Железная дорога

Дайте денег или разбирайте рельсы: Латвийская железная дорога на грани краха

38699
Латвия продолжает упорно игнорировать призывы Еврокомиссии поддержать железную дорогу, но теперь убытки достигли таких масштабов, что Latvijas dzelzceļš придется либо ликвидировать, либо превращать в бюджетное учреждение

РИГА, 5 июн — Sputnik. Латвийское правительство должно решить, выделить ли Латвийской железной дороге (Latvijas dzelzceļš, LDz) 40 миллионов евро на поддержание рельсов, или же начинать их разбирать и сдавать на металлолом, пока это не сделали воры, пишет Neatkarīgā.

Как нарисовали прибыль

В первом квартале этого года по инфраструктуре Латвийской железной дороги перевезено 5,98 миллионов тонн грузов, то есть почти вдвое (на 48,7%) меньше, чем за тот же период 2019 года. В целом в 2019 году падение грузооборота составило 15,8% по сравнению с 2018 годом. В итоге в прошлом году концерн Latvijas dzelzceļš потерпел убытки в размере 9,3 миллиона евро, но на фоне общего оборота предприятия убытки еще не были столь катастрофичными, чтобы обращаться за господдержкой. Но в этом году падение грузооборота уже таково, что правительству надо выбирать: или ликвидировать LDz, или превращать компанию в бюджетное госучреждение.

Отчет Latvijas dzelzceļš содержит обманчивый пассаж о том, что несмотря на падение грузов прибыль якобы утроилась и достигла 9,4 миллиона евро. Потом выяснилос, что никакой такой прибыли у LDz нет, а есть только мартовские решения предприятий концерна передать материнской компании прибыль прошлых лет (нескольких лет, а не убыточного 2019-го). Так в результате одноразовых бухгалтерских манипуляций образовались 19,2 миллиона евро, которые покрыли убытки LDz. Простая арифметика показывает, что 9,4-19,2=(-9,8), то есть за три месяца этого года Латвийская железная дорога потеряла столько же, сколько за весь прошлый год. Реальные убытки еще больше, потому что в квартальном отчете не учитываются многие статьи расходов, которые предприятие покрывает в конце года.

Если умножить эти убытки на четыре, по числу кварталов в году, получится щадящий прогноз и об убытках, и о минимальной сумме, которая необходима на поддержание Латвийской железной дороги в этом году. Еще до окончания первого квартала, 17 марта LDz обратилось к правительству с просьбой выделить 40,8 миллиона евро, и реальные результаты первых трех месяцев года обоснованность этой цифры подтверждают.

Брюссель настаивает

В том, чтобы превратить Латвийскую железную дорогу в бюджетное учреждение, которое зависит от госфинансирования, а не собственных доходов, нет ничего необычного. Приравнивание обслуживания рельсов к поддержанию государственных дорог уже давно является политикой Евросоюза, и страны-члены приспосабливаются к ней разными способами.

Железнодорожные предприятия стран Балтии были последними к Европе, которые могли содержать себя сами благодаря своему географическому расположению и использованию широкой "русской колеи" 1520 мм. Теперь пандемия коронавируса подтолкнула к изменению этой ненормальной, с точки зрения Брюсселя, ситуации.

В рамках исполнения требований ЕС Латвия расширяет формально государственное предприятие, но по сути учреждение Pasažieru vilciens. А самое большое финансирование в Латвии получает авиакомпания airBaltic — насколько последовательно Еврокомиссия поручает Латвии выделить средства на железную дорогу, настолько же упрямо Латвия давала и дает деньги авиации. Когда разразилась пандемия коронавируса, airBaltic, Рижскому аэропорту и предприятию по управлению полетами Latvijas gaisa satiksme сразу были выделены в общей сложности 342 миллиона евро, а Латвийской железной дороге, которая запросила примерно в десять раз больше, достались только добрые слова. 6 мая Талис Линкайтс пообещал подготовить документы для увеличения основного капитала LDz. А теперь Минтранс ссылается на утвержденный кабмином 2 июня доклад министерства финансов о мероприятиях по преодолению коронавирусного кризиса и восстановлению экономики, "в котором предусмотрено финансирование и на мероприятия министерства сообщения, в том числе те, что касаются Latvijas dzelzceļš".

Этот документ был утвержден на закрытой части заседания правительства, но принятое решение и справочные материалы к нему доступны. Возможно, до железной дороги дойдет что-то из 283 миллионов евро из Фонда сплочения, которые были выделены министерству сообщения ранее и теперь могут быть использованы на цели, отличные от первоначальных.

Идет уже шестой месяц года, так что само предприятие по сути уже знает результаты не только за первый квартал, но и за первое полугодие.

