Мужчина в пустом офисе

Пособие и консультации: что нужно знать о коллективных увольнениях в Латвии

1246
(обновлено 16:36 19.03.2020)
В Латвии начались массовые увольнения из-за эпидемии коронавируса; если сотрудник попал под сокращение, ему обязательно полагается пособие, размер которого зависит от того срока, который он провел на этом рабочем месте

РИГА, 19 мар — Sputnik. Каждый год Государственное агентство занятости (ГАЗ) получает примерно двадцать заявлений о коллективных увольнениях. В этом году за неполные три месяца уже поступило десять таких заявлений, из них пять за последнюю неделю из-за последствий пандемии коронавируса, сообщает Neatkarīga

Речь идет об увольнении от 429 до 454 работников, которые заняты в сфере транспорта и хранения, гостиничного и ресторанного бизнеса, в оптовой торговле и обрабатывающей промышленности.

Массовые увольнения под лупой

Согласно закону о труде, коллективным считается такое увольнение, при котором за месяц лишается работы определенная доля сотрудников в зависимости от их общей численности. К примеру, если на предприятии более 300 сотрудников, коллективным считается увольнение 30 и более из них. Учитываются и те случаи, когда работодатель не расторгал трудовой договор, но трудовые отношения прекратились по другим причинам, не связанным с поведением или способностями сотрудника, если появлению этих причин способствовал работодатель. Положения, касающиеся коллективных увольнений, не относятся к госсектору.

Чтобы защитить и работодателей, и работников, обе стороны должны соблюдать условия, предусмотренные законом о труде.

Так как сотрудник находится в худшем положении, потому что на какое-то время становится безработным, на работодателя возложен целый ряд обязательств. Он должен сообщить об увольнениях в ГАЗ в письменном виде и не позже чем за 30 дней. В исключительных случаях Госагентство занятости может продлить этот срок до 60 дней.

Цель предварительного заявления — по возможности сократить последствия, которые возникают в случае увольнений, не связанных с поведением или способностями работника.

Работодатель должен своевременно начать консультации с представителями работников, чтобы по возможности сократить число увольняемых и способствовать тому, чтобы эти люди могли как можно скорее найти новую работу.

Когда Госагентство занятости получает сведения о грядущем массовом увольнении, оно прежде всего пытается выяснить, есть ли возможность решить проблему, вызвавшую массовое увольнение, или хотя бы сократить число увольняемых. Определяются необходимые мероприятия, которые могли бы повысить конкурентоспособность конкретного сотрудника, чтобы он мог сохранить свое рабочее место или найти новое.

Полагается выходное пособие

Согласно закону о труде, увольнение по причине сокращения штата — одно из оснований, которое гарантирует получение компенсации.

Размер выходного пособия зависит от срока, который сотрудник проработал на этом предприятии. Если на этом рабочем месте он провел не более пяти лет, пособие составляет одну среднюю месячную зарплату, а если более двадцати лет — средний заработок за четыре месяца.

Как уже писал Sputnik Латвия, авиационные профсоюзы обвиняют авиакомпанию airBaltic в несоблюдении вышеуказанных процедур, так как они не получили информацию о массовых увольнениях заранее. Теперь профсоюзы требуют остановить сокращения, а также призывают правительство принять экстренные меры по поддержке транспортной отрасли.

Руководству сократят зарплату: airBaltic нашла способ сэкономить пять миллионов евро>>>

1246
Теги:
Латвия, массовые увольнения
По теме
Профсоюзы выступили против увольнений в airBaltic
Что известно о массовых увольнениях в Dzintars
Кто следующий? Авиакомпания airBaltic начинает массовые увольнения сотрудников
NVA: еще три предприятия заявили о массовых увольнениях

Минимальная зарплата в странах ЕС в 2021 году

4717
(обновлено 14:21 26.02.2021)
Минимальную зарплату в Латвии в этом году повысили до 500 евро, но она по-прежнему остается одной из самых низких в Евросоюзе; правда, в некоторых странах ЕС порога для минималки нет вовсе
© Sputnik

Самый высокий порог минимальной зарплаты среди стран ЕС в Люксембурге - это внушительные 2202 евро. В Латвии в четыре раза меньше - 500 евро.

