Перевалка угля в Рижском порту

Вопиюще неприемлемый тон: МИД Латвии запретил стивидорам просить грузы у России

18714
(обновлено 11:32 23.11.2020)
Стивидоры пытались направить в адрес российской стороны письмо с просьбой поддержать грузопоток, но посольство Латвии в России его не согласовало, посчитав тон чересчур умоляющим; а вот другое письмо, подготовленное Минсообщения, было утверждено; о чем в нем говорится

РИГА, 23 ноя — Sputnik. Министерство сообщения Латвии направило письмо в Минтранс России с просьбой помочь остановить падение объемов российского транзита в Латвию, сообщает Nekā personīga.

Грузов все меньше

Ситуация в латвийской транзитной отрасли продолжает ухудшаться. Самое большое падение наблюдается в перевозках угля, который Россия давно уже собиралась перенаправить в собственные северо-западные порты.

Главный латвийский угольный терминал располагается в Риге на Русском острове (Криевусала). В октябре планировалось принимать в среднем 118 вагонов угля в день, вместо этого приходило только 39.

В целом в латвийские порты должны были приходить 850 вагонов в день, вместо этого средний показатель в октябре – 724 вагона. По оперативной информации, в ноябре ситуация несколько улучшилась, но окончательные выводы делать рано.

Мешает бюрократия

Руководство латвийской транспортной отрасли продолжает с надеждой смотреть в российском направлении. Заместитель госсекретаря Минсообщения, сопредседатель латвийско-российской транспортной группы Улдис Рейманис направил письмо своему коллеге Юрию Петрову, помощнику министра транспорта России.

"На протяжении многих лет плодотворное сотрудничество Латвийской и Российской железных дорог показывало синергию транспортных отраслей наших государств, а порты и терминалы Латвии зарекомендовали себя как надежные и стабильные партнеры для грузоотправителей Российской Федерации", - говорится в письме.

Рейманис обращает внимание российского коллеги на бюрократические проблемы при оформлении грузов, которые снижают их объемы. Сейчас схема такова: клиенты делают заказ, этот список обрабатывает подразделение РЖД – Центр фирменного транспортного обслуживания, потом следует согласование министерства экономического развития и министерства транспорта, а после этого вновь заключение Российской железной дороги.

По утверждению автора письма, в октябре таким образом не были согласованы 94% запрошенного объема угольных поставок – клиенты хотели доставить в латвийские порты более 4800 вагонов с углем, а согласовали только 279 вагонов. В ноябре не согласованы 100% запрошенного объема.

"В любом случае ранее латвийская и российская стороны неформально договорились, что, чтобы поддержать единую инфраструктуру железнодорожной сети и возможность использовать резервные мощности, российская сторона не будет мешать потоку грузов в латвийские порты", - говорится в письме.

Из Калининграда в Санкт-Петербург

Недавно руководство Латвийской железной дороги (Latvijas dzelzceļš) встречалось с представителями Российской железной дороги (РЖД), чтобы обсудить развитие грузопоставок из Калининграда в Санкт-Петербург. Latvijas dzelzceļš уже сделало подсчеты по этому проекту, но российская сторона рекомендовала РЖД в нем не участвовать.

"Руководство Latvijas dzelzceļš было в Калининграде и обсуждало с представителями калининградской стороны возможность осуществлять перевозки на санкт-петербургском направлении по латвийской территории.

Мы заинтересованы в том, чтобы такие перевозки были, чтобы наша инфраструктура была загружена, поэтому делаем все возможное по различным каналам, чтобы эти планы осуществились. Это наша общая потребность, потребность латвийского государства – обеспечить инфраструктуру Латвийской железной дороги работой. И мы заинтересованы в каждой тонне грузов, которая может пойти через Латвию или в Латвию", - рассказал министр сообщения Талис Линкайтс (Новая консервативная партия).

"Юрий Борисович, как сопредседатель Транспортной рабочей группы, прошу Вашего содействия в решении данного вопроса", - говорится в письме.

Котлеты отдельно

Бывший президент Латвии Валдис Затлерс считает, что такими письмами делу не поможешь.

"Это российская политика, она сформирована не вчера и не в прошлом году, а примерно лет пятнадцать назад. Было понятно, что постепенно грузопоток через Латвию будет сокращаться, сокращаться, пока, возможно, не иссякнет.

Если мы будем унижаться, нас унизят еще больше. Не будет никакого позитивного эффекта для кого-то, кто слаб и просит, чтобы что-то дали. Это не российская стратегия, это не российская политика", - считает Затлерс.