"Без позитивных изменений", - коротко и ясно журналистам описала ситуацию представитель LDz Элла Петермане.

Их работа без грузов не нужна: Латвийская железная дорога уволила тысячу человек>>

38699
Теги:
Латвия, Латвийская железная дорога (LDz), железная дорога
По теме
Латвийской железной дороге и портам придется несладко: министр ставит на авиацию
Latvijas dzelzceļš сначала сократит сотрудников, потом распродаст рельсы
За год Латвия потеряла половину грузов: в РФ дали совет, как спасти транзит
Без российских грузов Латвийская железная дорога несет убытки
Мужчина с зонтом

День теней для чиновников: госаппарату помогут лучше понять частный бизнес

61
(обновлено 16:58 14.08.2020)
Несколько сотен латвийских чиновников на один день погрузятся в жизнь предпринимателей; чего надеются достичь бизнесмены и их "тени"

РИГА, 14 авг — Sputnik. В пятницу, 14 августа, завершается прием заявок на участие в инициативе "Чиновник — тень предпринимателя" (Ierēdnis ēno uzņēmēju), сообщает TV3. Сама акция пройдет 16 сентября.

Предприятия Draugiem Group — Printful и Mapon участвуют в Дне теней для чиновников уже второй год, то есть с самого начала существования этой инициативы.

"Это отличный способ поддержания отношений, потому что в конце концов мы работаем для одной цели — развития государства", — рассказал представитель Draugiem Group Янис Палкавниекс.

Он отметил, что предприятие старается быть открытым и поддерживать хорошие отношения не только с другими фирмами, но и с госучреждениями.

"Мы хотим познакомить (их) со своими предприятиями, показать, как мы работаем, каковы наши принципы, и в ходе этого Дня теней найти какие-то общие дела, что-то, что мы можем сделать вместе, что-то, что может помочь нам или, возможно, помочь подразделению какого-нибудь министерства своими идеями", - рассказал Палкавниекс.

В этот раз на День теней в предприятия группы Draugiem придут сотрудники министерства сообщения и Латвийского агентства инвестиций и развития. В прошлый, первый год инициативы приходили работники Службы госдоходов.

Ты мне, я тебе

"Создались более тесные контакты, после этого эксперты еще раз приезжали на предприятие", — рассказала заместитель гендиректора СГД Даце Пелека, которая в прошлом году была "тенью" предпринимателя в сфере гостиничного бизнеса.

Пелека отметила, что в ходе инициативы "Чиновник — тень предпринимателя" госслужащие не только ближе знакомятся с тем, что беспокоит бизнес, но и могут рассказать о нюансах своей работы.

"Мы лично можем рассказать предпринимателям о процессах с точки зрения госуправления. Как принимаются законы, как создаются нормы, как в рамках этого процесса взаимодействуют государственные учреждения, обмениваются информацией", — рассказала Пелека.

"Нам, министерству экономики, важно снизить бюрократическую нагрузку и поддержать предпринимательство", — заявил госсекретарь министерства экономики Эдмундс Валантис.

По его мнению, это одна из основных целей проекта.

"Уже сейчас мы с радостью можем сказать, что довольно много чиновников подали заявки на участие в этой акции: уже более двухсот человек из 38 учреждений. По-настоящему радует, что и со стороны предпринимателей активность довольно большая", — добавил Валантис.

По состоянию на утро 14 августа было 30 предприятий, которые готовы принять чиновников в День теней, а до вечера к ним могут присоединиться еще несколько.

61
Теги:
предприниматель, чиновники, Латвия, День теней
По теме
"Мы же не сидим в окопах": чиновникам помешают прикрыть коррупцию режимом ЧС
Руки прочь от местного бизнеса! Предприниматели Латвии загнаны в угол репрессиями СГД
Латвийские банки, что собаки на сене: предпринимателям Латвии не дадут подняться
Латвия обеспечила жалкое будущее транзиту, бизнесу, латышскому. О чем писали латышские СМИ
Сбор урожая картофеля

Фитофтора и капризная погода подкосили урожай: подорожает ли картофель в Латвии

6531
(обновлено 12:39 14.08.2020)
В этом году латвийские картофельные поля больше страдают и от переменчивой погоды, и от фитофторы, и от колорадского жука; как это повлияет на цену картошки

РИГА, 14 авг — Sputnik. Из-за ярко выраженных периодов засухи и влажности в этом году такого рекордного урожая картофеля, как в прошлые годы, не будет, сообщает TV3. Часть картошки уже непригодна для торговли.

"Из-за влияния погодных условий число клубней не такое большое, как хотелось бы", - рассказала глава правления Союза картофелеводов и переработчиков Айга Краукле.

