Логотип банка ABLV

Самоликвидацию ABLV Bank могут остановить

1320
(обновлено 08:17 15.11.2019)
Решение КРФК об одобрении самоликвидации ABLV может быть пересмотрено - сначала надо посмотреть, кто его принимал и на каких основаниях, заявила Санта Пургайле

РИГА, 18 окт — Sputnik. Выдвинутая на пост председателя совета Комиссии рынка финансов и капитала (КРФК) Санта Пургайле заявила, что решение разрешить самоликвидацию банку ABLV нужно заново оценить, передает BNN.

"Мы получили сигналы от начальника Службы финансовой разведки Илзе Знотини, а также от FinCEN — службы по расследованию финансовых преступлений при Министерстве финансов США - о том, что необходимо еще раз проверить, было ли решение дать банку возможность самоликвидироваться лучшим вариантом. Чтобы принять решение по этому вопросу, нужно понять, кто отвечал за дело ABLV и какой у них был уровень компетенции", — сказала Пургайле.

Она добавила, что сможет судить об этом, когда получит доступ ко всем данным.

"Если окажется, что все хорошо, мы будем дальше следить за тем, как идет контролируемая самоликвидация. Если в документах что-то обнаружится, будем думать", - сказала Пургайле.

Ранее она заявила, что, несмотря на принятые изменения в регулировании финансовой отрасли, в настоящее время "горит" выполнение ряда рекомендаций Moneyval.

Sputnik Латвия сообщал, что 13 февраля сеть по предотвращению финансовых преступлений FinCEN, находящаяся в подчинении Минфина США, заявила, что подозревает латвийский ABLV Bank в отмывании денег, и предложила заблокировать его корреспондентские счета в долларах. Из сообщения FinCEN следует, в частности, что банк был связан с оружейной программой КНДР. Также в заявлении FinCEN говорится, что руководство латвийского ABLV Bank подкупало чиновников. В банке обвинения назвали "вопиющей клеветой".

Европейский центральный банк (ЕЦБ) принял решение не спасать банк и начать процесс его ликвидации. Однако 12 июня прошлого года КРФК разрешила банку начать процесс самоликвидации. В 2020 году банк намеревался расплатиться по 95% требований, к 2023 году — закончить самоликвидацию.

Вклады физлиц до 100 тысяч евро начали выплачивать практически сразу, но для более крупных — и для вкладов юридических лиц — проводится проверка по утвержденной методологии.

На 30 сентября 2019 года ABLV Bank вернул активы на общую сумму 686 миллионов евро, в результате чего в Банке Латвии (в том числе на фидуциарных счетах) хранятся 1,66 миллиарда евро, которых достаточно, чтобы покрыть примерно 81% всех требований кредиторов.

По состоянию на 30 сентября этого года общий объем активов банка составлял 2,3 миллиарда евро, а сумма требований кредиторов равнялась 2 миллиардам евро. Доступные ABLV Bank средства на 30 сентября составили 1,66 миллиарда евро. В свою очередь капитал и резервы банка составили 290,6 миллиона евро.

В отчете о деятельности говорится, что ABLV Bank продолжает тесно сотрудничать со всеми вовлеченными сторонами, в том числе с госучреждениями и должностными лицами, для обеспечения прозрачного и открытого процесса ликвидации. Команда Ernst & Young продолжает проводить независимые проверки кредиторов в соответствии с требованиями, описанными в утвержденной регулятором методологии проверки кредиторов.

В свою очередь Госполиция в начале октября сообщила, что в настоящее время управление по борьбе с экономическими преступлениями расследует восемь уголовных процессов о возможной роли ABLV Bank и его сотрудников в отмывании денег. В интересах расследования полиция не раскрывает, есть ли в этих уголовных процессах подозреваемые.

