным ходом идет строительство железнодорожных путей. "Ультрамар" может лишить значительного объема грузов Клайпеду и украинский порт Южный.

Подобных проектов много. Если они будут реализованы, то порты стран Балтии ждет незавидное будущее. Специалисты говорят, что паниковать не стоит — нужно искать замену российским грузам и разработать стратегию по развитию транзитной отрасли. Эксперты указывают, что Латвия десятилетиями держалась на российских и белорусских грузах. В ситуации, когда Россия делает ставку на развитие собственных портов, правительству Латвии необходимо разработать план действий. Он есть, но пока слишком фрагментированный.

676
Теги:
Лиепайский порт, Вентспилсский порт, Рижский порт, грузоперевозки, транзит, Латвия
Тема:
Российский транзит через Латвию (173)
По теме
Латвия десятки лет сидит на игле российских грузов и вынуждена демпинговать
Эффектный "понт" дороже денег: почему в Латвию не придет китайский транзит
Нет денег – нет грузов: как США губят латвийский транзит
Перевозка грузов из РФ – всегда риск: Литва не отдает транзит на Калининград
Рижский порт

Грузооборот Рижского порта упал на 15%: российского угля нет, несмотря на рост цен

294
(обновлено 17:26 12.04.2021)
Больше всего в Рижском порту в январе - марте сократилась перевалка угля – на 83,3%, до 171,8 тысячи тонн

РИГА, 12 апр — Sputnik. Грузооборот Рижского порта в январе - марте текущего года сократился на 15,3%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 5,393 миллиона тонн, сообщается на сайте порта.

Перевалка насыпных грузов сократилась на 18,5% - до 3,026 миллиона тонн. Больше всего упал оборот угля – на 83,3%, до 171,8 тысячи тонн, хотя поставки российского топлива в направлении портов Северо-Запада в последнее время выросли из-за увеличения цен. При этом выросла перевалка зерна и зернопродуктов – на 42,6%, до 832,7 тысячи тонн, древесных пеллет – на 9,3%, до 588,7 тысячи тонн. Древесной щепы обработано на 36,6% меньше, чем в первые три месяца прошлого года, – 236,1 тысячи тонн. Перевалка химических грузов сократилась на 10,7% – до 338,7 тысячи тонн.

Генеральных грузов перевалено на 9,7% меньше, чем в январе – марте 2020 года, – 1,721 миллиона тонн. Из них 1,013 миллиона тонн составили грузы в контейнерах, что на 8,2% меньше, чем в прошлом году. Лесоматериалов перевалено 577 тысяч тонн, что на 7,9% больше, чем за три месяца 2020 года.

Спад в перевалке наливных грузов в Рижском порту составил 13,3%, обработано 621,5 тысячи тонн нефтепродуктов, сжиженного газа и других наливных грузов.

Ранее председатель правления порта Виестурс Зепс рассказал, что порт ведет подготовительную работу, чтобы в будущем привлечь другие грузы вместо российских, а также инвесторов. Управление определило ряд приоритетных мер. "Во-первых, что касается нашего собственного "домашнего задания", мы готовим фундамент для цифровой трансформации, упорядочиваем системы, работаем с таможней и другими вовлеченными структурами, чтобы поток грузов можно было организовать в электронной форме. То есть, чтобы информационные системы были взаимосвязаны и в каждой точке остановки груза не требовались бумажные документы, на которых надо поставить подпись и так далее.

Следующий шаг – это прогнозирование: например, насколько каждый терминал, способен в конкретный момент времени принять груз, чтобы фуры не стояли в очереди и не создавали в городе пробки. Это позволит перевозчикам следить за трафиком и не ехать в порт в загруженный период, чтобы не стоять в очереди на 100 машин. Такой подход способствует созданию более современной и ориентированной на клиента экосистемы порта", – сказал Зепс.

