Дорожные работы

В этом году в Латвии установят исторический рекорд по объемам дорожного строительства

275
(обновлено 10:50 04.09.2020)
Благодаря "коронавирусным" миллионам от Евросоюза этот год станет лучшим для дорожно-строительной отрасли Латвии; какие побочные эффекты имеет этот всплеск и почему будущее не столь радужно

РИГА, 4 сен — Sputnik. В этом году дорожным строителям внезапно добавили 75 миллионов евро, и за счет этих и других средств они починят больше дорог, чем было за год построено и починено за всю историю Латвии, сообщает Neatkarīgā

В начале сезона строительства дорог, 16 апреля, государственный заказчик таких работ Latvijas Valsts ceļi сообщил, что в этом году на дороги из бюджета выделят 213,2 миллиона евро плюс 37,3 миллиона евро из еврофондов. Общая сумма составила 250,5 миллиона евро и должна была покрыть и поддержание, и капитальный ремонт. По сравнению с 2019 годом бюджет номинально вырос на 1,2 миллиона евро, что вызвало опасения, что с учетом инфляции он даже сократился. Но были запланированы работы на более чем 100 объектов, из них 95 объектов должен был финансировать бюджет, а еще шесть — Евросоюз с благословения Латвии. Еще несколько лет назад соотношение между числом финансируемых Латвией и финансируемых ЕС объектов было совершенно другим, но к последнему году периода планирования 2014—2020 года Латвия почти полностью исчерпала свою квоту.

Деньги из воздуха

Спустя несколько недель ситуация значительно изменилась: 28 апреля правительство решило выделить на дорожное строительство дополнительно 75 миллионов евро, появившихся практически из воздуха, по которому, собственно, и распространяется новая коронавирусная инфекция. Чтобы препятствовать ее распространению, потоки людей ограничили, но чтобы компенсировать экономические последствия, Евросоюз задействовал денежные потоки, которые вирусы не переносят. Но главное, что эти 75 миллионов пойдут в капитальный ремонт дорог, то есть их эффект будет проявляться еще десятки лет.

Тогда же открылось еще одно последствие COVID-19: инфляции в дорожном строительстве превратилась в дефляцию.

"Закупочные цены сократились в среднем на 20%", — рассказывал в конце апреля председатель правления Latvijas Valsts ceļi Янис Ланге.

Так что за те же деньги стало возможным произвести больше работ. Вместо опасений, доживут ли дорожно-строительные фирмы до того момента, когда Латвия, возможно, получит финансирование следующего периода планирования ЕС и деньги по проекту Rail Baltic, сменились опасениями, что у отрасли просто не хватит мощностей, чтобы освоить все финансирование. Что касается бюджетных средств, здесь государство может маневрировать, но 75 миллионов евро "имени" COVID-19 нужно обязательно освоить до 31 декабря.

В результате год краха отрасли превратился в год ее процветания.

"Нынешний 2020 год будет лучшим для латвийской дорожно-строительной отрасли как с финансовой, так и с технической точки зрения", - заверил Ланге.

Погодные условия позволяют продолжать дорожные работы, так что сейчас невозможно точно сказать, сколько всего объектов будет отремонтировано. Уже понятно, что вместо 100 их будет около 200.

Объекты и расходы

Конец лета совпал с окончанием длительных работ на двух объектах, которые уже полвека служат витриной латвийских дорог и всей страны. Латвийская Республика унаследовала их от Латвийской СССР, западной окраины СССР, в которой по крайней мере некоторые шоссе и транспортные узлы старались сделать так, чтобы они и в жизни, и в советских фильмах выглядели как на Западе.

В современной Латвии они максимально износились, но в последний момент их спасли от разрушения, отремонтировали и модернизировали, оформив в стиле 21-го века. В среду, 2 сентября, должностные лица во главе с министром сообщения Талисом Линкайтсом открыли отремонтированное Юрмальское шоссе, а 26 августа прошло похожее событие на транспортном узле Видземского шоссе возле бывшего ресторана Sēnīte.

Работы на Юрмальском шоссе от границы Риги до Юрмальского пункта пропуска (от 13,4 до 19,2 километра) были начаты в июле прошлого года, прерваны на зимний сезон, возобновлены в этом году 26 июня и закончены спустя чуть более чем два месяца. Старый рециклированный асфальт лег в основание дороги, а на него положили еще три слоя нового асфальта. Также обновили съезды на двухуровневом транспортном узле Саласпилс — Бабите на Рижской окружной автодороге. Работы проводило объединение дорожно-строительных фирм A.C.B. и Binders за 22,97 миллиона евро, включая НДС.

