Евро

Более двух миллиардов евро на один вирус: беспрецедентный пакет мер правительства Латвии

1124
(обновлено 13:09 21.03.2020)
В связи с чрезвычайной эпидемиологической ситуацией правительство Латвии принимает пакет мер, нацеленных как на поддержку бизнеса и макроэкономики, так и на поддержку населения страны

РИГА, 21 мар - Sputnik, Андрей Татарчук. По оценке министра финансов Яниса Рейрса, коронавирус может обойтись Латвии в сумму 2,1 миллиарда евро - это свыше 20% текущего годового бюджета. На пресс-конференции в Кабинете министров в пятницу вечером журналистам была представлена программа национального спасения.

Вызванный пандемией COVID-19 экономический кризис - самое значительное испытание на прочность для Латвии с 1991 года. Лопнувший "мыльный пузырь" экономики 2007-2008 годов, когда правительство Валдиса Домбровскиса пошло на "заморозку" индексации зарплат в госучреждениях и даже заимствовало деньги у латвийских пенсионеров, вероятнее всего - бледная тень сегодняшнего кризиса. И ведь, к сожалению, все только начинается, а не заканчивается - любые прогнозы пока звучат как тычок пальцем в небо. Как заявил глава Минфина Янис Рейрс, приняты решения о государственной поддержке частной бизнес-инфраструктуры на сумму 1,1 миллиард евро. Кроме того, еще около 1 миллиарда евро будет доступно предпринимателям в рамках партнерства с другими финансовыми институтами.

Подушка безопасности для макроэкономики

Правительство Кришьяниса Кариньша заключило договор с Европейским инвестиционным банком, позволяющий получить доступ к 400 миллионам евро. Далее, из средств еврофондов в текущий период планирования 2014-2020 гг. освоено всего 88,1% от всего объема доступных средств -освоить успели 3,89 миллиарда евро.

Хотя реализация и финансирование проектов этого периода планирования продлится до окончания 2023 года, правительство зарезервировало 600 миллионов евро на борьбу с экономическими последствиями вспышки коронавируса. Эти средства реструктуризируют и направят на поддержку инфраструктуры бизнеса в различных отраслях.

Все очень серьезно - так это видят и в бизнесе, и в Кабинете министров. Целые отрасли, как туризм, образование, транспортно-логистический комплекс в сегментах международных паромных, авиационных, автобусных и железнодорожных перевозок, по сути, заморожены. Внутренние перевозки также сокращаются до минимума. Бизнес останавливается даже в отрасли строительства, которая представлена в Латвии несколькими крупными компаниями, являющимися основными финансовыми спонсорами правительства Кариньша - это более чем серьезно. 

Государственное агентство занятости (ГАЗ) получило от латвийских компаний 8 заявлений о коллективном увольнении чуть менее 1000 работников, при этом, например, гостиницы, как "Мэриотт Рига", отправили часть персонала на неплановый отдых с сохранением минимального оклада труда. По оценке министра Рейрса, за период кризиса пособия по безработице могут быть выплачены 100-150 тысячам жителей. Одобренные правительством предложения по выплате пособий за простой работникам предприятий потребуют пока от 60 до 200 миллионов евро, если будет принято решение расширить перечень поддерживаемых отраслей.

"Алтум" открывает сокровищницу

Как сообщили журналистам на пресс-конференции в здании правительства, в рамках поддержки деловой среды правительство поддержало предложение возобновить программу предоставления для бизнеса банковских гарантий "Алтум".

Эта программа существовала в Латвии давно, но, к сожалению, почти не использовалась предпринимателями - пробиться через утверждение проекта и дойти до финансирования было невероятно сложно еще месяц назад.

Заместитель госсекретаря Минэкономики Эдмундс Валантс сообщил, что в рамках программы гарантий "Алтум" станут доступны 750 миллионов евро, по программе финансирования кредитов доступны еще 200 миллионов евро. В программу включена консультационная поддержка государственного агентства инвестиций и развития ЛАИР.

