Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс

Министр сообщения Латвии был бы рад встретиться с новым главой российского Минтранса

4150
(обновлено 16:13 13.11.2020)
Талис Линкайтс рассказал, как вышло, что Латвия оказалась не готова к уходу российских грузов, и поделился своим видением того, что нужно делать дальше

РИГА, 13 ноя — Sputnik. Латвия должна искать новые грузы, но полностью заместить объемы потерянного российского транзита ей уже не удастся, признал министр сообщения Латвии Талис Линкайтс в интервью Латвийскому радио 4

Он рассказал, что основной спад связан с переориентированием российских грузов, в первую очередь угля, на российские же порты, но остальные категории грузов продолжают поступать. Нынешнюю задачу Линкайтс видит в том, чтобы оптимизировать железнодорожную систему так, чтобы затраты на поддержание инфраструктуры соответствовали доходам.

Он поблагодарил железнодорожников, которые выдержали трансформации на Латвийской железной дороге (Latvijas dzelzceļš, LDz), и отметил, что таких масштабных сокращений, как в этом году больше не предвидится.

"Нам сейчас надо искать дополнительные грузы, новые направления. Но это работа такая — по кусочку набрать определенные виды грузов", — считает Линкайтс.

По данным министерства сообщения, за 9 месяцев 2020-го по сравнению с тем же периодом прошлого года латвийские порты потеряли почти треть грузооборота (-29,7%), общей объем перевалки упал до 33 миллионов тонн. Железная дорога лишилась почти половины грузов (45,7%) и перевезла всего 17,2 миллиона тонн. Основной спад пришелся на российский транзит — поток нефтепродуктов упал почти на 20% до 8,3 миллиона тонн, а угля — на три четверти (77,7%) до 3 миллионов тонн, то есть на 10 миллионов тонн меньше, чем в прошлом году.

Линкайтс признал, что еще в середине 2010-х экономисты, в частности нынешний депутат Сейма Вячеслав Домбровский, предупреждали о том, что российские грузы могут уйти из Латвии полностью, но ни руководство железной дороги, ни порты на это не реагировали.

"Надеялись, что этого не произойдет. Я думаю, была надежда, что все уладится само собой", — считает Линкайтс.

Он отметил, что терминалы, работавшие в первую очередь с российскими грузами, не задумывались о диверсификации, и не все из них теперь могут перестроиться, но есть и те, кому это удалось. Что касается тех терминалов, которые пустуют, их продадут для использования под другие грузы.

"Место пустым не останется. Должны появиться другие коммерсанты, которые будут обрабатывать там другие виды грузов", — заявил министр.

Он рассказал, правда, без конкретики, что есть определенные наработки на калининградском направлении. Кроме того, после того как Литва под давлением Еврокомиссии восстановила ветку Мажейкяй — Реньге, разобранную в 2008 году, пошли грузы с нефтеперерабатывающего завода в Мажейкяе. Есть прогресс и на других направлениях.

"Но, конечно, тот объем угля, который у нас был, мы никак не сможем компенсировать", — признал министр.

На вопрос о том, планирует ли Линкайтс как-то посодействовать увеличению транзита из России в Латвию, глава Минсообщения заверил, что будет рад встретиться с новым руководителем российского Минтранса Виталием Савельевым.

Министр транспорта России Виталий Савельев
© Sputnik / Кирилл Каллиников
Министр транспорта России Виталий Савельев

"Но если смотреть реалистично, то, если есть политическое решение направить стратегические для России грузы через российские порты, мы можем получить от этого общего объема лишь определенную часть — при условии, что есть какой-то специфический запрос отправителей и получателей", — считает Линкайтс.

В этом контексте становится понятно, что угольный терминал на Русском острове (Криевусала) в Риге, на строительство которого было потрачено 160 миллионов евро (как латвийских, так и европейских), не будет востребован.

"Если бы надо было начать все сначала, я бы на это не пошел. (…) Это было специально построено под уголь, и теперь надо думать, что с этим делать", — заявил Линкайтс.

Как уже писал Sputnik Латвия, российские порты собираются забрать из Прибалтики не только свои, но и белорусские грузы.

