Латвийская железная дорога

Непонятно, почему Латвия сама отказывается от транзита: положение LDz обсудили в Сейме

13023
(обновлено 12:54 03.07.2020)
Положение дел в Latvijas dzelzceļš обсудили на заседании комиссии Сейма по публичным расходам и ревизиям

РИГА, 3 июл – Sputnik. Крупные проекты модернизации железнодорожной инфраструктуры Латвии, в которые планировалось инвестировать не менее 534 миллионов евро, не будут реализованы в назначенные сроки и в запланированном объеме. С таким докладом выступил Госконтроль на заседании комиссии Сейма по публичным расходам и ревизиям, сообщает Латвийское радио 4.

Директор Первого ревизионного департамента Госконтроля Инесе Калване заявила, что, несмотря на то, что объем грузоперевозок по LDz неуклонно снижался, компания парадоксально оптимистично планировала свои доходы и расходы.

"Предприятие Latvijas dzelzceļš спланировало механизм финансового равновесия необъяснимым образом, учитывая противоположное развитие рыночной ситуации. А именно, оно сочло, что объемы грузоперевозок не будут уменьшаться и что Латвийская железная дорога будет работать с прибылью. И будут приниматься решения об использовании дивидендов для нужд предприятия", - сказала она.

Калване отметила, что Госконтроль уже во время проверки усматривал значительные риски для такого оптимистичного сценария, считая, что для обеспечения финансового равновесия компании уже в ближайшее время может потребоваться государственное финансирование.

Так оно и произошло, так как Латвийская железная дорога запросила дополнительное финансирование у государства в размере 41 миллиона евро. Деньги пока не выделены, но с течением времени стало ясно, что сумма, необходимая LDz, может измениться, заявила госсекретарь Минсообщения Илонда Степанова.

"Пока еще финансирование не выделено. Только принято концептуальное постановление о 66 миллионах евро, которые могли бы быть направлены Минсообщения на решение этих актуальных вопросов. Что касается финансирования, необходимого Латвийской железной дороге, то в настоящее время еще идет работа над проектами постановлений правительства", - сказала она.

По результатам ревизии Госконтроля также выяснилось, что крупные инвестиционные проекты на сумму более полумиллиарда евро не могут быть реализованы в назначенные сроки и в запланированном объеме. При этом подчеркивается, что 454 миллиона евро — это средства из европейского Фонда выравнивания. Таким образом, есть риск потерять эти деньги. Госконтроль указывает, что провал с инвестпроектами связан именно с недостатками в планировании развития железнодорожного сектора и отсутствием активных действий со стороны заинтересованных сторон, в частности Минсообщения и LDz.

Latvijas dzelzceļš уже отказалась от самого крупного инвестпроекта "Электрификация сети железных дорог", подготовка и согласование которого заняли пять лет. Стоимость проекта оценивалась в 440 миллионов евро. Это решение вызвало критику, вновь она прозвучала и на заседании комиссии.

"Проект электрификации очень важный проект, если мы смотрим, как впредь будет происходить перевозка грузов по транзитным путям не только в Латвии, но и с учетом конкуренции в Европе. И если в такой ситуации мы отказались от этого проекта, это означает, что мы отказываемся и от транзитного бизнеса как такового. На данный момент мне абсолютно непонятно, как может министр транспорта сказать, что это "новая реальность"! По моему мнению, нам следует бороться — так же, как сейчас работают литовцы, которые доказывают, что у них не падает, а поднимается объем грузоперевозок по железной дороге и в их портах", - заявил депутат Сейма Виктор Валайнис.

Госконтроль же отмечает, что нынешняя ситуация усугубляется экономическим кризисом, вызванным пандемией, и дальнейшие шаги по будущему развитию Latvijas dzelzceļš будут продиктованы чисто политическими решениями.

Проблемы LDz

Ранее Sputnik Латвия писал, что оборот Латвийской железной дороги в прошлом году снизился на 7,5%, по сравнению с 2018 годом, составив 337,645 миллиона евро. Убытки концерна были равны 9,328 миллиона евро, по сравнению с прибылью 14,408 миллиона евро годом ранее.

В прошлом году по железной дороге было перевезено 41,49 миллиона тонн грузов, что на 7,77 миллиона тонн, или 15,8% меньше, чем в 2018 году. 79,4% этого объема составили импортные перевозки (32,949 миллиона тонн), что на 18,6% меньше, чем в 2018 году. Основную часть грузопотока по латвийской железной дороге формируют партнеры из России - 70,4% всех перевозок.

Доходы Латвийской железной дороги в этом году снизились настолько, что не покрывают расходы. Поэтому предприятие для обеспечения финансового равновесия требует выделить из госбюджета 25 миллионов евро. Еще 15,8 миллиона евро необходимо для компенсации расходов на обеспечение услуг общественного транспорта, заявили в LDz.

