Кошелек

Латвия находится перед непростым выбором: демография против пенсий

3404
(обновлено 10:00 24.02.2020)
Печальные цифры относительно латвийской демографии опубликовала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), судя по этим цифрам, скоро в Латвии некому будет работать и нечем выплачивать пенсии

РИГА, 23 фев - Sputnik. В Латвии число жителей в возрасте от 20 до 64 лет к 2060 году уменьшится примерно на 40%, прогнозируют эксперты в исследовании ОЭСР "Пенсионное обозрение — 2019" (Pensions at a Glance 2019), пишет Bb.lv.

В соответствии с латвийским законодательством, трудоспособной считается группа от 15 лет до достижения пенсионного возраста, который к 2025 году достигнет в Латвии 65 лет.

ОЭСР прогнозирует, что во всех странах, входящих в организацию, количество жителей в возрасте от 20 до 64 лет уменьшится на 10%. Но в Латвии и Литве эти процессы будут происходить быстрее. Латвия находится на третьем месте среди стран ОЭСР по темпам сокращения численности трудоспособного населения. Увеличение же доли пожилых людей создает угрозу для функционирования пенсионной системы.

На минувшей неделе доктор экономики, эксперт по вопросам пенсий Эдгар Вольскис на встрече с представителями Латвийской федерации пенсионеров заявил, что в будущем из–за демографических процессов может возникнуть угроза существованию первого уровня пенсионной системы. То есть, если народонаселение страны не будет расти, пенсионеры смогут рассчитывать только на свои личные накопления. Здесь мы уже говорим о крахе пенсионной системы, ведь делать накопления никто никому и так не запрещал. Зачем тогда государство вообще необходимо?

Пожилым нелегко

По данным ОЭСР, среди людей старше 65 лет 32,7% находятся на пороге бедности, то есть их доходы меньше 50% медианы доходов населения. В Латвии на пороге бедности находятся 38,8% женщин и 20% мужчин. Однако поскольку в Латвии одна из самых больших разниц в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами, то эти замеры отражают одно и то же явление.

В исследовании ОЭСР говорится также о том, что занятость в группе от 55 до 64 лет в Латвии растет быстрее, чем в других странах ОЭСР: 30% по сравнению со средним показателем в 17%. Занятость в этой возрастной группе быстрее, чем в Латвии, растет только в Германии, Словакии и Нидерландах.

Что делать?

В исследовании также говорится, что к 2060 году рождаемость в Латвии вырастет с 1,72 до 1,80 новорожденного на душу населения. Но все равно это далеко от необходимого уровня в 2,1 ребенка на женщину, который обеспечивает естественное воспроизводство населения. Его, впрочем, нет ни в одной стране Европы.

Радикально увеличить рождаемость в стране невозможно. Этого не смогли добиться самые богатые страны Европы. Более того, всем известен факт: чем богаче страна, тем меньше там рождаемость. Что же тогда остается Латвии? Здесь только два варианта: или резкий рост налогов, или завоз мигрантов. Сильно задрать налоги в небогатой ЛР было бы катастрофой. Остается миграция, которая решила бы проблему очень быстро. Посмотрите: пару лет назад Литва немного ослабила требования к иммиграции и прошлый год закончила с ростом населения. Впервые за 30 лет!

Тот же самый трюк могла бы проделать и Латвия, но пока политической воли на это у правящих партий не наблюдается.

3404
Теги:
пенсия, Латвия
По теме
Депутат попробовал прожить на минимальную пенсию
"Не сидите у окна": латвийцам расскажут, как выжить на пенсии
Пенсии в Латвии посчитают по-новому: кто и сколько получит
Высоковольтные линии электропередачи

Будет как в Техасе: Латвии предрекли энергетический коллапс

497
(обновлено 20:24 25.02.2021)
Власти стран Балтии никогда не признают ошибкой решение выйти из БРЭЛЛ, не признают, что это ставит под удар национальные энергосистемы и делает электроэнергию дороже

РИГА, 25 фев - Sputnik. Выход из БРЭЛЛ станет для Латвии и Литвы уверенным шагом к энергетическому коллапсу - это подтвердил холодный январь, когда балтийские республики избежали энергокризиса только благодаря перетокам из России и Беларуси.

Согласно отчету, опубликованному независимым поставщиком энергии Elektrum Lietuva, в январе поток электроэнергии из России в страны Балтии возрос почти втрое против декабря, в то время как из Финляндии сократился на 31%, из Швеции - на 40%, пишет Sputnik Литва.

