Министр финансов Янис Рейрс подал бюджет на 2019 год в Сейм

Бюджет-2021: правительство начинает и выигрывает

545
(обновлено 11:31 07.10.2020)
На следующей неделе правительство намерено утвердить проект бюджета на 2021 год. Чем ближе к дате рассмотрения, тем более интригующие подробности о главном финансовом документе становятся известны

РИГА, 7 окт — Sputnik, Дмитрий Олейников. После заседания правительства министр финансов Латвии Янис Рейрс, говоря о бюджете, сообщил лишь общие параметры. Можно предполагать, что большинство цифр – а особенно расходная его часть, та, что касается финансовых аппетитов министерств, – будет предметом ожесточенной торговли правительственных партий непосредственно на следующей неделе. Точно известно только одно – дефицит бюджета достигнет рекордной величины в 1,3 миллиарда евро. Главной причиной столь большого дефицита стало влияние кризиса COVID-19 на экономику страны.

Премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил, что расходы бюджета, скорее всего, сокращены не будут (министерства не собираются отказываться от своих планов), что и стало главной причиной возникновения столь большого дефицита бюджета. Глава правительства отметил, что значительные средства будут направлены на восстановление экономики, кроме того, напомнил он, в бюджете 2021 года будут запланированы дополнительные средства на увеличение зарплат медиков и педагогов, а также исполнены решения Суда Сатверсме в сфере социальной защиты жителей (речь идет о повышении гарантированного минимального дохода).

Теперь о неприятном. С 1 июля 2021 года, то есть буквально через пару недель после выборов в самоуправления, правительство намерено ввести новый порядок налогообложения получателей авторских вознаграждений. Их обяжут платить налоги – либо став самозанятыми лицами, либо – без этого статуса, но в оговоренных рамках. А именно, 25% им придется платить с суммы поступлений до 25 тысяч евро в год или 40% - если их оборот превысит 25 тысяч евро. Перечисленные деньги будут направляться в Фонд социального страхования (80%) и на подоходный налог с населения (20%).

По версии министра культуры Науриса Пунтулиса (а именно на его ведомство приходится львиная часть налогоплательщиков, работающих на основании авторских договоров), "авторское вознаграждение будет существовать и в дальнейшем, и правительство примет решение, что изменения в правилах будут введены с июля следующего года, позволив отрасли и получателям авторских вознаграждений быстрее оправиться от последствий COVID-19". "Любой налоговой системе, в том числе альтернативным налоговым режимам, следует базироваться на трех принципах – она должна быть справедливой, социально ответственной и простой, с точки зрения пользователя. Именно в этом контексте правительство смотрит на будущее авторских отчислений", - прокомментировал министр культуры решение правительства.

Объективности ради следует отметить, что получатели авторских вознаграждений получат право на социальное страхование: больничные листы, начиная с 11 дня, пособия по отцовству и материнству.

По словам министра, то, что новый порядок платежей вступит в силу не с 1 января, а с 1 июля, объясняется желанием правительства дать переходный период, чтобы налогоплательщики успели подготовиться. И дело вовсе не в приближающихся выборах в самоуправления.

Вместе с тем правительство приняло решение о снижении ставки налога солидарности с 25,5% до 25%. Немного, но тенденция заметна: уже ранее был одобрено снижение ставки подоходного налога с населения для наиболее обеспеченной категории налогоплательщиков. Для лиц с низкими и средними доходами ставки ПНН остались на прежнем уровне. Меняется и структура распределения средств, полученных в виде налога солидарности.

Вместе с уже прозвучавшими в публичном пространстве заявлениями – о введении нового налога на первую регистрацию машин старше 5 лет (что принесет в бюджет, по прогнозам правительства, около 70 миллионов евро и вгонит в стагнацию не только авторынок страны, но и ухудшит состояние автопарка), а также фактической ликвидации льготного режима микропредприятий – можно делать вывод, что налогоплательщиков ждет еще немало неприятных открытий.

Пытаясь компенсировать недостаток налоговых поступлений в бюджет, правительство берет там, где возможно. Видимо, следует признать, что миллионы, выделенные правительством "на оздоровление экономики", ушли с не совсем должным результатом, раз уж пока не наблюдается цифр, подтверждающих это "оздоровление". Зато декорации со второй волной коронавируса вполне вовремя под принятие бюджета. Перевод парламента на удаленную работу, в свою очередь, облегчит продвижение бюджетного пакета через Сейм.

