Маневровый карликовый светофор на железной дороге

Хватит пенять на геополитику: в Латвии объяснили провал модернизации железных дорог

1007
(обновлено 14:51 17.06.2020)
Судя по политике в сфере транзита, мечтать в Латвии умеют, только с достижением результатов возникают проблемы, заявила госконтролер Элита Круминя по итогам ревизии отмененного проекта электрификации железной дороги

РИГА, 17 июн — Sputnik. Хотя политики часто винят в отмене проекта электрификации геополитическую ситуацию, к такому исходу привели в том числе действия министерства сообщения и Latvijas dzelzceļš. К такому выводу пришел Госконтроль, сообщает tvnet.lv.

В масштабный проект модернизации железнодорожной инфраструктуры планировалось вложить 534 миллиона евро, в том числе 454 миллиона евро из Фонда сплочения, но теперь он не будет реализован в запланированное время в предполагаемом размере.

"Министерство сообщения не действовало так, как нужно при ответственном планировании политики, чтобы своевременно укрепить конкурентоспобосность инфраструктуры и помочь подготовиться к переменам в отрасли. Министерству уже много лет было понятно, что в Латвии наблюдается тенденция к снижению грузооборота по железной дороге, что в будущем повлияет и на планы развития портов страны", - указал госконтроль.

Напомним, в 2019 году объем грузоперевозок по железной дороге составил всего 41,5 миллиона тонн, что на 15,8% меньше, чем в 2018 году. Этот показатель самый низкий с 2002 года.

Планы остались на бумаге

Из-за текущей финансовой ситуации Латвийской железной дороге пришлось отказаться от масштабного проекта электрификации, на согласование которого ушло пять лет. В первый этап были включены участки Даугавпилс - Крустпилс, Резекне - Крустпилс и Крустпилс - Рига. Теперь в планах только модернизация железнодорожного узла Саркандаугава - Мангали - Зиемельблазма, где будет увеличена пропускная мощность, повышена эффективность, экологичность и безопасность движения.

По сведениям Госконтроля, на повышение конкурентоспособности железнодорожной инфраструктуры, ее экологичности и удобства для пассажиров в 2014-2020 годах отрасли было выделено вдвое больше, чем в предыдущий период бюджетного планирования ЕС.

"К сожалению, планы по развитию железной дороги в основном остались только на бумаге, и, если отрасль не улучшит подготовку и реализацию инвестиционных проектов, в оставшийся период, когда доступны структурные фонды, мы можем не получить средств даже на реализацию пересмотренных планов развития железной дороги", - предупреждают ревизоры.

Пустые мечты

По словам госконтролера Элиты Крумини, несмотря на географическое положение Латвии и исторические традиции в транзите и грузоперевозках, Латвия уже пару десятилетий теряет позиции.

"Результаты ревизии позволяют понять, что геополитическая ситуация, которую нередко винят ответственные должностные лица, - это не единственная причина. Мы убедились, что в вопросе модернизации латвийской железнодорожной инфраструктуры недоставало последовательных и целенаправленных действий и со стороны министерства сообщения, и со стороны самой Латвийской железной дороги", - считает Круминя.

Она согласна, что эти провальные проекты — только один этап в общем развитии транзита и пассажирских перевозок, но они демонстрируют определенный стиль работы в отрасли.

"Транзит и логистика были на повестке дня всех правительств в последние тридцать лет. Видно, что мечтать мы умеем, но с достижением результатов возникали проблемы", - признала Круминя.

Опасения сбылись

Ревизоры установили, что проекты модернизации железной дороги перекидывались из ведомства в ведомство, сроки сдвигались, а важные решения затягивались. Хотя отраслевые эксперты считают этот аспект одним из важнейших, министерство сообщения своевременно не оценило конкурентоспособность установленной в Латвии платы за использование железнодорожной инфраструктуры, что повлияло на объемы пассажирских и грузовых перевозок, достижение целей политики в транспортной отрасли, а также госбюджет.

Также Минтранс не определил перечень мероприятий и стимулов, которые перенаправили бы грузоперевозки с автомобильных дорог на железные. В результате каждый год доля железнодорожных перевозок в общем грузообороте сокращается, а автомобильных — растет. В 2014 году по железной дороге перевозили 48% всех грузов, а в 2018 году — 39%. А плату за использование железнодорожной инфраструктуры министерство сообщения пересмотрело только в июле 2019 года, причем выполняя требование ЕС, а не по собственной инициативе.

Госконтроль подчеркивает важную роль министерства в разработке и надзоре за моделью финансирования железнодорожной инфраструктуры общественного пользования. В июле 2019 года она была изменена с целью обеспечить равновесие между расходами и доходами, так, чтобы LDz минимально требовались бюджетные средства и она максимально использовала возможности бизнес-среды. Однако ревизоры выяснили, что планирование было сделано с расчетом на увеличение грузооборота и прибыль. Госконтроль и ранее усматривал риски в таких оптимистичных сценариях, и опасения оправдались - государственные средства могут понадобиться железной дороге уже в ближайшем будущем.

