Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш

Налоги надо повысить поскорее: как в Латвии будут спасать экономику

6731
(обновлено 10:28 14.05.2020)
Переквалификация безработных, вложения в инфраструктуру и дифференцированная помощь отраслям - таков план поддержки латвийской экономики; не последнюю роль в нем играет налоговая реформа - премьер считает, что кризис показал, насколько важно заставить платить всех

РИГА, 14 мая — Sputnik, Дмитрий Олейников. Премьер-министр Кришьянис Кариньш и президент Банка Латвии Мартиньш Казакс обсудили, как выводить народное хозяйство из кризиса, в котором оно оказалось в результате двухмесячного карантина. Упор сделали на налоги.

Работу все не сохранят

После встречи глава правительства и президент Банка Латвии представили общественности свои выводы и взгляды на будущее. По словам премьера, программа поддержки предприятий и их работников в целом оказалась эффективной. Да, не всегда меры принимались оперативно, однако правительство постоянно их дополняло.

По факту в настоящее время пособие по простою от государства сейчас получают 50 тысяч жителей Латвии и будут получать его до 30 июня.

Но прогнозы премьера не вселяют оптимизма: "К сожалению, мы можем прогнозировать, что не все эти люди сохранят свои рабочие места после периода простоя. Поэтому будем анализировать, как ту часть людей, которая окажется без работы, перенаправить путем создания программ переквалификации, чтобы они получили новые навыки и нашли работу в других отраслях, где рабочие места есть и будут в будущем".

Общий план мероприятий по спасению экономики включает еще два блока. Во-первых, это проекты, связанные с развитием инфраструктуры. Во время кризиса правительство уже вложило в ремонт дорог 75 миллионов евро, 150 миллионов евро выделено самоуправлениям на реализацию различных инфраструктурных проектов – это, по мнению главы правительства, позволит сохранить рабочие места в регионах и будет способствовать "прогреву" экономики.

Во-вторых, инвестиции в будущее – под этим подразумевается развитие науки (которой правительство выделило 5 миллионов евро на исследование коронавируса), что должно помочь в развитии новых и технологичных направлений в экономике.

Нельзя национализировать убытки

Сказанное премьер-министром дополнил глава Банка Латвии Мартиньш Казакс. Он назвал основные принципы, которых правительство должно придерживаться, разрабатывая план вывода экономики из кризиса.

Во-первых, поддержка отраслей должна быть целевой и постепенной: "Отмена эпидемиологических ограничений не означает, что экономика сразу встанет на прежние рельсы. Механизмы поддержки должны быть различными для каждой отрасли и должны вводиться на разный период времени.

Никакого радужного окончания кризиса мы не увидим. Действия правительства должны быть целенаправленными и постепенными".

Второе предложение Банка Латвии – разделение рисков государства и частных компаний. Бизнес не может и не должен "вешать" все риски на государство.

Или, как выразился глава Банка Латвии: "Недопустимо прибыль – приватизировать, а убытки – национализировать".

Третье замечание – даже во время кризиса и после его окончания надо продолжать начатые структурные реформы. Это касается административно-территориальной реформы и перемен в сфере образования, чтобы оно стало эффективнее для всех возрастов.

И наконец, разумная трата денег с перспективой. Сейчас, как сообщил глава Банка Латвии, деньги у правительства есть: "В настоящий момент у правительства есть финансовые ресурсы в достаточном объеме, чтобы поддерживать экономику. Что и происходит. Но понятно, что количество ресурсов не бесконечно. На наш взгляд, динамика изменения госдолга должна выглядеть примерно так: во время кризиса объем госдолга может повыситься до 50–55 процентов от ВВП, но только на недолгий период времени. В течение 6–8 лет объем задолженности должен вернуться на прежний уровень, около 40% от ВВП". Глава Банка Латвии отметил также, что важно не только преодолеть нынешний кризис, но и подготовиться к возможному следующему.

Платить будут все

Говоря о предстоящих переменах, премьер-министр Кришьянис Кариньш еще раз подтвердил – кризис не заставил правительство отложить реформу налоговой системы.

Даже наоборот: "Кризис показал, что в государстве есть социально незащищенные люди, многие работники не отвечают критериям поддержки по простою, поскольку за них не платились налоги. Это несправедливо. Нам надо это исправить".

