Зилупский железнодорожный пограничный пункт. Транзит грузов из России в Латвию

Грузы российские, система советская: министр о проблемах латвийского транзита

694
(обновлено 13:13 22.09.2020)
Латвийский сектор транзита проигрывает соседям, но Рига не будет менять свою политику по отношению, например, к Беларуси, чтобы перехватить у Клайпеды грузы удобрений

РИГА, 22 сен — Sputnik. Реформа в портах Латвии затеяна для того, чтобы в управление пришли профессионалы, а чиновничье влияние было сведено к минимуму. На железной дороге также начинаются преобразования – многие процессы не менялись там с советских времен, и в этом вопросе LDz отстала от литовских и эстонских железнодорожных компаний, заявил министр сообщения Латвии Талис Линкайтс в интервью Latvijas Avīze.

Порты

Реформа модели управления портами была разработана еще в 2002 году, ее пытались реанимировать в 2012 году, однако в то время местные власти были абсолютно в ней не заинтересованы, и ничего вперед не продвинулось, заявил Линкайтс.

В декларации нынешнего правительства четко указано – необходимо создать систему профессионального управления портами на основе коммерческих принципов. Соответствующие поправки к закону о портах уже подготовлены, они предполагают преобразование администраций портов из неясных, аморфных структур под названием "производное публичного лица" в общества капитала. В дальнейшем советы и правления портов будут отбирать профессионалов на конкурсной основе, и политическое и чиновничье влияние будет сведено к минимуму, заявил министр.

Линкайтс подчеркнул, что именно сегодня – в условиях, когда ситуация в транспортной отрасли является негативной из-за влияния внешних рынков, главным образом в силу событий в России и Беларуси – эта реформа особенно актуальна. В управление портами должны прийти менеджеры, которые понимают принципы работы частного бизнеса, уверен Линкайтс.

В правлении Вентспилсского и Рижского портов уже работают только представители государства, Лиепайскому порту предлагается такая же схема. Однако это переходная модель управления, поправки к закону о портах предполагают, что крупные порты должны будут заключить соглашения о сотрудничестве с соответствующими самоуправлениями.

По мнению Линкайтса, реформа портов будет завершена уже в этом году.

На вопрос о том, как получилось, что один только Клайпедский порт в Литве стал переваливать больше грузов, чем все три крупных порта Латвии, Линкайтс ответил, что "еще совсем недавно все было не так", но ситуация изменилась с уходом российских грузов угля и нефтепродуктов.

"Латвийские порты более были зависимы от угольных и нефтяных грузов, шедших из России. Сегодня для нас эти грузы "отрезаны", конечно, сейчас на процессы негативно воздействует также ситуация в Беларуси", - сказал Линкайтс.

При этом министр отверг возможность побороться с Литвой за белорусские грузы путем смягчения позиции Риги по ситуации в Беларуси. Линкайтс заверил, что политическая позиция всех трех стран Балтии по выборам президента Беларуси не изменилась и "правительства не будут играть друг против друга". "Следовательно, я не ожидаю, что могут быть какие-либо исключения для одного, другого или третьего балтийского государства в политике, проводимой Россией или Беларусью. Если что-то случится, то это случится со всеми тремя странами Балтии", – сказал Линкайтс.

Железная дорога

Объемы грузовых железнодорожных перевозок за восемь месяцев 2020 года в Латвии уменьшились на 45,8% по сравнению с тем же периодом 2019 года, составив 15,385 миллиона тонн. В связи с сокращением перевозок Latvijas dzelzceļš в этом году потребовалась господдержка. По прогнозам председателя правления LDz Мариса Клейнбергса, денежные вливания из госбюджета понадобятся компании до 2025 года.

Министр сообщения Талис Линкайтс, комментируя ситуацию, заявил, что Латвия впервые столкнулась с ситуацией, когда LDz не хватает средств на содержание инфраструктуры, поэтому запланирована масштабная реорганизация работы компании. Упор – на повышение эффективности.

"Десятилетиями наша система железнодорожного хозяйства сохранялась практически нетронутой еще с советских времен. Может быть, что-то менялось только на поверхности, - заявил Линкайтс. – Технологические процессы, замена подвижного состава, ремонтные работы, прием, обработка грузов – в других странах эти процессы уже давно организованы намного более эффективно".