Один из побочных эффектов добрых дел государства заключается в том, что теперь наглядно видно, в каком плохом состоянии находится участок той же трассы от границы Риги до совсем недавно отремонтированного Островного моста. Этот участок не короче того, который починили, не уже, и его также непросто привести в порядок, потому что на нем много пересечений с другими улицами. Так что новому руководству Рижской думы придется думать и спорить, когда и как город обеспечит достойный вид и транспортную безопасность дороге в аэропорт и Юрмалу.

Похожий график, как на Юрмальском шоссе, был на Видземском шоссе во время ремонта участка от Гаркалне до Sēnīte длиной неполных 15 километров (от 25,5 до 39,4 километра). В этом году работы возобновили 24 марта и завершили за пять месяцев. Производил их уже известный тандем из A.C.B. и Binders за 46,6 миллиона евро. На этом участке две проезжие части разделены зеленой зоной, каждая из них шириной с обычное шоссе, а завершаются они двухуровневым пересечением неподалеку от Sēnīte. И тут, и в других местах на этом участке отремонтированы путепроводы, туннели для пешеходов, водопроводы, освещение, светофоры и другие элементы, необходимые для транспорта и его безопасности.

Деньги есть, ясности нет

Негативный побочный эффект от денег из воздуха — дополнительная нестабильность и неопределенность по поводу объемов госзаказа на следующий строительный сезон.

"Буквально сегодня утром мы говорили с премьером о бюджете следующего года, и он не смог ничего пообещать", — заявил Талис Линкайтс 2 сентября.

В Брюсселе собираются распределять еще один триллион напечатанных из-за коронавируса евро, но еще неясно, как именно их будут распределять между государствами и отраслями. Если деньги пойдут в транспортную сферу, не факт, что их выделят на дорожное строительство.

Линкайтс признал, что большие счета государству уже выставила отрасль авиасообщения во главе с airBaltic. За ней следует рижский аэропорт, управление авиасообщения Latvijas gaisa satiksme и учреждения надзора за гражданской авиацией. Пока число полетов было большим и росло, эти предприятия могли полностью или частично жить за счет собственных средств, но теперь их содержание должен взять на себя госбюджет.

Линкайтс не понимает, почему предпринимателям сложно поддерживать работу своих компаний в условиях, когда государству легче предоставить отрасли деньги, а не стабильность. А Ланге напоминает, как совсем недавно, еще в марте дорожно-строительные фирмы спрашивали, сколько еще людей им увольнять в соответствии с объемом госзаказа, на который тогда можно было рассчитывать. Вскоре после этого оказалось, что им нужно, наоборот, нанимать людей, потерявших работу в других отраслях. А если о следующих годах что-то и можно сказать наверняка, так это то, что подобных крутых поворотов не избежать и впредь.

275
Теги:
ремонт, дорога, Латвия
Тема:
Эх, дороги (95)
По теме
Пробок стало больше: когда закончится ремонт на рижских улицах
"Настоящий хаос": эстонцы боятся ехать в Латвию из-за поведения латвийцев на дороге
В Латвии идет активный ремонт дорог: любителям загородного отдыха стоит продумать маршруты
Объездную дорогу вокруг Кекавы построят за три года и 270 миллионов евро

Минимальная зарплата в странах ЕС в 2021 году

675
(обновлено 14:21 26.02.2021)
Минимальную зарплату в Латвии в этом году повысили до 500 евро, но она по-прежнему остается одной из самых низких в Евросоюзе; правда, в некоторых странах ЕС порога для минималки нет вовсе
© Sputnik

Самый высокий порог минимальной зарплаты среди стран ЕС в Люксембурге - это внушительные 2202 евро. В Латвии в четыре раза меньше - 500 евро.

Но есть страны, где минималка еще меньше - это Болгария (332 евро), Венгрия (442 евро) и Румыния (458 евро).

В Эстонии и Литве этот порог выше, чем в Латвии, - 584 евро и 642 евро соответственно.

В целом в странах Восточной Европы минимальная зарплата не превышает 700 евро.

Интересен и другой показатель - сколько минимальная зарплата составляет от медианной. Здесь Латвия тоже в конце списка -минималка составляет менее половины медианной зарплаты. А вот во Франции - 62%.

При этом в шести странах вообще нет минимального порога зарплат.

Подробнее в инфографике.