1320
Теги:
Санта Пургайле, Комиссия по рынку финансов и капитала (КРФК), FinCEN, ABLV Bank, Латвия
Тема:
ABLV Bank: прачечная или жертва инквизиции (129)
По теме
Двадцать пять стран будут искать доказательства вины банка ABLV
Ликвидаторы ABLV требуют с Киркорова 650 тысяч евро
Дело Кариньшей по продаже бывшего Pionieris: деньги могли пройти через ABLV и Danske
Возможного ликвидатора PNB Banka раньше прочили в ABLV
Флаг Латвии на здании Сейма

Чрезвычайный режим распределения денег: кабмин перенимает власть у Сейма

249
(обновлено 11:20 05.06.2020)
Оппозиция считает, что законопроект о расширении полномочий кабмина после отмены режима ЧС приведет к тому, что Сейм потеряет часть своих функций, а министры смогут чуть ли не единолично принимать решения; особые опасения вызывает вопрос займов и распределения средств

РИГА, 5 июн – Sputnik. Дмитрий Олейников. Сейм Латвии в первом чтении утвердил законопроект "О предотвращении последствий, вызванных распространением COVID-19". В парламенте прозвучало немало заявлений о том, что законопроект направлен не столько на поддержку экономики, сколько на перенятие власти правительством у парламента.

И для подобных заявлений есть ряд оснований. В частности, в срочном порядке введенная электронная система голосования в Сейме, которая позволяет депутатам принимать участие в работе парламента, не находясь в здании. Впрочем, главная ее "особенность" даже не в этом, а в том, что парламентские дебаты, по сути, теряют свое значение. Большинством Сейма принято решение проводить заседания парламента именно через эту систему, в результате депутаты - даже те, которые находятся в зале парламента, - не имеют права подниматься на трибуну, а вынуждены выступать каждый перед собственным компьютером. Так что, система идеально подходит для того, чтобы нажать на кнопку при голосовании из любой точки мира и Латвии, но совсем не способствует проведению дискуссий.

Правительство уже и раньше демонстрировало свое желание взять на себя "дополнительные полномочия" - через возвращение 81-й статьи в Сатверсме. Нынешний законопроект, похоже, преследует те же цели, но другим путем. Принять закон Сейм может большинством голосов, а для изменения Сатверсме нужно все же большее количество депутатов.

На прошедших в э-парламенте дебатах почти не говорили о мерах по поддержке жителей или предпринимателей. На кону стояли вопросы более глобальные – что намерено делать правительство с требуемыми для себя полномочиями. Так, министр финансов, согласно законопроекту, получает право практически в единоличном порядке определять величину госдолга страны.

Вот что заявил по этому поводу депутат от "Согласия" Вячеслав Домбровский:

"Кажется, эти коалиционные депутаты находятся сейчас в состоянии фискальной эйфории. После долгих лет строгой фискальной дисциплины, вдруг открылись фискальные двери, и все стало доступно. У нас теперь так много денег, как никогда не было… И готовятся планы, как освоить эти деньги, потратить на какие-нибудь особенные партийные интересы… Я хочу напомнить, что эти деньги – заемные! Это не манна небесная, это одолженные деньги. После последнего кризиса долг Латвии составляет почти 10 миллиардов. И теперь к нему добавят еще несколько миллиардов, которые придется отдавать".

В своем выступлении политик отмечает, что, с одной стороны, правительство объявляет о завершении режима чрезвычайной ситуации. С другой – через этот законопроект – старается "де-факто" продолжать ЧС, особенно в вопросах привлечения и распределения денег. Сохранить "чрезвычайный режим" принятия решений.

Его коллега по партии, Игорь Пименов, заметил на дебатах, что суммы, к которым получают доступ министры, сравнимы с бюджетом страны: "26 мая глава правительства Кришьянис Кариньш после заседания кабинета министров заявил, что для преодоления кризиса COVID-19 в общей сложности мобилизовано 4,5 миллиарда евро. Они составляют 15% ВВП страны, или 45% государственного годового бюджета. Это огромная сумма. И то, как правительство намерено потратить эти деньги, поясняет именно этот рассматриваемый законопроект".