Сейчас в правительстве обсуждается идея о том, чтобы ввести новые принципы налогообложения в действие уже с 1 января 2021 года. Пока обсуждаются различные варианты, однако, возможно, речь пойдет о полной отмене налогового режима на микропредприятия, пересмотре ставок подоходного налога с жителей, создании новой системы поддержки семей с детьми, а также увеличении минимальной зарплаты в стране до 500 евро с нынешних 430 евро. Министерство финансов должно разработать и представить в правительство среднесрочный план развития налоговой системы.

Но главное – к уплате налогов будут принуждать всех предпринимателей и все компании, вне зависимости от размеров.

Если не создать дополнительные источники поступления налогов, то из-за влияния коронавируса правительству придется принимать непопулярные меры по сокращению расходов (понятно, что не военных), что не вызовет энтузиазма у электората правящих партий.

Избирательная поддержка

Практически с самого начала кризиса парламентская оппозиция выражает большой скепсис в отношении способностей правительства подготовить сколь-нибудь эффективную программу развития экономики. До последнего времени, многие из мер, направленных на поддержку широких слоев населения, были взяты коалиционными партиями именно у оппозиции (без указания авторов). В свою очередь, спасение правительством отраслей народного хозяйства, с точки зрения оппозиции, выглядит как-то странно и избирательно.

Вот что отмечает депутат Сейма Вячеслав Домбровский, говоря об экономических инициативах исполнительной власти: "Сельское хозяйство. Больше месяца назад правительство приняло решение выделить 45,5 миллиона евро на поддержку в условиях падения оборота на 20%. Спустя месяц ответственный министр подал запрос на дополнительные 613 миллионов евро. Авиация. На днях правительство решило выделить 250 миллионов компании airBaltic. Я так понимаю, вообще без вопросов утвержден бизнес-план, разработанный самим же предприятием. Туризм. За почти два месяца чрезвычайной ситуации правительство не приняло никаких решений о поддержке конкретно этой отрасли…

Мне всегда было трудно понять, чем объясняется такая любовь к одним отраслям, и столь явная неприязнь к другим".

6731
Теги:
экономический кризис, Кришьянис Кариньш, Латвия, налоговая реформа
Тема:
Налоговая реформа в Латвии (69)
По теме
Латвия будет выбираться из кризиса сама: эксперт предостерег от иллюзий насчет ЕС
Перспективы мрачны как никогда: каков настрой бизнеса в Латвии накануне кризиса
Медицине нужны деньги: кому придется платить больше
LDz отказать, airBaltic спасать, а что-то украдут: Немиро о распределении денег в кризис
Латвийская железная дорога

Непонятно, почему Латвия сама отказывается от транзита: положение LDz обсудили в Сейме

11988
(обновлено 12:54 03.07.2020)
Положение дел в Latvijas dzelzceļš обсудили на заседании комиссии Сейма по публичным расходам и ревизиям

РИГА, 3 июл – Sputnik. Крупные проекты модернизации железнодорожной инфраструктуры Латвии, в которые планировалось инвестировать не менее 534 миллионов евро, не будут реализованы в назначенные сроки и в запланированном объеме. С таким докладом выступил Госконтроль на заседании комиссии Сейма по публичным расходам и ревизиям, сообщает Латвийское радио 4.

Директор Первого ревизионного департамента Госконтроля Инесе Калване заявила, что, несмотря на то, что объем грузоперевозок по LDz неуклонно снижался, компания парадоксально оптимистично планировала свои доходы и расходы.

"Предприятие Latvijas dzelzceļš спланировало механизм финансового равновесия необъяснимым образом, учитывая противоположное развитие рыночной ситуации. А именно, оно сочло, что объемы грузоперевозок не будут уменьшаться и что Латвийская железная дорога будет работать с прибылью. И будут приниматься решения об использовании дивидендов для нужд предприятия", - сказала она.

Калване отметила, что Госконтроль уже во время проверки усматривал значительные риски для такого оптимистичного сценария, считая, что для обеспечения финансового равновесия компании уже в ближайшее время может потребоваться государственное финансирование.

Так оно и произошло, так как Латвийская железная дорога запросила дополнительное финансирование у государства в размере 41 миллиона евро. Деньги пока не выделены, но с течением времени стало ясно, что сумма, необходимая LDz, может измениться, заявила госсекретарь Минсообщения Илонда Степанова.

"Пока еще финансирование не выделено. Только принято концептуальное постановление о 66 миллионах евро, которые могли бы быть направлены Минсообщения на решение этих актуальных вопросов. Что касается финансирования, необходимого Латвийской железной дороге, то в настоящее время еще идет работа над проектами постановлений правительства", - сказала она.

