Газовоз компании Anthony Veder

Вдруг это будет российский газ: в Латвии не хотят СПГ-терминал и контракты на 35 лет

5962
(обновлено 18:11 17.02.2020)
Министр экономики Латвии Ральф Немиро оценил потенциальное значение терминала СПГ в Скултском порту, а также прокомментировал требование лидера НКП Яниса Борданса о собственной отставке

РИГА, 17 фев — Sputnik. Проект СПГ-терминала в Скултском порту не получит статуса объекта национального значения, он может быть построен только на рыночных принципах. В кулуарах ходят разговоры, что инвесторы хотят заключить долгосрочные контракты на поставку СПГ с Latvenergo, но без одобрения Минэкономики этого тоже не удастся сделать, заявил глава ведомства Ральф Немиро в интервью газете Diena.

"У проекта в Скулте две проблемы: ему не присвоен статус объекта национальных интересов, поэтому нельзя обойти согласование с жителями, во-вторых, самый главный вопрос: кто будет покупать этот газ? Все говорят о хранении и очень коротком расстоянии до Инчукалнского подземного газохранилища, но если кто-то хочет заключить 25- или даже 35-летний договор на закупки с Latvenergo, а мы знаем, что ТЭЦ-2 – это крупнейший потребитель газа, я этого допускать не собираюсь", - заявил Немиро.

На вопрос о том, что позволяет ему думать, что инвесторы претендуют на долгосрочный договор с Latvenergo в обход рыночных принципов, Немиро ответил: "Как вы и говорите: кулуарные разговоры".

По его словам, терминал в Скултском порту может быть построен на рыночных принципах.

"Пожалуйста, стройте терминал, смотрите, где есть отдельные возможности поставки газа. Причем мы еще не знаем, что это будет за газ – будут ли доставлять на этот терминал сжиженный газ из США или Норвегии, или газ из России, который сжижают там же недалеко. Это значит, что у нас будет российский "газ из тубы" и сжиженный российский газ – и от этого не будет никакого толка", - объяснил Немиро причины, по которым СПГ-терминалу в Скулте сложно претендовать на поддержку из госбюджета.

Министр подтвердил, что на многих форумах встречался и общался с американским предпринимателем латышского происхождения Петерисом Рагаушсом, который является спонсором Новой консервативной партии и который лоббирует строительство СПГ-терминала. На вопрос о том, не могло ли быть разговора, после которого Рагаушс почувствовал, что с таким министром экономики, как Немиро, "работать" будет нельзя, и последовал политический заказ НКП, чтобы министра сменить, Немиро ответил, что не исключает такой возможности.

"Я такой возможности не исключаю, потому что его интерес к этому проекту прямо просматривается, и я всегда говорил, что статус объекта национальных интересов к этому объекту не применим, потому что нужно пройти всю процедуру, нет ничего особенного.

Во-вторых, (я говорил), что этот терминал должен основываться на рыночных принципах, мы не будем спонсировать этот проект за деньги налогоплательщиков.

Чтобы присвоить статус объекта национальных интересов, это решение должно выдвинуть министерство экономики в моем лице. Что касается долгосрочного договора на поставку газа, я не могу представить, что правление Latvenergo без совета, без акционера (в лице министерства экономики – ред.) могло бы решить что-то такое сделать. Это огромные договоры, для которых необходим акцепт совета", - сказал Немиро.

Идею строительства СПГ-терминала в Скулте реализует акционерное общество Skulte LNG Terminal. Сейчас 83% акций компании принадлежит Nacionālā gāzes termināļa biedrība, а еще 17% владеет американский бизнесмен Петерис Алоиз Рагауш (он же является председателем правления).

В Skulte LNG Terminal считают, что в проекте могли бы участвовать госкомпания Latvenergo либо частично принадлежащее ей предприятие Conexus, которое потом могло бы стать оператором газопровода. По словам Микельсонса, интерес к возможной синергии с Conexus есть: Conexus или само может построить трубопровод, или это сделает Skulte LNG Terminal, и Conexus эту инфраструктуру у него потом выкупит.

5962
Теги:
Янис Борданс, Новая консервативная партия (НКП), Скултский порт, СПГ, Ральф Немиро, Латвия
По теме
СПГ-терминал в Скулте: треть расходов хотят переложить на Латвию и "Газпром"
СПГ дешевле поставок "Газпрома": спонсор НКП лоббирует проект в порту Скулте
СПГ-терминал в Скулте спровоцирует конкуренцию с Литвой
Крупный партнер "Газпрома" может вложить деньги в СПГ-терминал в Скулте
Древесная щепа

Аппетит приходит во время беды. Как Латвия стала зависимой от белорусской щепы

67
(обновлено 15:08 02.07.2020)
Латвийские лесопромышленники не справились с конкуренцией со стороны белорусов - в ход пошли не очень честные методы борьбы, вплоть до накрученной статистики в обращении к премьеру Кариньшу и скандалов с "радиоактивным пеплом"

РИГА, 2 июл –Sputnik, Юлия Грант. Объявленный Латвией курс на "зеленую" энергетику, целью которого в основном было снижение потребления российского природного газа, обернулся новой зависимостью - теперь от белорусской щепы, которая по цене "кладет на лопатки" латвийские древесные отходы. Громкие разоблачения "радиоактивного характера" этого топлива на деле прикрывают главное: желание местных лесопромышленников административно ограничить конкуренцию со стороны белорусов и всех остальных игроков, готовых снабжать латвийские когенерационные станции и теплоцентрали своим товаром.