Краткую экскурсию по написанному законопроекту, как он выразился, "простыми словами", провел Марис Кучинскис, экс-премьер, а ныне – депутат от Союза зеленых и крестьян: "25-я статья. Мы поменяем, сократим, увеличим и переделим распределение средств между министерствами так, как сами хотим, и об этом (потом) проинформируем Сейм и общество. 26-я - чтобы проще было перераспределять, не нужно лишней бюрократии. Мы заложим нужные нам суммы в "непредвиденные расходы". И потом проинформируем Сейм и общество. 27-я - министр финансов, если сочтет нужным, возьмет займы, увеличит госдолг, поднимет расходы на управление госдолгом и так далее… Потом, опять же, мы проинформируем Сейм и общественность… 56-я статья вызывает самое большое удивление: если мы сочтем, что есть риск COVID, то данный закон останется в силе столько, сколько мы посчитаем нужным. Поскольку в законе нет никаких ссылок на то, на какой срок он принимается…"

Социальную составляющую законопроекта отметила в своем выступлении депутат от "Согласия" Регина Лочмеле-Лунева: "Этот законопроект можно назвать так – вершки и корешки. Вершки – для правящей коалиции и группировок из поддерживаемых отраслей. Корешки – для малого, среднего бизнеса и простых работников. 18-я статья, пункт 2, закрепляет право на неопределенное время увольнять любого работника только за то, что он не согласен со снижением своей зарплаты. 19-я статья предусматривает, что за предоставление ложной информации, безо всяких ссылок на объем и содержание этой информации, Служба госдоходов в рамках начисления пособия по простою может оштрафовать физическое лицо или члена правления, лишив его права занимать должности в коммерческих предприятиях. Решение будет принимать Служба госдоходов и никто иной…"

Своего рода юридическую оценку принимаемому законопроекту дал независимый депутат Алдис Гобземс: "Этот законопроект антиконституционен. Он противоречит Сатверсме Латвийской Республики, так же, как противоречит Сатверсме данное заседание Сейма и все прочие заседания Сейма, которые проходят в так называемом удаленном режиме… Фактически в данном законопроекте закрепляется, что нам Сейм больше не нужен. Это такой современный госпереворот 21-го века. Через э-парламент мы отдаем все функции исполнительной власти – в неограниченном объеме решать вопросы, которые Сейм может абсолютно спокойно решать сам в нынешних условиях".

В своем выступлении депутат сделал прогноз: "Осталось сказать, куда это все приведет? Все это приведет, по сути, к государственному краху. И этот крах начнется ближе к осени. Почему? Потому что мы видим: все прежние решения, которые принимало правительство или парламентская коалиция – они, по сути, не были в интересах общества Латвии. Они были приняты (политиками) лишь в интересах своих друзей, спонсоров и так далее… Все это возможно сегодня, и коалиция это очень хорошо знает. Возможно потому, что наше общество привыкло страдать. Оно страдает годами. Не верит больше никому, и равнодушно допускает, что в Латвии происходит демонтаж Сатверсме и фактически парламента".

После рассмотрения в бюджетно-финансовой комиссии (которая, как заверил ее председатель Мартиньш Бондарс, будет заседать столько, сколько потребуется) законопроект в срочном порядке поступит в парламент на окончательное чтение. Вскоре после этого и станет понятно, кто же из депутатов был прав – коалиция, считающая, что законопроект позволит оперативно принимать нужные для экономики страны решения, или оппозиция – с вышеперечисленными комментариями.

