Корова

Безработица по регионам Латвии: кризис COVID-19 обрушился на города и пощадил село

441
(обновлено 16:16 30.10.2020)
Уровень безработицы в Латгалии остается самым высоким в Латвии, но в семи латгальских самоуправлениях за последний год он снизился; какие еще тенденции наблюдаются в регионах Латвии в плане безработицы и чем они объясняются

РИГА, 30 окт — Sputnik. Из всех латвийских самоуправлений за год уровень безработицы сократился только в 9 краях, и почти все они находятся в Латгалии, за исключением двух курземских муниципалитетов: Дурбского и Вайнедского краев. Сильнее всего уровень безработицы повысился в курортной Юрмале, столице Риге и части Пририжских самоуправлений, пишет Neatkarīgā.

Лучше, чем в 2010

По данным Центрального статистического управления, в сентябре в Латвии было примерно 79 тысяч безработных, на 4,4 тысячи меньше, чем в августе, но на 23,4 тысячи больше, чем в сентябре прошлого года.

Безработными, как правило, чаще регистрируются мужчины, а не женщины, и нынешний сентябрь – не исключение. Соотношение мужчин и женщин среди безработных в сентябре составляло 1,3:1. Год назад оно было 1,2:1, а значит, во время кризиса работу чаще теряли мужчины.

Уровень безработицы в Латвии начал расти еще в конце прошлого года, за несколько месяцев до объявления чрезвычайной ситуации из-за коронавируса. Рост продолжался до середины августа, когда уровень безработицы превысил 8%. В сентябре зарегистрированный уровень безработицы, по данным Госагентства занятости, снизился до 7,7%, а фактический, по данным ЦСУ, составил около 8,1%.

Хотя весной казалось, что из-за чрезвычайной ситуации вся жизнь в Латвии остановится, фактический уровень безработицы в этот период был намного меньше, чем весной 2010 года, когда без работы осталось около 20% потенциальной рабочей силы.

Максимальный прирост

В течение года безработица выросла практически во всех самоуправлениях. Самый большой прирост наблюдался в Кегумском крае: в сентябре прошлого года уровень зарегистрированной безработицы там был 2,6%, а в сентябре этого года – 4,9%, то есть почти в два раза больше. Несмотря на это, безработица в Кегумском крае по-прежнему намного ниже средней по Латвии.

Как рассказала представитель Кегумской думы Кинтия Спаране, предприятия края продолжают свою работу: никто не объявил о банкротстве, никто не прекратил деятельность.

"Рост уровня безработицы, возможно, связан с общими последствиями распространения COVID-19", - допустила Спаране.

Вдвое выросла доля зарегистрированных безработных и в Царникаве – с 2,7% до 4,7%.

"По информации самоуправления, ни одно крупное предприятие Царникавского края не прекратило деятельность, но на нас влияет ситуация в соседних городах, к примеру, в Адажи, а особенно в Риге, потому что жители, зарегистрированные в Царникавском крае, работают и в других местах. У самоуправления есть сведения, что многие жители края получили статус безработного, потому что потеряли работу в туристической отрасли: в гостиницах, авиакомпании airBaltic и так далее", - рассказала представитель края Агнесе Германе.

Кризис как стимул

За год уровень безработицы снизился в девяти самоуправлениях: Вайнедском, Вилянском, Вараклянском, Риебиньском, Ливанском, Варкавском, Зилупском, Дурбском и Прейльском краях.

К примеру, в Риебиньском крае она снизилась с 10,1% до 9,6%. Исполнительный директор местной думы Юрис Лейцис объясняет позитивную тенденцию ярко выраженным сельскохозяйственным характером региона. В Риебини нет крупных промышленных предприятий, на которые могло бы повлиять закрытие границ и снижение спроса, связанное с коронавирусным кризисом.

"Поля надо обрабатывать и коров надо доить вне зависимости от того, есть кризис или нет. Людям всегда нужны продукты питания. Кроме того из-за закрытия границ в этом году значительно вырос интерес к возможностям отдыха в сельской местности, и в Риебинском крае они есть", - заявил Лейцис.

По его прогнозам, уровень безработицы в самоуправлении в следующие месяцы может вырасти, потому что завершатся сезонные сельскохозяйственные работы и строительство.

"Такая тенденция есть каждый год, с кризисом она не связана", - объяснил Лейцис.