"Участие в БРЭЛЛ тем и хорошо, что любые пики энергопотребления страны Балтии могут покрыть за счет российской и белорусской электроэнергии. И у Москвы, и у Минска есть профицит мощностей, это позволяет при необходимости вырабатывать больше электроэнергии", - пояснил Sputnik Латвия эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его словам, именно такая картина и наблюдалась в январе: Латвия и Литва потребляют больше энергии, плюс литовско-шведский энергомост работает на экспорт в Швецию. У шведов этой зимой случился сильный энергетический дефицит, и Латвия с Литвой не только покупают электроэнергию в России, но и экспортируют ее в Швецию, указал эксперт.

"Если бы перетока со стороны Беларуси и России не было, балтийские республики оказались бы близки к коллапсу энергосистемы", - констатировал Юшков.

Аналитик пояснил, что Латвии и Литве пришлось бы закупать более дорогую энергию в Польше и потратить гораздо больше денег на стабилизацию в своей энергосистеме, чем когда бы они получили энергию из РФ и Беларуси. "И Швеция была бы вынуждена платить больше за электроэнергию, при этом непонятно, хватило бы мощности, чтобы ее туда перекинуть", - уточнил Юшков.

"Это в очередной раз показывает, что выход из БРЭЛЛ не только станет дорогим удовольствием для стран Балтии, но и приведет к понижению надежности энергоснабжения и в Прибалтике, и в Швеции, которая сейчас де-факто получает российскую энергию транзитом через Литву", - подчеркнул собеседник Sputnik.

Юшков отметил, что политики никогда не признают ошибкой решение выйти из БРЭЛЛ, не признают, что это ставит под удар национальные энергосистемы и делает дороже электроэнергию. "В случае коллапса или веерного отключения, как в Техасе, обвинения посыплются в адрес энергетиков, а сами политики будут настаивать, что их решение было верным. К сожалению, они руководствуются своими соображениями и не слушают специалистов, а расплачиваются за эти решения простые потребители", - заключил Юшков.

По данным Elektrum Lietuva, в январе оптовая цена электроэнергии выросла в Литве на 17%, в Эстонии - на 18%, в Латвии - на 19%. Почасовая цена на электричество в балтийских республиках колебалась от 11,09 до 121,63 евро за мегаватт-час.

В американском штате Техас на фоне установившихся в феврале аномальных холодов произошли массовые отключения электричества и воды. По данным властей, света лишились примерно четыре миллиона человек, при этом экстремальные погодные условия способствовали "заоблачному" росту цен на электроэнергию.

Энергосети Латвии, Литвы и Эстонии до сих пор работают в синхронном режиме с постсоветской энергетической системой в так называемом кольце БРЭЛЛ. Страны Балтии запланировали к 2025 году выйти из БРЭЛЛ и синхронизироваться с сетями Европы через две смычки с Польшей. РФ провела все необходимые мероприятия, связанные с выходом балтийских республик из ее энергосистемы, и убедилась в готовности к самостоятельной работе.

497
Теги:
энергокольцо БРЭЛЛ, энергосистема, Беларусь, Россия, электроснабжение, электроэнергия, Литва, Латвия
Тема:
Покидая БРЭЛЛ: путь к энергетической независимости
Доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец

Зубец: Rail Baltica стала насосом для выкачивания денег из стран Балтии

171
(обновлено 15:14 25.02.2021)
Rail Baltica, скорее всего, построят - здесь есть прямой интерес старой Европы и НАТО, но бремя содержания магистрали ляжет целиком на страны Балтии, при том что экономической выгоды для них нет
Зубец: Rail Baltica стала насосом для выкачивания денег из стран Балтии

Латвия и Литва призвали Евросоюз обеспечить дальнейшее финансирование Rail Baltica, сообщает Sputnik Литва. Глава "Литовских железных дорог" Мантас Бартушка пожаловался, что компания объявила тендеры почти на 500 миллионов евро, а финансирование получила только на 300 миллионов. Европейское финансирование очень существенно для успешной реализации Rail Baltica, подчеркнул Бартушка.

Проект Rail Baltica с самого начала был не экономическим, а военным и политическим, отметил доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. По его словам, проект появился, когда НАТО попыталась понять, как в случае контакта с Россией будет доставляться военная техника в Прибалтику.

"Дорога объединяет Польшу, Литву, Латвию и Эстонию - с перспективой строительства подводного тоннеля в Финляндию. Встает вопрос - что, собственно, будут по ней возить. Экономической перспективы у проекта нет никакой - в Прибалтике нечего возить по железной дороге: хорошо развита автомобильная сеть, для тяжелых грузов используют морские перевозки, а пассажиры предпочитают передвигаться авиамаршрутами", - сказал Зубец Sputnik Латвия.

Эксперт отметил, что средства для финансирования Rail Baltica нужны не самые большие - Евросоюз выделяет суммы гораздо крупнее на всякие инфраструктурные проекты.