"Пакет антикризисных мер включает в себя как опосредованную, так и прямую поддержку. На следующей неделе ЛАИР и "Алтум" начинают консультации бизнесменов по единому телефонному центру. На целевую поддержку финансирования оборотного капитала предприятий государством зарезервированы 50 миллионов евро", - заявил Валантс, призвав коммерсантов звонить по горячей телефонной линии.

Номер линии станет доступен, надеемся, уже в понедельник на сайтах учреждений.

Планируется, что "Алтум" получит дополнительные финансовые средства, чтобы независимо от отрасли просителя предоставлять кредитные гарантии у коммерческих банков (как правило, ранее с этим работал банк "Цитаделе", ставка составляла 4% годовых в евро). Сумма гарантий теперь заявлена до 5 миллионов евро на срок до двух лет,  а также обещаны специальные кредиты для финансирования оборотных средств на сумму до 1 млн евро на срок до трех лет. Утверждается, все это теперь на очень либеральных условиях в отношении обеспечения такого кредита.

Напомним, что ранее более 600 миллионов евро лежало в "Алтуме" этаким почти неприкосновенным запасом - кредитные гарантии на сумму до 80% финансирования проекта получить было, скажем так, сложно. Посмотрим, начнется ли бум услуги теперь, в условиях коронавирусной экономики.

Налоги теперь не надо платить - ну, почти не надо

Гендректор Государственной службы доходов Иева Яунземе заявила, что предприятиям по заявке предоставят налоговые каникулы на срок до трех лет - в настоящий момент отложить налоговые платежи можно на один год. В СГД, по ее словам, поступило уже 70 заявок, половина из которых оформлены правильно, а еще половина - в свободной форме, их требуется переписать для предоставления налоговых каникул. Максимальная сумма задолженности - 200 тысяч евро.

Если предприятию уже предоставлены налоговые каникулы на один год, их можно будет продлить до тех же трех лет. В отличие от обычной задержки при уплате налогов эти каникулы не приведут к дополнительным расходам в виде пени и штрафов. Смягчая фискальное давление в рамках закона, СГД также планирует быстрее обычного возвращать переплату НДС.

Налоговые преференции на период чрезвычайной ситуации будут касаться как юрлиц со статусом ООО и АО, так и частных индивидуальных предпринимателей и микропредприятий - последних в Латвии 37 тысяч, и уплата 15% налог с оборота для них может быть отложена.

"На новой неделе мы также создаем новый номер телефона для консультаций - назовем еще COVID-номер, по которому можно получить информацию об отсрочке выплат", - рассказала Яунземе.

По ее словам, физических лиц также коснутся преференции - государство и самоуправления, возможно, смогут поддержать жителей, уменьшив или вовсе отменив арендную плату на время ЧС. Самоуправления также смогут продлить сроки уплаты налога на недвижимость. Эти вопросы решатся на следующей неделе.

Важный законопроект, который прошел уже первое из трех чтений в парламенте, предусматривает, что если налогоплательщику будет предоставлено продление срока уплаты налога, СГД не будет включать информацию о нем в базу данных налоговых должников, а также начислять пени. В некоторых случаях СГД также имеет право отменить решение о продлении срока платежа.

Государство также планирует начать временно софинансировать зарплату простаивающего работника в размере до 75% от его оклада или до 700 евро в месяц. Это актуально, например, для поваров - люди востребованной профессии без работы и поддержки со стороны работодателя или государства - неважно, могут просто уехать из Латвии, едва откроется такая возможность. Впрочем, не понятно, ни сколько времени государство способно оплачивать вынужденные простои персонала, ни когда откроются государственные границы, которые сейчас на замке почти по всему Европейскому союзу.

В понедельник, 23 марта, состоится следующая рабочая встреча, на которой LIAA, EM и "Алтум" обсудят конкретные решения - часть из них была оглашена на пресс-конференции в здании правительства. Конечно, что-то будет отложено, изменено и забыто. Но уже ясно, что всей структуре макроэкономики Латвии, в которой до эпидемии существовали такие спорные в своей обязательности проекты, как Rail Baltica, в 2020 году предстоит очень сильно измениться.

