Русские не одумаются и не встанут в очередь: в Латвии думают, где брать грузы

© Sputnik / Sergey MelkonovМаневровый карликовый светофор на железной дороге
Маневровый карликовый светофор на железной дороге - Sputnik Латвия
Подписаться
Латвийская железная дорога и сектор грузоперевозок могут стать тем драйвером, который поможет выйти Латвии из кризиса, вызванного COVID-19, считает Улдис Аугулис

РИГА, 7 мая — Sputnik. Было бы весьма опрометчиво говорить, что сейчас в Латвии кризис. Сейчас просто режим ЧС, а настоящий кризис настанет, когда начнется работа над мерами оживления экономики после пандемии, заявил бывший министр сообщения Улдис Аугулис в интервью газете Diena. По его мнению, одним из стратегически важных вопросов является обеспечение функционирования - теперь и в дальнейшем - железнодорожной инфраструктуры Латвии.

Экс-министр, ныне депутат Сейма от СЗК Улдис Аугулис отметил, что государству рано или поздно придется думать о том, как возвращать заемные средства, потраченные на меры поддержки населения и предприятий во время простоя, вызванного эпидемией COVID-19. По его мнению, сектор грузоперевозок и железная дорога, которые всегда давали значительный вклад в ВВП Латвии, за неимением более прогрессивных предложений, должны оставаться столпом экономики.

Железную дорогу нельзя бросать

Латвийская железная дорога может и должна развиваться, приносить деньги в государственный бюджет, способствовать увеличению ВВП и помочь стране выйти из хозяйственного кризиса, считает экс-министр, ныне депутат Сейма от СЗК Улдис Аугулис.

Вывеска Латвийская железная дорога - Sputnik Латвия
Латвийская железная дорога продолжает увольнения

По его словам, решение отказаться от проекта электрификации железной дороги, который очень долго разрабатывался и согласовывался, вызвало недоумение в кулуарах правительства. Возможно, для какой-то из коалиционных партий такие инвестиции в инфраструктуру показались политически невыгодными, тогда нужно спросить, насколько серьезными могут быть экономические представления и обещания таких политиков, считает Аугулис.

"Полагаю, что некоторые самоуверенные политики, даже часть общества, считают: "не будет грузов" равно "не будет железной дороги" равно "не будет проблем". Но есть ли какая-то страна, которая отказывается от железнодорожной инфраструктуры в пользу чего-то более прогрессивного и выгодного? Нет. Значение железной дороги в грузовых перевозках – в Латвии и по всей Европе – только продолжит расти", - уверен экс-министр.

Даже не вдаваясь в экономические расчеты, очевидно: в Европе все настойчивее проводят политику ужесточения экологических требований, на "зеленые" проекты выделяют все большее финансирование. Железная дорога, по сравнению с автотранспортом, гораздо меньше загрязняет окружающую среду. Выбросы можно сократить еще больше, если электрифицировать полностью железную дорогу, как, например, сделал Швеция, подчеркивает Аугулис. По его мнению, рано или поздно Латвии придется вернуться к проекту электрификации.

Электрификация делает железную дорогу не только "зеленой", но и более эффективной. Вместо импорта дизельного топлива для тепловозов Латвия за счет своих ресурсов может вырабатывать электричество для электровозов, считает Аугулис.

Русские не одумаются и в очередь не встанут

Самая болезненная проблема отрасли – тенденция сокращения объемов грузов – вовсе не значит, что этот сектор обречен, уверен депутат. Объемы можно восстановить, но для этого необходимо работать не только LDz, но и Минсообщения, и правительству в целом. Российские грузы уходят, поэтому нужно самим искать грузоотправителей дальше на Востоке, предлагая новые сервисы и убеждая их в эффективности и стабильности Латвийской железной дороги. К сожалению, за последние полтора года ничего не было сделано для привлечения клиентов и диверсификации грузов, считает Аугулис.

Тепловоз на железнодорожных рельсах, фото из архива - Sputnik Латвия
Транзит грузов через Латвию упал более чем вдвое - и это не конец кризиса

Одной из проблем он здесь видит смену правления компании LDz.

"Конечно, трудно кого-либо в чем-то убедить, если LDz в течение года была без решительного, полноправного правления. Новой бизнес-модели работы предприятия, которая была обещана год назад, так и нет. Это были неприятные сигналы для потенциальных клиентов и партнеров. Всегда оценивается, насколько стабильна ситуация на предприятии, сможет ли оно выполнить свои обещания или лучше не стоит связываться", - сказал Аугулис.

Он отметил, что сегодня удобно списывать все проблемы на коронавирус, на геополитику, но это не решает накопившихся проблем.

"Нельзя сидеть, сложа руки, наивно ожидая, что когда-нибудь "русские одумаются", и клиенты встанут в очередь к дверям LDz", - сказал Аугулис.

Ищите клиентов в Латвии

Латвийской железной дороге надо искать клиентов не только за рубежом, но и в самой Латвии, объем внутренних перевозок уже достаточно большой, но его можно наращивать, считает Аугулис. Он отметил, что успешно развиваются перевозки зерна поездами, сюда можно подключить и лесоматериалы – нерационально везти их из латгальских лесов в Рижский порт грузовиками, которые только портят дороги.

Что касается упреков в непомерных тарифах, которые иногда звучат в адрес LDz, по мнению Аугулиса, клиентам тут нужно садиться за стол переговоров с компанией – но только с открытыми картами.

"LDz - компания, а не социальное учреждение. Она не может снизить тарифы только потому, что этого хочет клиент, потому что тогда у него будет прибыль выше", - отметил бывший министр.

К электрификации придется вернуться

Этому кабмину или следующему правительству придется вернуться и к проекту электрификации железной дороги, и к другим инвестиционным планам LDz, которые сейчас поставлены на "стоп", заявил Аугулис.

Сама компания, конечно, не сможет финансировать их в полной мере, потому что у предприятия нет соответствующих доходов, софинансирование со стороны ЕС также может быть меньше, чем это планировалось изначально. Поэтому правительству придется выделять средства из бюджета и платить за эти "капризы" с промедлением реализации проектов.

Аугулис отметил, что железные дороги и транспортная отрасль в целом обеспечили более 10% ВВП Латвии. Поэтому правительственная партия не должна вести себя в Минсообщения как на территории завоеванного врага. Без железной дороге невозможно реализовать правильную экономическую политику, уверен Аугулис. И сейчас для самой LDz срочно необходима неотложная помощь, добавил он.

Транзит российских грузов - Sputnik Латвия
Транзит грузов через Латвию рухнул почти на 60%

По его мнению, запрошенный предприятием объем господдержки – 40,8 миллиона евро – является обоснованным. Компания попалда в форс-мажорные обстоятельства – из-за коронавируса падение объема грузоперевозок стало критическим, у компании нет доходов, чтобы обеспечить техническое обслуживание и охрану рельсовых путей, мосты и другие элементы инфраструктуры.

"Инструменты нужно смазывать не только для работы, но и тогда, когда ими не пользуются, чтобы ржавчина не превратила ценный инструмент в металлолом", - заявил Аугулис.

Поэтому в текущей ситуации Латвийской железной дороге необходимо выделить средства для поддержания инфраструктуры в порядке.

"Как я уже сказал, сейчас кризиса еще нет, но к этому нужно быть готовыми. Необходимо видеть "площадку" отрасли, по меньшей мере, на десять лет вперед, обоснованно планируя, куда нужно вкладывать средства, чтобы Латвия могла в будущем заработать", - заключил экс-министр.

Лента новостей
0