Пенсионеры, деньги

На кону - пенсия: самозанятые выпадают из системы социальной безопасности

1411
(обновлено 13:02 02.03.2020)
По подсчетам ОЭСР, теоретически пенсия самозанятого в Латвии не достигнет даже 60% от пенсии, которую получит человек с тем же стажем и доходами, трудоустроенный у какого-нибудь работодателя

РИГА, 2 мар — Sputnik. В связи с быстрым старением населения во многих странах начались активные дискуссии о реформе пенсионной системы. Но кроме вопроса о том, что делать с пенсионной системой как таковой, чтобы будущие пенсионеры не оказались в нужде, важная проблема касается людей, которые не заняты стандартный рабочий день, потому что их пенсии будут еще меньше, сообщает Latvijas Radio.

Как показало последнее исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), типичные группы, попадающие в зону риска, - это занятые неполный рабочий день, сезонные работники и самозанятые. Их пенсии будут намного меньше, чем у тех, кто работает полный рабочий день. Еще более актуальным этот вопрос делает тот факт, что благодаря развитию новых технологий появляются совершенно новые профессии и виды бизнеса, которые тоже нужно как-то встроить в систему социальной безопасности.

За рамками

Цель пенсионных систем развитых стран – охватить сетью социальной безопасности всех работающих. Но есть одно но – пенсия во многом зависит от того, сколько социальных взносов за конкретного работника внесено за его трудовую жизнь. Те, у кого социальных выплат было меньше, получают меньше других. Их подстраховывают минимальная пенсия и другие формы пособий для пожилых людей.

Ранее такая система более-менее работала, но в будущем ситуация усложнится, считают в ОЭСР.

Во-первых, это связано с ростом продолжительности жизни. Число пенсионеров будет только расти, а число работников либо сократится, либо больше не будет увеличиваться, так что одному работающему жителю придется содержать больше пенсионеров.

Другая причина – изменения на рынке труда с развитием новых технологий. Новые виды бизнеса не встраиваются в привычные схемы. К примеру, многие услуги оказываются через интернет-платформы – так можно вызвать такси, заказать еду и так далее. Но интернет-платформа не работодатель, а инструмент, и люди, которые раньше на кого-то работали и получали ежемесячную зарплату, сейчас являются самозанятыми. Также растет занятость людей на проектной основе, то есть доходы они получают нерегулярно.

Можно упомянуть и особые налоговые режимы, их яркий пример в Латвии – микропредприятия. Хотя этот режим был введен в период кризиса как кратковременное решение, чтобы подтолкнуть тех, кто остался без работы, начать свой какой-нибудь малый бизнес, но вновь оказалось, что нет ничего более постоянного, чем временное.

Многие работодатели быстро поняли, что режим микропредприятий – отличный способ платить меньше налогов, и, угрожая увольнением или манипулируя информацией, заставили работников "переквалифицироваться" в микропредприятия и оказывать "услуги" своим бывшим работодателям.

Ситуация немного изменилась только тогда, когда во многих профессиях работников стало не хватать, и они смогли диктовать свои условия. Но налоговый режим микропредприятий по-прежнему сохранился – латвийские законодатели не имели достаточной мотивации (или, наоборот, лоббисты мотивировали их в обратном направлении), чтобы его ликвидировать или изменить так, чтобы он действительно был ориентирован на очень маленькие предприятия.

Согласно исследованию Еврокомиссии, сейчас около 40% рабочих мест в Евросоюзе не соответствуют определению полной занятости. Примерно 14% - самозанятые, но еще больше тех, кто занят неполный рабочий день, на проектной основе или в другом нестандартном формате.

На кону – пенсия

В докладе ОЭСР говорится о том, что нестандартные формы занятости были и будут всегда. И, конечно, к самозанятому, к примеру, ремесленнику, нельзя применять тот же налоговый режим, как к крупному предприятию с сотнями сотрудников.

Но остается вопрос, должны ли особые налоговые режимы опираться на меньшие социальные платежи? К сожалению, последствия понятны и безрадостны – формируется группа людей, чьи пенсии будут намного меньше, чем у людей с таким же трудовым стажем и средними доходами, но полным рабочим днем у какого-нибудь работодателя.

По мнению экспертов ОЭСР, не выдерживает критики частый аргумент о том, что, к примеру, у самозанятых свое ремесло, и они могут получить дополнительные доходы в старости, продав свой бизнес или активы. Как указывают исследователи, далеко не у всех самозанятых есть активы, которые можно было бы продать, и не все они так ценны, чтобы обеспечить проживание в старости.

Проблема с сезонными работниками и теми, кто занят неполный день, состоит в том, что людям редко свойственно думать наперед. И даже когда у человека появляется возможность сделать больший взнос в пенсионную систему, мало кто это делает.

Поэтому рекомендация ОЭСР – вовлечь в обязательную пенсионную систему всех работников в полном объеме вне зависимости от формата их занятости. А поддержку тем или иным видам занятых нужно осуществлять не за счет социальных взносов, иначе на кону окажется пенсия этих людей.

