Перевалка угля в Рижском порту

Латвийской железной дороге и портам придется несладко: министр ставит на авиацию

4676
(обновлено 16:15 22.05.2020)
В транспортной отрасли Латвии министр сообщения Талис Линкайтс выделяет авиацию, железной дороге он грузов не прочит и советует сокращать издержки

РИГА, 22 мая – Sputnik. Эстония – морское государство, там есть Tallink, в Литве более конкурентоспособная железная дорога, а Латвия – это узел авиации, поэтому государство и выделило такую большую финансовую помощь компании airBaltic, заявил министр сообщения Талис Линкайтс в программе "Действующие лица" на Латвийском радио 4.

У наземного транспорта, особенно в грузоперевозках, — времена трудные, спад на железной дороге начался еще в прошлом году из-за переориентации Россией энергетических грузов на собственные порты. Кризис, вызванный пандемией COVID-19, еще больше осложнил положение сектора транзита – в Китае были проблемы с формированием контейнерных составов, что отразилось и на Латвии, сказал Талис Линкайтс. По сравнению с четырьмя месяцами 2019 года, объем перевозок упал на 46%, и в этом году принципиальных изменений ожидать не приходится – это тот объем, на который можно рассчитывать.

По словам Линкайтса, в этой ситуации можно лишь снижать издержки, что и делает, например, Латвийская железная дорога, проводя сокращения и отменив проект электрификации.

"Жизнь на железной дороге не останавливается, грузы идут, хоть и в меньшем объеме. Соответственно, есть и будет необходимость в работе железнодорожников. (…) Но сокращения были и, наверное, будут еще. Если сравнить нашу дорогу с литовской и эстонской по количеству перевезенного груза на одного работника и километр пути, то эффективность у нас намного меньше. Есть возможность поменять технологический процесс, чтобы уменьшить количество людей на железной дороге", — сказал министр.

По словам Линкайтса, таких объемов российского угля латвийский транзит больше не увидит, и на замещение их китайскими тоже надеяться не стоит.

"Исторически мы получали несколько поездов с грузами из Китая — но это было, скорее, показательное выступление. Я больше надеюсь на грузы, которые идут через логистический центр Беларуси "Большой камень", а оттуда — в сторону Скандинавии (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания). Мы работаем над тем, чтобы эти грузы направлялись через Латвию. Это более реальная возможность, чем ждать грузов напрямую из Китая. (…) Если посмотреть на карту, мы не находимся на пути движения этих грузов в Европу. В основном они идут через Беларусь и Польшу, нет логики в том, чтобы они шли напрямую через Латвию. Мы работаем над тем, чтобы отдельные составы грузов шли в Латвию, но, если посмотреть на статистику, они никак не могут компенсировать то большое количество грузов, которое шло из России. Уголь… В таком объеме, конечно, таких грузов не будет", - сказал Линкайтс.

По его мнению, нужно реально смотреть на вещи и ухватиться за то, что реально можно достать.

"Например, мы хорошо работаем в сфере грузовых авиаперевозок из Китая, есть возможность почту из Китая направлять через Латвию, если очень постараемся", — сказал министр.

Также министр пояснил, почему государство выделило такую большую финансовую поддержку (250 миллионов евро) airBaltic во время пандемии коронавируса.

"Авиация — наше все. Если смотреть на распределение между балтийскими странами, то можно говорить, что Эстония — морское государство, там есть большое пассажирское предприятие паромного сообщения на Балтике — Tallink. У Литвы более конкурентоспособная железная дорога. Латвия является узлом авиации, аirBaltic работает не только в балтийских странах, но и на других направлениях, с хорошим новым флотом и меньшими издержками. Мы заинтересованы, чтобы и авиакомпания, и все предприятия вокруг нее работали после кризиса в том же направлении", - сказал Линкайтс.

По его словам, часть флота airBaltic из-за кризиса вернут лизингодателям, часть самолетов продадут. "Конечно, сейчас это сделать трудно — все авиакомпании мира сокращают флот. Надеюсь, что покупатели все же найдутся. Может, не по лучшей цене, но и это лучше, чем оставить самолеты в airBaltic", - сказал Линкайтс.

Что касается грузовых автоперевозок, Минсообщения подготовило документы, чтобы на 50% сократить эксплуатационно-транспортный налог грузовых машин на следующие полгода, снизив затраты транспортных компаний, сообщил Линкайтс. Некоторые из перевозчиков использовали пособия по простою и возможность отложить уплату налогов, другие получили от Altum доступ к дополнительным оборотным средствам на поддержку компаний, сказал министр.