249
Теги:
Сейм, Латвия
По теме
Крах экономики страшнее эпидемии: Латвия готовит пакет мер поддержки
Кому и сколько: как Латвия распределила средства на борьбу с коронавирусным кризисом
Налоговые каникулы и кредитные гарантии: как будут лечить экономику Латвии
Госуправление в Латвии заболело коронавирусом? Откуда системный кризис
Пожилая женщина

Несправедливо, затратно, отменить нельзя: в комиссии обсудили пенсии за выслугу лет

670
(обновлено 19:47 04.06.2020)
Все ведомства отстаивают пенсии за выслугу лет в своей сфере, и только министерство образования отказалось от идеи ввести такую форму поддержки для педагогов детсадов; кто в Латвии может уйти на пенсию раньше и почему это вызывает вопросы у Госконтроля

РИГА, 4 июн — Sputnik. Ни одно отраслевое министерство на данный момент не готово отказаться от пенсий за выслугу лет, но ведомства допускают возможность пересмотреть правила их назначения, сообщает nra.lv. Исключение составляет министерство образования и науки, которое не будет выдвигать на утверждение законопроект о пенсиях за выслугу лет учителям спортивных и специальных школ, а также дошкольным педагогам.

По заключению Госконтроля, пенсии за выслугу лет составляют очень большую нагрузку на бюджет — в последующие годы на их выплаты будет необходимо по меньшей мере 4,5 миллиарда евро, поэтому комиссия Сейма по социальным и трудовым вопросам решила направить в правительство письмо с призывом пересмотреть систему назначения пенсии за выслугу лет.

Европа постепенно отказывается

Госконтроль много раз обращал внимание министерств на тот факт, что в Латвии нет четкой стратегии в отношении пенсий за выслугу лет. На заседании парламентской комиссии член совета Госконтроля Инга Варава вновь напомнила, что пенсия за выслугу не зависит от социальных взносов, сделанных в течение жизни, поэтому возникает вопрос, насколько это справедливо по отношению к другим пенсионерам.

"Получатели пенсии за выслугу лет могут выйти на пенсию в сравнительно более хороших условиях и получить сравнительно более хорошую пенсию", - заявила Варава.

Это подтверждают данные исследования Госконтроля, согласно которым пенсия за выслугу лет в полтора раза выше, чем по возрасту (здесь сравнивается пенсия конкретного человека — та сумма, которая назначена ему за выслугу, и та, которая назначена по возрасту). Самое большое различие у дипломатов — до двух раз, а также у судей и прокуроров.

"Мы не выступаем ни против кого, кто сейчас получает пенсию за выслугу лет, но указывает, что система непрозрачна и, возможно, несправедлива к другим пенсионерам, и что это большая нагрузка на госбюджет", - заявила Варава.

Данные контроля противоречат убеждению, что пенсия за выслугу лет необходима, так как человек больше не сможет продолжить тяжелую службу после многих лет — это справедливо лишь в меньшем числе случаев, а семеро из десяти таких пенсионеров продолжают работу, нередко даже в той же профессии.

Варава указала на то, что другие страны Европы также проводят реформы, чтобы отказаться от пенсий за выслугу лет или изменить эту систему, к примеру, вводя укороченный рабочий день и предлагая перепрофилирование, если на конкретном месте работать больше нельзя. От пенсий за выслугу решили отказаться и в Эстонии — вместо этого в определенных профессиях вводятся компенсационные механизмы, к примеру, предписывающие обязательное участие в системе третьего пенсионного уровня, куда взносы делает работодатель.

Сложно найти общий знаменатель

Госсекретарь министерства благосостояния Ингус Алликс признал, что проблема пересмотра системы пенсий за выслугу лет актуальна, министерство и само много о ней говорило и два раза готовило концептуальные доклады в правительство.

"Но учитывая, что это касается интересов слишком многих ведомств, достичь единого мнения никогда не получалось", - отметил Алликс.

Он также считает, что в будущем пенсии за выслугу лет будут создавать значительную дополнительную нагрузку на бюджет (а они выплачиваются и из бюджета социального страхования, и их основного бюджета), тем более в условиях, когда происходит старение населения, то есть становится меньше работающих и больше пенсионеров. И в этих условиях одни жители будут работать до 65 и дольше, а другие выйдут на пенсию на десять лет раньше.

Алликс также указал, что во многих странах пенсии за выслугу лет больше не считаются элементом социального страхования — вместо этого происходит переход к программам поддержки после прекращения работы в определенных профессиях.