Письмо Минсообщения согласовали с министром иностранных дел и посольством Латвии в России. Ни то, ни другое ведомство не считает, что подход Латвии двуличен.

"Давайте будем отделять политическую ситуацию в Беларуси и России, наши, скажем так, дискуссии с Россией по истории, Крыму, Украине, где у нас есть противоречия, по ситуации в Беларуси, где наша позиция ясна, от каких-то практических вопросов, решаемых на уровне министерства сообщения.

Я понимаю, что иногда хочется каждое письмо позиционировать как проявлением двух внешних политик. Но это не две внешние политики – мы выстраиваем наши отношения с Россией исходя из так называемого принципа двух путей или двух подходов – первый тот, который включает принципиальные для нас вопросы, где у нас принципиальная позиция. Но там, где есть возможность посмотреть, каким образом можно сотрудничать, не переступая эти политические принципы, конечно, общение было и будет.

Я думаю, мы все же должны быть достаточно уравновешенными, не будем кидаться из крайности в крайность. Одни говорят, что сейчас надо полностью отказаться от всего экономического сотрудничества – это просто невозможно. Другие говорят, что нужно полностью отказаться от нашей политической установки, и путь бизнес рулит.

Я не понимаю, как у нас так часто получается в Латвии, что нам сложно ехать по середине дороги – действовать соразмерно, быть принципиальными в принципиальных вопросов, но быть и практичными, а не кидаться из крайности в крайность", - заявил министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс.

Вопиющий тон

По сведениям Nekā personīga, стивидоры подготовили и другое письмо в адрес российской стороны, но оно не прошло согласование в посольстве Латвии в России.

"Да, были различные проекты, был один проект, который я сам недавно видел. Если бы вы его видели, вы бы действительно могли сказать, что тон был не только просительным, он был просто вопиюще неприемлемым для суверенного государства. Но этот проект подготовлен, насколько я знаю, не в госуправлении", - отметил Ринкевичс.

Посол Латвии в России Марис Риекстиньш отказался комментировать проекты, которые были забракованы.

"Циркулируют разные идеи, есть предприниматели, которые думают, что по-прежнему политикам достаточно поклониться и поцеловаться – и бизнес пойдет, но эти люди застряли в начале девяностых", - считает глава МИД Латвии.

Экс-президент Валдис Затлерс полагает, что единственный возможный вариант – более тесная интеграция со странами Евросоюза и перевозка грузов из Финляндии в Польшу, Германию и дальше.

"А восточное направление сейчас законсервировано, скажем так. Это не конфликт, но замороженный конфликт. Когда появится возможность, его можно будет возобновить. Все же мы живем в рыночной экономике, спрос и предложение дают нам видение того, куда инвестировать и как развивать свою транспортную сеть", - заявил Затлерс.

Ранее министр сообщения Латвии Талис Линкайтс объяснил, почему Латвия оказалась не готова к уходу российских грузов.

Министр сообщения Латвии был бы рад встретиться с новым главой российского Минтранса>>

18714
Теги:
грузы, транзит
Тема:
Российский транзит через Латвию (171)
По теме
Рижский порт придумал, как конкурировать с российскими гаванями на Балтике
Угроза бизнесу: стивидоры в Латвии не хотят пускать государство в перевалку грузов
Россия сделала еще один шаг к переводу удобрений из Прибалтики, но есть препятствия
И Литве отомстить, и в цене не прогадать: Беларусь ищет пути в российские порты
Высоковольтные линии электропередачи

Будет как в Техасе: Латвии предрекли энергетический коллапс

855
(обновлено 20:24 25.02.2021)
Власти стран Балтии никогда не признают ошибкой решение выйти из БРЭЛЛ, не признают, что это ставит под удар национальные энергосистемы и делает электроэнергию дороже

РИГА, 25 фев - Sputnik. Выход из БРЭЛЛ станет для Латвии и Литвы уверенным шагом к энергетическому коллапсу - это подтвердил холодный январь, когда балтийские республики избежали энергокризиса только благодаря перетокам из России и Беларуси.

Согласно отчету, опубликованному независимым поставщиком энергии Elektrum Lietuva, в январе поток электроэнергии из России в страны Балтии возрос почти втрое против декабря, в то время как из Финляндии сократился на 31%, из Швеции - на 40%, пишет Sputnik Литва.

