Овечки. Полигон бытовых отходов Гетлини

Вывоз отходов подорожает на треть: самоуправления просят остановить мусорную реформу

398
(обновлено 16:15 03.11.2020)
Если проект министерства охраны среды утвердят, из некоторых районов Земгале мусор придется возить в Гетлини на расстояние 190 километров; в чем тут экологическая и экономическая выгода, понятно не вполне, и некоторые самоуправления здесь усматривают политический заказ

РИГА, 3 ноя — Sputnik. Девять самоуправлений в Земгале решительно возражают против намерения министерства охраны среды и регионального развития (МОСРР) ликвидировать мусорный полигон "Бракшки". Это решение грозит ростом тарифов на вывоз отходов почти всем жителям Земгале, сообщает TV3. Министерство признает, что никаких компенсационных механизмов для жителей не предусмотрено. 

Закрытие свалки связано с реформой, предложенной МОСРР — вместо нынешних десяти полигонов бытовых отходов в Латвии должно остаться только пять. В Земгале не будет ни одного. Теперь отходы из Елгавы, Добеле, Ауце, Тервете, Озолниеки, Иецавы, Рундале и Вецумниеков будут возить на свалку Гетлини под Ригой. Девять земгальских самоуправлений предупреждают — это значительно увеличит тарифы на вывоз мусора.

"Будет удорожание от 26% до 30%", - указал член правления SIA "Jelgavas komunālie pakalpojumi" Алвилс Гринфелдс.

"Абсурдно, что это решение ударит по кошелькам жителей", - считает председатель Елгавской краевой думы Зиедонис Цауне.

Из самого отдаленного пункта Землаге, Ауцкого края, до Гетлини мусоровозу придется каждый раз ехать 190 километров. Примерно 140 километров до туда из самого дальнего пункта Елгавского края — Вилце. Ежедневные переезды туда и обратно через пол-Латвии только увеличат загрязнение окружающей среды.

"Нашему муниципальному предприятию придется купить дополнительные машины, чтобы можно было везти мусор на такие расстояния до Риги, и это будут оплачивать жители из своих кошельков. То, что так и будет, более чем понятно", - подчеркнул Цауне.

МОСРР обосновывает решение о закрытии полигона в Земгале требованиями и целями, выдвинутыми Евросоюзам.

"(Мы должны) стремиться к тому, чтобы на мусорных полигонах хранилось как можно меньше отходов. Через 15 лет можно будет хранить не более 10% производимых бытовых отходов. Сейчас их более 60%. Эту деятельность надо концентрировать. Не могут полигоны по всей Латвии осуществлять одни и те же функции", - говорит заместитель госсекретаря МОСРР по вопросам экологической безопасности Алда Озола.

Этот аргумент не убеждает Латвийскую ассоциацию предприятий, занимающихся отходами.

"Гетлини не безразмерны. Если мы закроем однин объект, другой заполним намного раньше", - отмечает глава исполнительной дирекции ассоциации Армандс Николаев.

Он также считает, что министерство не смогло экономически обосновать закрытие земгальского мусорного полигона. К тому же, неприемлемо, что в результате за это решение заплатят потребители.

"Необходимо больше коммуникации между самоуправлениями, нашими организациями и государством, чтобы оптимизировать этот процесс и обеспечить переход", - заявил Николаев.

Один из аргументов министерства состоит в том, что на полигоне Брашки нет пункта переработки биоразлагаемых отходов. Но на свалке говорят, что такой проект у них был, и они даже зарезервировали под него землю, но государство дважды заблокировало заявки на финансирование.

По результатам реформы Гетлини станут Среднелатвийским полигоном.

"Не могу сказать, для кого, но для кого-то приготовлен этот лакомый кусок, этот Среднелатвийский полигон. Этот бизнес у кого-то пойдет очень хорошо. Я считаю, что это политический заказ на какой-то проект, потому что экономического обоснования тут никакого нет. Мне жаль, что правительство не считается со 120 000 людей, которым это решение испортит жизнь", - считает Цауне.

Когда закроется полигон Бракшки, перестанет работать и расположенный неподалеку сортировочный цех. В его обустройство были вложены деньги Евросоюза и самоуправления. Руководство свалки не утвердило предложение сортировать все земгальские отходы здесь, прежде чем везти в Гетлини. Можно было бы отделять неперерабатываемые отходы и делать из них твердое вторичное топливо (RDF), но в этих условиях это экономически невыгодно.

"Отделять 15, ну хорошо, 20% RDF с помощью нашего оборудования, а остальные 80% увозить — я тут не вижу экономической выгоды как руководитель предприятия", - заявил Гринфелдс.

Когда земгальский полигон перестанет делать топливо из отходов, которое уже семь лет продает одному производителю цемента, эта прибыль, скорее всего, перейдет компании по обслуживанию отходов Clean-R, которая имеет аналогичные мощности в Гетлини. У них же придется в больших объемах закупать топливо елгавскому теплоэнергетическому предприятию Fortum Jelgava, которое через два года собирается отапливать город этим мусором. Правда, если топливо придется везти так издалека, за 70 километров, снизить тарифы на отопление для жителей не удастся. Поэтому Fortum Jelgava тоже просит правительство не утверждать предложенную МОСРР реформу.

398
Тема:
Мусорный вопрос (89)
По теме
Марьев рассказал, что можно выращивать на полигоне в Гетлини
Как сортировать мусор правильно
"ЯсноПонятно". С чего начать сортировать мусор и зачем это делать
Создать из хлама красоту: во что превратился мусор с морского побережья

Налоговые доходы новых самоуправлений Латвии

131
(обновлено 12:37 15.01.2021)
Даже если не брать в расчет крупные города, разрыв между налоговыми доходами новых регионов Латвии остается десятикратным; подробнее в инфографике
© Sputnik

Уже через полгода карта Латвии приобретет новые очертания: после муниципальных выборов вместо 119 самоуправлений останется 42.