Минималка о двух концах: ее повысили, но она безобразно мала>>

675
По теме
В Латвии пятая часть населения подвержена риску бедности
Накинуть пару евро - это не борьба с бедностью: омбудсмен подсказал кабмину, с чего начать
Оценили доверие людей в 40 евро: Митрофанов о зарплате депутатов Риги
У бедности в Латвии женское лицо - о чем говорят цифры
Банковская карта на клавиатуре

ЕС покушается на интернет-торговлю: 7 млрд евро "состригут" с потребителей

2226
(обновлено 10:31 26.02.2021)
Рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" уже превратился в издевку, а с 1 июля этого года ситуация с интернет-покупками еще больше усложнится: в ЕС облагаться НДС будут все посылки

РИГА, 26 фев — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Евросоюз решил положить конец налоговой вольнице в интернет-торговле: с 1 января 2021 года налог на добавленную стоимость (НДС) применяется для коммерческих отправлений из третьих стран, начиная с суммы 22 евро, а с 1 июля все отправления будут тотально облагаться налогом на добавленную стоимость. Таким образом Еврокомиссия рассчитывает получить дополнительно 7 миллиардов евро, но как с новыми правилами будут справляться почтовые службы, перевозчики, а самое главное – крупные платформы интернет-торговли, остается неясным. Эксперты предсказывают посылочный коллапс.

В данный момент латвийская таможенная система обрабатывает 1,5 миллиона деклараций в год. Латвийская почта в 2020 году провезла 10 миллионов посылок, посылочная система Omniva (родом из Эстонии) - 3 миллиона, не считая мелких игроков типа DPD, у которых тоже появились свои пакоматы. Таким образом, можно прогнозировать добавление минимум 13 миллионов деклараций к таможенной системе, которая уже с января начала заметно тормозить. На реконструкцию "электронных мозгов" таможни правительство Латвии выделило 1,2 миллиона евро. Деньги освоили, а проблему не решили. Азбука управления подсказывает, что нарастить объемы любого товарного потока в 10 раз за один год нереально.

Логично было Еврокомиссии, заставляя страны-участницы облагать налогами интернет-торговлю, предложить какое-то единое решение и единую программную оболочку? Не тут-то было. До сих пор таможенные системы стран действуют автономно. Брокеру из Латвии нужно потратить год-полтора, чтобы "прописаться" в Литве или в Польше. Сейчас возник спрос на "прописку" в Великобритании. Запросы на брокерскую помощь сыплются каждый день, потому что британцы буквально зашиваются с оформлением импорта в ЕС.

С импортом в Соединенное Королевство проще: ввозишь товар по декларации – и в течение полугода должен заплатить налог. Налоговая администрация одна, контролировать достаточно просто. А в Евросоюзе налоговых администраций 27, и бюджетов 27, каждый хочет получить свое. Если НДС будет уплачиваться при ввозе товара в одну из стран, а затем товар будет свободно циркулировать внутри ЕС, поток устремится в страны с меньшей ставкой налога. Перекос возникнет объективно, а потом к этому могут примешаться субъективные факторы, как в "алкогольной войне" между Латвией и Эстонией.

Евросоюз предлагает крупным платформам интернет-торговли (Amazon, Aliexpress, Ebay) зарегистрироваться в европейской таможенной системе OSS, чтобы при оформлении покупки автоматически вычислялись налоги и пошлины страны, где живет конечный покупатель, а налоговые службы получали бы свой гонорар ежемесячно и централизованно путем автоматического перерасчета. Но пока инструментов для принуждения китайских игроков не придумано, а значит, они всеми силами будут пытаться избежать лишних хлопот для себя.

Ударит это в конце концов по покупателям. Уже сейчас рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" превратился в издевку, по крайней мере в Латвии. Если ты заказал несколько вещей через интернет через пакомат, возвращать их придется на латвийской почте. А значит, при существующих ограничениях выстоять в очереди на улице не менее двух часов, да еще и заплатить за обратную пересылку товара, который "легко вернуть", несколько десятков евро.

"С европейскими поставщиками возврат еще проходит более или менее гладко, а вот случаи возврата товара в Китай, когда возвращенные вещи ушли, а денег за них покупатель не получил, фиксируются все чаще, - говорит эксперт в области логистики Дмитрий Трунов. – Индивидуальный потребитель вряд ли сможет постоять за себя в подобном конфликте, а все системы защиты его прав на государственном уровне "по удаленке" не работают".

"Люди привыкли к сервису, и никто не захочет заполнять декларации в индивидуальном порядке при получении посылок, которые с 1 июля будут тотально облагаться налогами. Логично было бы предложить потребителю делать покупки так же, как раньше, "одним кликом", добавив НДС и необходимые пошлины в цену при оплате через интернет, – считает Трунов. – Однако интернет-платформы пока не хотят брать эти хлопоты на себя. Каждая из них стремится решать проблему по-своему. Например, обсуждается возможность переложить взыскание платы за пересылку и налогов с получателя на перевозчиков. Но если западный потребитель и согласится доплатить 10, 15, 20 евро при получении товара, то в Восточной Европе пойдет вал отказов".

