РИГА, 13 мая — Sputnik, Дмитрий Олейников. Обширное интервью о ситуации в национальной авиакомпании airBaltic дал "Латвийскому радио" президент предприятия Мартин Гаусс. Компания сможет пережить кризис, однако процесс выхода из тяжелой ситуации будет длительным.
Очевидно, дать подробное интервью Мартина Гаусса вынудила не слишком благоприятная ситуация в медийном пространстве. Сначала в СМИ активно обсуждалось, что предприятие уволило около семисот работников, причем произошло это еще до принятия решения о выплате государством пособий по простою, которых эти люди были лишены.
Также появлялась информация о нескольких траншах финансовой поддержки национальной авиакомпании – сначала на несколько десятков миллионов евро, а затем правительство приняло решение вложить в уставной капитал airBaltic около 250 миллионов евро. Четверть миллиарда от государства не получила ни одна другая компания. Даже целые отрасли народного хозяйства страны могут претендовать на поддержку от государства в сумме на порядок меньше.
Все это происходит на фоне публикаций о том, что Мартин Гаусс является одним из самых высокооплачиваемых руководителей предприятий с участием государственного капитала. До недавнего времени его оклад составлял около 80 тысяч евро в месяц (правда, некоторое время назад Гаусс заявил, что намерен отказаться от зарплаты на период кризиса).
Кто-то из политиков сравнил нынешнее состояние airBaltic и объем государственной поддержки с человеком, купившим "Феррари", который ему явно не по средствам, и теперь не может позволить себе его содержать. Делались предположения даже о том, что правительство, по сути, готовит национальную авиакомпанию к продаже заранее выбранному инвестору.
Словом, негативных поводов набралось достаточно, и президент airBaltic постарался передать картину происходящего, что называется, "с другой стороны".
Первое и главное, что заявил Мартин Гаусс: в течение ближайших пяти лет авиакомпания, согласно бизнес-расчетам, намерена заплатить в виде налогов в бюджет около 230 миллионов евро. При этом первое время после возобновления полетов будут задействованы всего 22 самолета вместо 40, как планировалось в начале года.
По словам Гаусса, сейчас главная проблема авиакомпании — это значительные убытки, возникшие из-за отсутствия пассажиров. "Убытки очень большие, поскольку у нас почти нет доходов. Мы зарабатываем пару сотен тысяч евро в месяц. Для сравнения: раньше, в хороший месяц, доходы airBaltic составляли 40-50 миллионов евро, так что доходы упали в среднем до 2% от обычного объема", – отметил Мартин Гаусс.
При этом расходы авиакомпании с началом кризиса сократились, но не столь значительно. "Убытки создаются и потому, что 50% расходов авиакомпании – фиксированные. И только половина расходов зависит от того, летаем мы или нет. Так продолжается уже два месяца, но мы надеемся, что скоро возобновим полеты", – сказал глава airBaltic.
Сейчас удержаться на плаву помогают средства, которые авиакомпания заняла у международных инвесторов в начале года. "Готовность одолжить нам деньги выразили 100 инвесторов из 25 стран мира. В их числе не было латвийского государства, а только международные инвесторы, которые поверили, что мы сможем вернуть эти средства. Эти деньги по-прежнему помогают airBaltic удержаться в бизнесе. Нам не придется подавать на неплатежеспособность", – полагает он.
Мартин Гаусс отметил следующее: компания продолжает платить зарплаты всем своим сотрудникам, даже тем 700 уволенным людям, поскольку срок увольнения еще не наступил. При этом авиакомпания намерена сохранить зарплату в полном размере для более тысячи сотрудников. Пособия по простою у государства airBaltic не просила – компания платит из своих средств.
"Конечно, в будущем нам придется возвращать заём, но мы рассчитаемся с кредиторами. Если бы кризис затянулся, то допускаю, что у airBaltic закончились бы деньги, как и у любой авиакомпании мира. Многие уже оказались в такой ситуации. Однако airBaltic по-прежнему сохраняет способность платить из своих собственных средств.
Примерно через два месяца в капитал предприятия поступят деньги, выделенные государством, так что сейчас мы выживаем на свои собственные деньги", - отметил Гаусс.
Мартин Гаусс объяснил, почему компании предоставлено именно 250 миллионов евро: "Согласно сценарию, включенному в наш бизнес-план, мы сможем возобновить полеты в июле этого года. Расчеты основаны на прогнозах отрасли о состоянии на рынке пассажирских перевозок. При более оптимистичном развитии событий мы, конечно, не истратим всю сумму, полученную от государства. Но минимум – это 204 миллиона евро. Наш бизнес-план предусматривает объем в 250 миллионов евро".
Налогоплательщикам, которые выражают недовольство большими суммами, которые государство выделяет на поддержку авиакомпании, Гаусс сообщил следующее: "Вложенные деньги незамедлительно вернутся в экономику, как только мы доставим в Латвию пассажиров, которые будут тратить свои деньги здесь. Мы влияем и на экономику соседних Литвы и Эстонии. Компания airBaltic – большое предприятие в небольшом государстве, как Латвия, так что наше влияние на экономику страны – значительно".
Руководитель airBaltic подчеркнул: еще никогда в своей истории авиаиндустрия не сталкивалась с подобным кризисом. Но и такой кризис когда-нибудь закончится.
LDz отказать, airBaltic спасать, а что-то украдут: Немиро о распределении денег в кризис>>
РИГА, 24 фев — Sputnik. В прошлом году в Латвии зарплату до 450 евро на руки на основном месте работы получали 22,7% работников, что на 3,1 процентного пункта меньше, чем годом ранее, свидетельствуют данные Центрального статистического управления (ЦСУ).