"Правительство рассматривало этот вопрос, но решения нет. От разных отраслей всегда была готовность пойти навстречу и обсудить этот вопрос, но на рабочей группе мы обычно приходим к тому, что каждая эта отрасль начинает обосновывать, насколько она специфична, и доказывать, что пенсии за выслугу лет в будущем обязательно надо сохранить", — рассказал Алликс.

Полицейские без сапог

То же самое случилось на заседании комиссии по социальным и трудовым вопросам — представители различных сфер объясняли, почему пенсии за выслугу лет фактически надо сохранить.

Наиболее остро высказался министр внутренних дел Сандис Гиргенс.

"Давайте взглянем на реальность — я понимаю Госконтроль и ценю его работу, дискуссии ценны, как и поиск наилучших решений, и я также выступаю за экономию средств", но в этом случае нужно смотреть на ситуацию комплексно — если мы говорим об отказе от пенсий за выслугу, давайте говорить прямо и открыто, каковы цены в других европейских странах, к примеру, для полицейских и пожарных? Им не приходится полагаться на пенсию за выслугу, в отличие от полицейских в Латвии", — заявил глава МВД.

Фактически речь Гиргенса касалась не столько пенсий за выслугу лет, сколько критической ситуации в системе МВД — в полиции, погранохране. Он говорил о том, что полицейским не хватает сапог, что те, кому приходится ездить на работу из отдаленных регионов, сами платят за электричество. Из 10 тысяч работников системы внутренних дел у 7 тысяч зарплата меньше 800 евро".

"Эти люди рискуют своей жизнью, но получают зарплату на границе бедности. Если бы не было пенсии за выслугу, у нас бы в принципе не было полицейских и спасателей", — с горечью сказал министр.

Он считает, что от пенсии за выслугу лет можно было бы отказаться, только предложив адекватную систему социального обеспечения для работников системы МВД.

Госсекретарь Минобороны Янис Гарисонс добавил: если здоровье человека позволяет, что оборонные структуры оставляют его на службе как можно дольше, но нужно понимать, что в определенном возрасте работник больше не может выполнять свои обязанности, как раньше, из-за различных проблем со здоровьем.

"Мы готовы дискутировать о совершенствовании системы, но я не хотел бы, чтобы эта система каким-то образом была уничтожена и мы потеряли своих работников", — говорит Гарисонс.

Для педагогов пенсии за выслугу не будет

Представитель министерства образования Байба Башкере признала, что министерство не будет продвигать подготовленный законопроект о пенсиях за выслугу лет для педагогов спортивных и специальных школ, а также детсадов. Ведомство отказалось от этой идеи, потому что "это дискриминация остальных педагогов".

"Скорее, мы бы предложили больше поддерживать педагогов в сфере оплаты труда и возможностей для переквалификации", - заявила Башкере.

По словам парламентского секретаря МИД Латвии Занды Калныни-Лукашевицы, дипломатов тоже будет сложно удержать на службе, если пенсии за выслугу лет отменят. Дело в том, что в случае дипломатов социальные выплаты, которые в будущем дают возможность получить пенсию по возрасту, платятся только с основной зарплаты, а не со всего заработка, который дополнен различными надбавками.

В сфере культуры пенсии за выслугу лет получают люди, которые в определенном возрасте больше не могут выполнять свои трудовые обязанности, потому что их рабочий инструмент — это их тело, рассказала Илута Трейя из министерства культуры.

"В среднем в год в сфере культуры такие пенсии назначаются где-то около десяти человек, это немного, тем более что эти люди продолжают работать в других сферах и платят налоги", - отметила Трейя.

Эксперт по социальным вопросам Петерис Лейшкалнс призывает оценивать всю пенсионную систему в целом, потому что фактически у всех людей после 55 лет возникают различные проблемы со здоровьем, которые усложняют осуществление рабочих обязанностей в обычном объеме.

По итогам заседания комиссия решила подготовить письмо в кабмин с призывом пересмотреть возраст и страховой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, договориться о единых критериев для всех таких пенсий и оценить возможность расширения компенсационных механизмов.

