Работница доит козу в фермерском хозяйстве

Денег ЕС выделил больше, а заплатят меньше: фермерам в Латвии опять не повезло

478
(обновлено 14:55 07.08.2020)
Пока политики хвалятся, что Латвии удалось добиться увеличения сельскохозяйственных дотаций ЕС, фермеры сетуют, что в итоге хозяйства могут получить даже меньше, чем раньше; да и условия выделения поддержки вызывают вопросы

РИГА, 5 авг — Sputnik. Хотя общий объем прямых платежей латвийским фермерам в следующем периоде бюджетного планирования ЕС должен вырасти на 40%, по подсчетам "Крестьянского сейма", фермеры, скорее всего, будут получать меньше, чем раньше, пишет Neatkarīgā

С момента вступления Латвии в Европейский союз разница в прямых платежах между новыми и старыми государствами-членами оставалась одним из наиболее болезненных вопросов. Сначала новым странам платили только 55% от среднего уровня ЕС и обещали постепенно повышать этот объем. Но и сейчас, через 16 лет после вступления в ЕС, латвийские крестьяне по-прежнему получают намного меньшую поддержку, чем фермеры старых государств Европы, и, на самом деле, получают меньше всего среди стран ЕС.

Теоретически денег будет больше

Фермеры надеялись, что в новом периоде планирования эта дискриминация в поддержке сельского хозяйства разных стран завершится. После саммита ЕС во второй половине июля Кришьянис Кариньш с радостью объявил, что достигнуто беспрецедентное соглашение о многолетнем бюджете ЕС и Фонде восстановления европейской экономики, который означает, что в стимулирование роста латвийского народного хозяйства будет вложено 10 миллиардов евро.

"Несмотря на вызовы пандемии и сокращение финансирования, доступного в бюджете ЕС, Латвии удалось достичь прироста как в политике сплочения, так и в сельскохозяйственной политике, по сравнению с текущим периодом. Особенно нужно отметить прирост общего объема прямых платежей в Латвию на 40%, достигнутый в результате многих лет настойчивой работы. Более 7 миллиардов евро мы сможем дополнительно вложить в инновации, зеленые и цифровые технологии, инфраструктуру и современный рост", - рассказал пресс-секретарь премьера Сандрис Сабаевс.

В Минземледелия пояснили, что с 2022 года латвийские фермеры смогут получить 200 евро за гектар в виде прямых платежей, а к 2027 году эта сумма вырастет до 215 евро за гектар, то есть 82% от среднего по ЕС. Сейчас латвийские фермеры получают 179 евро за гектар, то есть 75% от среднеевропейского уровня.

Министр земледелия Каспарс Герхардс не вполне доволен решением Евросовета.

"Несомненно, принятие такого важного решения — это достижение, но одновременно, к сожалению, можно сделать вывод, что, несмотря на увеличение финансирования, по сравнению с прошлым периодом планирования, Латвия по-прежнему будет среди тех стран, которые будут получать меньше всего прямых платежей на поддержку фермеров", — заявил Герхардс.

Поддержка будет ничтожной?

Заместитель председателя правления общества "Крестьянский сейм" Майра Дзелзкалея-Бурмистре признает, что общий пакет прямых платежей в следующем периоде планирования будет на 600 миллионов больше, если сравнивать с нынешним.

"Хотя прирост значительный, он по-прежнему не обеспечивает равноправных условий конкуренции для наших фермеров на общеевропейском рынке. Хотя денег будет больше, условия, которые нужно выполнять фермерам, не покроет увеличение платежей", — уверена Бурмистре.

По подсчетам "Крестьянского сейма", фермерские хозяйства не смогут получать 200 евро за гектар в виде прямых платежей. Во-первых, эти средства рассчитывались на основе данных 2016 года, когда площадь сельскохозяйственных платежей была 1,695 миллиона гектаров, а теперь она выросла до 1,768 миллиона гектаров, то есть на 4% больше. Так что общий объем средств придется делить на большее число гектаров.

Во-вторых, по новым условиям, часть этих средств нужно зарезервировать для особой поддержки малых хозяйств, а также для тех, кто начинает сельскохозяйственное производство, и для поддержки отраслей, связанных с производством.

В-третьих, критерии получения поддержки ужесточили.