До отопительного сезона 2017-2018 года все с латвийской щепой было хорошо: ее исправно закупали плодящиеся "зеленые" станции. Предпринятое Советом по конкуренции исследование 2019 года показывает, что в стране имеется около 60 крупных лесопилок, на продукцию которых в связи с развитием "зеленой" энергетики существовал стабильный спрос, превышавший предложение, практически во всех регионах, кроме Видземе и Латгалии.

Однако теплая и дождливая зима спутала все карты: лесозаготовители просто не могли проехать на деляны, в результате возник дефицит побочного продукта отрасли - щепы - а на деле представляющего собой все древесные отходы. Цены топлива начали расти: на 20, 45 и порой даже на 70%. И тогда нашлась белорусская выручалочка: в 2018 году импорт малоценного древесного топлива вырос в четыре раза.

Лесопромышленникам это не понравилось, и они попытались отыграть свои рынки. Тогда возник скандал с "радиоактивным пеплом" на "Ригас силтумс". Предполагая, что шум поднят неспроста, рижское предприятие теплоснабжения обзавелось воротами для дозиметрического контроля ввозимой щепы, заверив, что Чернобыля в своем хозяйстве не допустит.

Такой расклад не устроил лесопромышленников: они написали заявление в Совет по конкуренции, чтобы уличить своих покупателей во вредительстве. Изучив спрос и предложение, Совет в отчете, уже упоминавшемся выше, пришел к выводу: конкуренция в данном секторе существует, злого умысла в действиях участников нет.

Тем временем в 2019 году импорт щепы из Беларуси перевалил за 1,2 миллиона тонн, увеличившись еще на 50%, в сравнении с предыдущим годом. Муниципальные предприятия, экономя деньги граждан, увеличивали закупки ввозного топлива. На это лесопромышленники ответили челобитной на самый верх, премьеру Кришьянису Кариньшу.

"Цель закона "Об энергетике" - развивать использование местного возобновляемого топлива, а также способствовать энергетической независимости страны, - указали заявители. – И если рост числа станций на щепе отвечает этим целям, то ввоз щепы из Беларуси – отнюдь нет. Отсутствие поддержки местных производителей вредит экономике Латвии. И такой крупнейший покупатель щепы, как АО "Ригас силтумс", половина акций которого принадлежит государству, никоим образом не поддерживает местных производителей! В конкурсе 2018 года на поставку щепы "Ригас силтумс" победил коммерсант, торгующий только белорусским сырьем".

Такая беспринципность не по душе местным поставщикам. Тем более что за "Силтумсом" потянулись другие крупные производители теплоэнергии, закупая дешевую белорусскую щепу.

"Можно сделать вывод, что КОЗ, за счет которой оплачивается "зеленая" энергия, в случае производства на основе импортной щепы уходит мимо цели", - витийствуют лесопромышленники. Разумеется, они ссылаются на чернобыльский след в Беларуси, а заодно пеняют на концентрацию производства гранул, которое того и гляди монополизирует эстонская группа Graanul Invest.

"Мы платим налоги! У нас работают 327 человек!" - а из этого следуют меры, которые должно "целенаправленно и независимо от чрезвычайной ситуации в стране" принять правительство.

Лесопромышленники ни много ни мало требуют изменений в законе, согласно которым КОЗ должны получать только энергопроизводства на местной щепе. "Ригас силтумс" следует заставить закупать местное топливо и обязать поддерживать местных производителей.

Мало того, они протягивают руки к суверенной Беларуси, предлагая изучить ситуацию в ее лесном хозяйстве и "при необходимости" на уровне Евросоюза "способствовать его долговечности", ограничив импорт щепы из этой страны. А для начала запретить импорт из Беларуси хотя бы на время, пока не кончится эпидемия COVID-19.

Эта позитивная программа не стыкуется ни с принципами свободной конкуренции, ни с интересами конечных потребителей тепла, за счет которых предлагается поддерживать местных лесопромышленников, которые уже показали в сезон 2017-2018 года, как свято они чтят рынок, взвинтив цены на свой товар. Теперь они хотят это делать по закону.