"Участие в БРЭЛЛ тем и хорошо, что любые пики энергопотребления страны Балтии могут покрыть за счет российской и белорусской электроэнергии. И у Москвы, и у Минска есть профицит мощностей, это позволяет при необходимости вырабатывать больше электроэнергии", - пояснил Sputnik Латвия эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его словам, именно такая картина и наблюдалась в январе: Латвия и Литва потребляют больше энергии, плюс литовско-шведский энергомост работает на экспорт в Швецию. У шведов этой зимой случился сильный энергетический дефицит, и Латвия с Литвой не только покупают электроэнергию в России, но и экспортируют ее в Швецию, указал эксперт.

"Если бы перетока со стороны Беларуси и России не было, балтийские республики оказались бы близки к коллапсу энергосистемы", - констатировал Юшков.

Аналитик пояснил, что Латвии и Литве пришлось бы закупать более дорогую энергию в Польше и потратить гораздо больше денег на стабилизацию в своей энергосистеме, чем когда бы они получили энергию из РФ и Беларуси. "И Швеция была бы вынуждена платить больше за электроэнергию, при этом непонятно, хватило бы мощности, чтобы ее туда перекинуть", - уточнил Юшков.

"Это в очередной раз показывает, что выход из БРЭЛЛ не только станет дорогим удовольствием для стран Балтии, но и приведет к понижению надежности энергоснабжения и в Прибалтике, и в Швеции, которая сейчас де-факто получает российскую энергию транзитом через Литву", - подчеркнул собеседник Sputnik.

Юшков отметил, что политики никогда не признают ошибкой решение выйти из БРЭЛЛ, не признают, что это ставит под удар национальные энергосистемы и делает дороже электроэнергию. "В случае коллапса или веерного отключения, как в Техасе, обвинения посыплются в адрес энергетиков, а сами политики будут настаивать, что их решение было верным. К сожалению, они руководствуются своими соображениями и не слушают специалистов, а расплачиваются за эти решения простые потребители", - заключил Юшков.

По данным Elektrum Lietuva, в январе оптовая цена электроэнергии выросла в Литве на 17%, в Эстонии - на 18%, в Латвии - на 19%. Почасовая цена на электричество в балтийских республиках колебалась от 11,09 до 121,63 евро за мегаватт-час.

В американском штате Техас на фоне установившихся в феврале аномальных холодов произошли массовые отключения электричества и воды. По данным властей, света лишились примерно четыре миллиона человек, при этом экстремальные погодные условия способствовали "заоблачному" росту цен на электроэнергию.

Энергосети Латвии, Литвы и Эстонии до сих пор работают в синхронном режиме с постсоветской энергетической системой в так называемом кольце БРЭЛЛ. Страны Балтии запланировали к 2025 году выйти из БРЭЛЛ и синхронизироваться с сетями Европы через две смычки с Польшей. РФ провела все необходимые мероприятия, связанные с выходом балтийских республик из ее энергосистемы, и убедилась в готовности к самостоятельной работе.

855
Теги:
энергокольцо БРЭЛЛ, энергосистема, Беларусь, Россия, электроснабжение, электроэнергия, Литва, Латвия
Тема:
Покидая БРЭЛЛ: путь к энергетической независимости
Доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец

Зубец: Rail Baltica стала насосом для выкачивания денег из стран Балтии

240
(обновлено 15:14 25.02.2021)
Rail Baltica, скорее всего, построят - здесь есть прямой интерес старой Европы и НАТО, но бремя содержания магистрали ляжет целиком на страны Балтии, при том что экономической выгоды для них нет
Зубец: Rail Baltica стала насосом для выкачивания денег из стран Балтии

Латвия и Литва призвали Евросоюз обеспечить дальнейшее финансирование Rail Baltica, сообщает Sputnik Литва. Глава "Литовских железных дорог" Мантас Бартушка пожаловался, что компания объявила тендеры почти на 500 миллионов евро, а финансирование получила только на 300 миллионов. Европейское финансирование очень существенно для успешной реализации Rail Baltica, подчеркнул Бартушка.

Проект Rail Baltica с самого начала был не экономическим, а военным и политическим, отметил доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. По его словам, проект появился, когда НАТО попыталась понять, как в случае контакта с Россией будет доставляться военная техника в Прибалтику.

"Дорога объединяет Польшу, Литву, Латвию и Эстонию - с перспективой строительства подводного тоннеля в Финляндию. Встает вопрос - что, собственно, будут по ней возить. Экономической перспективы у проекта нет никакой - в Прибалтике нечего возить по железной дороге: хорошо развита автомобильная сеть, для тяжелых грузов используют морские перевозки, а пассажиры предпочитают передвигаться авиамаршрутами", - сказал Зубец Sputnik Латвия.