По его словам, отправной точкой, с которой начался аудит LDz в целом, были именно показатели результативности. Например, количество обработанных грузов/вагонов на одного сотрудника или затраченные средства. По сравнению с железнодорожными компаниями Литвы и Эстонии LDz сильно отстает по этим показателям – и так было еще до всей этой ситуации со спадом объемов российских грузов, сказал Линкайтс.

По его словам, Латвийская железная дорога разработала четкую стратегию дальнейшего развития бизнеса, и она предполагает, что уже в 2022 году компания должна прийти к "положительному денежному потоку". В этой стратегии также предусмотрено, что расходы на содержание железнодорожной инфраструктуры могут быть уменьшены на 30 миллионов евро в год.

"Это первый год, когда инфраструктура Латвийской железной дороги субсидируется, но перед предприятием поставлена цель - работать с находящимися в ее распоряжении активами настолько рационально, чтобы в ближайшие годы все расходы могла покрыть сама Latvijas dzelzceļš", – заключил Линкайтс.

694
Теги:
Лиепайский порт, Рижский порт, Вентспилсский порт, грузоперевозки, Латвийская железная дорога (LDz), Талис Линкайтс, Латвия
По теме
Latvijas dzelzceļš: прежние объемы грузов не вернутся никогда, сокращения неизбежны
Калининград хочет забрать из Прибалтики 4 млн тонн аграрных грузов
Транзит грузов через Латвию за первое полугодие упал почти на 54%
Ради грузов из Беларуси мягче к Лукашенко не станем: Линкайтс ответил на угрозу санкциями
Банковская карта на клавиатуре

ЕС покушается на интернет-торговлю: 7 млрд евро "состригут" с потребителей

434
(обновлено 10:31 26.02.2021)
Рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" уже превратился в издевку, а с 1 июля этого года ситуация с интернет-покупками еще больше усложнится: в ЕС облагаться НДС будут все посылки

РИГА, 26 фев — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Евросоюз решил положить конец налоговой вольнице в интернет-торговле: с 1 января 2021 года налог на добавленную стоимость (НДС) применяется для коммерческих отправлений из третьих стран, начиная с суммы 22 евро, а с 1 июля все отправления будут тотально облагаться налогом на добавленную стоимость. Таким образом Еврокомиссия рассчитывает получить дополнительно 7 миллиардов евро, но как с новыми правилами будут справляться почтовые службы, перевозчики, а самое главное – крупные платформы интернет-торговли, остается неясным. Эксперты предсказывают посылочный коллапс.

В данный момент латвийская таможенная система обрабатывает 1,5 миллиона деклараций в год. Латвийская почта в 2020 году провезла 10 миллионов посылок, посылочная система Omniva (родом из Эстонии) - 3 миллиона, не считая мелких игроков типа DPD, у которых тоже появились свои пакоматы. Таким образом, можно прогнозировать добавление минимум 13 миллионов деклараций к таможенной системе, которая уже с января начала заметно тормозить. На реконструкцию "электронных мозгов" таможни правительство Латвии выделило 1,2 миллиона евро. Деньги освоили, а проблему не решили. Азбука управления подсказывает, что нарастить объемы любого товарного потока в 10 раз за один год нереально.

Логично было Еврокомиссии, заставляя страны-участницы облагать налогами интернет-торговлю, предложить какое-то единое решение и единую программную оболочку? Не тут-то было. До сих пор таможенные системы стран действуют автономно. Брокеру из Латвии нужно потратить год-полтора, чтобы "прописаться" в Литве или в Польше. Сейчас возник спрос на "прописку" в Великобритании. Запросы на брокерскую помощь сыплются каждый день, потому что британцы буквально зашиваются с оформлением импорта в ЕС.

С импортом в Соединенное Королевство проще: ввозишь товар по декларации – и в течение полугода должен заплатить налог. Налоговая администрация одна, контролировать достаточно просто. А в Евросоюзе налоговых администраций 27, и бюджетов 27, каждый хочет получить свое. Если НДС будет уплачиваться при ввозе товара в одну из стран, а затем товар будет свободно циркулировать внутри ЕС, поток устремится в страны с меньшей ставкой налога. Перекос возникнет объективно, а потом к этому могут примешаться субъективные факторы, как в "алкогольной войне" между Латвией и Эстонией.