Но есть страны, где минималка еще меньше - это Болгария (332 евро), Венгрия (442 евро) и Румыния (458 евро).

В Эстонии и Литве этот порог выше, чем в Латвии, - 584 евро и 642 евро соответственно.

В целом в странах Восточной Европы минимальная зарплата не превышает 700 евро.

Интересен и другой показатель - сколько минимальная зарплата составляет от медианной. Здесь Латвия тоже в конце списка -минималка составляет менее половины медианной зарплаты. А вот во Франции - 62%.

При этом в шести странах вообще нет минимального порога зарплат.

Подробнее в инфографике.

Минималка о двух концах: ее повысили, но она безобразно мала>>

4717
По теме
В Латвии пятая часть населения подвержена риску бедности
Накинуть пару евро - это не борьба с бедностью: омбудсмен подсказал кабмину, с чего начать
Оценили доверие людей в 40 евро: Митрофанов о зарплате депутатов Риги
У бедности в Латвии женское лицо - о чем говорят цифры
Банковская карта на клавиатуре

ЕС покушается на интернет-торговлю: 7 млрд евро "состригут" с потребителей

3113
(обновлено 10:31 26.02.2021)
Рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" уже превратился в издевку, а с 1 июля этого года ситуация с интернет-покупками еще больше усложнится: в ЕС облагаться НДС будут все посылки

РИГА, 26 фев — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Евросоюз решил положить конец налоговой вольнице в интернет-торговле: с 1 января 2021 года налог на добавленную стоимость (НДС) применяется для коммерческих отправлений из третьих стран, начиная с суммы 22 евро, а с 1 июля все отправления будут тотально облагаться налогом на добавленную стоимость. Таким образом Еврокомиссия рассчитывает получить дополнительно 7 миллиардов евро, но как с новыми правилами будут справляться почтовые службы, перевозчики, а самое главное – крупные платформы интернет-торговли, остается неясным. Эксперты предсказывают посылочный коллапс.

В данный момент латвийская таможенная система обрабатывает 1,5 миллиона деклараций в год. Латвийская почта в 2020 году провезла 10 миллионов посылок, посылочная система Omniva (родом из Эстонии) - 3 миллиона, не считая мелких игроков типа DPD, у которых тоже появились свои пакоматы. Таким образом, можно прогнозировать добавление минимум 13 миллионов деклараций к таможенной системе, которая уже с января начала заметно тормозить. На реконструкцию "электронных мозгов" таможни правительство Латвии выделило 1,2 миллиона евро. Деньги освоили, а проблему не решили. Азбука управления подсказывает, что нарастить объемы любого товарного потока в 10 раз за один год нереально.

Логично было Еврокомиссии, заставляя страны-участницы облагать налогами интернет-торговлю, предложить какое-то единое решение и единую программную оболочку? Не тут-то было. До сих пор таможенные системы стран действуют автономно. Брокеру из Латвии нужно потратить год-полтора, чтобы "прописаться" в Литве или в Польше. Сейчас возник спрос на "прописку" в Великобритании. Запросы на брокерскую помощь сыплются каждый день, потому что британцы буквально зашиваются с оформлением импорта в ЕС.

С импортом в Соединенное Королевство проще: ввозишь товар по декларации – и в течение полугода должен заплатить налог. Налоговая администрация одна, контролировать достаточно просто. А в Евросоюзе налоговых администраций 27, и бюджетов 27, каждый хочет получить свое. Если НДС будет уплачиваться при ввозе товара в одну из стран, а затем товар будет свободно циркулировать внутри ЕС, поток устремится в страны с меньшей ставкой налога. Перекос возникнет объективно, а потом к этому могут примешаться субъективные факторы, как в "алкогольной войне" между Латвией и Эстонией.

Евросоюз предлагает крупным платформам интернет-торговли (Amazon, Aliexpress, Ebay) зарегистрироваться в европейской таможенной системе OSS, чтобы при оформлении покупки автоматически вычислялись налоги и пошлины страны, где живет конечный покупатель, а налоговые службы получали бы свой гонорар ежемесячно и централизованно путем автоматического перерасчета. Но пока инструментов для принуждения китайских игроков не придумано, а значит, они всеми силами будут пытаться избежать лишних хлопот для себя.