Латвийская железная дорога также пересмотрела возможности реализации планируемых и начатых проектов, финансируемых из структурных фондов ЕС. Компания решила отказаться от реализации проекта электрификации железной дороги. Его планировалось осуществить в связке с проектом развития парка приема станции Даугавпилс и подъездных путей к нему.

Также Латвийская железная дорога до конца этого года будет вынуждена уволить 1500 сотрудников, что составляет примерно 24% всех работников. К настоящему моменту уволены уже около тысячи сотрудников.

Кроме того, LDz избавляется от ненужной недвижимости. Так, в начале июля были объявлены торги, с которых планировалось продать 46 автомобилей. А в середине мая был объявлен аукцион по продаже дома отдыха бригад Елгавского цеха.

13023
Теги:
Госконтроль, грузоперевозки, Латвийская железная дорога (LDz), Латвия
По теме
Латвийскому транзиту не достанется российского угля даже при оптимистическом сценарии
Это был "наш" уголь, его забрала Усть-Луга: у Латвии "новая нормальность" в транзите
За год Латвия потеряла половину грузов: в РФ дали совет, как спасти транзит
И белорусскому транзиту будет "крышка": бизнес в Латвии обирают, а потом выгоняют
Мужчина с зонтом

День теней для чиновников: госаппарату помогут лучше понять частный бизнес

66
(обновлено 16:58 14.08.2020)
Несколько сотен латвийских чиновников на один день погрузятся в жизнь предпринимателей; чего надеются достичь бизнесмены и их "тени"

РИГА, 14 авг — Sputnik. В пятницу, 14 августа, завершается прием заявок на участие в инициативе "Чиновник — тень предпринимателя" (Ierēdnis ēno uzņēmēju), сообщает TV3. Сама акция пройдет 16 сентября.

Предприятия Draugiem Group — Printful и Mapon участвуют в Дне теней для чиновников уже второй год, то есть с самого начала существования этой инициативы.

"Это отличный способ поддержания отношений, потому что в конце концов мы работаем для одной цели — развития государства", — рассказал представитель Draugiem Group Янис Палкавниекс.

Он отметил, что предприятие старается быть открытым и поддерживать хорошие отношения не только с другими фирмами, но и с госучреждениями.

"Мы хотим познакомить (их) со своими предприятиями, показать, как мы работаем, каковы наши принципы, и в ходе этого Дня теней найти какие-то общие дела, что-то, что мы можем сделать вместе, что-то, что может помочь нам или, возможно, помочь подразделению какого-нибудь министерства своими идеями", - рассказал Палкавниекс.

В этот раз на День теней в предприятия группы Draugiem придут сотрудники министерства сообщения и Латвийского агентства инвестиций и развития. В прошлый, первый год инициативы приходили работники Службы госдоходов.

Ты мне, я тебе

"Создались более тесные контакты, после этого эксперты еще раз приезжали на предприятие", — рассказала заместитель гендиректора СГД Даце Пелека, которая в прошлом году была "тенью" предпринимателя в сфере гостиничного бизнеса.

Пелека отметила, что в ходе инициативы "Чиновник — тень предпринимателя" госслужащие не только ближе знакомятся с тем, что беспокоит бизнес, но и могут рассказать о нюансах своей работы.

"Мы лично можем рассказать предпринимателям о процессах с точки зрения госуправления. Как принимаются законы, как создаются нормы, как в рамках этого процесса взаимодействуют государственные учреждения, обмениваются информацией", — рассказала Пелека.

"Нам, министерству экономики, важно снизить бюрократическую нагрузку и поддержать предпринимательство", — заявил госсекретарь министерства экономики Эдмундс Валантис.

По его мнению, это одна из основных целей проекта.

"Уже сейчас мы с радостью можем сказать, что довольно много чиновников подали заявки на участие в этой акции: уже более двухсот человек из 38 учреждений. По-настоящему радует, что и со стороны предпринимателей активность довольно большая", — добавил Валантис.

По состоянию на утро 14 августа было 30 предприятий, которые готовы принять чиновников в День теней, а до вечера к ним могут присоединиться еще несколько.

66
Теги:
предприниматель, чиновники, Латвия, День теней
По теме
"Мы же не сидим в окопах": чиновникам помешают прикрыть коррупцию режимом ЧС
Руки прочь от местного бизнеса! Предприниматели Латвии загнаны в угол репрессиями СГД
Латвийские банки, что собаки на сене: предпринимателям Латвии не дадут подняться
Латвия обеспечила жалкое будущее транзиту, бизнесу, латышскому. О чем писали латышские СМИ
Сбор урожая картофеля

Фитофтора и капризная погода подкосили урожай: подорожает ли картофель в Латвии

6714
(обновлено 12:39 14.08.2020)
В этом году латвийские картофельные поля больше страдают и от переменчивой погоды, и от фитофторы, и от колорадского жука; как это повлияет на цену картошки

РИГА, 14 авг — Sputnik. Из-за ярко выраженных периодов засухи и влажности в этом году такого рекордного урожая картофеля, как в прошлые годы, не будет, сообщает TV3. Часть картошки уже непригодна для торговли.