"Дальнейшие решения о будущем развитии LDz зависят исключительно от политических решений", - заявили ревизоры.

1007
Теги:
Латвия, электрификация, Латвийская железная дорога (LDz), железная дорога
По теме
Не умеем, но беремся: Латвийская железная дорога ухватилась за предложение РФ
Без российских грузов Латвийская железная дорога несет убытки
Их работа без грузов не нужна: Латвийская железная дорога уволила тысячу человек
Это был "наш" уголь, его забрала Усть-Луга: у Латвии "новая нормальность" в транзите
Мужчина с зонтом

День теней для чиновников: госаппарату помогут лучше понять частный бизнес

62
(обновлено 16:58 14.08.2020)
Несколько сотен латвийских чиновников на один день погрузятся в жизнь предпринимателей; чего надеются достичь бизнесмены и их "тени"

РИГА, 14 авг — Sputnik. В пятницу, 14 августа, завершается прием заявок на участие в инициативе "Чиновник — тень предпринимателя" (Ierēdnis ēno uzņēmēju), сообщает TV3. Сама акция пройдет 16 сентября.

Предприятия Draugiem Group — Printful и Mapon участвуют в Дне теней для чиновников уже второй год, то есть с самого начала существования этой инициативы.

"Это отличный способ поддержания отношений, потому что в конце концов мы работаем для одной цели — развития государства", — рассказал представитель Draugiem Group Янис Палкавниекс.

Он отметил, что предприятие старается быть открытым и поддерживать хорошие отношения не только с другими фирмами, но и с госучреждениями.

"Мы хотим познакомить (их) со своими предприятиями, показать, как мы работаем, каковы наши принципы, и в ходе этого Дня теней найти какие-то общие дела, что-то, что мы можем сделать вместе, что-то, что может помочь нам или, возможно, помочь подразделению какого-нибудь министерства своими идеями", - рассказал Палкавниекс.

В этот раз на День теней в предприятия группы Draugiem придут сотрудники министерства сообщения и Латвийского агентства инвестиций и развития. В прошлый, первый год инициативы приходили работники Службы госдоходов.

Ты мне, я тебе

"Создались более тесные контакты, после этого эксперты еще раз приезжали на предприятие", — рассказала заместитель гендиректора СГД Даце Пелека, которая в прошлом году была "тенью" предпринимателя в сфере гостиничного бизнеса.

Пелека отметила, что в ходе инициативы "Чиновник — тень предпринимателя" госслужащие не только ближе знакомятся с тем, что беспокоит бизнес, но и могут рассказать о нюансах своей работы.

"Мы лично можем рассказать предпринимателям о процессах с точки зрения госуправления. Как принимаются законы, как создаются нормы, как в рамках этого процесса взаимодействуют государственные учреждения, обмениваются информацией", — рассказала Пелека.

"Нам, министерству экономики, важно снизить бюрократическую нагрузку и поддержать предпринимательство", — заявил госсекретарь министерства экономики Эдмундс Валантис.

По его мнению, это одна из основных целей проекта.

"Уже сейчас мы с радостью можем сказать, что довольно много чиновников подали заявки на участие в этой акции: уже более двухсот человек из 38 учреждений. По-настоящему радует, что и со стороны предпринимателей активность довольно большая", — добавил Валантис.

По состоянию на утро 14 августа было 30 предприятий, которые готовы принять чиновников в День теней, а до вечера к ним могут присоединиться еще несколько.

62
Теги:
предприниматель, чиновники, Латвия, День теней
По теме
"Мы же не сидим в окопах": чиновникам помешают прикрыть коррупцию режимом ЧС
Руки прочь от местного бизнеса! Предприниматели Латвии загнаны в угол репрессиями СГД
Латвийские банки, что собаки на сене: предпринимателям Латвии не дадут подняться
Латвия обеспечила жалкое будущее транзиту, бизнесу, латышскому. О чем писали латышские СМИ
Сбор урожая картофеля

Фитофтора и капризная погода подкосили урожай: подорожает ли картофель в Латвии

6577
(обновлено 12:39 14.08.2020)
В этом году латвийские картофельные поля больше страдают и от переменчивой погоды, и от фитофторы, и от колорадского жука; как это повлияет на цену картошки

РИГА, 14 авг — Sputnik. Из-за ярко выраженных периодов засухи и влажности в этом году такого рекордного урожая картофеля, как в прошлые годы, не будет, сообщает TV3. Часть картошки уже непригодна для торговли.