Эксперт отметил, что средства для финансирования Rail Baltica нужны не самые большие - Евросоюз выделяет суммы гораздо крупнее на всякие инфраструктурные проекты.

"Нужно понимать, что несколько миллиардов евро, которые стоит эта дорога, пойдут не странам Балтии, а старой Европе. Это закупки подвижного состава, оборудования и рельсов для железной дороги. Все на этой дороге будет привозное, поэтому Западная Европа здесь финансирует не Прибалтику, а сама себя", - пояснил Зубец.

По его словам, магистраль скорее всего будет построена - с учетом того, что у старой Европы есть прямая заинтересованность в Rail Baltica и при этом за железной дорогой стоит НАТО.

"НАТО заставит Евросоюз выделить деньги и построить эту экономически не выгодную дорогу. Сама эксплуатация Rail Baltica будет приносить странам Балтии убытки. Железные дороги хороши в условиях высокой плотности населения, чем страны Балтии не отличаются. Однако обслуживать магистраль, ремонтировать и закупать технику все равно придется. Rail Baltica превращается в насос для выкачивания денег из балтийских стран под предлогом создания общей инфраструктуры", - заключил Зубец.

По проекту, трансбалтийская железная дорога стандартной европейской колеи Rail Baltica при инвестициях в 5,8 миллиарда евро должна была принести 16 миллиардов прибыли. Недавняя экспертиза показала, что в случае реализации проекта убытки составят не менее четырех миллиардов евро.

240
Теги:
Алексей Зубец, НАТО, железная дорога, строительство, Литва, Латвия, Rail Baltica
Тема:
Rail Baltica
Юрис Янсонс

Дебаты в Сейме: омбудсмен поставил "неуд" министерству благосостояния

0
(обновлено 09:22 26.02.2021)
Омбудсмен Юрис Янсонс заявил, что правительство было не готово к кризисной ситуации в связи с пандемией COVID-19

РИГА, 26 фев — Sputnik, Дмитрий Олейников. Омбудсмен Юрис Янсонс представил Сейму ежегодный отчет о работе бюро, из которого следует, что, помимо уже традиционных проблем, присущих латвийскому обществу в области прав человека, появились и новые.

Сразу оговоримся: менее месяца назад Янсонс, выступая в латвийских СМИ, указал на проблему существования института неграждан в стране. Сделал он это весьма дипломатично, ни разу не упомянув в контексте словосочетание "права человека", а приводя исключительно "личное мнение". В свою очередь, в его выступлении перед парламентом термин "негражданин" не прозвучал ни разу.

За год бюро получило 1617 заявлений жителей страны, из которых более половины – 819 – было передано в отдел гражданских и политических прав. 544 заявления касались социальных, экономических и культурных прав, 245 – прав детей. Бюро омбудсмена провело 51 проверку, в том числе 5 – по собственной инициативе. Жителям были предоставлены 5344 консультации: в 16,3% случаев они были связаны с просьбой о предоставлении различного вида информации, 13,4% – связаны с правами на справедливый суд, 10,2% касались вопросов социального обеспечения, 7,3% – прав детей, 6,8% – принципов хорошего управления, 6,4% – прав на неприкосновенность частной и семейной жизни, 4,8% – права на труд, 4,4% – права на образование, 3,6% – прав на собственность, в том числе на жилье.

Минувший год привнес и новшества в работу Бюро омбудсмена. 77 письменных заявлений и 108 обращений по электронной почте получило бюро по поводу возможных нарушений прав человека из-за мер, направленных на ограничение пандемии.

Омбудсмен Янсонс, выступая перед депутатами Сейма, в частности, отметил, что от правительства в условиях пандемии можно было ожидать более высокого качества работы: "Сейчас я могу сделать почти четкий вывод, что правительство не было готово к кризисной ситуации. Хотя с начала наблюдался убедительный прагматичный мониторинг эпидемиологической ситуации, гораздо хуже все обстояло с предоставлением обществу ясной, понятной, объективной и своевременной информации в разных форматах, чтобы она достигала все группы людей, например людей с различными видами инвалидности. Возникло впечатление, что у правительства нет ясного плана, какие действия надо предпринимать при конкретном количестве заболевших, как будет обеспечена доступность здравоохранения, какие мероприятия помощи будут предприняты, если будет ограничена хозяйственная деятельность".