В том числе 99,9 тысячи работников (12,8%) после уплаты налогов получали минимальную зарплату или меньше. Это на 1,6 процентных пункта меньше, чем годом ранее – тогда минималку и меньше получали 14,4% работников. В прошлом году уровень минимальной зарплаты составлял 430 евро.
В свою очередь, 34,5% (в 2019 году – 34%) работников получали на основном месте работы 450-700 евро; 30,8% работников получали после уплаты налогов 700-1400 евро (в 2019 году таких было 29,9%); зарплату выше 1400 евро в прошлом году получали всего 6,5% работников (в 2019 году – 5,3%).
В 2020 году наибольший удельный вес маленьких зарплат наблюдался в Латгалии, где 22% работников получали 430 евро и меньше.
В исследовании о рабочей силе приняли участие 15,6 тысячи домохозяйств, в которых опросили 27,3 тысячи жителей от 15 до 74 лет.
РИГА, 24 фев — Sputnik. Больше всего среди фирм, получивших поддержку, тех, чьим сотрудникам выплачены пособия по простою - 10,2 тысячи, также 3,6 тысячи компаний получили поддержку в отсрочке уплаты налогов на срок до трех лет, а 3,3 тысячи получили субсидии для зарплат сотрудников, пишет Puaro.lv со ссылкой на данные Lursoft.
Согласно исследованию Lursoft, почти четверть компаний, получивших поддержку, работают в торговой отрасли, а еще 12,7 процента связаны с размещением гостей и питанием. Это естественно, учитывая, что сектор размещения и общественного питания больше всего пострадал от кризиса весной, когда резко сократилось количество туристов, в то время как сектор розничной торговли сильно пострадал из-за решения правительства закрыть ряд магазинов.
Анализируя данные о получателях государственной помощи, работающих в сфере торговли, можно увидеть, что большинство из них (65,4 процента) связано с розничной торговлей, четверть всех являются оптовиками, а менее 10 процентов - торговцы автомобилями и мотоциклами. Как и в целом среди получателей государственной помощи, более половины зарегистрированы в столице Риге.
Данные Lursoft показывают, что в 2019 году получатели государственной помощи наняли 185,5 тысячи сотрудников и заплатили 2,1 миллиарда евро налогов в государственный бюджет. В прошлом году налоговая задолженность, превышающая 150 евро, была зарегистрирована у 48,9 процента всех получателей. У 6 процентов компаний налоговая задолженность была зарегистрирована во всех 12 месяцах. Четверть этих компаний занимаются оказанием услуг общественного питания, а еще пятая часть - розничной торговлей.
Средний возраст компаний, получающих государственную помощь, составляет 9 лет.
Уровень государственной поддержки в связи с кризисом COVID-19 ниже запланированного, и его следует пересмотреть, заявлял ранее Совет по фискальной дисциплине (СФД) в мониторинговом отчете о влиянии COVID-19 на экономику и финансовую ситуацию.
СФД отмечает, что меры государственной экономической поддержки, вероятно, потребуют продолжения в течение нескольких месяцев, но статистика показывает, что поддержка в условиях кризиса в настоящее время ниже целевого уровня и инструменты поддержки необходимо корректировать в диалоге с бизнесом, принимая во внимание краткосрочные экономические и социальные последствия, а также среднесрочные фискальные аспекты.
Парламент Эстонии принял заявление "В поддержку единой внешней политики Европейского союза и в защиту гражданских свобод в России". Оно должно указать всем на тех, кто сейчас занимает сомнительное первое место в битве за звание самого большого русофоба в мире, отмечает автор радио Sputnik Николай Николаев.
В этом документе, созданном творческими усилиями пятидесяти семи законодателей, говорится о том, что Европейский союз должен резко ужесточить свою политику в отношении Российской Федерации и заставить ее подчиниться своим требованиям, список которых прилагается. Здесь мы увидим изрядно приевшиеся тезисы и об "авторитарном настрое", и об "агрессивной внешней политике" России, а еще о политических заключенных и, конечно, об Алексее Навальном.
И, как вишенка на торте, вернее, как две вишенки: призыв к новым санкциям в отношении России и плевок в сторону верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля за его визит в Москву.
При этом, шагая дружными рядами по пути жесткой конфронтации с русскими, все европейцы, по мнению эстонцев, должны обратить свои взоры на сияющие лики заокеанских повелителей и всячески выразить им свою любовь и преданность.
Забавно, что буквально на следующий день новый министр иностранных дел балтийской республики Эва-Мария Лийметс, выступая в парламенте, заявила: правительство страны поддерживает ратификацию эстонско-российского пограничного договора и в долгосрочной перспективе Таллин заинтересован в добрососедских отношениях с Москвой.
Что же дальше? С печалью разглядывая пепелище этих самых отношений, нужно констатировать, что "пациент скорее мертв, чем жив".И это произошло так давно, что напрашивается вопрос: а зачем же вновь и вновь в стране гордых эстов звучат тамтамы войны и происходят ритуальные политические пляски?
Вообще, все, что ныне происходит во внешней политике Эстонии, в сегменте, затрагивающем отношения с Россией, удивительно напоминает басню "Слон и Моська". И такое поведение – послание не Слону, а всем окружающим. Мол, посмотрите на нас, оцените наш задор и смелость... и почешите одобрительно за ушком! А заодно дайте в награду чего-нибудь вкусненького и побольше. Правда, немного обидно, что Слон не обращает на это никакого внимания.