Напрашивается как минимум три вывода. Во-первых, крайне сомнительная эффективность правительственных мер по восстановлению экономики. Она, по сути, свелась к поддержке наиболее крупных компаний-налогоплательщиков, представленных в основном иностранным капиталом. Или же – национальной авиакомпании airBaltic, которой было выделено около 250 миллионов евро и, видимо, будет выделено еще. При этом сколько-нибудь эффективного механизма поддержки малого бизнеса как не было, так и нет. Более того, именно малые и средние предприятия в большинстве своем оказались в числе тех, у кого Служба госдоходов попросила вернуть ошибочно начисленные пособия по простою.

Во-вторых, пособия по простою представляют собой не столько поддержку бизнеса, сколько меры по спасению социального бюджета – платить пособия по безработице тысячам новых безработных оказалось бы тяжелым ударом для бюджета (даже с учетом того, что в бюджете на 2020 год министерство благосостояния дальновидно сократило размер и сроки выплат пособий по безработице).

В-третьих, правительство продолжает политику инвестиций в крупные строительные объекты, называя их мерами по разогреву экономики. Кого именно "греют" суперпроекты, в числе которых намерения построить новую тюрьму, а также здание для общественных СМИ или еще один концертный зал в центре города, – сказать сложно. Ранее в парламенте депутаты оппозиции уже говорили, что все отраслевые министры превратились в своего рода министров строительства – практически у каждой партии правительственной коалиции есть свой строительный мегапроект, который они желают "освоить" в самое ближайшее время.

На этом фоне крайне вовремя пришли данные еще об одной "стройке пятилетки": проекта Rail Baltica с весьма сомнительными экономическими перспективами, особенно в условиях неопределенности, вызванной COVID-19. До последнего времени реализация проекта в Латвии уже обошлась в 292,1 миллиона евро, из которых 240 миллионов были получены в качестве иностранной финансовой помощи. Во вторник правительство утвердило финансирование дальнейших этапов строительства – по их окончании, сумма вложений в железную дорогу достигнет уже 376 миллионов евро (доля финансирования из бюджета Латвии увеличится еще на 12 миллионов евро). Общая же сумма финансирования проекта в трех странах Балтии составит уже 1,036 миллиарда евро.

Может быть, в условиях замерших авиаперелетов железная дорога покажет себя более перспективным видом сообщений?

545
Теги:
Латвия
Тема:
Бюджет Латвии (133)
По теме
Налоговые перемены следующего года: не в пользу бедных
Рейрс рассказал, какой будет ставка налога на недвижимость после реформы кадастра
Не хотят повышать пособия каждый год: омбудсмен призовет Сейм отклонить проект кабмина
Вторая волна коронавируса снова тянет вниз чуть оживившуюся экономику Латвии
Платежный терминал

"Красный террор" продолжается: банки отказываются открывать счета

8695
(обновлено 13:57 05.03.2021)
Зачистка финансового сектора Латвии и борьба банков с отмыванием денег продолжаются - без всяких объяснений клиентам блокируют банковские счета или просто их не открывают

РИГА, 5 мар — Sputnik. "Капитальный ремонт" финансового сектора для предотвращения легализации преступно нажитых средств и финансирования терроризма, а также для достижения международных стандартов в этой области отошел на второй план из-за пандемии.

Однако угодливость, с которой банковские работники исполняют протоколы KYC (Know Your Client / Знай своего клиента) и AML (Anti-Money Laundering / Противодействие отмыванию денег), а также изгоняют из банков "капиталы нерезидентов", все еще не перестает удивлять.

Выход - в иностранный банк

О том, как один из латвийских банков отказался открывать счет предприятию, которое развивает в Латвии миллионный проект, рассказал в Twitter некий Мартиньш Калниньш.

"Идет работа вокруг крупного заводского проекта в Латвии (рабочие места, налоги, экспорт, подключены другие области, такие как железная дорога). Проект весьма хорош, чтобы получить деньги ЕС, аренду земли самоуправления, но… банковский счет открыть не можем, так как часть сырья будем покупать и ввозить из России", - делится историей Калниньш.

​"Завод с немецкими технологиями, все в соответствии с нынешними эко/шмеко и другими требованиями. Достаточно хороши, чтобы получить деньги ЕС и поддержку от самоуправления, но банк без всяких объяснений послал подальше", - дополняет свой рассказ автор.

Комментаторы тут же предлагают ему разнообразные варианты с электронными платформами для денежных перечислений, однако Калниньш видит выход в другом.

"Нет, для 20-миллионного проекта это, вероятно, не подойдет. Решение будет в иностранном банке!" - оптимистично заявляет автор.

Новая конструкция "красного террора"

Другую историю из банковского сектора рассказал пользователям соцсетей адвокат Артурс Звейсалниекс. Судя по всему, речь идет о его клиенте, нерезиденте Латвии.

