Контейнерный терминал в Рижском порту

Инвестиции сократятся: бизнес недоволен реформой портов Латвии

450
(обновлено 12:53 28.09.2020)
Министерство сообщения утверждает, что реформа портов бизнес не затронет, и не видит смысла проводить дополнительный экономический анализ; предприниматели в ответ сетуют, что их игнорируют и что чиновники в бизнесе ничего не понимают

РИГА, 28 сен — Sputnik. Предприятия Рижского порта высказали решительные возражения против реформы портов, сообщает Nekā personīga.

Хотя министр сообщения Талис Линкайтс заявляет, что все стороны выслушаны, а возражения приняты во внимание, предприниматели говорят обратное.

Где истина

Объем активов японской компании Mitsui & Co оценивается в 108 миллиардов долларов – это примерно десять годовых бюджетов Латвии. Предприятие занимается химической промышленностью, металлопереработкой, перевозит грузы. Семь лет назад дочернее предприятие Mitsui & Co в Сингапуре приобрело предприятие "Рижский универсальный терминал" (Rīgas universālais termināls). Сейчас это крупнейший стивидор в столице – каждый шестой груз в Риге переваливается здесь.

Акционеры хотели бы вкладывать средства в развитие предприятия, но эти планы приходится поставить на паузу из-за реформы портов.

Член правления, исполнительный директор "Рижского универсального терминала" Янис Касалис объясняет, что изменение законодательства заставляет любого инвестора выжидать.

"В этом году мы будем только наблюдать, когда реформу примут, мы будем ее анализировать. Пройдет еще один год, так что в течение двух лет мы потеряем какие-то инвестиции. Я думаю, что так на это смотрит любой инвестор, а у нас есть планы инвестировать и в другие терминалы в Латвии. В данный момент мы, конечно, наблюдаем, как все проходит.

Мы высказывали свое мнение о том, что мы видим, но высказать мнение и быть услышанным и принятым во внимание – это две большие разницы. Мы считаем, что высказанное нами мнение просто не принимается во внимание", – посетовал Касалис.

На вопрос о том, как получается, что предприниматели говорят, что их не слушают, а Минсообщения утверждает, что их слушает, министр Талис Линкайтс ответил уклончиво: "Правда точно где-то посередине".

Диалог с бизнесом

По мнению министерства, реформа изменит только "юридическую рамку" портов, но не повлияет на бизнес. Предприниматели уверены в обратном – они полагают, что реформа затронет их бизнес, в котором чиновники министерства не разбираются.

"Если честно, мы ничего не понимаем. Никто не смог объяснить нам понятным языком, какие будут выгоды от этой реформы, что на самом деле изменится.

Если нужен государственный контроль над портом, он уже есть: раньше в управлении свободного порта было четыре представителя от самоуправления и четыре от государства, сейчас только четыре от государства, так что оно контролирует порт. Преимуществ мы пока что, на самом деле, так и не нашли", - говорит председатель совета KST terminals Айгарс Кименис.

В Рижском, Вентспилсском и Лиепарском портах государство создаст общества капитала. Минтранс обещает выбирать в их правление профессионалов на конкурсах. Предприниматели, работающие в портах, видят другую подоплеку: цель обществ капитала – получать прибыль, а значит, услуги порта подорожают. Если в правлении портов не будет представителей бизнеса и самоуправления, они не смогут повлиять на происходящее в порту. Правила будет диктовать государство.

Представитель общества "Совет Рижского свободного порта", присяжный адвокат Лаурис Лиепа настаивает, что с предпринимателями, работающими в порту, необходимо поддерживать диалог, но сейчас платформа для такого диалога не предусмотрена, так что неясно, на основании чего и в каком формате будут учитываться интересы бизнеса.

"Нам необходимо какое-то государственное видение всей транзитной отрасли в целом, которое связано и с тарифами, и с разрешениями, и с согласованиями, со всеми инфраструктурными проектами и их строительством. Чтобы кто-то мог логично его изложить и показать, что превращение портов в общества капитала сделает их работу эффективнее", - заявил Кименис.