По результатам ревизии Госконтроля также выяснилось, что крупные инвестиционные проекты на сумму более полумиллиарда евро не могут быть реализованы в назначенные сроки и в запланированном объеме. При этом подчеркивается, что 454 миллиона евро — это средства из европейского Фонда выравнивания. Таким образом, есть риск потерять эти деньги. Госконтроль указывает, что провал с инвестпроектами связан именно с недостатками в планировании развития железнодорожного сектора и отсутствием активных действий со стороны заинтересованных сторон, в частности Минсообщения и LDz.

Latvijas dzelzceļš уже отказалась от самого крупного инвестпроекта "Электрификация сети железных дорог", подготовка и согласование которого заняли пять лет. Стоимость проекта оценивалась в 440 миллионов евро. Это решение вызвало критику, вновь она прозвучала и на заседании комиссии.

"Проект электрификации очень важный проект, если мы смотрим, как впредь будет происходить перевозка грузов по транзитным путям не только в Латвии, но и с учетом конкуренции в Европе. И если в такой ситуации мы отказались от этого проекта, это означает, что мы отказываемся и от транзитного бизнеса как такового. На данный момент мне абсолютно непонятно, как может министр транспорта сказать, что это "новая реальность"! По моему мнению, нам следует бороться — так же, как сейчас работают литовцы, которые доказывают, что у них не падает, а поднимается объем грузоперевозок по железной дороге и в их портах", - заявил депутат Сейма Виктор Валайнис.

Госконтроль же отмечает, что нынешняя ситуация усугубляется экономическим кризисом, вызванным пандемией, и дальнейшие шаги по будущему развитию Latvijas dzelzceļš будут продиктованы чисто политическими решениями.

Проблемы LDz

Ранее Sputnik Латвия писал, что оборот Латвийской железной дороги в прошлом году снизился на 7,5%, по сравнению с 2018 годом, составив 337,645 миллиона евро. Убытки концерна были равны 9,328 миллиона евро, по сравнению с прибылью 14,408 миллиона евро годом ранее.

В прошлом году по железной дороге было перевезено 41,49 миллиона тонн грузов, что на 7,77 миллиона тонн, или 15,8% меньше, чем в 2018 году. 79,4% этого объема составили импортные перевозки (32,949 миллиона тонн), что на 18,6% меньше, чем в 2018 году. Основную часть грузопотока по латвийской железной дороге формируют партнеры из России - 70,4% всех перевозок.

Доходы Латвийской железной дороги в этом году снизились настолько, что не покрывают расходы. Поэтому предприятие для обеспечения финансового равновесия требует выделить из госбюджета 25 миллионов евро. Еще 15,8 миллиона евро необходимо для компенсации расходов на обеспечение услуг общественного транспорта, заявили в LDz.

Латвийская железная дорога также пересмотрела возможности реализации планируемых и начатых проектов, финансируемых из структурных фондов ЕС. Компания решила отказаться от реализации проекта электрификации железной дороги. Его планировалось осуществить в связке с проектом развития парка приема станции Даугавпилс и подъездных путей к нему.

Также Латвийская железная дорога до конца этого года будет вынуждена уволить 1500 сотрудников, что составляет примерно 24% всех работников. К настоящему моменту уволены уже около тысячи сотрудников.

Кроме того, LDz избавляется от ненужной недвижимости. Так, в начале июля были объявлены торги, с которых планировалось продать 46 автомобилей. А в середине мая был объявлен аукцион по продаже дома отдыха бригад Елгавского цеха.

11988
Теги:
Госконтроль, грузоперевозки, Латвийская железная дорога (LDz), Латвия
По теме
Латвийскому транзиту не достанется российского угля даже при оптимистическом сценарии
Это был "наш" уголь, его забрала Усть-Луга: у Латвии "новая нормальность" в транзите
За год Латвия потеряла половину грузов: в РФ дали совет, как спасти транзит
И белорусскому транзиту будет "крышка": бизнес в Латвии обирают, а потом выгоняют
Самолет Airbus А220-300 авиакомпании airBaltic в аэропорту Рига

Авиакомпания airBaltic вернула на работу одиннадцать человек из семисот

1395
Уволенные сотрудники airBaltic начали возвращаться на свои рабочие места; пока рабочие отношения с авиакомпанией восстановили 11 человек

РИГА, 3 июл — Sputnik. Латвийская национальная авиакомпания airBaltic до 1 июля восстановила рабочие отношения с 11 сотрудниками, ранее уволенными из-за кризиса COVID-19, пишет BB.lv.