Губернатор Ленобласти о том, как Россия будет забирать белорусские грузы из Прибалтики>>

4150
Теги:
Россия, грузооборот, грузы, Талис Линкайтс
Тема:
Российский транзит через Латвию (171)
По теме
Нишевые грузы не заменят уголь и нефть: перевалка в Рижском порту упала на 26%
Грузы российские, система советская: министр о проблемах латвийского транзита
Мимо Прибалтики. Япония повезет грузы в Европу по российскому Транссибу
Аналитик: Россия даст преференции белорусским грузам при одном условии
Высоковольтные линии электропередачи

Будет как в Техасе: Латвии предрекли энергетический коллапс

757
(обновлено 20:24 25.02.2021)
Власти стран Балтии никогда не признают ошибкой решение выйти из БРЭЛЛ, не признают, что это ставит под удар национальные энергосистемы и делает электроэнергию дороже

РИГА, 25 фев - Sputnik. Выход из БРЭЛЛ станет для Латвии и Литвы уверенным шагом к энергетическому коллапсу - это подтвердил холодный январь, когда балтийские республики избежали энергокризиса только благодаря перетокам из России и Беларуси.

Согласно отчету, опубликованному независимым поставщиком энергии Elektrum Lietuva, в январе поток электроэнергии из России в страны Балтии возрос почти втрое против декабря, в то время как из Финляндии сократился на 31%, из Швеции - на 40%, пишет Sputnik Литва.

"Участие в БРЭЛЛ тем и хорошо, что любые пики энергопотребления страны Балтии могут покрыть за счет российской и белорусской электроэнергии. И у Москвы, и у Минска есть профицит мощностей, это позволяет при необходимости вырабатывать больше электроэнергии", - пояснил Sputnik Латвия эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его словам, именно такая картина и наблюдалась в январе: Латвия и Литва потребляют больше энергии, плюс литовско-шведский энергомост работает на экспорт в Швецию. У шведов этой зимой случился сильный энергетический дефицит, и Латвия с Литвой не только покупают электроэнергию в России, но и экспортируют ее в Швецию, указал эксперт.

"Если бы перетока со стороны Беларуси и России не было, балтийские республики оказались бы близки к коллапсу энергосистемы", - констатировал Юшков.

Аналитик пояснил, что Латвии и Литве пришлось бы закупать более дорогую энергию в Польше и потратить гораздо больше денег на стабилизацию в своей энергосистеме, чем когда бы они получили энергию из РФ и Беларуси. "И Швеция была бы вынуждена платить больше за электроэнергию, при этом непонятно, хватило бы мощности, чтобы ее туда перекинуть", - уточнил Юшков.

"Это в очередной раз показывает, что выход из БРЭЛЛ не только станет дорогим удовольствием для стран Балтии, но и приведет к понижению надежности энергоснабжения и в Прибалтике, и в Швеции, которая сейчас де-факто получает российскую энергию транзитом через Литву", - подчеркнул собеседник Sputnik.

Юшков отметил, что политики никогда не признают ошибкой решение выйти из БРЭЛЛ, не признают, что это ставит под удар национальные энергосистемы и делает дороже электроэнергию. "В случае коллапса или веерного отключения, как в Техасе, обвинения посыплются в адрес энергетиков, а сами политики будут настаивать, что их решение было верным. К сожалению, они руководствуются своими соображениями и не слушают специалистов, а расплачиваются за эти решения простые потребители", - заключил Юшков.

По данным Elektrum Lietuva, в январе оптовая цена электроэнергии выросла в Литве на 17%, в Эстонии - на 18%, в Латвии - на 19%. Почасовая цена на электричество в балтийских республиках колебалась от 11,09 до 121,63 евро за мегаватт-час.

В американском штате Техас на фоне установившихся в феврале аномальных холодов произошли массовые отключения электричества и воды. По данным властей, света лишились примерно четыре миллиона человек, при этом экстремальные погодные условия способствовали "заоблачному" росту цен на электроэнергию.

Энергосети Латвии, Литвы и Эстонии до сих пор работают в синхронном режиме с постсоветской энергетической системой в так называемом кольце БРЭЛЛ. Страны Балтии запланировали к 2025 году выйти из БРЭЛЛ и синхронизироваться с сетями Европы через две смычки с Польшей. РФ провела все необходимые мероприятия, связанные с выходом балтийских республик из ее энергосистемы, и убедилась в готовности к самостоятельной работе.

757
Теги:
энергокольцо БРЭЛЛ, энергосистема, Беларусь, Россия, электроснабжение, электроэнергия, Литва, Латвия
Тема:
Покидая БРЭЛЛ: путь к энергетической независимости
Доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец

Зубец: Rail Baltica стала насосом для выкачивания денег из стран Балтии

229
(обновлено 15:14 25.02.2021)
Rail Baltica, скорее всего, построят - здесь есть прямой интерес старой Европы и НАТО, но бремя содержания магистрали ляжет целиком на страны Балтии, при том что экономической выгоды для них нет
Зубец: Rail Baltica стала насосом для выкачивания денег из стран Балтии

Латвия и Литва призвали Евросоюз обеспечить дальнейшее финансирование Rail Baltica, сообщает Sputnik Литва. Глава "Литовских железных дорог" Мантас Бартушка пожаловался, что компания объявила тендеры почти на 500 миллионов евро, а финансирование получила только на 300 миллионов. Европейское финансирование очень существенно для успешной реализации Rail Baltica, подчеркнул Бартушка.