"Новая юридическая конструкция "красного террора": счет был заблокирован с формулировкой, что на нем происходят действия легализации. Человек спрашивает - объясните, какие мои действия, на ваш взгляд, являются незаконными? Не объясним - мы вас не подозреваем, только ваш счет. Меня как-то не так в ЛУ учили!" - изумляется банковским формулировкам адвокат.

​"Это действительно интересный вопрос, почему резиденту Латвии, который совершает взаимные сделки, нужно отчитываться перед иностранным коммерсантом - объяснять банку, к примеру, мотивацию сделки или параметры образования цены? Коммерческая тайна умерла?" - интересуется юрист Айварс Боровковс.

​Однако Звейсалниекс уточняет, что в данном случае речь идет о нерезиденте Латвии.

"Тут речь о тотальном игнорировании основных прав - права на знание того, в чем тебя подозревают", - подчеркивает адвокат.

"Это происходит в массовом порядке. Признаки тоталитарного государства: 1. Создается система, в которой субъект чувствует вину за все, не понимая, где могло быть какое-то нарушение. 2. Всеобъемлющее обязательство "стучать" на все и на всех, а если не делаешь - то сам становишься виноватым. Это дискредитирует государство!" - делится мнением Боровковс.

​Напомним, что формулировку "красный террор" в отношении нынешней зачистки в финансовой системе Латвии ввела в оборот адвокат Дайга Силиня, которая за свою точку зрения чуть не заплатила отстранением от исполнения профессиональных обязанностей - руководитель Службы финансовой разведки Илзе Знотиня обиделась и обратилась с жалобой в Совет присяжных адвокатов.

Силиня сравнила систему банковского надзора с темными советскими временами. По ее словам, под руководством Знотини система стала не только недружественной к клиентам, но и опасной, потому что деньги, которые люди вкладывают в нее, одним приказом можно арестовать, и создан специальный механизм, чтобы невозможно было ничего доказать.

8695
Теги:
Латвия
По теме
В Латвии терроризируют иностранных банковских клиентов: о чем писали латышские СМИ
"Унизительное чувство": банк потребовал у экс-министра объяснить происхождение денег
Отключат свет, воду и опустошат счета в банках Латвии. О чем писали латышские СМИ
Кто ответит за "красный террор"? Адвокат объяснила, что происходит с банками в Латвии
Зал ожидания аэропорта Рига

Вильнюс обошел Ригу: Латвия осталась последней в Евросоюзе без перелетов за его пределы

10626
(обновлено 10:18 05.03.2021)
Каждую неделю сотни латвийцев отправляются за пределы ЕС через Вильнюс, по дороге подвергаясь дополнительному риску заражения; но на очередном заседании кабмин даже не рассматривал вопрос возобновления авиасообщения с третьими странами

РИГА, 5 мар — Sputnik. Из повестки дня заседания правительства 4 марта был изъят вопрос возобновления авиасообщения со странами за пределами ЕС, потому что Минтранс не успел своевременно предоставить необходимые документы, сообщает TV3

Как заявляют в Агентстве гражданской авиации, сейчас Латвия является единственной страной ЕС, в которой действует запрет на авиасообщение с третьими странами.

Причем запрет летать в третьи страны из аэропорта Рига не означает, что латвийцы не путешествуют, просто они находят обходные пути — чаще всего через Вильнюс и какой-нибудь аэропорт в Польше. По сведениям агентства, так поступают около 600 человек каждую неделю. К примеру, из Вильнюса латвийцы летят не только в Киев и Минск, но и туристическими чартерами в Египет и Турцию.

"Возможностей для резервирования достаточно много, и мы сейчас видим, что невозможно отследить, где какой человек был, в каком государстве отдыхал, а это эпидемиологический риск", - говорит глава отдела чрезвычайной ситуации и коммуникации Агентства гражданской авиации Айвис Винцевс.

Обратно путешественники возвращаются из Вильнюса через сухопутную границу.

"Мы видим, что часть пассажиров проводит там одну ночь по прилете, часть еще гуляет по городу. Это небезопасно с эпидемиологической точки зрения. Если бы они вылетали отсюда, мы бы хотя бы знали, где человек был, а если через Литву или Эстонию - по возвращении никто о человеке ничего не знает", - сетует Винцевс.

Так как запрет на перелеты вне ЕС сохраняется, Рига потеряла свой статус транзитного узла между Востоком и остальным миром. Теперь транзитных пассажиров перенял Вильнюс.

"Можно с уверенностью сказать, что в феврале мы потеряли свои лидерские позиции на рынке Балтии. Насколько мне известно, Вильнюсский аэропорт в феврале обслужил больше пассажиров, чем мы, и это первый случай за последние годы, когда Вильнюсский аэропорт обслужил значительно большее число пассажиров", - рассказала председатель правления аэропорта Рига Лайла Одиня.