Он отметил, порт контактирует со стивидорами, анализирует их действия и потребности, а также прогнозы, формируя бюджет на год. По его словам, есть те, кто видит новые ниши, смогли привлечь новые грузы и включиться в цепи поставок, а есть и те, у кого трансформация идет медленно. "Мы, несомненно, хотели бы, чтобы это произошло быстрее, но надо понимать, что это достаточно тяжелый и глобальный бизнес, и в один день грузы угля не заменить на контейнеры", – сказал Зепс.

294
Теги:
грузоперевозки, Рижский порт, Латвия
По теме
Рижский порт сделал все, чтобы очередей из грузов не было
Грузооборот Рижского порта упал еще на 15%: от обвала спасли зерно и лес
Рижский порт в отсутствие российского угля приготовил "подушку безопасности"
Может ли россиянин управлять Рижским портом: министр о переделе сфер влияния
Международная выставка транспортно-логистических услуг «ТрансРоссия»

TransRussia без Рижского порта: стратегией транзита в Латвии больше никто не занимается

655
(обновлено 13:43 12.04.2021)
Сегодня, 12 апреля, делегация латвийского транзитного бизнеса во главе с Минсообщения вновь презентует свои предложения на выставке TransRussia в московском "Крокус Экспо"

РИГА, 12 апр — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Пандемия заметно уменьшила число участников выставки: после двухлетнего перерыва делегация состоит из 11 компаний, в том числе 6 частных - это минимум вдвое меньше, чем ранее. На выставке впервые не представлен Рижский свободный порт, который до этого был основным спонсором латвийского стенда наравне с Латвийской железной дорогой.

Подготовка к форуму началась в разгар ковидных ограничений, когда еще было непонятно, как энтузиастов латвийского транзита пропустят через границу. Однако буквально за пару недель до даты открытия выставки возобновилось авиасообщение Риги с Москвой, и, пройдя необходимое тестирование на коронавирус, небольшая делегация отправилась напоминать многочисленным клиентам в России и СНГ о том, что географическое положение Латвии не изменилось и она по-прежнему обеспечивает выход к Балтике через железную дорогу колеи 1520, обработку и хранение грузов в портах и на таможенных складах, брокерские услуги (в том числе и в Великобританию, которая вышла из таможенного пространства ЕС).

"Особенностью нынешней выставки наверняка будет изменение транспортных потоков с переносом центра внимания на сухопутный маршрут по железной дороге из Китая. Если ранее он считался быстрой, но более дорогой альтернативой морскому фрахту, то сегодня ситуация в корне изменилась: 40-футовый контейнер от Шанхая до Риги морем стоит не менее 11 тысяч долларов и идет 45 дней, тогда как по железной дороге его доставка обойдется в 7 тысяч долларов, а времени уйдет втрое меньше - 14 дней", - сообщил менеджер проектов A&A Logistic Дмитрий Трунов.

Причина резкого подорожания морского фрахта – в отсутствии порожних контейнеров на китайской стороне, пояснил эксперт. Контейнеры, отправленные с товарами в Китай, не получили обратной загрузки и пылятся по другую сторону Тихого океана. Что тому причиной: спад потребления в результате магазинных локаутов или торговые войны США и Китая, сказать трудно, однако впервые с момента запуска экспресс-поездов из Китая в Европу этот маршрут стал опцией не только для дорогостоящих грузов, но и для всех остальных. Надо заметить, что в абсолютных величинах цены стандартной доставки подпрыгнули минимум вдвое, что не замедлит сказаться на ценах для потребителей.

Латвия как транзитный центр привлекательна тем, что хранение товаров на таможенных складах здесь обходится в 2-3 раза дешевле, чем в Московском регионе, а подборку ассортимента можно заказать даже для конкретного покупателя, а не для промежуточного склада. Как страна с большой долей русскоязычного населения, Латвия также успешно работает как дистрибьюторский центр для товаров, произведенных в России и СНГ, обеспечивая растаможку для европейского рынка с 500 миллионами потребителей и развоз заказанных партий "от двери до двери" и по круговым маршрутам, что заметно снижает себестоимость услуги для заказчика. Прогнозируется, что специализированные фирмы с 1 июля возьмут на себя часть посылочного бизнеса и обеспечения интернет-торговли: согласно регуле ЕС, с этого времени все отправления из третьих стран в ЕС будут облагаться таможенными налогами и пошлинами.

