Вентспилсский свободный порт

Сначала банки, теперь транзит: Латвия с энтузиазмом гробит свою экономику

4404
(обновлено 11:48 12.12.2019)
"Как мы закрыли банковский сектор, так мы закроем транзит", - заявил экс-министр сообщения Латвии Анрийс Матисс, добавив, что при этом правительство не объясняет, на чем страна собирается зарабатывать

РИГА, 12 дек — Sputnik. Смена модели управления двумя крупнейшими латвийскими портами – тем более за одну ночь – может очень плохо повлиять на транзитную отрасль, которая и так переживает не лучшие времена из-за планомерного перевода Россией экспортных грузов в свои порты, заявил экс-министр сообщения балтийской страны Анрийс Матисс в интервью Baltnews.

На этой неделе Управление по контролю за иностранными активами Государственной казны США (OFAC) ввело санкции против мэра Вентспилса Айварса Лембергса и четырех принадлежащих или подконтрольных ему организаций, в том числе управления Вентспилсского свободного порта.

После этого правительство объявило о намерении перенять контроль над Вентспилсским и Рижским портами. Планируется, что управлять портами будет новообразованная компания, а члены правления Рижского и Вентспилсского портов, выдвинутые муниципалитетами, потеряют свои должности. Впредь правление портов будет назначаться государством.

Десять лет обсуждали, за одну ночь решили

По мнению Матисса, решение об изменении модели управления портами выглядит очень поспешным. "Десять лет дискутировали и за одну ночь приняли решение. Я считаю, это неправильно", - сказал экс-министр.

По его мнению, в ситуации, когда под американскими санкциями оказался Айварс Лембергс, имело смысл предпринимать какие-то действия в Вентспилсском порту, чтобы быстрее "отладить" эту ситуацию. "Но не вижу никаких причин, почему надо что-то делать в Рижском порту, – добавил Матисс. - Может, кто-нибудь тоже поедет в Соединенные Штаты и поговорит по поводу правления Рижского порта?"

Оценивая влияние предстоящих изменений на Вентспилсский порт, Матисс назвал их "опасными".

"С одной стороны, понятно, что это (принимать решения – ред.) будут делать государственные чиновники. Но, с другой стороны, если создается какая-то компания коммерческая, которая будет все это пересматривать, то может получиться, что половина города передана частным управляющим. Не считаю, что это правильно и может какой-то позитивный эффект оказать.

В Вентспилсе работает более тридцати больших предприятий. В их числе очень много зарубежных. Это индустриальная зона. Все это передать только государству или созданной компании – очень опасно", - сказал бывший министр.

Он затруднился оценить, кто является "выгодоприобретателем" всей этой ситуации. "Но, конечно, это может быть связано с политикой, с внутренней политикой", - сказал Матисс.

Можно остаться без грузов

Ситуация, когда меняется управление портами, может негативно сказаться на показателях всей отрасли, считает Матисс.

"Мы уже видим, что Россия приняла решение о значительном сокращении транзита через латвийские порты, в том числе – Ригу и Вентспилс. А тут еще и такие ситуации, как сейчас. Я думаю, Латвия может потерять большой объем транзита, что может непосредственно сказаться на ВВП. Снизятся доходы", - указал бывший министр.

В случае Вентспилса – в порту там работают около двух тысяч человек, если учитывать поставщиков, это около десяти тысяч человек, при общем населении города в 20-25 тысяч человек. "Половина города отключена. Как это может сказаться на экономике? Сами понимаете", - сказал Матисс.

В целом для отрасли транспорта и логистики Латвии складывается неблагоприятная ситуация, считает бывший глава Минсообщения. Матисс не видит предпосылок для возвращения российских грузов в порты Латвии, напротив, в нынешних обстоятельствах, при существующей риторике транзит только сокращается, и заместить уголь, нефть, удобрения из России пока нечем.

В качестве альтернативы можно было надеяться разве что на белорусские грузы, но и там – ограниченная база, кроме того, уже налажено плотное сотрудничество с литовской Клайпедой, туда инвестированы средства.

"У Латвии нет границы с Китаем, нет границы с Казахстаном или с Узбекистаном, где тоже грузы есть. Не вижу возможностей, как можно заменить ушедший транзит. Если мы закрываем это дело, то мы закрываем целую отрасль в стране – то есть транзит. Все закончится", - сказал Матисс.

По его мнению, происходящее сегодня в транзитной отрасли напоминает то, что в прошлом году случилось с латвийскими банками, когда после претензий структуры Минфина США началась масштабная "чистка", в результате которой из Латвии ушли миллиарды нерезидентских денег.

"Как мы закрыли банковский сектор, так мы закроем транзит. Может быть, мы можем делать что-то другое, но я не вижу, чтобы правительство что-то предлагало. Вместо этого мы отключаем целые города – как Вентспилс. Я считаю, это очень неправильно", - заключил Матисс.

4404
Теги:
Анрийс Матисс, Рижский порт, Вентспилсский порт, Латвия
Тема:
Санкции США против мэра Вентспилса Айварса Лембергса и национализация портов (51)
По теме
"Похоже на рейдерский захват": Бергманис готов судиться из-за Рижского порта
Буров: государство забирает контроль над Рижским портом не из-за Лембергса
Управляющий Вентспилсским портом: свет и вода есть, денег нет
Кто тут господин: Гобземс оценил санкции США против Лембергса
"Молниеносная операция": Баранник отметил скорость национализации портов
Загрузка...

Орбита Sputnik