"Нужно понимать, что несколько миллиардов евро, которые стоит эта дорога, пойдут не странам Балтии, а старой Европе. Это закупки подвижного состава, оборудования и рельсов для железной дороги. Все на этой дороге будет привозное, поэтому Западная Европа здесь финансирует не Прибалтику, а сама себя", - пояснил Зубец.

По его словам, магистраль скорее всего будет построена - с учетом того, что у старой Европы есть прямая заинтересованность в Rail Baltica и при этом за железной дорогой стоит НАТО.

"НАТО заставит Евросоюз выделить деньги и построить эту экономически не выгодную дорогу. Сама эксплуатация Rail Baltica будет приносить странам Балтии убытки. Железные дороги хороши в условиях высокой плотности населения, чем страны Балтии не отличаются. Однако обслуживать магистраль, ремонтировать и закупать технику все равно придется. Rail Baltica превращается в насос для выкачивания денег из балтийских стран под предлогом создания общей инфраструктуры", - заключил Зубец.

По проекту, трансбалтийская железная дорога стандартной европейской колеи Rail Baltica при инвестициях в 5,8 миллиарда евро должна была принести 16 миллиардов прибыли. Недавняя экспертиза показала, что в случае реализации проекта убытки составят не менее четырех миллиардов евро.

171
Теги:
Алексей Зубец, НАТО, железная дорога, строительство, Литва, Латвия, Rail Baltica
Тема:
Rail Baltica
Сварка труб для газопровода Северный поток - 2, архивное фото

PEESA вам, а не газ. США грозят Европе концом истории

0
(обновлено 18:44 25.02.2021)
Закон "О защите энергетической безопасности Европы" - это новое слово в санкционной войне США. Даже не слово, а аббревиатура. Но она символичнее и, что характерно, показательнее слов

О взаимоотношениях США и "Северного потока - 2", наверное, нельзя сказать, что они строго укладываются в парадигму собаки, которая лает, и каравана, который идет, отмечает автор радио Sputnik Михаил Шейнкман. Ну хотя бы потому, что эта собака все-таки бывает кусачей, а некоторые наши европейские партнеры очень боятся укусов собачьих, поэтому бегут со всех ног.

Вот и немецкая перестраховочная компания Munich Re Syndicate решила перестраховаться, объявив без объяснения причин, что дальше без нее. Так что караван, скорее, не идет, а пробирается через тернии и продвигается с боями. Тем не менее он уже в датских водах, и до Германии осталось чуть.

Поэтому и не оставляет Вашингтон попыток вставить палки в колесо "Фортуны". Так называется российский трубоукладчик, что стал для них той самой воронкой, в которую можно и второй снаряд послать. Это же проще простого. Особой меткости не нужно. Он у всех на виду – один в море воин. Его Трамп бил-бил, не добил. Теперь Байден взялся доказывать, что он тот же янки, что и Дональд.

Только если тот применил против "Северного потока" закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций", сокращенно CAATSA, то этот – закон "О защите энергетической безопасности Европы". И это – новое слово в их санкционной войне. Даже не слово, а аббревиатура. Но она символичней и, что характерно, показательней слов, поскольку буквально PEESA вам, а не российский газ. Примерно так можно перевести заботу Штатов о Старом Свете.

Тем его обитателям, кто все равно не понял, представитель Госдепа Нед Прайс прямым текстом пригрозил, что конец у этой истории еще не наступил лишь потому, что США пока его придерживают на самый крайний случай. "При необходимости мы без колебания примем дополнительные меры против этого проекта", - так и не узнали журналисты, что там дальше по Прайсу.

А когда его попросили уточнить, с какой именно точки зрения – "геополитической, экономической или моральной" – "Северный поток" не устраивает Вашингтон, тот, не задумываясь, ответил: "Мы говорим о геополитике, поскольку обеспокоены влиянием России на наших союзников и партнеров в Европе".

Вот вам и место, где та самая собака, что лает, зарыта. Лает, роет и совсем зарывается. Все-таки дважды подумать, чтобы промолчать, - это не для американских дипломатов. А Псаки уже в Белом доме. Та бы сразу сориентировалась, что из трех предложенных вариантов четвертый – "мне надо проконсультироваться в офисе" – самый подходящий.

Нынешний же представитель Госдепа выложил все, что накипело. А там сплошная геополитика. К экономике российского газопровода у них претензий нет. Ну кроме той, что к их экономике он никакого отношения не имеет. К морали у них самих отношения никакого. Им бы влияние сохранить.

0
Теги:
газопровод, газ, строительство, Северный поток - 2, США, Россия
Тема:
"Северный поток - 2" - труба раздора