Доля зарегистрированных безработных сократилась и в Вилянском крае – с 18,7 до 17,1%. Представитель местной думы Синтия Упениеце, правда, подчеркнула, что непосредственно в период COVID-19 (если считать с марта по август 2020 года) уровень безработицы повысился и здесь – с 16,1 до 17,1%. Сокращение наблюдалось до кризиса. По ее словам, часть жителей края вернулись из-за рубежа и встали на биржу труда, а потом снова уехали за рубеж. Кроме того, часть длительных безработных из-за нарушений потеряла статус на 3 месяца. Еще новые рабочие места появляются, когда люди уходят в отпуск по уходу за ребенком.

"Также регулярно объявляют о вакансиях в магазинах, на предприятии Norsk Resource и в дорожном строительстве, потому что сейчас в округе строят много дорог", - заявила Упениеце.

По подсчетам ЦСУ, ниже всего уровень занятости в Латгалии, где официально работу имеет только 56% рабочей силы. В Риге и Пририжье самые высокие показатели занятости – работают соответственно 70% и 69% жителей в возрасте от 15 до 74 лет.

Хотя в Латгалии по-прежнему самый высокий уровень безработицы, там один из самых низких показателей длительной безработицы. Больше всего таких безработных в Видземе. А Курземе выделяется долей занятых за рубежом – 5% всех курземцев не нашли рабочих мест в Латвии и отправились за границу.

В Видземе больше всего латышей, в Латгалии – бедных: регионы Латвии в зеркале статистики>>

441
По теме
Программа по выводу безработных на рынок труда провалилась
Безработным в Латвии приходится ждать консультаций месяцами
Взялись за старое: кабмин вычеркнул из законопроекта методику расчета пособий
Пособия по простою в Латвии: преступная экономия
Монеты номиналом 1 евро на фоне банкнот номиналом 10 и 20 евро

В Латвии с 2021 года снизятся социальные взносы: новые правила

765
(обновлено 18:07 27.11.2020)
Согласно поправкам, размер соцвзносов будет снижен с нынешних 35,09% до 34,09% – на 0,5 процентных пункта как для работодателей, так и для сотрудников

РИГА, 27 ноя — Sputnik. Сейм Латвии в окончательном чтении принял поправки к закону "О государственном социальном страховании", которые предусматривают снижение соцвзносов на один процентный пункт, а также устанавливают минимальные взносы для лиц, зарплата которых не достигает минимальной, в том числе самозанятых.

С 1 января 2021 года размер соцвзносов будет снижен с нынешних 35,09% до 34,09% - на 0,5 процентных пункта как для работодателей, так и для сотрудников. Теперь ставка соцвзносов для работодателя составит 23,59%, а для работника - 10,5%.

Поправки также предусматривают введение со следующего года минимального объекта обязательных взносов государственного социального страхования в размере трех минимальных зарплат за квартал. Планируется, что минимальная заработная плата с 2021 года составит 500 евро. Минимальный размер соцвзносов составит 170 евро в месяц за сотрудников, застрахованных в общем порядке.

Минимальный социальный налог за квартал нужно будет платить с трех минимальных зарплат. Если человек будет работать на нескольких работах или будет параллельно как самозанятым лицом, так и наемным работником, задекларированный доход будет суммироваться. Если он составит менее трех минимальных зарплат за квартал, разница между уплаченным соцналогом и минимальным налогом будет покрываться работодателем за счет собственных средств.

Если человек работает на нескольких работах, работодатели должны будут платить обязательные минимальные соцвзносы пропорционально тому, сколько и за какое вознаграждение человек работает на каждого из них.

С июля 2021 года ставка взносов на пенсионное страхование самозанятых лиц устанавливается в размере 10% от дохода вместо нынешних 5%. Для самозанятых лиц, чей ежемесячный доход не достигнет минимальной зарплаты, обязательные взносы для страхования пенсий составят 10% от минимальной зарплаты.

Также с 1 июля плательщики налога с микропредприятий будут застрахованы как самозанятые лица, а работники микропредприятий - в общем порядке.

Поправки определяют группы лиц, на которых не распространяются минимальные обязательные взносы соцстрахования. К ним относятся люди, достигшие пенсионного возраста или получающие пенсию по старости, люди с инвалидностью 1-й и 2-й группы, люди с детьми в возрасте до трех лет или детьми с инвалидностью, люди, которые работают на социальном предприятии или предоставляют услуги ассистента.

Минимальные взносы не нужно будет платить за сезонных сельскохозяйственных рабочих и за работников иностранного работодателя.