670
Теги:
пенсии, Латвия
Тема:
Пенсии в Латвии: ни шанса на достойную старость
По теме
Колташов: ради "зеленой" энергии Латвия привычно пожертвует пенсиями
Рассчитывать только на себя: Латвия в будущем не сможет платить пенсии
"Растащили" страну, пенсий не будет, коронавирус погубит всех. О чем писали латышские СМИ
Армия безработных, пустая казна и старики без пенсий: к чему готовиться Латвии
Аналитик Центра общественно-политических исследований Русская Балтика Александр Носович

Свои порты важнее единства: Носович рассказал, как Латвия обставила Литву

0
(обновлено 16:01 05.06.2020)
Балтийское единство на поверку оказалось красивым мифом: отказ поддержать Литву в бойкоте БелАЭС означает для Латвии не только дешевую электроэнергию, но и возрождение транзита за счет белорусских грузов
Единство буксует: Носович рассказал, как Латвия решила обчистить Литву

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс признал присутствие "геополитических усилий" в вопросе бойкота электроэнергии с Белорусской АЭС, пишет Sputnik Литва. По его словам, соглашение стран Балтии об отказе от покупки электроэнергии с БелАЭС является "балансированием между геополитикой и ценами". Министр назвал ошибочным мнение, что из этой ситуации можно выйти победителем с дешевым электричеством. 

За такую честность Линкявичюса стоит поблагодарить - ведь Литва долго прикрывалась экологией и ядерной безопасностью в вопросе Белорусской АЭС, сказал Sputnik Латвия экономист и политический аналитик Александр Носович.

"Линкявичюсу в принципе свойственны своеобразные каминг-ауты, когда он раскрывает подоплеку внешней политики Литвы. Несколько лет назад он назвал геополитической игрой кампанию по ассоциации Украины с Евросоюзом, выступив таким образом вразрез с официальной позицией Брюсселя, который долго убеждал Россию в отсутствии намерений оторвать Киев от Москвы. Сейчас министр проявил такую же честность применительно к Белорусской АЭС", - констатировал Носович.

Эксперт подчеркнул, что вся энергетическая политика Литвы подчинена исключительно геополитическим целям - вопросам сдерживания России, выхода балтийского региона из ее сферы влияния и укрепления позиций США.

"Это относится не только к борьбе с БелАЭС, но и к появлению СПГ-терминала в Клайпеде, и к выходу стран Балтии из энергокольца БРЭЛЛ. Здесь нет ни стремления удешевить электроэнергию, ни намерения сохранить экологию региона - все подчиняется исключительно антироссийской политике. Линкявичюсу нужно сказать большое спасибо за то, что он честно об этом сказал", - отметил Носович.

По его словам, у Латвии и Эстонии нет таких очевидных причин бороться с Белорусской АЭС, какие есть у Литвы.

"У Латвии есть интерес оттянуть от Литвы белорусский транзит и переориентировать его на себя. Порты Латвии сейчас переживают обвальное падение из-за ухода российского транзита и из-за кризиса. Поэтому Рига отказывается подписывать межправительственное соглашение стран Балтии по электроэнергии. Власти рассчитывают, что в благодарность за это Беларусь перебросит часть грузов на Ригу, Лиепаю и Вентспилс. Это тот случай, когда балтийское единство буксует", - пояснил Носович.

Из-за отказа Латвии взять на себя обязательства не закупать электроэнергию с Белорусской АЭС три страны Балтии до сих пор не подписали соглашение о торговле энергией с третьими странами. В Литве заявляют, что из-за этого Рига, Вильнюс и Таллин не смогут получить одобрение и софинансирование Еврокомиссии для выхода из энергокольца БРЭЛЛ и синхронизации своих электросетей с континентальной Европой.

0
Теги:
порт, транзит, энергокольцо БРЭЛЛ, электроэнергия, БелАЭС, Александр Носович, Латвия, Литва
Тема:
Конфликт вокруг БелАЭС