Сейчас прямые платежи состоят из двух частей: единого платежа за площадь и требований к озеленению, которые включают поддержание разнообразия растительных культур и неиспользование 5% площади для сельскохозяйственных нужд. Сейчас фермер в Латвии получает 85 евро в виде платежа за площадь и 48 евро за озеленение, то есть вместе где-то 133 евро за гектар. А в следующем периоде планирование два этих компонента будут обязательными для фермеров, и дополнительных платежей за них больше не будет. Так что, по подсчетам "Крестьянского сейма" на основе представленных Минземледелия данных, при выполнении тех же услоий, что и раньше, в следующем периоде планирования фермеры в Латвии будут получать в лучшем случае 100-105 евро за гектар.

"Если они будут работать так же, как раньше, платеж за гектар уменьшится примерно на 25%. Только небольшая часть фермерских хозяйств за особые мероприятия, связанные с экологией, сможет дополнительно получить 20-30 евро за гектар", - делает вывод Дзелзкалея-Бурмистре.

Она подчеркнула, что в случае Латвии нелогично требование ЕС уменьшить соотношение 20:80 (20% фермеров получают 80% платежей). После земельной реформы начала 90-х годов создалась такая ситуация, что в Латвии очень много фермерских хозяйств с небольшой площадью. В результате в латвийском случае в категорию 20% хозяйств, которые считаются крупными, попадают фермеры, которые владеют землями от 30 гектаров.

По новым правилам, Латвия должна будет выделить дополнительно более 200 миллионов евро на особую поддержку владельцев маленьких земельных участков, не требуя никакого сельскохозяйственного производства. Так что ресурсы, которые государство должно вложить в повышение конкурентоспособности и создание добавленной стоимости, будут потрачены на социальную поддержку.

"Одним словом, мы не будем давать удочки, а в который раз будем раздавать рыбу!" — говорит Дзелзкалея-Бурмистре.

Недостатки системы

Возможным распределением прямых платежей недовольны и в Латвийской ассоциации биологического сельского хозяйства.

"Сейчас нельзя точно рассчитать сумму прямых платежей, которые получат фермеры, потому что система поддержки очень сложная, и крестьянские хозяйства очень отличаются. Поэтому ни одно из ранее прозвучавших в публичном пространстве чисел некорректно. Второй вывод: к сожалению, при распределении прямых платежей больше всего пострадают как раз малые и средние хозяйства", — заявил глава ассоциации Густавс Норкарклис.

Оценивая новые условия прямых платежей, он отметил, что больше всего будет стимулироваться конкурентоспособность зернопроизводителей, что несправедливо по отношению к другим фермерам.

Хотя Еврокомиссия предписывает потратить 40% сельскохозяйственных субсидий на предотвращение экологического и климатического кризиса, Норкарклис считает, что условия получения прямых платежей, разработанные Минземледелия, больше похожи на "освоение денег" - без реальных ограничений загрязняющей деятельности. Яркий пример такого подхода — поддержка использования точных технологий, которая на самом деле не подразумевает сокращения использования пестицидов и синтетических минеральных удобрений.

"Если посмотреть только на одну позицию — основную поддержку доходов, сначала (до выделения дополнительных средств) Минземледелия планировало, что она может колебаться от 96 евро за гектар в 2022 году до 113 евро за гектар в 2027 году, плюс предусматривалась доплата в зависимости от региона деятельности.

Что касается платежей по экосхеме (от 10 до более чем 1000 евро за гектар), претендентами должны были быть те фермеры, которые используют благоприятные для среды и климата сельскохозяйственные практики. Минземледелия предусмотрело, что поддержка по экосхеме будет полагаться за использование точных технологий, но техника стоит дорого, так что поддержку в основном получат только крупные хозяйства. Например, есть поддержка за зеленые полосы, которая дает широкие возможности получения средств крупным хозяйствам с широкими монокультурными полями.

Изначально 60 миллионов евро предусматривалось на поддержку биологического сельского хозяйства, которая бы прямо стимулировала краеугольный камень благоприятного для окружающей среды и климата фермерства — биологический метод, но теперь эта поддержка упала до шести миллионов и доступна только тем, кто ведет хозяйство на территориях, чувствительных к нитратам", — рассказал Норкарклис.

478
Теги:
Евросоюз, фермеры, сельское хозяйство, Латвия
По теме
"Чиновники не будут решать, где нам жить": почему фермеры блокировали дороги Латвии
Дело в цене: фермеры и магазины договорились продвигать местные товары, но этого мало
Рабочей силы не хватает: фермеры взывают о помощи, но министр больше верит статистике
Куда девать овощи: латвийские фермеры боятся дистанционного обучения
Кукуруза

Льготный НДС на местные овощи сохранят: станет ли временный порядок постоянным

36
(обновлено 17:58 23.09.2020)
Правительство согласилось сохранить сниженную ставку НДС на овощи и фрукты; как решат проблему недополученных доходов бюджета и на какой положительный эффект рассчитывают представители отрасли

РИГА, 23 сен — Sputnik. Кабмин договорился о продлении льготного режима налогообложения для характерных для Латвии овощей и фруктов: еще три года, до 2023-го к ним будет применяться пониженная ставка НДС в размере 5%, сообщает Латвийское радио.

