Председатель правления авиакомпании airBaltic Мартин Гаусс

На неплатежеспособность не подадим: Гаусс рассказал, как будет выживать airBaltic

738
(обновлено 13:38 13.05.2020)
Почему государство выделило airBaltic именно четверть миллиарда евро, почему компания не может радикально сократить расходы и какие обязательства по зарплате она продолжает выполнять, рассказал глава компании Мартин Гаусс

РИГА, 13 мая — Sputnik, Дмитрий Олейников. Обширное интервью о ситуации в национальной авиакомпании airBaltic дал "Латвийскому радио" президент предприятия Мартин Гаусс. Компания сможет пережить кризис, однако процесс выхода из тяжелой ситуации будет длительным.

Пока – ничего хорошего

Очевидно, дать подробное интервью Мартина Гаусса вынудила не слишком благоприятная ситуация в медийном пространстве. Сначала в СМИ активно обсуждалось, что предприятие уволило около семисот работников, причем произошло это еще до принятия решения о выплате государством пособий по простою, которых эти люди были лишены.

Также появлялась информация о нескольких траншах финансовой поддержки национальной авиакомпании – сначала на несколько десятков миллионов евро, а затем правительство приняло решение вложить в уставной капитал airBaltic около 250 миллионов евро. Четверть миллиарда от государства не получила ни одна другая компания. Даже целые отрасли народного хозяйства страны могут претендовать на поддержку от государства в сумме на порядок меньше.

Все это происходит на фоне публикаций о том, что Мартин Гаусс является одним из самых высокооплачиваемых руководителей предприятий с участием государственного капитала. До недавнего времени его оклад составлял около 80 тысяч евро в месяц (правда, некоторое время назад Гаусс заявил, что намерен отказаться от зарплаты на период кризиса).

Кто-то из политиков сравнил нынешнее состояние airBaltic и объем государственной поддержки с человеком, купившим "Феррари", который ему явно не по средствам, и теперь не может позволить себе его содержать. Делались предположения даже о том, что правительство, по сути, готовит национальную авиакомпанию к продаже заранее выбранному инвестору.

Словом, негативных поводов набралось достаточно, и президент airBaltic постарался передать картину происходящего, что называется, "с другой стороны".

"Наши доходы - 2% от докризисного уровня"

Первое и главное, что заявил Мартин Гаусс: в течение ближайших пяти лет авиакомпания, согласно бизнес-расчетам, намерена заплатить в виде налогов в бюджет около 230 миллионов евро. При этом первое время после возобновления полетов будут задействованы всего 22 самолета вместо 40, как планировалось в начале года.

По словам Гаусса, сейчас главная проблема авиакомпании — это значительные убытки, возникшие из-за отсутствия пассажиров. "Убытки очень большие, поскольку у нас почти нет доходов. Мы зарабатываем пару сотен тысяч евро в месяц. Для сравнения: раньше, в хороший месяц, доходы airBaltic составляли 40-50 миллионов евро, так что доходы упали в среднем до 2% от обычного объема", – отметил Мартин Гаусс.

При этом расходы авиакомпании с началом кризиса сократились, но не столь значительно. "Убытки создаются и потому, что 50% расходов авиакомпании – фиксированные. И только половина расходов зависит от того, летаем мы или нет. Так продолжается уже два месяца, но мы надеемся, что скоро возобновим полеты", – сказал глава airBaltic.

Сейчас удержаться на плаву помогают средства, которые авиакомпания заняла у международных инвесторов в начале года. "Готовность одолжить нам деньги выразили 100 инвесторов из 25 стран мира. В их числе не было латвийского государства, а только международные инвесторы, которые поверили, что мы сможем вернуть эти средства. Эти деньги по-прежнему помогают airBaltic удержаться в бизнесе. Нам не придется подавать на неплатежеспособность", – полагает он.

Мартин Гаусс отметил следующее: компания продолжает платить зарплаты всем своим сотрудникам, даже тем 700 уволенным людям, поскольку срок увольнения еще не наступил. При этом авиакомпания намерена сохранить зарплату в полном размере для более тысячи сотрудников. Пособия по простою у государства airBaltic не просила – компания платит из своих средств.

"Конечно, в будущем нам придется возвращать заём, но мы рассчитаемся с кредиторами. Если бы кризис затянулся, то допускаю, что у airBaltic закончились бы деньги, как и у любой авиакомпании мира. Многие уже оказались в такой ситуации. Однако airBaltic по-прежнему сохраняет способность платить из своих собственных средств.

Примерно через два месяца в капитал предприятия поступят деньги, выделенные государством, так что сейчас мы выживаем на свои собственные деньги", - отметил Гаусс.