По подсчетам организации, теоретически пенсия самозанятого в Латвии не достигает даже 60% от пенсии, которую получит человек с тем же стажем и доходами, трудоустроенный у какого-нибудь работодателя. В среднем по ОЭСР этот уровень достигает 80%.

В исследовании Еврокомиссии также указано, что, хотя пенсионные системы всех стран ЕС предусматривают способы обеспечения пенсией самозанятых и тех, кто работает неполный рабочий день, практически во всех этих системах есть лакуны, из-за которых у этих людей будут более низкие пенсии.

К примеру, в Латвии самозанятые должны уплачивать социальные взносы в размере 5%, если их месячные доходы на протяжении года не превышают минимальную зарплату. Как указывают в Еврокомиссии, именно так поступают 90% латвийских самозанятых, и в результате у них очень маленькие пенсии.

Латвия находится перед непростым выбором: демография против пенсий>>>

1411
Теги:
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Латвия, пенсия
Тема:
Пенсии в Латвии: ни шанса на достойную старость (85)
По теме
Петравича: вкладывайте деньги в недвижимость или детей, на пенсию все равно не прожить
Колташов: ради "зеленой" энергии Латвия привычно пожертвует пенсиями
Рассчитывать только на себя: Латвия в будущем не сможет платить пенсии
Пенсии в Латвии: краткая история и темное будущее
Зал ожидания аэропорта Рига

Вильнюс обошел Ригу: Латвия осталась последней в Евросоюзе без перелетов за его пределы

158
(обновлено 10:18 05.03.2021)
Каждую неделю сотни латвийцев отправляются за пределы ЕС через Вильнюс, по дороге подвергаясь дополнительному риску заражения; но на очередном заседании кабмин даже не рассматривал вопрос возобновления авиасообщения с третьими странами

РИГА, 5 мар — Sputnik. Из повестки дня заседания правительства 4 марта был изъят вопрос возобновления авиасообщения со странами за пределами ЕС, потому что Минтранс не успел своевременно предоставить необходимые документы, сообщает TV3

Как заявляют в Агентстве гражданской авиации, сейчас Латвия является единственной страной ЕС, в которой действует запрет на авиасообщение с третьими странами.

Причем запрет летать в третьи страны из аэропорта Рига не означает, что латвийцы не путешествуют, просто они находят обходные пути — чаще всего через Вильнюс и какой-нибудь аэропорт в Польше. По сведениям агентства, так поступают около 600 человек каждую неделю. К примеру, из Вильнюса латвийцы летят не только в Киев и Минск, но и туристическими чартерами в Египет и Турцию.

"Возможностей для резервирования достаточно много, и мы сейчас видим, что невозможно отследить, где какой человек был, в каком государстве отдыхал, а это эпидемиологический риск", - говорит глава отдела чрезвычайной ситуации и коммуникации Агентства гражданской авиации Айвис Винцевс.

Обратно путешественники возвращаются из Вильнюса через сухопутную границу.

"Мы видим, что часть пассажиров проводит там одну ночь по прилете, часть еще гуляет по городу. Это небезопасно с эпидемиологической точки зрения. Если бы они вылетали отсюда, мы бы хотя бы знали, где человек был, а если через Литву или Эстонию - по возвращении никто о человеке ничего не знает", - сетует Винцевс.

Так как запрет на перелеты вне ЕС сохраняется, Рига потеряла свой статус транзитного узла между Востоком и остальным миром. Теперь транзитных пассажиров перенял Вильнюс.

"Можно с уверенностью сказать, что в феврале мы потеряли свои лидерские позиции на рынке Балтии. Насколько мне известно, Вильнюсский аэропорт в феврале обслужил больше пассажиров, чем мы, и это первый случай за последние годы, когда Вильнюсский аэропорт обслужил значительно большее число пассажиров", - рассказала председатель правления аэропорта Рига Лайла Одиня.

"Поэтому мы сейчас можем с уверенностью сказать, что Латвия и Рига не ведущий в странах Балтии транзитный пункт", - добавил Винцевс.

Как отмечают авиационные эксперты, транзитные пассажиры из третьих стран эпидемиологического риска для Латвии не представляют, поскольку прилетают с отрицательными тестами, а две трети из них не выходят за пределы аэропорта.

"Если эти транзитные пассажиры постепенно исчезают, со временем их привычки могут измениться, и они могут просто выбрать летать через другие аэропорты, к примеру, Хельсинки, Франкфурт. Очень не хотелось бы потерять свои лидерские позиции сейчас, потому что потом их будет очень, очень сложно вернуть. Это вопрос стратегической природы, и правительство должно учесть это и принять решение по поводу третьих стран", - говорит Одиня.

В национальной авиакомпании airBaltic подчеркивают, что позиции аэропорта Рига по сравнению с Вильнюсом в долгосрочной перспективе все равно будут сильны, потому что рижская инфраструктура целенаправленно создавалась для более большого числа пассажиров, чем у соседей, и, что еще более важно, база airBaltic останется в Риге.