Евросоюз предлагает крупным платформам интернет-торговли (Amazon, Aliexpress, Ebay) зарегистрироваться в европейской таможенной системе OSS, чтобы при оформлении покупки автоматически вычислялись налоги и пошлины страны, где живет конечный покупатель, а налоговые службы получали бы свой гонорар ежемесячно и централизованно путем автоматического перерасчета. Но пока инструментов для принуждения китайских игроков не придумано, а значит, они всеми силами будут пытаться избежать лишних хлопот для себя.

Ударит это в конце концов по покупателям. Уже сейчас рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" превратился в издевку, по крайней мере в Латвии. Если ты заказал несколько вещей через интернет через пакомат, возвращать их придется на латвийской почте. А значит, при существующих ограничениях выстоять в очереди на улице не менее двух часов, да еще и заплатить за обратную пересылку товара, который "легко вернуть", несколько десятков евро.

"С европейскими поставщиками возврат еще проходит более или менее гладко, а вот случаи возврата товара в Китай, когда возвращенные вещи ушли, а денег за них покупатель не получил, фиксируются все чаще, - говорит эксперт в области логистики Дмитрий Трунов. – Индивидуальный потребитель вряд ли сможет постоять за себя в подобном конфликте, а все системы защиты его прав на государственном уровне "по удаленке" не работают".

"Люди привыкли к сервису, и никто не захочет заполнять декларации в индивидуальном порядке при получении посылок, которые с 1 июля будут тотально облагаться налогами. Логично было бы предложить потребителю делать покупки так же, как раньше, "одним кликом", добавив НДС и необходимые пошлины в цену при оплате через интернет, – считает Трунов. – Однако интернет-платформы пока не хотят брать эти хлопоты на себя. Каждая из них стремится решать проблему по-своему. Например, обсуждается возможность переложить взыскание платы за пересылку и налогов с получателя на перевозчиков. Но если западный потребитель и согласится доплатить 10, 15, 20 евро при получении товара, то в Восточной Европе пойдет вал отказов".

"Единого решения для всех стран нет, поэтому не исключено, что Еврокомиссия начнет давить на интернет-торговцев, чтобы они подключались к OSS в обязательном порядке и взяли взыскание налогов с потребителей на себя. Но для этого нужно законодательное решение Европарламента, а мы видим, с какой задержкой евробюрократы продвигают решения", – заключает эксперт.

434
По теме
Посылки из Англии: как не сломать голову, получая подарки от родных и близких
В Латвии меняется порядок получения посылок из третьих стран
Как будет жить Латвия после выхода Великобритании из ЕС: основные минусы
После Brexit: плата за посылки и заморочки от Latvijas Pasts
Дети и родители познакомились с Рижским Домским собором самым необычным образом

Пособия в 500 евро на ребенка могут вызвать проблемы в семьях

1323
(обновлено 10:21 26.02.2021)
Семейные ассистенты поясняют неблагополучным семьям, как потратить единовременное пособие на детей

РИГА, 26 фев — Sputnik. Решение государства о выделении детских пособий может поставить семьи перед новыми проблемами - одни никогда не держали в руках такой суммы, другие не смогут ее поделить, сообщает программа TV3 ziņas.

На прошлой неделе коалиция решила выделить единовременное пособие размером в 500 евро на каждого ребенка в семье. При обсуждении этой меры некоторые депутаты высказали опасения, что такая крупная сумма может оказаться опасной для семей. Этот аргумент вызвал возмущение в обществе, однако социальные службы, похоже, разделяют эти опасения.

Работники социальных служб уже начали переговоры с неблагополучными семьями, многие из которых никогда не имели возможности потратить 500 евро за раз и нуждаются в совете о наиболее целесообразном использовании средств.

"Денежная сумма на четырех детей может быть впечатляющей. Если тебе внезапно падают в кошелек две тысячи евро, то эйфория может возникнуть абсолютно у любого человека", - пояснила глава Латвийского общества социальных работников Уна Лапскална.

Социальная служба в Риге уже определила семьи, у которых могут возникнуть проблемы с финансовым планированием.

"Сейчас семейные ассистенты снова и снова поясняют родителям, как стоит потратить эти деньги. Они проследят, действительно ли деньги тратятся на нужды ребенка, на интересы ребенка, на поднятие благосостояния семьи", - сказала представитель департамента благосостояния Рижской думы Линда Сауса.

Впрочем, санкции за нецелесообразное использование пособия социальные работники применить не смогут.

"Конечно, не исключено, что такой риск есть, что будут семьи, которые используют полученные деньги не на поднятие благосостояния семьи, не на интересы ребенка, а на другие цели. Однако социальная служба проследит за семьями, продолжит вести переговоры", - подтвердила Сауса.

