Второй пенсионный грабеж: латвийцы за месяц потеряли 540-810 евро

Подписаться
Второй пенсионный уровень несет убытки уже много лет подряд, только в период коронавирусного кризиса собранные четыре миллиарда евро "подешевели" на 18-27% в зависимости от частного управляющего фонда

РИГА, 30 апр – Sputnik, Юлия Грант. Коронавирусная инфекция ударила по пенсионерам. Крах мирового финансового рынка опустошил накопления второго пенсионного уровня, которые ныне работающие делают в обязательном порядке с 2001 года. Это позволило собрать уже около четырех миллиардов евро в частных управляющих фондах (около трех тысяч евро на среднего будущего пенсионера). Эти деньги, по сравнению с максимумом ценности на 21 февраля, "подешевели" к апрелю на 18—27%. Таким образом, каждый латвиец за месяц потерял по 540—810 евро.

Эти потери — только самая последняя и самая болезненная зачистка карманов налогоплательщиков: Госагентство обязательного социального страхования в своих отчетах признает, что второй пенсионный уровень несет убытки уже много лет подряд. За последний отчетный год (2018) они составили 151,8 миллиона евро, или треть зачисленных за год взносов работающих (469,3 миллиона евро).

Диаграммы - Sputnik Латвия
Пенсионные фонды потеряли 100 млн евро, не вложив ничего в Латвию

Удручающие результаты деятельности латвийских управляющих отметила в своем аналитическом сообщении ОECD: за 2007—2017 гг. доходность второго пенсионного уровня была отрицательной (-0,6%). В сравнении с другими странами это был один из самых худших показателей, тогда как фонды Дании обеспечили своим участникам доходность 3,8% годовых в тот же период.

При этом пенсионные фонды независимо от успешности управления доверенными им деньгами получают свои комиссионные, около 2% от стоимости активов. Это составляет около 40 миллионов евро в год. Таким образом, "проедалось" до половины текущих взносов второго пенсионного уровня (469,3 миллиона минус 151,8 миллиона и минус 40 миллионов).

"Работая на порядок хуже коллег из других стран, латвийские пенсионные фонды дерут с участников многократно больше, - говорит депутат Сейма Вячеслав Домбровский ("Согласие"). – В Швеции комиссионные частных фондов не превышают 0,38% от стоимости активов, а государственного фонда – 0,12%. При этом латвийские фонды не несут ответственности за то, сколько денег латвийские вкладчики заработают или потеряют".

Стеклянные бусы для туземцев

Пенсии, как известно, придумал Отто фон Бисмарк. Он ввел систему солидарности поколений, которая предполагает внесение какой-то части зарплаты работающих в пенсионный фонд, из которого обеспечиваются старики и нетрудоспособные, с условием, что по мере старения и эти трудящиеся получат свою пенсию за счет нового, более молодого поколения. Гарантом выполнения пакта солидарности поколений является государство. Вячеслав Домбровский считает, что уплату социальных взносов можно считать инвестицией в будущее: уплачивая 20% от зарплаты сегодня, при росте продуктивности и зарплаты следующего поколения люди получат намного больше уплаченного.

"Это инвестиции в экономику, чья ценность тем выше, тем активнее она растет. Но если рост слабый, население уменьшается, и на возврат средств рассчитывать сложно", - говорит он.

Жительница Лудзы с собачкой - Sputnik Латвия
Минфин: в Латвии 600 тысяч работающих "тянут" 450 тысяч пенсионеров

Депутат утверждает, что второй пенсионный уровень был в свое время навязан странам Восточной Европы международными банками, как стеклянные бусы туземцам, – чтобы создать кормушку для пенсионных фондов. По факту самыми большими суммами пенсионных накоплений распоряжаются два шведских банка: Swedbank (540 тысяч участников) и SEB (около 300 тысяч).

Из уплачиваемого работником и работодателем социального налога в размере 35,09% от зарплаты 20% теоретически формируют пенсионный капитал. Введение трехуровневой пенсионной системы преподносилось как апофеоз надежности: первый уровень накапливает само государство, второй оно взимает с социальным налогом, но передает в управление частным фондам. Вложения в первый и второй уровень обязательны. Третий уровень пенсии работающие люди могут копить сами, выбрав симпатичный пенсионный фонд или компанию страхования жизни.