Если самозанятое лицо прогнозирует, что его доход не достигнет минимального объекта обязательных соцвзносов, во втором полугодии 2021 года он сможет платить налог с фактического дохода. В этом случае самозанятое лицо должно будет представить в Службу государственных доходов подтверждение планируемого дохода за квартал.

765
Теги:
Латвия
По теме
Кариньш: зарплаты медикам можно поднять, если все заплатят соцвзносы
Мнения экспертов: как изменения в демографии влияют на экономику Латвии
Соцвзносы 5%, рост акцизов, необлагаемый минимум 350 евро: детали налоговой реформы
Соцвзносы с минималки заставят платить всех, возможно, самих работников
Табло вылета аэропорту Рига со списком отмененных рейсов авиакомпании airBaltic

От 100 миллионов до семи миллиардов евро: как страны Европы поддержали свои авиакомпании

88
(обновлено 17:59 27.11.2020)
Четверть миллиарда, выплаченных airBaltic, - это не так много на фоне сумм, выделяемых в других государствах; сколько получит крупнейшая авиакомпания региона северных и балтийских стран и как свои транспортные предприятия поддержали соседи Латвии

РИГА, 27 ноя — Sputnik. Пандемия нанесла серьезный ущерб разным отраслям и предприятиям. Чтобы помочь им пережить сложное время, отдельные государства и Евросоюз в целом утвердили объемные программы поддержки. Наиболее значительные суммы получили предприятия транспортной отрасли, особенно компании. Но по-прежнему неясно, насколько сильно пандемия ударит по экономике этой осенью и зимой, так что непонятно, насколько хватит уже выделенных денег, пишет lsm.lv.

Неудивительно, что больше всего поддержки выделялось именно транспортным компаниям, потому что с началом пандемии самые большие ограничения коснулись передвижений людей, отправив транспорт и туризм в нокаут. Но значение туризма в разных странах сильно отличается, и зачастую это исключительно частные фирмы, а транспорт во всех странах – один из главных элементов инфраструктуры, и крупнейшие предприятия в этой сфере нередко полностью или частично принадлежат государству или самоуправлениям. Поэтому никто не хочет допустить их банкротства.

Миллиарды авиации

Уже с весны повседневной задачей Еврокомиссии (ЕК) стало утверждение решений стран – членов ЕС по выделению денег той или иной отрасли, тому или иному предприятию. Согласие ЕК необходимо, чтобы убедиться, что решения стран не подорвут конкуренцию внутри блока и что поддержка обоснована.

Среди решений особенно выделяются механизмы поддержки транспортного сектора, особенно авиакомпаний. Из-за пандемии сократилось число пассажиров на всех видах транспорта, но в авиации падение во втором квартале этого года составило более 90%.

Быстро стало понятно, что авиакомпании не переживут пандемию, даже если сократят издержки и уволят сотрудников.

Самую масштабную поддержку получили европейские авиационные гиганты. Франция выделила Air France семь миллиардов евро – это не только государственный заём самой авиакомпании, но и гарантии для других кредитов.

Германия в общей сложности вложит в рекапитализацию Lufthansa шесть миллиардов евро, куда входит приобретение и акций, и других финансовых инструментов. Дополнительно ФРГ обеспечит государственные гарантии займов Lufthansa на три миллиарда евро.

Нидерланды обеспечат авиакомпании KLM 3,4 миллиарда евро, часть из которых будет составлять государственный заём, а другая часть – гарантии для других займов предприятия.

Крупнейшая авиакомпания региона северных и балтийский стран – SAS – получит поддержку Швеции и Дании, которые в общей сложности вложат в ее рекапитализацию один миллиард евро.

Без поддержки не остались и малые европейские авиакомпании, в том числе airBaltic. Поддержку от своих государств получат и австрийская Austrian Airlines, и итальянская alItalia, и бельгийская Brussels Airlines, и португальская SATA airline. Форматы различны, но доминируют вложения в капитал авиакомпаний и гарантии для их займов.

Это не значит, что за бортом остались другие транспортные предприятия. К примеру, Германия утвердила схему поддержки в размере шести миллиардов евро для перевозчиков регионального и местного значения. Им будут выделяться гранты на покрытие убытков, поскольку перевозчикам пришлось обеспечивать рейсы, несмотря на значительное снижение пассажиропотока и повышение расходов на регулярную дезинфекцию транспорта. Также поддержку получат аэропорты и другие предприятия транспортной отрасли.

