Путевой обходчик на железной дороге

"Новое Единство" предостерегает НКП? Финансирование Latvijas dzelzceļš под угрозой

501
(обновлено 15:48 01.09.2020)
Как получилось, что чиновники Минфина углядели опасность в выделении средств Латвийской железной дороге только через месяц после самого решения, и в чем суть проблемы

РИГА, 1 сен — Sputnik. Спустя месяц после решения правительства взять Latvijas dzelzceļš (Латвийская железная дорога, LDz) на государственное обеспечение министерство финансов заметило, что "из-за выделения государственной финансовой поддержки LDz могут включить в общеправительственный сектор, что негативно повлияет на государственный бюджет", пишет Neatkarīgā

Социальные последствия открытия Минфина таковы: медиков и учителей, которые собираются пикетировать кабмин и Сейм во время обсуждения бюджета на 2021 год, фактически приглашают на ул. Гоголя, 3, где располагается главный офис LDz. Там же размещается министерство сообщения и офис Pasažieru vilciens.

В середине июля стало известно, что государство собирается вложить 32,4 миллиона евро в основной капитал Латвийской железной дороги, выделить 13 миллионов евро на поддержание рельсов, на которые не хватает денег, полученных за оставшиеся грузоперевозки, и еще 14 миллионов евро на ремонт тех же рельсов, которые износились от поездов другого госпредприятия Pasažieru vilciens.

Больше чем через месяц, 24 августа Минфин распространил сообщение, что выделение денег железной дороге, возможно, не позволит дать их кому-то другому. Почему министерство с самого начала не поняло, что нельзя одни те же деньги выделить и железнодорожникам, и, скажем, медикам?

Ответ состоит в том, что в государстве больше денег, чем прав их использовать. Речь идет о деньгах, взятых взаймы. Еврокомиссия от лица кредиторов стран-членов Евросоюза обязалась следить, чтобы государства не потратили слишком много, не оказавшись в неоплатном долгу в том смысле, что не смогут платить проценты. В возможность уменьшить тело долга Латвии уже давно никто не верит, хотя каждое правительство считает знаком приличия брать на себя обязательство через три года обеспечить если не профицитный, то по меньшей мере бездефицитный бюджет.

Поэтому часть денег государства приберегают. Лучше всего их куда-то вложить, чтобы они могли принести проценты, но занять себе же государства их не могут. Это ограничение они пытаются обойти, оформляя кредиты предприятиям, принадлежащим самому же государству. Еврокомиссия следит за получателями таких денег и объемами займов. Кредит не может превышать половину годового оборота предприятия. Если денег выделено больше, предприятие нужно классифицировать как бюджетное учреждение и включать в общие расходы госбюджета, которые могут превышать доходы лишь в ограниченном объеме.

Широкой публике непросто отследить такие каламбуры, но для чиновников Минфина это должны быть элементарные вещи. Но в министерстве заявили, что заметили риски для фискального пространства 2021 года, только когда готовили смету бюджета.

Чтобы так получилось, чиновники Минфина, готовившие проект бюджета, должны были ничего не знать о тех чиновниках Минфина, которые планировали освоение легких денег, занятых в период коронавирусного кризиса. А когда планировщики бюджета, возможно, из газет узнали о выделении средств LDz, они обезопасили себя публичным предупреждением о последствиях финансирования железной дороги.

С тем же успехом можно вообразить, что железная дорога — это предлог для партии "Новое Единство", контролирующей кресла премьера и министра финансов, чтобы напомнить Новой консервативной партии, контролирующей министерство сообщения, о ее обязательствах в правящей коалиции.

При этом нет полной ясности по соотношению обещанной LDz суммы и оборота предприятия. Сама Латвийская железная дорога планирует запершить год с оборотом 135 миллионов евро, а в этом случае 59,4 миллиона, которые хочет выделить государство, - это меньше половины. Но место для сомнений остается.

По-первых, непонятно, достигнет ли LDz планируемого оборота, потому что объем грузов в этом году упал очень сильно. Конечно, остается надежда на холод в последние месяцы года, из-за которого всем может понадобится уголь и нефтепродукты, которые LDz планирует перевозить. С другой стороны, возможно и негативное развитие событий как в климатическом, так и в политическом смысле.