Доля взносов в частные фонды второго уровня в 2001—2006 годах составляла 2%, в последующие годы она росла, достигнув 6% в 2016-м. Соответственно, уменьшалась доля средств, накапливаемых на пенсию в государственном социальном бюджете… и размер государственной пенсии по старости, полагающейся работнику в будущем. Взамен следовало радоваться, что граждане могут свободно выбрать пенсионный фонд для своих денег, а также передать их по наследству (с 2020 года). Хорошая возможность: в 2018 году при достижении пенсионного возраста только три четверти участников второго пенсионного уровня смогли распорядиться своими деньгами (14 687), четверть умерли (5 470).

Что может вкладчик?

Отказаться от обязательства платить во второй пенсионный уровень никто из латвийцев (по закону рожденных после 1971 года, а фактически тотально) не вправе. Человек может выбрать только одно из зол — на основе исторических данных о достигнутой доходности (вернее, убыточности) и данных о комиссионных.

"Вложив 1000 евро в разные фонды, в зависимости от выбранного плана житель Латвии на апрель 2020 года обнаружит на счету от 885 до 1150 евро, — говорит Домбровский. — На самом деле надо признать, что люди вряд ли ориентируются в перипетиях пенсионных систем".

Однако крах фондов в марте 2020 года нельзя было не заметить.

Что может государство?

Только получив "втык" OECD за непомерные аппетиты управляющих, правительство решилось ограничить потолок их комиссионных, которые в 2018 году снизились вдвое по сравнению с 2017-м.

Оно также разрешило управляющим увеличить долю средств, инвестируемых в акции, с 50% до 75%. Считалось, что это позволит в так называемых активных планах (с большей долей риска) зарабатывать больше. "Один доллар в XX веке, вложенный в американский рынок акций, за вычетом инфляции принес почти 300 долларов роста, а в рынках облигаций — только 5 долларов", — уверяет директор фонда Indexo Том Крейцбергс. Однако именно "активные" планы сейчас принесли вкладчикам самые большие убытки: SEB dinamiskais потерял 27,7% стоимости.

Денежные купюры - Sputnik Латвия
Во что латвийцы хотят вкладывать деньги

После коронавирусного обвала управляющие уверяют, что рынок когда-то непременно восстановится, и они компенсируют убытки. Особенно, если им разрешить до 100% средств клиентов вкладывать в акции — мол, на третьем пенсионном уровне такая возможность дозволяется. Они также добиваются от правительства разрешения продлить пребывание вкладчиков в своих сетях и по достижении пенсионного возраста, уверяя: это позволит людям компенсировать нынешние убытки, тогда как в настоящий момент при выходе на пенсию надо обязательно распорядиться своим капиталом второго уровня, добавив его к государственной пенсии и заключив договор о пожизненной пенсии со страховой компанией.

Депутат Домбровский считает, что надеяться на светлое будущее второго пенсионного уровня не стоит. Его надо вообще ликвидировать, как это уже сделало большинство стран Восточной Европы: Венгрия, Польша, Чехия. Сейчас и Эстония пытается отказаться от этих платежей и подсчитала, что это позволило бы работодателям сэкономить 400 миллионов евро за год.

"Первый и второй пенсионный уровни – по сути, инвестиции. Однако если деньги первого целиком идут в латвийскую экономику, то более 90% вторых утекают за границу", — напоминает Домбровский.

Из четырех миллиардов евро второго пенсионного уровня финансируются экономики Люксембурга (29,4% ), Ирландии (25%), Литвы (10,7%) и прочих стран.

Однако инициатива парламентской оппозиции отменить платежи во второй пенсионный уровень хотя бы на время пандемии была отвергнута правящей коалицией. Хотя экономия 6% социальных платежей могла бы снизить затраты на рабочую силу и тем самым повысить конкурентоспособность латвийской экономики не только в разгар COVID-19, но и в период выхода из кризиса. Да и четыре миллиарда дополнительных финансов для экономики были бы совсем не лишними.

Лента новостей
0