Транзит до сих пор обеспечивал Латвии от 10 до 20% ВВП и базировался на умениях и профессионализме тысяч транспортников. И несмотря на то, что поездку на TransRussia 2021 инициировало Минсообщения, недавнее заявление премьер-министра Кришьяниса Кариньша: "Транзит нам не нужен" в очередной раз показало специалистам: стратегией в развитии транзитного бизнеса больше никто не занимается. Поэтому и Рижский свободный порт вместо процветающей организации стал ареной склок, теряя оборот и привлекательность. Его гордость – автоматизированный комплекс перевалки минеральных удобрений Riga Fertilizer Terminal, где на обработку одного железнодорожного вагона уходит 1,5 минуты, - скоро покинет Рижскую гавань и перебазируется в Россию.

655
Теги:
выставка TransRussia, грузоперевозки, транзит, Россия
По теме
"Не говорите глупостей": экс-министр напомнил правительству о важности транзита
Транзит через РФ стоит денег: почему терминал в Вентспилсе неинтересен Казахстану
Угля из РФ уже никогда не будет: Линкайтс рассказал, за какие грузы теперь борется Латвия
Что будет с транзитом грузов через Латвию, станет ясно через полгода
Марко Михкельсон

Дурман и "противосила". Как эстонский политик собрался сдерживать РФ

0
(обновлено 19:07 12.04.2021)
Заставить Россию "заниматься своими делами" вознамерился эстонский парламентарий Марко Михкельсон - повсюду видит он происки коварной Москвы

Крайне интересно узнать, что втайне от общественности попивает и покуривает на террасе своего дома глава комитета парламента Эстонии по иностранным делам Марко Михкельсон, отмечает автор радио Sputnik Николай Николаев. Потому как складывается впечатление, что упомянутый господин достиг такой раскрепощенности сознания, которой в обычных условиях добиться трудно.

Повсюду видит он происки коварной России ‒ куда ни глянет, там и увидит. И потом противостоит ‒ твердо и решительно. Натягивает на себя военный мундир с эполетами, завалявшийся после празднования Нового года, позванивая шпорами, идет к обеденному столу. А там расстелена большая карта Эстонии и прилегающих к ней территорий.

Упирается Михкельсон рукою в бок, а затем после короткого раздумья достает из картонной коробки оловянных солдатиков и выстраивает их красивыми рядами вдоль границы с Россией. "Сегодня воюем с русскими!" – произносит он громко и раскатисто, затем слегка икает и отстраняется от стола, чтобы оглядеть картину грядущей баталии целиком.

Переходит на другую сторону стола, чтобы солдаты видели его пылающее вдохновением лицо, и произносит речь о том, что, мол, вперед, друзья. На врага! Ура! И все тонет в облаке дыма, в котором ему мерещатся новые сражения, и он на белом коне на поле брани...

Подобные мысли вызывает недавнее выступление господина Марко Михкельсона в программе "Субъективно с Яникой Мерило". Там он заявил, что у Эстонии есть возможность противостоять России в военном плане, главное – построить некую "противосилу". Что это за "противосила" такая, он, конечно, умолчал, вероятно, это какое-то секретное эстонское оружие на велосипедной тяге.

Затем парламентарий многозначительно подмигнул журналистке, а она подмигнула ему в ответ: мол, понимаю тебя и одобряю, мой герой! И тогда, разгоряченный этими действиями представительницы прекрасного пола, наш храбрый Марко добавил, что надо поработать на международном уровне, чтобы эта Россия "занималась своими делами". И, как говорится, бог и НАТО нам в помощь! И еще добавил какое-то количество воинственных слов для поддержания произведенного эффекта.

Ну, что тут сказать, что возразить эстонскому герою, как достучаться до его затуманенного разума? А может, не стоит тратить на него силы? Узнать почтовый адрес домовладения сего политика и послать ему бандерольку с книжкой басен Крылова, в которой закладкой выделить одну: "Слон и Моська".

0
Теги:
политики, Россия, Эстония