Как вернуть 250 миллионов

Мартин Гаусс объяснил, почему компании предоставлено именно 250 миллионов евро: "Согласно сценарию, включенному в наш бизнес-план, мы сможем возобновить полеты в июле этого года. Расчеты основаны на прогнозах отрасли о состоянии на рынке пассажирских перевозок. При более оптимистичном развитии событий мы, конечно, не истратим всю сумму, полученную от государства. Но минимум – это 204 миллиона евро. Наш бизнес-план предусматривает объем в 250 миллионов евро".

Налогоплательщикам, которые выражают недовольство большими суммами, которые государство выделяет на поддержку авиакомпании, Гаусс сообщил следующее: "Вложенные деньги незамедлительно вернутся в экономику, как только мы доставим в Латвию пассажиров, которые будут тратить свои деньги здесь. Мы влияем и на экономику соседних Литвы и Эстонии. Компания airBaltic – большое предприятие в небольшом государстве, как Латвия, так что наше влияние на экономику страны – значительно".

Руководитель airBaltic подчеркнул: еще никогда в своей истории авиаиндустрия не сталкивалась с подобным кризисом. Но и такой кризис когда-нибудь закончится.

LDz отказать, airBaltic спасать, а что-то украдут: Немиро о распределении денег в кризис>>

738
Теги:
airBaltic, Мартин Гаусс
Тема:
airBaltic - национальный авиаперевозчик (153)
По теме
Пришлось отдать тысячи евро: репатриация рейсом airBaltic дорого обошлась латвийцам
Линкайтс: компания airBaltic в два раза сократила флот, штат пилотов и стюардесс
Более 10 миллионов евро: клиенты airBaltic требуют от компании выплат
В автоперевозках катастрофа, а помогли airBaltic: бизнес недоволен решениями кабмина
Монеты номиналом 1 евро на фоне банкнот номиналом 10 и 20 евро

В Латвии почти 13% работников получали в прошлом году зарплату в 430 евро и меньше

293
(обновлено 17:01 24.02.2021)
Центральное статистическое управление обнародовало данные по зарплатам за прошлый год - больше 1400 евро получает только 6,5% работников

РИГА, 24 фев — Sputnik. В прошлом году в Латвии зарплату до 450 евро на руки на основном месте работы получали 22,7% работников, что на 3,1 процентного пункта меньше, чем годом ранее, свидетельствуют данные Центрального статистического управления (ЦСУ).

В том числе 99,9 тысячи работников (12,8%) после уплаты налогов получали минимальную зарплату или меньше. Это на 1,6 процентных пункта меньше, чем годом ранее – тогда минималку и меньше получали 14,4% работников. В прошлом году уровень минимальной зарплаты составлял 430 евро.

В свою очередь, 34,5% (в 2019 году – 34%) работников получали на основном месте работы 450-700 евро; 30,8% работников получали после уплаты налогов 700-1400 евро (в 2019 году таких было 29,9%); зарплату выше 1400 евро в прошлом году получали всего 6,5% работников (в 2019 году – 5,3%).

В 2020 году наибольший удельный вес маленьких зарплат наблюдался в Латгалии, где 22% работников получали 430 евро и меньше.

В исследовании о рабочей силе приняли участие 15,6 тысячи домохозяйств, в которых опросили 27,3 тысячи жителей от 15 до 74 лет.

293
По теме
Причина катастрофы в центрах социального ухода - низкие зарплаты
Где в ЕС больше всего получателей низких зарплат
Оценили доверие людей в 40 евро: Митрофанов о зарплате депутатов Риги
Большая нагрузка и маленькие зарплаты: из ЦПКЗ увольняются специалисты
Банкноты номиналом 5 и 10 евро.

Lursoft: менее 8 процентов компаний в Латвии получили помощь от государства

167
(обновлено 13:31 24.02.2021)
На данный момент более 13 тысяч компаний получили государственную поддержку для предотвращения последствий пандемии COVID-19; это составляет лишь менее 8 процентов от всех активных компаний, зарегистрированных в Латвии

РИГА, 24 фев — Sputnik. Больше всего среди фирм, получивших поддержку, тех, чьим сотрудникам выплачены пособия по простою - 10,2 тысячи, также 3,6 тысячи компаний получили поддержку в отсрочке уплаты налогов на срок до трех лет, а 3,3 тысячи получили субсидии для зарплат сотрудников, пишет Puaro.lv со ссылкой на данные Lursoft.

Согласно исследованию Lursoft, почти четверть компаний, получивших поддержку, работают в торговой отрасли, а еще 12,7 процента связаны с размещением гостей и питанием. Это естественно, учитывая, что сектор размещения и общественного питания больше всего пострадал от кризиса весной, когда резко сократилось количество туристов, в то время как сектор розничной торговли сильно пострадал из-за решения правительства закрыть ряд магазинов.