Проект Rail Baltica с самого начала был не экономическим, а военным и политическим, отметил доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. По его словам, проект появился, когда НАТО попыталась понять, как в случае контакта с Россией будет доставляться военная техника в Прибалтику.

"Дорога объединяет Польшу, Литву, Латвию и Эстонию - с перспективой строительства подводного тоннеля в Финляндию. Встает вопрос - что, собственно, будут по ней возить. Экономической перспективы у проекта нет никакой - в Прибалтике нечего возить по железной дороге: хорошо развита автомобильная сеть, для тяжелых грузов используют морские перевозки, а пассажиры предпочитают передвигаться авиамаршрутами", - сказал Зубец Sputnik Латвия.

Эксперт отметил, что средства для финансирования Rail Baltica нужны не самые большие - Евросоюз выделяет суммы гораздо крупнее на всякие инфраструктурные проекты.

"Нужно понимать, что несколько миллиардов евро, которые стоит эта дорога, пойдут не странам Балтии, а старой Европе. Это закупки подвижного состава, оборудования и рельсов для железной дороги. Все на этой дороге будет привозное, поэтому Западная Европа здесь финансирует не Прибалтику, а сама себя", - пояснил Зубец.

По его словам, магистраль скорее всего будет построена - с учетом того, что у старой Европы есть прямая заинтересованность в Rail Baltica и при этом за железной дорогой стоит НАТО.

"НАТО заставит Евросоюз выделить деньги и построить эту экономически не выгодную дорогу. Сама эксплуатация Rail Baltica будет приносить странам Балтии убытки. Железные дороги хороши в условиях высокой плотности населения, чем страны Балтии не отличаются. Однако обслуживать магистраль, ремонтировать и закупать технику все равно придется. Rail Baltica превращается в насос для выкачивания денег из балтийских стран под предлогом создания общей инфраструктуры", - заключил Зубец.

По проекту, трансбалтийская железная дорога стандартной европейской колеи Rail Baltica при инвестициях в 5,8 миллиарда евро должна была принести 16 миллиардов прибыли. Недавняя экспертиза показала, что в случае реализации проекта убытки составят не менее четырех миллиардов евро.

229
Теги:
Алексей Зубец, НАТО, железная дорога, строительство, Литва, Латвия, Rail Baltica
Тема:
Rail Baltica
Палаточный лагерь возле парламента Грузии

Грузия разглядела в "цветных революционерах" угрозу для государства

0
(обновлено 07:53 26.02.2021)
Внезапное прозрение государственного руководства по поводу опасности "революционных" политических практик, скорее всего, связано с осознанием того, как многое Грузия потеряла и упустила из-за своей склонности к ним

Политический кризис в Грузии пошел на новый виток, пишет колумнист Ирина Алкснис на сайте РИА Новости. Отставка премьер-министра и назначение нового, полицейский штурм штаб-квартиры главной оппозиционной партии, массовые протесты в центре столицы, осуждающие заявления западных стран — таков краткий перечень событий последней недели.

Текущие процессы — продолжение уже весьма давнишней истории о массовых беспорядках в июне 2019 года, когда грузинская оппозиция устроила скандал из-за участия российской делегации в пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи православия, проходившем в Тбилиси.

Одним из главных вдохновителей и организаторов тех событий, среди которых имела место и попытка штурма парламента, стал Никанор Мелия, депутат и лидер партии "Единое национальное движение" (ее основатель — Михаил Саакашвили). И вот уже более полутора лет грузинское государство пытается добиться, чтобы политик ответил за свои тогдашние действия, а среди них правоохранительные органы усмотрели организацию группового насилия. По соответствующей статье ими и было возбуждено уголовное дело.

При этом сам Никанор Мелия делал все от него зависящее, чтобы продемонстрировать свое презрение к закону. Первоначально он был отпущен судом под залог в размере 30 тысяч лари при условии постоянного ношения электронного браслета. Однако он публично — на очередном митинге — снял с себя устройство. Сумма залога для него была увеличена судом дополнительно на 40 тысяч лари, но требуемую сумму депутат не внес.

Десять дней назад парламент Грузии лишил политика депутатской неприкосновенности, а на следующий день тбилисский суд изменил ему меру пресечения — с залога на предварительное заключение.