Во-вторых, эти вложения — не единственные в железнодорожной отрасли, потому что пассажирские перевозки дотируются уже десятилетиями. Возникает возможность учитывать дотации Latvijas dzelzceļš и Pasažieru vilciens. Вместе или раздельно.

Если деньги Латвийская железная дорога так и не получит, может остановиться движение на тех участках, где LDz не может поддерживать релься в порядке, или в отдельных сегментах, к примеру, в пассажирских перевозках.

501
Теги:
финансирование, "Новое Единство", Новая консервативная партия (НКП), Латвийская железная дорога (LDz)
По теме
Хватит пенять на геополитику: в Латвии объяснили провал модернизации железных дорог
Надо смириться: без грузов из РФ железную дорогу в Латвии придется содержать государству
"Паровоз" Ушакова и полное фиаско железной дороги в Латвии: Линдерман о шатком будущем
Транзит хромает: порты Латвии недосчитались трети грузов, железная дорога - половины

Рекорды экспорта: чем торгует Латвия

138
(обновлено 15:47 21.04.2021)
В прошлом году латвийский экспорт достиг рекордных объемов, но сальдо внешней торговли остается отрицательным; какие товары Латвия продает за границу прежде всего
© Sputnik

По данным ЦСУ Латвии, в прошедшем году латвийский экспорт составил 13,19 миллиарда евро, побив исторический рекорд 2019 года.

За год он вырос на 1,7%, а импорт упал на 5,3%, но сальдо внешней торговли остается отрицательным.

В 2020 году Латвия продавала товары в 197 государств мира. Прежде всего на внешние рынки идут древесина и изделия из нее, электрооборудование и механизмы.

Подробнее в инфографике.

Как уже писал Sputnik Латвия, пандемия неравномерно ударила по разным отраслям.

ВВП Латвии упал, а экспорт растет: экономист рассказал о неравномерном ударе пандемии>>

138
По теме
Как Латвия поддерживает экспорт и туризм
Латвии хоккей "не нужен" так же, как "Новая волна", транзит, экспорт и вклады нерезидентов
Латвии за сентябрь 2020 года удалось рекордно заработать на экспорте
Обвал грузооборота портов Латвии в 2020 году
Премьер-министр Кришьянис Кариньш

Деньги ведь заемные: в Латвии хотят прекратить господдержку пострадавших компаний

9224
(обновлено 18:13 20.04.2021)
Правительству пора подумать о прекращении государственной поддержки тех, кто пострадал от кризиса COVID-19, если кризис затянется, денег на субсидии не хватит, считает премьер Кариньш

РИГА, 20 апр — Sputnik. Кабинет министров Латвии 20 апреля поддержал предложение Минфина выделить дополнительно 126,5 миллиона евро на меры поддержки в связи с кризисом из-за COVID-19. Однако премьер Кришьянис Кариньш заявил, что уже снят ряд ограничений и пришло время подумать, как долго и кому продолжать оказывать господдержку, передает Mixnews.

Служба государственных доходов получила уже 320 миллионов евро, чтобы через различные программы поддержки помогать предприятиям и работникам, пострадавшим в кризис. С начала года по 6 апреля налогоплательщикам было выплачено 235,79 миллиона евро. На дальнейшую поддержку доступно 84,2 миллиона евро, этих денег хватит примерно до конца апреля.

Минфин запросил дополнительно 126,5 миллиона евро на меры поддержки, и кабмин одобрил выделение помощи. Однако глава правительства Кришьянис Кариньш отметил, что это финансирование представляет собой заемные деньги, привлеченные с международных рынков. В свою очередь, министр финансов Янис Рейрс добавил, что Латвия "гигантскими шагами" приближается к набору критериев, когда госдолг составляет 50% ВВП.

Рейрс отметил, что, если эпидемиологическая ситуация осенью ухудшится, государство, возможно, уже будет неспособно оказывать поддержку пострадавшим от кризиса в прежнем объеме.

Кришьянис Кариньш добавил, что сейчас в Латвии уже снят ряд ограничений, поэтому пришло время подумать, как долго и кому продолжать оказывать господдержку.

Кариньш указал на "анекдотические случаи", что предприятия с господдержкой скорее увеличили свои доходы.