И последнее - от МИДа

Пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Янис Бекерис сообщил, что по ситуации на вечер пятницы за пределами Латвии оставалось еще около 1000 латвийских резидентов.  Как сообщил МИД Латвии, ситуация выправилась. Она не настолько острая и конфликтная, как недавно на польско-германской и польско-литовской границах - сейчас они обе пролетаются за 30 минут. Но часть туристов пока еще застряла вдали от дома и желает вернуться. В связи с этим Бекерис заявил, что аэропорт Вильнюса, который как транзитный хаб должен был быть заблокирован еще 18 марта, продлил работу. Через Вильнюс все еще можно улететь в Ригу и Таллин, но окно там закрывается ровно в полночь 22 марта.

1124
Теги:
Кришьянис Кариньш, Сейм, Латвия
По теме
ВОЗ признала вспышку коронавируса в Китае чрезвычайной ситуацией
Латвия объявила режим чрезвычайной ситуации в связи с коронавирусом
Крах экономики страшнее эпидемии: Латвия готовит пакет мер поддержки
Латвийская железная дорога

Непонятно, почему Латвия сама отказывается от транзита: положение LDz обсудили в Сейме

11983
(обновлено 12:54 03.07.2020)
Положение дел в Latvijas dzelzceļš обсудили на заседании комиссии Сейма по публичным расходам и ревизиям

РИГА, 3 июл – Sputnik. Крупные проекты модернизации железнодорожной инфраструктуры Латвии, в которые планировалось инвестировать не менее 534 миллионов евро, не будут реализованы в назначенные сроки и в запланированном объеме. С таким докладом выступил Госконтроль на заседании комиссии Сейма по публичным расходам и ревизиям, сообщает Латвийское радио 4.

Директор Первого ревизионного департамента Госконтроля Инесе Калване заявила, что, несмотря на то, что объем грузоперевозок по LDz неуклонно снижался, компания парадоксально оптимистично планировала свои доходы и расходы.

"Предприятие Latvijas dzelzceļš спланировало механизм финансового равновесия необъяснимым образом, учитывая противоположное развитие рыночной ситуации. А именно, оно сочло, что объемы грузоперевозок не будут уменьшаться и что Латвийская железная дорога будет работать с прибылью. И будут приниматься решения об использовании дивидендов для нужд предприятия", - сказала она.

Калване отметила, что Госконтроль уже во время проверки усматривал значительные риски для такого оптимистичного сценария, считая, что для обеспечения финансового равновесия компании уже в ближайшее время может потребоваться государственное финансирование.

Так оно и произошло, так как Латвийская железная дорога запросила дополнительное финансирование у государства в размере 41 миллиона евро. Деньги пока не выделены, но с течением времени стало ясно, что сумма, необходимая LDz, может измениться, заявила госсекретарь Минсообщения Илонда Степанова.

"Пока еще финансирование не выделено. Только принято концептуальное постановление о 66 миллионах евро, которые могли бы быть направлены Минсообщения на решение этих актуальных вопросов. Что касается финансирования, необходимого Латвийской железной дороге, то в настоящее время еще идет работа над проектами постановлений правительства", - сказала она.

По результатам ревизии Госконтроля также выяснилось, что крупные инвестиционные проекты на сумму более полумиллиарда евро не могут быть реализованы в назначенные сроки и в запланированном объеме. При этом подчеркивается, что 454 миллиона евро — это средства из европейского Фонда выравнивания. Таким образом, есть риск потерять эти деньги. Госконтроль указывает, что провал с инвестпроектами связан именно с недостатками в планировании развития железнодорожного сектора и отсутствием активных действий со стороны заинтересованных сторон, в частности Минсообщения и LDz.

Latvijas dzelzceļš уже отказалась от самого крупного инвестпроекта "Электрификация сети железных дорог", подготовка и согласование которого заняли пять лет. Стоимость проекта оценивалась в 440 миллионов евро. Это решение вызвало критику, вновь она прозвучала и на заседании комиссии.

"Проект электрификации очень важный проект, если мы смотрим, как впредь будет происходить перевозка грузов по транзитным путям не только в Латвии, но и с учетом конкуренции в Европе. И если в такой ситуации мы отказались от этого проекта, это означает, что мы отказываемся и от транзитного бизнеса как такового. На данный момент мне абсолютно непонятно, как может министр транспорта сказать, что это "новая реальность"! По моему мнению, нам следует бороться — так же, как сейчас работают литовцы, которые доказывают, что у них не падает, а поднимается объем грузоперевозок по железной дороге и в их портах", - заявил депутат Сейма Виктор Валайнис.