Сейчас на эти вопросы четкого ответа бизнесмены не слышат.

Мавр может уходить

Новая модель предусматривает передачу земли портов из муниципального владения новым государственным предприятиям. Самоуправления, особенно Лиепая, против.

"В начале девяностых, когда войска ушли, порт был фактически опустошен, там совершенно ничего не было – там были осыпавшиеся пристани, корабли и их остовы и старые подлодки. Всю работу по восстановлению порта взяло на себя Лиепайское самоуправление. А сейчас государство фактически говорит: мавр сделал свое дело, мавр может уходить, теперь мы сами будем хозяйничать", - говорит представитель Ассоциации арендаторов Лиепайского порта, присяжный адвокат Айнарс Крейцс.

Министерство в ответ ссылается на исследование Всемирного банка восьмилетней давности, в котором латвийские порты критикуют за неспособность привлечь грузы с высокой добавленной стоимостью и сотрудничество по большей части только с Россией и Беларусью, а также на рекомендации ОЭСР и анализ адвокатского бюро Kronbergs Čukste LEVIN, который лег в основу плана реформ.

"Единственное, что изменится, - это юридический статус свободного порта. В 2012 году проведено исследование Всемирного банка о том, что и как нужно сделать. Проведено специально заказанное юридическое исследование о том, какие есть риски. И это в основном юридические вопросы о мерах господдержки, содействия конкуренции, о том, как меняются отношения между государством и самоуправлениями в вопросе земли. Но не планируется менять никаких действительно экономических вопросов о налогах, договорах аренды и так далее. Поэтому мы не видим необходимости дополнительно изучать какие-то экономические аспекты", - заявил Линкайтс.

Премьер ждет

Предприниматели отмечают, что анализ адвокатского бюро неполный и в нем самом содержится рекомендация провести углубленное исследование. Но у министерства нет четкого бизнес-плана, нет анализа выгоды и затрат, нет полной финансовой и юридической оценки.

Как отмечает представитель группы по транспорту и инфраструктуре Совета иностранных инвесторов Гинта Крукле, экономического обоснования реформы так и не было предоставлено. При нормальной подготовке таких преобразований сначала происходит планирование и оценка, а потом уже пишется законопроект, но в этом случае сначала был подготовлен законопроект, а его срочность объяснили сроками, установленными кабмином.

"Вопрос в том, есть ли смысл проводить какую-то экономическую оценку в тот момент, когда уже принято концептуальное решение, что реформу будут проводить", - спрашивает Крукле.

План реформы на данный момент не готов. С понедельника, 28 сентября, министерство сообщения начнет обобщать рекомендации бизнесменов.

"Мы никуда не торопимся. Мы не хотим разрушить правительство или изменить правила игры в портах Латвии. Поэтому мы очень медленно, очень внимательно, шаг за шагом идем вперед", - заявил Линкайтс.

"Предложение должно быть таким, чтобы Совет иностранных инвесторов сказал "да, это хорошее дело". Это то, чего я в любом случае жду, но еще не услышал от министра. Я жду", - заявил премьер Кришьянис Кариньш, который возглавляет Совет по портам, транзиту и логистике.

"Если говорить об изменениях, я думаю, нашей реакцией будет сокращение инвестиций. И мы пересмотрим свою деятельность. Мы - большой игрок на рынке, у нас есть возможность так или иначе приспособиться к изменениям ситуации. Но мы всегда видели свое развитие здесь, в Риге, на 10, 20 и даже 50 лет вперед. Это значит, на выходе из ситуации, возможно, придется просто скорректировать свое отношение к происходящему, а соответственно, главный способ это сделать – это инвестировать или не инвестировать", - отметил Касалис.

Он заявил, что при ухудшении ситуации это почувствует вся страна.

С начала реформы портов неофициально звучали допущения, что Минсообщения готовится выставить акции Рижского, Лиепайского и Вентспилсского портов на биржу. Талис Линкайтс опроверг эту информацию, заявив, что в период работы нынешнего кабмина полная или частичная приватизация портов не произойдет.