Как рассказала представитель компании Алисе Бриеде, сейчас в команде airBaltic "более тысячи профессионалов, навыки, знания и работа которых очень важны, чтобы постепенно возобновить полеты с сокращенным флотом, соблюдая безопасность и введя ряд эффективных мероприятий для защиты здоровья".

По ее словам, с учетом того, что восстановление деятельности авиакомпании происходит постепенно и в меньшем объеме, чем ранее, прием на работу бывших и новых сотрудников также ведется медленно и постепенно.

Бриеде пояснила, что первично актуальные вакансии предлагаются внутри компании и бывшим коллегам, и только после этого вакансия сообщается публично. До 1 июля 11 бывших сотрудников восстановили рабочие отношения с airBaltic. По прогнозам компании, это число будет расти каждый месяц.

В марте после объявления режима чрезвычайной ситуации в Латвии и прекращения международного авиасообщения airBaltic начала сокращать сотрудников. Несмотря на протесты профсоюзов, всего работу потеряли около 700 человек. Впрочем, авиакомпания выразила готовность со временем принять своих сотрудников на работу обратно.

В мае этого года правительство приняло решение вложить в уставной капитал airBaltic около 250 миллионов евро - это больше, чем получила любая другая компания.

Регулярные рейсы airBaltic возобновила 18 мая. С тех пор авиакомпания постоянно добавляет новые направления, к примеру, на этой неделе были возобновлены прямые перелеты в Лондон из Таллина и Риги.

1395
Теги:
airBaltic, Латвия
Тема:
airBaltic - национальный авиаперевозчик
По теме
Кто следующий? Авиакомпания airBaltic начинает массовые увольнения сотрудников
Авиакомпания airBaltic просит своих сотрудников посидеть год без зарплаты

НАТО удивятся": чем вооружат новый российский истребитель

0
(обновлено 18:22 05.07.2020)
Истребитель пятого поколения Су-57 — это не просто самолет, а целый боевой комплекс, включающий в себя новейшие авиационные средства поражения

Уничтожение целей на расстоянии нескольких сотен километров, ювелирная точность бомбовых ударов и надежно защищенная аппаратура — вместе с новейшими бомбами и ракетами авиационный комплекс пятого поколения Су-57 получит продвинутую электронику для их наведения. Самолет сможет обходить ловушки противника и прорываться через стену радиолокационных помех. О вооружении перспективной машины — в материале Николая Протопопова для РИА Новости.

"Умные" ракеты

Истребитель пятого поколения Су-57 — это не просто самолет, а целый боевой комплекс, включающий в себя и новейшие авиационные средства поражения. Список оружия засекречен, однако известно, что предприятия оборонно-промышленного комплекса разрабатывают около пятнадцати образцов.

По оценкам специалистов, основой арсенала Су-57 послужат уже имеющиеся у ВКС России ударные средства, однако полностью переработанные и "оцифрованные". Например, новые противокорабельные ракеты с увеличенной в два раза дальностью полета — до 250 километров. Примечательно, что внешне боеприпасы выглядят так же, как предшественники.

Изменения в основном коснулись внутренней начинки — у ракеты теперь более мощные и компактные "мозги", система управления и двигатель обеспечивают сложнейшую траекторию полета. Спрятанное в корпусе электронное оборудование устойчиво к внешним радиоэлектронным помехам, различным ловушкам и не реагирует на ложные цели.

"Раньше целеуказание ракетам "воздух — воздух" или "воздух — земля" передавалось через аналоговые преобразователи, что занимало определенное время, — объясняет РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — На тот момент это удовлетворяло требованиям общевойскового и воздушного боя. Сейчас ситуация иная. В зоне современного воздушного боя работает множество комплексов радиоэлектронной борьбы: как наземных, так и воздушных. В таких условиях оружие должно быть очень надежным. Су-57 создавали с учетом этих факторов, его системы полностью цифровые — передача полетного задания, целеуказания, перераспределение целей занимает считанные доли секунды".

Как и другие многофункциональные истребители, Су-57 сможет нести боеприпасы класса "воздух — воздух", "воздух — поверхность" малой, средней и большой дальности, а также управляемые и корректируемые авиабомбы.

Так, именно для перспективной "сушки" разработали "умную" авиабомбу КАБ-250. После сброса с носителя траектория ее полета корректируется по сигналам спутниковой системы ГЛОНАСС. Сейчас боеприпас испытывают на полигонах и даже успели проверить в боевых условиях — бомбардировщики С-34 сбрасывали КАБ-250 на объекты боевиков в Сирии.