Попутно используются методы совсем уж пиратские. Например, цифры в письме лесопромышленников Кариньшу отличаются от данных официальной статистики: в 2018 году импортировано из всех стран 757 тысяч кубометров щепы, а не 800 тысяч тонн только из Беларуси. Масса кубометра полусырых древесных отходов составляет не более 900 килограммов, значит, в тоннаже в Латвию было ввезено максимум 680 тысяч тонн. При этом экспорт такого сырья составил 1,8 миллиона кубометров, а потребление – почти 11 миллионов кубометров. Беларусь, таким образом, дает в энергобаланс древесного топлива менее 10%.

Но сам факт появления импортной "зеленой компоненты", конечно, обидный. Почему-то свободно-рыночная Латвия не может конкурировать с немножко командно-административной Беларусью без подлогов и попыток использовать собственных агентов влияния для того, чтобы устранить нежелательных соперников. Даже в отрасли, которая уже 20 лет считается однозначно "удавшейся" и конкурентоспособной – переработке леса.

67
Теги:
Латвия
Рыбоконсервный завод Kaija/Karavela

Лучше жить на пособие, чем сортировать рыбу за 680 евро: чем плох план спасения экономики

536
(обновлено 13:03 02.07.2020)
Безработным в Латвии выгоднее получать пособия, чем идти, например, на рыбную фабрику на зарплату в 680 евро на руки

РИГА, 2 июл — Sputnik. У безработных в Латвии нет мотивации искать работу, поскольку они получают государственные пособия, такое мнение в эфире телеканала RigaTV24 высказал совладелец рыбоперерабатывающего предприятия Karavela Андрис Бите.

Предприниматель отметил, что сейчас в Латвии насчитывается около 95 тысяч зарегистрированных официально безработных, при этом к нему на предприятие желающих устроиться почти нет. "У нас, например, постоянно имеются вакансии на производстве – и в Риге, и в Вентспилсе. За неделю к нам пришли всего два человека, из которых ни один в итоге не остался работать", – рассказал Бите.

Он считает, что в Латвии хотят жить как в Швеции, а работать – как в Африке.

"Это реальность. Пока у человека не будет мотивации идти и работать, пока ему проще будет получать пособие, он будет выбирать этот простой путь", – добавил Бите.

Ранее фабрика Karavela объявила кампанию под лозунгом "Не увольняй, а одолжи". В кризис фабрика предлагала компаниям, оказавшимся в простое, предоставить на время своих работников. Часовая ставка работника цеха составляет 6 евро до налогов. За 160 часов в месяц можно заработать 960 евро до уплаты налогов. Это около 680 евро "чистыми".

SIA "Karavela" — единственное латвийское предприятие, с которого Россельхознадзор разрешил возобновить поставки шпрот в Россию, запрет действовал с июня 2015 года из-за системных нарушений, выявленных ведомством в ходе инспекций, а также в связи с наличием в продукции канцерогенного вещества бензопирена.

536
Теги:
работа, Karavela, Латвия
По теме
Даже в кризис латвийцы не хотят работать в поле за 900 евро: фермеры боятся за урожай
Большая часть получателей пособия по простою на работу не вернется
Клубника сгниет в полях: латвийские фермеры не успели привлечь гастарбайтеров
За три месяца количество безработных в Латвии выросло на 22 тысячи
Вентспилсский свободный порт

Вместо кафеля - сигареты: в порту Вентспилса изъяли контрабанду

10
(обновлено 15:34 02.07.2020)
Крупный груз табачной контрабанды был обнаружен таможенниками в порту Вентспилса - сигареты были спрятаны в тайнике, замаскированном под груз кафеля

РИГА, 2 июл — Sputnik. Сотрудники Службы госдоходов (СГД) в грузе кафеля обнаружили крупную табачную контрабанду. Было конфисковано почти пять миллионов сигарет.

По данным СГД, во время контрольных мероприятий в порту Вентспилса внимание таможенников привлекла автомашина, в которой находились коробки с кафелем. Груз предназначался для отправки в Швецию.

​Однако таможенники решили отправить грузовик на углубленную проверку, и, как оказалось, не напрасно - в подозрительных коробках вместо кафеля находились пачки с сигаретами.

Всего работниками СГД было изъято 237 000 пачек (или 4 740 000 штук) сигарет марки Winston Blue без акцизных марок, которые находились в 294 коробках с надписью "кафель для ванной комнаты".

По первоначальным подсчетам, в виде неуплаченных налогов государству был нанесен ущерб в размере 888 тысяч евро.

По факту случившегося начат уголовный процесс по части 3 статьи 190 УЗ - "Контрабанда, совершенная в крупных размерах".

10
Теги:
сигареты, контрабанда, Вентспилс
По теме
В Дании задержали двоих латвийцев за контрабанду кокаина
Почетный консул Латвии пытался выехать с Украины в набитой контрабандой машине
Контрабанда или труп? Рижане увидели подозрительный объект в Даугаве