4676
Теги:
грузоперевозки, транспорт, Талис Линкайтс, Латвия
По теме
Возили эксклюзив в Москву, а теперь ждем пособий: бизнес Латвии недоволен властями
Не получилось компенсировать потерю угля из РФ: Рижский порт придумал новый ход
Нет бригад - нет дома отдыха: LDz увольняет работников и продает недвижимость
Грузооборот латвийских портов продолжает падать, российские порты на Балтике растут

Детская бедность в Латвии и Европе

115
(обновлено 15:38 31.05.2020)
В первый день лета отмечается Международный день защиты детей; даже в благополучных странах Европы значительная доля детей подвержена риску бедности и социального отчуждения, какова ситуация в Латвии
© Sputnik /

Международный день защиты детей был учрежден еще в середине прошлого века, чтобы напомнить взрослым о необходимости соблюдать права и свободы подрастающего поколения и создавать условия для формирования справедливого общества.

Социальное неравенство - бич нашего времени, но детская бедность - особенно острая проблема, потому что она накладывает отпечаток на здоровье и благополучие во время всей взрослой жизни.

По данным Eurostat, каждый пятый ребенок в Латвии подвержен риску бедности и социального отчуждения. В среднем по Евросоюзу показатели еще хуже - детская бедность достигает 23,8%. 

Самый плачевный показатель из европейских стран в целом у Северной Македонии - 45,3%. Если учитывать только страны, входящие в ЕС, лидирует в этом антирейтинге Румыния (37,9%).

Наиболее благополучной страной в плане обеспечения детей базовыми благами является Чехия - там только 12,6% населения подвержены риску бедности.

Подробнее в инфографике.

Но некоторые равнее: удаленное обучение усилило разрыв между школьниками>>

115
Теги:
Европа, Латвия
Тема:
Латвия в мировых рейтингах
По теме
Меньше 410 евро в месяц: каждый пятый в Латвии на пороге бедности
"Бедные сравнивают свою жизнь с "геноцидом": как в суде обсуждают минимальный доход
Дети знают несколько формул и слов: школы в Латвии не учат учиться
Дети подождут, а партиям и airBaltic надо денег: оппозиция в Сейме ничего не добилась
Сбор голубики

Не пустите украинцев летом, осенью попросим денег: фермеры Латвии боятся за урожай

619
(обновлено 17:22 28.05.2020)
Если из-за нехватки рабочей силы урожай не будет собран, уже в конце лета представители Латвийской ассоциации сельскохозяйственных кооперативов попросят у правительства не гастарбайтеров, а покрытия убытков

РИГА, 28 мая — Sputnik, Дмитрий Олейников. Еще в начале этого года крестьяне через министерство земледелия просили правительство разрешить облегченную процедуру ввоза гастарбайтеров в Латвию на летние работы. С введением режима ЧС в стране ситуация в сельском хозяйстве еще более обострилась.

На прошлой неделе три крупнейшие отраслевые организации, объединяющие крестьян Латвии, обратились в правительство с требованием упростить процедуру ввоза сезонных работников в страну на время летних работ. Письмо подписали представители Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций, Ассоциации сельскохозяйственных кооперативов и Крестьянского Сейма Латвии.

Фермеры опасаются, что из-за нехватки рабочей силы на селе процесс сбора урожая в этом году будет затруднен, из-за чего убытки понесут и сами крестьяне, и перерабатывающие предприятия.

Уже сейчас, как указывают авторы письма, с нехваткой рабочей силы столкнулись предприятия рыбоперерабатывающей отрасли. Результаты только первого месяца действия режима чрезвычайной ситуации в стране пугают – почти 50% работников, которые начинают работу, прекращают трудовые отношения в течение первой недели. На предприятиях – большая текучка кадров, их не хватает, а спрос на рыбные консервы вырос. Переработчики попали в затруднительное положение – они вынуждены поднимать зарплаты, но это не увеличивает количество работников, а производительность труда падает. Предприятия рыбоперерабатывающей сферы заявляют – без гастарбайтеров они могут не выжить.

В похожей ситуации – представители сектора садоводства и овощеводства. Хотя для них "час Х" еще впереди. Представители отрасли не уверены, что им удалось набрать даже половину от необходимого числа работников на период сбора урожая. В Латвии, отмечают они, произрастает очень много видов ягод, овощей, фруктов, для уборки которых, как и в других стран Евросоюза, требуется именно ручной труд. Сезон уборки урожая приближается, а интерес к размещенным объявлениям о поиске работников – минимален, хотя предложения о брутто-зарплатах уже достигают 900 евро в месяц.