Отставка 18 февраля Георгия Гахарии с поста премьер-министра стала следствием разногласий внутри правящей партии "Грузинская мечта — Демократическая Грузия" относительно Мелии. Глава правительства полагал неприемлемым задержание политика, поскольку считал, что это спровоцирует дальнейшую эскалацию политической ситуации в стране.

Однако новый премьер-министр Ираклий Гарибашвили оказался сторонником твердой руки, и правоохранителям был отдан приказ выполнить судебное решение о задержании оппозиционера. Это потребовало привлечения значительных сил и заняло около полусуток, так как Никанор Мелия вместе со своими сторонниками, представителями других оппозиционных организаций и журналистами, которые вели трансляцию происходящего, забаррикадировался в офисе своей партии. Забаррикадировался в буквальном смысле этого слова — в частности, дверь в его кабинет была заблокирована большим шкафом.

В прямом эфире грузинских СМИ звучали призывы "ко всему демократическому сообществу" от оппозиционеров "остановить наступление в стране пропутинской диктатуры".

Для выполнения поставленной перед ними задачи силовиками были использованы спецсредства, в том числе слезоточивый газ, а штаб-квартира партии фактически разгромлена. Итоги оказались предсказуемы: в Тбилиси начались акции протеста, а Запад весьма неодобрительно оценил действия грузинских властей.

Посольство США заявило, что "Грузия сделала шаг назад на своем пути к укреплению демократии". По словам британского посла в Тбилиси, он "шокирован" штурмом партийного офиса и арестом Мелии. А Евросоюз призвал стороны конфликта проявить ответственность, чтобы не допустить дальнейшей эскалации.

В свою очередь, власти страны не сомневаются в собственной правоте. Глава "Грузинской мечты" Ираклий Кобахидзе специально поблагодарил министра внутренних дел и каждого участвовавшего полицейского за "образцовую операцию" по задержанию Мелии. Он отметил, что это были действия "государства, уважающего собственное достоинство, верховенство закона и права".

Новый премьер-министр страны сделал акцент ровно на том же — на обязанности граждан вне зависимости от политических взглядов соблюдать закон и на подтверждение Грузией своего статуса "правового сильного государства". Ираклий Гарибашвили выразил благодарность главе МВД за "защиту чести государства, стабильности".

Более того, и Гарибашвили, и Кобахидзе провели параллель между современными оппозиционерами и большевиками, чья деятельность ныне подвергается в Грузии проклятиям за советизацию и уничтожение национального суверенитета.

Говорить о пророссийскости грузинских властей, разумеется, не приходится. Это не более чем удобный ярлык, который в республике привыкли активно использовать и навешивать друг на друга политики. Максимум, что можно признать за руководством страны, — это несколько меньший уровень русофобии, нежели у их соперников, и заметно большую долю прагматизма.

Зато факт их обращения к государственнической риторике и обвинение противников в разрушительной для страны деятельности действительно примечателен. Ведь те являются рафинированным продуктом западной подготовки политических кадров для постсоветского пространства — и на протяжении довольно долгого времени были гордостью своей страны, ее надеждой на скорое вхождение в "семью цивилизованных западных народов". Тот же Никанор Мелия изучал международные отношения в британском университете, а по основному роду деятельности он и вовсе юрист — что не помешало политику устроить показательное унижение законодательной и судебной систем Грузии.

Внезапное прозрение государственного руководства по поводу опасности "революционных" политических практик, скорее всего, связано с осознанием того, как многое Грузия потеряла и упустила из-за своей склонности к ним. Например, из-за правительственного кризиса в Тбилиси на прошлой неделе в самый последний момент оказалась сорвана очередная трехсторонняя встреча глав МИД Турции, Азербайджана и Грузии (кстати, очевидно, что этот альянс ну никак нельзя назвать пророссийским).

Постоянная политическая нестабильность не только осложняет внутреннее развитие республики, но и ослабляет ее позиции на внешнеполитической арене, предоставляя бонусы и дополнительные рычаги давления партнерам и соседям.

Руководство Грузии пытается прервать порочную традицию раз за разом решать судьбу страны на улицах с помощью беспорядков и скандальных заявлений политиков, игнорирующих закон и правила политической деятельности. Вот результат их усилий далеко не предрешен: опыт показывает, стране легко соскользнуть в колею "цветных революций", громких лозунгов и торжества популизма над правом — выбраться из нее куда сложнее.

0
Теги:
Грузия
По теме
Грузия взбунтовалась после выборов: оппозиция в Тбилиси требует повторного голосования
Почему Россия ничего не может сделать с осколками СССР
Конфликты, протесты и смена власти: чем запомнился 2020 год в СНГ
Каким будет 2021 год на постсоветском пространстве: Россия как миротворец