Говоря о целях административно-территориальной реформы, политики заявляют о сглаживании диспропорций в развитии и обеспечении равного доступа к муниципальным услугам по всей Латвии.

Несмотря на значительное укрупнение регионов, различия между ними останутся значительными, о чем можно судить хотя бы по объему налоговых поступлений. Главные источники доходов местных властей - подоходный налог и налог на недвижимость.

Сравнение новых регионов с учетом налоговых поступлений в 2018 году в инфографике.

Долги новых самоуправлений Латвии>>

131
Теги:
самоуправления, Латвия
Тема:
Административно-территориальная реформа: оптимизация или дискриминация
По теме
Пуце ушел, его реформа осталась: сколько на нее потратят в следующем году
Пабрикс об отставке Пуце: это большая потеря, он провел реформу века
Новая карта Латвии: население по регионам
Сколько школьников в новых регионах Латвии
Перевалка угля в Рижском порту

Зима дает надежду латвийскому транзиту: спрос на российский уголь в Европе вырос

1086
(обновлено 16:44 14.01.2021)
Российский уголь долгое время являлся главным транзитным грузом для Латвийской железной дороги и двух крупнейших портов

РИГА, 14 янв — Sputnik. Россия возобновила поставки угля в Европу – на фоне похолодания цены на топливо выросли, экспорт в этом направлении стал снова рентабельным, заявил вице-премьер РФ Александр Новак, выступая на Гайдаровском форуме, передает РИА Новости.

"Вы говорили об угольной генерации, которая уже уходит в прошлое. События последних дней и месяцев, когда холодные температуры, повышение цен на газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе из-за дефицита ресурсов в холодный период... К чему это привело? Сейчас стали загружать угольные электростанции. Экспорт угля, даже в РФ, сейчас резко вырос", - сказал Новак.

"И если нам было нерентабельно поставлять в Европу, то сейчас возобновились поставки угля в Европу. В эти дни, недели холодных температур", - сказал он.

Ранее министр сообщения Латвии Талис Линкайтс, комментируя неутешительные результаты латвийской железной дороги и портов, заявил, что только холодная зима и увеличение спроса на российский уголь могут отчасти восполнить потери. С ним согласен и глава Латвийской железной дороги Марис Клейнбергс. Нельзя сказать, что поставки угля из РФ остановились полностью, считает он, – если российские порты не будут справляться с объемами перевалки, то российский груз снова пойдет через Латвию.

1086
Теги:
транзит, грузоперевозки, уголь, Александр Новак, Россия
По теме
Восполнить объемы из России невозможно: грузооборот Вентспилсского порта упал на 37%
Катастрофа с транзитом в Латвии. Почему министр Линкайтс не теряет оптимизма?
Россия лишит Латвию 70% грузопотока
Рига отбирает зерно у Лиепаи: геополитика обострила конкуренцию между портами Латвии
Государственная полиция Латвии

Госполиция сообщила итоги очередного "комендантского часа" в Латвии

0
(обновлено 16:19 16.01.2021)
Сколько человек правоохранители проверили во время "комендантского часа" в Латвии и сколько протоколов составили

РИГА, 16 янв — Sputnik. С вечера пятницы, 15 января, и в течение выходных в Латвии действует "комендантский час". В это время с 22:00 до 5:00 все латвийцы должны находиться по месту жительства.

Госполиция отчиталась о том, как прошла ночь с пятницы, 15 января, на субботу, 16 января, в плане нарушений введенного правительством режима.

Госполиция совместно с муниципальной полицией проверила всего 6621 человека и завела 572 дела об административных правонарушениях в связи с несоблюдением ограничений чрезвычайной ситуации.

​Многих нарушителей поймали в Рижском районе. В 819 случаях жителям были даны профилактические указания. Но некоторые все же были оштрафованы за выявленные правонарушения.

Отмечается, что большинство людей находились на улицах в неположенное время по уважительным причинам.

Ранее мэр Риги Мартиньш Стакис, рассказывая журналистам о своем отношении к штрафам за нарушение ограничений, призванных остановить COVID-19 в Латвии, подчеркивал, что полицейские выписывают штрафы только тем, кто сознательно идет на нарушение.

По его словам, когда человек не вступает в конфронтацию, извиняется и спокойно отправляется домой, полицейские к нему никаких санкций не применяют.

Напомним, что покидать свои дома во время "комендантского часа" можно только в неотложных случаях. Чтобы не получить штраф, при себе нужно иметь паспорт или ID-карту и подтверждение причин передвижения с указанием адреса проживания и пункта назначения. Выйти из дома в "комендантский час" можно для получения медицинской помощи, ветеринарной помощи или посещения круглосуточной аптеки.

Ограничения не распространяются на людей, которые направляются на работу, место службы и обратно домой, выполняют работу и служебные обязанности.

Услугами такси можно пользоваться в одиночку и только для того, чтобы отправиться на работу, в медучреждение, аптеку или вернуться домой. Общественный транспорт в эти дни работает до 22:00.

0
Теги:
Госполиция, Латвия
По теме
"Комендантский час" 24 часа в сутки: как власти Латвии обсуждали меры против COVID-19
Латвию ждут две ночи с "комендантским часом": кому грозит максимальный штраф
Госполиция: люди продолжают нарушать "комендантский час" и проявляют агрессию к полиции