Опыт прошлого года, еще до коронакризиса, свидетельствует: одно из крупных хозяйств в Елгавском районе пыталось найти на летние работы 120 человек, а набрать удалось только 50. Из-за нехватки рабочей силы погибло 40% урожая, то есть, хозяйство недополучило 200 тысяч евро доходов.

Крестьяне выражают беспокойство, что введенный в этом году режим чрезвычайной ситуации еще более осложнит ситуацию с поиском работников. Многие местные предпочтут получать пособия, а не заниматься тяжелым физическим трудом. А значит, если местный урожай погибнет на полях, покупатели из Латвии пойдут в магазины покупать продукты, произведенные в Польше и других странах.

При этом опыт других стран ЕС показывает, что при наличии жестких требований ввоз работников из-за границы возможен даже в режиме чрезвычайной ситуации. В Германии, например, в апреле и мае требовались 120 000 гастарбайтеров. В настоящий момент, проблема там решена частично за счет освобождения работников в других отраслях (около 20 000 человек), так и путем привлечения невыехавших из страны работников (20 000) и выданным разрешениям на работу новым гастрабайтерам (80 000).

В Латвии в 2018 году было выдано примерно 9000 разрешений на работу гражданам третьих стран, что примерно на 700 разрешений больше, чем годом ранее (0,9% от общего числа занятых в стране). Более половины от общего количества разрешений – примерно 5000 – было выдано гражданам Украины. Общее число гастарабайтеров в сельском хозяйстве в 2019 году составило около 10 000 человек.

По прогнозам на этот год, на период сбора урожая – с июня до конца октября – только предприятиям отраслей садоводства и овощеводства необходимы примерно 1000 работников. Сельскохозяйственные предприятия в настоящее время не отказывают ни одному работнику, но именно гастрабайтеры, как отмечают крестьяне, являются гарантией того, что все вакансии удастся заполнить.

Представители крестьянских хозяйств просят у правительства разрешить ввозить гастрабайтеров в страну даже в режиме чрезвычайной ситуации, и привлекать их к работам в сельском хозяйстве. Ответственные госорганизации должны принять более активное участие в решении вопросов, связанных с пересечением границ. Сейчас, в отдельных случаях, работодатели из Латвии связываются с бюро по трудоустройству на Украине, те выражают готовность обеспечить заказчиков рабочей силой с использованием сухопутного транспорта, но все усложняется из-за неясностей с оформлением виз и возможностью пересекать границы Польши и Литвы. Сезонным работникам надо разрешить немедленно начинать работу, не дожидаясь окончания 14-дневного срока карантина. Возможно, правительство могло бы предоставить поддержку тем крестьянским хозяйствам, которые готовы на своей земле построить или приобрести жилые здания для сезонных работников.

С обращением к правительству либерализовать использование труда сезонных рабочих в сельском хозяйстве крестьяне выступали еще в начале года. Министерство земледелия поддержало их, однако, другие профильные министерства – министерство финансов и министерство благосостояния - выступили против, считая, что введение льготной налоговой ставки и упрощение администрирования налогов сократит поступления в бюджет.

Принятые правительством меры социальной поддержки населения, пострадавшего от коронакризиса также не способствуют притоку местной рабочей силы на село. Получатели пособий не имеют право где-либо подрабатывать, иначе теряют свои пособия. Крестьянские хозяйства просят и требуют от правительства разрешить людям подзаработать летом, если это возможно. В противном случае, многие будут работать нелегально, а значит, государство недополучит налоги. От либерализации рынка труда в сельском хозяйстве зависит и сумма тех налогов, которые хозяйства перечислят в бюджет. Если урожай погибнет на полях – налогов, соответственно, тоже не ожидается.

Согласно опросу, которое министерство земледелия представило правительству еще в январе этого года, до эпидемии коронавируса, примерно 30% опрошенных хозяйств заявили, что им в сезон необходимы 1-3 работника. 11% утверждают, что они готовы принять до 5 сезонных рабочих. И 1% хозяйств готовы на лето трудоустроить 80-90 работников. По результатам опроса, большинство из опрошенных – 74% - готовы направить работников на ручные работы. При этом средний заработок на селе в летний период для работников может составлять 20-30 евро в день.

Профильная подкомиссия Сейма, а также министерство земледелия выступает за либерализацию рынка труда в сельском хозяйстве, поддерживая требования крестьян. В настоящее время речь может идти о том, чтобы законодательно упростить процедуру ввоза работников из-за рубежа, а также установить к летним работам пониженную ставку подоходного налога (14%). Вероятно, речь может идти о том, чтобы установить 65-дневный срок, в течение которого работник может получить до 3000 евро дохода, облагаемого по льготной ставке. Впрочем, все эти меры должны еще быть обсуждены и приняты на заседании правительства.