Госконтроль же отмечает, что нынешняя ситуация усугубляется экономическим кризисом, вызванным пандемией, и дальнейшие шаги по будущему развитию Latvijas dzelzceļš будут продиктованы чисто политическими решениями.

Проблемы LDz

Ранее Sputnik Латвия писал, что оборот Латвийской железной дороги в прошлом году снизился на 7,5%, по сравнению с 2018 годом, составив 337,645 миллиона евро. Убытки концерна были равны 9,328 миллиона евро, по сравнению с прибылью 14,408 миллиона евро годом ранее.

В прошлом году по железной дороге было перевезено 41,49 миллиона тонн грузов, что на 7,77 миллиона тонн, или 15,8% меньше, чем в 2018 году. 79,4% этого объема составили импортные перевозки (32,949 миллиона тонн), что на 18,6% меньше, чем в 2018 году. Основную часть грузопотока по латвийской железной дороге формируют партнеры из России - 70,4% всех перевозок.

Доходы Латвийской железной дороги в этом году снизились настолько, что не покрывают расходы. Поэтому предприятие для обеспечения финансового равновесия требует выделить из госбюджета 25 миллионов евро. Еще 15,8 миллиона евро необходимо для компенсации расходов на обеспечение услуг общественного транспорта, заявили в LDz.

Латвийская железная дорога также пересмотрела возможности реализации планируемых и начатых проектов, финансируемых из структурных фондов ЕС. Компания решила отказаться от реализации проекта электрификации железной дороги. Его планировалось осуществить в связке с проектом развития парка приема станции Даугавпилс и подъездных путей к нему.

Также Латвийская железная дорога до конца этого года будет вынуждена уволить 1500 сотрудников, что составляет примерно 24% всех работников. К настоящему моменту уволены уже около тысячи сотрудников.

Кроме того, LDz избавляется от ненужной недвижимости. Так, в начале июля были объявлены торги, с которых планировалось продать 46 автомобилей. А в середине мая был объявлен аукцион по продаже дома отдыха бригад Елгавского цеха.

11983
Теги:
Госконтроль, грузоперевозки, Латвийская железная дорога (LDz), Латвия
По теме
Латвийскому транзиту не достанется российского угля даже при оптимистическом сценарии
Это был "наш" уголь, его забрала Усть-Луга: у Латвии "новая нормальность" в транзите
За год Латвия потеряла половину грузов: в РФ дали совет, как спасти транзит
И белорусскому транзиту будет "крышка": бизнес в Латвии обирают, а потом выгоняют
Самолет Airbus А220-300 авиакомпании airBaltic в аэропорту Рига

Авиакомпания airBaltic вернула на работу одиннадцать человек из семисот

1390
Уволенные сотрудники airBaltic начали возвращаться на свои рабочие места; пока рабочие отношения с авиакомпанией восстановили 11 человек

РИГА, 3 июл — Sputnik. Латвийская национальная авиакомпания airBaltic до 1 июля восстановила рабочие отношения с 11 сотрудниками, ранее уволенными из-за кризиса COVID-19, пишет BB.lv.

Как рассказала представитель компании Алисе Бриеде, сейчас в команде airBaltic "более тысячи профессионалов, навыки, знания и работа которых очень важны, чтобы постепенно возобновить полеты с сокращенным флотом, соблюдая безопасность и введя ряд эффективных мероприятий для защиты здоровья".

По ее словам, с учетом того, что восстановление деятельности авиакомпании происходит постепенно и в меньшем объеме, чем ранее, прием на работу бывших и новых сотрудников также ведется медленно и постепенно.

Бриеде пояснила, что первично актуальные вакансии предлагаются внутри компании и бывшим коллегам, и только после этого вакансия сообщается публично. До 1 июля 11 бывших сотрудников восстановили рабочие отношения с airBaltic. По прогнозам компании, это число будет расти каждый месяц.