Ударит это в конце концов по покупателям. Уже сейчас рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" превратился в издевку, по крайней мере в Латвии. Если ты заказал несколько вещей через интернет через пакомат, возвращать их придется на латвийской почте. А значит, при существующих ограничениях выстоять в очереди на улице не менее двух часов, да еще и заплатить за обратную пересылку товара, который "легко вернуть", несколько десятков евро.

"С европейскими поставщиками возврат еще проходит более или менее гладко, а вот случаи возврата товара в Китай, когда возвращенные вещи ушли, а денег за них покупатель не получил, фиксируются все чаще, - говорит эксперт в области логистики Дмитрий Трунов. – Индивидуальный потребитель вряд ли сможет постоять за себя в подобном конфликте, а все системы защиты его прав на государственном уровне "по удаленке" не работают".

"Люди привыкли к сервису, и никто не захочет заполнять декларации в индивидуальном порядке при получении посылок, которые с 1 июля будут тотально облагаться налогами. Логично было бы предложить потребителю делать покупки так же, как раньше, "одним кликом", добавив НДС и необходимые пошлины в цену при оплате через интернет, – считает Трунов. – Однако интернет-платформы пока не хотят брать эти хлопоты на себя. Каждая из них стремится решать проблему по-своему. Например, обсуждается возможность переложить взыскание платы за пересылку и налогов с получателя на перевозчиков. Но если западный потребитель и согласится доплатить 10, 15, 20 евро при получении товара, то в Восточной Европе пойдет вал отказов".

"Единого решения для всех стран нет, поэтому не исключено, что Еврокомиссия начнет давить на интернет-торговцев, чтобы они подключались к OSS в обязательном порядке и взяли взыскание налогов с потребителей на себя. Но для этого нужно законодательное решение Европарламента, а мы видим, с какой задержкой евробюрократы продвигают решения", – заключает эксперт.

3113
По теме
Посылки из Англии: как не сломать голову, получая подарки от родных и близких
В Латвии меняется порядок получения посылок из третьих стран
Как будет жить Латвия после выхода Великобритании из ЕС: основные минусы
После Brexit: плата за посылки и заморочки от Latvijas Pasts
Панель приборов в автомобиле

Водители в Латвии отдали в казну более 11 миллионов евро штрафов и не исправились

0
(обновлено 16:35 28.02.2021)
Латвийцы видимо, готовы платить за то, чтобы погонять на своих автомобилях по стране: обычные фоторадары, фиксирующие нарушения, не помогают

РИГА, 28 фев — Sputnik. Согласно информации, предоставленной Госполицией Латвии, водители в 2020 году заплатили за нарушение правил дорожного движения штрафов на 11 685 615 евро, сообщает Mixnews.lv.

Общая сумма всех штрафов за прошлый год, включая те, за которые водители еще не заплатили, составила 14 489 305 евро.

Причем нарушения на 11 042 430 евро были зафиксированы стационарными фоторадарами на дорогах Латвии, а нарушения на 3 446 875 евро - передвижными.

Заместитель начальника Госполиции Нормунд Крапсис, комментируя ситуацию, заявил, что от такой суммы штрафов, уплаченных в казну, культура вождения в Латвии не повысилась. Латвийцы предпочитают платить и снова нарушать.

Краспис также отметил, что, возможно, улучшат ситуацию "умные" радары, которые вычисляют среднюю скорость движения автомобиля, благодаря чему штрафы будут приходить и тем водителям, которые ездят как паиньки только перед камерами, а потом снова разгоняются.

Напомним, что в 2021 году в Латвии планируется поддержать 26 проектов и мер по профилактике и предотвращению дорожно-транспортных происшествий на общую сумму 1,8 миллиона евро. Одним из основных направлений станет контроль средней скорости на дорогах,

На латвийских дорогах должны будут разместить приборы контроля средней скорости, которые вместе со стационарными радарами обеспечат больше контроля в дорожном движении. Ранее от этой идеи в Латвии отказались из-за недостатка финансирования.

0
Теги:
автомобиль, штраф, Латвия
По теме
Гражданин Индии в Старой Риге сбил трех пешеходов и получил штраф 50 евро
В Латвии за сутки произошло два ДТП со смертельным исходом
В Латвии на дороги вернут "умные" радары: деньги нашлись