Бомба показала высокую эффективность и, самое главное, точность: отклонение от цели — всего плюс-минус два метра независимо от погодных условий и времени суток. Мощность боевой части позволяет летчику поражать не только технику и скопления живой силы на открытом пространстве, но и хорошо укрепленные объекты противника.

Кроме того, как ранее сообщили в Минобороны, истребитель Су-57 возьмет на борт и гиперзвуковое оружие. Ожидается, что новый авиационный комплекс "Кинжал" "пятьдесят седьмые" получат после 2030-го.

С точностью до метра

Заслуженный военный летчик России Владимир Попов уверен: номенклатура оружия для Су-57 в целом останется традиционной для самолетов этого класса, но благодаря усовершенствованным прицельным системам точность существенно увеличится.

Так, ракеты для боя на ближних и средних дистанциях будут автоматически отслеживать цели по тепловому и магнитному следу и наводиться оптико-электронной головкой.

"Точностные характеристики возрастут на 30-40 процентов, — отметил Попов. — Это очень хорошие показатели боевых возможностей по обнаружению и самонаведению. Современные ракеты наносят удары с точностью до метра. То же касается и боеприпасов дальнего действия. Правда, здесь большую роль играют радиолокация и тепловая составляющая".

Миниатюризация электронного оборудования современных ракет позволяет усилить боевую часть боеприпасов за счет увеличения заряда. Вероятность поражения цели и, как следствие, общая эффективность оружия существенно вырастают. Су-57 сможет бороться с любыми объектами и в воздухе, и на земле — динамическими и баллистическими целями, а также малоразмерными, такими как беспилотники.

Управление в бою всеми системами перспективного самолета, применение вооружения, организация обороны и многорежимная интеллектуальная поддержка пилота завязаны на мощную вычислительную систему.

Компьютер автоматически распознает и определяет наиболее опасные и приоритетные цели, выстраивает оптимальный маршрут полета, подсказывает летчику, когда и каким оружием следует воспользоваться.

Для поиска и обнаружения целей у Су-57 есть несколько радиолокационных станций нового поколения. Помимо РЛС с активной фазированной антенной решеткой в передней части самолета, имеются станции бокового обзора, работающие в разных диапазонах. Су-57 с легкостью найдет в небе за сотни километров любые самолеты, включая построенные по технологии "стелс".

Полная загрузка

Особенность истребителей пятого поколения — внутрифюзеляжное размещение вооружения. Из-за того, что нет бомб и ракет на внешних точках подвески, снижаются эффективная поверхность рассеивания и, соответственно, заметность самолета. В двух вместительных отсеках Су-57 поместится несколько десятков различных боеприпасов.

Ранее так было только на массивных стратегических бомбардировщиках, поэтому разработчикам вооружений пришлось решить непростую задачу: спроектировать ракеты с меньшими габаритами, оснастить их складывающимися крыльями и рулями, которые раскрываются лишь после сброса боеприпаса. Сложности возникли и из-за дополнительных нагрузок на самолет при пуске ракет из замкнутого пространства.

Отношение боевой нагрузки, которую способен взять Су-57, к его массе значительно выше, чем у истребителей прошлых поколений. Этого достигли за счет композиционных материалов.

"В Су-30СМ и Су-35, например, до 25 процентов материалов — не металлы, — говорит Попов. — Композиты, стекловолокно, кевларовые ткани, различные смолы. При этом прочностные характеристики конструкции сохранены. На Су-57 таких примерно 35 процентов. Это очень много, поэтому истребитель получился значительно легче при схожих габаритах. К тому же новый двигатель дает прирост тяговооруженности еще на 15 процентов".

Фирменная "фишка" нового самолета — способность работать в паре с беспилотной системой С-70 "Охотник". Тяжелый беспилотник и истребитель научились летать в связке — в прошлом году Минобороны опубликовало видео, на котором они маневрируют в воздухе на минимальном расстоянии друг от друга.

По оценкам экспертов, в будущем появится возможность создавать целые стаи "Охотников", действующих в автономном режиме или под управлением и контролем всего одного пилота Су-57. Ударный потенциал таких боевых групп увеличится в разы.

0
Теги:
истребитель, Россия, НАТО
По теме
Плоский штопор и нестандартная посадка: Су-57 дважды удивил в первый день МАКС
Первый полет новейшего беспилотника в паре с истребителем Су-57 сняли на видео
Су-57 на предельных режимах: пилоты ВКС РФ показали, на что способны новейшие истребители