Из-за этого шага бюджет мог бы понести потери в размере примерно трех миллионов евро, но их компенсирует Минземледелия из собственных средств.

Ставку на местные овощи и фрукты снизили три года назад, чтобы помочь развитию местных крестьянских хозяйств и уменьшить теневую экономику. Как рассказал представитель министерства Янис Эглитис, за это время предприятия отрасли заплатили на 15 миллионов евро больше налогов.

"Значит, это перевесит и эти три миллиона евро. Уже на 20% сократилась теневая экономика. С моей точки зрения, это достаточный аргумент, чтобы продолжать применять эту сниженную ставку", - отметил Эглитис.

Как подчеркнул представитель "Крестьянского сейма" Мартиньш Тронс, от сниженной ставки выигрывают и потребители, поскольку благодаря ей фермеры и продавцы могут предлагать более низкую цену на свои товары – где-то на 11–12%. Он также отметил сокращение теневой экономики и рост числа работников отрасли на 6%. Кроме того, площади, на которых растят фрукты и овощи, выросли на 8,5%.

По словам Эглитиса, министерство вскоре начнет разработку проекта, который сделает сниженную ставку НДС на местные овощи и фрукты постоянной, а не временной мерой. Рассматривается и возможность расширить список продуктов, к которым она применяется, за счет свежего мяса, молока, яиц и рыбы.

На данный момент список "льготных" продуктов включает в общей сложности 64 наименования.

Бедным придется хуже: латвийцев призывают защитить овощи и фрукты от удорожания>>

36
По теме
Дело в цене: фермеры и магазины договорились продвигать местные товары, но этого мало
Где в Латвии собирать ягоды, овощи и фрукты? Создан каталог местных фермерских хозяйств
Производители в шоке от налоговых изменений: цены на продукты питания вырастут
Куда девать овощи: латвийские фермеры боятся дистанционного обучения
Женщина с пустым кошельком

Получил 100 евро государству отдай 170: новая модель соцвзносов обернется хаосом

1215
(обновлено 14:49 23.09.2020)
Скольким латвийцам придется платить больше, если новая система соцвзносов будет внедрена, и почему администрирование новой модели обещает быть хаотичным

РИГА, 23 сен — Sputnik. Если предложенный министерством благосостояния план по внедрению минимального взноса в размере 170 евро реализуется, примерно трети латвийских работников придется платить больше, сообщает Neatkarīgā.

"Если суммировать все рабочие места и все налоговые режимы и проводить расчеты исходя из нынешней минимальной зарплаты 430 евро, доплатить придется 273 тысячам человек. Из них 180 тысяч работают только в обычном налоговом режиме. Если минималка составит 500 евро, добавятся еще 100 тысяч", - заявила вице-президент Латвийской торгово-промышленной палаты (ЛТПП) Элина Ритиня.

Она также напомнила, что в стране 80 тысяч работников, у которых сейчас социальные взносы рассчитываются от зарплаты, не превышающей 100 евро в месяц. Исходя из модели, предложенной Минблагом, им придется платить ту же сумму минимального социального взноса в 170 евро.

Ритиня согласна, что постепенно нужно будет ввести минимальные соцвзносы, но сначала нужно понять, кто на данный момент не получает достаточной социальной защиты. Кроме того, одно и то же лицо, работающее в нескольких местах, может облагаться налогами по разным ставкам, и нужно решить, какая ставка будет учитываться при расчетах.

"Поэтому минимальные социальные выплаты нужно вводить очень постепенно и очень целенаправленно. Если их введут сразу в полном объеме, цель не будет достигнута и будет обратная реакция. Очень важно идентифицировать лиц, понять, сколько в следующем периоде им придется платить, и вводить эту сумму постепенно", - считает вице-президент ЛТПП.

Будет хаос

Еще одна проблема связана с подсчетом соцвзносов для тех, кто работает в нескольких местах и получает разную зарплату каждый месяц. Министерство благосостояния в этих случаях предлагает Госагентству социального страхования раз в три месяца подсчитывать общую зарплату такого человека и пересылать информацию в Службу госдоходов, которая должна будет решить, покрыт ли минимальный социальный взнос. Если нет, СГД вышлет счет работодателю и сотруднику, который нужно будет оплатить в течение трех месяцев.