Омбудсмен коснулся и других проблем – это необходимость обеспечения равенства прав и возможностей мужчин и женщин, как в частной жизни, так и в рабочей сфере; прав лиц с инвалидностью на полноценную жизнь; прав детей; прав заключенных на отбывание наказания в цивилизованных условиях. Особенно была выделена социальная сфера.

Крупнейшим достижением бюро в прошлом году Юрис Янсонс назвал четыре победы в Конституционном суде в связи с исками об увеличении минимальных доходов населения. Благодаря этому правительство было вынуждено принять решение о повышении минимального гарантированного дохода в стране, минимальных пенсий, а в этом году ожидается прирост минимальных пенсий по инвалидности. Суммы гарантированного минимума и минимальной пенсии, конечно, еще далеки от цивилизованных, и даже от таких, которые бы позволили человеку вести более-менее нормальное существование, однако первый шаг в этом направлении сделан.

Говоря о влиянии пандемии COVID-19, омбудсмен отметил, что она проявила слабость социальной сферы: "В результате этих вопросов, которые не были решены на протяжении многих лет, многие группы людей оказались в наиболее угрожающем положении из-за пандемии COVID-19". Одна из таких групп – люди, живущие в государственных центрах социальной опеки: "Переживаемая всем миром пандемия ясно продемонстрировала, что именно в учреждениях социальной опеки, где находится большое количество людей, существует наибольший риск массового распространения инфекции, на что указывает и нынешняя статистика".

Среди проблем, вызванных пандемией, согласно полученным заявлениям, были отмечены следующие: неоплачиваемые отпуска, недостаточная защита в условиях COVID-19 или, наоборот, чрезмерные меры предосторожности, которые предприятия требовали от работников, чрезмерные действия работников полиции, вторгавшихся в частную жизнь людей, находящихся на карантине, и другие.

На доклад омбудсмена депутаты парламента отреагировали весьма активно. Так, Даце Рукшане-Щипчинска особенно выделила проблему людей с инвалидностью. Должностные лица постоянно говорят о том, что люди с инвалидностью должны жить в обществе, а не в изоляции, однако действия правительства свидетельствуют об обратном: "Уже 10 лет государство работает над деинституционализацией, что означает обеспечение людей жильем, чтобы люди с инвалидностью могли бы полноценно жить в обществе. Но вместо этого значительные средства госбюджета вкладываются именно в услуги социальных центров, что прямо противоположно целям и сути деинституционализации".

Подавляющее количество проблем, о которых говорит омбудсмен, связано со сферой ответственности министерства благосостояния, заявил депутат Артус Кайминьш: "Ситуация сейчас следующая: все эти проблемы, которые изложены на 146 страницах доклада омбудсмена, они цикличны. Мы на комиссии выслушали этот доклад, и я спросил у господина Янсонса – как он, в принципе, оценивает сотрудничество с министерством благосостояния? Какую оценку, по десятибалльной шкале, он бы поставил министерству? Мне господин Янсонс дипломатично сказал, что он не учитель, но потом признался – "слабо". Что означает "незачет".

Депутаты Сейма высказывали и пожелания омбудсмену. В частности о том, чтобы он принимал более активное участие в процессе законотворчества. Вот что сказал депутат Сергей Долгополов: "Я искренне хотел бы рекомендовать омбудсмену обратить внимание на такой процесс, который зовется законодательством. Мне кажется, что в процессе подготовки новых законов, поправок к законам, мы могли бы и должны были бы сразу оценивать предлагаемые изменения или новые нормы на соответствие правам человека".

Прозвучало и пожелание от оппозиционного депутата Юлии Степаненко: "Ваша задача, господин Янсонс, если вы останетесь в этой должности, обеспечить, чтобы чтобы правительство не мучило людей, как оно делает это сейчас. Сейчас, надо сказать, сообщения омбудсмена выглядят порой как жалобы оппозиции на то, что не сделано. Мы с вами можем поделиться многими наблюдениями, мы можем понять друг друга. Однако, на мой взгляд, омбудсмен должен пользоваться гораздо большим авторитетом и иметь возможность делать гораздо больше".

0
Теги:
Юрис Янсонс, Латвия
По теме
Причина катастрофы в центрах социального ухода - низкие зарплаты
Нарушает или пилит сама? У латвийцев появились вопросы к министру благосостояния
Пенсии в Латвии вырастут, но перестанут ли они "нарушать" Конституцию
Накинуть пару евро - это не борьба с бедностью: омбудсмен подсказал кабмину, с чего начать