450
Теги:
инвестиции, Латвия, порт
По теме
На абордаж! Порт забрали, санкции - сняли
Латвия десятки лет сидит на игле российских грузов и вынуждена демпинговать
Грузооборот портов Латвии: объем и динамика
Линкайтс: у портов Латвии такого расцвета, как раньше, уже не будет
Банковская карта на клавиатуре

ЕС покушается на интернет-торговлю: 7 млрд евро "состригут" с потребителей

428
(обновлено 10:31 26.02.2021)
Рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" уже превратился в издевку, а с 1 июля этого года ситуация с интернет-покупками еще больше усложнится: в ЕС облагаться НДС будут все посылки

РИГА, 26 фев — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Евросоюз решил положить конец налоговой вольнице в интернет-торговле: с 1 января 2021 года налог на добавленную стоимость (НДС) применяется для коммерческих отправлений из третьих стран, начиная с суммы 22 евро, а с 1 июля все отправления будут тотально облагаться налогом на добавленную стоимость. Таким образом Еврокомиссия рассчитывает получить дополнительно 7 миллиардов евро, но как с новыми правилами будут справляться почтовые службы, перевозчики, а самое главное – крупные платформы интернет-торговли, остается неясным. Эксперты предсказывают посылочный коллапс.

В данный момент латвийская таможенная система обрабатывает 1,5 миллиона деклараций в год. Латвийская почта в 2020 году провезла 10 миллионов посылок, посылочная система Omniva (родом из Эстонии) - 3 миллиона, не считая мелких игроков типа DPD, у которых тоже появились свои пакоматы. Таким образом, можно прогнозировать добавление минимум 13 миллионов деклараций к таможенной системе, которая уже с января начала заметно тормозить. На реконструкцию "электронных мозгов" таможни правительство Латвии выделило 1,2 миллиона евро. Деньги освоили, а проблему не решили. Азбука управления подсказывает, что нарастить объемы любого товарного потока в 10 раз за один год нереально.

Логично было Еврокомиссии, заставляя страны-участницы облагать налогами интернет-торговлю, предложить какое-то единое решение и единую программную оболочку? Не тут-то было. До сих пор таможенные системы стран действуют автономно. Брокеру из Латвии нужно потратить год-полтора, чтобы "прописаться" в Литве или в Польше. Сейчас возник спрос на "прописку" в Великобритании. Запросы на брокерскую помощь сыплются каждый день, потому что британцы буквально зашиваются с оформлением импорта в ЕС.

С импортом в Соединенное Королевство проще: ввозишь товар по декларации – и в течение полугода должен заплатить налог. Налоговая администрация одна, контролировать достаточно просто. А в Евросоюзе налоговых администраций 27, и бюджетов 27, каждый хочет получить свое. Если НДС будет уплачиваться при ввозе товара в одну из стран, а затем товар будет свободно циркулировать внутри ЕС, поток устремится в страны с меньшей ставкой налога. Перекос возникнет объективно, а потом к этому могут примешаться субъективные факторы, как в "алкогольной войне" между Латвией и Эстонией.

Евросоюз предлагает крупным платформам интернет-торговли (Amazon, Aliexpress, Ebay) зарегистрироваться в европейской таможенной системе OSS, чтобы при оформлении покупки автоматически вычислялись налоги и пошлины страны, где живет конечный покупатель, а налоговые службы получали бы свой гонорар ежемесячно и централизованно путем автоматического перерасчета. Но пока инструментов для принуждения китайских игроков не придумано, а значит, они всеми силами будут пытаться избежать лишних хлопот для себя.

Ударит это в конце концов по покупателям. Уже сейчас рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" превратился в издевку, по крайней мере в Латвии. Если ты заказал несколько вещей через интернет через пакомат, возвращать их придется на латвийской почте. А значит, при существующих ограничениях выстоять в очереди на улице не менее двух часов, да еще и заплатить за обратную пересылку товара, который "легко вернуть", несколько десятков евро.