В семьях, где родители разведены и воспитывают ребенка совместно, уже началась борьба за пособие. Дело зашло так далеко, что привлечены адвокаты и могут быть даже судопроизводства.

Есть ситуации, когда 500 евро будут переведены родителю, у которого на самом деле ребенок не живет, особенно если речь идет о нескольких детях. У адвокатов также просят советов, как действовать, если родитель временно отказывается оплачивать алименты.

"Теперь, зная, что этот один родитель получит от государства 500 евро, появляется аргумент - ну, слушай, может быть, я тебе теперь не буду платить два с половиной месяца. И эти 500 евро становятся не дополнительным бонусом, а заменителем алиментов, что неправильно. Целью компенсации в 500 евро было дополнительное улучшение финансового состояния семьи", - отметила присяжный адвокат Дана Роне.

Ответственное за выплату пособия Государственное агентство социального страхования не может вмешаться в решение спора по поводу разделения пособия между родителями. Единственный вариант для разведенных семей - договориться или обратиться в суд.

"Совершенно точно будут семьи, которые не смогут договориться между собой. Денежная сумма достаточно большая, чтобы начать по поводу нее судебный процесс, или о выплате денег, или о взыскании алиментов, если они не будут платиться несколько месяцев", - сказала Роне.

Многие считают, что выплата пособия в размере 500 евро произойдет вместе с детским пособием в обычную дату, но это не так - она ожидается в конце марта.

"Обращаем внимание родителей, что, например, на трех детей не придет сразу 1 тысяча 500 евро одним платежом. В один день выплатят одни 500 евро, во второй день два других, на каждого ребенка в отдельности. Поэтому сразу одного платежа на всех детей не будет", - сказала представитель Госагентства социального страхования Ивета Дайне.

Ранее судебные исполнители попросили должников, у которых есть дети, своевременно уведомить о том, что они ожидают выплаты единовременного пособия в 500 евро, чтобы эти деньги не были удержаны в счет погашения долгов.

1323
Теги:
Латвия
По теме
Эти деньги вернутся через НДС: демограф одобрил пособие на детей
Аппетит приходит во время COVID. Траты властей Латвии в период пандемии вызывают вопросы
Дьявол в деталях: бедным семьям единоразовая выплата в 500 евро может выйти боком
В Латвии выплатят единовременное пособие в 500 евро на каждого ребенка
Вакцинация от COVID-19

Латвия сильно отстает от соседей по темпам вакцинации: смена министра не помогла

17
(обновлено 14:48 26.02.2021)
Новый министр здравоохранения, новый план и создание Бюро вакцинации в Латвии пока не помогли хотя бы догнать соседей по количеству привитых от COVID-19

РИГА, 26 фев — Sputnik. В Латвии к настоящему времени вакцинировано второй дозой прививки против COVID-19 16 912 человек, что составляет всего 0,89% от общей численности населения страны. В Литве и Эстонии эти показатели существенно выше.

В целом прививки против COVID-19 в Латвии по состоянию на 26 февраля сделали 40 680 человек, в том числе 16 912 вакцинацию уже полностью завершили. Согласно данным Центрального статистического управления, на 1 января этого года в Латвии проживало 1,894 миллиона жителей, таким образом, первую прививку сделали 2,15% населения, обе - 0,89%.

В Литве, по данным за 25 февраля, первой дозой вакцины от COVID-19 привито 143 092 человека, обеими дозами – 70 853. Население Литвы составляет 2,795 миллиона человек. Следовательно, первую прививку сделали 5,11% жителей, полностью завершили вакцинацию 2,53%.

В Эстонии к 26 февраля против COVID-19 привито 72 363 человека, в том числе обе дозы вакцины получили 31 158 человек. Население страны составляет 1,329 миллиона человек. Таким образом, первую прививку сделали 5,44% жителей, обе прививки – 2,34%.

17
Теги:
вакцина, коронавирус, Латвия
По теме
Вице-мэр Бабите раскритиковала работу Бюро вакцинации
Пенсионеры в панике: с организацией вакцинации в Латвии опять проблемы
Живущих в Эстонии граждан России привьют от COVID-19 в Ленобласти
Коронавирус: сравниваем "Спутник V", Pfizer и другие вакцины от COVID
"Там такой дурдом": Паулса передумали звать на вакцинацию в феврале