В марте после объявления режима чрезвычайной ситуации в Латвии и прекращения международного авиасообщения airBaltic начала сокращать сотрудников. Несмотря на протесты профсоюзов, всего работу потеряли около 700 человек. Впрочем, авиакомпания выразила готовность со временем принять своих сотрудников на работу обратно.

В мае этого года правительство приняло решение вложить в уставной капитал airBaltic около 250 миллионов евро - это больше, чем получила любая другая компания.

Регулярные рейсы airBaltic возобновила 18 мая. С тех пор авиакомпания постоянно добавляет новые направления, к примеру, на этой неделе были возобновлены прямые перелеты в Лондон из Таллина и Риги.

1390
Теги:
airBaltic, Латвия
Тема:
airBaltic - национальный авиаперевозчик
По теме
Кто следующий? Авиакомпания airBaltic начинает массовые увольнения сотрудников
Авиакомпания airBaltic просит своих сотрудников посидеть год без зарплаты

НАТО удивятся": чем вооружат новый российский истребитель

0
(обновлено 18:22 05.07.2020)
Истребитель пятого поколения Су-57 — это не просто самолет, а целый боевой комплекс, включающий в себя новейшие авиационные средства поражения

Уничтожение целей на расстоянии нескольких сотен километров, ювелирная точность бомбовых ударов и надежно защищенная аппаратура — вместе с новейшими бомбами и ракетами авиационный комплекс пятого поколения Су-57 получит продвинутую электронику для их наведения. Самолет сможет обходить ловушки противника и прорываться через стену радиолокационных помех. О вооружении перспективной машины — в материале Николая Протопопова для РИА Новости.

"Умные" ракеты

Истребитель пятого поколения Су-57 — это не просто самолет, а целый боевой комплекс, включающий в себя и новейшие авиационные средства поражения. Список оружия засекречен, однако известно, что предприятия оборонно-промышленного комплекса разрабатывают около пятнадцати образцов.

По оценкам специалистов, основой арсенала Су-57 послужат уже имеющиеся у ВКС России ударные средства, однако полностью переработанные и "оцифрованные". Например, новые противокорабельные ракеты с увеличенной в два раза дальностью полета — до 250 километров. Примечательно, что внешне боеприпасы выглядят так же, как предшественники.

Изменения в основном коснулись внутренней начинки — у ракеты теперь более мощные и компактные "мозги", система управления и двигатель обеспечивают сложнейшую траекторию полета. Спрятанное в корпусе электронное оборудование устойчиво к внешним радиоэлектронным помехам, различным ловушкам и не реагирует на ложные цели.

"Раньше целеуказание ракетам "воздух — воздух" или "воздух — земля" передавалось через аналоговые преобразователи, что занимало определенное время, — объясняет РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — На тот момент это удовлетворяло требованиям общевойскового и воздушного боя. Сейчас ситуация иная. В зоне современного воздушного боя работает множество комплексов радиоэлектронной борьбы: как наземных, так и воздушных. В таких условиях оружие должно быть очень надежным. Су-57 создавали с учетом этих факторов, его системы полностью цифровые — передача полетного задания, целеуказания, перераспределение целей занимает считанные доли секунды".

Как и другие многофункциональные истребители, Су-57 сможет нести боеприпасы класса "воздух — воздух", "воздух — поверхность" малой, средней и большой дальности, а также управляемые и корректируемые авиабомбы.

Так, именно для перспективной "сушки" разработали "умную" авиабомбу КАБ-250. После сброса с носителя траектория ее полета корректируется по сигналам спутниковой системы ГЛОНАСС. Сейчас боеприпас испытывают на полигонах и даже успели проверить в боевых условиях — бомбардировщики С-34 сбрасывали КАБ-250 на объекты боевиков в Сирии.

Бомба показала высокую эффективность и, самое главное, точность: отклонение от цели — всего плюс-минус два метра независимо от погодных условий и времени суток. Мощность боевой части позволяет летчику поражать не только технику и скопления живой силы на открытом пространстве, но и хорошо укрепленные объекты противника.