Фитофтороза в этом году тоже больше, чем раньше. По данным Службы защиты растений, хуже всего ситуация в Латгалии, где заражено 60% посадок, а на отдельных полях до 90%. В Земгале распространение фитофторы оценивается в 36%. Эта инфекция может сократить урожай вполовину.

"Сажают уже зараженный картофель. Потом эта грибковая инфекция развивается на стебле, на листьях появляются пятна, ботва чернеет. Когда начинаются дожди, споры с листьев попадают в почву, достигают клубней и тоже заражают их", - рассказала эксперт службы Эвелина Фреймане.

Цена не вырастет

То, что урожай в этом году будет хуже, чем в прошлом, не значит, что из-за этого цена будет выше, потому что местные картофелеводы находятся в жесткой конкуренции с импортным картофелем из Польши. Поэтому цену диктуют не латвийские фермеры, а крупные закупочные базы.

Если хочешь продать картофель, тебе называют цену. Тебе нужно продавать за ту цену, за которую они покупают", - рассказала Краукле.

Она отметила, что крупные хозяйства сокращают плантации картофеля.

Чудо селекции

С разнообразными болезнями, которые угрожают этому овощу, помогают бороться селекционеры. К примеру, сейчас в Латвии доступны минимум три новых сорта, не подверженных фитофторозу и другим болезням.

"Можно сказать, что это уже третий год, когда можно что-то выбрать. Новые поколения картофеля достаточно урожайны и полностью защищены от фитофторы", - рассказал владелец хозяйства Kalnāres Илгварс Круминьш.

Правда, от колорадских жуков селекция не уберегает.

"Не скажу, что затронуты все поля, но намного больше, чем в прошлые годы", - отметила Краукле.

При этом возможностей бороться с жуками стало меньше, потому что Евросоюз постепенно запрещает использовать некоторые вещества для обработки растений, а доступные альтернативы неэффективны.

Цены на продукты питания в странах Балтии>>

6531
Теги:
цена, Латвия, картофель
По теме
Картошка дорогая, зато помидоры свои: как распределились цены на продукты в странах Балтии
Биолог: выращивание картофеля на Марсе - эксперимент, сильно опережающий время
В Латвию может прийти белорусский картофель
Куда девать овощи: латвийские фермеры боятся дистанционного обучения
Акция Балтийский путь жителей трех республик Латвии, Литвы Эстонии

У Латвии тоже есть граница с Беларусью: латыши хотят воспроизвести "Балтийский путь"

0
Латвийские активисты решили поворотить "Балтийский путь", пытаясь таким образом поддержать протестующих в Беларуси

РИГА, 14 авг — Sputnik. В Латвии активисты призывают повторить акцию "Балтийский путь", которую в 1989 году провели латыши, литовцы и эстонцы, взявшись за руки, и выстроившись в живую цепь, соединившую Таллин, Ригу и Вильнюс, сообщает Mixnews.lv.

Только тогда эта акция, прошедшая перед распадом СССР, была приурочена к 50-летию со дня подписания пакта Молотова-Риббентропа. А теперь, видимо, "распада" таким образом желают Беларуси.

О новом "Балтийском пути" уже договорились литовцы, намеренные 23 августа выстроиться в цепочку до границы с Беларусью.

А в специально созданном в Twitter аккаунте FreeBelarusLat, где новости о протестах в Беларуси публикуют на латышском и сопровождают хештегами #FreedomforBelarus и #жывебеларусь, латыши уже договариваются о своем "Балтийском пути".

"Вы помните наш мирный протест "Балтийский путь" 23 августа 1989 года? 23 августа 2020 года литовцы организуют цепочку людей от Вильнюса до границы с Беларусью. У нас тоже есть граница с Беларусью", – говорится в одном из сообщений.

​Напомним, что после прошедших 9 августа президентских выборов в Беларуси поднялась волна протестов, сопровождающихся стычками с милицией и задержаниями.

За время протестов в Беларуси в больницах оказались более 250 человек, среди них около 50 сотрудников правоохранительных органов. По данным МВД, один человек погиб, пытаясь бросить в милицию самодельное взрывное устройство.

Главы МИД стран Евросоюза в пятницу, 14 августа, договорились о введении санкций против некоторых должностных лиц Республики Беларусь.

0
Теги:
акция "Балтийский путь", Беларусь, латыши, Латвия
По теме
Премьер-министр Латвии дал оценку выборам президента Беларуси
Главы МИД стран Балтии призвали Беларусь вступить в диалог с оппозицией
Главы МИД стран Евросоюза приняли решение о введении санкций против Беларуси