"Одно дело войти в систему, предприятия начинают привыкать к этой системе и планировать работу вокруг нее. Однако надо думать о том, как выйти из поддержки – постепенно или моментально. Государство не сможет неограниченно субсидировать нашу предпринимательскую деятельность", – сказал Кариньш.

Глава правительства призвал министра финансов и рабочую группу по поддержке бизнеса и сотрудников обсудить этот вопрос.

9224
Теги:
Кришьянис Кариньш, коронавирус, Латвия
По теме
Бизнесмены назвали самые бестолковые COVID-ограничения
Он здесь недавно: депутат объяснил, почему Кариньш ополчился на банки и транзит
Миллионы евро! Ушаков рассказал, куда идут самые большие выплаты за простой в Латвии
Работа посменно и только жизненно важные услуги: в Латвии обсуждают новые ограничения
Чрезвычайный и полномочный посол США в РФ Джон Джозеф Салливан

Нашел выход из положения. Посол США покинет Россию, но другим путем

0
(обновлено 17:19 21.04.2021)
Посол-таки пошел - правда, другим путем. Вовсе и не потому, что российский МИД это ему настоятельно порекомендовал - просто ему так-то и самому в Америку очень нужно

С американским послом в России Джоном Салливаном 20 апреля приключилась любопытно-детективная история, отмечает автор радио Sputnik Михаил Шейнкман. Все подробности этой истории, возможно, станут известны только из мемуаров дипломата.

С утра портал Axios со ссылкой на источники в Госдепе сообщил, что посол не последует рекомендациям Сергея Лаврова и не отправится "в свою столицу, чтобы провести там подробные, серьезные консультации". Ему, дескать, и так все понятно. А если, мол, кому-то очень хочется, чтобы он бросил все и покинул свое рабочее место, оставив русских без присмотра, "его придется заставить".

Экс-глава дипмиссии Майкл Макфол (который, похоже, не только однофамилец мальчиша-плохиша из "Гарри Поттера", но и его прототип) успел даже восхититься мужеством коллеги. Еще бы – в такой сложный геополитический момент назло врагу остался в его логове, не страшась расправы над собой. Того же гляди – схватят и к стенке.

Но через час тот же Axios со ссылкой на тот же Госдеп объявил, что посол-таки пошел. Правда, другим путем. А совсем не потому, что принимающая сторона это ему настоятельно посоветовала. Просто ему так-то и самому в Америку нужно.

Во-первых, у него там семья, с которой он давно не виделся. Во-вторых, в Белом доме новая администрация, с которой он не виделся вообще никогда. Надо бы хоть познакомиться. Его же к нам еще Трамп засылал. Иначе говоря, нашли они ему, как им кажется, такой выход из положения, чтобы никому даже в голову не пришло, будто это Россия вынудила их играть по ее правилам.

Но все с ним понятно. И, прежде всего, почему не хотел уезжать. Потому что уже успел заметить, что консультироваться там особо не с кем. К тому же лучше быть первым Салливаном в Москве, чем вторым в Вашингтоне.

Почему же тогда он все равно собирает чемоданы, тоже понятно. Видимо, кто-то позвонил и сказал ему что-то очень мотивирующее. Изъясняясь языком портала Axios, "заставил". Вопрос - кто? И не стоит спешить с ответом. У Сергея Лаврова номер Джона Салливана тоже имеется.

Впрочем, наверное, не было никакого резона интересоваться у посла Соединенных Штатов: "гости, вам хозяева еще не надоели?". Ответ же очевиден. Правда, сделать так, чтобы вопросы здесь задавали не мы, они не могут.

Как бы то ни было, он улетит, но обязательно вернется, говорят теперь о нем в Вашингтоне, как об одном известном в меру упитанном мужчине с пропеллером. Правильно, ему ведь у нас тоже медом намазано. Опять же и эпидемическая обстановка у нас поспокойней.

В этом смысле, кстати, ему бы пригодилась еще одна рекомендация российского МИД. Но в свое время он и ею не воспользовался и не вакцинировался "Спутником V". Поэтому ему теперь главное за эти, как он рассчитывает, несколько недель никакой американской заразы не подцепить. Хотя, судя по тому, что без посещения Госдепа и Белого дома не обойдется, это у него вряд ли получится.

0
Теги:
МИД РФ, посол, США, Россия