Бывшая глава Минфина Дана Рейзниеце-Озола (СЗК) считает, что новый порядок уплаты соцвзносов вызовет большие проблемы.

"Пока что похоже, что там довольно большой хаос. На многих работах трудятся люди с небольшими доходами. Думаю, будет довольно сложно ввести систему с суммированием и позднейшей рассылкой счетов. Сотни тысяч человек столкнутся с быстрым ростом выплат. И само администрирование будет хаотичным. Будет большое недовольство, и не только тем, что придется платить больше", - прогнозирует Рейзниеце-Озола.

Депутаты оппозиции недовольны, что разработчики налоговой реформы обещали снизить административную нагрузку, но, судя по нынешним предложениям, она только вырастет.

Налоговые перемены следующего года: не в пользу бедных>>

1215
Теги:
Латвия, соцвзносы
Тема:
Налоговая реформа в Латвии
По теме
"Скажем честно, это брак": кто и почему недоволен проектом налоговой реформы
"Многие уйдут в черную зону": налоговая реформа шокировала латвийцев
Людоедская логика новых налогов: как с вас сдерут деньги при продаже машины или квартиры
Почему в Латвии бедные должны платить больше налогов, чем богатые
Пограничный переход между Беларусью и Польшей Переров

Секреты торговой войны: наказать Польшу Лукашенко поможет... Польша

0
(обновлено 23:16 23.09.2020)
Минск ввел режим бестоварного передвижения с Польшей. Но белорусам точно не угрожает продуктовая и товарная нестабильность, а вот что ждет поляков?

В связи с введенным режимом бестоварного передвижения теперь в Беларусь нельзя ввозить почти никакие польские товары, пишет автор радио Sputnik Кирилл Гришин. Варшава называет такое решение противозаконным и апеллирует к правилам Таможенного союза. Кто пострадает больше?

Белорусская Таможенная служба ввела ограничения на ввоз польских товаров. Варшава категорически против подобного решения, ведь Беларусь входит в Таможенный союз с Россией, Арменией, Казахстаном и Киргизией, а значит – любые новые пограничные ограничения должны вводить все эти страны. При этом польские товары не пропускают сейчас только через польско-белорусскую границу, пишет польская Gazeta Wyborcza.

По мнению автора статьи, Александр Лукашенко реализует свою давнюю мечту: он старается отрезать белорусов от польских супермаркетов. Минские власти якобы уже давно обеспокоены тем, что белорусы предпочитают ездить на шопинг в Польшу, потому что там дешевле, а заодно покупают валюту и вывозят ее за границу.

На самом же деле, поводов для фактического закрытия таможенной границы с Польшей у Минска хоть отбавляй.

Из последнего: на пункте пропуска "Берестовица" задержана партия сыра, которую везли под видом сантехнической арматуры. А еще раньше была мутная история с польскими шпротами, которые Варшава заявила (на словах) как "гуманитарную помощь" для бастующих белорусов. Почти 13 тонн продукции. Однако в сопроводительных документах не было ни слова о гуманитарном характере отправления. Поэтому деликатес развернули в обратном направлении.

Беларусь не скрывает – она намерена пресечь попытки ввоза запрещенных и ограниченных к ввозу изделий и коммерческих партий товаров под видом продукции для личного пользования. Все эти меры соответствуют нормам международного права и национальному законодательству о таможенном регулировании, подчеркнули в Минске.

После того, как многие страны закрыли свои границы, количество физических лиц, пересекающих таможенную границу, сократилось почти в пять раз. Если в прошлом году границу в сутки пересекало около 90 тысяч физических лиц, то сейчас поток снизился в несколько раз. Кстати, помимо польского направления, белорусские таможенники увеличили число сотрудников в пунктах пропуска на границе с Украиной. В общем, работа системная. А не выборочная, антипольская.

Разумеется, экономические санкции со стороны стран Балтии и Польши подтолкнули Минск к активизации таможенного контроля. Впрочем, утверждать, что весь импорт в Беларусь абсолютно легален и правильно оформлен, не приходится. Вот вам и ответ Минска. Вряд ли белорусы будут в проигрыше от этого. Работают договоренности по линии ЕАЭС и ЗСТ (Зона свободной торговли СНГ), а также в рамках Союзного государства с Россией. Так что беспокоиться на сей счет не стоит: белорусам точно не угрожает продуктовая и товарная нестабильность.

0
Теги:
таможня, торговля, граница, Польша, Беларусь
Тема:
Ситуация после выборов президента Беларуси