"Компания airBaltic – лидер на рынке, с обновленным флотом мы сможем соединить Ригу с еще большим числом направлений, airBaltic не будет делать этого из Вильнюса. Хотя мы постепенно увеличиваем число перелетов из Вильнюса и Таллина, оно никогда не превысит число перелетов из Риги", - заявил исполнительный директор авиакомпании Мартин Гаусс.

Как только пандемия закончится, airBaltic обещает быстро возобновить перелеты в 70 направлений.

158
По теме
Не пустили в Ригу: скольким пассажирам отказали в перелете из-за отсутствия теста на COVID
Впускают, но штрафуют: въехать в Латвию без важной причины может любой гражданин ЕС
Кто имеет право въехать в Латвию
Линкайтс пообещал airBaltic выделить еще денег из бюджета
Мартиньшс Бондарс, лидер списка Латвийское объединение регионов/«Для развития Латвии»

Бондарс про пособие для пенсионеров: эти деньги вернутся в экономику

439
(обновлено 09:37 05.03.2021)
Латвийским пенсионерам можно доверять - они потратят выделенное правительством пособие разумно, считает Мартиньш Бондарс

РИГА, 5 мар — Sputnik. Пожилые люди в Латвии получают маленькие пенсии и потратят пособие в 200 евро на лекарства или еду, заявил председатель комиссии Сейма по бюджету и финансам Мартиньш Бондарс в эфире программы Preses klubs на Rīga TV24.

На этой неделе правительство поддержало выделение единоразового пособия в размере 200 евро пенсионерам и людям с инвалидностью, а также при потере кормильца. По мнению Бондарса, эти деньги в конечном счете поддержат экономику страны.

"Я не думаю, что у нас слишком много таких пенсионеров, которым эти 200 евро не пригодятся, потому что в Латвии пенсии достаточно маленькие. Думаю, большинство эти деньги потратят в соответствии потребностям – на лекарства, или на лекарства и продукты, или поддержат своих детей… И эти деньги вернутся в экономику. Они не будут потрачены нецелесообразно. В Латвии пенсионеры – это люди, которые умеют считать и очень думают о том, каким образом эти маленькие ресурсы использовать", – сказал Бондарс.

Интересно, что пособие в 500 евро на ребенка, выделенное в феврале, вызвало в правящей коалиции опасения по поводу того, можно ли доверять семьям такую крупную сумму. Этот аргумент вызвал возмущение в обществе, однако социальные службы согласны с тем, что детские пособия могут поставить семьи перед новыми проблемами - многие люди никогда не держали в руках такой суммы.

По данным Центрального статистического управления в 2020 году, 71,7% одиноких людей в возрасте 65 лет и старше в Латвии подвержены риску бедности. Это самая уязвимая группа в стране. При этом, по  данным Eurostat, в Латвии самый большой в ЕС процент пожилых женщин, проживающих в одиночестве (49%), и один из самых высоких аналогичных показателей среди пожилых мужчин (25%).

439
Теги:
пенсионеры, Мартиньш Бондарс, Латвия
По теме
Пенсионерам выделят 100 млн евро, но пособия получат не все: какие варианты обсуждаются
"Вертолетных денег" не будет: Петравича назвала условие выплат пособий пенсионерам
Итоги коалиционного совета: раздача "плюшек" как лекарство от падающего рейтинга
Даешь пособия: латвийцы хотят расширения антикризисной поддержки
Дизельный поезд Рига-Сигулда Латвийской железной дороги

ЦПКЗ Латвии обращается к пассажирам электрички Саулкрасты - Рига

23
(обновлено 11:42 05.03.2021)
Было установлено, что 3 марта по маршрутам Саулкрасты - Рига и Рига - Скулте ехал инфицированный COVID-19 пассажир

РИГА, 5 мар — Sputnik. Центр профилактики и контроля заболеваний (ЦПКЗ) Латвии обращается к пассажирам электрички Саулкрасты – Рига.

Третьего марта по маршруту Саулкрасты - Рига в поезде номер 6145 следовал пассажир с установленным диагнозом COVID-19. Электричка выехала из Саулкрасты в 17:09.

Далее инфицированный в 20:40 отправился из Риги в Скулте - от станции Земитаны до Саулкрастов - на поезде номер 6150 во втором вагоне.

Всех пассажиров, которые могли следовать вместе с инфицированным, ЦПКЗ призывает внимательно следить за здоровьем и в случаях появления признаков респираторного заболевания самоизолироваться и обратиться к семейному врачу.

В ЦПКЗ также напоминают о мобильном приложении Apturi COVID, которое сообщит о том, контактировали ли вы с человеком, инфицированным COVID-19. Это приложение поможет вам не ставить под угрозу здоровье близких людей и коллег.

23
Теги:
коронавирус, Рига
По теме
ЦПКЗ Латвии предупреждает пассажиров поезда Елгава - Рига об угрозе инфицирования COVID-19
ЦПКЗ Латвии предупреждает: инфицированный коронавирусом ехал в поезде Даугавпилс - Рига
The Economist: как COVID-19 изменит путешествия