"Из-за влияния погодных условий число клубней не такое большое, как хотелось бы", - рассказала глава правления Союза картофелеводов и переработчиков Айга Краукле.

Фитофтороза в этом году тоже больше, чем раньше. По данным Службы защиты растений, хуже всего ситуация в Латгалии, где заражено 60% посадок, а на отдельных полях до 90%. В Земгале распространение фитофторы оценивается в 36%. Эта инфекция может сократить урожай вполовину.

"Сажают уже зараженный картофель. Потом эта грибковая инфекция развивается на стебле, на листьях появляются пятна, ботва чернеет. Когда начинаются дожди, споры с листьев попадают в почву, достигают клубней и тоже заражают их", - рассказала эксперт службы Эвелина Фреймане.

Цена не вырастет

То, что урожай в этом году будет хуже, чем в прошлом, не значит, что из-за этого цена будет выше, потому что местные картофелеводы находятся в жесткой конкуренции с импортным картофелем из Польши. Поэтому цену диктуют не латвийские фермеры, а крупные закупочные базы.

Если хочешь продать картофель, тебе называют цену. Тебе нужно продавать за ту цену, за которую они покупают", - рассказала Краукле.

Она отметила, что крупные хозяйства сокращают плантации картофеля.

Чудо селекции

С разнообразными болезнями, которые угрожают этому овощу, помогают бороться селекционеры. К примеру, сейчас в Латвии доступны минимум три новых сорта, не подверженных фитофторозу и другим болезням.

"Можно сказать, что это уже третий год, когда можно что-то выбрать. Новые поколения картофеля достаточно урожайны и полностью защищены от фитофторы", - рассказал владелец хозяйства Kalnāres Илгварс Круминьш.

Правда, от колорадских жуков селекция не уберегает.

"Не скажу, что затронуты все поля, но намного больше, чем в прошлые годы", - отметила Краукле.

При этом возможностей бороться с жуками стало меньше, потому что Евросоюз постепенно запрещает использовать некоторые вещества для обработки растений, а доступные альтернативы неэффективны.

Цены на продукты питания в странах Балтии>>

6714
Теги:
цена, Латвия, картофель
По теме
Картошка дорогая, зато помидоры свои: как распределились цены на продукты в странах Балтии
Биолог: выращивание картофеля на Марсе - эксперимент, сильно опережающий время
В Латвию может прийти белорусский картофель
Куда девать овощи: латвийские фермеры боятся дистанционного обучения
Акция Балтийский путь жителей трех республик Латвии, Литвы Эстонии

У Латвии тоже есть граница с Беларусью: латыши хотят воспроизвести "Балтийский путь"

0
Латвийские активисты решили поворотить "Балтийский путь", пытаясь таким образом поддержать протестующих в Беларуси

РИГА, 14 авг — Sputnik. В Латвии активисты призывают повторить акцию "Балтийский путь", которую в 1989 году провели латыши, литовцы и эстонцы, взявшись за руки, и выстроившись в живую цепь, соединившую Таллин, Ригу и Вильнюс, сообщает Mixnews.lv.

Только тогда эта акция, прошедшая перед распадом СССР, была приурочена к 50-летию со дня подписания пакта Молотова-Риббентропа. А теперь, видимо, "распада" таким образом желают Беларуси.

О новом "Балтийском пути" уже договорились литовцы, намеренные 23 августа выстроиться в цепочку до границы с Беларусью.

А в специально созданном в Twitter аккаунте FreeBelarusLat, где новости о протестах в Беларуси публикуют на латышском и сопровождают хештегами #FreedomforBelarus и #жывебеларусь, латыши уже договариваются о своем "Балтийском пути".

"Вы помните наш мирный протест "Балтийский путь" 23 августа 1989 года? 23 августа 2020 года литовцы организуют цепочку людей от Вильнюса до границы с Беларусью. У нас тоже есть граница с Беларусью", – говорится в одном из сообщений.

​Напомним, что после прошедших 9 августа президентских выборов в Беларуси поднялась волна протестов, сопровождающихся стычками с милицией и задержаниями.

За время протестов в Беларуси в больницах оказались более 250 человек, среди них около 50 сотрудников правоохранительных органов. По данным МВД, один человек погиб, пытаясь бросить в милицию самодельное взрывное устройство.

Главы МИД стран Евросоюза в пятницу, 14 августа, договорились о введении санкций против некоторых должностных лиц Республики Беларусь.

0
Теги:
акция "Балтийский путь", Беларусь, латыши, Латвия
По теме
Премьер-министр Латвии дал оценку выборам президента Беларуси
Главы МИД стран Балтии призвали Беларусь вступить в диалог с оппозицией
Главы МИД стран Евросоюза приняли решение о введении санкций против Беларуси