"С европейскими поставщиками возврат еще проходит более или менее гладко, а вот случаи возврата товара в Китай, когда возвращенные вещи ушли, а денег за них покупатель не получил, фиксируются все чаще, - говорит эксперт в области логистики Дмитрий Трунов. – Индивидуальный потребитель вряд ли сможет постоять за себя в подобном конфликте, а все системы защиты его прав на государственном уровне "по удаленке" не работают".

"Люди привыкли к сервису, и никто не захочет заполнять декларации в индивидуальном порядке при получении посылок, которые с 1 июля будут тотально облагаться налогами. Логично было бы предложить потребителю делать покупки так же, как раньше, "одним кликом", добавив НДС и необходимые пошлины в цену при оплате через интернет, – считает Трунов. – Однако интернет-платформы пока не хотят брать эти хлопоты на себя. Каждая из них стремится решать проблему по-своему. Например, обсуждается возможность переложить взыскание платы за пересылку и налогов с получателя на перевозчиков. Но если западный потребитель и согласится доплатить 10, 15, 20 евро при получении товара, то в Восточной Европе пойдет вал отказов".

"Единого решения для всех стран нет, поэтому не исключено, что Еврокомиссия начнет давить на интернет-торговцев, чтобы они подключались к OSS в обязательном порядке и взяли взыскание налогов с потребителей на себя. Но для этого нужно законодательное решение Европарламента, а мы видим, с какой задержкой евробюрократы продвигают решения", – заключает эксперт.

428
По теме
Посылки из Англии: как не сломать голову, получая подарки от родных и близких
В Латвии меняется порядок получения посылок из третьих стран
Как будет жить Латвия после выхода Великобритании из ЕС: основные минусы
После Brexit: плата за посылки и заморочки от Latvijas Pasts
Дети и родители познакомились с Рижским Домским собором самым необычным образом

Пособия в 500 евро на ребенка могут вызвать проблемы в семьях

1296
(обновлено 10:21 26.02.2021)
Семейные ассистенты поясняют неблагополучным семьям, как потратить единовременное пособие на детей

РИГА, 26 фев — Sputnik. Решение государства о выделении детских пособий может поставить семьи перед новыми проблемами - одни никогда не держали в руках такой суммы, другие не смогут ее поделить, сообщает программа TV3 ziņas.

На прошлой неделе коалиция решила выделить единовременное пособие размером в 500 евро на каждого ребенка в семье. При обсуждении этой меры некоторые депутаты высказали опасения, что такая крупная сумма может оказаться опасной для семей. Этот аргумент вызвал возмущение в обществе, однако социальные службы, похоже, разделяют эти опасения.

Работники социальных служб уже начали переговоры с неблагополучными семьями, многие из которых никогда не имели возможности потратить 500 евро за раз и нуждаются в совете о наиболее целесообразном использовании средств.

"Денежная сумма на четырех детей может быть впечатляющей. Если тебе внезапно падают в кошелек две тысячи евро, то эйфория может возникнуть абсолютно у любого человека", - пояснила глава Латвийского общества социальных работников Уна Лапскална.

Социальная служба в Риге уже определила семьи, у которых могут возникнуть проблемы с финансовым планированием.

"Сейчас семейные ассистенты снова и снова поясняют родителям, как стоит потратить эти деньги. Они проследят, действительно ли деньги тратятся на нужды ребенка, на интересы ребенка, на поднятие благосостояния семьи", - сказала представитель департамента благосостояния Рижской думы Линда Сауса.

Впрочем, санкции за нецелесообразное использование пособия социальные работники применить не смогут.

"Конечно, не исключено, что такой риск есть, что будут семьи, которые используют полученные деньги не на поднятие благосостояния семьи, не на интересы ребенка, а на другие цели. Однако социальная служба проследит за семьями, продолжит вести переговоры", - подтвердила Сауса.

В семьях, где родители разведены и воспитывают ребенка совместно, уже началась борьба за пособие. Дело зашло так далеко, что привлечены адвокаты и могут быть даже судопроизводства.

