Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

"Нафтан" обсуждает с Латвией поставки нефти через ее порты

© Sputnik / Андрей Александров / Перейти в фотобанкНефтеперерабатывающий завод "Нафтан" в Новополоцке
Нефтеперерабатывающий завод Нафтан в Новополоцке - Sputnik Латвия
Подписаться
Посол Латвии в Беларуси Эйнарс Семанис посетил ОАО "Нафтан", в ходе встречи с руководством предприятия, в частности, обсуждался механизм альтернативного импорта нефти через латвийский порты

РИГА, 27 дек — Sputnik. Латвийский транспортный коридор может использоваться не только для экспорта нефтепродуктов производства белорусского завода "Нафтан", но и для импорта нефти. Возможности сотрудничества в этом вопросе обсудили посол Латвии в Беларуси Эйнарс Семанис и руководство "Нафтана", сообщает "Вестник Нафтана".

"Как отдельный вопрос также обсуждался потенциал использования латвийского транспортного коридора не только для перевозки готовой продукции ОАО "Нафтан", но и для поставок на предприятие альтернативного сырья", - говорится в сообщении.

Нефтеналивные терминалы в Вентспилсском свободном порту - Sputnik Латвия
Беларусь готова загрузить порты Прибалтики: НПЗ выбирают замену российской нефти

Также стороны выразили заинтересованность в появлении нового продукта после завершения модернизации предприятия — нефтяного кокса — и в перспективах его возможного транзита через порты Латвии.

Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что республика прорабатывает альтернативы поставкам нефти из России: по нефтепроводу Одесса – Броды, по реверсу из Гданьска и через порты Латвии и Литвы. Также сообщалось, что Беларусь договаривается с Казахстаном о поставках нефти по нефтепроводу "Дружба" в объеме от 1 до 3,5 миллиона тонн в год.

В настоящее время Беларусь покупает только российскую нефть. В России в 2019—2024 годах будет реализован так называемый налоговый маневр в нефтяной сфере, предусматривающий постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу. Из-за этого цена на российскую нефть для Беларуси, как ожидается, вырастет. Минск оценивал свои потери в совокупности за шесть лет в сумму до 11 миллиардов долларов, а потери в 2019 году — примерно в 300 миллионов долларов.

Нефтеналивные терминалы в Вентспилсском свободном порту - Sputnik Латвия
Беларусь одной рукой дает, другой отбирает: латвийский транзит обманулся

Эксперты считают, что заявления Минска об альтернативных поставках нефти через прибалтийские порты — попытка повысить свою цену в переговорных позициях с Москвой по вопросу компенсаций убытков. Если бы импорт нефти из третьих стран через прибалтийские порты был выгодным с экономической точки зрения, подобная схема давно бы работала, считает Константин Симонов.

Симонов пояснил, что налоговый маневр действительно создает неблагоприятные предпосылки для наполнения белорусского бюджета. Он предполагает замену экспортной пошлины на рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — все налоги будут выплачиваться производителем нефти, не экспортерами. В результате Беларусь к 2024 году, когда налоговый маневр окончательно завершится, будет получать нефть по ценам, близким к мировым. Однако до завершения маневра нефти по цене, выгоднее, чем предлагает РФ, Беларуси все равно не найти, уверен эксперт.

По его мнению, только когда налоговый маневр завершится, ситуация сможет развиваться более конкурентно, и теоретически Беларусь сможет покупать на Балтике норвежскую нефть. Но пока рассуждать об этом предметно рано, никто не представляет, какова будет картина европейского потребления бензина и дизеля в 2025 году, отметил Симонов.

Лента новостей
0