Латвия – самолетам, Эстония – паромам

В странах Балтии крупнейшую господдержку получили латвийская национальная авиакомпания airBaltic и эстонская паромная компания Tallink.

Решение о поддержке airBaltic Еврокомиссия приняла в начале июля, одобрив намерение правительства Латвии вложить в основной капитал компании 250 миллионов евро в качестве поддержки в период пандемии.

По-прежнему ждет вердикта ЕК Международный аэропорт Рига - в апреле правительство решило увеличить его основной капитал на 49,91 миллиона евро на преодоление кризиса.

На увеличение VAS "Latvijas Gaisa satiksme" ("Латвийское воздушное сообщение") выделено шесть миллионов евро.

Также правительство в этом году решило вложить в основной капитал Латвийской железной дороги (Latvijas dzelzceļš, LDz) 32,4 миллиона евро – это было необходимо, чтобы LDz могла завершить начатые инвестиционные проекты. Предприятие также получило авансовый платеж для поддержания финансового равновесия в размере 13 миллионов.

Эстонское правительство в мае утвердило кредит Tallink в размере 100 миллионов на покрытие издержек до конца года. Заём выдало эстонское государственное агентство кредитов и гарантий для экспорта KredEx. Ранее Tallink запросил у правительства 150 миллионов евро. Как объяснило руководство компании, оно было вынуждено обратиться за помощью, поскольку в той ситуации банки не хотели давать кредит компании, парализованной пандемией.

Эстонская авиакомпания Nordica получит помощь от государства в размере 30 миллионов евро – часть вложат в основной капитал, часть предоставят в виде кредита. Nordica осуществляет рейсы по заказу других авиакомпаний и под их брендом. С началом пандемии компания столкнулась с большими трудностями, потому что польская LOT отказалась от ее услуг, а SAS значительно сократила число используемых самолетов. Руководство Nordica признало, что без господдержки предприятие к концу года оказалось бы банкротом.

Пока без серьезных дополнительных вложений работает литовский транспортный сектор. Литовские железные дороги даже выплатили государству дивиденды из прошлогодней прибыли, хотя пассажиропоток на них тоже сократился. А вот литовский оператор аэропортов Lietuvos Oro Uostai от выплаты дивидендов в этом году освободили.

Как уже писал Sputnik Латвия, руководство airBaltic уже объявило, что весной будет вынуждено запросить дополнительную помощь, если ситуация с коронавирусом не улучшится.

Глава airBaltic: весной будем увольнять и просить денег, если COVID-19 не уйдет>>

88
Тема:
airBaltic - национальный авиаперевозчик
По теме
Если не будет туристов, зачем airBaltic? Латвия рушит еще один сектор экономики
Авиаэксперт оценил перспективы затеянных airBaltic полетов "в никуда"
Tallink готовит новую волну увольнений сотрудников
Tallink просит помощи: Латвия может потерять морское сообщение со Швецией и с Финляндией

Великобритания ввела обязательную самоизоляцию для прибывающих из Латвии

0
(обновлено 11:11 28.11.2020)
Обязательная самоизоляция для приезжающих в Великобританию из Латвии вступает в силу с субботы, 28 ноября, с 15 декабря условия могут немного смягчить, сократив карантин в случае отрицательного теста на коронавирус

РИГА, 28 ноя - Sputnik. Великобритания ввела обязательную самоизоляцию для приезжающих из Латвии, пишет Press.lv. Такое решение было принято из-за серьезной эпидемиологической ситуацией в Латвии, требование вступает в силу с 28 ноября.

Приехавшие из Латвии в Великобритании обязаны в электронном виде декларировать место пребывания, где они проведут карантин. При нарушении норм самоизоляции на территории Англии, Уэльса и Северной Ирландии предусмотрен денежный штраф.

С 15 декабря 2020 года начнет действовать правило, при котором срок карантина можно будет сократить, если прибывший из Латвии через пять дней после приезда сдаст тест на COVID-19, и результат будет негативным.

Также с сегодняшнего дня необходимо соблюдать самоизоляцию в Латвии по возвращении из всех стран Европы, кроме Ватикана и Исландии, сообщает Центр профилактики и контроля заболеваний.

0
Теги:
Латвия, Великобритания, тест, коронавирус
По теме
Латвия дождалась последней партии бронемашин от Великобритании
Латвийский моряк задержан за контрабанду албанцев в Великобританию
Великобритания призывает латвийцев подготовиться к новым правилам въезда и работы