Есть ситуации, когда 500 евро будут переведены родителю, у которого на самом деле ребенок не живет, особенно если речь идет о нескольких детях. У адвокатов также просят советов, как действовать, если родитель временно отказывается оплачивать алименты.

"Теперь, зная, что этот один родитель получит от государства 500 евро, появляется аргумент - ну, слушай, может быть, я тебе теперь не буду платить два с половиной месяца. И эти 500 евро становятся не дополнительным бонусом, а заменителем алиментов, что неправильно. Целью компенсации в 500 евро было дополнительное улучшение финансового состояния семьи", - отметила присяжный адвокат Дана Роне.

Ответственное за выплату пособия Государственное агентство социального страхования не может вмешаться в решение спора по поводу разделения пособия между родителями. Единственный вариант для разведенных семей - договориться или обратиться в суд.

"Совершенно точно будут семьи, которые не смогут договориться между собой. Денежная сумма достаточно большая, чтобы начать по поводу нее судебный процесс, или о выплате денег, или о взыскании алиментов, если они не будут платиться несколько месяцев", - сказала Роне.

Многие считают, что выплата пособия в размере 500 евро произойдет вместе с детским пособием в обычную дату, но это не так - она ожидается в конце марта.

"Обращаем внимание родителей, что, например, на трех детей не придет сразу 1 тысяча 500 евро одним платежом. В один день выплатят одни 500 евро, во второй день два других, на каждого ребенка в отдельности. Поэтому сразу одного платежа на всех детей не будет", - сказала представитель Госагентства социального страхования Ивета Дайне.

Ранее судебные исполнители попросили должников, у которых есть дети, своевременно уведомить о том, что они ожидают выплаты единовременного пособия в 500 евро, чтобы эти деньги не были удержаны в счет погашения долгов.

1296
Теги:
Латвия
По теме
Эти деньги вернутся через НДС: демограф одобрил пособие на детей
Аппетит приходит во время COVID. Траты властей Латвии в период пандемии вызывают вопросы
Дьявол в деталях: бедным семьям единоразовая выплата в 500 евро может выйти боком
В Латвии выплатят единовременное пособие в 500 евро на каждого ребенка
Вакцинация от COVID-19

Латвия сильно отстает от соседей по темпам вакцинации: смена министра не помогла

9
(обновлено 13:30 26.02.2021)
Новый министр здравоохранения, новый план и создание Бюро вакцинации в Латвии пока не помогли хотя бы догнать соседей по количеству привитых от COVID-19

РИГА, 26 фев — Sputnik. В Латвии к настоящему моменту времени вакцинировано второй дозой прививки против COVID-19 16 912 человек, что составляет всего 0,89% от общей численности населения страны. В Литве и Эстонии эти показатели существенно выше.

В целом прививки против COVID-19, по состоянию на 26 февраля, в Латвии сделали 40 680 человек, в том числе 16 912 вакцинацию уже полностью завершили. Согласно данным Центрального статистического управления, на 1 января этого года в Латвии проживало 1,894 миллиона жителей, таким образом, первую прививку сделали 2,15% населения, обе - 0,89%.

В Литве, по данным за 25 февраля, первой дозой вакцины от COVID-19 привито 143 092 человека, обеими дозами – 70 853. Население Литвы составляет 2,795 миллиона человек. Следовательно, первую прививку сделали 5,11% жителей, полностью завершили вакцинацию 2,53%.

В Эстонии к 26 февраля против COVID-19 привито 72 363 человека, в том числе обе дозы вакцины получили 31 158 человек. Население страны составляет 1,329 миллиона человек. Таким образом, первую прививку сделали 5,44% жителей, обе прививки – 2,34%.

9
Теги:
вакцина, коронавирус, Латвия
По теме
Вице-мэр Бабите раскритиковала работу Бюро вакцинации
Пенсионеры в панике: с организацией вакцинации в Латвии опять проблемы
Живущих в Эстонии граждан России привьют от COVID-19 в Ленобласти
Коронавирус: сравниваем "Спутник V", Pfizer и другие вакцины от COVID
"Там такой дурдом": Паулса передумали звать на вакцинацию в феврале