Примечательно, что за открытие рынка труда и приглашение в Латвию работников из стран бывшего СССР сейчас выступают именно представители Национального объединения (как председатель подкомиссии по поддержке ремесленничества и предпринимательской деятельности Р.Наудиньш, так и министр земледелия К.Герхардс), которые обычно выступают против любых попыток иммиграции в Латвию людей с восточного направления.

619
По теме
Как изменился латвийский рынок труда: самые востребованные профессии этих дней
Украинские гастарбайтеры меняют страны Балтии на более привлекательные
Президент Эстонии позвала безработных в поля
Профсоюзы: после открытия границ десятки тысяч латвийцев могут покинуть страну
Врач в защитном костюме

Сравните Латвию и Москву: что показали тесты на антитела к COVID-19

33
(обновлено 16:39 01.06.2020)
В Латвии коронавирус получил небольшое распространение, судя по анализам на антитела, говорить о формировании коллективного иммунитета не приходится

РИГА, 1 июн — Sputnik. Тесты на антитела к коронавирусу COVID-19 в Латвии сдали около 1500 человек, и только 40 из них оказались положительными (2,67%), таким образом, о формировании коллективного иммунитета речи не идет, сообщает передача De facto Латвийского телевидения.

Пока что широкому кругу латвийцев доступны только платные тесты на антитела к коронавирусу. Их проводят частные лаборатории — Центральная и E.Gulbja. Кроме того, лаборатория Восточной больницы проверяла на антитела незаболевших постояльцев и работников социальных центров, где был выявлен коронавирус.

Из более чем тысячи лиц с ранее не подтвержденным коронавирусом, которые сдали анализы в лаборатории Э. Гулбиса ради интереса, антитела были обнаружены только у троих человек. Все эти люди недавно побывали за границей, у одного из них были симптомы заболевания, но анализы на коронавирус он не сдавал.

Однако есть сомнения по поводу достоверности этих тестов. По словам представителей лаборатории Э. Гулбиса, точность тестов проверялась на месте на пациентах, которые уже вылечились от вируса. Точность некоторых тестов была только 20—30%. Наконец, в лаборатории появился тест, точность которого доходит до 96—97%. Выяснилось, что у пациентов отличается и скорость формирования антител, и уровень содержания в крови. В среднем клетки иммунного ответа начинали вырабатываться на 10—14 день. Пока еще неясно, как долго они сохраняются в крови переболевшего человека.

Центральная лаборатория провела 633 теста — 19 результатов оказались положительными.

За государственный счет лаборатория Восточной больницы брала анализы у работников и постояльцев приюта "Синий крест" и работников Центра социального ухода Gaiļezers. В "Синем кресте", где были инфицированы 63 человека, из 40 незаболевших антитела обнаружились у половины. Из 18 работников социального центра Gaiļezers антитела нашлись у двоих.

Центр профилактики и контроля заболеваний сообщает, что осенью может быть проведено и более обширное исследование. Однако уже сейчас понятно, что о достаточном уровне коллективного иммунитета, который защитил бы Латвию от новых вспышек заболевания, речи не идет. Поэтому актуальными останутся другие меры по ограничению распространения вируса.

О том, что коллективный иммунитет так быстро не появляется, свидетельствует и опыт Швеции, где не вводили строгих ограничений. Обширные исследования показывают, что в Стокгольме антитела к COVID-19 были выявлены только в 7,3% образцов крови.

Аналогичное тестирование запустили в Москве. По данным на 28 мая, скрининг москвичей на антитела к COVID-19 выявил 14% людей, которые имеют маркеры коронавируса. "Скрининговые тестирования, которые мы проводим по Москве, на сегодняшний день выявили 14%, это по сути дела на всю популяцию, на всех москвичей, 14% людей, которые имеют маркеры коронавируса, в основном, которые уже получили антитела. Это все равно большой процент", - сказал мэр Москвы Сергей Собянин.

Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку новой коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией. По последним данным ВОЗ, в мире выявлены уже более 5,9 миллиона случаев заражения, свыше 367 тысяч человек скончались.

33
Теги:
коронавирус, Латвия
Тема:
Коронавирус наступает
По теме
"Рынок был одной из жертв": Китай опроверг первоначальную версию появления COVID-19
COVID-19 в Латвии: скончался еще один пациент, страна готовится к отмене режима ЧС
Двухнедельный карантин для прибывающих в Латвию скоро могут отменить
Разработать мало: врач предупредил о проблеме с вакциной против COVID-19