"Из-за влияния погодных условий число клубней не такое большое, как хотелось бы", - рассказала глава правления Союза картофелеводов и переработчиков Айга Краукле.

Фитофтороза в этом году тоже больше, чем раньше. По данным Службы защиты растений, хуже всего ситуация в Латгалии, где заражено 60% посадок, а на отдельных полях до 90%. В Земгале распространение фитофторы оценивается в 36%. Эта инфекция может сократить урожай вполовину.

"Сажают уже зараженный картофель. Потом эта грибковая инфекция развивается на стебле, на листьях появляются пятна, ботва чернеет. Когда начинаются дожди, споры с листьев попадают в почву, достигают клубней и тоже заражают их", - рассказала эксперт службы Эвелина Фреймане.

Цена не вырастет

То, что урожай в этом году будет хуже, чем в прошлом, не значит, что из-за этого цена будет выше, потому что местные картофелеводы находятся в жесткой конкуренции с импортным картофелем из Польши. Поэтому цену диктуют не латвийские фермеры, а крупные закупочные базы.

Если хочешь продать картофель, тебе называют цену. Тебе нужно продавать за ту цену, за которую они покупают", - рассказала Краукле.

Она отметила, что крупные хозяйства сокращают плантации картофеля.

Чудо селекции

С разнообразными болезнями, которые угрожают этому овощу, помогают бороться селекционеры. К примеру, сейчас в Латвии доступны минимум три новых сорта, не подверженных фитофторозу и другим болезням.

"Можно сказать, что это уже третий год, когда можно что-то выбрать. Новые поколения картофеля достаточно урожайны и полностью защищены от фитофторы", - рассказал владелец хозяйства Kalnāres Илгварс Круминьш.

Правда, от колорадских жуков селекция не уберегает.

"Не скажу, что затронуты все поля, но намного больше, чем в прошлые годы", - отметила Краукле.

При этом возможностей бороться с жуками стало меньше, потому что Евросоюз постепенно запрещает использовать некоторые вещества для обработки растений, а доступные альтернативы неэффективны.

Цены на продукты питания в странах Балтии>>

6577
Теги:
цена, Латвия, картофель
По теме
Картошка дорогая, зато помидоры свои: как распределились цены на продукты в странах Балтии
Биолог: выращивание картофеля на Марсе - эксперимент, сильно опережающий время
В Латвию может прийти белорусский картофель
Куда девать овощи: латвийские фермеры боятся дистанционного обучения
Акция Балтийский путь жителей трех республик Латвии, Литвы Эстонии

У Латвии тоже есть граница с Беларусью: латыши хотят воспроизвести "Балтийский путь"

0
Латвийские активисты решили поворотить "Балтийский путь", пытаясь таким образом поддержать протестующих в Беларуси

РИГА, 14 авг — Sputnik. В Латвии активисты призывают повторить акцию "Балтийский путь", которую в 1989 году провели латыши, литовцы и эстонцы, взявшись за руки, и выстроившись в живую цепь, соединившую Таллин, Ригу и Вильнюс, сообщает Mixnews.lv.

Только тогда эта акция, прошедшая перед распадом СССР, была приурочена к 50-летию со дня подписания пакта Молотова-Риббентропа. А теперь, видимо, "распада" таким образом желают Беларуси.

О новом "Балтийском пути" уже договорились литовцы, намеренные 23 августа выстроиться в цепочку до границы с Беларусью.

А в специально созданном в Twitter аккаунте FreeBelarusLat, где новости о протестах в Беларуси публикуют на латышском и сопровождают хештегами #FreedomforBelarus и #жывебеларусь, латыши уже договариваются о своем "Балтийском пути".

"Вы помните наш мирный протест "Балтийский путь" 23 августа 1989 года? 23 августа 2020 года литовцы организуют цепочку людей от Вильнюса до границы с Беларусью. У нас тоже есть граница с Беларусью", – говорится в одном из сообщений.

​Напомним, что после прошедших 9 августа президентских выборов в Беларуси поднялась волна протестов, сопровождающихся стычками с милицией и задержаниями.

За время протестов в Беларуси в больницах оказались более 250 человек, среди них около 50 сотрудников правоохранительных органов. По данным МВД, один человек погиб, пытаясь бросить в милицию самодельное взрывное устройство.

Главы МИД стран Евросоюза в пятницу, 14 августа, договорились о введении санкций против некоторых должностных лиц Республики Беларусь.

0
Теги:
акция "Балтийский путь", Беларусь, латыши, Латвия
По теме
Премьер-министр Латвии дал оценку выборам президента Беларуси
Главы МИД стран Балтии призвали Беларусь вступить в диалог с оппозицией
Главы МИД стран Евросоюза приняли решение о введении санкций против Беларуси