Анализируя данные о получателях государственной помощи, работающих в сфере торговли, можно увидеть, что большинство из них (65,4 процента) связано с розничной торговлей, четверть всех являются оптовиками, а менее 10 процентов - торговцы автомобилями и мотоциклами. Как и в целом среди получателей государственной помощи, более половины зарегистрированы в столице Риге.

Данные Lursoft показывают, что в 2019 году получатели государственной помощи наняли 185,5 тысячи сотрудников и заплатили 2,1 миллиарда евро налогов в государственный бюджет. В прошлом году налоговая задолженность, превышающая 150 евро, была зарегистрирована у 48,9 процента всех получателей. У 6 процентов компаний налоговая задолженность была зарегистрирована во всех 12 месяцах. Четверть этих компаний занимаются оказанием услуг общественного питания, а еще пятая часть - розничной торговлей.

Средний возраст компаний, получающих государственную помощь, составляет 9 лет.

Уровень государственной поддержки в связи с кризисом COVID-19 ниже запланированного, и его следует пересмотреть, заявлял ранее Совет по фискальной дисциплине (СФД) в мониторинговом отчете о влиянии COVID-19 на экономику и финансовую ситуацию.

СФД отмечает, что меры государственной экономической поддержки, вероятно, потребуют продолжения в течение нескольких месяцев, но статистика показывает, что поддержка в условиях кризиса в настоящее время ниже целевого уровня и инструменты поддержки необходимо корректировать в диалоге с бизнесом, принимая во внимание краткосрочные экономические и социальные последствия, а также среднесрочные фискальные аспекты.

167
Теги:
поддержка, коронавирус, пособия, Lursoft
По теме
"Вертолетных денег" не будет: Петравича назвала условие выплат пособий пенсионерам
Добровольно-принудительно: правительство Латвии повысило пособия по простою
Lursoft: около трех тысяч компаний стали должниками в апреле впервые за год
Вид на исторический центр Таллина - Старый город. Архивное фото

Послание "Моськи"? Эстония на пепелище отношений с Россией

0
(обновлено 16:48 24.02.2021)
Эстония изо всех сил стремится стать лидером антироссийских настроений в Евросоюзе и хочет поучить Россию демократии - так и просит посмотреть на нее, оценить задор и смелость... и почесать одобрительно за ушком!

Парламент Эстонии принял заявление "В поддержку единой внешней политики Европейского союза и в защиту гражданских свобод в России". Оно должно указать всем на тех, кто сейчас занимает сомнительное первое место в битве за звание самого большого русофоба в мире, отмечает автор радио Sputnik Николай Николаев.

В этом документе, созданном творческими усилиями пятидесяти семи законодателей, говорится о том, что Европейский союз должен резко ужесточить свою политику в отношении Российской Федерации и заставить ее подчиниться своим требованиям, список которых прилагается. Здесь мы увидим изрядно приевшиеся тезисы и об "авторитарном настрое", и об "агрессивной внешней политике" России, а еще о политических заключенных и, конечно, об Алексее Навальном.

И, как вишенка на торте, вернее, как две вишенки: призыв к новым санкциям в отношении России и плевок в сторону верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля за его визит в Москву.

При этом, шагая дружными рядами по пути жесткой конфронтации с русскими, все европейцы, по мнению эстонцев, должны обратить свои взоры на сияющие лики заокеанских повелителей и всячески выразить им свою любовь и преданность.

Забавно, что буквально на следующий день новый министр иностранных дел балтийской республики Эва-Мария Лийметс, выступая в парламенте, заявила: правительство страны поддерживает ратификацию эстонско-российского пограничного договора и в долгосрочной перспективе Таллин заинтересован в добрососедских отношениях с Москвой.

Президент РФ Владимир Путин и президент Эстонии Керсти Кальюлайд
© Sputnik / Алексей Дружинин
Что же дальше? С печалью разглядывая пепелище этих самых отношений, нужно констатировать, что "пациент скорее мертв, чем жив".

И это произошло так давно, что напрашивается вопрос: а зачем же вновь и вновь в стране гордых эстов звучат тамтамы войны и происходят ритуальные политические пляски?

Вообще, все, что ныне происходит во внешней политике Эстонии, в сегменте, затрагивающем отношения с Россией, удивительно напоминает басню "Слон и Моська". И такое поведение – послание не Слону, а всем окружающим. Мол, посмотрите на нас, оцените наш задор и смелость... и почешите одобрительно за ушком! А заодно дайте в награду чего-нибудь вкусненького и побольше. Правда, немного обидно, что Слон не обращает на это никакого внимания.

0
Теги:
антироссийские санкции, политики, Россия, Эстония