"Поэтому мы сейчас можем с уверенностью сказать, что Латвия и Рига не ведущий в странах Балтии транзитный пункт", - добавил Винцевс.

Как отмечают авиационные эксперты, транзитные пассажиры из третьих стран эпидемиологического риска для Латвии не представляют, поскольку прилетают с отрицательными тестами, а две трети из них не выходят за пределы аэропорта.

"Если эти транзитные пассажиры постепенно исчезают, со временем их привычки могут измениться, и они могут просто выбрать летать через другие аэропорты, к примеру, Хельсинки, Франкфурт. Очень не хотелось бы потерять свои лидерские позиции сейчас, потому что потом их будет очень, очень сложно вернуть. Это вопрос стратегической природы, и правительство должно учесть это и принять решение по поводу третьих стран", - говорит Одиня.

В национальной авиакомпании airBaltic подчеркивают, что позиции аэропорта Рига по сравнению с Вильнюсом в долгосрочной перспективе все равно будут сильны, потому что рижская инфраструктура целенаправленно создавалась для более большого числа пассажиров, чем у соседей, и, что еще более важно, база airBaltic останется в Риге.

"Компания airBaltic – лидер на рынке, с обновленным флотом мы сможем соединить Ригу с еще большим числом направлений, airBaltic не будет делать этого из Вильнюса. Хотя мы постепенно увеличиваем число перелетов из Вильнюса и Таллина, оно никогда не превысит число перелетов из Риги", - заявил исполнительный директор авиакомпании Мартин Гаусс.

Как только пандемия закончится, airBaltic обещает быстро возобновить перелеты в 70 направлений.

10626
По теме
Не пустили в Ригу: скольким пассажирам отказали в перелете из-за отсутствия теста на COVID
Впускают, но штрафуют: въехать в Латвию без важной причины может любой гражданин ЕС
Кто имеет право въехать в Латвию
Линкайтс пообещал airBaltic выделить еще денег из бюджета
Панорама Риги

В центре Риги ограничат допустимую скорость для машин до 30 километров в час

0
(обновлено 19:27 06.03.2021)
Речь идет о территории между улицами Ганзас, Кришьяна Валдемара и бульвара Кронвальда в центре Риги; В зону нового скоростного ограничения попадут улицы Альбера, Стрелниеку, Виландес и другие

РИГА, 6 мар — Sputnik. Ограничение скорости дорожного движения в “тихом центре” Риги до 30 км/час позитивно скажется на безопасности пешеходов и позволит лучше сохранить находящиеся там памятники архитектуры, заявил в эфире радио Baltkom представитель общества развития центра Риги Каспарс Кондратюк. Именно это общество и предложило инициативу о снижении скорости, пишет Press.lv.

"Если транспорт в городе "успокаивается", это повышает безопасность пешеходов, снижает уровень звука в городе, а также это важно для исторических зданий, которые так лучше сохраняются из-за снижения вибраций. Сам я живу на самой громкой улице Риги, на Бривибас, но жители "тихого центра", которые состоят в нашем сообществе, предложили такую инициативу, и мы рады, что хоть в какой-то части города это можно попробовать», – рассказал Кондратюк.

Как отметил Кондратюк, ограничение имеет смысл также из-за туристического значения этого района.

"Во многих городах, особенно в столицах, в центре уже снижается скорость. Я живу в центре уже более 20 лет, и я перемещаюсь на машине довольно часто, но я не вижу смысла гонять по брусчатке, где и люди ходят. И летом – ладно, сейчас не так много туристов – но когда они есть, они гуляют, смотрят дома", – добавил он.

По его словам, Департамент дорожного движения Рижской думы также будет уделять внимание уровню шума, который издают транспортные средства, и искать новые меры для контроля этого показателя.

"Параллельно с этой инициативой сейчас происходят дискуссии о регулировании звуков авто- и мототранспорта. Поэтому сейчас думают, как вообще измерять громкость транспортных средств. Прошлым летом это уже пробовали. Так что смотрят, как нужно менять нормативы, чтобы следить не только за тем, чтобы люди не ездили быстро, но и не ездили на машинах с громкими звуками", – сказал Кондратюк.

Добавим, 1 марта Департамент дорожного движения Рижской думы одобрил инициативу Общества развития центра Риги об ограничении скорости 30 км/ч в Тихом центре. Как сообщалось, знаки скоростного режима на этой территории будут заменены на соответствующие в течение года.

0
Теги:
Латвия, скорость, автомобиль, Рига
По теме
Правительство Латвии выделило 3,7 миллиона евро для организации ЧМ-2021 в Риге
Вильнюс обошел Ригу: Латвия осталась последней в Евросоюзе без перелетов за его пределы
ЦПКЗ Латвии обращается к пассажирам электрички Саулкрасты - Рига