Кроме того, как ранее сообщили в Минобороны, истребитель Су-57 возьмет на борт и гиперзвуковое оружие. Ожидается, что новый авиационный комплекс "Кинжал" "пятьдесят седьмые" получат после 2030-го.

С точностью до метра

Заслуженный военный летчик России Владимир Попов уверен: номенклатура оружия для Су-57 в целом останется традиционной для самолетов этого класса, но благодаря усовершенствованным прицельным системам точность существенно увеличится.

Так, ракеты для боя на ближних и средних дистанциях будут автоматически отслеживать цели по тепловому и магнитному следу и наводиться оптико-электронной головкой.

"Точностные характеристики возрастут на 30-40 процентов, — отметил Попов. — Это очень хорошие показатели боевых возможностей по обнаружению и самонаведению. Современные ракеты наносят удары с точностью до метра. То же касается и боеприпасов дальнего действия. Правда, здесь большую роль играют радиолокация и тепловая составляющая".

Миниатюризация электронного оборудования современных ракет позволяет усилить боевую часть боеприпасов за счет увеличения заряда. Вероятность поражения цели и, как следствие, общая эффективность оружия существенно вырастают. Су-57 сможет бороться с любыми объектами и в воздухе, и на земле — динамическими и баллистическими целями, а также малоразмерными, такими как беспилотники.

Управление в бою всеми системами перспективного самолета, применение вооружения, организация обороны и многорежимная интеллектуальная поддержка пилота завязаны на мощную вычислительную систему.

Компьютер автоматически распознает и определяет наиболее опасные и приоритетные цели, выстраивает оптимальный маршрут полета, подсказывает летчику, когда и каким оружием следует воспользоваться.

Для поиска и обнаружения целей у Су-57 есть несколько радиолокационных станций нового поколения. Помимо РЛС с активной фазированной антенной решеткой в передней части самолета, имеются станции бокового обзора, работающие в разных диапазонах. Су-57 с легкостью найдет в небе за сотни километров любые самолеты, включая построенные по технологии "стелс".

Полная загрузка

Особенность истребителей пятого поколения — внутрифюзеляжное размещение вооружения. Из-за того, что нет бомб и ракет на внешних точках подвески, снижаются эффективная поверхность рассеивания и, соответственно, заметность самолета. В двух вместительных отсеках Су-57 поместится несколько десятков различных боеприпасов.

Ранее так было только на массивных стратегических бомбардировщиках, поэтому разработчикам вооружений пришлось решить непростую задачу: спроектировать ракеты с меньшими габаритами, оснастить их складывающимися крыльями и рулями, которые раскрываются лишь после сброса боеприпаса. Сложности возникли и из-за дополнительных нагрузок на самолет при пуске ракет из замкнутого пространства.

Отношение боевой нагрузки, которую способен взять Су-57, к его массе значительно выше, чем у истребителей прошлых поколений. Этого достигли за счет композиционных материалов.

"В Су-30СМ и Су-35, например, до 25 процентов материалов — не металлы, — говорит Попов. — Композиты, стекловолокно, кевларовые ткани, различные смолы. При этом прочностные характеристики конструкции сохранены. На Су-57 таких примерно 35 процентов. Это очень много, поэтому истребитель получился значительно легче при схожих габаритах. К тому же новый двигатель дает прирост тяговооруженности еще на 15 процентов".

Фирменная "фишка" нового самолета — способность работать в паре с беспилотной системой С-70 "Охотник". Тяжелый беспилотник и истребитель научились летать в связке — в прошлом году Минобороны опубликовало видео, на котором они маневрируют в воздухе на минимальном расстоянии друг от друга.

По оценкам экспертов, в будущем появится возможность создавать целые стаи "Охотников", действующих в автономном режиме или под управлением и контролем всего одного пилота Су-57. Ударный потенциал таких боевых групп увеличится в разы.

0
Теги:
истребитель, Россия, НАТО
По теме
Плоский штопор и нестандартная посадка: Су-57 дважды удивил в первый день МАКС
Первый полет новейшего беспилотника в паре с истребителем Су-57 сняли на видео
Су-57 на предельных режимах: пилоты ВКС РФ показали, на что способны новейшие истребители