"Единого решения для всех стран нет, поэтому не исключено, что Еврокомиссия начнет давить на интернет-торговцев, чтобы они подключались к OSS в обязательном порядке и взяли взыскание налогов с потребителей на себя. Но для этого нужно законодательное решение Европарламента, а мы видим, с какой задержкой евробюрократы продвигают решения", – заключает эксперт.

2226
По теме
Посылки из Англии: как не сломать голову, получая подарки от родных и близких
В Латвии меняется порядок получения посылок из третьих стран
Как будет жить Латвия после выхода Великобритании из ЕС: основные минусы
После Brexit: плата за посылки и заморочки от Latvijas Pasts
Алексей Навальный в зале суда

В Amnesty International обещали "штабу Навального" молчать про аресты журналистов в Латвии

19
Российские пранкеры позвонили в Amnesty International от лица руководителя сети региональных штабов Алексея Навального и заодно спросили, собираются ли там вступиться за журналистов, на которых оказывают давление в Латвии

РИГА, 27 фев — Sputnik. Amnesty International - это основанная в Великобритании международная неправительственная организация, которая заявляет, что ее цель - "предпринимать исследования и действия, направленные на предупреждение и прекращение нарушений прав на физическую и психологическую неприкосновенность, на свободу совести и самовыражения, на свободу от дискриминации в контексте своей работы по продвижению прав человека".

Ранее своим долгом организация посчитала вступиться за российского блогера Алексея Навального, которому по возвращении из Германии условный срок за растрату и хищение заменили на реальный из-за злостных нарушений режима условного заключения.

В Amnesty International, видимо, сути дела не поняли и присвоили Навальному статус "узника совести". Правда, после этого организации пришлось столкнуться с суровой реальностью, которая показала, что из него такой себе "узник совести". Гораздо более качественно он успел проявиться как "ксенофоб" - своими крайне резкими высказываниями о мигрантах. А эти два понятия в Amnesty International, как выяснилось, не вяжутся. Речь пошла о том, чтобы "узником совести" Навального больше не называть.

На этом фоне российские пранкеры Владимир Кузнецов и Алексей Столяров сумели устроить видеоконференцию в Amnesty International с участием, как они утверждают, генсека организации Джулии Верхаар, директора Amnesty Internationa по Восточной Европе и Центральной Азии Мари Стразерс и замдиректора по Европе и Центральной Азии Дениса Кривошеева. Один из пранкеров представился руководителем сети региональных штабов Алексея Навального Леонидом Волковым.

Об этом звонке пранкеры рассказали РИА Новости.

Говорили они в основном про Навального и перипетии присвоения и лишения статуса "узника совести". Но поскольку Amnesty International все же позиционирует себя как международная правозащитная организация, которая привлекает внимание к нарушениям прав человека и выступает за соблюдение международных стандартов, пранкеры спросили заодно и о том, собираются ли там как-то вступаться за журналистов, которых в Латвии "травят" за сотрудничество с российским медиахолдингом, или хотя бы как-то реагировать на их аресты.

Удивительно, но права русских латвийцев Amnesty International, видимо, не волнуют. По крайней мере на журналистов в Латвии организация очевидно не готова тратить столько времени, сколько готова уделить вопросам, связанным с Навальным.

Там руководителя региональных штабов российского блогера заверили в том, что на это обращать внимание пока не планируют и вообще никак реагировать не собираются.

"Мы не реагируем на это и не планируем обращать внимание как минимум сейчас. Вам не нужно переживать, что мы что-либо скажем по этому поводу", — ответил представитель организации.

Вот такие вот двойные стандарты. Но самое интересное состоит в том, что когда генеральный секретарь Amnesty International любезно поблагодарила в Twitter главу штабов Навального "за прямой разговор", Волков, вместо которого в видеоконференции участвовал пранкер, написал в ответ, что никогда с ней не разговаривал.

Что касается выяснений по поводу статуса "узника совести", то в этом отношении Amnesty International планирует проводить внутреннее расследование.

19
Теги:
Латвия
По теме
Свобода слова в Латвии: политолог заявил о разнузданном нарушении
"Все ближе к тоталитаризму": журналисты Латвии в шоке от инициативы Минюста
Боррель: суд Латвии разберется в ситуации с журналистами Sputnik